- Автор Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».
-
27.04.2012 17:08 Проблемы роста армейской артиллерии: мнения профессионалов
В течение четырёх весенних дней по инициативе «Красной звезды» на Тоцком окружном общевойсковом полигоне проходил полевой учебно-методический сбор артиллеристов. На нём состоялся обмен передовым опытом боевой подготовки представителей лучших артиллерийских частей и подразделений Центрального военного округа и Вооружённых Сил. На полевом сборе лучшие артиллеристы обсуждали проблемы рода войск, готовящегося встретить своё 630-летие.Участники сбора увидели передовых артиллеристов: в деле в ходе состязаний на лучший офицерский расчёт и лучшего специалиста артиллерии. Под руководством начальника РВиА 2-й гвардейской армии ЦВО гвардии полковника Александра Драговаловского инструкторско-методические занятия с офицерами провели командир передового реактивного артиллерийского полка полковник Борис Тотиков и начальник лучшей в Сухопутных войсках артиллерии гвардейской мотострелковой бригады гвардии подполковник Владимир Акперов. В частности, состоялось занятие для командиров артдивизионов и начальников артиллерии общевойсковых соединений по порядку подготовки и проведения батарейного тактического учения. На нём гвардии подполковник Владимир Акперов и его подчинённый гвардии старший лейтенант Степан Царенко (командир гаубичной батареи, занявшей первое место на Всеармейском конкурсе по полевой выучке командиров артиллерийских батарей Сухопутных войск) поделились своими методами обучения личного состава. Были проведены показные проверочные занятия по подготовке к тактическим учениям с боевой стрельбой подразделений батальонной, бригадной и армейской артиллерии.
Редакция «Красной звезды» явилась инициатором этого полевого учебно-методического сбора. Хотелось, чтобы в канун 630-летия отечественной артиллерии он стал своеобразным праздником для лучших офицеров-артиллеристов России. Но впечатления от сбора оказались неоднозначными. С одной стороны, радовала весьма достойная боевая выучка участников. С другой - огорчали застарелые проблемы, которые проявились в ходе показных занятий и стрельб. Жаль, что на сборе артиллеристов в полевом лагере на Тоцком полигоне отсутствовали представители артиллерийских конструкторских бюро и предприятий. Думается, конструкторам и производственникам было бы полезно услышать замечания, которые накопились по отношению к созданным ими штатным комплексам артиллерийской техники и вооружения, от тех, кто её эксплуатирует, людей думающих и неравнодушных.
Сегодня в нашей стране, в её Вооружённых Силах время модернизации. Участники сбора передовых артиллеристов России высказали корреспонденту «Красной звезды» ряд своих идей и предложений, направленных на совершенствование главной огневой силы Сухопутных войск.
«Ураганы» ещё послужат
- Для того чтобы наш полк в ходе боевой учёбы смог успешно выполнить поставленные задачи, была проведена большая работа по приведению в должное состояние всей его техники и вооружения. Практически это заслуга нынешнего помощника командира части по МТО подполковника Сергея Мордвинова. Должен сказать, что это самый сильный специалист своего дела, которого мне пришлось знать за всё время службы. После утверждения в должности помощника командира части по МТО он за полгода освоил тыл полка и уверенно держит под своим контролем все вопросы тылового обеспечения. Коэффициент исправности техники превышает 99 процентов. Сергей Владимирович подобрал себе хороший инженерно-технический состав из бывших зампотехов дивизионов. Все техники рот и батарей полка имеют среднее техническое образование и опыт работы. Командиры всех технических и ремонтных отделений - на своих местах.
И минувшее стратегическое учение на государственном полигоне Ашулук показало, что выбор был правильным. Потому что полк за одни сутки совершил «перекат» по степи на расстояние в 240 км. И это даже с учётом ожидания «окон» на железнодорожных переездах. При этом ни одной отставшей машины не было, все поломки устранялись в ходе марша. Наши колёсные боевые и транспортно-заряжающие машины на базе ЗИЛ-135 ещё раз показали, что при маршах на большие расстояния они манёвреннее гусеничной техники. Мы обогнали вышедшие на сутки раньше гусеничные колонны двух соединений - мотострелковой и артиллерийской бригад, которые обычно имеют преимущество при перемещениях в тактической глубине.
Полковник Тотиков выразил своё отношение и к перспективе модернизации основного вооружения полка, и замены её новым комплексом «Торнадо-У»:
- Наш «Ураган» принят на вооружение 37 лет назад, но и сегодня является вполне современной реактивной системой залпового огня большого калибра. Ничего лучше в мире на данный момент не придумано. Наши партнёры из США ранее гордились своим аналогом комплекса «Ураган» - 220-мм РСЗО М1.ГС8. Они широко рекламировали его и «носились» с пакетной системой заряжания. А сейчас вынуждены принимать те конструкторские решения, которые были заложены в «Урагане». Потому что на вызов огня реактивной артиллерии у них уходит более 20 минут. И американская АСУ здесь ни при чём. Но главное - нет «гибкости» огня, полностью отсутствует манёвр боеприпасами, поскольку в пакетах MLRS только боевые части М77 с кумулятивными осколочными боевыми элементами.
Рады тому, что в КБ «Сплав» в настоящее время проводятся работы по совершенствованию 220-мм реактивных снарядов комплекса 9К57 «Ураган» с увеличением дальности стрельбы. Вместе с тем офицеры нашего полка видят большие резервы по модернизации боевых машин 9П140 и транспортно-заряжающих машин. Это для государства было бы намного дешевле и проще, чем принятие на вооружение нового комплекса на базе четырёхосного автомобиля КамАЗ-6350.
Помощник командира полка по МТО подполковник Сергей Мордвинов пояснил оценку командира:
- Опыт войсковой эксплуатации КамАЗ-6350 показывает, что автомобиль пока ещё является «сырой» машиной. У наших соседей в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне были машины этого типа, но их через год убрали. Дело в том, что на автомобиле КамАЗ-6350 часто выходят из строя передние мосты - не выдерживают нагрузки и рвутся поворотные кулаки. К тому же у четырёхосных полноприводных машин КамАЗ-6350 проходимость на пересечённой местности почему-то заметно ниже даже по сравнению с трёхосным «Уралом». И на полигоне Ашулук мы были очевидцами того, как именно «Уралы» вытаскивали застрявшие в грязи КамАЗы.
Поэтому мы выступаем за модернизацию базовых автомобилей комплекса «Ураган» ЗИЛ-135. Это очень удачные машины с высокой проходимостью по бездорожью. Им не страшны ни грязь, ни глубокий мокрый снег. Но их спаренные бензиновые двигатели с грузовых автомобилей «Урал-375» сжигают примерно по 140 литров бензина Аи-92 на каждые 100 км пути и по 35 литров - на один моточас. Считаем, что эти неэкономичные бензиновые двигатели следовало бы заменить на дизели ЯМЗ-238Н с турбонаддувом мощностью 300 лошадиных сил. При этом была бы обеспечена существенная экономия топлива. А потери мощности на трансмиссию могут быть заметно снижены, если, например, вместо двух раздаточных коробок мощности установить всего одну коробку передач.
Полковник Борис Тотиков считает, что за счёт установки на базовой машине ЗИЛ-135 одного компактного дизеля ЯМЗ-238Н можно увеличить размеры кабины на весь расчёт боевой машины.
- В ходе модернизации важно бронировать кабину - защитить артиллеристов от пуль и осколков бронестеклом и противоосколочной бронёй. Предусмотреть и возможность установки на кабинах пулемётов для самообороны. И прикрыть от пуль пакеты с тонкостенными трубами направляющих, которые диверсанты могут пробить из обычного пулемёта. Необходимо поставить также современные навигаторы ГЛОНАСС, разместить на артиллерийской части боевых машин АСУНО – автоматические системы управления и наведения орудий. И тогда наши модернизированные «Ураганы» ещё послужат.
Не отстать от батальоновПодчинённые гвардии старшего лейтенанта Степана Царенко из гвардейской мотострелковой бригады Центрального военного округа на Всеармейском конкурсе по полевой выучке артиллерийских батарей Сухопутных войск завоевали первое место. Его батарея, вооружённая 7-тонными 152-мм буксируемыми гаубицами 2А65, одержала победу в соперничестве с имевшими преимущество в манёвренности артиллерийскими подразделениями на самоходных орудиях «Мста-С» из других военных округов. Батарейцы Царенко со своими самыми тяжёлыми дивизионными гаубицами за всю историю отечественной артиллерии показали на том конкурсе чудеса мобильности. Они совершили два 290-километровых марша, семь раз перемещали элементы боевого порядка, в том числе пять раз меняли огневые позиции и дважды - КНП батареи. И заслужили общую отличную оценку за манёвренность, получили высшие баллы за ведение разведки, топогеодезическую, баллистическую, метеорологическую и техническую подготовку. На отлично поразили также атакующую группу из шести танков, выполнили огневые задачи в ходе перемещения элементов боевого порядка с проведением противоогневого манёвра, в средствах защиты и с передачей управления.
Во многом высокий уровень выучки молодого комбата Царенко и возглавляемой им батареи сформировался под влиянием командира дивизиона подполковника Владимира Рябова и начальника штаба дивизиона майора Евгения Тараканова Под руководством начальника артиллерии бригады подполковника Владимира Акперова была налажена образцовая подготовка батарейцев к участию в конкурсе, определившая их победу. Командир лучшей батареи так объяснил это успешное выступление на Всеармейском конкурсе:
- Занятия с офицерами нашей батареи лично проводил начальник артиллерии бригады. Причём с принятием зачётов по знанию боевых уставов, руководств и наставлений, правил стрельбы и управления огнём, Курса подготовки артиллерии, штатного вооружения и техники, а также требований безопасности. Особое внимание уделялось умению адаптироваться к изменению тактической обстановки и принимать правильное решение. Этот подход оправдал себя. Определяющий вклад в победу на конкурсе внесли офицеры подразделения - старший офицер батареи старший лейтенант Алексей Шамбердов, командир 2-го огневого взвода старший лейтенант Игорь Жданов и командир взвода управления лейтенант Роман Илларионов.Говоря о проблемах, Царенко высказался за необходимость повышения манёвренности гаубичных батарей:
- Мотострелковая бригада по определению должна быть высокомобильной. Повышению манёвренности и защищённости наших огневых подразделений должна послужить предстоящая замена машин «Урал-4320» на предусмотренные штатом четырёхосные артиллерийские тягачи с мощными двигателями и бронированными кабинами и отсеками для орудийных расчётов. Надеемся, что промышленность вскоре поставит нам такие тягачи и они окажутся сильными, манёвренными и защищёнными.
Командир лучшей артиллерийской батареи Сухопутных войск убеждён, что артиллерийским подразделениям бригады нового облика нужна такая же «гибкость», как и у основной боевой техники мотострелковых рот.
- При необходимости я должен со своей батареей действовать в составе батальонной тактической группы. И на своей командирской машине не отставать от командира батальона. Для этого желательно перевести машины командиров и старших офицеров батарей на единую базу основной боевой машины бригады - бронетранспортёр БТР-80. Офицеры-артиллеристы нашей мотострелковой бригады считают, что в более далёкой перспективе было бы неплохо полностью заменить в соединении всю буксируемую артиллерию на самоходную. Но не на гусеничной, а на колёсной базе, чтобы обеспечить её высокую мобильность. В мотострелковых батальонах такой переход уже произошёл - на 120-мм самоходные комбинированные орудия «Нона-СВК».Надеемся, что отечественные конструкторы и производственники порадуют нас разработками новых артиллерийских систем бригадной артиллерии, которые превзойдут иностранные самоходные системы на колёсной базе - шведские «Арчеры», французские «Цезари» или немецкие «Донары».Степан считает, что опыт удачной работы по модернизации артиллерийских систем, доставшихся по наследству от Советской Армии, есть у наших союзников по ОДКБ – в армиях Белоруссии и Казахстана.
- Там наши коллеги раньше начали необходимое совершенствование артиллерии. На оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» мы увидели произведённую в Белоруссии модернизированную версию боевой машины реактивной артиллерии БМ-21 «Град», которая носит наименование «БелГрад» - «Белорусский Град». Белорусы заменили устаревший советский базовый автомобиль «Урал-375» на свой мощный, экономичный и просторный «МАЗ» и получили возможность возить на этой боевой машине ещё один боекомплект и в автоматическом режиме быстро перезаряжать установку. На совместных учениях ШОС и ОДКБ в Казахстане наши артиллеристы видели, как удачно казахстанские коллеги посадили на колёсную базу 122-мм и 152-мм советские гаубицы, а также создали свои 82-мм и 120-мм самоходные миномёты. И при этом выполнили другие необходимые усовершенствования самоходных артиллерийских систем. Например, поставили на этих боевых машинах АСУНО - автоматические системы управления и наведения орудий. Впору сказать, что теперь нашим российским конструкторам и производственникам надо работать и догонять уже наших союзников из Белоруссии и Казахстана.
И снова о «слепом циклопе»
Три года назад начальником артиллерии гвардейской мотострелковой бригады был назначен заместитель командира бывшего гвардейского самоходного артиллерийского полка гвардии подполковник Владимир Акперов. По итогам минувшего года возглавляемая им артиллерия общевойскового соединения признана лучшей в Сухопутных войсках. Этот талантливый, болеющий за дело офицер считает важнейшим приоритетом развития артиллерии внедрение инструментальной разведки и средств управления огнём – связи обеспечения стрельбы.
- Сегодня артиллерия мотострелковых бригад насыщена огневыми средствами. Их количество и качество увеличивается. Например, число орудий в батареях увеличено. А в мотострелковых батальонах у нас вместо прежних 120-мм возимых в кузовах ГАЗ-66 миномётов «Сани» появились батареи, вооружённые новыми комбинированными орудиями «Хоста» и «Нона-СВК». Но при этом они пришли к нам без специальных командирских машин комплексов разведки и управления огнём, которые соответствовали бы этим современным самоходным орудиям - дальнобойным и бронированным.Сегодня меня, начальника артиллерии, при значительном количестве штатных огневых подразделений с большой дальностью поражения нет необходимых средств артиллерийской инструментальной разведки и управления огнём. Получается, что при максимальной дальности стрельбы штатных 152-мм гаубиц 2А65 «Мста-Б» (почти 25 км) наши немногочисленные оптические средства разведки, как и 100 лет назад, обеспечивают определение полярных координат целей только в пределах прямой видимости - до 3–5 км, то есть на 10–2 процентов от необходимой глубины разведки.
На полевом учебно-методическом сборе начальник артиллерии общевойскового соединения дал буквально такую же оценку нынешнему состоянию артиллерийской разведки и управления огнём, какую ещё в октябре 2009 года высказал в интервью «Красной звезде» генеральный инспектор Министерства обороны РФ маршал артиллерии Владимир Михалкин. Он тогда с сожалением констатировал, что в вопросах разведки мы по-прежнему, как и в советские времена, отстаём: «У нас прекрасные средства поражения - на Западе нет даже аналогов некоторым нашим артиллерийским комплексам. Но средства разведки работают на столь малую глубину, что даже эффективность имеющегося оружия используется на 20 процентов».Более того, маршал Михалкин, исходя из опыта оперативно-стратегического учения «Запад-2009», в котором участвовала и гвардейская мотострелковая бригада ЦВО, заявил, что с переводом войск на бригадную структуру необходимо создавать и соответствующую систему управления огнём артиллерии. «В дивизии у начальника артиллерии была батарея управления и артиллерийской разведки, где имелись средства разведки, связи, обеспечения стрельбы. Очевидно, что так же должно быть и в бригаде. Начальник артиллерии, не имея средств разведки и управления, не может создать группировку и управлять ею. А это всё равно, что бить не кулаком, а растопыренными пальцами».По убеждению гвардии подполковника Акперова, сегодня крайне необходима модернизация колёсной базы комплекса машин управления огнём буксируемой артиллерии 1В17 дивизиона 152-мм буксируемых гаубиц «Мста-Б». Этими машинами сейчас оснащён дивизион 152-мм буксируемых гаубиц «Мста-Б» мотострелковой бригады, вся боевая техника которой для достижения оперативной мобильности переведена на колёсную базу. В то же время начальник артиллерии соединения считает, что нужно провести модернизацию базовых шасси этих командирских машин. Чтобы они не отставали в бою от бронетранспортёров БТР-80, которыми вооружены мотострелковые батальоны:
- Прежде всего необходима модернизация базовых машин командиров батарей 1В18«Клён-1» и командира дивизиона 1В19 «Клён-2», которые имеют шасси на базе бронетранспортёров БТР-60ПБ. На них сегодня очень сложно работать: их слабые синхронизированные бензиновые «движки» давно сняты с производства, и запчастей на них нигде нет. Считаю, что все командирские машины артиллерии бригады должны стоять на единой базе БТР-80. То же самое касается машин 1В110 старших офицеров батарей на шасси ГАЗ-66 и командно-штабной машины управления огнём 1В111 начальника дивизиона на шасси ЗИЛ-131. Они за десятки лет так изношены, что я молюсь, когда приходится совершать марши даже на окружной полигон. А о каком управлении батальонной артиллерией бригады может идти речь, если в батареи новые самоходные комбинированные орудия «Нона-СВК» поставлены без соответствующего комплекса машин разведки, связи и управления?Недостатки в развитии средств разведки и управления могут привести к тому, что мощная артиллерия бригад нового облика может уподобиться лишённому глаза могучему титану Полифему. Здесь полезно прислушаться к мнению умудрённого опытом маршала-фронтовика Владимира Михалкина: «Надо повысить требовательность к промышленности и к заказчикам, добиться внедрения разведывательно-огневых комплексов. Вооружение должно заказываться не отдельными элементами - средства разведки, управления, поражения, а комплексно. В этом комплексе должны быть средства разведки, которые, обнаружив цель, в автоматическом режиме передают координаты на командные пункты и средства поражения. То есть подготовка данных для стрельбы, наводка должны производиться автоматически по принципу «обнаружил - поразил». У нас есть такие комплексы. И современные средства разведки есть. Но пока ещё медленно приживаются в войсках»."Красная звезда"
Blog about tanks and tankmen. Блог о танках и танкистах. Вся публикуемая информация является либо копипастом, либо полнейшей выдумкой и бредовой фантазией автора. Все совпадения с реалиями исключительно случайны.
воскресенье, 29 апреля 2012 г.
«Боги войны» и время модернизации
суббота, 28 апреля 2012 г.
ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
(в порядке обсуждения)
Канд. техн. наук С. В. ДОРОГИН, Г. М. ЖАРАБИН, канд.
техн. наук В. А. СОРОКИН
журнал "Вестник бронетанковой техники" №3 / 1979г
Обсуждение работы [1] дает право высказать
некоторые соображения о гарантийных испытаниях на основе более чем 35-летнего
опыта их проведения. Они были начаты по инициативе ГКО в 1943 г. для проверки
качества и надежности образцов бронетанковой техники. Общее представление об
объеме, условиях и основных результатах их проведения показывает:
1) Число машин, испытанных за 1943-1976 гг.,
насчитывает 642*, а номенклатура их - 70.
*За 1943—1944 гг. учтены данные только по танкам Т-34
всех модификаций и самоходным установкам на их базе. По остальным испытанным
маркам образцов БТТ (тяжелые танки и самоходные установки на их базе, легкие
танки и самоходные установки, бронеавтомобили) точные данные за 1943— 1944 гг.
отсутствуют. Поэтому общее количество испытанных машин может превосходить
указанное число примерно на 30—35 единиц.
2) В период 1946-1976 гг. ежегодно испытывалось
8-29 образцов от одного до 12 типов. При незначительном колебании
среднегодового числа испытанных машин (15-19) среднегодовая номенклатура по пятилеткам
имеет тенденцию к заметному возрастанию (от 3 до 8-9) (табл. 1).
3) Гарантийные испытания проводились в различных
климатических зонах. Наибольшее число машин - 417 (64,9%) было испытано во II
(умеренной) зоне, 127 (19,8%) машин было испытано в I (холодной) зоне, 68
(10,6%) в IV (жаркой) зоне и 30 (4,7%) в горных условиях (классификация зон по
ГОСТ 16350-70).
4) Из 642 испытанных машин выдержали гарантийные
испытания 199 (30,9%). Доля выдержавших гарантийные испытания машин (табл.2)
по их типам изменялось в весьма широких пределах (5-55%).
5) Представляют интерес данные о числе машин,
выдержавших гарантийные испытания, в зависимости от климатических зон и
условий проведения испытаний. Так, например, при испытаниях: в
научно-исследовательских учреждениях (НИУ) МО их выдержали 27,3% машин, в
войсках - 33,4%, на заводах - 36,9%. При этом следует иметь в виду, что
испытаниям в НИУ МО были подвергнуты 50% всех машин и они проводились в течение
всего года, а в войсках - только в летнее и в зимнее время; на заводах было
испытано всего 17,3%. Во II
климатической зоне в разное время года испытания выдержали 28,5% машин, в IV зоне - 30,8%, в I зоне (зимой) -37,0%, в горных
условиях (летом) - 40,0% машин.
Таблица
1
Среднегодовые
значения числа и номенклатуры испытанных машин
Годы
|
Среднегодовое число испытанных образцов
|
Среднегодовое число испытанных
типов
|
1946 - 1950
|
17
|
3
|
1951 - 1955
|
15
|
4
|
1956 - 1960
|
15
|
7
|
1961 - 1965
|
19
|
8
|
1966 - 1970
|
18
|
9
|
1971 -
1975
|
19
|
8
|
Из приведенных данных следует, что по мере
совершенствования машин с увеличением их гарантийной наработки число
выдержавших испытания машин возрастает. Так, если относительное число танков
Т-34, выдержавших испытания, принять за единицу, то для танков Т-54 этот
показатель равен 1,39, для танков Т-62 -1,71; для танков Т-64А -1,04; для
танков Т-72 -1,30.
Для рассматриваемого периода характерно
заметное увеличение гарантийной наработки (в 5 - 6 раз) при незначительном
увеличении (в 1,3 - 1,5 раза) наработки до капитального ремонта. Это ,
обстоятельство отражает специфику военных машин, имеющих высокую потенциальную
вероятность боевых повреждений в течение одной-двух фронтовых (армейских)
операций. Увеличение наработки до капитального ремонта более 11 - 12 тыс. км для
них не оправдано экономически, а увеличение гарантийной наработки является
необходимостью.
Следует отметить, что гарантийные испытания
по своему существу являются ускоренными испытаниями, так как обеспечивают
проверку качества техники в объеме гарантийной наработки в среднем в 6 - 10 раз
быстрее, чем в условиях нормальной войсковой эксплуатации машин учебно-боевой
группы. Их проведение в различных климатических зонах по единым методикам дает
возможность оценить характеристики машин в наиболее распространенных условиях
войсковой эксплуатации.
Существуют гарантии по наработке и времени
эксплуатации или хранения бронетанковой техники [2]. При этом под гарантией
понимается срок эксплуатации, в течение которого изготовитель гарантирует
доброкачественность изделия согласно утвержденным ТТХ, ГОСТ и ТУ. В этом смысле
гарантия является показателем качества и ответственности изготовителя за
выполнение своих обязательств перед заказчиком [3].
Таблица
2
Число
испытанных и выдержавших гарантийные испытания машин
Марки машин
|
Число
испытанных машин
|
Процент машин,
выдержавших испытания
|
ИС-2, ИС-85, ИС-122, ИСУ-122, ИСУ-152
|
19
|
5,3
|
ИС-3
|
9
|
0
|
ИС-4
|
6
|
0
|
Т-10, Т-10А, Т-10М
|
20
|
5,0
|
Т-34, Т-34-85, СУ-85, СУ-100
|
94
|
39,4
|
Т-44
|
22
|
9,1
|
Т-54, ЗСУ-57-2
|
97
|
53,6
|
Т-55
|
55
|
16,4
|
БТС-2
|
2
|
50,0
|
Т-62
|
53
|
66,0
|
ИТ-1
|
3
|
33,3
|
Т-64
|
3
|
33,3
|
Т-64А
|
9
|
44,4
|
Т-72
|
6
|
50,0
|
СУ-76
|
17
|
29,4
|
АСУ-76, АСУ-57
|
8
|
12,5
|
ПТ-76Б,
БТР-50П
|
47
|
38,3
|
СУ-85
|
4
|
0
|
БМД-1, БТР-Д
|
10
|
10,0
|
БМП-1, БМП-1К, БРМ-1К
|
69
|
10,1
|
ЗСУ-23-4
|
14
|
0
|
Шасси «123»
|
10
|
20,0
|
БТР-40
|
4
|
25,0
|
БТР-152
|
11
|
54,5
|
БРДМ-1, Б РДМ-2
|
24
|
20,8
|
БТР-60ПБ
|
26
|
23,1
|
К сожалению, с понятием «гарантия» часто
связывают не обязанность изготовителя выпускать доброкачественную продукцию, а
обязательства безвозмездного устранения недостатков (в том числе за счет
проведения ремонтов своими силами и поставки сборочных единиц в войска, сверх
установленных норм комплектации или снабжения). Таким образом, гарантия
качества подменяется гарантией ремонта. Вполне очевидно, что и это понятие и
соответствующие критерии оценки должны быть едиными как для заказчика, так и
для изготовителя.
Объем гарантийных испытаний последних
образцов бронетанковой техники достигает 46 - 57% ресурса [1]. Такой объем
проверки позволяет выяснить эксплуатационные свойства и надежность машины в
пределах, значительно превосходящих период начальной приработки и находящихся
примерно в середине зоны нормальной эксплуатации.
При разработке типовой программы гарантийных
испытаний важное значение приобретает вопрос о числе испытуемых машин n
[4]. В работе [1] рассмотрен один из вариантов расчета n,
можно предложить второй. Пусть:
Sг — гарантийная
наработка на отказ;
Sн — средняя наработка
на отказ (Sн > Sг);
n — число одновременно испытываемых
машин на надежность;
r — число неустранимых отказов за Sн
или Sг;
α = β = 0,1 — риск
заказчика и изготовителя;
A
= (1- β) / α — отношение вероятности браковки машин, удовлетворяющих и не
удовлетворяющих ТУ. По предыдущему условию А = 9;
В = β /(1 - α)
—отношение вероятностей приемки машин, удовлетворяющих и не удовлетворяющих ТУ
(по условию В = 0,111);
Pг(r)
= (Sн
n/Sг)r e(-Sнn/Sг): r!,
Pн(r)
= (Sн
n/Sн)r e(-Sнn/Sн): r!—
вероятности возникновения заданного числа отказов (при экспоненциальном законе
распределения и средней наработке на отказ соответственно Sг и Sн) за суммарную наработку Sн n;
P(r)
= Pг(r)
/ Pн(r)
= (Sн/
Sг)
r
e-(1/Sг – 1/Sн) Sн n
— отношение
вероятностей, которое необходимо сравнивать с А или В.
Задаваясь различными
отношениями Sн/
Sг,
при указанной выше величине риска, можно определить необходимое число машин n,
удовлетворяющее условию P(r)
≤ B в
предположении, что r = 0. Так, например:
а) При Sн/ Sг = 2 P(r)
=0,111 =2°·2,72-1·n , откуда n
= 2,2. Следовательно, число машин должно быть равно 3.
б) При Sн/ Sг = 1,5 P(r)
=0,111 = 1,5·2,72-0,50·n, откуда n
= 4,4. Следовательно, число машин должно быть равно 5.
в) При Sн/ Sг= 1,25 P(r)
=0,111 = 1,25°·2,72-0,25·n, откуда n
= 8,8. Следовательно, число машин должно быть равно 9.
Чем меньше будет разница между наработками Sн и Sг, тем больше необходимо иметь
машин для обеспечения условия В≤0,111.
Многолетняя практика показала эффективность
гарантийных испытаний с целью контроля качества серийной БТТ, поэтому они могут
и должны являться обязательным элементом общей системы испытаний бронетанковой
техники. Для дальнейшего совершенствования системы гарантийных испытаний
целесообразна разработка положения о гарантийных испытаниях и их типовой
программы. Для разработки типовой программы гарантийных испытаний можно
рекомендовать следующие исходные положения:
1) Целью
испытаний является:
а) оценка качества
изготовления, работоспособности и соответствия образца утвержденным ТУ по
проверяемым параметрам в пределах гарантийной наработки образца в целом;
б) определение причин
выявленных недостатков и разработка предложений по их устранению.
2) Гарантийным
испытаниям должны подвергаться серийные образцы из числа принятых военным
представительством для поставки в войска, по выбору приемщика. Установка опытных
сборочных единиц на машинах, подвергающихся гарантийным испытаниям, не
допускается, так как этим будет нарушаться случайность выборки, необходимая для
оценки качества серийной продукции.
3) Гарантийным
испытаниям - в зависимости от годового объема выпуска продукции предприятием -
должны подвергаться 1-2 образца в год.
4) Гарантийные
испытания могут проводиться в войсках или на заводах промышленности. Один раз в
год в одном из военных округов (поочередно в каждой климатической зоне) должны
проводиться одновременные испытания всех или большинства типов серийных машин.
Материально-техническое обеспечение и обеспечение личным составом экипажей и
контролеров в этом случае возлагаются на войсковые части. Испытания на заводах
промышленности проводит комиссия из состава военных представительств. В этих
случаях ответственность за материально-техническое обеспечение испытаний и за
обеспечение экипажами возлагается на завод-изготовитель, а за организацию
испытаний — на военное представительство.
5) Независимо
от места проведения испытаний завод обеспечивает восстановление образцов,
вышедших из строя во время испытаний, а также разборку и дефектацию по
окончании испытаний.
Выводы:
1. Гарантийные
испытания бронетанковой техники, проводимые заказчиком с 1943 г., являются
действенным и оперативным средством контроля качества серийно выпускаемой
продукции в объеме гарантийной наработки образца.
2. Для
дальнейшего повышения эффективности гарантийных испытаний целесообразна разработка
положения о гарантийных испытаниях и их типовой программы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Платонова Л. Г.,
Развалов А. С. О гарантийных обязательствах и гарантийных испытаниях
бронетанковой техники.— Вестник бронетанковой техники, 1977, № 2.
2.Халфин С. А. О
гарантийных обязательствах на бронетанковую технику и комплектующие изделия. —
Вестник бронетанковой техники, 1970, № 3.
3.Дорогин С. В.,
Молотков В. И. О гарантийном сроке службы танка. — Вестник бронетанковой
техники, 1964, № 4.
4.ГОСТ 16504—70.
Качество продукции. Контроль и испытания. — М.: Изд-во стандартов, 1972.
Поступила в редакцию
15.11.78.