вторник, 31 января 2012 г.

ГАБТУ положительно оценивает модернизированный танк Т-90






























Армейский вестник: Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил.  
Минувшие 2010 и 2011 годы оказались чрезвычайно насыщены событиями, связанными с танкостроением и танковыми войсками.
• Во-первых, прошла череда юбилеев, стартовавшая 31 августа 2010 г., когда исполнилось 90 лет отечественному танкостроению. Затем танкостроители и танкисты отмечали 95 лет с момента первого появления танков на поле боя, 75-летие ведущего танкового предприятия страны Уралвагонзавода и 70-летие начала выпуска им танков, 65-летие со дня учреждения профессионального праздника – Дня танкистов.
• Во-вторых, в эти же годы масштабно развернулась глубокая реформа Вооруженных Сил РФ в целом, видов ВС и родов войск. Формирование нового облика Вооруженных Сил неизбежно затронуло бронетанковое вооружение и технику (БТВТ), военную автомобильную технику (ВАТ). К этим системам вооружения Министерством обороны РФ были выработаны требования, означавшие радикальную смену парадигмы развития БТВТ.
• Очевидно, что промышленность должна перестроиться, чтобы предложить армии технику, отвечающую сегодняшним и перспективным потребностям государственного заказчика продукции военного назначения. Весьма важно, чтобы руководители и специалисты ОПК хорошо понимали, что именно ожидают получить от них Вооруженные Силы, каковы взгляды венного руководства на развитие систем вооружения.
• О позиции Министерства обороны РФ в области развития БТВТ журналу «Национальная оборона» рассказал начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор Александр ШЕВЧЕНКО.
— Александр Александрович, напомните, пожалуйста, нашим читателям, какова сфера деятельности ГАБТУ МО РФ, за какие вопросы оно отвечает?
• В сфере деятельности Главного автобронетанкового управления находятся пять основных направлений:
- строительство системы танко-технического и авто-технического обеспечения;
- организация танко-технического и авто-технического обеспечения в Вооруженных Силах;
- обеспечение войск (сил) бронетанковым вооружением и техникой, военной автомобильной техникой по своей номенклатуре;
- планирование развития бронетанкового вооружения и техники, военной автомобильной техники;
- обеспечение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами согласно своим направлениям деятельности.
• По указанным направлениям ГАБТУ является межвидовым органом управления для всех видов ВС и родов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, Воздушно-десантных войск. Отмечу, что ранее такой подход соблюдался не всегда, что вызывало определенные проблемы в формировании единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил.
— В наследство от Советской Армии новой Российской армии досталась огромная номенклатура БТВТ, причем по несколько типов техники одного класса. Какими мерами выправляется такое положение?
• Действительно, наши Вооруженные Силы к началу реформирования имели разношерстный «зоопарк» бронетанкового вооружения и техники – порядка 20 марок в 55 различных модификациях. Около 65% парка имеют срок эксплуатации 20 лет и более. При этом его основу составляют образцы, идеология которых закладывалась исходя из взглядов на тактику и оперативное искусство прошлого столетия.
• Министром обороны утверждена концепция развития БТВТ. В ней определено, что с целью скорейшего приведения номенклатуры БТВТ к разумной достаточности необходимо провести так называемую «принудительную унификацию», которая обеспечивается комплексом мер организационного и технического характера.
• В организационном плане, после оценки места и роли БТВТ в новом облике ВС, решено оставить в составе Вооруженных Сил научно обоснованную по количеству и типажу номенклатуру танков и другой бронетехники. Остальные образцы БТВТ выводятся из состава ВС и перестают числиться за Министерством обороны. Они могут использоваться в интересах военно-технического сотрудничества, направляться на утилизацию. Это решение будет реализовано уже в текущем году.
• Что касается танков, то в составе ВС остаются только танки семейств Т-72/Т-90 и Т-80, примерно в равных долях. Тем самым достигается унификация по их материально-техническому обеспечению и ремонту, сокращение расходов по эксплуатации и обучению танкистов.
• В техническом плане проведена тщательная «инвентаризация» боевых и эксплуатационных свойств имеющихся на вооружении БТВТ. За сравнительно короткое время проведена целая серия испытаний образцов БТВТ различного класса, и в настоящее время ГАБТУ имеет полную и объективную картину по всей номенклатуре БТВТ. Полученные данные позволили разработать, с привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны и промышленности, программу повышения военно-технического уровня имеющейся техники и поддержания ресурса.
• Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил. При этом объем необходимых модернизационных мероприятий мы будем определять по критерию «стоимость – эффективность». Ни для кого не секрет, что танки Т-80 дороже в эксплуатации, чем танки семейства Т-72/Т-90. Поэтому танки семейства Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по мере его израсходования – постепенно выводиться из состава ВС.
— Каковы современные взгляды на перспективную систему БТВТ и ВАТ? Что означает понятие «единой унифицированной платформы»?
• Под руководством министра обороны, начальника Генерального штаба, заместителей министра обороны, коллективом Главного автобронетанкового управления совместно с научными организациями и промышленностью проведена огромная работа по оценке боевых и эксплуатационных свойств БТВТ и ВАТ как отечественного, так и зарубежного производства.
• Мы посетили немало подразделений ВС и профильных предприятий основных танкопроизводящих стран, включая страны НАТО. Внимательнейшим образом оценен опыт боевого применения в современных конфликтах, определены перспективы развития, как по боевой, так и по технической составляющей.
• Для обеспечения требуемого паритета, в условиях изменившейся в XXI веке идеологии ведения военных действий, назрела необходимость создания максимально унифицированных между собой боевых машин, позволяющих обеспечить качественное превосходство над конкурентами.
• Сегодня мы имеем четкое представление о роли и месте бронетанковой техники на поле боя, о решаемых ею задачах в текущий момент и в перспективе. На прочной научной и практической основе сформулирована концепция построения единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил, с определением требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.
• При этом необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации более современными образцами бронетанкового вооружения и техники за счет поставки серийно выпускаемых и модернизированных образцов при безусловном учете экономической целесообразности вносимых изменений;
- провести принудительную унификацию существующего парка, позволяющую значительно уменьшить затраты на содержание вооружения и военной техники и перераспределить средства на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и серийное производство;
- обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации бронетанковым вооружением и техникой, позволяющей получить паритет с конкурентами, а также создать научно-технический задел для достижения превосходства;
- создать систему технического обслуживания и ремонта, позволяющую в условиях нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить гарантированное поддержание техники в боеготовом состоянии.
• Система БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы в каждом классе машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая, средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. Но этого мало – мы выдвигаем требования унификации и между семействами различной категории. Такая унификация логично приводит к необходимости создания единых платформ, борта с открытой архитектурой.
Вкратце требования к новому поколению БТВТ и ВАТ можно охарактеризовать тремя «И»: интероперабельность, интеграция, интеллектуализация.
• Интероперабельность – это обеспечение функционирования техники в интересах выполнения задач разных видов ВС и родов войск, интеграция в их системы вооружения, управления войсками и оружием без каких-либо ограничений доступа и реализации. Интероперабельность является «системой систем» – набором взаимозависимых общих и частных систем, которые могут быть интегрированы для достижения нового уровня эффективности.
• Интеграция – это объединение в рамках семейства различных конструкторских и технологических решений, выполненных в рамках единых требований к платформе, отдельным боевым и обеспечивающим модулям, агрегатам и узлам. Общая платформа с интегрированными решениями обеспечивает мультимодальное применение и гибкую конфигурацию в соответствии с текущими задачами.
• Интеллектуализация – это автоматизация и компьютеризация боевых, обеспечивающих и эксплуатационных функций с задачей максимально возможного исключения человека из алгоритмов боевой деятельности и повседневной эксплуатации. Интеллектуализация становится критически важным условием для многофункциональных интегрированных боевых систем в средне- и долгосрочной перспективе и обещает в будущем создание роботизированных боевых систем.
• Впервые в истории отечественного танкостроения мы одновременно развернули опытно-конструкторские работы (ОКР) по четырем ключевым направлениям БТВТ с учетом изложенных требований. К 2015-2016 гг. мы должны получить от разработчиков технику нового поколения обширной номенклатуры, покрывающей потребности ВС и отвечающей самым высоким критериям по боевым и эксплуатационным характеристикам. Такой подход, без преувеличения, можно назвать революционным.
— Александр Александрович, вы упомянули термин «борт с открытой архитектурой». Нельзя ли разъяснить, что это подразумевает?
• Этот термин означает наличие платформы с интерфейсами, унифицированными по ключевым параметрам – электрическим, программным, механическим, массо-габаритным и так далее. В рамках этих параметров возможно создание функциональных модулей и агрегатов различного назначения, которые должны монтироваться на любые машины как внутри семейства, так и, в определенных случаях, на машины других семейств.
• Не секрет, что раньше мы отставали в области оснащения БТВТ электроникой, компьютерной техникой. Концепция борта с открытой архитектурой предполагает информационную интеграцию функциональных модулей и агрегатов на основе единой мультиплексной шины в бортовую информационно-управляющую систему.
• Для лучшего понимания широким кругом читателей принципа «борта с открытой архитектурой» приведу аналогию с персональным компьютером. Корпус и системная плата образуют платформу, на базе которой можно собрать компьютер в очень широком диапазоне производительности как общего назначения, так и для решения целевых задач, например в области компьютерной графики или математического моделирования. При этом интерфейсы платформы стандартизированы и любое устройство расширения, будь то модуль оперативной памяти или видеокарта, от любого производителя со всего мира, без всяких проблем интегрируется в платформу за пять минут.
• Напомню, что в мире всего несколько производителей чипсетов для системных плат и тысячи предприятий, выпускающих комплектующие для компьютеров. Тем не менее, компьютер, собранный из десятков комплектующих со всего мира, прекрасно работает.
Мы хотим добиться близкого уровня совместимости в области БТВТ и ВАТ. С этой целью ГАБТУ разрабатывает технические требования по борту с открытой архитектурой и к исходу текущего года доведет их в полном объеме до предприятий. Это очень важная и ответственная работа, задающая технические условия в сфере БТВТ и ВАТ на много лет вперед. Ее значение трудно переоценить.
— Большой интерес у общественности вызывает перспективное семейство бронетехники тяжелой категории, разрабатываемое в рамках ОКР «Армата». Какие машины предполагается создать в рамках этой платформы? В какой мере в них могут использоваться наработки по ОКР «Совершенстование-88», объекту 195?
• По техническому заданию опытно-конструкторской работы с шифром «Армата» предусматривается создание к 2015 году унифицированной платформы тяжелой категории по массе, с несущей способностью шасси до 30 тонн. В рамках семейства разрабатываются основной танк, боевая машина пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и другие образцы.
• Платформа «Армата» вбирает в себя как новейшие конструкторско-технологические решения, так и зарекомендовавшие себя ранее разработки, выполненные при создании объекта 195 и в рамках других ОКР. В частности, имеет смысл использовать в перспективном танке наработки ОКР «Совершенствование-88» по компоновке, баллистической защите, силовой установке и другие.
• По ОКР «Прорыв-2» получены хорошие результаты, близкие к требованиям ГАБТУ, по системе управления огнем, их также можно использовать в «Армате» после соответствующей доработки. Образно говоря, мы стоим на плечах своих предшественников, их достижения обязательно будут задействованы с пользой при создании перспективных образцов.
— Какие машины предусматривается разработать в средней категории?
• В средней категории по массе ведутся ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг» с целью создания к 2016 году единых унифицированных платформ на гусеничном и колесном шасси соответственно. В частности, в интересах Сухопутных войск на гусеничной платформе разрабатываются боевая машина пехоты, бронетранспортер повышенной вместимости, бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Естественно, что оба семейства в полной мере должны отвечать требованиям интероперабельности, интеграции, интеллектуализации.
— Каковы перспективы появления в системе БТВТ шасси с электродвижением?
• Теоретически шасси с электродвижением обещает немало преимуществ. Однако пока не удается преодолеть технологический порог, который позволит воплотить теоретические достоинства в практические решения. Некоторые ключевые элементы такого шасси, прежде всего электродвигатели, пуско-регулирующая силовая аппаратура, пока не отвечают современным и перспективным требованиям.
— Какие планы имеются у Министерства обороны РФ в части модернизации и ремонта существующего парка БТВТ?
• Как я уже говорил, до постановки на вооружение БТВТ нового поколения мы будем поддерживать ресурс и модернизировать танки семейства Т-72/Т-90. До 2015 года планируется создать инфраструктуру системы технического обслуживания и ремонта нового облика, позволяющей за счет технического надзора и сервисного сопровождения со стороны предприятий-разработчиков обеспечить гарантированное поддержание боевых и эксплуатационных свойств бронетанкового вооружения и техники Вооруженных Сил Российской Федерации.
• Что касается модернизации, то ее стоимость должна строго соответствовать приросту боевой эффективности. В противном случае ГАБТУ в такой модернизации не заинтересовано. В этом направлении мы работаем в тесном контакте с промышленностью, согласуем технические задания на ОКР, которые промышленность ведет за счет собственных средств.
• В частности, ГАБТУ положительно оценивает представленный на недавней выставке в Нижнем Тагиле вариант модернизации танка Т-90. Особенно по направлению повышения огневой мощи, оснащению новой СУО, где реализован принцип «охотник – стрелок».

Виктор Мураховский, «Национальная оборона»

Россия готовит Закавказье к войне в Иране

   Геополитическая обстановка вокруг Сирии и Ирана побуждает Россию в ускоренном порядке совершенствовать свои военные группировки в Закавказье, на Каспии и в регионах Средиземного и Черного морей. Источники "Независимой газеты" в военном ведомстве РФ сообщают, что в Кремль поступают сведения о готовящемся при поддержке США ударе Израиля по ядерным объектам Ирана.
Сообщается, что удар будет внезапным и нанесен в день "Х" совсем скоро. Ответные меры Тегерана, надо полагать, не заставят себя ждать, что может привести к полномасштабной войне, последствия которой могут быть непредсказуемыми. Эта проблема в числе приоритетных обсуждается сегодня на саммите РФ-Евросоюз в Брюсселе при участии президента России Дмитрия Медведева. Накануне мероприятия Кремль устами постпреда РФ при ЕС Владимира Чижова заявил, что удар Израиля или США по Ирану приведет к "катастрофическому развитию событий".
 В военной же сфере Россия уже год как начала подготовку к минимизации потерь от возможных военных действий против Тегерана. Сейчас она почти завершена. По информации источников в Минобороны, в октябре-ноябре 2011 года полностью оптимизирована 102-я военная база в Армении. Семьи военнослужащих вывезены в Россию, а российский гарнизон, дислоцированный близ Еревана, сокращен, воинские подразделения, дислоцированные там, переведены в район Гюмри, поближе к турецкой границе.
"Именно с территории Турции возможны удары войск США по объектам в Иране. Какие задачи в связи с этим будет решать 102-я база - пока не совсем ясно. Но известно, что с 1 декабря с.г. в полную боевую готовность приведены российские войска на военных базах в Южной Осетии и Абхазии. А корабли Черноморского флота дрейфуют неподалеку от границы с Грузией, которая в этом конфликте может выступить на стороне антииранских сил", - пишет издание.
На фоне возможной интервенции на Иран резко обострится проблема со снабжением российского воинского контингента в Армении, так как в апреле этого года Грузия прервала действие договора о транзите из России в Армению военных грузов. Фактически российско-армянская группировка на Южном Кавказе уже изолирована. Снабжение Российской армии (ГСМ, продовольствием и т.д.) идет только по воздуху и путем прямых договоров с Арменией, которая, в свою очередь, подобную продукцию (бензин, дизельное топливо, керосин) закупает в Иране. Война в Иране будет означать прекращение снабжения базы через этот канал.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который долгое время был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье и лично занимался вопросами обеспечения соединений и частей боеприпасами и вооружением (в том числе и 102-й базы), считает, что в случае начала полномасштабной войны против Ирана, Россия будет искать пути надежного боевого снабжения военного объекта через Грузию. Он полагает возможность прорыва грузинской транспортной блокады. "Возможно, придется прорвать грузинскую транспортную блокаду и обеспечивать военными средствами транспортные коридоры, ведущие в Армению", - считает военный эксперт.

Руководитель же Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подчеркнул, что в Минобороны РФ сейчас очень настороженно относятся и к Азербайджану, который за последние три года вдвое увеличил свой военный бюджет и закупает израильские беспилотники и другие продвинутые средства разведки и топопривязки, тем самым вызывая "законное раздражение у Тегерана и Армении". Кроме того, как он заметил, Баку сейчас усилил давление на Москву, требуя значительного повышения арендной платы за использование Габалинской РЛС. "Однако, даже учитывая споры между Ираном и Азербайджаном из-за нефтяных месторождений на юге Каспия, вряд ли можно уверенно утверждать, что Баку поддержит антииранскую военную кампанию. Весьма маловероятно также, что он развяжет боевые действия против Армении".
С позицией Цыганка не согласен военный эксперт полковник Владимир Попов, который в свое время анализировал военные действия между Баку и Ереваном в 1991-1993 годах, а сейчас отслеживает военные реформы в Азербайджане. По его словам, переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта "неоправданно затянулся" и в Баку в открытую звучат заявления о реванше. "Превентивные удары армии Азербайджана по Армении и Нагорному Карабаху с тем, чтобы наконец-то решить территориальный спор в свою пользу, вполне возможны", - считает эксперт.
 В этой ситуации, по его мнению, важным является вопрос позиции России. Он допускает, что на фоне войны в Иране, если Азербайджан при поддержке Турции нападет на Армению, все авиационные атаки противника на Армению Россия совместно с подразделениями ПВО вооруженных сил Армении будет отбивать. "Будет ли это считаться участием Москвы в боевых действиях, сказать трудно. Безусловно, войска РФ не будут участвовать в боевых действиях на территории Нагорного Карабаха. Но в случае возникновения военных угроз в отношении Армении, к примеру, со стороны Турции или Азербайджана, участие России в сухопутных боях, видимо, будет иметь место", - говорит Попов.
Эксперт также не исключает военного участия России и в конфликте в Иране. По его прогнозам, Россия хотя бы на военно-техническом уровне окажет поддержку Ирану при самом неблагоприятном сценарии, когда Тегерану будет угрожать полное военное поражение в случае противодействия наземному вторжению в Иран войск США и НАТО.
Источник.

Gur Khan: собственно мои опасения и предположения, о которых уже неоднократно писал, судя по всему, сбываются...

120-мм пушка для танка будущего MCS

Владимир Зубов, к.т.н.

Введение
На протяжении последних 10 лет американские военные специалисты вели разработку нового легкого танка MCS  (Mounted Combat System – «Боевая система, установленная на платформу»). Танк MCS создавался в рамках программы «Боевая система будущего» (Future Combat System – FCS). Эта программа до июля 2009г. являлась основной программой развития сухопутных войск США. Программа разработана в рамках концепции «Армия нового типа», которая предполагала всестороннее реформирование сухопутных войск США. Концепция изложена в документе «Армейская перспектива-2010» (Army Vision 2010), изданном в 1996 году, и направлена на повышен¬ие боевой эффективности, как отдельных формирований, так и сухопутных войск в целом. На протяжении более 10 лет FCS была самой крупной, самой сложной и дорогостоящей новой программой развития вооруженных сил в истории американской армии, на которую было израсходовано по некоторым оценкам уже около 300 млрд. USD.
Все наземные боевые машины, разрабатываемые по программе FCS, должны были быть способными транспортироваться самолетом С-130 «Геркулес», максимальной грузоподъемностью 20 тонн. Особенностью данного самолета является возможность взлета и посадки практически на любые аэродромы вплоть до грунтовых, что особенно важно ввиду отсутствия в континентальной России и других странах достаточного количества аэродромов, оборудованных протяженными взлетно-посадочными полосами для приема тяжелых транспортных самолетов. Отсюда основным требованием при создании легкого танка было обеспечение массы танка не более 20 тонн.
Такое жесткое ограничение по массе потребовало от разработчиков принятия ряда новых технических решений, не используемых ранее при создании танковых пушек. Основная проблема, связанная с установкой мощной танковой пушки на легкий носитель, заключается в обеспечении устойчивости носителя. Уменьшение усилий, передаваемых на носитель, может достигаться за счет снижения силы сопротивления откату путем увеличения длины отката ствола и за счет применения дульного тормоза.
Однако, постановка дульного тормоза на танковую пушку, снабженную стабилизатором танкового вооружения, приведет к нарушению естественного уравновешивания качающейся части орудия и потребует для его сохранения либо существенного увеличения массы казенника – в 4-5 раз больше массы дульного тормоза, либо применения уравновешивающего механизма, что ухудшит работу стабилизатора танкового вооружения. Поэтому практически на всех современных танках, снабженных стабилизатором танкового вооружения, дульный тормоз отсутствует. Задачу постановки дульного тормоза на танковое орудие можно также решить за счет снижения массы ствола выше оси цапф, а также массы дульного тормоза таким образом, чтобы при его постановке естественное уравновешивание не нарушалось. Эта задача была решена разработчиками пушки для танка MCS за счет применения композитных материалов, более высокопрочных сталей и оптимизации и облегчения конструкции дульного тормоза.
Другими требованиями, предъявлявшимися к танку, были: сокращение экипажа с четырех человек до трех за счет установки автомата заряжания, а также способность поражать цели за пределами прямой видимости на дальности до 12 км. Для этого параллельно с разработкой танка MCS шла работа по созданию перспективных самонаводящихся танковых снарядов: кинетического MRM-KE, содержащего внутри длинный стержень, и кумулятивного MRM-CE с тандемной боевой частью. Дальность поражения целей обоими снарядами составляет 12 км. Снаряд MRM-KE имеет комбинированную систему наведения, включающую миллиметровый радар и полуактивную лазерную головку самонаведения (ГСН), и за счет ракетного двигателя должен разгоняться до скоростей подкалиберных противотанковых снарядов. Снаряд MRM-CE снабжен двухрежимной комбинированной ГСН, состоящей из инфракрасной неохлаждаемой 7,62 см ИК-камеры и цифровой полуактивной лазерной ГСН. Обнаружение загоризонтных целей и их целеуказание с помощью лазера предполагается осуществлять с беспилотных летательных аппаратов класса 1 «T-Hawk» и класса 4 «Fire Scout», также разрабатываемых по программе FCS.
120-мм танковая пушка XM360
После изучения нескольких вариантов существующих и разрабатываемых 105 мм, 120 мм и 140 мм пушек в качестве основного вооружения для нового танка MCS, разработчиками было принято решение отказаться от всех этих вариантов и перейти к разработке принципиально нового орудия калибром 120 мм. Причиной этого решения было то, что существующая 120-мм пушка слишком тяжела и обладает большим импульсом отдачи для установки на машину массой около 20 тонн, а 105-мм пушка не может пробить броню некоторых существующих и перспективных танков.
Разработка нового орудия началась в октябре 2002 года в рамках совместного проекта Центра исследований и разработки вооружений Армии США (Armament Research, Development and Engineering Center – ARDEC) и корпорации General Dynamics. После широкомасштабного всестороннего исследования пушечных технологий центром ARDEC был выбран наиболее продуманный и эффективный проект разработки основной артиллерийской системы ХМ360.
При разработке нового орудия использовались знания, приобретенные в рамках программы создания 105-мм пушки M35 и пушки XM291 со сменным 120/140-мм стволом, ни одна из которых не была запущена в серийное производство. В ноябре 2003 г. проведено испытание первого «Демонстратора передовых технологий» (Advanced technology demonstrator – ATD), который включал новую систему управления огнем пушки и систему заряжания. В ноябре 2004 г. прошли испытания легкой 120-мм гладкоствольной пушки, которая получила обозначение XM360.
Новая 120-мм пушка XM360 для танка MCS и боеприпасы
Пушка имеет модульный механизм заряжания, новый клиновой затвор, встроенные датчики, которые позволят экипажу контролировать состояние орудия и противооткатных устройств без контакта с ним, а также ряд других нововведений. Для снижения массы пушки кроме высокопрочной стали были использованы композитные материалы и титан. Благодаря модульной конструкции экипаж может легко заменить поврежденные части орудия, что облегчает техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях. Модульная конструкция также позволит, путем простой замены некоторых частей, перейти в будущем на больший калибр.
Качающаяся часть пушки с защитным термоизоляционным кожухом

Конструктивно пушка состоит из ствола с дульным тормозом, казенника и люльки с противооткатными устройствами. Ствол помещен в защитный кожух трапецеидального сечения. Казенник содержит клиновой затвор с клином, опускающимся в вертикальной плоскости. Особенностью клинового затвора является то, что клин имеет три выступа, а казенник, соответственно, три паза, по которым скользит клин во время открывания.
Клиновой затвор перспективной танковой пушки ХМ360
В отличие от обычных казенников, в которых весь клин скользит по одному пазу, наличие трех пазов и выступов позволяет более равномерно распределить нагрузки от выстрела по казеннику и, следовательно, сделать его легче.
Открывание клина производится с помощью механизма с электрическим приводом постоянного тока напряжением 600 В, располагаемым под казенником. Так как пушка кроме обычных снарядов предназначена для стрельбы и управляемыми самонаводящимися снарядами, клин снабжен контактной группой, позволяющей перед выстрелом передавать на борт снарядов MRM необходимые команды для работы электронной аппаратуры.
Люлька представляет собой компактную облегченную конструкцию. В центральной части люльки в горизонтальной плоскости выполнены два паза, по которым скользят рельсовые направляющие, связанные хомутом со стволом. Хомут и рельсы, для облегчения конструкции, выполнены из титана. Одним концом рельсы вместе с хомутом с помощью обоймы крепятся на стволе, другим концом – к казеннику. Такая конструкция позволяет без особых изменений перейти на ствол более крупного (например, 140-мм) калибра. В процессе отката-наката ствол с казенником и рельсами скользят в пазах люльки.
Особенностями артиллерийской системы ХМ360 являются малогабаритные противооткатные устройства со встроенным измерительным оборудованием (датчики давления и др.) для наблюдения за параметрами пушки в работающей автоматической орудийной башне танка MCS.
Читать статью целиком на сайте "ОТВАГА"

Выбор Индонезии: старый "Леопард" или новый Т-90?


     Индонезийская национальная армия заинтересовалась альтернативным вариантом по закупке российских танков Т-90, хотя ранее решение склонялось в пользу приобретения танков Leopard из наличия сухопутных войск Голландии.
«У нас немного вариантов», заявил в Джакарте командующий вооруженными силами страны адмирал Агус Сухартоно. По словам командующего, национальная компания PT Pindad некоторое время назад выступила с проектом собственного среднего танка. Этот проект также будет рассматриваться. «Они (PT Pindad – прим. «ВП») будут молодцы, если создадут танк национальной разработки», сказал адмирал.
По существующим правилам, индонезийские военные не имеют права закупать оружие иностранного производства, если есть альтернатива у национальной оборонной промышленности. «Есть такое правило. Если есть возможность закупать технику собственного производства, мы должны ее закупать. Если нет такой возможности, мы можем закупать иностранную технику или производить ее по лицензии. Мы должны выбрать один из вариантов», сказал Сухартоно. 
Ранее в СМИ проходило заявление Украины о желании продать Индонезии модернизированные танки Т-64 - БМ "Булат" . Однако данная информация не была подтверждена индонезийской стороной. 
  Еще раз утверждается истина - "в мире есть только два продаваемых танка: русский Т-90 и немецкий "Леопард" - кто побогаче, тот покупает "Леопарды", а кто рачительно экономит - Т-90". Мы так же можем приветствовать желание Индонезии самой изготавливать танки. Однако поднять такой проект с нуля, не имея заделов, очень дорогое и сложное предприятие. Возможно в этой связи Индонезию могут заинтересовать предложения России не только в плане продажи лучшего на данный момент в своем классе танка, но и создание совместного предприятия по лицензионной сборке и последующему сервису боевых машин. 

TNI Lirik Tank T90 Rusia dan Tank Pindad Indonesia

Tribunnews.com - Senin, 30 Januari 2012 10:47 WIB

Laporan Wartawan Tribunnews.com, Willy Widianto
TRIBUNNEWS.COM, JAKARTA - Tentara Nasional Indonesia (TNI) memiliki opsi alternatif untuk belanja alat perang. Mereka melirik tank T 90 buatan Rusia sebagai pilihan lain selain rencana membeli tank Leopard buatan Belanda.
"Iya, salah satu, tapi kan banyak sekali opsi," ujar Panglima TNI, Laksamana Agus Suhartono di gedung DPR, Jakarta, Senin(30/1/2012).
Menurut Panglima, PT Pindad beberapa waktu lalu juga sudah membuat rancangan tank menengah. TNI kata Panglima, juga akan mempertimbangkan tank buatan PT Pindad itu.
"Itu salah satu opsi juga, bisa kita pertimbangkan. Bagus sekali kalau bisa dalam negeri,"jelasnya.
Dalam pembelian tank lanjut Panglima ada aturannya, apabila TNI tidak bisa membeli dari luar negeri pihaknya mempertimbangkan dalam negeri.
"Kan ada aturannya. Begini, kalau bisa diproduksi dalam negeri, harus di dalam negeri. Kalau tidak bisa harus join production. Kalau tidak bisa baru beli dari luar negeri. Itu ada pedomannya. Harus kita ikuti saja,"pungkasnya.

Перспективный легкий танк MCS

 Владимир Зубов, к.т.н.

Введение
До июля 2009 года основной программой развития сухопутных войск США являлась программа «Боевая система будущего» (Future Combat System - FCS). Программа разработана в рамках концепции «Армия нового типа», которая предполагает всестороннее реформирование сухопутных войск США. Концепция изложена в документе «Армейская перспектива-2010» (Army Vision 2010), изданном в 1996 году, и направлена на повышен¬ие боевой эффективности, как отдельных формирований, так и сухопутных войск в целом. На протяжении более 10 лет FCS была самой крупной, самой сложной и дорогостоящей новой программой развития вооруженных сил в истории американской армии, на которую было израсходовано по некоторым оценкам уже около 300 млрд. USD. Поэтому российским инженерам и разработчикам новой техники было бы очень важно изучить концептуальные подходы и новые технические решения, достигнутые в этой программе, и воспользоваться результатами того, на что США уже потратили огромные деньги, сэкономив тем самым собственные средства.
Основная задача реформирования американских сухопутных войск заключается в создании так называемых целевых сил (Objective Force) с высокой стратегиче¬ской мобильностью и боевой эффективностью, оснащенных перспективной бронетанковой техникой и способных транспортироваться в район боевого назначения самолетами военно-транспортной авиации, и в частности самолетом С-130 «Геркулес» грузоподъемностью около 20 т. В соответствии с нормативами механизированная бригада должна быть переброшена в район предстоящих боевых действий в течение 96 ч, диви¬зия - 120 ч и 5 дивизий - 30 дней при условии обеспечения возможности их немедленного ввода в бой.
В соответствии с концепцией «Армия нового типа» в течение многих лет разработка бронетанковой техники нового поколения, в том числе танков четвертого поколения, превосходящих по своей эффективности в 2-2,5 раза основной боевой танк третьего поколения, велась по программе FCS. Первоначально программа FCS предусматривала создание 18 компонент, в том числе 8 бронированных наземных экипажных машин:
-  разведывательно-дозорную машину – Reconnaissance and Surveillance Vehicle (RSV) XM1201;
- боевую систему, установленную на платформу, – Mounted Combat System (MCS) - танк XM1202 со 120-мм гладкоствольной пуш¬кой;
-   артиллерийскую установку для стрельбы с закрытой позиции – Non-Line-of-Sight Cannon (NLOS-C) - 155-мм самоходную гаубицу XM1203;
-   минометную установку для стрельбы с закрытой позиции – Non-Line-of-Sight Mortar (NLOS-M) - 120-мм самоходный миномет XM1204;
-  бронированную полевую ремонтно-эвакуа¬ционную машину – Field Recovery and Maintenance Vehicle (FRMV) ХМ1205;
-  боевую машину пехоты (БМП) – Infantry Carrier Vehicle (ICV) XM1206;
-  бронированные медико-эвакуационные машины – Medical Vehicle Evacuation (MV-E) и Medical Vehicle Treatment (MV-T) XM1207/1208;
-   командно-штабную машину – Command and Control Vehicle (C2V) XM1209.

Семейство наземных экипажных машин имеет общее для всех машин шасси
Согласно программе семейство наземных экипажных машин должно было иметь единое унифицированное на 75% шасси для всех машин. Шасси отличается малым весом, так как выполнено на основе алюминиевого каркаса с использованием композиционных материалов с углеродно-волокнистым наполнителем.
Функционирование «Боевой системы будущего» предусматривает распределение отдельных боевых задач между несколькими боевыми машинами и военно-техническими устройствами, объединенными средствами автоматизированной системы управления в единое тактическое боевое формирование – «систему систем». Вся техника, разрабатываемая по программе FCS, будет оборудована новейшей системой связи и подключена к глобальной армейской информационной сети, что позволит ей получать данные о целях от БЛА, наземных датчиков и роботов-разведчиков .
Первоначально, разрабатываемая машина для боевой системы будущего со 105/120-мм пушкой называлась как «машина для стрельбы в пределах прямой видимости и за пределами прямой видимости» – FCS Line-of-Sight / Beyond Line-of-Sight (FCS LOS/BLOS).
Предполагаемый вид танка MCS
То есть с самого начала в будущую боевую машину закладывалась возможность стрельбы по бронированным целям не только прямой наводкой, но и за пределами прямой видимости. Существующие современные танки такой возможностью не обладают. В 2003 году название было изменено на Mounted Combat System (MCS), которое дословно переводится примерно как «Боевая система, установленная на платформу». Считается, что с 2003 года начался основной этап реализации программы FCS и создания MCS.
По мнению военных, создателей программы FCS, к 2010 году разработчики вооружения и армия должны были достичь необходимого уровня внедрения технологических инноваций для создания будущих сил. Ключевыми среди них являются технологии, необходимые для производства танка MCS, который должен прийти на смену танку M1 Абрамс, весящему более 60 тонн. Танк MCS будет иметь ту же огневую мощь и выживаемость, но обладать более широкими возможностями и при этом весить около 20 тонн.
В соответствии с программой FCS к танку предъявлялись следующие требо¬вания. В сравнении с основным американским танком Абрамс, предполагалось с целью обеспечения возможности транспортировки самолетами военно-транспортной авиации С-130, снизить бое¬вую массу MCS на 70%, доведя ее до 20 т. Сократить экипаж с четырех человек до трех за счет установки автомата заряжания. Увеличить запас хода по топливу и гусеницам в 1,4-1,5 раза. Уменьшить внутренний полезный заброневой объем машины на 50%. Сократить на 50% объем работы экипажа и на 35-50% объем мате¬риально-технического обслуживания. Снизить расход топлива на 20%. При этом должны быть обеспечены высокий уро¬вень огневой мощи и защищенности. Создание танка MCS XM1202 со 120-мм гладкоствольной пушкой, по мнению американских военных, будет представлять революционный шаг в развитии бронетанковой техники.
Читать статью целиком на сайте "ОТВАГА"

понедельник, 30 января 2012 г.

ТАНКИ «АБРАМС» И БМП «БРЭДЛИ» В ОПЕРАЦИИ «БУРЯ В ПУСТЫНЕ»

А. В. ЕРОХИН, В. Л. ЛИЧКОВАХ
Вестник транспортного машиностроения №3/1994г С.68-75

По данным зарубежных источников изложена оценка боевых качеств и результатов эксплуатации бронетанковой техники США в войне против Ирака.

  Вскоре после завершения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. руководство США поручило главному контрольно-финансовому управлению провести анализ эффективности действий американского вооружения и военной техники в ходе этой операции с целью определения путей их совершенствования. Применительно к бронетанковой технике рассматривались действия танков «Абраме» (М-1 и М-1А1) и боевой машины пехоты (БМП) «Брэдли» (М-2А1 и М-2А2).
    К началу боевых действий в зоне Персидского залива находилось:
 - 3113 танков «Абрамс», из них развернуто в подразделениях 2024 (М-1А1 - 1 904шт. и М-1- 120шт.), в резерве - 1089шт.;
- 2200 БМП «Брэдли», в том числе развернуто в подразделениях 1730 (834 - машины М-2А2 с повышенной живучестью), в резерве - 470шт.
     Специалисты управления провели анкетный опрос непосредственных участников операции (от командиров дивизий до членов танковых экипажей). Опрашиваемым задавалось три вопроса:
-как показали себя боевые машины в проведенной операции;
-каковы обнаруженные недостатки и предложения по их устранению;
-как оценены действия машин поддержки и обеспечения.
    Также были изучены армейские отчеты о техническом состоянии и боеготовности машин.     После предварительного анализа полученных материалов управление ознакомило с ними соответствующие службы и органы министерства армии и министерства обороны США, с которыми были обсуждены мероприятия по устранению выявленных недостатков.
     Эффективность боевого использования танков и БМП оценивалась по пяти критериям:
-по боеготовности, характеризуемой работоспособностью машин в боевой обстановке (способности двигаться, вести огонь и поддерживать связь) и ее техническим обслуживанием;
-по огневой мощи, способной поражать цели противника;
-по живучести, которая определяется способностью противостоять или избегать поражения огнем противника за счет пассивной защиты и маневренности;
-по подвижности, реализуемой способностью передвигаться по местности с различным рельефом при максимальных скоростях и маневренности;
-по запасу хода (максимальному расстоянию, которое может пройти машина без дозаправки в данных дорожных условиях).
     Коэффициент боеготовности определялся по относительному количеству машин в подразделении, готовых к выполнению боевой задачи в данный день, выраженному в процентах. Неисправности, не влияющие на способность двигаться, вести огонь и поддерживать связь, не учитывались при оценке коэффициента боеготовности в боевой обстановке.
1.Оценка боевых качеств танков «Абрамс»
    Танки «Абрамс» в боевых действиях операции «Буря в пустыне» показали высокую боеготовность. Количество танков «Абрамс», которые были указаны в армейских отчетах как готовые к выполнению боевой задачи, превышало 90 % в течение всего времени боевых действий. Этот уровень подтверждается отзывами командиров танков, членов экипажа и ремонтным персоналом. Некоторые экипажи в отчетах указывали, что танки «Абрамс» были лучшими боевыми машинами на поле боя, другие считали, что танки способны преодолевать большие расстояния при незначительных трудностях в части обслуживания.

   Комплекс вооружения танков «Абрамс» обеспечивает хорошую точность стрельбы и обладает сильным поражающим действием. По отзывам командиров танков и наводчиков снаряды 120-мм пушки наносили катастрофические поражения иракским танкам. Отмечалась способность танкового тепловизионного прицела обнаруживать цель в темноте, сквозь дым и туман, а также эффективность бронебойного подкалиберного снаряда, что часто приводило к поражению иракских танков с первого выстрела. Однако кратность увеличения и разрешающую способность приборов желательно согласовать с дальностью действия 120-мм пушки. Точность стрельбы 120-мм пушки в боевых действиях превысила прогнозируемую, основанную на результатах оценочных стрельб, проводимых накануне событий в зоне Персидского залива, и обусловлена: высокими характеристиками прицела, которые позволяли танкам США обстреливать иракские танки на больших расстояниях в условиях плохой видимости (песчаные бури, дым, густой туман); кратковременностью военных действий и отсюда незначительной усталостью личного состава и небольшим износом техники; высоким уровнем готовности танков и обученности экипажей.
    Официальные армейские представители указали на необходимость установки независимых тепловизионных приборов для водителя и командира, что позволит командиру наблюдать за полем боя и вести поиск целей одновременно со стрельбой наводчика по другим целям. Министерство армии включило установку командирского независимого тепловизионного прибора в перечень усовершенствований, внедряемых на М-1А2.
    Танки «Абрамс» показали высокую живучесть в ходе боевых действий. Танками противника не было уничтожено ни одного танка «Абрамс». Всего в ходе операции выведено из строя и повреждено 23 танка «Абрамс». Из девяти уничтоженных семь подвергались обстрелу «своими», а два танка взорваны войсками коалиции, чтобы предотвратить их захват противником после того, как они потеряли подвижность. Поэтому необходимо ввести систему опознавания «свой-чужой». Командиры и члены экипажей указывали также в отчетах о целесообразности установки индикатора положения башни относительно корпуса.
   Некоторые экипажи отметили в отчетах, что далее при прямых попаданиях от иракских танков Т-72 танки М-1А1 получали минимальные повреждения. Приведен один случай, когда танк Т-72 дважды стрелял по танку «Абраме» с расстояния 2 000 метров. В результате один снаряд рикошетировал, другой застрял в броне. На противотанковых минах подорвались и получили незначительные повреждения два танка «Абрамс», а экипажи уцелели.  
  Противорадиационная, биологическая и химическая защита, система противопожарного оборудования, дополнительное бронирование, высокие скоростные качества, маневренность и огневая мощь - все это, по мнению экипажей, повышает их собственную уверенность в безопасности.
   Командиры и члены экипажей танков «Абрамс», а также командиры подразделений указывали на быстроходность, подвижность танка и его способность эффективно маневрировать на любой местности. Танки «Абрамс» выполняли боевые задачи в широком диапазоне меняющихся условий местности, включая мягкий песок и каменистые участки. Хотя скорости танка изменялись в зависимости от решаемых задач и местности, темпы передвижения были высокими. Временами танки были вынуждены снижать скорость, чтобы позволить другим машинам, за исключением БМП «Брэдли», двигаться за ними.
Несмотря на отмеченные выше преимущества, были названы также недостатки танка «Абрамс», среди них - ограниченный запас хода.
    Высокий расход топлива газотурбинным двигателем ограничивал запас хода танка, поэтому дозаправка танков была постоянной заботой службы обеспечения. Танки дозаправлялись при каждом удобном случае. Перед началом боевых действий подразделения тренировались в дозаправке на ходу и в организованных колоннах. Непосредственно в зоне боевых действий требовалось проводить дозаправку каждые 3...5ч. Высокий расход топлива вызывал озабоченность у членов экипажей и армейского персонала. Они считают, что топливная экономичность может быть повышена за счет установки вспомогательного энергетического агрегата.
     Емкость баков танка «Абраме» составляет 500 галлонов (1900 л). Топливо находится в четырех топливных отсеках: 2 отсека - впереди, 2 отсека - сзади. В соответствии с оценкой военных, расход топлива танков «Абраме» составлял 7 галлонов на милю пробега (16,5 л на км), включая и работу двигателя на холостом ходу, при котором двигатель работал в основном для обеспечения работы танкового электрооборудования.
     В ходе боевых действий экипажи старались обеспечить выработку в первую очередь задних баков из-за меньшего расхода времени на их дозаправку. Доступ к заправочной горловине передних топливных баков затруднен, так как для этого необходимо повернуть башню. В результате передние топливные баки служили как бы резервными емкостями, а экипажи использовали любую возможность для пополнения задних топливных баков.
Снижение расхода топлива ведется в двух направлениях:
-уменьшение работы основного двигателя на холостом ходу за счет установки вспомогательного энергетического агрегата, который должен снабжать энергией танковое электрооборудование при неработающем двигателе;
-разработка электронного управляющего блока, который повысит топливную экономичность на 18. ..20%, благодаря автоматической регулировки подачи топлива при работе двигателя на холостом ходу.
      Частая дозаправка танков «Абрамс», вследствие отказов топлнвоподкачивающих насосов, также ограничивала протяженность маршей. Топливо подается из задних топливных баков в двигатель двумя топливоподкачивающими насосами, встроенными в топливные баки. Два задних бака связаны так, что в случае отказа одного другой служит в качестве резервного. Когда топливо в задних баках падает ниже 1/8 уровня, оно перекачивается насосом из передних баков в задние. Если перекачивающий насос отказывает, то питание двигателя уменьшается наполовину, так как топливо передних баков становится недоступным. Все подразделения сообщили в отчетах о ненадежной работе встроенных и перекачивающих насосов. Встроенные топливные насосы имеют высокую частоту отказов. Как сообщили экипажи и механики подразделений, танки зачастую работали только с одним исправным встроенным насосом. В случае отказа только одного насоса танк может выполнять боевую задачу. Если отказывают оба встроенных насоса, двигатель еще может получать топливо самотеком, но мощность двигателя, а следовательно, и скорость движения танка снижаются. Для замены правого встроенного насоса требуется более 4...5 и свыше 2...3 ч для замены левого. В случае невозможности получения новых насосов взамен отказавших некоторые подразделения вынуждены были сами их ремонтировать. Перекачивающие насосы также часто выходили из строя. Так, в 1-й пехотной дивизии в одной из рот три танка из четырнадцати не смогли выйти на позицию из-за отказов насосов. Экипажи объясняют эти отказы накоплением осадков на дне передних баков: перед развертыванием в боевые порядки танки не имели пробегов на большие расстояния, и топливо длительное время не вырабатывалось из передних баков, поэтому осадки забивают насосы и приводят к их поломкам. Армия планирует закупить новые топливные насосы с ресурсом 3 000 ч вместо - 1000 у серийных и провести их испытания.
Рассматриваются два пути повышения надежности перекачивающего насоса. Первый - изменение режима его работы таким образом, чтобы насос подкачивал топливо при 3/4 уровне баков, а не при 1/8. Это должно обеспечить более частую подкачку топлива и уменьшить вероятность накопления осадков. Второй - выполнить насос с большей подачей, способный перекачивать топливо при наличии осадков.
       Частая очистка воздухоочистителей также служила причиной ограничения протяженности маршей танков. Воздухоочиститель танка «Абраме» был разработан для условий эксплуатации в Европе и США, включая Калифорнийскую пустыню. В зоне Персидского залива, однако, воздухоочиститель танка «Абраме» требовал более частой очистки из-за тонкого, подобного тальку, песка.
      Армия учитывала экстремальные условия пустыни при развертывании бронетанковых   подразделений в зоне Персидского залива и вынуждена была проводить частые и интенсивные обслуживания воздухоочистителей. Несмотря на это, случаи попадания пыли в двигатель начали проявляться сразу в ходе развертывания, выход из строя двигателей имел место во всех подразделениях. В частности, большое число отказов двигателей было в 24-й пехотной дивизии. Положение осложнялось нехваткой фильтрующих элементов (фильтров) в начальный период развертывания.
      Несмотря на внимание, уделяемое тщательному проведению технического обслуживания воздухоочистителей, подразделения, прибывшие после 24-й дивизии также испытывали трудности из-за поломок двигателей по той же причине. Так, 1-я бронеразведывательная дивизия потеряла 16 двигателей во время тренировочных маневров. Другие подразделения также имели потери двигателей из-за пропуска пыли. Командиры и экипажи танков быстро поняли важность технического обслуживания воздухоочистителей ГТД в суровых условиях пустыни. Обслуживание воздухоочистителей включало: использование струи сжатого воздуха для удаления песка с фильтров и вытряхивание фильтров или легкие постукивания о корпус танка или землю для удаления песка.
       Большинство танковых экипажей заявили, что вытряхивание фильтров было самым распространенным методом, поскольку он наиболее прост и требует меньшего времени. Экипажам было предписано проверять и очищать фильтры при каждой остановке на дозаправку, т.е. каждые 3...5 ч. В зависимости от погодных условий они останавливались даже более часто для очистки фильтров. Однако, несмотря на все эти меры, имели место отказы воздухоочистителей. Некоторые экипажи отмечали, что если бы в начале операции погода стояла такая, как в конце операции, то отказы воздухоочистителей проявились бы более остро. Экипажи 1-й бронетанковой дивизии заявили, что когда войска покидали Ирак, было сухо и пыльно, и они испытывали большие трудности в связи с забиванием фильтров - двигатели теряли мощность и танки снижали скорость. Пять танков были захвачены пылевой бурей и остановились из-за забивания фильтров через 15 мин. после начала движения. Два из них остановились снова из-за пропуска пыли в двигатель. Министерство армии рассматривает два возможных варианта решения проблемы воздухоочистки. Первый - установить на танк самоочищающийся воздухоочиститель с большей наработкой до технического обслуживания, второй - использовать забор воздуха через трубчатое воздухозаборное устройство, исключающее попадание сильно запыленного воздуха в фильтр.

2. Оценка боевых качеств БМП «Брэдли»
    БМП «Брэдли» в боевых действиях операции «Буря в пустыне» показала высокую боеготовность. Процент машин, готовых к выполнению боевой задачи дня, был близок или превышал 90 % в течение всего времени операции. При этом машина модели М-2А2 имела значения коэффициента боеготовности в диапазоне 92...96 %. а более старые модели М-2 и М-2А1 - 89...92 %. Экипажи «Брэдли» и ремонтники особо выделяли боеготовность модели М-2А2, обладающей повышенной надежностью и лучшей ремонтопригодностью. Вместе с тем экипажи и механики подразделений отметили ряд повторяющихся дефектов оборудования и систем машины. Эти дефекты были незначительными: они не влияли на выполнение боевых задач и не отразились на значениях коэффициентов боеготовности (таблица).
Система вооружения БМП «Брэдли» показала высокую эффективность, 25-мм автоматическая пушка явилась универсальным вооружением. Экипажи использовали 25-мм пушку в основном для «очистки» бункеров и ведения огня по легким бронированным машинам. Были случаи, когда огнем 25-мм автоматической пушки поражались танки противника. Однако для того, чтобы подбить танк 25-мм снарядом, необходимо стрелять с близкого расстояния по наиболее уязвимым местам.

     ПТУР ТОУ БМП «Брэдли» обладала поражающим действием на больших расстояниях против всех видов бронированных целей противника, включая танки. Экипажи 1-й бронетанковой дивизии и 2-го бронетанкового разведывательного полка использовали ТОУ для поражения иракских танков на расстоянии от 800 до 3 700 м. Некоторые командиры «Брэдли», экипажи и армейские специалисты выражали озабоченность тем, что БМП «Брэдли» с момента запуска ТОУ до поражения цели должна оставаться неподвижной. В это время она уязвима для огня противника, что бы ТОУ достигла цели на расстоянии 3 750 м необходимо 20 с. Высказываются пожелания заменить ТОУ на самонаводящиеся ракеты типа «выстрелил и забыл».
     Экипажи и армейские специалисты хотели бы иметь на машине «Брэдли» встроенный лазерный дальномер для точного определения расстояния до цели, так как в некоторых случаях наводчики открывали огонь по целям за пределами дальности ТОУ. В результате имели место недолеты. Когда некоторые экипажи использовали автономные лазерные дальномеры, то подвергались действию огня противника. Эти приборы неудобны в работе, в условиях боевой обстановки с их помощью трудно получить точные показания. Министерство армии исследует возможность установки встроенного лазерного дальномера на БМП «Брэдли».
                                       Дефекты элементов оборудования БМП «Брэдли»
  Отмечается также, что дальность действия вооружения превосходит дальность идентификации цели, поэтому указывается на необходимость повышения кратности и разрешающей способности прицелов для предотвращения поражения «своих».
   Живучесть БМП «Брэдли» не могла быть полностью оценена из-за ограниченности информации. Большинство из подбитых машин получило поражения от огня танковых пушек. Установлено, что система противопожарного оборудования БМП «Брэдли» работала эффективно.
   Всего уничтожено 20 машин и 12 получили повреждения, но четыре из них были быстро восстановлены. От огня «своих» 17 БМП «Брэдли» было уничтожено и три повреждено.
    Командиры и члены экипажей положительно отзывались о преимуществах модели М-2А2 по сравнению с М-2 и М-1А1, так как дополнительное бронирование, противоосколочные экраны и лучшая подвижность дают ощущения большей безопасности.
Размещение боеприпасов на М-2А2 было изменено с целью повышения живучести, но это не нашло положительной оценки у командиров и членов экипажей, которые были больше озабочены пополнением боеприпасами, чем живучестью. Машины возили дополнительные боеприпасы, которые располагались, где только можно. Это могло привести к увеличению потерь личного состава по причине их взрыва из-за соударений при движении машин. Командиры и экипажи положительно оценили подвижность и быстроходность БМП «Брэдли», указывая также на хорошую маневренность в условиях пустыни и возможность взаимодействия с танком «Абраме».
   Экипажи, воевавшие на БМП «Брэдли» модели М-2А2, были довольны более мощным 600-сильным двигателем вместо прежнего 500-сильного, а также улучшенной маневренностью по сравнению с устаревшими моделями БМП.
    В качестве недостатка отмечалась малая скорость заднего хода, что снижало возможности взаимодействия БМП с танком «Абрамс». У модели М-2А2 скорость заднего хода около семи миль в час (11 км/ч), в то время как у «Абрамса» - 20 миль в час (32 км/ч). В процессе боевых действий были случаи, когда танки «Абраме» вынуждены были быстро передвигаться назад на заднем ходу. БМП «Брэдли» или отставали, или разворачивались, подставляя корму машины под огонь противника. Предусматривается повысить скорость заднего хода.
   Указывается также на необходимость установки тепловизора водителя, который позволит ему лучше видеть в пыли, в тумане и ночью. Серийные машины «Брэдли» оборудованы электронно-оптическими ночными приборами водителя. Тепловизор водителя должен быть разработан по принципу тепловизионного прицела. Тепловизионный прибор для водителя находится в разработке, но решения об установке его на машину «Брэдли» еще не принято.
    БМП «Брэдли» имеет хорошие показатели запаса хода и топливной экономичности. 2-й броне-разведывательный полк в процессе боевых действий совершил переход 120 миль (192 км) за 82 часа. Члены экипажа этого полка заявили, что они могли обойтись без дозаправки за все время операции. Некоторые экипажи отмечали, что на остановках для дозаправки танков «Абраме» БМП «Брэдли» никогда не имели топлива меньше 1/2...3/4 уровня баков.

3. Общие недостатки в эксплуатации танков и БМП

   Хотя в зоне театра военных действий обеспеченность запасными частями была удовлетворительной, в системе их распределения по подразделениям наблюдалось много недостатков. Одни подразделения испытывали значительную нехватку запчастей, в то время как другие имели их в избытке. Значительная часть запчастей не достигала тех подразделений, которым они были предназначены. Поэтому большая часть дивизий посылала своих представителей на центральную базу в порт Дахран, и они вынуждены были перебирать горы контейнеров в поисках необходимых запчастей. Подразделения порой обменивались между собой запчастями или брали их с машин, вышедших из строя.
   К началу боевых действий в короткие сроки была обеспечена поставка запчастей из США и Германии в таких количествах, что специалисты материально-технических служб не знали, какие запчасти они имеют и где они хранятся. Оформление заявок на запчасти порою занимало несколько дней, в частности, из-за несовместимости компьютерных систем и форматов. Затем появлялись проблемы с транспортом. Армия не имела достаточного количества транспортных средств, многие из которых были ненадежными и устаревшей конструкции. Боевые подразделения меняли свое местоположение, и их было трудно найти.
   Члены экипажей, командиры и армейские специалисты указывали, что для прицелов танков «Абрамс» и БМП «Брэдли» необходима улучшенная оптика. Хотя наводчики были способны видеть потенциальные цели на расстоянии 4 000 м и более, изображения при этом имели вид «горячих пятен». Идентификация же целей, т. е. распознавание «свой-чужой» была возможна лишь на расстояниях 1500...2 000 м при ясной погоде и 500...600 м и менее при дожде. Основное вооружение танков и БМП могло поражать цели за пределами этих дальностей: ПТУР ТОУ - на расстоянии 3750 м, 120-мм пушка - 3000 м и более, 25-мм пушка «Брэдли» - 2500 м.
   Неспособность идентифицировать цели на расстояниях, соответствующих дальности действия вооружения, ограничивала боевую эффективность танков и БМП. Экипажи указывали в отчетах, что они задерживали открытие огня, ожидая пока станут ясны очертания целей.
   Армейские специалисты одновременно отмечали, что характеристики прицелов танков «Абраме» и БМП «Брэдли» превосходили соответствующие показатели иракских машин, благодаря чему американские танки и БМП имели значительное тактическое преимущество. Экипажи иракских машин часто просто не видели танки США, когда те вели огонь.
  Неспособность экипажей идентифицировать цели на больших расстояниях была одной из причин большого числа случаев ошибочного обстрела своих боевых порядков. Так, имели место 28 случаев обстрела своих, а в 10 случаях снаряды попали в цель. Некоторые экипажи БМП «Брэдли» признавались, что попасть под огонь танка «Абрамс» они боялись больше, чем под огонь противника. Они также отмечали, что машина «Брэдли» легко могла быть принята на больших расстояниях за БМП противника.
   В ходе боевых действий применялись различные способы системы идентификации «свой—чужой»: нанесение краской на машину перевернутого знака «V», прикрепление панелей оранжевого цвета, надевание цветовых стеклянных колпаков на кормовые фары, установка ярких мигающих огней, установка национального флага и др. Однако все эти меры имели ограниченную эффективность из-за погодных условий, больших дальностей и неспособности тепловых приборов различать отдельные детали цели.
   В связи с упомянутыми инцидентами министерство армии США приняло определенные шаги по решению проблемы идентификации «свой-чужой». Сразу после событий в зоне Персидского залива утверждена специальная организация по отработке вопросов идентификации «свой-чужой». Перед ней ставится задача проверки и внесения изменений в армейскую доктрину на ближайшую перспективу и на дальнейшие годы, касающихся создания эффективной системы идентификации «свой-чужой», а также обучения, перспективных разработок и материального обеспечения. С помощью этой организации предполагается осуществить ряд проектов.
   Министерство армии США также считает, что применение совершенного навигационного оборудования поможет идентификации «свой-чужой». Если командир точно знает, где находится его машина и где находятся другие подразделения, то ему легче разобраться, где «свои», где «чужие». В настоящее время боевые подразделения и службы обеспечения не имеют достаточного количества эффективных навигационных систем. Боевые подразделения имеют одну или две навигационные системы на роту, или приблизительно одну на каждые 6...12 машин. В боевых действиях «Буря в пустыне» использовалось два типа навигационных систем: Loran-C и GPS. Loran-C определяет местонахождение, основываясь на сигналах радиомаяков, расположенных на наземных установках. В Саудовской Аравии на местности была установлена сеть радиомаяков. Чтобы использовать существующую инфраструктуру, министерство армии США закупило 6000 приемников. В процессе боевых действий система Loran-C давала возможность командирам машин определять их местонахождение с точностью до 300 м.
   Навигационная система GPS использует сигналы от спутников. На БМП «Брэдли» и танках «Абраме» устанавливались небольшие приемники SLGR, которые получали сигналы спутников. Приемники SLGR позволяли командирам определять местонахождение машин с точностью 16...30 м. Было закуплено также 8 000 приборов SLGR, из которых 3500 поставлены на машины. Экипажи умели пользоваться обеими системами, но предпочтение отдавали SLGR из-за повышенной точности определения координат. По мнению командиров, экипажей и официальных армейских лиц, подразделения сухопутных сил США были бы не в состоянии определять местонахождение на местности без навигационных систем. Навигационные системы обеспечили возможность подразделениям США быстро пересечь слабо защищенную пустыню в Восточном Ираке и отрезать иракские войска в Кувейте. Захваченный в плен иракский генерал указал на использование SLGR как пример, когда иракцы были биты высокой американской технологией.
  Части поддержки такие, как службы ремонта и технического обслуживания, материально-технического обеспечения также использовали SLGR для определения местонахождения. Инженерная служба 24-й пехотной дивизии использовала SLGR для прокладки новых боевых трасс.
  Личный состав танковых подразделений армии США высоко оценил преимущества навигационных систем GPS и высказался за установку их на всех танках и БМП. Высказывались также пожелания установить приемные устройства GPS на БМП «Брэдли» и танках «Абраме».
  Министерство армии совместно с другими организациями разрабатывает военные стандарты и требования на новое семейство приемников PLGR навигационной системы GPS. Хотя коммерческие приемники PLGR работали хорошо, они не полностью отвечают требованиям военных стандартов. Министерство армии планирует закупить коммерческие приемники и модифицировать их в соответствии с требованиями военных.
  Министерство армии рассматривает также расширение области использования глобальной навигационной системы GPS во всех боевых и учебных подразделениях. Первым шагом в этом направлении может служить установка приемников на большинстве наземных боевых машин. Выдвигается требование, чтобы каждая боевая машина была оборудована навигационным оборудованием GPS, а в группах поддержки - каждая вторая машина. Консультативный совет по приобретению вооружений должен в ближайшее время принять решение о полномасштабном производстве систем NAUSTAR GPS. По оценке экспертов стоимость программы по производству 55 тыс. систем GPS будет составлять 6 млрд. долларов.
   Придавая большое значение исключению случаев стрельбы «по своим» из-за неудовлетворительной идентификации целей, министерство армии разработало долгосрочный 9-летний план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), результаты которых будут поэтапно внедряться.
    На первом этапе (1992-1994 гг.) боевые машины, находящиеся в парке (БМП, танки, вертолеты, самоходные артиллерийские установки и др.), будут оснащаться имеющимися средствами навигации и идентификации: встроенными приемниками спутниковой навигационной системы GPS, доработанными с учетом военных стандартов, тепловыми маячками.
  Одновременно начинается второй этап - разработка более современных систем навигации и идентификации на основе новейших технологий. Их внедрение может начаться с 1995-1996 гг.
  Третий этап, сроки которого выходят за 2000 г., предусматривает выполнение фундаментальных и поисковых исследований по созданию встроенных многофункциональных средств идентификации, навигации, интегральной обработки информации. Сведений о конкретных направлениях исследований не имеется.
  Планом НИОКР предполагается согласование на каждом из этапов работ поступающей в войска боевой техники и систем управления огнем с вводимыми в эксплуатацию автоматизированными системами разведки, связи и управления войсками.
  Командиры и члены экипажей БМП и танков в своих отчетах указывали, что их радиостанции работали ненадежно. Большинство БМП «Брэдли» и танков «Абраме», участвовавших в боевых действиях, были оборудованы радиостанциями VRC-12 выпуска 1960 г. В подразделениях 1-й разведывательной дивизии радиостанции выходили из строя из-за перегрева. Членам экипажа приходилось класть влажные полотенца на радиостанции, чтобы предохранить их от перегрева. Некоторые экипажи возили несколько запасных радиостанций. В некоторых случаях бронетанковые подразделения осуществляли связь с помощью сигнальных флажков.
   Несколько лет тому назад министерство армии признало потребность разработки нового типа радиостанции. В 1974 г. были утверждены тактико-технические требования. В 1983 г. начались работы по контракту на разработку улучшенной радиостанции SINGARS. Однако в боевых подразделениях США к началу операции «Буря в пустыне» только один батальон 1-й разведывательной дивизии был оборудован новыми серийными образцами радиостанций SINGARS. По отзывам командиров новые радиостанции обеспечивали устойчивую и надежную радиосвязь в радиусе 50 км. Радиостанции SINGARS в боевых действиях имели наработку между отказами 7 000 ч по сравнению с 250 ч устаревшей радиостанции VRC-12. Министерство армии планирует до 1998 г. осуществлять поставку в войска радиостанции SINGARS общим количеством 150 000 единиц, а с 1998 г. начать разработку и принятие на вооружение следующей модели радиостанции. Пока не определено, будет ли это новый тип радиостанции или усовершенствованная SINGARS.
  В заключении следует отметить недостаточно эффективную работу машин поддержки и обеспечения, которые в ряде случаев затрудняли действия БМП и танков. БРЭМ М-88А1 работала ненадежно и зачастую не могла эвакуировать танки М-1А1. Отмечалось недостаточное количество транспортеров для переброски танков и тяжелого оборудования. Согласно рапортам экипажей темпы движения танков «Абраме» и БМП «Брэдли» замедлялись для того, чтобы самоходная артиллерийская установка М-109 и машины поддержки на базе бронетранспортера М-113 могли их догнать. Исключение составляли машины на базе модернизированного M-113A3. Отмечена также неудовлетворительная подвижность колесных грузовых машин, затруднявшая их взаимодействие с танками.

Вывод. Анализ дефектов и недостатков в эксплуатации танков «Абрамс» и БМП «Брэдли» позволил американским специалистам учесть их при корректировке плана развития образцов бронетанковой техники и их систем. При этом по срокам предполагаемого внедрения мероприятия разделены на две группы: первоочередные, базирующиеся на отработанные технические решения, и мероприятия, требующие проведения НИОКР. К первой группе относятся:
-установка на танки и БМП более совершенных оптико-электронных приборов (с увеличенной кратностью и повышенной разрешающей способностью), улучшающих распознавание целей на больших дальностях;
-установка на танках «Абрамс» при модернизации независимого командирского тепловизора;
-введение в силовую установку танка «Абрамс» электронного блока управления подачей топлива, самоочищающегося воздухоочистителя, топливо-подкачивающих насосов повышенной надежности;
-установка на шасси танка и БМП временных средств, облегчающих опознание «своих» и «чужих» машин (тепловые маячки, тепловые ленты и др.);
-оснащение танков и БМП элементами системы навигации;
-установка на БМП лазерного дальномера.
К мероприятиям второй группы относятся:
-применение на танках и БМП встроенных приемников спутниковой системы навигации GPS, совмещенных с внедряемой на модернизированных машинах автоматизированной системой разведки, управления и связи;
-установка на танк «Абрамс» автономного агрегата питания;
-повышение скорости заднего хода и установка тепловизионного прибора водителя (для БМП «Брэдли).
Кроме этого, внесены коррективы в планы развития машин обеспечения и обслуживания, так как имеющийся парк этих машин не удовлетворительно взаимодействовал с танками и БМП из-за более низкой подвижности.
                                                                                                                                          Статья поступила в редколлегию 20.06.94.
Gur Khan: Статья из еще недавно секретного журнала - читаешь и понимаешь: не зря секретили! Ибо завидки берут, как оперативно американцы работают. Тут же провели сбор информации, анализ, выдали промышленности задания на доработки и модернизацию - получили результат. Ну почему у нас все время идут какие-то пробуксовки? Ведь видим и свои ошибки, и на чужих учимся, и мероприятия давно разработаны, различные новые конструкции придуманы, но почти ничего из этого не внедряется, а если внедряется то в каких-то куцых и обрезанных вариантах, в крайне незначительных количествах. Такое ощущение что в нашем Правительстве и Министерстве обороны в частности, все сплошь вредители сидят. Один посыл о том, что на всю Россию достаточно 2000 танков чего стоит! Читайте выше - США привлекли только к одной локальной операции более 3000 танков из которых более 2000 непосредственно были развернуты в боевых частях. Обидно, однако...