среда, 27 февраля 2013 г.

В Орле перепутали русских с евреями

№ 8 (350) от 28 февраля 2013 [ «Аргументы Недели» ]
В Орле перепутали русских с евреями Фрагмент фото, используемого в плакате
Оригинальным образом поздравила всех орловчан с праздником 23 Февраля партия «Единая Россия». В День защитника Отечества в городе воинской славы Орле появились плакаты с логотипом ЕР и изображением бравых танкистов, сидящих в стремительно мчащемся танке. Правда, вместо радости местные блогеры и жители города испытали настоящее потрясение.
Всё дело в том, что изображённый на баннере танк оказался израильской «Меркавой Mk.2»,а танкисты – солдатами 7-й регулярной бригады армии обороны Израиля (АОИ). Бригада действительно легендарная – принимала участие во Второй Ливанской войне (2007 г.). К примеру, её 82-й батальон под названием «Гааш» воевал с первого до последнего дня конфликта. Один из его танков подорвался на мощном фугасе – башня «Меркавы» улетела на 130 метров. Весь экипаж танка погиб. Но, спрашивается, при чём здесь наше Отечество и праздник его защитников 23 Февраля?
Можно, конечно, сказать спасибо партийцам за то, что на плакате не разместили фото фашистского «Тигра». Такой случай действительно был в Калининграде. Можно всё списать на дизайнера, который не видит разницы между русскими и израильскими танками. Но «Единая Россия» – правящая партия, и ей путать Отечество совсем не к лицу.
Gur Khan: всем ЕдРосам по ядру на шею и в прорубь!  Зачем так жестоко?  А по делам награда. Тут, кстати, некоторые сердобольные граждане в комментах высказывались, типа того, что, мол, зря товарищ Gur Khan сразу вывалил в блог инфу про очередной креативный ляп рекламной службы УВЗ, типа надо было "написать сначала им, а вот если не прореагируют, то вот уже только тогда"... Так вот, докладываю, публикация действительно вызвала некоторую реакцию - буквально через день мне одновременно стали звонить с УВЗ и из Москвы с Бизнес Диалога - оператора выставки и разработчика сайта - даже через Одноклассники розыск был учинен. Объяснились, ляп был признан. Но разве что-то с этого изменилось? Прошло почти 10 дней, а ходовая Т-64 как красовалась на сайте тагильской выставки, так до сих пор и красуется. Вот потому и предлагаю - стрелять и вешать, вешать и стрелять! Хочу крови дизайнеров, всех кто ответственен и причастен!

Военком

Военное информационное агентство "Ваяр", компания RGB при поддержке COOO "Геймстрим" производителем всемирно известной игры "Мир танков" создало новый супер креативный социальный ролик об армии. Все молодые люди, которые боятся идти в армию всегда ассоциируют призыв с военкоматом, и всем кажется, что военком - это такой кабинетный чиновник, который без разбора призывает всех в армию. Сегодня военный комиссар - это человек, который прошел как правило все войсковые должности и является опытным офицером, как правило в звании подполковник или полковник. Ролик предназначен для молодежи призывного возраста, их друзей, родителей и близких.

Саудовский источник о танке Т-90 и не только

Российский танк Т-90, прошедший испытания в Саудовской Аравии, но так пока и не закупленный королевством, вызывает неподдельное восхищение местных танкистов, ознакомившихся с его возможностями. Об этом П.2 рассказал один из старших офицеров Сухопутных войск Саудовской Аравии.
«Танк превосходный. Наверное, идеальный для нас и наших условий», — рассказал офицер. «Я сам служу на «Абрамсе» и недавно проходил переподготовку на новую модификацию в США, но вот моим друзьям довелось испытать русский танк — они от него в восторге».
По словам источника, на испытаниях в Саудовской Аравии был только один Т-90. Больше не потребовалось, поскольку никаких поломок не произошло, несмотря на испытания при летних температурах во всех ландшафтах королевства. Сделка, таким образом, была близка к тому, чтобы состояться, однако внезапно «что-то произошло и все контакты прекратились».
На вопрос о том, зачем Саудовской Аравии новый тип ОБТ, требующий совершенно других запчастей, других стандартов обслуживания и прочего, военный уверенно заявил, что в армейской среде опасаются зависимости только от одного поставщика, особенно когда тот склонен диктовать свою политическую волю клиенту. По мнению военных, если в стране есть деньги, она может себе позволить такую роскошь, как разнообразие парка. С их точки зрения, королевство отнюдь не испытывает недостатка во внешних угрозах. Главным вероятным противником является Иран, и возможность войны с ним якобы весьма высока. Отсутствие общей границы с этой страной компенсируется проиранской ориентацией руководства Ирака, который, по мнению саудовских военных, очень сильно подвержен влиянию своего бывшего врага.
«Никому нельзя верить», — подытожил офицер. — «Поэтому нужно максимально диверсифицировать закупки». Заметим, что мнение военных вовсе не обязательно соответствует настроениям принцев.
M1A2S
«Почему бы королевству не закупить лицензию на Т-90?» — спросили мы наш источник. «Это бессмысленно», — был ответ. — «Строить завод и обучать людей без малейшей перспективы экспортных поставок — это даже для нас дорого. А иллюзий относительно возможности конкурировать с США и Россией у нас нет». П.2 поинтересовался, а вдруг война? Очень удобно самим удовлетворять все потребности… «Тут вы в чем-то правы, вообще-то. Но пока что, кажется, такой вариант даже не обсуждался».
M1A2S
По сведениям источника, за последние пять лет саудовские военные совершили мощный рывок в сторону большей самостоятельности в части эксплуатации и обслуживания парка техники вообще и ОБТ в частности. Экипажи тщательно и интенсивно осваивают технику, проходит много стрельб, денег на боевую подготовку в стране не жалеют. Чисткой и уходом занимаются только бойцы, офицеры по-прежнему не участвуют. Службу на танках проходят только граждане Саудовской Аравии, никаких гастарбайтеров.
При этом «Абрамс», как утверждает источник П.2, весьма капризен в эксплуатации и хлопотен в обслуживании. Особенно это касается двигателя. Предметом особой гордости саудовских танкистов является умение самостоятельно обслуживать свои машины и в, частности, снимать и устанавливать двигатель. «Еще пять лет назад без американцев это было просто невозможно. Сейчас мы все больше и чаще справляемся сами».
Подготовил Руслан Алиев
Перископ2

Волгоградские танкисты тестируют комплект «Ковбой» в зимних условиях

В ходе полевого выхода на полигоне Прудбой танкисты мотострелкового соединения ЮВО, дислоцированного в Волгоградской области, апробировали на себе комплекты новой экипировки «Ковбой» в зимнее время.
Как сообщили V1.ru в пресс-службе Южного военного округа, защитный комбинезон обеспечивает согревающий эффект, не промерзает и не пропускает ветер. В состав комплекта входят противоосколочный бронежилет, огнезащитный костюм и противоосколочная накладка на танковый шлемофон. Вес новой экипировки составляет 6,5 килограмма. Она предохраняет до 80% поверхности тела от открытого пламени в течение 10-15 секунд.
В новом защитном комплекте танкисты выполнили учебно-боевые стрельбы вкладным стволом из танков Т-90, а также упражнения по огневой подготовке из штатного пулемета ПКТМ. Всего за время полевых занятий было израсходовано около 20 тысяч различных боеприпасов.
В ходе выполнения упражнений по вождению каждый механик-водитель за время полевого выхода преодолел на танке расстояние от Волгограда до города Ростов-на-Дону.

Шойгу раскритиковал работу «Оборонсервиса»

Министерство обороны не получило сотни танков после ремонта

На коллегии Министерства обороны Сергей Шойгу доложил военачальникам и верховному главнокомандующему Владимиру Путину о положении дел в армии и подверг критике работу «Оборонсервиса».
— За 2011–2012 годы «Оборонсервис» выполнил только 80% контрактов при 100% оплате, так, «Спецремонт» не передал в войска 594 единицы военной техники, в том числе танков. Такая же ситуация и по авиации. Экипажи ходят по земле, а не летают, не получая надбавки за полеты, — заявил Сергей Шойгу.
Министр объявил, что его ведомство отказывается от продажи имущества.
Глава военного ведомства пожаловался на проблемы с поставками новой техники и на ее качество. По данным министра, до 60% заказов на технику размещены с нарушениями, что приводит к сдвигу сроков поставок. Продолжаются также «ценовые войны» между производителями и военными.
— На каждый потраченный рубль техники получено на 18 копеек, — привел пример Шойгу.
Министр считает, что Минобороны не должно участвовать в ценообразовании при заказе новой военной техники.
Сергей Шойгу также признал несостоятельной систему управления войсками, введенную предыдущим руководством Министерства обороны.
— Искусственное изъятие звеньев управления снизило эффективность работы. Это показала недавняя внезапная проверка ряда подразделений. Мы создадим вертикально интегрированную, автоматизированную систему управления войсками с единым информационным пространством, — пояснил министр.
Также, по словам Шойгу, в Минобороны создается центр боевого управления и управления повседневной деятельностью войск для координации действий 49 министерств и ведомств.
— Создаваемая система охватит все звенья руководства вооруженными силами, а также позволит скоординировать усилия 49 министерств и ведомств, участвующих в реализации плана обороны страны, — сказал глава Минобороны.
Он также подчеркнул, что впервые в военном ведомстве будет создана вертикально интегрированная многоуровневая система автоматизированного управления и сформировано «единое информационное управляющее пространство», обеспечивающее действия разнородных сил и средств. Создаваемые структуры станут основным инструментом мобилизации страны.

Источник

Gur Khan: бесит уже все это лицемерие! Как будь-то год назад, два года назад, и т.д. не знали о том что творится. Знали. Все всё прекрасно знали. Но какого ж рожна молчали в тряпочку? Как бесит эта наша "ручная" пресса, да что пресса - "ручные" министры!

Танкисты ЮВО совершенствуют боевое мастерство в ходе полевых занятий



На общевойсковых полигонах, расположенных в Краснодарском Ставропольском краях, с танкистами Южного военного округа (ЮВО) проводятся полевые занятия, в ходе которых экипажи осваивают модернизированные танки Т-90А и Т-72БМ, поступившие в войска в начале прошлого года. На занятия привлечено около 150 единиц гусеничной и колесной техники и более 500 человек личного состава.
Цель полевых занятий — закрепление профессиональных навыков экипажей, отработка новых способов ведения боя, осуществления маневра подразделениями и огнем и поражения различных целей.
В ходе занятий по огневой подготовке военнослужащим предстоит выполнить упражнения контрольных стрельб из танков штатным снарядом. Танкисты будут поражать появляющиеся и движущиеся наземные и низколетящие воздушные цели на удалении до 2 тыс. метров.
Всего в ходе полевых занятий на каждый экипаж танка отведено не менее 130 часов на вождение боевых машин и более 110 часов — на огневую подготовку. Каждое второе занятие проводится в ночное время суток.

вторник, 26 февраля 2013 г.

Новый польский танк подозрительно напоминает боевую машину на платформе "Армата"

  В Польше продолжается разработка 50-тонного танка будущего. На otvaga2004.mybb.ru были размещены компьютерные изображения этой боевой машины. Как ожидается, у нее будет необитаемое боевое отделение, двигатель займет место в кормовой части машины.
 На рисунках обращает на себя внимание массивный теплоизоляционный кожух пушки, который не только будет исключать влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы, но и эффективно защит от осколков снарядов, а также, возможно, снизит радиолокационную заметность.
 
  Многим экспертам данные польские проработки напомнили показанную летом минувшего года модель боевой машины на базе тяжелой унифицированной платформы "Армата". Конечно, поляки вряд ли что-то скопировали, просто в настоящее время существуют общие тенденции в развитии мирового танкостроения.
 
  Ожидается, что так называемый "демонстратор технологий" будет представлен уже в середине текущего года. Конструкторские работы облегчает то, что в "польском танке будущего" применены иностранные узлы и детали, уже существующие в настоящее время. Это существенно ускорит и удешевит процесс создания танка.
 Как предполагается, новый танк пойдет в серию после 2020 года.
 

Кантемировская и Таманская бригады опять станут дивизиями

Таманская мотострелковая бригада и Кантемировская танковая бригада будут вновь переформированы в дивизии.
"Мотострелки-таманцы и танкисты-кантемировцы уже на нынешнем Параде Победы 9 мая в Москве пройдут под своими историческими знаменами в составе дивизий", — сообщил "Интерфаксу" во вторник источник в военных кругах.
Переформирование прославленных соединений российской армии в бригады было проведено в рамках проводившейся экс-министром обороны Анатолием Сердюковым военной реформы.
Сейчас изучаются возможности перевода на дивизионную структуру и ряда других мотострелковых бригад сухопутных войск, уточнил источник. Переход будет поэтапным, предстоит детально проработать дивизионную структуру этих бригад и вопросы, связанные с их оснащением новым вооружением и боевой техникой.
"Ликвидировать дивизии в 2009 году и создать на их основе бригады оказалось значительно легче, чем теперь, спустя три года, восстанавливать дивизионные структуры, на базе батальонов формировать полки, оснащать их боевой техникой и вооружением, а также создавать штабные структуры и части обеспечения", — отметил собеседник агентства.

Gur Khan: не успев построить - ломаем... ну, нормальный подход, как говориться "по-нашему, по-рабоче-крестьянски". А может стоит все-таки довести хоть что-то до логического конца? А то года через четыре, вдруг окажется что стало еще хуже. Придет снова новый министр, и замутит еще одну сверх эффективную реформу, в результате чего от нашей "непобедимой и легендарной" вообще ничего не останется...  Или это и есть конечная цель реформирования, генеральный курс "с выше"???

Контрактная армия важнее контрактов на закупку техники

Призыв на год бессмыслен с точки зрения всех основных современных задач Вооруженных сил
Михаил Барабанов
Vedomosti.ru
26.02.2013

Принятие в России весьма амбициозной Государственной программы вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) стоимостью более 19 трлн. рублей (а с учетом закупок силовых структур — до 20,7 трлн. руб) и федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 г.» стоимостью около 3 трлн. руб обозначили кардинальный сдвиг в отношении государства к вопросам модернизации и развития технического оснащения Вооруженных сил России и российского ОПК. Вместе с тем, практическая реализуемость и эффективность данных программ достаточно редко подвергается обсуждению в открытых источниках.
Проблемы реализации Государственной программы вооружений на 2011-2020 гг.
ГПВ-2020 ориентирована на наращивание расходов на закупку вооружений и военной техники, а следовательно и общий рост оборонного бюджета, с постоянным увеличением по экспоненте с 2011 по 2020 гг. Оценивая возможности реализации ГПВ-2020, можно с ходу указать на три основные фундаментальные проблемы, характерные для программы и угрожающие ее выполнению:
1. ГПВ-2020 ориентирована на быстрый рост закупочных и оборонных расходов в целом, явно опережающий темпы экономического роста России в целом и реальные темпы роста российского бюджета. Фактически ГПВ-2020 основывается на сверхоптимистичных макроэкономических и бюджетно-финансовых прогнозах.
2. В ГПВ-2020 заложены явно чрезмерно оптимистичные ценовые параметры закупаемой по гособоронзаказу продукции. Как можно судить, в программе в целом недостаточно учитывается рост цен в промышленности. Причем, можно предполагать, что ценовые оценки ГПВ-2020 носят особо сверхоптимистичный характер в отношении стоимости перспективных и еще только разрабатываемых образцов техники и вооружения.
3. ГПВ-2020 основывается на чрезмерно оптимистичных сроках разработки и особенно запуска в серийное производство новых образцов вооружения и военной техники.
Можно было бы отметить также неготовность по крайней мере немалой части российского ОПК после длительного упадка в постсоветский период к реализации заданных ГПВ-2020 объемов НИОКР и производства серийной продукции, однако в данной публикации мы сосредотачиваемся в основном на чисто «программных» дефектах ГПВ-2020. В комплексе все это означает, что ГПВ-2020 выглядит как трудновыполнимая как в отношении изыскания и выделения запланированных на программу до 2020 г. финансовых средств, так и в отношении возможности закупки запланированных к приобретению по программе вооружений — и по их номенклатуре, и по количеству серийных образцов.
В свете этого неудивительно, что едва только началась реализация ГПВ-2020, как практически сразу же, уже с конца 2011 г., в российских правительственных кругах появились разговоры и проекты сокращения ГПВ-2020 и темпов роста оборонных расходов в целом с целью приведения военных трат в соответствие с экономическими реалиями и совершения так называемого «бюджетного маневра» для сохранения сбалансированности бюджета. Веяния в этом отношении продолжали ощущаться и на протяжении всего 2012 г., несмотря на официальные декларации высшего российского руководства о твердой приверженности реализации ГПВ-2020. Уместно отметить, что еще на этапе разработки, а затем и начала реализации ГПВ-2020 против ее одобрения в принятом «19-триллионом» объеме как явно завышенном выступал тогдашний министр финансов России Алексей Кудрин, что и стало одним из формальных поводов для его отставки в сентябре 2011 г.

ГПВ-2020 в общеэкономическом аспекте

Начало реализации ГПВ-2020 привело к стремительному наращиванию как гособоронзаказа, так и оборонного бюджета России (здесь и ниже имеется в виду бюджетный раздел «Национальная оборона» с дополнениями) в целом, причем, несмотря на обсуждаемые бюджетные трудности, это наращивание продолжится и в 2013, 2014 и 2015 гг. («потолок» достоверного планирования по нынешним трехлетним бюджетам). Так, достаточно указать, что в 2013 г. объем закупок и НИОКР (1166 млрд. руб) вдвое превысит уровень 2011 г. и почти вчетверо — уровень 2007 г. Дополнительным фактором роста оборонных расходов стало повышение в 2012 г. размера денежного довольствия военнослужащих в среднем в три раза, а пенсий военнослужащим — в среднем на 70 %.
В дальнейшем в период после 2015 г. темпы наращивания закупок и роста военного бюджета России должны только ускориться, поскольку разработчики ГПВ-2020 «благоразумно» перенесли основную часть расходов по программе на второе пятилетие ее действия. Если в первом пятилетии действия программы (2011-2015 гг.) расходы на ее реализацию оценочно должны составить суммарно около 5,4 трлн. руб, то во второе пятилетие (2016-2020 гг.) они должны оценочно суммарно составить более 15 трлн. руб. Таким образом, можно спрогнозировать, что в 2020 г. годовой объем закупок и НИОКР по ГПВ-2020 должен достичь около 3,5-3,7 трлн. руб при общем объеме оборонных расходов России порядка 6 трлн. руб (то есть военные расходы в номинальном исчислении вырастут в пять раз по сравнению с 2010 г.).
Таким образом, реализация ГПВ-2020 предполагает, при заявляемом стремлении не превышать долю оборонных расходов в ВВП страны более чем в 3,5-4%, совершенно нереальные темы роста ВВП России на период 2011-2020 гг. Уместно отметить, что по весьма оптимистичным прогнозам Министерства финансов РФ по проекту бюджета на 2013-2015 гг. предполагается, что ВВП России в 2015 г. составит 82,9 трлн. руб. при сумме расходов федерального бюджета в 15,7 трлн. руб. Для достижения уровня расходов на национальную оборону в 2020 г. в 6 трлн. руб при их доле в ВВП страны в 4% общий объем этого ВВП должен составить в 2020 г. порядка 150 трлн. руб., то есть удвоиться по отношению к ВВП 2014 г. Нет нужды говорить об утопичности такой перспективы.
Даже если предположить постоянный рост ВВП России в период 2016-2020 гг. в 4% в год (реалистичная, если не оптимистичная оценка), то в 2020 г. объем ВВП составит около 102 трлн. руб, то есть лишь около двух третей от потребностей ГПВ-2020. Видимо, эти «две трети» и составляют наиболее реалистичную (если не реалистично-оптимистичную) оценку возможностей фактического финансирования ГПВ-2020 во втором пятилетии ее реализации.
Таким образом, для полноценной реализации ГПВ-2020 от российской экономики требуются нынешние китайские темпы экономического роста, совершенно для нас недостижимые, тем более при сохранении нынешней сложившейся с 2000 г. в России политической и экономической системы. Не вдаваясь в подробные оценки нынешнего состояния и перспектив российской экономики отметим, что правящему с 2000 г. российскому политическому руководству не удалось трансформировать экономику страны в современную самоподдерживающуюся экономическую систему, функционирующую с опорой на внутренний экономический спрос или с опорой на промышленный экспорт. Российская экономика за последние годы (десятилетие) только усугубила свою зависимость от топливно-сырьевого экспорта, глубоко поражена пресловутой «голландской болезнью», страдает от засилья государственно-бюрократических структур и раздуваемого госсектора, слабости национального капитала, недостатка инвестиций, чрезмерных социальных и государственных расходов и насаждаемого «ручного управления» и государственного вмешательства. Экономическая политика по сути сводится к «молению на баррель», а расходование поступающих в страну нефтегазовых денег сплошь и рядом со стороны правительства носит характер откровенного разбазаривания и мотовства. В этих условиях неудивительно, что темпы экономического роста (и роста объема ВВП) в России постоянно замедляются и сейчас уже упали до менее чем 4% годовых, несмотря на сохраняющиеся высокие нефтяные цены. Поскольку с возвращением В.В. Путина в на пост президента России в 2012 г. консервативные, популистские, этатистские и по сути демодернизационные тенденции в политике и экономике явно усилились, то можно ожидать дальнейшего затухания экономического роста в России и перехода российской экономики в состояние перманентной вялой стагнации, преодоление которой, скорее всего, будет возможно только при значительных изменениях политического и экономического курса и обновлении руководства страны. События последнего года также продемонстрировали, что в России сохраняется значительный потенциал политической нестабильности и ширится общественное недовольство, угрожающие при неблагоприятном развитии событий ввергнуть страну в политические потрясения.
Таким образом, принятая под руководством В.В. Путина и Д.А. Медведева и столь ими лелеемая ГПВ-2020 фактически является заложницей их же политико-экономического курса и вряд ли выполнима при продолжении нынешней политики. Современная российская экономика попросту не вырабатывает и не будет вырабатывать в течении предстоящего десятилетия достаточного количества средств для полноценного финансирования 23-триллионой программы вооружений и поддержки ОПК.

ГПВ-2020 и проблема цен

Основным фактором напряженности для отечественного ОПК последнего времени стали до предела обострившимся разногласия между «реформированным» Министерством обороны России и оборонной промышленностью по ценовым параметрам гособоронзаказа и поставок продукции. Это вылилось в форменную войну обеих указанных сторон, не приносящую пользы никому, и в том числе Вооруженным силам. Стремление руководства Министерства обороны и его «огражданенного» финансового сектора осуществить жесткую минимизацию издержек и цен на закупаемую продукцию привело во многих случаях к дестабилизации закупочной политики и в ряде случаев — к парализации выполнения гособоронзаказа.
В связи с этим, уместно задаться вопросом, как обстоит дело с ценообразованием в рамках ГПВ-2020 и по каким ценам производился расчет планируемой стоимости НИОКР и поставок продукции в данной программе? Иными словами, насколько обоснована та же сакральная цифра «20 триллионов» с экономической точки зрения? Судя по имеющимся отрывочным сведениям, расчет предполагаемой стоимости гособоронзаказа при разработке ГПВ-2020 осуществлялся планово-экономическими органами, опираясь в основном на предварительные данные со стороны финансового сектора Министерства обороны России. Примечательно, что уже после введения в действие ГПВ-2020 имел место жесткий «клинч» между Министерством обороны и промышленностью по вопросам контрактных цен по значительному количеству заказов, включая, к примеру, такие масштабные «стратегические» программы, как контракт на постройку пяти атомных ракетных подводных лодок проекта 955А, подписанный после почти годичного препирательства только после личного вмешательства В.В. Путина.
Во всех случаях Министерство обороны настаивало на явно заниженных, с точки зрения промышленности, контрактных ценах, причем апеллируя именно к параметрам, заложенным в ГПВ-2020. Это заставляет предположить, что в ценовом отношении ГПВ-2020 составлена также по сверхоптимистичным данным, и что практическая реализация всех заложенных в программе НИОКР и количественных показателей поставок продукции на деле потребует значительно больших средств, чем планируемые 20 трлн. руб.
При этом особо критичными в отношении стоимости выглядят заложенные в ГПВ-2020 многочисленные программы создания принципиально новых видов вооружения и боевой техники, весь цикл НИОКР и освоения выпуска которых должен прийтись на период реализации ГПВ-2020, а то и ее второго пятилетия. Возможность реалистичного расчета стоимости таких программ на перспективу в условиях российской экономики и проблем военного ведомства с определением контрактной стоимости даже давно выпускаемой продукции выглядит очень сомнительной. Существует реальная угроза, что стоимость программ разработки новых видов вооружения в ГПВ-2020 носит достаточно приблизительно-оценочный и сверхоптимистичный характер, и что фактическая стоимость реализации перспективных программ на деле будет в разы выше запланированной. Заметим, что такое положение вещей с хроническим перерасходом (иногда многократным) средств на перспективные военные программы является типичным для таких передовых в отношении выстраивания механизмов закупочной политики стран, как США и Великобритания, и было бы странно ожидать иного от куда менее опытного и эффективного в этом отношении менеджмента российского оборонного ведомства.
Собственно, перед глазами мы уже можем видеть такое положение вещей в уже давно реализуемых «постсоветских» программах атомных подводных лодок проектов 885 и 955, морской баллистической ракеты «Булава», ракетного комплекса «Искандер», ЗРС С-400, ряде космических программ, а в гражданском авиастроении — в щедро финансируемом государством проекте самолета SSJ100. Во всех упомянутых случаях программы требуют постоянных финансовых вливаний на разработку, доводку и освоение, намного превосходящих изначальные сметы — и при этом сроки реализации программ все равно постоянно «ползут».
Таким образом, существует обоснованное предположение, что практическая реализация таких перспективных программ, как, скажем, истребитель Т-50, стратегический бомбардировщик ПАК ДА, наземные платформы «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг», новая жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета, новые и модифицированные проекты подводных лодок и надводных кораблей, также потребуют постоянных дополнительных финансовых затрат, в итоге превращаясь в «деньгососки» и намного выходя за плановые показатели ГПВ-2020. Стоимость серийных образцов данной продукции, вероятно, также окажется далеко превосходящей оптимистичные прогнозы планировщиков ГПВ-2020. В итоге Министерство обороны столкнется с невозможностью в достаточной степени финансировать все запланированные проекты.
В целом таким образом перед ГПВ-2020 обрисовывается угроза колоссальных финансовых «ножниц» — с одной стороны, само финансирование ГПВ-2020 в заданном объеме представляется затруднительным, а с другой стороны, даже столь оптимистично планируемых 20 трлн. руб., скорее всего, заведомо не хватит для реализации ГПВ-2020 по заданной номенклатуре. Упрощенно говоря, существует риск, что на деле на реализацию ГПВ-2020 потребуется, условно, 30 трлн. руб., а фактически удастся выделить, условно, 15 трлн. руб.

ГПВ-2020 и сроки

Относительно разрабатываемых по ГПВ-2020 перспективных систем вооружения следует заметить, что российские официальные военные источники приводят в ряде случаев совершенно баснословные сведения о плановых сроках реализации этих проектов. Так, новый главнокомандующий ВВС России генерал-майор В. Бондарев в июле 2012 г. заявил, что в 2013 г. в ВВС для войсковых испытаний должны поступить уже 14 истребителей пятого поколения Т-50, а серийные машины должны поступить в войска в 2015 г. При этом на момент этого заявления были построены только три прототипа Т-50 (первый полетел только в январе 2010 г.), и на третьем прототипе только начинались испытания штатного радиолокационного комплекса. Лишь в конце 2012 г. к испытаниям ожидается присоединение четвертого прототипа Т-50.
Уместно напомнить, что у США при создании истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-22А продолжительность пути от первого полета прототипа-демонстратора YF-22 (1990 г.) до начала поступления в ВВС первой серийной партии F-22A для по сути тех же войсковых испытаний (2004 г.) составила 14 лет. Каким образом руководство российских ВВС при куда более скудных индустриальных и финансовых ресурсах намеревается пробежать этот путь за три года, и верит ли оно само в это — остается загадкой.
Столь же сверхоптимистичные заявления делаются относительно разрабатываемых для Сухопутных войск перспективных наземных платформ — тяжелой гусеничной «Армата» (по сути нового основного танка), средней гусеничной «Курганец-25» (БМП) и средней колесной «Бумеранг» (БТР). Так, Министр обороны России  А. Сердюков и генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» О. Сиенко в феврале 2012 г. декларировали, что прототип нового танка «Армата» будет создан в 2013 г., а его серийное производство и поставки Вооруженным силам России начнутся уже в 2015 г. Также в 2013 г. должны быть представлены первые прототипы БМП по теме «Курганец-25» и БТР по теме «Бумеранг» — с началом серийного производства обеих машин уже в 2015 г.
Таким образом, срок от постройки первых прототипов принципиально новых бронированных машин до начала их серийного производства и поставок в войска должен составить поразительные по любым мировым меркам сверхкраткие два года. При этом предыдущий отечественный серийный танк действительно нового поколения (Т-64) внедрялся и отрабатывался в СССР долго и мучительно на протяжении практически всех шестидесятых годов, а полноценной боеготовности достиг только спустя полтора десятилетия после начала испытаний прототипов. С перспективным танком «объект 195» возились все девяностые и нулевые годы, но так и не приняли на вооружение. Колесный БТР-90 отрабатывали с 1994 г. более 15 лет — и также не довели до серии. В свете этого заявления о возможности создать и довести до серии новое поколение сложнейших боевых платформ в сверхударные сроки не могут не удивлять.
Такой подход касается и многих других проектов. Уже с 2015 г. планируется начать серийное производство целой серии модернизированных вертолетов, да и новых вертолетов Ка-62 (в новом облике) — при этом прототипов оных до сих пор нет. При том, что только в конце 2012 г была принята в состав флота головная атомная ракетная подводная лодка проекта 955 «Юрий Долгорукий» (строившаяся 15 лет) — тем не менее, к 2020 г. этих кораблей планируется построить уже восемь, в том числе пять по модернизированному проекту. Аналогично при тянущихся испытаниях головной атомной подводной лодки проекта 885 «Северодвинск» предполагается построить еще семь лодок по модернизированному проекту к 2020 г.
Таким образом, совершенно очевидно, что и в отношении сроков разработки и поступления на вооружение перспективных систем реализуемость ГПВ-2020 вызывает серьезные сомнения. Наиболее вероятно, что фактическое поступление в войска того же истребителя Т-50, ЗРС С-500 или перспективных платформ Сухопутных войск следует ожидать не ранее 2020 г., то есть фактически уже за пределами срока действия ГПВ-2020. На аналогичный «уход» по срокам реализации, видимо, обречены и многие другие программы в рамках ГПВ-2020. Следует, однако, признать, что нет худа без добра, и что данное обстоятельство открывает возможности для корректировки ГПВ-2020 в сторону более реалистичных параметров, с откладыванием серийных закупок многих дорогостоящих новых систем и платформ на период после 2020 г.
Возможности сокращения и корректировки Государственной программы вооружений на 2011-2020 гг.
В итоге можно констатировать, что ГПВ-2020 с весьма высокой степенью вероятности обречена на корректировки и урезания в предстоящие годы — как в отношении финансового наполнения, так и номенклатуры. Как можно судить, корректировка ГПВ-2020 фактически теперь постоянно находится «на столе» российского правительства, несмотря на раздающиеся уверения в обратном. Не случайно в течении 2012 г. несколько раз в СМИ попадала информация о планах «растягивания» реализации ГПВ-2020 на период по 2023 г. Можно также предположить, что попытки корректировки ГПВ-2020 (особенно ее второго этапа) в сторону большей реалистичности будут предприняты в рамках начатой разработкой новой Государственной программы вооружений на 2016-2025 годы.

ГПВ-2020 и проблема приоритетов военного строительства

Определенным критическим моментом для ГПВ-2020 является также заданная с ее принятием очевидная несбалансированность общей системы военных расходов и военного строительства государства. Фактически ГПВ-2020 задала тренд явного перекоса военных расходов в пользу закупок вооружения и техники, в том числе в ущерб затратам на личный состав.
Между тем именно вопрос личного состава сегодня является центральным для Российских Вооруженных сил. Проводимое с 2008 г. военное реформирование сопровождалось сокращением офицерского состава и фактическим первоначальным отказом от попыток широкого комплектования по контракту, совпав при этом с сокращением срока службы по призыву до одного года. При этом основной мотивацией отказа от предпринимавшихся до 2008 г. мер по широкому внедрению контрактной службы был именно финансовый фактор — на набор большого числа контрактников за хорошие деньги средств, по мнению руководства Министерства обороны, не было. Но грандиозные средства на планируемую закупку нового вооружения по ГПВ-2020 были запроектированы. В этом разрезе само принятие ГПВ-2020 выглядит как типичный рудимент чисто отечественного традиционного подхода к военному строительству, с приоритетом техники над людьми и с игнорированием качества личного состава. Вместо того, чтобы вкладываться в личный состав, нынешнее военно-политическое руководство в худших традициях предпочло вкладываться в «железо»
Дело даже не в том, что при этом как бы в значительной мере игнорируется вопрос о том, кто будет эту новую сложную военную технику грамотно эксплуатировать и применять (хотя, к примеру, сама идея комплектования экипажей современных боевых кораблей срочниками-одногодичниками выглядит близкой к безумию). Основной проблемой сейчас является неспособность Министерства обороны вообще укомплектовать Вооруженные силы России личным составом в рамках заданной численности — офицеры сокращены, прапорщики фактически упразднены, контрактников мало, срочников при одногодичном призыве и нынешней демографической ситуации явно недостаточно (при этом ситуация усугубится с 2015 г. в виде «демографической ямы» как следствия низкой рождаемости девяностых годов). В результате военное руководство оказалось неспособным поддерживать общую численность Вооруженных сил на официальном штатном уровне примерно в 1 млн. чел. В июне 2012 г. в СМИ попал документ Министерства обороны, из которого явствует, что фактическая численность российских Вооруженных сил к апрелю 2012 г. «просела» до менее чем 800 тыс. чел. (реально, видимо, вообще до 700 тыс. чел).
Итогом стал, в частности, хронический некомплект уже сформированных в ходе военного реформирования бригад сухопутных войск, которые по замыслу все должны быть полностью развернутыми соединениями постоянной готовности. В 2012 г. командованию пришлось начать формирование в бригадах батальонных тактических групп со средствами усиления и стопроцентной укомплектованностью — естественно, за счет прочих батальонов бригад. «Эти батальоны создаются в округах из-за того, что мотострелковые и общевойсковые бригады постоянной боевой готовности фактически не отвечают своему статусу — в них некомплект личного состава составляет от 30 до 50 процентов, а также большой комплект новой боевой техники и боеприпасов к ним. Особенно не хватает контрактников и военнослужащих, обладающих основными боевыми специальностями» — сообщал военный источник.
Сложившееся положение вещей нельзя охарактеризовать иначе, как фактический провал одного из основных направлений военной реформы 2008 г. С чего начинали — к тому и пришли: к частям и подразделениям различного уровня укомплектованности и готовности, и к тому, что бригада фактически способна выставить только усиленный батальон. Ситуация номинально большой армии, но с малым количеством боевых частей, существовавшая до реформы, по сути воспроизвелась вновь, только при еще более сократившихся по численности Вооруженных силах в целом. Воевать по сути некому — зато миллиарды тратятся на закупки нового вооружения.
Ясно, что все это является следствием фундаментальных и концептуальных просчетов в определении приоритетов строительства Вооруженных сил, допущенных как высшим военно-политическим руководством РФ, так и руководством Министерства обороны. И ГПВ-2020 стала одним из «монументальных» символов этих просчетов в определении приоритетов.
По нашему убеждению, военное строительство России на обозримую перспективу должно быть сконцентрировано именно на решении проблем комплектования Вооруженных сил. Необходимо, с одной стороны, определить адекватную и посильную численность Вооруженных сил, отказавшись от цепляния за цифру в 1 млн человек. С другой стороны, назрел и перезрел вопрос полного перехода на контрактный принцип комплектования Вооруженных сил, с полным упразднением призыва в максимально короткие возможные сроки. Нынешняя система призыва на год сама по себе абсурдна и бессмысленна с точки зрения всех основных современных задач Вооруженных сил, поскольку не обеспечивает Вооруженные силы качественным и подготовленным личным составом. Сам же современный призывник по своим моральным качествам и мотивациям скорее является бациллой, разлагающей армию.
Таким образом, задачей должно стать создание Вооруженных сил России численностью вряд ли более 600 000 -700 000 человек с максимально быстрым переходом к комплектованию по контракту. Достичь этого можно в первую очередь концентрацией финансовых ресурсов на комплектовании контрактным личным составом, и резервом для этих финансовых ресурсов неизбежно могут быть только закупки вооружения и техники. Вложениям в человеческие ресурсы и человеческий капитал должен быть отдан абсолютный приоритет перед вложениями в материальную часть. Воюет, в конечном счете, не техника, а люди.
Следует ставить вопрос о необходимости пересмотра приоритетов военного строительства и о подчинении закупочной политики военного ведомства задачам комплектования Вооруженных сил качественным и подготовленным личным составом. Конкретно в период ближайшего десятилетия это должно выразиться в кардинальной ревизии ГПВ-2020, которая, будучи маловыполнимой самой по себе, при этом оттягивает огромные материальные и финансовые ресурсы.
Возможные направления пересмотра ГПВ-2020 и ограничения оборонных расходов на период до 2020 года (и на более краткий период)
Представляется совершенно неизбежной постановка вопроса о сокращении численности Вооруженных сил России до 600 000 -700 000 человек. Основными резервами сокращений численности тут могут быть:
1. Сокращение численности Сухопутных войск России за счет расформирования нескольких мотострелковых бригад (оценочно четырех) в основном в азиатской части страны — в Восточном военном округе. В целом, Сухопутные войска могут быть сокращены оценочно на 8-10 общевойсковых бригад, а с учетом передачи им нескольких бригад Внутренних войск (о чем ниже) — и более;
2. Расформирование 31-й воздушно-десантной бригады. Реорганизация воздушно-десантных войск с переформированием их четырех нынешних дивизий в бригады либо трансформацией четырех дивизий в две;
3. Расформирование входящего в состав Балтийского флота Калининградского оборонительного района с передачей его частей в состав Сухопутных войск, расформирование из его состава 7-го мотострелкового полка;
4. Переформирование четырех имеющихся танковых бригад в мотострелковые;
5. Дальнейшая оптимизация численности ВВС и ПВО России путем прежде всего сокращения количества аэродромов базирования и сосредоточения авиационной техники на «супербазах»;
6. Сокращение количества боевых строевых эскадрилий ВВС:
истребительных — с 38 до 30-32 (путем главным образом снятия с вооружения истребителей МиГ-29)
фронтовых бомбардировочных — с 14 до 12
штурмовых — с 14 до 12
разведывательных — с 9 до 8
В целом сокращение «тактических» ВВС с нынешних примерно 1400 самолетов до примерно 1000;
7. Сокращение численности строевых стратегических бомбардировщиков Ту-95МС с 64 до 32-36, а численности дальних бомбардировщиков Ту-22М3 — со 124 до 48. Таким образом, численность Дальней авиации (с учетом сохранения парка Ту-160) будет сокращена с 200 до примерно 100 самолетов;
8. Сокращение численности ВМФ России — в первую очередь, за счет дальнейшей оптимизации береговых служб, сокращения районов базирования, сосредоточения всех кораблей в небольшом количестве баз;
9. Расформирование Каспийской флотилии с передачей ее современных кораблей в состав Черноморского флота и оставлением на Каспийском море только Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России;
10. Сокращение численности морской пехоты путем свертывания полка на Камчатке в батальон, расформирования двух батальонов на Каспии.
Вполне назрел и вопрос о возможности ликвидации оперативных частей Внутренних войск МВД России. Весь опыт последнего 25-летия показывает, что Внутренние войска все равно в принципе неспособны действовать во внутренних конфликтах без поддержки армии, в результате чего существование отдельных оперативных сил Внутренних войск выглядит бессмысленным. Между тем Внутренние войска имеют численность 212 000 человек, из которых до 100 000 фактически дублируют армейские части. Представляется, что часть сил оперативных частей Внутренних войск следует расформировать, а часть — передать в состав Сухопутных войск в качестве легких бригад. Оценочно, можно сократить не менее 50 000, а то и до 100 000 человек.
Переходя к возможности сокращений непосредственно закупок вооружения и боевой техники, в первую очередь следует указать, что значительным резервом для таких урезаний выглядит в первую очередь необходимость свертывания и сокращения ряда программ военного кораблестроения, которые выглядят наиболее затратными с точки зрения целесообразного распределения ресурсов между видами Вооруженных сил.
Вообще, для сухопутной державы, каковой является Россия, необходимость крупных затрат на флот представляется явным излишеством. Приступы «мореманства» высшего руководства страны за последние два столетия не приносили России никакой ощутимой пользы, а перед обеими Мировыми войнами «раскручивание» чрезмерных затрат на флот играло скорее негативную роль. Между тем в ГПВ-2020 на приобретение техники и вооружения для ВМФ намечено выделить почти вдвое больше средств (около 5 трлн руб.), чем на технику и вооружение Сухопутных и Воздушно-десантных войск (суммарно 2,6 трлн. руб). Только на силы общего назначения ВМФ по ГПВ-2020 запланировано направить 4,44 трлн. руб. Вряд это можно считать нормальным.
В военно-морской части ГПВ-2020 и в целом в программах строительства и развития ВМФ реалистичными выглядят следующие потенциальные сокращения:
1. Ограничение программы строительства атомных подводных ракетных лодок стратегического назначения проекта 955 вместо планируемых восьми четырьмя корпусами, с постройкой четвертого корпуса по имеющемуся проекту 955 и отказом от разработки нового модифицированного проекта 955 и постройки кораблей по модифицированному проекту. В настоящее время программа строительства лодок проекта 955 является, видимо, наиболее затратной программой развития вооружений в России, поглощающей огромные ресурсы. Сокращение числа ракетоносцев проекта 955 позволит и сократить закупки баллистических ракет «Булава» (оценочно с со 160-180 ракет до 70-80);
2. Поддержание уровня стратегических ядерных сил России в связи с этим наиболее целесообразно обеспечивать закупкой относительно дешевых наземных межконтинентальных баллистических ракет «Ярс»;
3. Отказ от серийной постройки атомных многоцелевых подводных лодок проекта 885М как чрезмерно дорогостоящих и разработка взамен нового проекта «дешевой» относительно небольшой (водоизмещением не более 3000-4000 тонн) атомной многоцелевой подводной лодки с началом постройки к концу десятилетия;
4. Стабилизация флота атомных ударных и многоцелевых подводных лодок на уровне 20 единиц. Постепенный вывод из боевого состава всех атомных подводных лодок проекта 949А с отказом от их модернизации;
5. Рассмотрение вопроса о целесообразности развития крайне дорогостоящих программ подводных сил специального назначения ВМФ, включая атомные глубоководные подводные станции и пр. Затраты на них выглядят неадекватными возможной отдаче, и есть подозрения, что здесь под завесой глубокой секретности маскируется крупный ведомственный попил финансовых средств;
6. Сохранение численности неатомных подводных лодок на уровне не более 20 единиц и ограничение количества новых неатомных подводных лодок постройкой до 2020 г. восьми единиц (двух проекта 677 и шестью 06363). Перевод неатомных подводных лодок Северного флота на другие флоты (прежде всего, Балтийский);
7. Откладывание любых программ авианосцестроения. В связи с эти ограничение средств, выделяемых на реконструкцию судостроительных предприятий (в первую очередь, «Севмаша») по федеральной программе развития судостроения на период до 2015 г.;
8. Отказ от программы строительства четырех десантно-вертолетных кораблей-доков типа Mistral. Как вариант — приобретение только двух заказанных во Франции кораблей, но с безусловным отказом от постройки двух следующих в России;
9. Отказ от программы ремонта, восстановления и модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Вывод из боевого состава крейсера «Петр Великий» этого типа после истечения им межремонтных сроков (оценочно после 2016 г.);
10. Единовременное списание всех остающихся в составе флота эскадренных миноносцев проекта 956. Отказ от начала строительства эсминцев нового поколения до 2020 г.;
11. Отказ от серийной постройки восьми корветов проекта 20385. Разработка проекта «дешевого» малого корвета ближней морской зоны с началом его серийной постройки после 2015 г. и возложения на него большей части задач ВМФ в этой зоне;
12. Отказ от постройки больших десантных кораблей, с достройкой корабля проекта 11711 в качестве транспорта. Ориентация на сохранение в составе флота наличных больших десантных кораблей польской постройки;
13. Отказ от строительства крупных вспомогательных судов и судов обеспечения, строя лишь небольшие суда и катера, а также прибегая к закупке гражданских судов.
При этом необходимо сохранить в составе ВМФ тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в качестве задела на будущее, а также программы постройки ориентировочно 12-15 фрегатов проектов 11356Р и 22350 в качестве основы надводных сил ВМФ.
Программы развития Сухопутных войск в области вооружений по многим направлениям выглядят как наименее подлежащие сокращениям. В то же время здесь необходимо вести НИОКР по созданию, испытаниям и отработке нового поколения сухопутных вооружений, но от закупки наиболее дорогостоящих образцов отказаться до 2020 г. (все равно раньше вряд ли их удастся отработать). В первую очередь, речь идет о танках программы «Армата», БМП серии «Курганец-25» и тяжелой самоходной артиллерии — их закупку желательно отложить до 2020 г. Необходимо осуществлять закупки в первую очередь легкобронированной колесной техники — такой, как БТР и легкие бронированные машины нового поколения.
В остальном целесообразно сосредоточиться на модернизации наличного танкового и артиллерийского парка Сухопутных войск, а также на внедрении в Сухопутных войсках передовых систем связи, сетевого управления, информационного обеспечения и индивидуальной экипировки.
Ввиду того, что закупки авиационной техники (в первую очередь, для ВВС и ПВО) представляю собой наиболее дорогостоящий сегмент ГПВ-2020, то тут имеются резервы для значительного маневра ресурсами и сокращений. Здесь возможно следующее:
1. Закупки боевых самолетов возможно сократить с примерно 600 машин намечаемых по ГПВ-2020 в период 2011-2020 гг. до примерно 300. Из них оценочно (без учета закупок 2011 г.) может быть закуплено суммарно 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34, до 100 истребителей Су-35С, 60 истребителей Су-30МС, 24 палубных истребителя МиГ-29К и 30 истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Впрочем, не исключено, что доводка Т-50 растянется и до 2020 г., и серийные закупки и их придется вести уже после этой даты;
2. Растянуть сроки реализации программы ПАК ФА с выходом на серийные закупки самолетов Т-50 только к концу десятилетия. Взамен желательно закупить дополнительную партию истребителей Су-35С (около 50 машин) и вернуться к вопросу модернизации наличного парка истребителей Су-27;
3. Перенести сроки создания перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) за период 2020 г., а возможно и вообще отказаться от этого проекта;
4. Отказаться от закупки истребителя МиГ-35 или любых других сухопутных модификаций МиГ-29, как требующих крупных затрат на НИОКР и в итоге только увеличивающих многотипность парка;
5. Аннулировать программу закупки двухместных штурмовиков Су-25УБМ;
6. Отказаться от программы возобновления производства и закупки тяжелых транспортных самолетов Ан-124;
7. Аннулировать программу военно-транспортного самолета Ан-70, а равно и проекты транспортных самолетов Ил-112В (уже фактически закрыт) и Ан-178;
8. Отказаться от закупки для ВМФ самолетов-амфибий Бе-200 и от закупок в период до 2020 г. новых базовых патрульных (противолодочных) самолетов. Взамен осуществлять модернизацию имеющихся в авиации ВМФ противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142;
9. Ограничить закупку учебно-тренировочных самолетов Як-130 в период до 2020 г. 55 или 65 машинами, а также рассмотреть возможность приобретения взамен части планируемого парка Як-130 более дешевых с точки зрения закупки и эксплуатации турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов основной подготовки (в том числе за рубежом);
10. В области вертолетной техники отказаться от приобретения для военных нужд вертолетов Ка-226, Ка-62 и Ми-38;
11. Сократить либо вовсе отказаться от закупки вертолетов для авиагруппы десантно-вертолетных кораблей-доков типа Mistral;
12. Отказаться от начала производства модернизированных морских вертолетов Ка-27М и Ка-29М, взамен ограничившись модернизацией наличного парка;
В войсках Воздушно-космической обороны весьма возможной выглядит перспектива перенесения сроков закупки разрабатываемого комплекса ПВО С-500 в период после 2020 г. — тем более, что возможность его полной отработки до того срока и так вызывает сомнения.
Ракетные войска стратегического назначения не могут являться существенным резервом для финансовых сокращений. Тем не менее, вызывает сомнения необходимость разработки для РВСН новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты.
Автор — главный редактор журнала Moscow Defense Brief
Статья была опубликована в специальном номере журнале «Экспорт вооружения» за ноябрь 2012 г., публикуется с разрешения редакции

Gur Khan: Великолепная статья Михаила Барабанова! Читать всем обязательно, внимательно и на пять раз. Комментировать ее не буду - с одной стороны и так все разжевано, с другой... включайте свои мозги! :) Отмечу, что предварительно стоит прочитать статью Михаила Тимошенко "ГОЗ: СССР vs Россия", опубликованную нами ранее.

понедельник, 25 февраля 2013 г.

Министерство обороны Украины закупило российские 30-мм пушки 2А42

Как сообщает журнал "Экспорт вооружений", в 2012 году был выполнен по-своему исторический контракт на поставку российских 30-мм автоматических пушек министерству обороны Украины. Поставка состоялась  в феврале 2012 года. Они были смонтированы на боевых машинах пехоты БМП-2, имевшихся в двух центрах подготовки операторов для БМП, поскольку украинские образцы 30-мм пушек – ЗТМ-1 и ЗТМ-2 на тот момент только прошли испытания и готовились к серийному производству, а министерство обороны Украины испытавало острую потребность в этих системах. Украинская сторона отметила оперативность и готовность к сотрудничеству российского исполнителя данного заказа.


30-мм автоматическая пушка 2А42 (с) ОАО АК "Туламашзавод"

Блогу bmpd стали известны подробности этого контракта. У производителя данных артиллерийских систем - ОАО АК "Туламашзавод" было приобретено 24 пушки 2А42 с запасными стволами на общую сумму несколько десятков миллионов рублей. Отметим, что в силу того, что Украина не состоит в ОДКБ, она не может закупать российское вооружение по "внутренним" ценам, поэтому данный контракт был заключен при посредничестве ОАО "Рособоронэкспорт" - таким образом, министерству обороны Украины пришлось выплатить российскому экспортеру значительную комиссию.

Блог BMPD

Gur Khan: Бу-га-га...! Ну что я говорил? На Украине давно уже не способны производить оружие, а складские запасы истощаются со всеми вытекающими...

Воздушно-десантные войска проведут государственные испытания БМД-4М



  Воздушно-десантные войска России в ближайшее время проведут государственные испытания новой модернизированной БМД-4М. Об этом заявил командующий ВДВ Владимир Шаманов.
 БМД-4М — уникальный образец военной техники, который создавался специально для десантников. Машина предназначена для действий в отрыве от основных сил. Ее пушка, управляемые ракеты и компьютерные системы наведения не оставляют противнику никаких шансов даже в бою один на один. Бронемашина с легкостью преодолевает любые препятствия на скорости до ста километров в час. Все достоинства БМД-4М Владимир Шаманов знает по собственному опыту — он лично провел ходовые испытания.

В Гродно танк упал с платформы для перевозки техники

Конфуз произошел во время празднования Дня защитника Отечества в Гродно. 
Танк "Т-72" съехал набок с платформы для перевозки техники. Судя по видео, размещенному в интернете, это произошло на площади Тызенгауза, где проходила выставка военной техники. После окончания выставки танк заехал на платформу, затем скатился на левый бок.
Источник

Gur Khan: ну упал и упал... праздник все таки :)))

"Бумеранг" снова засветился

Продолжая тему визита Дмитрия Рогониза на АМЗ, отметим очередной слив секретов.  Известный фотоблоггер Виталий Кузьмин засветил в Сети фото все из той же презентации, но на этот раз с изображением перспективной колесной платформы "Бумеранг", точнее даже не платформы, а конкретно БТР.
Боевой модуль "а ля" "Бережок", хотя вообще-то хотелось чего-нибудь посерьезнее, например 45мм АП...

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Россия увеличивает производство бронированной техники -2

В продолжении темы визита Д.Рогозина на АМЗ.


Сборка ГАЗ Тигр-М на АМЗ, Фото: Arms-expo.ru/Виталий Кузьмин

Российские производители намерены в 2013 году увеличить производство бронированной техники. В числе данных предприятий – Арзамасский машиностроительный завод.

Сегодня в рамках рабочей поездки предприятие посетил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

За 40 лет своего существования Арзамасский машиностроительный завод стал одним из лидеров оборонно-промышленного комплекса страны, единственным предприятием в России по выпуску колесной бронетехники, ведущим предприятием машиностроительной отрасли Нижегородской области. Начиная свою деятельность с производства амортизаторов, он прошел все стадии развития на пути к созданию конечного продукта – передовых образцов мирового рынка вооружения.


Дмитрий Рогозин на АМЗ, Фото: Arms-expo.ru/Виталий Кузьмин

Как сообщил первый заместитель генерального директора ООО «ВПК»-управляющий директор ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» Александр Золотарев, в 2013 году будет произведено и поставлено потребителям 770 БТР различного назначения и 146 бронированных автомобилей типа «ТИГР». Увеличение производства бронированной техники возрастет в среднем на 20%.


Александр Золотарев, Фото: Arms-expo.ru/Виталий Кузьмин

Конвеер АМЗ для сборки БТР-80, Фото: Arms-expo.ru/Виталий Кузьмин
«В 2012 году заводом было произведено 549 единиц бронированной техники», - привел для сравнения показатели прошлого года Александр Золотарев.
МОСКВА , 22 февраля 2013 г. , ОРУЖИЕ РОССИИ , Ольга Лухманова, Анатолий Соколов
www.arms-expo.ru

Gur Khan: уж больно интересен кадр с диаграммами  - вот так вот и выплывают все секреты российской оборонки! И куда только смотрит первый отдел?

Большая распродажа

Лежит в сети вот такой ролик:

К чему я его сюда притащил? А вот к чему:

Приватизация УВЗ – процесс необратимый

21 ноября 2011, 15:18
 Правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших производственных компаний страны. В их числе и ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», 100% которого по состоянию на сегодня еще находятся в собственности государства.
Как показывает имеющаяся практика, смена состава собственников чаще всего сопровождается прогнозируемыми социальными последствиями и даже потрясениями для персонала. Главные акционеры обычно настаивают на избавлении от непрофильных активов, которыми были обременены почти все крупнейшие предприятия СССР, а следующий шаг к повышению инвестиционной привлекательности промышленных активов – оптимизация численности трудового контингента.
Удастся ли крупнейшей машиностроительной корпорации выйти из очередного витка передела госсобственности с минимальными потерями и затратами – вопрос, на который, к сожалению, нет ответа. Или пока нет ответа?

Вспомним, как все начиналось?

20 лет тому назад социум напугать новым в ту пору термином «приватизация» было невозможно, ибо большинство уважаемых россиян понятия не имели, что это такое. Латинское «privatus» означает в нашем случае – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. И осуществляется приватизация посредством продажи государственной собственности (или муниципальной) или безвозмездной передачи объектов в руки коллективов и частных лиц.
Первый нормативный акт в этом плане появился в июле 1991 года. В форме закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». А в январе следующего года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «Об ускорении приватизации», санкционируя этим документом ввод в действие ряда нормативных актов фактического начала передачи собственности частным структурам.
Затем начался период ваучерной приватизации, но скупить таким образом контрольные пакеты крупных предприятий еще не позволялось. В итоге большинство чеково-инвестиционных фондов вскоре перестали существовать. Очередной указ Б.Ельцина появился в 1994-м и касался государственной, подчеркнем, программы приватизации промпредприятий. Последующий дефолт только ускорил появление плановой основы процессов приватизации.

Малых сравнил приватизацию с отрезанием головы и поплатился за это своим креслом

3003.jpg
Проблемы с возможным переделом формы собственности УВЗ появились не в одночасье. Открыто вопрос о том, что вагоностроительному гиганту вряд ли удастся избежать процесса акционирования предприятия, начал обсуждаться весной 2005 года. И именно тогда потенциальным противником такого решения выступил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, заявивший, что пока никто не ставит на повестку дня «вопрос о расчленении предприятия, о его поспешной приватизации и приватизации вообще».
Примерно в это же время генеральный директор ФГУП «Уралвагонзавод» Николай Малых провел обширную пресс-конференцию с представителями местных, областных и федеральных СМИ. По существу это была его первая встреча с журналистами после того, как он успешно прошел испытания в конкурсе на должность руководителя УВЗ.
Стоит отметить, интрига вокруг того, останется ли Малых на своем посту и что будет с крупнейшим в России производителем грузовых вагонов и оборонной техники, длилась несколько месяцев. А в прессе неоднократно появлялись публикации о радужных прогнозах приватизации предприятия и о судьбе самого Н.Малых.
 Заняв, наконец, старую-новую должность, гендиректор решил рассказать журналистам о некоторых хитросплетениях кадрового вопроса и том, грозит ли на самом деле приватизация УВЗ.
 Как выяснилось, претендентов на «вагонский престол» было несколько. «Может, за кем-то из кандидатов и стояли какие-то финансовые группы», - приоткрыл завесу главной интриги дня Н.Малых. И, похоже, намеренно не стал уклоняться от ответа на вопрос о перспективах приватизации и разделении предприятия на машиностроительное и танковое производства.

Я думаю, разделить предприятие – это тоже самое, что у вас голову отрезать. Это фантазии людей несведущих. Документа, касающегося приватизации УВЗ, нет в правительстве, и пока никто не планирует его выпускать. Этих документов еще долго не появится, потому что наш завод особый, значимый в жизни государства, - сказал Малых.

Николай Малых заявил также, что у предприятия есть перспективная программа развития до 2010 года. Руководство было уверено, что за счет диверсификации производства, за счет использования танковых мощностей можно выйти на необходимые объемы выпуска промышленной продукции, включая новые ее виды.
Говоря о новшествах, Малых, не раскрывая, естественно, военных секретов, намекнул, что в самое ближайшее время появится принципиально новая модель российского танка. Впрочем, тема новой боевой машины беспокоит умы и сегодня. И основания для этого обсуждения вновь появились.
Новшеством гражданской продукции тех лет стало создание на УВЗ трактора РТМ-160. Малых считал, что данный вид техники будет широковостребованным на рынках сбыта. Появилась даже версия зарубежного сбыта РТМ: якобы Пакистан ведет переговоры с УВЗ о закупке нескольких тысяч тракторов. Состоялся ли этот зарубежный контракт, неизвестно и по сей день.
 Зато известно другое. На демонстрационном показе на сельских полях Пригородного района Свердловской области первые образцы тракторов положительной оценки от руководителей сельхозпредприятий не получили. Машины, конечно, мощные (впору пушки по дорогам Пакистана таскать), но в сельских условиях маломаневренны, и цена за единицу для полуразорившихся хозяйств достаточно высока. За один вагонский трактор можно купить два белорусских МТЗ-80, переговаривались в кулуарах директора сельхозпредприятий.
Вскоре вновь появилась информация о планируемом акционировании УВЗ с небольшой оговоркой – все 100% акций останутся в собственности государства. Но сначала была создана корпорация, в состав которой, кроме УВЗ, вошли и другие предприятия машиностроительной отрасли. Николая Малых на посту руководителя НПК УВЗ сменил никому не известный Олег Сиенко.

 Операция «приватизация» потребовала хирургического вмешательства

1297688266_uvz_sijenko_gendir.jpg
Буквально сразу после своего назначения О.Сиенко во всеуслышание заявил, что танки УВЗ значительно уступают некоторым зарубежным аналогам.

Если в ближайшие 5 лет не сделаем новое изделие, то можем смело написать на наших машинах «телеги УВЗ». Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь если не в Mercedes, то в Volkswagen. Залезешь в наш… И вот эти телеги считаются самыми современными танками, - из выступления О.Сиенко перед журналистами на выставке на полигоне Старатель в июле 2009 года.

Что касается гражданской продукции, нарекания на качество комплектующих подвижного железнодорожного состава стали появляться уже в конце правления Н.Малых.
 2009-й, фактический год становления Сиенко на посту гендиректора корпорации, для коллектива УВЗ оказался не самым лучшим. 24 000 из 30 000 работников в Нижнем Тагиле были отправлены в вынужденные отпуска на несколько месяцев, причем не сохранением двух третей заработка, а на 2/3 тарифа. Все произошедшее негласно объяснили как тяжелое наследство от прежнего руководства. Стихийных волнений трудящихся и организованных акций протеста под руководством профорганизации не было. Олег Сиенко имел однажды неосторожность обмолвиться: надо, дескать, еще разобраться, что такое профсоюз.

Промышленная Золушка превратилась в принцессу-невесту

11e32ea0c8e9906404cccf60d0d0b7d365.jpg
В сентябре текущего года сразу несколько СМИ опубликовали заявление директора департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексея Уварова о возобновлении «операции «приватизация УВЗ». По словам высокопоставленного чиновника, «Уралвагонзавод» включен в план приватизации на 2012-2014 г.г., однако в следующем году это вряд ли произойдет (президента РФ выбирать будем – авт.).
По предварительным данным, после повторной приватизации, ибо УВЗ сегодня уже имеет статус открытого акционерного общества, доля собственности государства сократится минимум на 25%. А по словам первого заместителя гендиректора УВЗ Владимира Шмакова, вырученные с этого средства будут направлены на расширение возможностей НПК, на реализацию инвестиционной программы.
Согласно официальным данным, выручка корпорации «Уралвагонзавод» по итогам 9 месяцев 2011г. Составила 48 миллиардов 798 миллионов 875 тысяч рублей.

Выручка эмитента значительно выросла, что обусловлено возросшим спросом на продукцию вагонного производства УВЗ, - сообщается в отчете ОАО.

При этом доля выручки от реализации спецтехники составляет 7 миллиардов 404 миллиона рублей, то есть на 52% меньше от аналогичных показателей прошлого года. Но ставить крест на спецтехнике, думается, рановато.
Ожидается, что уже в 2015 году УВЗ завершит работу над секретным проектом «Армата» - производство боевой техники по новым технологиям. Как заявил СМИ руководитель Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, появится и новый образец танка, при разработке конструкции которого учтены особенности танка Т-95. Секретную боевую машину господин Коротченко назвал прообразом нового российского танка. Значит, есть надежда, что иностранных танков в нашей армии не будет.
Еще одна новость, у корпорации УВЗ появится иностранный стратегический партнер – американская компания «Caterpillar». По утверждению генерального директора НПК УВЗ О.Сиенко, новый партнер специализируется на производстве двигателей, дорожно-строительной техники и ремонту вагонов. Замысел топ-менеджера УВЗ строится на прогнозе, что в ближайшие годы из-за перенасыщения рынка объем продаж вагонов стабилизируется и кое-где даже сократится. Зато появится больший спрос на вагоноремонты и запчасти для подвижного состава.
Станут ли дальнейшие приватизационные процессы бомбами социальных взрывов на Вагонке, неизвестно. Но следует объективно воспринимать перспективу неизбежных изменений в соцсфере в условиях современной российской капитализации производства. Основной закон частной собственности – максимальное получение прибыли. А техническая модернизация промышленного предприятия должна способствовать не только сохранению и росту объемов выпускаемой продукции, но и повышению производительности труда. В том числе за счет оптимизации численности персонала. Обещанные ранее социальные обязательства, по сути, скорее декларативны.


Приватизация "Уралвагонзавода" запланирована на 2013-14 гг.

 Минэкономразвития РФ предлагает приватизировать пакет акций "Уралвагонзавода" в 2013-24 годах, сообщил журналистам директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров.
По его словам, "Уралвагонзавод" включен в план приватизации на 2012-2014 годы, однако чиновник заверил, что, скорее всего, это будет не в 2012 году. Кроме того, по его словам, скорее всего, компания будет приватизироваться путем размещения допэмиссии акций.
"Возможно, это будет IPO, так как, возможно, потребуются деньги для привлечения в компанию", - сказал Уваров.
Он также обратил внимание на то, что "Уралвагонзавод" был первым объектом, предложенным к приватизации со стороны Минпромторга.
Долю РФ до контрольного пакета (до 75% плюс одна акция) планировалось снизить в УВЗ, начиная с 2012 года.
Генеральный директор УВЗ Олег Сиенко ранее говорил, что компания ведет работу над подготовкой годовой отчетности по МСФО. По его словам, первый отчет по данным стандартам будет опубликован с результатами за 2011 год. Однако в случае необходимости УВЗ готов подготовить МСФО за 2010 год.
Сиенко высказывал мнение, что поучаствовать в приватизации пакета УВЗ могут частично финансовый институт и какой-нибудь партнер, который принесет технологии и вложит деньги.

Приватизация "Уралвагонзавода" возможна не ранее 2015 года - Сиенко


С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 июня 2012г. - РИА Новости. НПК "Уралвагонзавод" будет готов к приватизации не ранее конца 2014 года, сообщил журналистам в кулуарах ПМЭФ генеральный директор предприятия Олег Сиенко.
Согласно скорректированной программе приватизации государственного имущества, до 2016 года предусматривается снижение госдоли в "Уралвагонзаводе" до 50% плюс одна акция с нынешних 100%.
"Не раньше конца 2014 года", - сказал Сиенко, отвечая на вопрос, когда предприятие будет готово к приватизации.
Ранее планировалось сохранить за государством долю в 75% "Уралвагонзавода".
Сиенко также отметил, что в настоящее время "Уралвагонзавод" занимается разделением военного и гражданского производства. "Сложно проводить инновации, когда есть форма допуска", - сказал гендиректор предприятия.
Топ-менеджер добавил, что УВЗ также занимается подготовкой отчетности за прошедшие три года по МСФО.
НПК "Уралвагонзавод" - предприятие танкового машиностроения и крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, контейнер-цистерн. УВЗ на 100% принадлежит государству.

Gur Khan: и вот мне интересно, зачем приватизировать "Уралвагонзавод", если современный менеджмент предприятия не просто эффективен, а судя по динамике роста, суперэффективен? Кто хочет положить одну из крупнейших машиностроительных корпораций себе в карман? И для чего ее предварительно перед приватизацией так накачивают деньгами? Ведь было бы логичней, если б этим занимался новый собственник, а не государство. У меня есть ответ на эти вопросы, но... В беседе с журналистом НТВ во время знаменитого выступления "человеки труда" vs "офисные хомячки" я ответил на эти вопросы, на что мне было сказано, что "это всего лишь конспирология и у тебя нет доказательств". Естественно, доказательств - нет, а вот "приватизация 2.0" - есть...