среда, 24 октября 2012 г.

Для чего российской армии нужны германские "Леопарды-2", "Боксеры" и "Пумы"


  В 1996 году Южная Корея в счет погашения советского государственного долга стала получать современные на то время танки Т-80У и боевые машины БМП-3. Всего в армии этого государства появилось 33 "восьмидесятки" и 70 "трешек". Данная техника поступила на вооружение специальной части, которая на учениях обозначает подразделения противника. По-разному оценивая эту сделку, можно с уверенностью констатировать, что Сеул совершил очень выгодную сделку.
 
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
 Что любопытно, у потенциальных противников южан - КНДР и китайцев - на то время не было боевой техники, которая была бы близка по своим характеристикам Т-80У и БМП-3. Корейские военные намеренно, что называется, подняли планку и, судя по всему, не прогадали.
  К чему мы вспомнили о южнокорейском опыте. Дело в том, что сейчас  немецкий  Rheinmetall создает на полигоне Мулино Центр боевой подготовки Сухопутных войск России. Здесь на 500 кв. км будут обучаться бригады  Западного военного округа. Есть мнение, что кроме различимого немецкого оборудования неплохо было бы прикупить еще и немецкую технику, которая бы обозначила противоборствующую сторону.
 
"Леопард-2А6"
 В последнее время, по сценариям большинства учений, наши войска учатся воевать с "бандами террористов". Но ведь войска должны уметь противостоять и высокотехнологичному противнику, оснащенному самым передовым оружием. А, как известно, Германия - законодательница военной моды в Европе. Например, тот же "Леопард-2" в настоящее время один из самых продаваемых танков в мире. Так не приобрести ли некоторое количество этих боевых машин? То же самое касается БТРа "Боксер" и БМП "Пума". Конечно, придется потратить деньги (как мы уже писали, только БТР "Боксер" стоит 3 млн. евро), но неужели нынешнее экономическое состояние России не позволяет найти средства оснащение подобной техникой нескольких учебных батальонов. Не стоит забывать средства связи, вооружения и снаряжения для пехотинцев.
 
 Германия нам не противник, и эти подразделения будут лишь "обозначать" высокотехнологичную армию. А поскольку сами немцы на учениях до сих пор декорируют свои танки и бронемашины под российскую боевую технику, то логично было бы даже договориться о поставках "в обмен" Т-90 и чего-то из легкой бронетехники, по их желанию.
 
БМП "Пума"
  У Германии очень жесткие ограничения по экспорту оружия, вспомним хотя бы возникавшие скандалы, когда оказывалось, что техника, подаренная ГДР бывшей ННА, применялась в курдских районах. Турки были так впечатлены германскими внутриполитическими разборками, что сейчас на границе с Сирией на всякий случай используют лишь американские М-60АЗ и форсировано создают свой танк "Алтай", давно уже наладив выпуск своих БТРов и БМП. Поэтому в договоре с немцами можно обговорить, что "Леопарды-2", "Боксеры" и "Пумы" будут лишь учебными, на что они, вполне вероятно, могут согласиться.
БТР "Боксер"
  Оснащенные по последнему слову западной техники укомплектованные военнослужащими-контрактниками данные учебные подразделения на порядок должны улучшить качество боевой подготовки сухопутных войск России.
А.Т.
Фото: KMW

четверг, 18 октября 2012 г.

Легкий штурмовой автомобиль «Скорпион» сможет преодолевать болота и снежные пустыни

Для армии разработали джип на гусеницах
Фото: пресс-служба корпорации «Защита»
Гусеничную модификацию легкого штурмового автомобиля «Скорпион» испытают в Подмосковье в декабре. Вместо колес у машины четыре гусеничных движителя — устройства треугольной формы, создающие тяговое усилие за счет перематывания гусеничных лент.  
— Сейчас изготовлено два таких комплекта. Мы делаем унифицированное шасси, поэтому можем установить движители на любой автомобиль, все они изначально для этого подготовлены, — рассказал «Известиям» Александр Шор, генеральный директор корпорации «Защита», производящий автомобили «Скорпион-ЛША». 
По его словам, колесный автомобиль может превратиться в гусеничный даже в полевых условиях.
— Для замены нужно: два человека из экипажа, домкрат и комплект движителей, которые устанавливаются на штатные места, изначально имеющие заводскую подготовку к их установке. Обученный экипаж произведет замену буквально за 20–25 минут. 
Предполагается, что «Скорпионы-ЛША» на гусеничных движителях могут быть использованы в арктических бригадах.
В то же время в Главном автобронетанковом управлении Минобороны (ГАБТУ), которое занимается закупками техники для армии, «Известиям» сообщили, что пока не планируют закупать «Скорпион». 
Мы об этой разработке не слышали, как машина себя ведет в условиях бездорожья, не знаем (ахха, зато знаем и закупаем "рысистую Ивеку", беспомощную на нашем бездорожъе - прим.GKh) . Когда производитель нам представит ее для испытаний и мы убедимся, что она соответствует нашим задачам, будем принимать решение о закупках, — отметил представитель ГАБТУ.
Он добавил, что опытно-конструкторские работы (ОКР) по легкому штурмовому автомобилю Минобороны не открывало, поэтому испытания машины финансировать не имеет права. 
Александр Шор сообщил «Известиям», что автомобилю предстоят зимние испытания на одном из полигонов в Подмосковье.
— При достижении покрова снега от 50 см будем испытывать еще раз, — отметил он. — В дальнейшем, если Минобороны определит потребность в данной модификации, будут проведены так называемые типовые испытания — дополнительные: не на полный цикл, а только на отличие автомобиля от базовой модификации. В случае их успешного прохождения модификацию примут на снабжение, но об этом можно говорить не раньше осени 2013 года.
Он особо подчеркнул, что гусеничную модификацию «Защита» будет предлагать Минобороны после того, как на снабжение будет принят базовый бронеавтомобиль «Скорпион». 
Военный эксперт, главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский пояснил «Известиям», что закупки машин, разработанных в инициативном порядке предприятиями, Минобороны не ведет (тогда какого ж рожна целый вице-премьер Д.Рогозин треплется о так называемом "частно-государственном партнерстве" и о привлечении частного капитала в оборонку - прим. GKh)
— Если нет ОКР, военные не могут финансировать госиспытания, потому что для этого нет оснований. Поэтому на частном уровне им машина может нравиться, но в официальном порядке они будут от нее отказываться. Чтобы начались закупки, под «Скорпион» необходимо открыть ОКР, а для этого нужно большое желание военных увидеть эту машину в войсках, — пояснил Мураховский.
Он заметил, что процедуру проведения ОКР пришлось проводить даже для итальянских броневиков IVECO LMV «Рысь». 
Исправить ситуацию с невозможностью закупок готовых образцов сейчас пытаются на правительственном уровне. В правительственной военно-промышленной комиссии создан совет по частно-государственному партнерству, который должен разработать новый механизм закупок техники для войск. 
Что касается ходовых возможностей гусеничного джипа, Мураховский заметил, что раздельные гусеницы повысят маневренность машины в условиях вечной мерзлоты и снега. 
— Главная проблема гусеничной техники в Арктике в том, что при повороте одна гусеница блокируется, а вторая начинает «закапываться» в грунт. Когда грунт плотный, это не страшно. Но когда машина едет по снегу, то повреждение верхнего слоя приводит к тому, что машина проваливается. Здесь такой проблемы нет, — пояснил Мураховский. 
При этом он добавил, что сменный комплект гусеничных насадок для «Скорпиона» придется возить либо в самой машине, либо в отдельном автомобиле. В любом случае это будет лишний вес.

пресс-служба Корпорации "Защита" 
Источник

Министерство обороны РФ продолжает "кошмарить" отечественную промышленность

Российская армия может вооружиться бронетранспортерами немецко-голландской разработки

Москва. 18 октября. INTERFAX.RU - В российской армии проходят испытания два многоцелевых бронетранспортера Boxer GTK германо-голландского производства, сообщил "Интерфаксу" военно-дипломатический источник в Москве.
По его слова, специалисты бронетанковой службы оценивают боевые и эксплуатационные характеристики колесного бронетранспортера "Боксер", а также его приспособленность к российским климатическим условиям. По результатам испытаний может быть выдана рекомендация по принятию машины на вооружение Сухопутных войск и развертыванию его лицензионного производства на территории России.Он добавил, что программа испытаний бронетранспортера завершается и результаты скоро будут доложены руководству Минобороны. "После принятия им решения начнутся переговоры с зарубежными фирмами о создании совместного предприятия и развертывании сборочного производства машины в России", - сказал собеседник агентства.

Источник


среда, 17 октября 2012 г.

ГОРДОСТЬ ОБОРОНПРОМА



   Корреспонденты нашей газеты встретились с главным конструктором В.А. Кукисом
и предложили ответить на ряд вопросов.
 Кукис Валерий Александрович работает на «Уралтрансмаше» с 1973 года. Знакомство с продукцией предприятия состоялось во время институтской практики  на Ржевском полигоне, где один из опытных образцов уральской самоходной артиллерийской установки тогда проходил испытания. Поступив на работу в СКБ после окончания института, Валерий Кукис прошел в конструкторском отделе последовательно все должностные ступени, от рядового инженера-конструктора  до главного конструктора. Первая машина, с которой он начал работу в КБ, была модернизация  САО 2С3 «Акация» в 2С3М. С 2007 года по настоящее время является главным конструктором СКБ «Трансмаш-спецтехника»,которое является конструкторским подразделением ОАО «Уралтрансмаш».
   
ОАО "Уралтрансмаш" в сентябре 2012 года исполняется 195 лет. "Уральский завод транспортного машиностроения" - одно из старейших предприятий Урала. Начало предприятию положила основанная в 1817 году в Екатеринбурге Мельковская золотопромывальная фабрика. Через тридцать лет на ее месте построили машиностроительный завод, делающий паровые машины, котлы, локомобили, оборудование для горнодобывающей промышленности. После 1917 года завод был национализирован и получил название "Металлист". После реконструкции он начал выпускать нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, выполнял заказы новостроек в период индустриализации.
   Современная история предприятия началась во время Великой Отечественной войны. Во второй половине 1941 года в корпусах завода разместились коллективы эвакуированных
предприятий из Москвы, Подольска и Сталинграда. Начался монтаж нового оборудования и вскоре с завода отправился на фронт первый легкий танк Т-60. В течение первого полугодия производства на заводе изготовили 1238 легких танков. 20 октября 1942 года была создана специальная конструкторская группа ОКБ-3, положившая начало Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) "Трансмаш" (ФГУП "Уралтрансмаш"), ставшему в СССР и России головным КБ по созданию самоходной артиллерии дивизионно-армейского звена. Конструкторским бюро в свое время руководили такие прославленные главные конструкторы-инженеры, как Лев Израилевич Горлицкий (ОКБ-3), Георгий Сергеевич Ефимов (ОКБ-3) и Юрий Васильевич Томашов (ЦКБ "Трансмаш"). За более чем 60 лет в ЦКБ разработано или модернизировано около 40 изделий военной техники: начиная от самоходных установок СУ-122 и СУ-100. За 70-летнюю историю конструкторским отделом было проведено более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Более 20 боевых артиллерийских и инженерных изделий приняты на вооружение Советской, а позже - Российской армии и серийно изготавливались на ОАО "Уралтрансмаш". Среди них: зенитно-ракетный комплекс "Круг", гусеничный минный заградитель ГМЗ, самоходные артиллерийские установки "цветочной серии": 152-мм самоходная гаубица 2С3М "Акация", 240-мм самоходный миномет 2С4 "Тюльпан", 152-мм самоходная гаубица 2С5 "Гиацинт" повышенной дальности стрельбы и другие, выпущенные в 60-70-е годы XX века.
   По-настоящему этапной машиной для отечественной самоходной артиллерии стало создание самоходного артиллерийского орудия (САО) 2С19 "Мста-С". "Уралтрансмаш" выпустил первую самоходную гаубицу 2С19 "Мста-С" в 1989 году. Модификации "Мста-С" и сейчас поставляются в Российскую армию.
  Сегодня прославленным предприятием ОАО "Уралтрансмаш" руководит Генеральный директор Юрий Сергеевич Комратов, а СКБ "Трансмаш-спецтехника" ФГУП "Уралтрансмаш" - главный конструктор Валерий Александрович Кукис.

- Валерий Александрович, опишите, пожалуйста, перспективы развития современных САО в мире. Каким требованиям должна отвечать современная САО?
- В ближайшие лет двадцать - двадцать пять никто не ожидает принципиальных изменений в облике самоходных артиллерийских орудий. Ярким примером в этом отношении являются США. Там конструкторы долго работали над перспективной, полностью роботизированной машиной, в которой экипаж сидит в шасси, артиллерийская часть полностью вынесена, а боеукладка работает автоматически без участия человека. Тем не менее в перспективе на несколько десятилетий на вооружение принята в который раз уже модернизированная САО М-109 под обозначением М-109А6 "Paladin Integrated Management, PIM". Это уже практически другая машина, но тем не менее в том же классическом варианте. Вместо старого шасси было использовано шасси от БМП "Брэдли". На него поставили башню новой формы, и хотя орудие с длиной ствола 39 калибров осталось пока аналогичным прежнему по баллистическим характеристикам, в перспективе хотят установить новое - в 52 калибра. Я считаю, что при всей механизации артиллерийского орудия оно все-таки должно соответствовать своим функциям. Самоходное артиллерийское орудие (САО) - это не машина переднего края. Его главная задача - обеспечить огневую поддержку своих войск, подавить определенные цели, вести контрбатарейную борьбу и прочее. У всех есть возможность работы в полуавтоматическом режиме, а в случае отсутствия  электропитания в машине они могут произвести выстрелы вручную. Естественно, такое требование определяет классическую компоновку САО, то есть экипаж должен располагаться в боевом отделении возле орудия. Другое дело, боеприпасы, которые должны находиться в каком-то изолированном отсеке, причем не так, чтобы при детонации одного боеприпаса вся боеукладка взлетала на воздух. Сегодня хорошо просматриваются две концепции - европейская и американская. Если посмотреть на PZH2000, то там все автоматические операции реализованы исходя из немецкой пунктуальности. Если туда поставить людей с нашим менталитетом, то будут очень большие травмы и даже потери людей от самих механизмов. Алгоритм действий таков, что в PZH2000 член экипажа одной рукой заряжает модульный заряд, а другой закрывает затвор. Мало того, в САО согласователь (манипулятор) движется из-под пола, проходя через то место, где перед началом цикла заряжания стоял один из номеров расчета (заряжающий). Если он заблаговременно, до начала операции подачи боеприпаса, не сойдет с этого места, то его может разрубить механизм согласователя. Это говорит о высокой роли дисциплинированности в работе экипажа. У англичан дело обстоит примерно так же. У американцев никаких ограждений на орудии нет. У них хоть и автоматизация небольшая, но и сам откат орудия ничем не огражден. Если кто-то из расчета "заснул", его при работе ударит механизмом. Другое решение приняли в Южной Корее. В разработанной там САО К9 автоматизация произведена на уровне "Мсты-С", но каждый этап запрограммированного движения механизма требует последовательной дачи разрешения на продолжение цикла нажатием кнопки человеком. Это нажатие санкционирует дальнейшие движения механизма. В случае ненажатия кнопки цикл прекращается, оставаясь в промежуточном положении до следующего нажатия кнопки. Алгоритм реализован так, что человек постоянно отслеживает ситуацию и держит всю работу техники под своим контролем. А у нас сложнее всего. Согласно исходным требованиям к самоходной гаубице 2С19 "Мста-С" (генеральный конструктор - Ю.В.Томашов), в ней должна быть и максимальная автоматизация и одновременно должна обеспечиваться, как говорится, защита от дурака. Все должно быть максимально надежно и травмобезопасно. В итоге все сделано так, что люди работают на рабочих  местах сидя за ограждениями и в никакие движущиеся части, даже захотев, попасть
не смогут.
- Кто является законодателем мод при разработке самоходной артиллерии? США, Германия или Россия?
 - Честно говоря, трудно сказать. Все рассуждают по-разному. Я слышал такое высказывание от военного высокого ранга из Саудовской Аравии, который сказал, что на сегодняшний день лишь две страны создают правильные артиллерийские машины: это США и Россия. Хотя в мире есть большое количество поклонников немецкой машины PZH2000.
- Какова потребность именно в тяжелых гусеничных машинах, ведь мода диктует создание легких колесных САО?
- Действительно, сейчас мода на облегченные артиллерийские орудия, установленные на колесный ход с минимальной доработкой шасси от обычной серийной автомашины.
Такие разработки ведутся у всех, но надо четко понимать, что подобная машина помимо плюсов, таких как относительная дешевизна и высокий ресурс шасси, имеет и много минусов. Мы интересовались данными разработками. На выставках иностранные производители предоставляли нам возможность ознакомиться с их образцами. Возьмем, для примера, французский "Цезарь" (колесная 155-мм САУ CAESAR - CAmion Equipe d'un Systemed'ARtillerie, "грузовик, оснащенный артиллерийской системой"). Машина не приспособлена к стрельбе прямой наводкой, и у нее вообще очень небольшой диапазон углов, при которых она может работать. Для смены направления стрельбы нужно менять само положение машины, что при вывешенной на домкратах платформе занимает достаточно много времени. На уровне своей механизации она требует профессионального расчета. По-моему, увлечение этими машинами не для России. Следует учитывать тот факт, что у нас очень протяженная сухопутная граница, есть множество необжитых территорий, не имеющих хороших дорог. На таком театре военных действий колесные САО не смогут достаточно быстро передвигаться. В лучшем случае их можно будет высадить с помощью военно-транспортной авиации на промежуточном аэродроме. А дальше что? С дороги съедут и завязнут. Я думаю, мы придем к разумному балансу между орудиями на гусеничном шасси, колесном шасси и буксируемыми орудиями. Во всех бригадах, которые сейчас есть, основная часть техники имеет гусеничное шасси, и если их артиллерийские дивизионы будут на колесном ходу, на бездорожье они будут безнадежно отставать от основных ударных сил бригады на гусеничном шасси.
- А если учитывать тот фактор, что переброску техники на колесном шасси по дорогам можно произвести намного быстрее, нежели железнодорожным транспортом? Имеются в виду задачи, стоящие перед "легкими" бригадами.
- Тогда, на мой взгляд, для них наиболее подходящим оснащением будут облегченные буксируемые гаубицы, способные перебрасываться с помощью вертолетов. Аналоги таких систем имеют американцы (сверхлегкая гаубица М 777 весом 3,7 тонны).
- Нет ли конкуренции традиционной тяжелой САО и РСЗО сопоставимой дальности стрельбы и могущества снаряда? По поражению площадной цели РСЗО эффективнее, а сейчас для РСЗО к тому же имеются управляемые реактивные боеприпасы, у которых серьезно увеличена точность попадания.
- В этом же направлении с такой же интенсивностью, а может даже и более интенсивно идет развитие управляемых артиллерийских снарядов, способных лететь на большие дальности. Одним из таких ярких представителей является, например, снаряд "Эскалибур" (М982 Excalibur, дальность полета 40 км и более, точность до 10м). В этом направлении работают, кроме шведов и американцев, все основные законодатели артиллерии. В любом случае такой снаряд будет дешевле, чем снаряд для РСЗО. Если он работает на 50 -70 километров, то любой снаряд, который выходит из нарезного ствола, будет точнее, нежели ракета, выпущенная из
направляющей РСЗО.
- На вооружении армий различных стран находится большое количество разнообразных САУ. Как можно классифицировать САУ - по весу, калибру орудия или типу шасси?

- В разных странах ситуация развивалась по-разному и исторически решались разные задачи. Классический вариант машины со специальным колесным шасси - это южноафриканская G-6. Эта установка проектировалась и оптимизировалась для боевых действий в Южной Африке - там, где имеется возможность ездить на колесах даже по бездорожью. При этом она получила и хорошее бронирование. В мире известны и попытки более дешевых решений. Если берут обычный грузовой автомобиль и на
нем начинают монтировать артиллерийскую часть, то, как я понимаю, хотят за очень малые деньги получить самоходное артиллерийское орудие. Так делали, например, сербы, которые для своей машины, предназначенной для экспорта, сначала ставили артиллерийскую часть на грузовой автомобиль "КамАЗ". Однако затем для вооружения своей армии они спроектировали бронированное шасси. Если рассматривать ситуацию в СССР, то в период 80-х годов разрабатывалась тема, по которой решалось, какие машины нужны для Советской Армии. Там был определен процент необходимых тяжелых машин типа "Мста-С", предусмотрена определенная доля буксируемых артсистем, в этих же рамках работали и по самодвижущимся артсистемам. Они хорошо известны (СД-44 и другие). Определенный процент был выделен для колесных шасси типа "Мста-К", предназначенных для действий на европейском ТВД. В том, что касается калибра, на сегодняшний день у нас практически осталось всего два калибра: это 120-мм и 152-мм. Есть орудие-миномет 120-мм, и есть чистое орудие 152-мм. Так что у нас классификация по калибрам уже произошла. Если же теперь обратиться к массе и степени защищенности орудия и расчета, то должен быть класс малогабаритных легких орудий, которые, на мой взгляд, должны быть как буксируемыми, так и на легком бронированном колесном шасси. При этом, я думаю, обычные грузовые автомобили для этой цели применять нельзя, целесообразно сделать специализированное шасси. Возможно, с использованием серийных узлов от коммерческого грузового автомобиля, но такое, которое будет обеспечивать достаточную защиту, проходимость, скорость и прочее. Ну, а 152-мм калибр, я считаю, для России стоит иметь на гусеничном шасси.
- Какие, на ваш взгляд, типы САО сейчас наиболее востребованы в мире?
- Если говорить о заключаемых контрактах, то легкие и дешевые самоходные орудия сейчас покупают больше, да и делают их разновидностей больше. Но если посмотреть более внимательно, то можно увидеть, что бронированные, всесторонне оснащенные гусеничные САУ также пользуются спросом, но об их закупках, как правило, стараются умалчивать, как, к примеру, и о покупке ЗРК. Покупает их тот, кто серьезно озабочен своей безопасностью и у кого рядом беспокойные соседи.
- Какой путь на сегодня является более эффективным - создание новой САУ или модернизация имеющихся машин? Если модернизация, то насколько глубокая?
- Понятие "модернизация" все трактуют по-разному. В США машина М-109, появившаяся в 60-е годы, все еще модернизируется, хотя прекрасно видно, что последняя модификация уже мало похожа на исходную. Это связано с тем, что разработка совсем нового вооружения может показаться слишком затратной и ее трудно будет оправдать перед налогоплательщиком. Поэтому выдвигается такой аргумент: вложим средств чуть меньше и постепенно модернизируем старую систему, реализуем в ней новые идеи. Но на пути модернизации, на мой взгляд, существует свой предел. Наступит такой момент, когда в результате возникновения большого количества новых идей - при попытке их реализации получится новая машина. Как это определить? Вот, к примеру, у нас целая гамма серийных машин была сделана на шасси Су-100П ("Акация", "Тюльпан", "Гиацинт", "Круг", ГМЗ), но наступило время, когда была поставлена задача сделать машину с артсистемой, имеющей новые баллистические характеристики (это было на рубеже 70-80-х годов). Попытка установить орудие с новыми требованиями, например, по скорострельности на старое шасси не увенчалась успехом. Стало ясно, что это предел, и перешли на новое шасси. У каждой модернизации будет рубеж, за которым неизбежен переход на новую машину.
- Тогда есть ли смысл в модернизации СГ 2С3М "Акация"?
- Самоходная гаубица 2С3 - первая отечественная гаубица, которая по своим тактико-техническим характеристикам была на уровне, а где-то и превосходила американскую М-109, была создана в 70-е годы прошлого столетия конструкторами нашего предприятия (главный конструктор  Г.С. Ефимов). СГ прошла целый ряд модернизаций: заменена боеукладка, менялись прицельные приспособления и последняя модернизация 2С3М2 оснащение автоматизированной системой управления наведения. Модернизировать
дальше эту гаубицу уже смысла нет.
- Насколько калибр 152 мм устарел в сравнении со 155 мм? Есть ли смысл перехода на новую систему со снарядами новой баллистики, хотя бы по примеру натовской 155 мм?

- Могущество действия снарядов 152-мм и 155-мм практически одинаковое. Различия в ведущем пояске. Снаряды по сути, одни и теже, с примерно одинаковым количеством ВВ. Совсем другое дело - это объем зарядной каморы. В СГ 2С3М "Акации" при 152-мм калибре объем зарядной каморы составляет 12,8 литра, у СГ 2С19 "Мсты" камора 16 литров и длиннее ствол, по этому естественно, что она позволяет производить выстрел на большую дальность. Дело тут не столько в калибре снаряда, сколько в баллистическом решении орудия в целом.
- Но основная претензия нашего Генштаба к отечественной артиллерии - это недостаточная дальность стрельбы!
- Тут дело в том, что по баллистическому решению, принятому в 1989 году в артиллерии НАТО, объем каморы орудия составляет 23 литра и длина ствола 52 калибра, что и реализовано на ряде современных самоходных орудий. Результат по дальности соответствующий. В России также ведутся работы по перспективным артиллерийским орудиям. Второе - это создание перспективных дальнобойных высокоточных боеприпасов. Над этим также работают.
- Будет ли реализована разработка не только САУ как самостоятельного образца, а целого комплекса, включающего в себя САУ, машины заряжания, управления, артиллерийской разведки, пусковой установки ДПЛА? Возможно ли единое шасси, и какое лучше - гусеничное или колесное?
- Возможность организации такого комплекса демонстрировалась предприятиями промышленности совместно с ОАО "Рособоронэкспорт" на выставке в Жуковском в 2003году. Там показывалось то, что уже имелось в виде действующих образцов. Там присутствовали и машины управления артиллерийской стрельбой, и СГ "Мста", и беспилотные летательные аппараты, и др. Конечно, соответствующие работы ведутся во всем мире и сейчас.
- Для работы артиллерийских командиров сейчас в нашей армии используются машины на шасси МТЛБу, разработанные еще в начале 70-х годов. Не пришло ли время "пересадить" их шасси, максимально унифицированное с САУ, так как это устроено в зенитных ракетных комплексах типа "Бук" или "Тор"?
- Такая задача, безусловно, интересна, но не всегда выполнима. Если говорить о едином шасси в рамках огневой и транспортно-заряжающей машины и, может быть, машины управления, то это правильно. А в контексте разведывательной машины, на мой взгляд, это нецелесообразно, она должна иметь другой облик. Это должна быть легкая, маневренная, обязательно плавающая машина. Она должна быть легче огневой, ТЗМ и машины управления. Грузоподъемность тяжелой машины колеблется в пределах 40-50 тонн. Главное тут не только бронезащита, но и возимый боезапас, и артиллерийское орудие, которые она на себе несет. Зачем использовать машину такой грузоподъемности и таких габаритов, что бы нести на себе приборы, ведь они сейчас достаточно компактные и легкие в сравнении с орудием и боеприпасами. В разведке основным требованием является как приборное наблюдение за целью, так и ведение прямого наблюдения из укрытия. Во многих зарубежных артиллерийских комплексах (Корея, США, Китай и др.) машины подобного назначения разработаны и представлены на рынке вооружения и военной техники. Подобные работы ведутся и в нашей стране. Я думаю, должно быть не более трех типов шасси: легкое, среднее и тяжелое. Так всегда и было. Другое дело, что раньше, при большом количестве изготовителей, три типа шасси сохранялись, а вот разновидностей было значительно больше, чем это требовалось.
Производственные возможности и амбиции изготовителей привели к нелепости в виде разнотипных машин в пределах одного класса. Сегодня, при определенной воле, можно максимально унифицировать все типы машин. Можно сделать, к примеру, унифицированное место механика машины среднего и тяжелого класса по моторно-трансмиссионному отделению, по ходовой части, по приборному оснащению и др. Примером является наша инициативная разработка по универсальному тонкобронному шасси "Э-300", которое было показано на Выставке вооружений в Нижнем Тагиле (RUSSIAN EXPO ARMS-2009). Данное шасси было спроектировано, во-первых, для установки на нем экспортно-ориентированного 155-мм САО. Но эта машина может быть выполнена в любом облике, который будет нужен заказчику. В данной версии она унифицирована на 70-80 процентов с танком Т-90С. На "Э-300" стоит автомат переключения передач, штурвальное управление, спроектированное и сделанное по нашему техническому заданию челябинским ОАО "НПП "Электромашина". "Э-300" имеет тонкобронный корпус. Такое шасси с полной массой до 50 тонн может служить платформой для создания изделий в интересах РВ и А, войсковой ПВО, инженерных войск и др.
- Каковы пути дальнейшей модернизации САО "Мста"? Предполагается ли создание для нее ТЗМ и машины управления?
- На сегодняшний день мы считаем, что потенциал "Мсты" еще не исчерпан и в принципе еще возможна ее дальнейшая модернизация в любом направлении. Это, кстати, реализовано при проведении инициативной работы по созданию 155-мм "Мсты". Унификация подталкивает к тому, что можно проводить модернизацию машины на базе уже освоенных в производстве узлов, которые хорошо зарекомендовали себя. Это в конечном счете снижает стоимость эксплуатации и обучения в войсках. К этому стремятся все, и мы тоже.
- Ведутся ли совместные разработки с иностранными предприятиями, и устанавливаются ли импортные компоненты в перспективных или модернизируемых машинах?
- Сейчас все больше и больше оборонных предприятий России получают разрешение на использование иностранных приборов, электроники, к примеру  полноцветных дисплеев,
процессоров и др. В разработанном на нашем предприятии 155-мм САО, которое предназначено для экспорта, тоже использованы приборы с импортными компонентами.
- Что планируете показать на выставке в Нижнем Тагиле "REA-2013" в следующем году?
- На следующей Выставке вооружений в Нижнем Тагиле мы в составе корпорации "Уралвагонзавод", скорее всего, в большем объеме представим оборонную продукцию нашего предприятия.
-  Большое спасибо за беседу.

Олег ЖЕЛТОНОЖКО,
Владислав БЕЛОГРУД,
корр. "УВВ".
Уральские военные вести №37-38 сентябрь 2012

РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ТАНКОВ В ГСВГ/ЗГВ

 Мураховский В.И.
 «А мы стоим здесь на задании
Всегда в дозоре боевом, за рубежом
Солдаты группы войск, советских войск в Германии
Покой земли мы бережем!»
Гимн ГСВГ
 В период развертывания в ГСВГ новой БТТ мне довелось проходить службу (1979-1984) в должностях командира танковой роты и начальника штаба танкового батальона в 248 мсп 10 гв. тд, 62 гв. тп той же дивизии и 79 гв. тп 7 гв. тд. Участвовал во всех учениях и маневрах, 3 года командовал ротой, в которой были собраны танки УБГ. В общем, жизнь в основном проходила на полигонах и в парках БМ. Гораздо позднее имел возможность соотнести свои впечатления со взглядами и планами военного руководства. Постепенно пришел к такому выводу: проект перевооружения ГСВГ имел целью быстро (за 3-4 года) получить решающее превосходство над НАТО. Однако ошибочный выбор танка Т-64 в качестве основного привел к тому, что грандиозный по замыслу проект «непобедимого» бронированного кулака при столкновении с реалиями постепенно превратился в «бумажного тигра».
 Во-первых, Т-64 оказался весьма капризным в повседневной эксплуатации и обещал серьезные проблемы в случае боевого применения. Во-вторых, затягивание проекта позволило США и НАТО своевременно принять адекватные меры, как то: создать БПС к 105-мм пушке, пробивающий лоб Т-64; затем поставить на конвейер танки третьего поколения, резко усилить противотанковые возможности пехоты (РПГ и ПТУР), принять на вооружение ударные вертолеты, штурмовик противотанковой направленности А-10, системы дистанционного минирования.
 Кроме того, в 1977 г. три механизированные дивизии 2 АК (дислоцируется в ФРГ) французской армии переформировываются в бронетанковые. В 1979 г. в Британской рейнской армии бронетанковые бригады развертываются в 3-ю и 4-ю бронетанковые дивизии. Бундесвер наращивает число танковых дивизий и к 1981 году уже имеет их шесть штук. Американцы интенсивно насыщают свою группировку в ФРГ танками М1А1 «Абрамс».
В попытке на ходу исправить ситуацию наше руководство склонялось к паллиативным решениям, которые нередко имели нулевой эффект. То есть в пожарном порядке пытались заткнуть самые вопиющие провалы. 

вторник, 16 октября 2012 г.

Китайская попытка скопировать советский танк Т-10 закончилась катастрофой

   В начале 60-х годов коммунистическая партия Китая доверила своим конструкторам разработать полную линейку бронетанковой техники, в частности, было решено создать китайский клон советского тяжелого танка Т-10.  
Т-10А на Красной площади. 1957 год 
   В 50-е годы Китай получил лицензию на производство советского среднего боевого танка Т-54А, который обозначили, как Тип 59. В строительстве танкового завода и запуске этой боевой машины в серийное производство самое активное участие принимали советские специалисты. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Поэтому с основой для среднего танка проблем не было, было решено модернизировать Тип 59.
  На его же базе решили проектировать облегченную и упрощенную, своего рода мобилизационную модель - Тип 62. Танк для действий в горных и труднопроходимых местностях, например, в районе вьетнамо-китайской границы.
 У плавающего танка ПТ-76 китайцев не устраивала огневая мощь, поэтому ее было решено усилить 85-мм пушкой, так появился Тип 63.
Ходовой макет в музее. Фото: ВИФ-2NE 
  Наибольшие проблемы были с созданием тяжелого танка. Современной основы для его создания у китайцев практически не было. Танки ИС-2 и ИС-3 в это время считались уже устаревшими, а документация на новый на то время Т-10 не передавалась. Хотя, по некоторым данным, китайцы обращались к руководству СССР с просьбой помочь им организовать производство этого танка, но им ответили отказом. По другим данным, китайцам вообще ничего не ответили (в любом случае, этот вопрос требует дальнейшего изучения, хотя, возможно, всех подробностей сейчас уже и не узнать).
  В результате конструкторы Поднебесной, наверное, впервые решили сделать то, чем они стали заниматься в последующие несколько десятилетий - скопировать Т-10. Дело в том, что "десятки", хоть и считали секретными, но, тем не менее, они были официально представлены на военных парадах на Красной площади, в частности, на юбилейном, в 1957 году. Тогда были показаны танки Т-10А. Можно только предполагать, сколько фото- и кинопленки потратили китайские гости, чтобы как можно более детально запечатлеть этот танк.
 
  В результате через три года появился ходовой макет корпуса тяжелого танка, получившего обозначение WZ-111. Впервые в российском Интернете о нем написал сайт "Отвага", авторы которого первыми начали подробно изучать историю китайского танкостроения.
 Ходовая часть танка имела 7 поддерживающих катков, как и у Т-10. Передняя часть корпуса была похожа на фирменный для ленинградских танков ИС-3, ИС-7 и Т-10 "щучий нос", но были и некоторые различия в конструкции, в частности, верхней лобовой детали. Китайцы просто приварили "щучий нос" к корпусу, который, в свою очередь, был заимствован у ИС-2.
  Судя по имеющимся материалам, предполагалось, что башня танка будет напоминать ту, что была на Т-10А, но с более обтекаемой кормой. На крыше располагались два раздельных люка. У командира должна была появиться небольшая башенка, перед которой находилась оптическая панорама.
  Танк должен был весить несколько меньше чем Т-10, всего 49 тонн.  Вооружение - такое же, как у "десятки" – 122-мм пушка Д-25 с аналогичным расположением эжектора. Так же, как и у объекта для подражания, с орудием был спарен крупнокалиберный пулемет ДШК, он же служил в качестве зенитного.
 
 На ходовом макете был установлен 520-сильный дизельный двигатель серии "В". Планировалось позже применить силовую установку мощностью не менее 700 л.с., но отношения с СССР стремительно портились, а самим создать более мощный двигатель не получилось. В результате машина развивала на испытаниях всего 35 км/ч. Для танка начала 60-х годов это было непозволительно мало. Таким образом, амбициозная программа создания современной тяжелой боевой машины зашла в тупик. В результате в 1964 году работы над танком были полностью прекращены. В настоящее время о нем напоминает лишь чудом сохранившийся макет с рубкой вместо башни, хранящийся в одном из китайских музеев. А некоторым конструкторам, которые "провалили" почетное задание партии эту "катастрофическую" неудачу припомнили в годы культурной революции.
   В следующий раз китайцы попытались создать что-то свое лишь после инцидента на Даманском, когда в их распоряжение попал современный на то время Т-62. Но это уже другая история