В 70-е годы в СССР создавали новое самоходное орудие, которое по оригинальности и сейчас может поспорить со многими новинками мировой оборонной промышленности. Долгие годы об этой боевой машине ходили настоящие легенды, некоторые считали ее прообразом другой таинственной отечественной разработки – Т-95, а кто-то, далекий от темы, вообще путал их, принимая эту САУ за новейший основной боевой танк из Нижнего Тагила.
Но это произошло гораздо позже, когда занавеса таинственности немного спала и когда работы над САУ были давно прекращены.
В середине 70-х годов начались
работы по созданию новых машин, которые сначала должны были дополнить, а
потом сменить еще не такие старые на то время самоходки 2С3 "Акация".
Работы над диковинной, невиданной до сих пор конструкцией проводились
под руководством начотдела специального оборудования ЦКБ Николая
Тупицына.
Внешность машины вызывает
восхищение даже спустя три с лишним десятка лет после воплощения
конструкции в металл. Рассказывают, что зарубежные эксперты впадали в
прострацию, когда узнавали, что эта машина была сконструирована во
второй половине 70-х годов.
В некоторых источниках указывается,
что данная самоходка одинакова по ходовой части с САУ 2С19 "Мста". Но
это ошибка. В качестве базы было выбрано уже хорошо зарекомендовавшее
себя шасси танка Т-72. Конечно, были проведены определенные доработки,
приспособление "семьдесятдвоечной" ходовой под самоходно-артиллерийские
нужды. В частности, существенно изменили расположение катков. Они были
сгруппированы по три штуки с каждого борта к корме и носу машины. Была
доработана подвеска.
Мы уже неоднократно писали о том,
что отечественные конструкторы еще с конца 50-х годов работали у нас над
нетрадиционными схемами размещения вооружения в танках, к таким работам
возвращались в 70-е годы, но первыми стали самоходчики из Свердловска.
Они поместили экипаж и смонтировали автомат заряжания отдельно от
орудия, которое находилось изолированно от людей и боекомплекта на крыше
рубки. За скругленную форму ее окрестили "шайбой", вскоре это прозвище
"приклеилось" ко всей машине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий