СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЕЙ
ДЛЯ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
С.П.
Баранов, Г.В. Долинин, О.А. Усов
(ОАО
«ВНИИТрансмаш»)
Двигатель ЯМЗ 8401.10 |
Военная
автомобильная техника (ВАТ) является одним из наиболее массовых видов техники,
применяемой в вооруженных силах и силовых структурах любого государства. К
ВАТ относятся автотранспортные средства и транспортно-тяговые военные колесные
и гусеничные машины, разрабатываемые по тактико-техническим заданиям Минобороны.
В их числе автомобили многоцелевого назначения, автомобильные средства подвижности
вооружения и военной техники (ВВТ) и средства общего назначения, специальные колесные
шасси, гусеничные транспортные и тяговые средства и сочлененные гусеничные машины.
На
гусеничных транспортных средствах, в основном на многоцелевых транспортерах–
тягачах, используются дизели, представляющие собой модификации танковых и
автомобильных двигателей. Основные показатели этих двигателей приведены в табл.
1.
Двигатель
В-46-5 производится ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» для двухзвенных транспортеров семейства
«Витязь» (ДТ-30П, ДТ-30, ДТ-10П, ДТ-10). Двигатель представляет собой
дефорсированный
(до мощности 574 кВт) вариант танкового двигателя В-46-6. Дизель имеет хорошие
габаритно-массовые показатели, характерные именно для танковых двигателей.
На
модернизированных образцах этих транспортеров (ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ) устанавливается
двигатель ОАО «Автодизель» ЯМЗ-8471.10 повышенной по сравнению с двигателем
В-46-5 мощности. Однако при худших габаритно-массовых показателях двигатель
ЯМЗ, благодаря наличию газотурбинного наддува с охлаждением наддувочного
воздуха, имеет лучшую топливную экономичность, а меньшая форсировка
обеспечивает двигателю большую долговечность и надежность.
На базе автомобильных двигателей ЯМЗ-238 с
газотурбинным наддувом выпускаются двигатели для модернизированных гусеничных
транспортеров – тягачей МТ-ЛБ и модернизированных транспортеров – тягачей
ГТ-ТМ, ГТ-ТМС и для семейства машин ГПЛ-522, ПГБМ-528, СКБМ-523 с универсальным
гусеничнымшасси МГШ-521М1 (ОАО «РМЗ»).
ОАО
«КАМАЗ» разработало дизельный двигатель 740.56-320 для опытных образцов
двухзвенных
гусеничных транспортеров ДТ-4П и ДТ-3Б. Двигатель оборудован дублирующей
системой пуска пневмостартером, охладителем наддувочного воздуха, топливной аппаратурой,
обеспечивающей работу на резервных топливах, масляным картером с системой подогрева
масла и коренных опор. Двигатель прошел межведомственные испытания. Изготовлены
опытные образцы для проведения государственных испытаний в составе изделия.
До
последнего времени для многоосных колесных транспортных средств ОАО «Брянский
автомобильный завод» (ОАО «БАЗ»), ОАО «Курганский завод колесных тягачей» (ОАО
«КЗКТ»)
и Минского завода колесных тягачей (фирма «МЗКТ») (Республика Беларусь) двигатели
выпускались ОАО ХК «Барнаултрансмаш» и ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Основные показатели
этих двигателей приведены в табл. 2.
Двигатели
Д12А-525 и Д12АН-650 представляют собой модификации двигателей Д-12
коммерческого
назначения и имеют худшие габаритно-массовые показатели по сравнению с двигателем
В-58-7, основой которого являются танковые двигатели типа В-2.
Наибольшее
количество модификаций двигателей для колесных транспортных средств
выпускает
ОАО «Автодизель». Основные показатели этих двигателей представлены в табл. 3.
Основу
модификаций составляют автомобильные и двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, а в
последнее
время – двигатели нового семейства «840». Двигатели этого семейства имеют больший
диаметр цилиндра (140 мм вместо 130 мм) и выпускаются в 8-ми и 12-ти
цилиндровом исполнении. В конструкции военных модификаций двигателей заложен
ряд оригинальных решений:
–
дублирующая система пуска;
–
эффективная система предпускового подогрева;
–
топливная аппаратура в многотопливном исполнении с высотным корректором;
–
герметичный стартер для обеспечения бродоходимости (1,7 м).
Для
автомобильных средств подвижности ВВТ и средств общего назначения двигатели
выпускают ОАО «Автодизель» и ОАО «КАМАЗ». Основные
показатели двигателей, выпускаемых ОАО «Автодизель» для таких средств ВАТ,
приведены в табл. 4.
Двигатели
поставляются Минскому автомобильному заводу (МАЗ), ОАО «Автомобильный завод
Урал» (ОАО «УралАЗ») и Кременчугскому автомобильному заводу (КрАЗ).
ОАО
«Автодизель» и ОАО ХК «Барнаултрансмаш» разработана техническая концепция
перспективного семейства дизелей для силовых установок специального назначения.
В
табл. 5 приведены основные показатели двигателей нового семейства ЯМЗ-530.
Эти
двигатели имеют лучшие топливно-экономические и габаритно-массовые показатели по
сравнению с серийными двигателями и относятся к категории коммерческих – двигателей
двойного назначения, поэтому особое внимание при их создании было уделено экологическим
требованиям.
В
табл. 6 приведены основные показатели двигателей, выпускаемых ОАО «КАМАЗ»
для
ВАТ.
Двигатели применяются на многоцелевых полноприводных автомобилях КАМАЗ, предназначенных
для перевозки личного состава и различных грузов в тяжелых дорожных и климатических
условиях, бронетранспортерах и бронеавтомобилях, плавающих снего-болотных машинах,
машинах на воздушной подушке. Все двигатели 8-ми цилиндровые V-образные. Двигатели
оборудованы системой газотурбинного наддува с двумя турбокомпрессорами. На части
двигателей применяются охладители наддувочного воздуха двух типов: «жидкость –
воздух» и «воздух– воздух». Топливный насос высокого давления оборудован
механическим или электронным регулятором частоты вращения.
Разработано
также семейство двигателей в 8-ми и 6-ти цилиндровом исполнении мощностью 162 –
383 кВт. Причем у части двигателей ход поршня увеличен со 130 мм до 136 мм.
Двигатели
ОАО «КАМАЗ» для ВАТ обеспечивают экологические требования на уровне EURO III.
Проводятся работы по достижению уровня EURO-IV с использованием вариантов
систем нейтрализации отработавших газов.
Двигатели
с системой топливоподачи аккумуляторного типа и электронной системой
управления
имеют конструктивные изменения, связанные с установкой этих систем и применением
системы газотурбинного наддува с одним регулируемым турбокомпрессором.
Все
новые двигатели ОАО «КАМАЗ» по основным показателям находятся на уровне
зарубежных
аналогов, являются многоцелевыми и могут быть использованы для установки на
различные транспортные средства.
Выводы:
1.
Основным типом двигателя для ВАТ является дизель.
2.
Большинство двигателей имеют двойное назначение, т.е. используются и в гражданских
образцах техники.
3.
Направлением совершенствования дизелей является применение газотурбинного наддува,
в том числе с охлаждением наддувочного воздуха, электронных систем
регулирования процессов подачи топлива, систем контроля технического состояния
и диагностирования.
Источник:
Сборник «Актуальные проблемы защиты и безопасности» Труды Тринадцатой
Всероссийской научно-практической конференции. Том 3. «Бронетанковая техника и
вооружение». РАРАН.,СПб.,2010, С.32-38
Комментариев нет:
Отправить комментарий