Ведущему центру исследований и испытаний бронетехники, расположенному в подмосковной Кубинке, исполнилось 85 лет.
Научно-исследовательский центр исследований и перспектив развития
бронетанковой техники Вооруженных Сил Российской Федерации 3-го ЦНИИ
Минобороны РФ - так полностью именуется бывший 38-й
Научно-исследовательский испытательный институт. Но больше он известен
как Полигон. Так даже называлась автобусная остановка перед КПП.
Сегодня КПП нет. Жилая территория некогда закрытого военного
испытательного института полностью открыта и основательно заросла
травой. Территория, где еще живут люди, создававшие и испытывавшие
бронетехнику, признанную лучшей в мире, производит печальное впечатление
заброшенности и ненужности. А ведь не так уж и давно все было иначе.
Полигон Управления мотомеханизации РККА начали строить в 1931 году.
Местом его дислокации выбрали подмосковную Кубинку. Это оказалось удобно
с транспортной точки зрения - рядом Белорусская железная дорога и
Минское шоссе. Хорошее электроснабжение. И скрытность - Полигон был в
гуще леса. Когда читаешь перечень требований к Полигону, диву даешься -
как же грамотно подходили к такому делу всего через десять лет после
окончания Гражданской войны. До мелочей прописано все, вплоть до
обязательного наличия метеостанции со штатным расписанием, санчасти и
клуба. А уж то, что касалось кадрового и технического обеспечения - тут и
говорить не о чем.
Полигон только начинали создавать, а уже начались испытания. Первым
танком, испытанным в Кубинке, стал американский "Кристи". Советское
правительство приобрело в США несколько танков для испытаний. Посмотреть
на чудо заморской военной техники в Кубинку приехали Сталин, Ворошилов,
Молотов, Орджоникидзе. Если верить давним воспоминаниям ветеранов,
командовал тогда Ворошилов. Сталин держался в тени.
Американский танк показал себя слабо. Как говорилось в отчете, он
"требует как боевая машина большой доработки, введения ряда
конструктивных усовершенствований и изменений". Тем те менее, "Кристи"
скопировали и под маркой БТ-2 запустили в серийное производство.
Советский БТ-2 тоже испытали в Кубинке, и он показал еще худшие
результаты, чем его американский прообраз. Что не удивительно. Стоит
повторить, со времени опустошительной Гражданской прошло 10 лет, ни
настоящего машиностроения, ни подготовленных кадров в СССР просто не
было.
Но спустя 10 лет, в 1941-м, Советский Союз имел собственное
танкостроение и лучшие в мире на то время тяжелые танки КВ, ставшие
классикой средние Т-34. Они, естественно, прошли испытания на Полигоне в
Кубинке. И отчеты о них бравурными не были. Но и времени на доводку не
хватило. Тем не менее, работы по совершенствованию продолжались и в
войну. До января 1943 года в Т-34 с 76 мм пушкой было внесено более 200
конструктивных изменений.
В 1941-м году Кубинка врагу не сдалась. Но Полигон эвакуировали в
Казань, однако очень скоро все вернулись обратно, и начались испытания
как новейшей советской бронетехники, так и захваченной немецкой. Кому-то
в это трудно поверить, но в 1943-м году в отчетах испытателей полигона,
которые в обязательном порядке читал Сталин, говорилось о том, что
немецкие танки "Пантера" и "Тигр Т-VI" по многим техническим
характеристикам, бронезащите и огневой мощи полностью превосходили и
средние Т-34, и все типы тяжелых КВ. Никого за эту неудобную правду не
расстреляли.
Благодаря той объективности испытателей и руководителей кубинского
Полигона были активизированы работы по созданию новых машин. И скоро в
войсках появились ИС-2, которые Сталин назвал "танками победы",
"зверобои" ИСУ-152 и прекрасные Т-34/85.
В немалой степени потому, что в СССР имелся такой
научно-исследовательский и испытательный центр, как в Кубинке, наша
страна во второй половине ХХ века стала законодателем моды создания
бронетехники во всем мире.
Впервые в нашей армии стали в строй танки второго послевоенного
поколения - это были Т-64. У нас создали лучший в мире плавающий танк
ПТ-76. У нас появились оптимальные по конфигурации бронетранспортеры
БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Именно они стали прообразами лучших колесных
бронемашин НАТО.
В Кубинке на базе 38-го НИИИ БТВТ испытывались и доводились первые
образцы активной защиты танков "Дрозд" и "Арена". Здесь испытывались и
совершенствовались различные виды динамической защиты бронемашин. Здесь
проходила испытания машина, планировавшаяся стать основным нашим танком
ХХI века - "объект 195".
Полигон в Кубинке всегда отличался не только высочайшим
профессионализмом своих сотрудников, но и их принципиальностью. Невзирая
ни на какое давление сверху, безжалостно отсеивалось то, что было как
бы и очень внешне эффектно, но совершенно небоеспособно. Образцы, не
ставшие на вооружение, можно увидеть в музее бронетехники, который
когда-то находился на территории Полигона - 38-го НИИИ БТВТ. Танкисты
оказались прозорливее летчиков. Все образцы отечественной и зарубежной
бронетехники, проходившие испытания в Кубинке, сохранялись. И со
временем стали основой крупнейшей в мире коллекции боевых бронированных
машин.
Сегодня когда-то закрытый музей бронетехники открыт и передан в
Центральный музей вооруженных сил. Техническая территория
самостоятельного военного НИИИ хоть и не открыта, но тоже передана в
ведение Центрального НИИ Минобороны, став всего лишь его подразделением.
Торжественное собрание в военно-патриотическом парке Патриот,
посвященное с 85-летию бронетанкового Центра, прошло очень тепло.
Вспоминали историю, гадали о будущем.
С Полигоном в Кубинке по своим возможностям, да и то не всем,
когда-то мог сравниться только Абердинский танковый полигон в США. В
области танкостроения за океаном ничего интересного так и не создали,
хотя денег не жалели.
У нас, несмотря на постоянный финансовый дефицит, появилась
бронетехника действительно новых поколений. В частности, наши
конструкторы первыми создали танк третьего послевоенного поколения -
Т-14 "Армата". Насколько качественно пройдут испытания "Армат",
"Бумерангов", "Курганцев" и "Коалиций"? Вопрос открыт. Но специалистам
ясно, что сделать это можно лишь в самостоятельном исследовательском
центре, имеющем право решающего голоса.
Впрочем, работы в Кубинке продолжаются. Начальник НИИЦ БТ 3-го ЦНИИ
МО РФ полковник Александр Пантелеев, выступая на торжественном собрании,
с гордостью доложил, что текущем году выполняется 59
научно-исследовательских работ, в 15-ти из них Кубинка участвует
головной организацией.
Не так давно в Кубинке испытывалась итальянская колесная бронетехника
"Кентавры" и "Фреччиа". Во времена Сердюкова их рассматривали на
предмет покупки для Российской армии. Своих заявленных характеристик
итальянские машины не подтвердили. Хотя и достоинств в них немало.
Итальянцы обиделись. А им бы благодарить кубинских испытателей надо
было. Ведь "Кентавры" и "Фреччиа" подверглись такому суровому
тестированию, которое в родной стране вряд ли проходили. Достоинства их
были подтверждены, скрытые недостатки полностью выявлены. А для чего еще
нужен испытательный полигон?
С 85-летием, танкисты-испытатели легендарного Полигона в Кубинке!
Комментариев нет:
Отправить комментарий