Институт НАМИ, разработавший еще в 20-х годах прошлого века первую
советскую легковушку, и во время Великой Отечественной войны продолжал
удивлять интересными конструкциями.
Помимо разработок новых двигателей, в это страшное время институт отчитался разработкой и запуском в серию мотоцикла М-72. Казалось бы, история умещается всего в одну строчку. На деле все было гораздо сложнее. Еще в 30-е советское руководство поняло, что будущая война станет «войной моторов». Мотоциклы, как предполагалось, получат в сражениях одну из главных ролей. Для этого на наших заводах по заказу военных предстояло срочно налаживать выпуск современных машин. Как и автопроме, решили копировать иностранную конструкцию. После проведенных перед войной испытаний полутора десятков самых разных мотоциклов остановились на модели BMW R-71 – мотоцикле с коляской, рассчитанном на троих седоков. Мало того, что он отличался простотой и надежностью. В конструкции BMW было множество решений, которые в СССР тогда не применялись: предполагающий низкий центр тяжести машины оппозитный двигатель, дуплексная рама, ножное переключение передач, кардан, телескопическая вилка, свечная подвеска заднего колеса.
Инженеры надеялись с освоением новинки подстегнуть развитие собственных заводов. За исключением увеличенного топливного бака, других изменений в конструкцию не вносили. Коляска также была важнейшим требованием: ведь на нее можно установить пулемет, миномет или аппаратуру связи. Короче говоря, «разработкой» М-72 назвали тщательное копирование немецкой машины. Под большим секретом и при личном участии товарища Молотова в Швеции купили пять мотоциклов. Их разобрали не то что до последнего винтика, а до молекул! Именно сотрудники НАМИ (тогда он назывался НАТИ, автотракторный институт) исследовали материалы, из которых были изготовлены немецкие детали, и подобрали для каждой марки стали отечественную замену. Кроме того, инженеры НАТИ попытались одеть весь мотоцикл в бронелисты.
Дальше начали готовить грандиозное производство! Моторы должен был поставлять ЗИС и Киевский мотозавод, коробки передач – завод имени КИМ, ГАЗ – колеса, карданы и коляски, Харьковский велозавод – заготовки для мотоциклетных рам. А саму сборку мотоциклов должны были вести несколько предприятий по всей стране: в Москве, в Ленинграде, в Харькове и в Таганроге. Запуск конвейеров запланировали на июнь 1941 года… Какое-то количество машин все же успели собрать, а дальше началась эвакуация. Заводы из Харькова и из Ленинграда уехали в город Горький, а Московский – на Урал, в Ирбит. Так что, как и почти все уральские и сибирские предприятия, Ирбитский мотоциклетный завод своим созданием обязан военной эвакуации. Предприятия по производству комплектующих, естественно, также раскидали по всей стране. Огромное количество инженеров и технологов призвали на фронт. Планы выпуска срывались, а качество машин страдало. И все равно за время войны армия получила почти 17 тысяч таких мотоциклов! Интересно, что еще десять лет после войны М-72 считался исключительно военным мотоциклом, и лишь потом его разрешили продавать «гражданским». Кстати, все «Уралы», которые производятся и сейчас, происходят от того же М-72-го. А на их армейские версии ставят пулеметы и противотанковые ракетные комплексы.
Исторчник
Gur Khan: Три последние фото из моего архивчика - с выставки Ural Expo Arms - 2000 - ирбитские мотоциклисты тогда очень здорово и откатались и отстрелялись... Но... походу мотоцикл с коляской сейчас в армии не в моде - генералам квадрики подавай...
Помимо разработок новых двигателей, в это страшное время институт отчитался разработкой и запуском в серию мотоцикла М-72. Казалось бы, история умещается всего в одну строчку. На деле все было гораздо сложнее. Еще в 30-е советское руководство поняло, что будущая война станет «войной моторов». Мотоциклы, как предполагалось, получат в сражениях одну из главных ролей. Для этого на наших заводах по заказу военных предстояло срочно налаживать выпуск современных машин. Как и автопроме, решили копировать иностранную конструкцию. После проведенных перед войной испытаний полутора десятков самых разных мотоциклов остановились на модели BMW R-71 – мотоцикле с коляской, рассчитанном на троих седоков. Мало того, что он отличался простотой и надежностью. В конструкции BMW было множество решений, которые в СССР тогда не применялись: предполагающий низкий центр тяжести машины оппозитный двигатель, дуплексная рама, ножное переключение передач, кардан, телескопическая вилка, свечная подвеска заднего колеса.
Инженеры надеялись с освоением новинки подстегнуть развитие собственных заводов. За исключением увеличенного топливного бака, других изменений в конструкцию не вносили. Коляска также была важнейшим требованием: ведь на нее можно установить пулемет, миномет или аппаратуру связи. Короче говоря, «разработкой» М-72 назвали тщательное копирование немецкой машины. Под большим секретом и при личном участии товарища Молотова в Швеции купили пять мотоциклов. Их разобрали не то что до последнего винтика, а до молекул! Именно сотрудники НАМИ (тогда он назывался НАТИ, автотракторный институт) исследовали материалы, из которых были изготовлены немецкие детали, и подобрали для каждой марки стали отечественную замену. Кроме того, инженеры НАТИ попытались одеть весь мотоцикл в бронелисты.
Дальше начали готовить грандиозное производство! Моторы должен был поставлять ЗИС и Киевский мотозавод, коробки передач – завод имени КИМ, ГАЗ – колеса, карданы и коляски, Харьковский велозавод – заготовки для мотоциклетных рам. А саму сборку мотоциклов должны были вести несколько предприятий по всей стране: в Москве, в Ленинграде, в Харькове и в Таганроге. Запуск конвейеров запланировали на июнь 1941 года… Какое-то количество машин все же успели собрать, а дальше началась эвакуация. Заводы из Харькова и из Ленинграда уехали в город Горький, а Московский – на Урал, в Ирбит. Так что, как и почти все уральские и сибирские предприятия, Ирбитский мотоциклетный завод своим созданием обязан военной эвакуации. Предприятия по производству комплектующих, естественно, также раскидали по всей стране. Огромное количество инженеров и технологов призвали на фронт. Планы выпуска срывались, а качество машин страдало. И все равно за время войны армия получила почти 17 тысяч таких мотоциклов! Интересно, что еще десять лет после войны М-72 считался исключительно военным мотоциклом, и лишь потом его разрешили продавать «гражданским». Кстати, все «Уралы», которые производятся и сейчас, происходят от того же М-72-го. А на их армейские версии ставят пулеметы и противотанковые ракетные комплексы.
Исторчник
Gur Khan: Три последние фото из моего архивчика - с выставки Ural Expo Arms - 2000 - ирбитские мотоциклисты тогда очень здорово и откатались и отстрелялись... Но... походу мотоцикл с коляской сейчас в армии не в моде - генералам квадрики подавай...
Богадельня
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьС приводом на коляску ,характерные головки на цилиндрах,не много парни не срослась
ОтветитьУдалить