Диалектика развития
танка, подсказывает нам, что основные танки, все без исключения – хоть западной
генерации, хоть восточной растут по массе и этот рост достаточно существенен. Вместе
с массой растёт и стоимость таких танков. При этом существенного приращения
боевых характеристик не происходит. В связи с этим, очень многие производители
пытаются сделать «ход конем» - создать более легкую и дешевую боевую машину, но
с тяжелым танковым вооружением. Разумеется при этом приходится чем-то
жертвовать. В данном случае – одним из важнейших качеств классического танка – защитой.
Как ни парадоксально, но это может быть оправдано в современных условиях. Дело в том, что сейчас так перестал быть «универсальным
солдатом» - современный танк должен быть скорее узкоспециализированным
инструментом, приспособленным к определенному характеру боевых действий, на вполне
определенной местности со специфическими индивидуальными условиями. Под это
должна подстраиваться и видоизменяться тактика применения. При этом, танк как
был, так и остается главной ударной силой сухопутных войск. Последнее обуславливает
наличие мощного вооружения. А вот защитой исходя из основного посыла можно
пожертвовать. В самом деле, сейчас, с развитием легкий, компактных, и в то же
время мощных и умных средств поражения, любой, даже самый защищенный танк, не
может быть гарантирован в своей не поражаемости. А далее в ход идет статистика.
Наиболее массовыми средствами поражения на поле боя сегодня чаще всего выступают
пули обычного стрелкового оружия калибра от 5,45 до 14,5мм; снаряды
малокалиберных автоматических пушек калибра 25-30мм в редких случаях 35-40мм;
осколки снарядов и мин калибра от 50 до 120-122мм, реже 152-155мм; и конечно
гранаты РПГ-7 как средство ближнего боя. Именно под это и затачивается защита
новых «легко-средних» танков. Так что, как видим, определенная логика в
развитии такого класса боевых машин все-таки есть. Не случайно работы по легким
танкам в Советском Союзе шли чуть ли не до самого его развала. Правда в СССР,
такие машины, получали еще и дополнительные свойства – как правило возможность
плавания. США так же не отставали и
регулярно экспериментировали с легкими танками, которые чаще всего получали
специализацию скаутов – разведчиков.
Модернизированный аргентинский танк ТАМ 2IP |
Прямым родоначальником современных «средних» танков
достаточно уверенно можно назвать аргентинский ТАМ - Tanquo Argentino Mediano –
«Аргентинский средний танк». Он был разработан что называется «от бедности» на
базе германской БМП «Marder»
в компании Thyssen-Henschel в середине 1970-х годов. Второе рождение он получил
уже в наше время. На салоне Eurosatory-2012 компания Rheinmetall представила
свой вариант аналогичной боевой машины. На той же платформе и практически с тем
же вооружением. Marder Medium MBT в 2016 году был так же представлен в
Индонезии на выставке Indo Defence 2016. Вероятно, именно это событие
подтолкнуло индонезийцев заняться собственной разработкой машины подобного класса.
Турецко-индонезийский средний танк Harmau |
При этом Индонезия четко придерживается современным
тенденциям.
А именно:
1.
Локализация производства на собственной
территории
2.
Платформенность
3.
Модульность конструкции
Они позволяют развивать собственную экономику, создавать
рабочие места, удешевлять как процесс разработки, так и производства, при этом
существенно ускоряя их.
Не стану останавливаться на описании конструкции их машины, получившей
наименование Harmau – «Тигр», и достаточно хорошо изложенной у коллег, но
отмечу ее видимые недостатки. Собственно,
их два. Первый – сравнительно высокий корпус, доставшийся, по всей видимости в
наследство от базовой турецкой БМП FNSS Kaplan 30. На высоту корпуса так же
повлияло требование по усиленной ПМЗ днища. При том, что стойкости к подрыву
гусеницы традиционно внимания почти не уделено. Второй – машина практически
беззащитна перед РПГ. И то и другое делают ее легкой мишенью в ближнем бою.
Промахнуться практически невозможно, а при падании – невозможно уцелеть.
Тем не мене, машина вызвала значительный интерес. Как
сообщается, индонезийская армия готова закупить порядка 400 таких танков. Большой
интерес к Harmau проявляет Малайзия и Филиппины.
Возвращаясь к высоте, да и вообще объемам корпуса у Harmau, складывается впечатление, что его хотели сделать плавающим. Но кроме как гусениц, иного движителя для плава у него не наблюдается. А их явно недостаточно для мореходности. Так же на возможность плаванья намекает вывод выхлопных труб от двигателя через крышу. Но опять же, о такой возможности Harmau нигде не упоминается.
CV90120-T |
Marder Medium MBT |
Среди ее одноклассников Harmau, кроме упомянутых ТАМ и Marder Medium можно назвать танки на
платформе шведской БМП CV-90
– CV-90-105 и СМ-90-120,
польские LC-08 Anders и
PL-01. Интересно, как и
в случае с индонезийско-турецкой машиной, шведские и польские танки так же
являются по сути продуктом британской компании BAE Systems.
Макет легкого танка "Спрут-СДМ1" |
В России, как ни странно, ближайшим аналогом этих «легко-средних»
танков, является СПТП «Спрут-СДМ1». При этом, российская машина превосходит все
остальные по целому ряду параметров. Прежде всего – по мощности вооружения. На «Спруте»
стоит практически та же 125мм пушка, что и на танках серии Т-72/-80/-90 с
автоматом заряжания на 22 выстрела. Кроме этого, только русская машина имеет
возможность плавать, и не просто плавать, но обладает реальной мореходностью, что
особенно важно для островных государств Юго-Восточной Азии. Она
авиатанспортабельна самолетами средней грузоподъемности, и вдобавок еще и
авиадесантируема. Таких свойств нет вообще ни у кого. Это обусловлено ее
наименьшей массой. В базовой комплектации «Спрут» имеет массу всего 18 тонн.
Для сравнения: PL-01 – 30…35 тонн; CV90120-T – 28…35 тонн; Harmau – 32…35 тонн;
Marder Medium – вообще 43 тонны. Однако защита «Спрута» рассчитана лишь на пули
полудюймового калибра. Последнее обстоятельство было принято во внимание
российскими конструкторами и уже на выставке «Армия-2018» была представлена
модель «Спрута-СДМ» с усиленной бронезащитой, не только соответствующей по
своему уровню иностранным конкурентам, но и превосходящий их в части защиты от
РПГ. Конечно, при этом масса машины возросла, но тем не менее, она осталась
ниже минимального весового порога конкурентов.
"Спрут" на плаву |
К сожалению, из-за
просчетов в маркетинговой политике, долгое время «Спрут» не желали позиционировать
и продвигать именно как танк. А зря –
было упущено время – подросли и окрепли конкуренты. Еще один важный момент –
ценовая политика. В силу малосерийности производства «Спрута» (российским ВДВ
их много не нужно), его стоимость на внутреннем рынке практически равна танку
Т-90А. Для того что бы «Спрут» успешно конкурировал на внешних рынках, его цена
должна быть ниже чем у конкурентов. Возможно, в целях продвижения имеет смысл
снизить роялити. Еще одна проблема – внутренняя конкуренция. Поскольку
единственная в России компания экспортер вооружения – Рособоронэкспорт и
единственный производитель тяжелой бронетехники – «Урадвагонзавод» входят в
единый холдинг «Ростех», то продвижению «Спрута», производимого частными «Тракторными
заводами» со стороны Рособоронэкспорта уделяется очень мало внимания.
Фактически, оно даже саботируется. «Ростеху» выгодно положить сейчас «тракторные
заводы» на обе лопатки и отжать у владельцев его оборонный дивизион себе. Чем,
собственно, сейчас «Ростех» не безуспешно занимается.
Тип-62 - китайский легкий танк первого поколения |
Что касается китайского VT5 – то можно сказать, что в поднебесной, развивая «легкий-средний»
танк уверенно идут своим собственным путем. По сути VT5 представляет собой уменьшенный во
всем, как бы с масштабированный, классический ОБТ. Ровно так же в свое время
они «уменьшили» Т-54 – тип 59, получив WZ-131 – тип 62. Последний в свое время
в силу дешевизны имел не малый успех в странах третьего мира. Вероятно, такая
же участь ждет и VT5.
Китайский легкий танк VT5 |
Мы же, сейчас, в части создания танков такого класса, не
смотря на наличие «Спрута» серьезно отстали. Для сохранения своих позиций на рынке
БТТ, руководству Российской Федерации стоит серьезно пересмотреть отношение к
политике корпоративного строительства и приватизации, а также обратить
серьезное внимание на работу РОЭ, выделив эту компанию их «Ростеха» в
самостоятельное федеральное агентство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий