После публикации первой части материалов о Т-34-Т, о том, что этот тягач всё-таки придумали как бы немцы, в комментариях наблюдалось множество возражений. Однако ни одно из них не было подкреплено ни документально, ни просто логически. Голословно заявлялось, что Т-34 без башни мог использоваться РККА чуть ли не с самого начала войны, ну либо, Красная Армия, так же с начала боевых действий в Великой Отечественной войне использовала другие танки без башен для тех же целей, например, БТ-7М с дизелем В-2. Ну что сказать… давайте разбираться!
Как мы все помним, СССР перед войной имел чуть ли не самый большой в мире парк бронетехники. Но «большая война» практически сразу обнулила это достижение. Оказалось, что огромные количества танков Т-26 и БТ (основные типы) ограниченно пригодны для участия в боях. Причем дело тут даже не в броне или вооружении – на первом этапе и того и другого хватало, а в подвижности и общей надежности. Причем последнего – надежности – не хватало и танкам Т-34 и КВ первых выпусков. Детали расписывать не буду – существует и без того масса публикаций на эту тему – нового тут ничего не открою. Вот поэтому, практически сразу в документах ГБТУ, Генштаба и Ставки танки у нас стали делиться на танки «старых» и «новых» типов. Это в принципе тоже всем известно. Естественно, что первоочередное внимание Ставки уделялось снабжению армии танками именно «новых типов». Не только снабжению, но и сбережению. В таких условиях разоружить Т-34 и использовать его как тягач было просто невероятным событием. Невозможно от слова «вообще»!
Масса брошенной советской боевой техники - типичная ситуация на фронтовых дорогах 1941-42гг. Фото из архива автора
А вот с Т-26 и БТ – это другое дело. Кроме того, на базе Т-26 в предвоенный период серийно выпускались специализированные тягачи Т-26-Т. Вот только использовались эти машины не для эвакуации себе подобных, а как мехтяга артиллерии. Дело в том, что этим машинам не хватало сцепных и тяговых усилий. Т-26 мог вытянуть Т-26 и в принципе, мог попробовать тянуть БТ. Но вот вытащить Т-34 – это ему было уже не под силу. С БТ вообще беда – узкие гусеницы без развитых грунтозацепов, скоростная трансмиссия делали из него очень плохой тягач. Те же немцы если и использовали трофейные БТ, то тоже как тягачи для артиллерии. Хотя теоретически, танки «старых типов», конечно могли использоваться в качестве эвакуаторов – тут со стороны командования принципиальных возражений не было.
Артиллеристы вермахта в тягаче, созданном на базе трофейного советского танка БТ-7. Тягач буксирует легкое советское 45-мм противотанковое орудие 53-К образца 1937 года
Другое дело, что использовать их по такому назначению не было возможности. Красная армия постоянно отступала. Поврежденная техника, техника, застрявшая в грязи, болотинах, водоемах, оврагах, как правило не эвакуировалась, а попросту бросалась. Когда была возможность, ее действительно пытались эвакуировать, тащить, но поскольку специализированных тягачей практически не было, то использовали для этого, как и гласили наставления, точно такие же танки.
Часто бывало так, что выходил из строя один танк, второй цеплял его и пытался тащить, пока и у него не вылетала трансмиссия, сгорали фрикционы, перегревался и вставал мотор. Увы, но такова была безрадостная картина трагедии 1941 года.
Цитирую требования «Памятки по эксплуатации и обслуживанию боевых и транспортных машин и тракторов в полевых условиях», изданной в 1941 году:
Организация ремонта и эвакуации машин в полевых условиях
1. Ремонт в полевых условиях производится на месте аварии машин (на поле боя) и на сборных пунктах аварийных машин (СПАМ).
2. Для ремонта аварийной машины на поле боя к месту аварии высылаются ремонтные летучки или бригады, которые с помощью экипажа восстанавливают материальную часть машины.
3. Все аварийные машины, восстановление которых на поле боя оказалось невозможным, эвакуируются на СПАМ части. Эвакуация осуществляется силами экипажей или же средствами эвакуации части.
4. Сборные пункты аварийных машин (СПАМ) выбираются в укрытом, удобном для развертывания ремонта месте, в узлах путей технической эвакуации, обеспечивающих удобство буксировки машин со всех направлений.
5. Начальник сборного пункта аварийных машин части отвечает, как за организацию ремонта и эвакуации, так и за охрану всей материальной части, находящейся на СПАМ.
6. Порядок восстановления машин на СПАМ части указан на схеме:
7. Машины, не могущие быть восстановленными на СПАМ части, эвакуируются на СПАМ соединения. Эвакуация осуществляется средствами соединения.
8. Со всех машин, подлежащих дальнейшей эвакуации, должны быть сняты боеприпасы и слито горючее.
О том, какими средствами эвакуации располагали части и соединения, мною писалось в прошлый раз. Если коротко повторить, то в лучшем случае, это было несколько тихоходных тракторов. Обычно использовались все те же танки. При этом снимать башни, даже поврежденные, в условиях отступлений и дефицита боевых танков не было никакой возможности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий