В Сети время от времени вспыхивают баталии вокруг закрытой пулеметной установки на советских танках. При этом харьковчанами и про-харьковским интернет-лобби муссируется приоритет ХКБМ в этом направлении. Однако, на поверку, оказывается все совсем наоборот... Читаем о том как это было в книге В.В.Лютов, О.В.Вепрев «ОАО
«Электромашина», СКБ «Ротор»: нам вместе 100 лет. Страницы истории», г.Челябинск,
2004г.С.152-153 :
«От идеи до воплощения
— срок немалый, и вместе с тем этот период — самый захватывающий. Конструкторы
СКБ «Ротор» и ЗЭМа объясняют это просто: видеть, как на твоих глазах
развивается техника, чрезвычайно интересно, это яркая работа и уникальный опыт.
Таким было время разработки «Утеса». Идея
«Утеса» — башенного пулемета — первоначально появилась в Омске.
— Омичи приезжали на
завод в ОГК,— вспоминали на ЗЭМе,— Так и так, хотим сделать привод. Но потом
омичи как-то быстро «остыли», и идея не была реализована. Позднее идея создания
«Утеса» появилась в Ленинграде, который тесно сотрудничал с Омском. Затем ею
занимались в Харькове, во многом изменив первоначальные тактико-технические
требования. В новом виде идея вернулась на Челябинский ЗЭМ.
Отдел главного конструктора
тогда разработал кольцо вращающегося контактного устройства ВКУ, систему
сигналов, сам привод. В результате накануне создания СКБ «Ротор» был разработан
целый комплекс изделий «Утес» для танка Т-64А.
Однако сконструировать
изделие — это еще полдела; нужно воплотить его в металле.
— Очень много
сложностей было с «Восходом», когда мы ставили его на производство,—
рассказывает Н. М. Мусатов.— Мы с ним намучились. Для него пришлось создать
специальные мастерские. Ведущие конструкторы ОГК работали в тесном
сотрудничестве с мастером Василием Саловым, уникальным специалистом,
выполнявшим самые тончайшие работы с минимальным допуском. Долго осваивали
вращающееся контактное устройство ВКУ. Немало проблем было с подстройкой
электрооборудования, с витками на реле-регуляторах — постоянно вносились
изменения: как по новым конструкторским решениям, так и по замечаниям
заказчиков.»
Это здорово, когда раскрываются все нюансы истории, чтоб не было кривотолков.Одно для меня остаётся не понятным, почему разработали одни. а применил на своём изделии другие, что же помешало продвижению ЗПУ на Т-72? Ведь она появилась только в модификации Т-90. Может всему виной то что Т-72 считался машиной на случай войны и должен быть максимально простым.Однако почему в мирное время такими установками не оснащали, ведь ни что не мешало на момент возможной войны выпускать упрощённый вариант.Не могла же ЗПУ быть сверх дорогой.Или может быть всему виной лобби продвигавшее Т-64?
ОтветитьУдалить