вторник, 21 мая 2019 г.

Первый танк Первомая


Захват врангелевских танков в Таврии. Н.С.Самокиш, 1923г.

   Майские праздники… Хотел было отметить Первомай коротким рассказом о танке Renault FT17, прошедшем по Красной площади 1 мая 1919 года – ровно 100 лет назад, благо в личном архиве есть оригинальная фотография этой машины, погруженной на платформу перед отправкой в «подарок Ильичу». Залез по обыкновению в Интернет, посмотреть, что там пишут об этом и ужаснулся… Сплошная путаница! Даты, количество трофеев, наименования отличившихся частей – все отличается. Что ж… будем, как обычно, разбираться.

  Начнем с главного героя. Нет, это не танк, это человек. Его звали Никифор Иванович Урсулов. Фотографии, увы, найти не удалось. Бывший вахмистр Русской Императорской армии, осенью 1918 года в плавнях Южного Буга, близ села Белоусовка, организовал маленький партизанский отряд, численностью что-то около 10 человек. Очень быстро отряд разросся до 400 человек. Одна из операций оказалась неожиданно удачной – был захвачен немецкий эшелон, в результате чего в распоряжении партизан оказалось порядка 1000 винтовок «Маузер», несколько пулеметов и три орудия. Этот успех подвиг отряд Урсулова на захват города Вознесенск. Он находился на северной границе зоны интервенции. Французские интервенты при участии греческих и белогвардейских частей намеревались превратить его в опорный пункт для дальнейшего продвижения на север. Однако Урсулову удалось успешно захватить город. Тут к его отряду присоединились другие повстанческие отряды: Витюкова из Елисаветграда, Стрижака из Голты, Пурдика из Возсиятского, а также отряды из Новой Одессы и Нового Буга. Постановлением Вознесенского ревкома разросшийся отряд был переименован в Первый Вознесенский Красный Полк (по другим данным Первый революционный Вознесенский полк). В командование им вступил И. Коломийцев, а затем снова Урсулов ( РГВА, ф. 4, оп. 1, д. 10, л. 258). Тут же в Вознесенском депо был сооружен импровизированный бронепоезд, получивший название «Смерть Директории!». Его командиром, решением все того же ревкома, стал бывший матрос Константин Арефьевич Чеклов, вернувшийся в родные края из Царицина.



6 февраля в Елисаветграде восстали рабочие, которых поддержали партизаны. В результате город был освобожден и в него вступили крупный партизанский отряд под командованием П. С. Ткаченко и Первый Вознесенский Красный полк. Продолжая наступать в южном направлении, большевистские отряды 12 февраля освободили Новомиргород, Новоукраинку, Бизюково, подойдя на 70 км к Херсону. Пикантность ситуации заключалась в том, что в этом же районе действовали отряды дерзкого атамана Никифора Григорьева. Понимая, что противостоять интервентам он в одиночку не сможет, 1 февраля Григорьев вступил в переговоры с советскими войсками. Он установил связь с начальником штаба Особой группы советских войск Петренко, заявив, что в его распоряжении находится двадцать партизанских отрядов, готовых вести борьбу с петлюровцами, белогвардейцами, немцами и интервентами. Атаман также имел телефонный разговор с командующим Украинским фронтом В. А. Антоновым-Овсеенко, изложив свои условия заключения военного союза с большевиками. В ходе переговоров он согласился подчиниться общему командованию, а также признать Совет народных комиссаров УССР. 18 февраля в Харькове состоялась встреча Григорьева с Антоновым-Овсеенко, который сообщил атаману о намерении советского командования переформировать его отряды в бригаду — 1-ю Заднепровскую бригаду созданной на базе повстанческих отрядов 1-й Заднепровской украинской советской дивизии, которой командовал Павел Дыбенко.



1-я Заднепровская бригада получила задание держать фронт севернее линии Вознесенск — Алёшки — Никополь — Апостолово — Кривой Рог, сдерживая продвижение интервентов и не допуская их объединения с наступавшими из Северной Таврии белогвардейцами.

В свою очередь французские, греческие и деникинские части пытались наступать на север, опираясь на станцию Берёзовка. 20 февраля 1919 года французские войска выбили григорьевцев из Вознесенска.

И действительно, уже через неделю Григорьев, начав общее наступление на Херсон, отбил Вознесенск.

Упорные бои за Херсон продолжались с 1 по 9 марта.

На тот момент город был занят французскими и греческими войсками, поддерживаемыми артиллерией французских и английских военных кораблей. На помощь интервентам из Николаева прибыл немецкий бронепоезд и дивизион тяжёлых гаубиц. В самом Херсоне действовала подпольная организация коммунистов, которая вела активную пропаганду среди войск интервентов. Здесь, как и под Вознесенском, французские солдаты не желали воевать. Несколько рот 176-го французского полка 2 марта отказались идти в бой. Французские солдаты были окружены греческими частями и отправлены в Одессу. С 3 марта 1919 года Григорьев начинает осаду Херсона и после пяти дней упорных боёв григорьевцы врываются в город. Утром 9 марта под натиском советских войск интервенты отступили к порту. Военные корабли обстреливали город, разрушая дома мирных жителей. Зарево пожаров полыхало над городом. Интервенты вызвали подкрепление. Вечером 9 марта в Херсон прибыл из Одессы транспорт с танками. Но положение уже было настолько безнадежным для интервентов, что танки даже не были выгружены. В ночь на 10 марта противник вынужден был оставить Херсон. Отступая, интервенты обстреляли из пушек деревянные портовые склады, где находилось до 2 тыс. заложников, арестованных жителей Херсона, в том числе женщины и дети. 10 марта советские войска освободили город, захватили многочисленные трофеи.

14 марта без боя был сдан Григорьеву город Николаев, где произошло восстание рабочих. В городе были сосредоточены остатки немецких оккупационных войск со всего Азовского и Черноморского побережья — около 13 тыс. солдат и офицеров, не успевших отбыть в Германию, и 1,5 тыс. греческих войск. В порту стояли французские и английские военные корабли. Вблизи Николаева в с. Варваровка был расквартирован офицерский эскадрон деникинцев.

Под влиянием большевистской и спартаковской агитации около четырех тысяч немецких солдат объявили нейтралитет. Они отказались выступать против советских войск, приближавшихся к Николаеву, и осудили французских интервентов.

12 марта, несмотря на присутствие в порту французских военных кораблей и греческих войск, рабочие дружины Николаева заняли вокзал, телеграф, почту и ряд других важных объектов. На следующий день Совет рабочих депутатов провозгласил себя единственной властью в городе.

Переговоры с немецким командованием закончились 14 марта 1919 г. договором, согласно которому немецкие войска передавали военно-революционному штабу всю артиллерию, пулеметы, винтовки, снаряды, патроны, броневые автомобили и склады с разным снаряжением.

15 марта части 1-й бригады Заднепровской дивизии вступили в Николаев. Штаб группы войск Харьковского направления сообщал, что все немецкие войска 15 марта покинули город.

Комментариев нет:

Отправить комментарий