воскресенье, 30 июня 2019 г.

Т-34-Т образца 1944 года


Тягач Т-34-Т обр.1944 года по улице На рву въезжает на Вацлавскую площадь Праги, Чехословакия. 10.05.1945г. Фото Emil Fafek

   Курская битва, отгремевшая летом 1943 года, стала ключевой по масштабу последствий для развития бронетанковой техники в Советском Союзе. Еще на ее кануне, в ГАБТУ КА серьезно озадачились проблемой эвакуации и войскового ремонта поврежденной бронетехники, в результате чего, фронты получили разрешение на переоборудование по 10 танков Т-34 и КВ для использования в качестве тягачей-эвакуаторов в армейском звене. При этом переоборудование заключалось только в снятии с танков башни.



Тягач Т-34-Т обр.1944 года. Прага, Чехословакия. Май 1945 года. Крайне нетипичный вариант - судя по всему, отверстие в подбашенном листе прикрыто листом МТО от танка КВ

Полученный опыт использования Т-34 без башни в качестве БРЭМ был признан весьма успешным. Кроме того, в 1943 году был в основном преодолен кризис с выпуском танков и их качеством. Танки Т-34 шли на фронт в массовых количествах, что называется, потоком. Еще одним последствием Курской дуги стало перевооружение «тридцатьчетверок» на более мощную 85-мм пушку. В конце 1943-го – начале 1944 года был развернут выпуск танка Т-34-85. Таким образом, к рубежу 1943/44 годов был преодолен «танковый голод». Танки Т-34 перестали быть в дефиците. При этом, наступательный характер боев Красной Армии уменьшил безвозвратные потери матчасти. Подбитые в ходе боев танки оставались на своей территории, успешно восстанавливались и вновь вводились в строй.



Тягач Т-34-Т обр. 1944 года. Львов. Июль 1944г


«Успешное развитие ряда наступательных операций Советской Армии в 1943 г. вызвало необходимость принятия более действенных мер для производства, капитального ремонта танков в полевых условиях. Решением ГКО в феврале 1943 г. при Наркоматах танковой промышленности и среднего машиностроения были созданы главные управления ремонта танков, на которые возлагалась организация ремонта танков на Сталинградском и Воронежском фронтах…


…Постоянно увеличивалось количество подвижных войсковых ремонтных средств в танковых войсках. Только в 1943 г. было сформировано еще 16 подвижных ремонтных баз, 4 армейских ремонтно-восстановительных батальона, 11 ремонтно-восстановительных батальонов и отдельный танкоремонтный батальон…


…Продолжавшееся в 1944 г. увеличение бронетанковой техники во фронтах привело к увеличению числа ремонтов, а это потребовало централизации ремонта бронетанковой техники. Поэтому решением ГКО в марте 1944 г. было создано Главное управление ремонта танков (ГУРТ КА), в ведение которого были переданы танкоремонтные заводы, принадлежавшие Наркоматам танковой промышленности и среднего машиностроения, и на которое было возложено производство всего ремонта бронетанковой техники…»

Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1979.




Тягач Т-34-Т обр.1944 года в Вене, Австрия. Апрель 1945 года.


Однако средств эвакуации по-прежнему катастрофически не хватало.


«… В ходе войны выяснилось, что тракторы, как тяговые и буксирные средства, по своим техническим характеристикам не могут обеспечить своевременную эвакуацию всех типов БТТ. По разработанным сотрудниками отдела ТТЗ в ходе войны были созданы тягачи Т-34-Т на базе танка Т-34 для эвакуации тяжелых танков. Бронированные тягачи на базе танков представляли собой новый класс эвакуационных машин, появление которого было продиктовано опытом восстановления танков в ходе боевых действий.


Дальнейшее развитие и совершенствование технических средств эвакуации по инициативе отдела шло по линии создания и модернизации бронированных тягачей на базе танков.»


38 Научно-исследовательский испытательный ордена Октябрьской революции Краснознаменный институт имени маршала Бронетанковых войск Федоренко Н.Я. 75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники. Исторический очерк. Кубинка, 2006г. С.547 Отдел войскового ремонта БТВТ



Тягач Т-34-Т обр.1944 года. Познань, Польша. 1945г.



Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны принял решение о создании и серийном выпуске тягача на базе танка Т-34-76. Это решение было закреплено Распоряжением ГОКО № 5568с от 8 апреля 1944 года «О производстве тягачей на базе танка Т-34 на танкоремонтных заводах НКО».






Тягач Т-34-Т буксируется тягачом АТ-45, разработанном в КБ завода №75 в Харькове. 1944г.

  До недавнего времени оно являлось секретным, а потому выпадало из рассмотрения историками развития отечественной бронетанковой техники. Рассекречивание состоялось только в 2005 году – к очередному юбилею Победы, о чем сообщил Росархив в «Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов. Выпуск 6». Полученные от читателей моего блога донаты, позволили приобрести скан этого документа, и наконец внести ясность в вопрос об официальном начале серийного производства Т-34-Т.

РГАСПИ Ф.644.Оп.1.Д.226.Л.116


  Так, согласна этому Распоряжению, производство тягачей на базе танка Т-34, должно было быть развернуто на танкоремонтных заводах с апреля 1944 года в количестве 50 штук ежемесячно. Для производства тягачей требовалось использовать поступающие в капитальный ремонт танки Т-34 с негодными для восстановления башнями и вооружением. Тягачи на базе танка Т-34 должны быть собраны, оборудованы и укомплектованы по чертежам танка Т-34, утвержденным ГБТУ КА, без башни и вооружения (за исключением пулемета стрелка-радиста). Отдельно оговаривалось, что тягачи должны иметь командирскую башенку, устанавливаемую в крыше боевого отделения.



  На практике, командирская башенка устанавливалась не всегда. Тут можно выделить три основных типа:


Первый – погон заварен броневым листом, в котором прорезан люк круглой или прямоугольной формы;


Второй – погон заварен броневым листом, по центру которого установлена командирская башенка с двух или одно-створчатым люком;


Третий – погон заварен броневым листом, по центру установлена командирская башенка – купол, представляющая собой фрагмент крыши над двигателем танка Т-34 с соответствующим люком. При этом, в крышку люка врезался смотровой прибор Мк.4.



Тягач Т-34-Т предназначался для буксирования средних и легких танков на тросах (Руководство по эвакуации танков. М.: Воениздат. 1960г. С.14). Впрочем, обозначение «Т-34-Т» эта машина официально получило только на следующем этапе своего развития – в 1947 году, а до этого по документам проходила просто как «тягач на базе Т-34».



Для осуществления своих функций, на бортах и крыше боевого отделения укладывались дополнительные буксирные тросы, а также блоки полиспастов. Так же на крышу могли устанавливаться ящики с необходимыми для ремонта запчастями, или даже отдельные крупные агрегаты целиком. При этом никакой грузовой платформы специально для такой транспортировки не предусматривалось. По сути запчасти перевозились «навалом». Кроме того, таким же образом, на тягачах могли перевозиться ручные тракторные или автомобильные лебедки. Одинарные имели усилие в 1,5 тс, двойные – 5 тс.




Масса тягача составляла — 22 т; экипаж включал 2-3 чел.; вооружение — курсовой 7,62 мм пулемет ДТ; Скорость передвижения по шоссе без груза — 55 км/ч; Скорость буксировки:


- среднего танка – 3 км/ч


- легкого танка – 6 км/ч


- тяжелого танка (сцепкой из двух тягачей) – 3 км/ч




Еще раз акцентирую внимание, что подобной переделке подвергались исключительно уже морально устаревшие танки Т-34-76. Танки Т-34-85 старались возвращать в строй.


Сколько было выпущено таких тягачей – пока не известно – необходимо получать доступ к отчетным документам ГУРТа КА. Однако, по мнению автора, указание на ежемесячный выпуск 50 тягачей – было слишком оптимистичным и его нельзя использовать в качестве опоры при расчетах. Даже приблизительных. Так или иначе, но насыщение Красной Армии тягачами на базе Т-34 происходит к концу 1944 года. Именно с этого периода они се чаще попадают в объективы фронтовых фотокоров.




Производство этих тягачей было продолжено и по окончанию войны.


Продолжение следует...



Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!


Автору на кофе и приобретение новых архивных документов:


Карта Сбербанка: 5469160012600552


Карта Альфа-банка: 4154812036015711


Карта Tinkoff Bank: 5213243772608277


Кошелек Яндекс-Деньги: 41001844511329


Pay Pal : alexeykhlopotov@gmail.com


Ваша помощь и материальная поддержка - лучший стимул к моей дальнейшей работе!


Комментариев нет:

Отправить комментарий