Итальянская 47-мм противотанковая пушка Cannone da 47/32 Mod. 35 найдена в Нижнем Тагиле
Так получилось, что в конце 2002 года я сидел без работы, пребывая в глубочайшей депрессии. От нечего делать на одном из форумов, где собирались для общения уральские любители приборного поиска и прочие духовные последователи Индианы Джонса, я написал серию сообщений (на статьи они по моему скромному мнению явно не тянули) о том, что еще хранит земля Нижнетагильская. В том числе о возможных находках артефактов времен второй Мировой войны. На удивление, эти мои сообщения очень хорошо зашли в народ и до сих пор гуляют по просторам Сети, несмотря на то, что по сути представляли они сборник слухов, сплетен, баек и непроверенных фактов. Пару лет назад по этому поводу ко мне даже представители РГО приезжали – выпытывали перспективные места для поиска. Но что я мог им сказать? Да, у меня была уверенность что и в моем родном, далеком от фронта Нижнем Тагиле еще можно найти что-то с той войны. Но скажи тогда что я стану соучастником такой находки – ну не за что бы не поверил!
И вот, 1 июля 2019 года я стал обладателем уникального экспоната - трофея Сталинграда.
1 июля, понедельник. А понедельник, как известно, день – тяжелый. С утра совещания, потом срочно нужно наверстывать время, куча задач, куча работы. К концу дня голова идет кругом. И вот, когда уже откинулся было дома в удобном кресле, звонит мобильный…
- Лёха! У тебя Viber или WhatsApp есть? – слышу в трубку возбужденный голос друга – копаря Антохи М.
- Всё есть!
- Тогда лови фотки, и скажи: это ОНО?
Гляжу картинки. Ковш экскаватора выворотил из земли качающуюся часть орудия очень необычного вида. Перезваниваю…
- ОНО! Это где?
- Так у нас, в Тагиле!
- Оба –на!!! – чуть не вываливаюсь из кресла… - и чего? Это же нужно срочно вытаскивать!
- Так нам уже готовы его отдать. Только металлоломщикам за нее уже заплатили, но на базе готовы уступить нам, если компенсируем им…
- Да не вопрос! Отлично! Тогда созванивайся, пускай ее отложат, а мы завтра приедем с тобой утром и заберем.
Окончив разговор тут же полез в Сеть что бы уточнить – не ошибся ли ненароком. Нет, не ошибся. На присланных мне фото была итальянская 47-мм противотанковая пушка Cannone da 47/32 Mod. 35 - лицензионная версия австрийской Böhler M35. Всего таких пушек было выпущено что-то около 1500 штук – это если общей кучей. А по модификациям, естественно еще меньше. Они присутствуют в ряде заграничных музеев, но вот в России насколько я знаю, таких вроде больше нет. Меня начинает потряхивать от нежданной удачи… И тут опять звонок…
- Лёха, такое дело… они ее уже распилили!
-… …. ….!!!
В этот раз из кресла уже не выпадаю, а просто стекаю по нему. Мля… ну что у нас народ за мудачьё! И нет… почему-то это меня даже не расстраивает. Или от перегрузки к концу дня чувства уже притуплены, или уже привык ничему в этой стране не удивляться.
Короче, тут же вскочил в седло и погнали на металлобазу. На месте нас с Антохой уже поджидали владелец земельного участка на котором велся раскоп и еще несколько ребят. А на асфальте, пред нашими ногами лежала мертвая тушка "итальянки"…
- Бляяя! Ну где тот долбодятел, который ЭТО сотворил?!
Суть да дело – выясняем подробности… Ребята ведут добычу металла на принадлежащем им участке, где раньше были производственные цеха. Задача – провести рекультивацию. Выдернуть из почвы весь хлам, и потом все красиво заровнять. И вот в процессе наткнулись на эту пушку. То, что это пушка – поняли сразу. Но то что она может представлять музейно-историческую ценность – никто не подумал. Наоборот, кто-то начал говорить что «у нас такие и сейчас на вооружении стоят», или «это наверное с Гражданской войны»… В общем вырыли и свезли в металл. А уже тут, в пункте приема, работяга которому все похрену, резанул ее газовой горелкой… Ну что поделать... все равно – нужно забирать! Хоть и в таком виде – это все равно раритет! Ну только вот откуда он мог взяться в Тагиле, за тысячи километров от мест боев Великой Отечественной?
Да все очень просто… В сталинградском котле, в наш плен попали не только немцы, но и их союзники – итальянцы. Вскоре многие из них оказались на Урале, где им была предоставлена возможность искупления прегрешений перед Советским Союзом, путем ударного труда в медно-колчеданных шахтах рудника имени 3-го Интернационала. Не выдержав тяжелых условий труда, многие из военнопленных так и остались лежать в тагильской земле. Но тогда, зимой 1942-43 года на Урал ехали не только пленные, но и их затрофеенное оружие. Среди прочего железа оказалась и эта пушечка.
На окраине Нижнего Тагила есть рабочий поселок с названием Черемшанка. Появился он в 1930-е годы, когда сюда согнали так называемых спецпереселенцев, или попросту «раскулаченных». Среди прочих, была и семья еще одного моего друга – Романа С. Так вот, по рассказам его деда, близ этого поселка работал цех с плавильной печью. Туда регулярно подавали на переплавку вагоны, груженые фронтовым металлоломом. Была большая свалка самого разного железа. Крупное поступало в большие печи Ново-Тагильского металлургического завода, Завода имени Куйбышева и Уральского танкового завода. А вот мелкое – в плавилку на Черемшанку. Еще долгое время после войны все ребята в окрестности имели трофейный огнестрел. Вот среди этого хлама и оказалась наша «итальянка». Со временем она засыпалась и все глубже уходила под землю.
Среди гор ржавого металла, меж тем, нашлись еще некоторые детали от этой пушки. А также диск колеса от немецкой пехотной полевой пушки 7,5 cm le.IG.18, болванки 50-мм советских минометных мин и пара траков от Т-34. Все это было нами вывезено – в очередной раз спасено от переплавки.
Решили пристроить в какой-нибудь музей как есть. А если не получиться, то полностью отреставрировать своими силами. Пока начали немного отмывать, расчищать. Там кое где-даже родная краска сохранилась. Да и несмотря на досадный разрез там утраты не такие уж и критичные. Ну и конечно продолжаем поиски – взяли под контроль работы. Теперь уже в тесном сотрудничестве с владельцем земельного участка. Но больше пока, за прошедшую неделю, не было ничего интересного.
Cannone da 47/32 Mod. 35
Эта 47мм противотанковая пушка была разработана в Австрии и именовалась по названию фирмы производителя и года принятия на вооружение - Böhler М35. Достаточно мощное по тем временам орудие понравилось сразу нескольким странам, в результате чего Böhler поставил их в Нидерданды, где они стали называться Kanon van 4.7, в Латвию — 96 штук ( без щита с дульным тормозом, колесами как у пушек поставляемых в Голландию), Эстонию — 4 штуки (без щита и дульного тормоза, с колесами наподобие мотоциклетных), некоторое количество орудий находилось на вооружении в Швейцарии и польской армии. А вот Италия попросту приобрела лицензию на их производство у себя. В Италии с 1937 года пушка производилась концерном «Эрнесто Бреда» в трех модификациях:
47/32 Mod. 35 – выполнена на основе базового проекта, но без дульного тормоза. Ствол – моноблок. Колесный ход не имел подвески, полупневматические колеса на стальных дисках.
47/32 Mod. 39 – Получила скреплённый ствол, упрощенную систему разборки, рессорную подвеску, диски колес из сплава Elektron (магниевый, алюминиевый и цинковый сплав) с цельными шинами Celeflex.
47/40 Mod. 38 - В 1942 году для оснащения нового среднего танка Fiat M15/42 более эффективным противотанковым оружием, ствол 47/32 мод. 1935 был увеличен на 8 калибров, что дало версию 47/40 мод.38, у которого начальная скорость возросла на 30% против базовой версии - 900 м/с против 630. Бронепробиваемость так же была повышена за счет новых снарядов, таких как APHE и британский HESH. Они могли пробивать щит 112 мм на 100 м или 80 мм на 500 м, 43 мм на 1000 м и 24 мм на 2000 м.
Версия 1939 года при этом являлась самой массовой. А вот пушек образца 1935 года было значительно меньше!
К моменту аншлюса австрийская армия располагала 357 оригинальными пушками Böhler М35. 330 из них достались Вермахту под наименованием 4,7 Pak 35/36(ö). В сентябре 1940 года на заводе изготовителе возобновили производство, собрав из имеющегося задела ещё 150 штук. Орудие использовалось немцами на Восточном фронте и в Северной Африке до начала 1942 года. В 1941 году 545 пушек австрийского и 275 итальянского производства было продано Румынии.
Пушки прибалтийских республик, после вхождения их в состав СССР достались РККА. В последствии почти все они в 1941 году были захвачены немцами и получили наименование 4,7 Pak 196(r).
В ходе начавшейся Второй Мировой войны часть голландских пушек Böhler М35 досталась Вермахту, получив наименование 4,7 Pak 187(h), другая часть, стоявшая на вооружении Королевской голландской ост-индской армии досталась японцам - 9 штук захваченных в 1942 году в Сингапуре исправных орудий этого типа были переданы в войска после того, как на японский язык были переведены наставления и таблицы стрельбы к ним; ещё 22 штук были захвачены на Яве.
В отличие от других систем ПТО пушка имела ряд необычных черт – отсутствовало щитовое прикрытие, в боевом положении колёса демонтировались, и орудие вставало на специальный сошник. Всё это, а также очень лёгкая конструкция и небольшие размеры делали орудие малозаметным на местности. Пушка была самым лёгким орудием среди аналогов. Однако кроме достоинств имелись и недостатки – в начале 1940-х годов ее баллистика была уже откровенно слаба – бронепробиваемость считалась более чем скромной. В течении серийного выпуска в пушку вносились изменения – ставились разные прицелы (панорамный или перископический), разные типы колёс, ствол моноблок или скреплённый. Орудие применялось армией Италии на всех фронтах (в том числе в России). Небольшие габариты и складная конструкция позволяли использовать эту пушку в десантных операциях. Пушка также широко использовалась в бункерах Альпийской стены как противотанковое оружие. Это же орудие с изменёнными противооткатными приспособлениями, устанавливалось на итальянские лёгкие танки.
Трофейные итальянские орудия в 1942 году в связи с нехваткой противотанковых орудий в подразделениях британской армии в Северной Африке передавали на вооружение британских войск. Всего англичане использовали около 100 таких пушек (ремонт которых был освоен на арсенале «Captured Weapons Depot» в Александрии). В дальнейшем, 96 из этих орудий передали на вооружение британских воздушно-десантных войск. Часть пушек монтировалось на различные автомобили и броневики. От британцев какое-то количество пушек досталось и египтянам. А уже от них, через палестинцев как минимум одна пушка оказалась в Израиле – она теперь на крыше музея Батей а-Осеф в Тель Авиве.
После выхода Италии из войны, часть захваченным Вермахтом итальянских орудий обозначалось в последнем 4,7 Pak 177(i). При этом данные орудия частично передавались хорватам (в хорватскую 1-ю дивизию СС) и финнам. У последних они именовались 47 Pst.K/35.
Каким-то образом эти итальянские пушки попали и к Гоминьдану в Китай.
ТТХ
Калибр: 47 мм (1,85 дюйма)
Длина ствола: 1,68 м (5 футов 6 дюймов)
Длина трубы: 1,525 м (5 футов)
Длина нарезной части: 1,33 м (4 фута 4,3 дюйма)
Вес в транспортной конфигурации: 315 кг (694,5 фунта)
Вес в боевом положении: 277 кг (610,6 фунтов)
Углы возвышения/склонения: от -15 градусов до +56 градусов
Горизонтальная наводка: 62 градуса
Начальная скорость снаряда: 630 м / с (2067 фут / с)
Максимальная дальность стрельбы: 7000 м (7655 футов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий