воскресенье, 1 сентября 2019 г.

Т-34-Т обр. 1947 года



В конце 1940-х годов не укомплектованность армии тягачами имела вид весьма катастрофический. Внутри Министерства обороны на этот счет шла большая переписка, причем на всех уровнях. Промышленность пока не могла дать новый тягач, тем более в массовых количествах. Это объяснялось с одной стороны ее демобилизацией, с другой – требованиями все тех же военных о скорейшем запуске в производство танков новых типов. Как итог – возобновление с 1947 года выпуска на танкоремонтных предприятиях МО тягачей Т-34-Т обр. 1944 года, для которых было в достатке устаревших базовых машин – танков Т-34/76.

Однако в переделку под тягачи в том же 1947 году пошли не только танки, вооруженные 76-мм пушками, но с «восемьдесятпятками». Полным ходом шла подготовка к массовому выпуску Т-54 – танка нового поколения с более высокими характеристиками по всем параметрам. Именно по этой причине было получено разрешение на производство тягачей еще и из Т-34/85.

Общий вид тягача Т-34-Т обр.1947г. Источник: Солянкин А.Г., Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. - Отечественные Бронированные Машины ХХ век Том 3 1946-1965гг

Общие требования к нему также были разработаны специалистами НИИ38 из Кубинки и в целом почти не отличались от таковых от тягача обр.1944 года. Основным внешним отличием тягача обр.1947 года стало, помимо использования корпусов Т-34/85, два люка в листе, закрывающем погон демонтированной башни. Так, если на Т-34-Т обр.1944 года люк был один и командирская башенка располагалась строго по центру, то теперь она была смещена к левому борту и предназначалась для командира тягача. Ближе к правому борту в лист крыши был врезан обычный башенный люк от Т-34. Он предназначался для сцепщика. Такое расположение впоследствии стало стандартным и распространилось, в том числе на Т-34-Т, изготовляемые из Т-34/76. Некоторые тягачи так же получили в крыше вырезы для вентиляции, прикрытые бронировкой с башен все тех же Т-34/85. Однако это было скорее исключением, чем правилом.

Крыша тягача Т-34-Т обр.1947 г. переделанного из Т-34 /76 № 131290 производства УТЗ до октября 1942 года. Обратите внимание на бронировку вентиляции. Так же хорошо видно что крыша составная - в ее основе крыша башни Т-34/76 черт.№ 34.30.476. Фото: Сергей Поддубный

Стоит отметить очень важную особенность - вырез под погон заваривался не просто абы каким броневым листом. Для этого использовались оригинальные листы крыши башен Т-34/85 и Т-34/76

Крыша тягача Т-34-Т обр. 1947 года из музея НОАК. Хорошо видны заварки отверстий под антенный ввод и прибор наблюдения Мк.IV оригинальной крыши Т-34/85

Для облегчения участи экипажа буксируемых машин, вынужденных глотать выхлопные газы из двигателя тягача, была произведена замена выхлопных патрубков. Они стали более длинными и были разведены в стороны.

Тягач Т-34-Т обр.1947г в Египте. Обратите внимание на удлиненные и разведенные в стороны выхлопные патрубки

Интересный вопрос с установкой в Т-34-Т обр.1947 года радиооборудования. В такой фундаментальной работе как справочник «Отечественные бронированные машины» авторами указывается, что тягач таки получил радиостанцию. В тоже время справочные данные из «Руководства по эвакуации танков» изданного в частности в 1960 году, говорят о том, что рации на них не было. Верить в данном случае надо изданию Министерства обороны. Ведь именно МО принимало тягач на снабжение (а не на вооружение – термины близки, но есть нюансы, которые некоторым авторам хорошо бы знать). Дело в том, что Т-34-т обр.1947 года, создавался на корпусе Т-34/85, а рация в этом танке была в башне! Соответственно для того, чтобы ее разместить в корпусе, потребовались бы значительные переделки. Другое дело, что позже, во время прохождения ремонтов на БТРЗ, на часть машин, выпущенных на корпусах Т-34/76 в которых имелся штатный бортовой антенный ввод, радиостанции таки были установлены. Но это произошло уже в 1960-х годах. Чуть ранее, во второй половине 1950-х некоторые тягачи оборудовали специальными под навеску дополнительного инженерного оборудования: бульдозеров БТУ и снегоочистителей СТУ.

Пара тягачей Т-34-т обр.1947г изготовленных на корпусах Т-34/76. Фото 1970-х годов. На левой машине хорошо видна антенна радиостанции - машина радирована. На ней же установлена фара ФГ-127 со светомаскировочным устройством ОСВАР. На правой машине - бонки для крепления навесного оборудования и фара-искатель у люка сцепщика.

Стоит также отметить, что тягач Т-34-Т обр.1947г по паспортным данным был на 3 тонны тяжелее своего предшественника обр.1944 года. Это несколько улучшило его сцепные характеристики при буксировке.

ТТХ тягач Т-34-Т образца 1947 года

Тип: средний

Вес: 27 т

Удельная мощность: 20 л.с./т

Удельное давление на грунт: 0,65 кг/см2

Сила тяги по двигателю: 15 т

Запас хода при буксировке танков: 100 – 150 км

Скорость движения на первой передаче (расчетная): 6,65/7,4 км/ч соответственно при пяти- и четырех- скоростной коробке передач

Габаритные размеры в походном положении: длина – 6100 мм; ширина 3000 мм; высота 1700 мм

Клиренс: 400 мм

Двигатель: бескомпрессорный дизель В-2-34

Максимальная мощность – 500 л.с. при 1800 об/мин

Грузовая платформа, лебедки, буксирное устройство – отсутствуют.

Еще один египетский Т-34-Т, так сказать в своем "классическом" облике

Тягачи Т-34-Т активно использовались Советской Армией до 1980-х годов. Кроме этого поставлялись в КНР, Сирию, Египет, Афганистан. По типу тягачей Т-34-Т осуществлялись переделки танков Т-34 в странах народной демократии. Прежде всего в ГДР, Чехословакии и Польше.

Тягач Т-34-Т армии ГДР на параде после учений "Квартет" в 1963 году



Тягач Т-34-Т обр. 1947г. Народной Освободительной Армии Китая



Тягач Т-34-Т обр. 1947г. переделанного из Т-34 /76 № 131290 производства УТЗ до октября 1942 года. г.Уссурийск. В настоящее время этот тягач вновь переделан в Т-34/76 и поставлен на ход. Фото: Сергей Поддубный




Все тот же уссурийский Т-34-Т. Еще один вариант удлиненных выхлопных патрубков. На нижнем кормовом листе наварены бонки для установки сошника





Номер на уссурийском Т-34-Т. Дата и завод, выпустивший данную машину определены по особенностям конструкции корпуса. А вот номер, как ни странно, не говорит ничего - он не вписывается в известные системы маркировки.



Тягачи Т-34-Т обр.1947 года на танковых свалках Афганистана. 2000-е гг.












Продолжение следует...

Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!

Автору на кофе и приобретение новых архивных документов:

Карта Сбербанка: 5469160012600552

Карта Альфа-банка: 4154812036015711

Карта Tinkoff Bank: 5213243772608277

Кошелек Яндекс-Деньги: 41001844511329

Pay Pal : alexeykhlopotov@gmail.com

Ваша помощь и материальная поддержка - лучший стимул к моей дальнейшей работе!

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий