В конце 1940-х годов не укомплектованность армии тягачами имела вид весьма катастрофический. Внутри Министерства обороны на этот счет шла большая переписка, причем на всех уровнях. Промышленность пока не могла дать новый тягач, тем более в массовых количествах. Это объяснялось с одной стороны ее демобилизацией, с другой – требованиями все тех же военных о скорейшем запуске в производство танков новых типов. Как итог – возобновление с 1947 года выпуска на танкоремонтных предприятиях МО тягачей Т-34-Т обр. 1944 года, для которых было в достатке устаревших базовых машин – танков Т-34/76.
Однако в переделку под тягачи в том же 1947 году пошли не только танки, вооруженные 76-мм пушками, но с «восемьдесятпятками». Полным ходом шла подготовка к массовому выпуску Т-54 – танка нового поколения с более высокими характеристиками по всем параметрам. Именно по этой причине было получено разрешение на производство тягачей еще и из Т-34/85.
Общие требования к нему также были разработаны специалистами НИИ38 из Кубинки и в целом почти не отличались от таковых от тягача обр.1944 года. Основным внешним отличием тягача обр.1947 года стало, помимо использования корпусов Т-34/85, два люка в листе, закрывающем погон демонтированной башни. Так, если на Т-34-Т обр.1944 года люк был один и командирская башенка располагалась строго по центру, то теперь она была смещена к левому борту и предназначалась для командира тягача. Ближе к правому борту в лист крыши был врезан обычный башенный люк от Т-34. Он предназначался для сцепщика. Такое расположение впоследствии стало стандартным и распространилось, в том числе на Т-34-Т, изготовляемые из Т-34/76. Некоторые тягачи так же получили в крыше вырезы для вентиляции, прикрытые бронировкой с башен все тех же Т-34/85. Однако это было скорее исключением, чем правилом.
Стоит отметить очень важную особенность - вырез под погон заваривался не просто абы каким броневым листом. Для этого использовались оригинальные листы крыши башен Т-34/85 и Т-34/76
Для облегчения участи экипажа буксируемых машин, вынужденных глотать выхлопные газы из двигателя тягача, была произведена замена выхлопных патрубков. Они стали более длинными и были разведены в стороны.
Интересный вопрос с установкой в Т-34-Т обр.1947 года радиооборудования. В такой фундаментальной работе как справочник «Отечественные бронированные машины» авторами указывается, что тягач таки получил радиостанцию. В тоже время справочные данные из «Руководства по эвакуации танков» изданного в частности в 1960 году, говорят о том, что рации на них не было. Верить в данном случае надо изданию Министерства обороны. Ведь именно МО принимало тягач на снабжение (а не на вооружение – термины близки, но есть нюансы, которые некоторым авторам хорошо бы знать). Дело в том, что Т-34-т обр.1947 года, создавался на корпусе Т-34/85, а рация в этом танке была в башне! Соответственно для того, чтобы ее разместить в корпусе, потребовались бы значительные переделки. Другое дело, что позже, во время прохождения ремонтов на БТРЗ, на часть машин, выпущенных на корпусах Т-34/76 в которых имелся штатный бортовой антенный ввод, радиостанции таки были установлены. Но это произошло уже в 1960-х годах. Чуть ранее, во второй половине 1950-х некоторые тягачи оборудовали специальными под навеску дополнительного инженерного оборудования: бульдозеров БТУ и снегоочистителей СТУ.
Стоит также отметить, что тягач Т-34-Т обр.1947г по паспортным данным был на 3 тонны тяжелее своего предшественника обр.1944 года. Это несколько улучшило его сцепные характеристики при буксировке.
ТТХ тягач Т-34-Т образца 1947 года
Тип: средний
Вес: 27 т
Удельная мощность: 20 л.с./т
Удельное давление на грунт: 0,65 кг/см2
Сила тяги по двигателю: 15 т
Запас хода при буксировке танков: 100 – 150 км
Скорость движения на первой передаче (расчетная): 6,65/7,4 км/ч соответственно при пяти- и четырех- скоростной коробке передач
Габаритные размеры в походном положении: длина – 6100 мм; ширина 3000 мм; высота 1700 мм
Клиренс: 400 мм
Двигатель: бескомпрессорный дизель В-2-34
Максимальная мощность – 500 л.с. при 1800 об/мин
Грузовая платформа, лебедки, буксирное устройство – отсутствуют.
Тягачи Т-34-Т активно использовались Советской Армией до 1980-х годов. Кроме этого поставлялись в КНР, Сирию, Египет, Афганистан. По типу тягачей Т-34-Т осуществлялись переделки танков Т-34 в странах народной демократии. Прежде всего в ГДР, Чехословакии и Польше.
Продолжение следует...
Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!
Автору на кофе и приобретение новых архивных документов:
Карта Сбербанка: 5469160012600552
Карта Альфа-банка: 4154812036015711
Карта Tinkoff Bank: 5213243772608277
Кошелек Яндекс-Деньги: 41001844511329
Pay Pal : alexeykhlopotov@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий