вторник, 19 ноября 2019 г.

«Натовский» калибр для российской гаубицы



Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23 марта 1989 года и последовавшим затем приказом Министра обороны СССР от 17 мая 1989 года на вооружение Советской армии была принята новая 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». Это событие ознаменовало качественный переход к самоходным артиллерийским системам следующего поколения, но… Был у гаубицы один большой недостаток — «неправильный» калибр орудия.

На момент своего появления «Мста-С» оказалась, вероятно, самым совершенным самоходным орудием в мире: поспорить с советской машиной могла разве что южноафриканская 155-мм САУ G6 Rhino («Носорог»), принятая на вооружение годом ранее. Гусеничная «Мста-С» была на 5000 кг легче «Носорога», несмотря на то что тот имел колёсную базу. «Мста-С» была лучше и по возимому боекомплекту: 50 выстрелов против 45.
Сомнительная экономия

По самому же главному параметру для артиллерийских систем — дальности стрельбы — «Мста-С» серьёзно отставала. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45 составляла всего 24,7 км против 30 км у G6 при стрельбе стандартным натовским осколочно-фугасным снарядом HE-FRAG. Основной причиной этого был выбор устаревшей баллистики, продиктованный Министерством обороны, требовавшим «всеядности»: орудие должно было использовать в том числе и боеприпасы устаревших типов. Это требование очень больно напомнило о себе уже в 1990-е годы, когда после развала СССР предприятия российского ВПК были вынуждены переориентироваться на экспортные поставки.
Экспериментальный образец «Изделия 350» — САУ 2С19М1-155 «Мста-С»

Участие «Мсты-С» в демонстрации на международной выставке IDEX-93 в Абу-Даби стало триумфальным в плане зрелищности. Под конец мероприятия она расстреливала оставшийся неизрасходованным боекомплект по мишеням, в роли которых выступали списанные танки. На всех присутствовавших произвели впечатление как точность и скорострельность стрельбы, так и то, как при попаданиях у танков отлетали в разные стороны сорванные башни. Но… заказов на русскую САУ не последовало. Главный конструктор «Мсты-С» Ю.В. Томашов впоследствии вспоминал:


«Ожидание вала контрактов на её закупку оказалось, мягко говоря, излишне оптимистичным. Причин тому немало, от политических до экономических, однако главная причина — техническая. Орудие «Мсты-С» выполнено в традиционном шестидюймовом калибре (152 мм), доставшемся нам от дореволюционной России…»

При этом во всем остальном мире развитие дивизионного и армейского звена ствольной артиллерии происходило и происходит в калибре 155 мм с длиной ствола орудия 45, а затем и 52 калибра. Такие системы считаются наиболее перспективными, так как имеют наибольшую дальность стрельбы, а устанавливаемые на них автоматизированные системы управления наведением и огнём (АСУНО) на 30–40% повышают эффективность боевого применения.


В иностранных 155-мм САУ и буксируемых орудиях используется артиллерийская часть, соответствующая четырёхстороннему соглашению стран НАТО от 1989 года об унификации баллистических характеристик перспективных артиллерийских систем. Это соглашение предусматривало увеличение длины ствола с 39 до 52 калибров, объёма зарядной каморы — с 18,8 до 23 литров, максимальной начальной скорости осколочно-фугасного снаряда — с 827 до 945 м/с, максимальной дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом типа L15A1 — с 24 до 30 км.

Очень быстро на калибр 155 мм перешли как производители артсистем, входивших ранее в Организацию Варшавского договора, так и оставшийся коммунистическим Китай. Россия до сих пор остаётся единственным производителем нового артиллерийского вооружения в калибре 152 мм, которое на мировом рынке практически не пользуется спросом.

Чем же привлекателен калибр 155 мм? Соображения в пользу перехода на него можно условно разделить на две группы: научно-техническую и экономическую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий