Не секрет, что именно умелые и слаженные действия экипажей в первую очередь предопределяют успех боя. Подготовленный экипаж своими действиями часто может компенсировать недостаток миллиметров брони и килоджоулей мощности выстрела пушки. При этом более всего ценится хороший механик-водитель, которого мечтает заполучить в свой экипаж любой командир танка. Вот только где его взять? Помочь в обучении может специальный танк.
Мировой опыт
Вопросам подготовки водителей для боевых машин практически сразу после их появления стало уделяться большое внимание. Для получения первоначальных навыков стали изобретаться, и, зачастую полукустарным способом, изготавливаться простейшие тренажёры.
Учебный танк Leopard 2A4 Fahrschule
С течением времени и прогресса в технологиях, эти тренажёры превратились в компьютеризированные комплексы самой разной степени сложности, вплоть до динамических симуляторов. Однако ни один тренажёр не может дать навык практического вождения. По данным науки, наилучшие показатели в адекватности системы «человек — машина — местность» обеспечивают только ходовые тренажёры вождения (ХТВ), созданные на базе конкретных образцов бронетехники. Их главным и неоспоримым преимуществом является 100% эффективность присутствия. Кроме того, разработка подобных учебно-тренировочных средств упрощена за счёт применения большого процента заимствованных узлов и агрегатов.
Исторически тренажёры возникли и получили наибольшее развитие там, где ошибки при обучении на боевых танках могли привести к чрезвычайным последствиям, а их устранение — к большим финансовым затратам. Если говорить проще, тренажёры стали создавать там, где была опасность потерять дорогостоящую технику.
Неудивительно, что наибольшее распространение ходовые тренажёры вождения получили у рачительных немцев. Ещё во время Второй мировой войны — по мере того, как стали появляться более тяжёлые и, соответственно, дорогие танки — для подготовки водителей стали изготовляться специальные учебные машины.
Пика своей популярности так называемые Fahrschulepanzer, что в дословном переводе означает «танк для обучения вождению» или просто «учебный танк», достигли уже в послевоенном бундесвере. Начиная с 1960-х годов там вместе с принятием на вооружение какого-либо образца бронетехники тут же создавалась учебная машина для подготовки водителей и поддержания их навыков. Учебные машины были созданы для самоходных гаубиц М109 и PzH2000, бронетранспортёров и БМП М113 и «Мардер», истребителей танков «Ягуар» и «Визель», и, конечно же, для танков «Леопард» обоих поколений.
Британский учебный танк «Челленджер 2» DTT
Опыт бундесвера переняли в Швеции, где для обучения экипажей танков Strv103 была создана соответствующая машина.
Великобритания также использовала немецкий опыт, создавая учебные танки DTT (Driver Training Tank) на основе серийных «Центурионов», «Челленджеров» и «Челленджеров 2». В последнем случае армия заказала сразу 22 учебных танка на 358 серийных машин! Реалии оказались скромнее — в итоге на 395 боевых танков было выпущено всего четыре учебных, но и это надо признать весьма неплохим результатом.
Что касается СССР, то сюда идея создания специализированных ХТВ попала через Восточную Германию. В ГДР, принимая на вооружение советскую технику, поступали аналогично коллегам из Западной Германии, только термин Fahrschulepanzer изменили на Fahrausbildungspanzer, что в переводе на русский означает то же самое — «танк обучения водителей». По советской моде это длинное наименование было превращено в аббревиатуру FAP.
Учебный танк FAP-500U, разработанный для Народной армии ГДР. Фото из архива автора
Первыми в ГДР в 1977 году были созданы машины FAP-575U и FAP-575UA на шасси от ЗСУ-23-4 «Шилка» и FAP-568U на шасси ЗРК 2К12 «Куб». Затем, в 1981–1983 гг., был создан FAP-500U на шасси ЗСУ-57-2. В 1988 году, незадолго до объединения Германии, в ГДР был создан FAP-172U на шасси танка Т-72, а точнее — штурмового мостоукладчика BLP-72 местной разработки. Выпускать серийно его уже не стали, и машина осталась в единственном экземпляре. Она до сих пор находится в ходовом состоянии и выступает на музейных шоу.
Советская специфика
В СССР танков всегда было много, и денег на оборону не жалели, поэтому ещё с 1930-х годов подход к наработке навыков вождения боевых машин был принципиально иным. Считалось, что эффективность использования ХТВ весьма низка из-за больших затрат на моторесурс, горючее, оснастку и оборудование танкодрома. Советские танки были достаточно простыми и дешёвыми, и тратиться на разработку специальных ХТВ считали лишним.
Простейший тренажёр механика-водителя в одном из советских танковых училищ. 1930-е гг. Фото из архива автора
Система обучения предполагала наличие в боевых частях сверхштатных машин устаревших модификаций — так называемой «учебно-боевой группы» (УБГ). Вот их и гоняли по полной программе, не боясь истратить ресурс или что-то поломать. Фактически, данная система существует и по сей день в Российской армии.
Пока речь шла только о танках первого послевоенного поколения, — Т-54, Т-55 и Т-62, — эта система была как-то оправдана, но с началом перевооружения на танки второго поколения начались проблемы. Уже Т-64 и Т-64А были намного сложнее своих предшественников и требовали навыков выше уровнем, нежели у сельских трактористов. Это касалось не только управления машиной, но и, в большей степени, её обслуживания. Порой информация о спорах военных по этому поводу докатывалась до ЦК КПСС, но «кремлёвские старцы» предпочитали закрывать глаза на расходы, связанные с ошибками в эксплуатации машин, наращивая при этом их количественный выпуск. Отрывать ведущие КБ на разработку каких-то тренажёров, отвлекать на них производственные мощности считали нецелесообразным.
Тренажёры обучения механиков-водителей танка Т-34. Одна из советских танковых учебок, вторая половина 1940-х гг. Фото из архива автора
Однако как минимум одна такая попытка всё же была предпринята. В 1979 году конструкторским бюро «Уралвагонзавода» была проведена ОКР под шифром «Мечта», в ходе которой был разработан ходовой тренажёр вождения ХТВ-172. Машину предполагалось переделывать из устаревающих танков Т-72 первых серий выпуска.
Проект предусматривал замену башни танка платформой с рубкой управления. В ней должен был находиться инструктор и ещё пара учеников. Инструктор имел в своём распоряжении аппаратуру связи с обучаемым водителем, дублирующие контрольные приборы, а также возможность принудительно заглушить двигатель. Внешняя связь обеспечивалась радиостанцией Р-123. За счёт большой площади остекления рубка обеспечивала прекрасный обзор, при этом лобовое стекло имело «дворник»-очиститель. Для входа в рубку в её кормовой части был предусмотрен большой удобный люк. Машина обеспечивала монтаж навесных противоминных тралов, бульдозерного ножа или снегоочистителя, могла использоваться и в качестве тягача — в общем, была очень полезна в танковом хозяйстве. Однако даже до изготовления опытного образца дело не дошло — «Мечта» так и осталась на бумаге.
ЧИТАТЬ ЦЕЛИКОМ НА WARSPOT
Комментариев нет:
Отправить комментарий