вторник, 10 июля 2012 г.

В Жуковском было на что посмотреть

Но особой радости это не доставило
Изначально форум в Жуковском «Технологии в машиностроении» планировался как выставка вооружения для Сухопутных войск. Это была попытка перетащить под Москву популярную «Росэкспоармс» из Нижнего Тагила. Причиной стало бюджетное финансирование трех ключевых выставок оборонных технологий – авиасалона МАКС, военно-морского салона в Санкт-Петербурге и экспозиции для «сухопутчиков». Понятно, что в борьбе за казенные миллиарды перспективы уральцев были нулевыми.
Однако три четверти предприятий российского ОПК сосредоточены на Урале и поблизости, им просто не по карману везти технику в дорогое Подмосковье. Поэтому в Жуковском в основном показывали боевые машины, взятые из воинских частей. Соответственно рядом с ними находились не конструкторы и производственники, а солдаты срочной службы. Это, впрочем, не относится к новинкам, которые представили заводы.

Форум удался
Программа форума объединила две выставки: Международную выставку вооружений и военной техники «Оборонэкспо-2012» и Международную выставку промышленных технологий и инноваций «Машпромэкспо-2012». Поскольку организатором форума является госкорпорация «Ростехнологии», то название форума «Технологии в машиностроении – 2012» вполне логично. В госкорпорацию входят 439 предприятий и организаций на территории России, которые производят 23% объема выпускаемой продукции ОПК РФ.
На выставке технологии оборонного назначения превалировали, как и соответствующая продукция. Участие приняли 198 организаций российского ОПК, представившие 1226 экспонатов. Из них 93 еще не включены в список продукции военного назначения (ПВН), разрешенной к передаче за рубеж. Разрешение на их показ дано специальным распоряжением президента РФ.
Всего на форуме было представлено более 300 компаний из России, Беларуси, Армении, Украины, Франции, Германии, Австрии, Китая, Индии, Сингапура. Они размещались в павильонах на площади 11,6 тыс. кв. м. Свыше 8 тыс. кв. м открытых площадок заняли натурные образцы вооружения, военной техники и гражданской продукции машиностроительной отрасли. В том числе 27 единиц техники Министерства обороны.
С точки зрения организаторов, выставка удалась. Число посетителей достигло 70 тыс. Проведено 20 круглых столов и семинаров, на которых выступило около 200 докладчиков, а их участниками стали более 3 тыс. специалистов из 103 стран мира. Прошло более 100 встреч и переговоров с представителями официальных делегаций, как военных, так и гражданских, из 28 зарубежных государств.
Количество заключенных сделок и соглашений неизвестно. Оргкомитет лишь сообщил, что большинство договоров носило рамочный характер. Впрочем, специалисты знают, что на выставках всегда подписывают заранее согласованные и подготовленные контракты. И делается это в определенных политических и рекламных целях. Выставки вооружения существуют для того, чтобы показать потенциальному покупателю максимально возможный спектр продукции, заинтересовать, договориться о дальнейшем сотрудничестве. Потом уже будут закрытые показы на полигоне, показ производственных мощностей – гарантия качества и точных сроков исполнения, переговоры и межправительственные соглашения.
Генеральный спонсор форума – ОАО «Рособоронэкспорт» – использовал возможности выставки в полной мере. Основная работа с иностранными делегациями обычно происходит на выставке «Уралэкспоармс» в Нижнем Тагиле, где есть возможность показать технику во всей красе – на полосе препятствий, в стометровом бассейне, с боевой стрельбой. Но эти показы происходят раз в два года. А в промежуток органично вписалась выставка в Жуковском. Здесь иностранные делегации смогли ознакомиться с линейкой боевой техники, провести предварительные переговоры с руководителями предприятий.
Необходимость подобных выставок еще и в том, что это единственное место, где собираются вместе и доступны руководители большинства оборонных предприятий и КБ, а также чиновники из ведомств, связанных с ОПК. В течение нескольких дней здесь происходит интенсивный обмен мнениями, завязываются контакты, проходят предварительные переговоры. Поэтому два первых дня выставки проходят в закрытом режиме – для специалистов. В эти дни не показывают «шоу танцующих танков». Это для зрителей, покупающих билеты и приходящих посмотреть вблизи на технику и оружие, которые в обычной жизни они могут увидеть разве лишь на параде, да и то издалека.

Новинки и «подновленки»
Выставка – раздолье для журналиста. Здесь можно подойти и взять интервью у человека, который в другой ситуации просто недоступен. Я, например, подошел к бывшему начальнику Вооружения ВС РФ генерал-полковнику Анатолию Петровичу Ситнову. Поинтересовался его мнением о выставке. И дальнейший разговор о форуме «Технологии в машиностроении – 2012» пойдет через призму его восприятия.
Ни в коем случае не следует воспринимать Анатолия Ситнова как некоего гида. Гид – это когда «посмотрите налево, посмотрите направо». Генерал-полковник мыслит в другом масштабе, в иных категориях – системно, комплексно и, если угодно, глобально, в рамках системы вооружения, стратегически, а не на уровне отдельной технической единицы.
Бесспорной новинкой стала боевая машина зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1» на гусеничном шасси. Рядом с таким же «Панцирем», но на колесном шасси, эта машина смотрится более компактно. Конструкция гусеничной базы позволяет глубже опустить в корпус боевой модуль, сделать силуэт ниже, повысить остойчивость. Автомобильная рама должна находиться выше осей, это диктует высоту расположения башни.
Анатолий Ситнов: «В конце 1980-х – начале 1990-х была поставлена задача, чтобы ракетно-зенитные комплексы могли применяться на поражение как воздушных целей, так и наземных. Так вот «Панцирь» в боевом строю решает эту задачу. При этом он очень гибкий в применении – может идти в боевых порядках».
«Панцирь» планировался как замена «Тунгуске». Однако развал ОПК, последовавший за развалом СССР, почти на два десятилетия задержал работу над новой машиной. Деньги на НИОКР удалось найти спустя 10 лет на Ближнем Востоке. И новая машина создавалась по техзаданию заказчика на колесной платформе. Понятно, что в боевых порядках бронетанковых сил такой машине делать нечего. Поэтому первые «Панцирь-С», поступившие в российскую армию, рассматривались как последний рубеж обороны ПВО.
Предполагается, что комплексы «Панцирь-С» на колесном ходу будут придаваться соединениям ПВО большой дальности, вооруженным ЗРС С-300 и С-400, и что они войдут в состав зенитно-ракетных частей как батареи прикрытия. Согласно Государственной программе вооружений до 2015 года, на вооружение ВС РФ планировалось передать 20 таких комплексов. 10 было получено еще два года назад. В новой ФЦП до 2020 года предусматривается поставка уже более 100 «Панцирей». Однако нет данных, о колесных или гусеничных вариантах идет речь.
С заменой «Тунгуски» «Панцирем», пожалуй, вопрос быстро не решится. Если решится вообще. Здесь же на выставке в очередной раз был представлен нижнетагильский «Терминатор» – бронированная машина поддержки танков. Он уже десяток лет кочует по выставкам, вызывает живой интерес и не принимается на вооружение. Не предусмотрена такая машина боевыми уставами, никто не определил ее место в боевых порядках и тактику применения. Выставленный в Жуковском «Терминатор» окрашен в пустынный камуфляж. Может, ближневосточные партнеры заинтересуются? Такая же судьба может ожидать и гусеничный «Панцирь-С». Штатный комплект бригад нового облика определен и утвержден, планы гособоронзаказа сверстаны до 2020 года.
Анатолий Ситнов: «Для такой страны, как Россия, нужен дивизионный комплект вооружения. А сейчас, поскольку на новые концепции перешли, разогнали дивизии, создали бригады, не свойственные для нас. Бригады – это патрульная работа, стоять на постах и прочее. А воевать нужно дивизией. Потому что запасов воевать в бригаде всего на сутки, в дивизии – на трое. Но если воюют один или два полка, это на шесть суток минимум. В дивизии есть штаб, система управления, командные пункты высшего звена и т.д. Дивизия может нормально работать, а бригады нужны для карликовых государств».
На открытой площадке в Жуковском Минобороны РФ представило некоторые боевые машины, состоящие на вооружении: отдельные компоненты зенитно-ракетной системы С-300В, ЗРК «Бук-М1-2Э» и «Тор-М1», оперативно-тактический комплекс «Искандер», танк Т-80У, производство которого давно прекращено, а вскоре прекратит в Калуге и производство газотурбинного двигателя для него. Из старых знакомых на площадке присутствовали еще БМП-3, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, 152-мм самоходное орудие «Мста», РСЗО «Град».
Советская техника никогда не устаревает, потому что постоянно модернизируется. Например, был представлен модернизированный танк Т-72, выкрашенный в белый цвет, словно отлитый из гипса. То ли для боевых действий в дальнем Заполярье, то ли для жестких миротворческих операций, где простыми БТР не обойтись. Никаких табличек, объясняющих смысл модернизации, к танку не прилагалось, но люди опытные знают, что всякая модернизация у нас начинается с тепловизора и заканчивается цифровой связью. Еще строже обошлись со своим экспонатом модернизаторы танка Т-90А из Нижнего Тагила. Они заявили, что фактически создали новый танк, закрыли его чехлом и никому не показали. Какой был смысл везти его с Урала?
Модернизация – это способ получить современную технику за четверть стоимости. В ходе выставки заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов заявил: «Сейчас многие страны осознали привлекательность модернизации ранее поставленной бронетехники советского производства, и у нас есть реальные контракты на модернизацию более 200 танков Т-72 в разных странах». По его словам, российскими производственниками разработано несколько вариантов многоуровневой модернизации бронетехники, рассчитанной на любые запросы. В том числе с использованием иностранных узлов и агрегатов.

Непаханое информационное поле
Анатолий Ситнов: «Многое здесь пытаются модернизировать, много пытаются сделать. Беда только одна – единого информационного пространства никто не создает. Потому что нет концепции армии 5-го поколения. Если Америка разработала концепцию, то мы – нет. У нас отдельно создается система управления войсками, отдельно система управления зенитно-ракетными комплексами ПВО и т.д. Все должно быть в едином информационном пространстве».
Концерн ПВО «Алмаз–Антей» представил целую линейку зенитно-ракетных систем и комплексов, а также тренажеры. Но особо хотелось бы упомянуть впервые показанную служебно-боевую разведывательную машину СБРМ. Рядовые зрители взгляд на ней не задерживали, поскольку нет здесь ни пушек, ни ракет. Но эта бронированная машина располагает широким набором разнообразных средств разведки. В него входят оптико-электронная система, радиолокационная станция, разведывательно-сигнализационная аппаратура, акустическая система обнаружения выстрелов и даже беспилотный летательный аппарат с дистанционным управлением. Имеется также подъемно-мачтовое устройство с радиолокационно-оптическим модулем, позволяющее вести разведку из-за укрытия.
Понятно, что такой набор аппаратуры, основанной на различных физических принципах, позволяет собирать информацию в любое время суток в любых климатических условиях. Комплекс осуществляет поиск, обнаружение, идентификацию целей, определяет их координаты и отражает на электронной карте местности. И хотя СБРМ создана производителями средств ПВО, она способна вести разведку не только низколетящих целей, но и наземных с надводными.
Элементарная логика требует, чтобы данные с разведывательной машины поступали в систему управления не только ПВО, но и артиллеристам, танкистам, морякам и всем остальным. И на выставке в Жуковском были представлены машины связи, управления и штабные. Но вот состыковать системы, использующие разные частоты, алгоритмы и протоколы, вряд ли удастся.
Анатолий Ситнов: «Оружие 5-го поколения – это единое информационное пространство. Это не супероружие типа истребителя Т-50, а информационное пространство, в котором есть место и Т-50, и «Панцирю», и «Буку», и С-300В, и С-400. Но это все должно увязываться в общую систему. Вот мы живем, у нас есть философия жизни. А переходим сейчас к информационному пространству – нет философии информационного пространства. Потому что, когда собирается несколько разрозненно созданных информационных систем, то параметры, исходные данные не согласуются. У нас был знаменитый академик Семенихин, конструкторы, которые вязали общую систему управления государством, министерствами и, будем говорить, фронтами, армиями, дивизиями, полками. Это была единая система. А сейчас кто во что горазд. Единое информационное пространство требует создания фоноцелевой обстановки, создания системы обмена информацией. Вот этого здесь пока нет».

Точки роста
Пока весь мир еще обходится вооружением 4-го поколения и более ранним, России есть что предложить зарубежным партнерам. Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, выступая на конференции в рамках форума «Технологии в машиностроении – 2012», заявил: «Постоянно растут объемы экспорта и в абсолютном выражении, и в единицах. За последние четыре года он удвоился». При этом сегодня гособоронзаказ в два-три раза превышает объем экспорта, составившего в прошлом 2011 году 13 млрд. долл. В 2012 году планируется увеличить объем оружейного экспорта еще на 500 млн. долл.
Буквально неделю назад было завершено выполнение контракта на поставку в Афганистан 21 вертолета Ми-17 на 900 млн. долл. Контракт на поставку «Рособоронэкспорт» заключил в мае 2011 года в интересах афганской национальной армии. Не исключено, что может быть заключено еще одно аналогичное соглашение. Примечателен срок исполнения контракта – всего год. Холдинг «Вертолеты России» в очередной раз доказал, что может работать быстро и качественно.
Вертолетостроение России становится одним из центров наукоемких и высокотехнологичных сегментов мирового машиностроения. Холдинг «Вертолеты России» представил на форуме в Жуковском проект перспективной системы мониторинга работоспособности и учета наработки агрегатов и систем вертолета (Advanced Health and Usage Monitoring System (A-HUMS), выводящей безопасность полетов на качественно новый уровень. Он открывает возможность индивидуального управления лопастью несущего винта, что позволит увеличить крейсерскую скорость полета и повысить уровень комфорта пассажиров за счет снижения шума и вибраций.
На форуме «Технологии в машиностроении – 2012» «Вертолеты России» представили в первую очередь именно производственные технологии. Например, современный литейно-механический комплекс по производству корпусных деталей из магниевых и алюминиевых сплавов, повышающий ресурс деталей. Внедренный в Казани автоматизированный механообрабатывающий комплекс по обработке алюминиевых сплавов. Высокоэффективный механически-замкнутый стенд для испытаний агрегатов трансмиссии, снижающий сроки, затраты на производство и стоимость самих изделий. Естественно, были показаны и вертолеты, но в виде проектов и моделей, в том числе перспективный вариант Ми-17 – модернизированный Ми-171А2.
На выставке можно было увидеть новый двигатель для Су-27, развивающий тягу до 14 300 кгс, автомат АК-12, два варианта контейнерных ракетных противокорабельных комплексов «Клаб-К», различные тренажерные комплексы, бронированные автомобили и целый ряд известных моделей вооружения и военной техники, но в модернизированном виде. Только для неискушенного зрителя это все – советское старье. Специалисты видят ситуацию более оптимистично. Чего не хватало на выставке, так это изготовителей боеприпасов.

«Кровь войны» свернулась
Анатолий Ситнов: «В целом, смотрю здесь – развивается «Смерч», развивается «Панцирь», развиваются ЗРК. Но то, что самое главное – «кровь войны» – боеприпасы, ракеты, они тоже должны развиваться. Потому что машины – это все платформы. Поменять авионику, эргономику достаточно легко. Но поменять систему применения гораздо сложнее. И здесь, конечно, много недорабатывается. Прежде всего в системах активного поражения – самонаведения, самоприцеливания, самоопределения цели и т.д. Это так называемое оружие реального масштаба времени. Или псевдореального масштаба времени. От «тихоходов» надо переходить к активным твердотопливным системам. 5-го поколения мы здесь пока не имеем».
Действительно, чтобы пересчитать экспозиции боеприпасных предприятий на выставке, хватило бы пальцев одной руки. Еще бы пара лишних осталась. Из высокоточных средств поражения, как всегда, присутствовали корректируемые артиллерийские снаряды «Краснополь» и «Китолов». Но ведь это разработки еще 70–80-х годов.
Боеприпасная промышленность России вообще находится в полукоматозном состоянии. Минобороны новых боеприпасов не заказывает и в ближайшие годы не собирается, старые на утилизацию не передает. Перевести на производство конверсионной продукции предприятия отрасли невозможно – нет у нас гражданских снарядов и мин.
К счастью, Министерство обороны Индии в начале 2012 года заключило с «Рособоронэкспортом» контракт на поставку различных типов боеприпасов для Сухопутных войск. В отличие от российского индийское военное ведомство ощущает дефицит снарядов и ракет, который не может покрыть национальная промышленность. Так что отечественные предприятия поставят в дружественную страну танковые и артиллерийские снаряды, противотанковые ракеты нескольких типов и некоторые другие виды боеприпасов.
У отрасли нет денег на выживание, тут уж не до создания новых образцов. Тем более что интеллектуальное оружие будущего не только наукоемко и высокотехнологично, оно в связи с этим, так сказать, весьма капиталоемко. Помимо этого, нельзя создавать боеприпас под некие абстрактные цели. Надо четко понимать, кто его будет применять, где и по каким целям. Иначе можно потратить средства на никому не нужную разработку. А Минобороны техзадание на новые образцы выдавать не торопится.
Анатолий Ситнов: «Если такая страна, как Россия, хочет остаться целой, невредимой, сохранить суверенитет, она должна обеспечивать себя вооружением автономно. И главным образом, должна обеспечивать себя расходными материалами. Патроны, боеприпасы, ракеты всех видов, мины. Как только мы начинаем закупать иностранные – все, мы находимся на крючке. Только мы начинаем закупать технику, мы свое производство гробим. В Ираке применяли зарубежные радиолокаторы, системы управления. Начали воевать, французы и американцы все выключили, и на этом делу конец. Если «Интел» и «Самсунг» уже использует технологии 22 нанометра, то мы остаемся еще в прошлом веке. В 2003 году Жорес Алферов докладывал Владимиру Путину, что надо строить фабрику с технологиями 90 нанометров, но и этого не сделано. Элементной базы нет – у нас перспективы нет. Из-за этого нет возможности создавать информационное пространство».
Надо признать, что производство микроэлектроники на выставке было представлено, мягко говоря, довольно слабо. А ведь это и есть сфера самых высоких технологий сегодняшнего дня. На этом вся промышленность, все производство стоит. Снова хватило бы пальцев одной руки, чтобы пересчитать стенды производителей элементной базы.
И вот какие ошарашивающие слова там прозвучали: весь объем создаваемой в России электронной продукции составляет лишь 0,5% мирового рынка. Полпроцента! Эти данные огласил глава холдинга «Российская электроника» Андрей Зверев. Холдинг специализируется на производстве компонентной базы для РЛС и другой техники «сверхвысоких частот, без которой никто не видит и не слышит на сверхдальних расстояниях». Эти изделия приобрести за рубежом невозможно, поэтому производство мирового уровня налажено в России. Но при этом, по словам Андрея Зверева, предприятия холдинга на 90% оборудованы иностранными средствами автоматизированного проектирования, в основном американскими. И почти все технологическое оборудование – порядка 90% – тоже импортное. Зависимость от зарубежных поставщиков налицо. В такой ситуации модернизировать производство, расширять, обновлять может оказаться весьма проблематично.
А импорт готового зарубежного вооружения в Россию буквально за пару минувших лет вырос. Когда начнем платить за «Мистрали», сумма вырастет еще в несколько раз. Замдиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов озвучил перед журналистами на выставке в Жуковском такие цифры: «Если говорить об импорте, то его много, объемы выросли в десятки раз. Если раньше импорт составлял порядка 1–2 миллионов долларов, то в последние годы мы вышли за цифру 100 миллионов долларов и выше».
На выставке возле бронированного «КамАЗа» скромно притулился броневичок «Рысь» – российский клон итальянской бронемашины Iveco LMV M65. Полное название данной модели «Рысь LMV M65». Утверждается, что использоваться эта машина будет в армейских подразделениях, внутренних войсках и в подразделениях ФСБ. Вмещающая четыре человека, один из которых водитель, этот более чем шеститонный (берегись осенняя глина!) конкурент «уазика» вполне годится для патрулирования сотрудниками МВД и, возможно, пограничниками. Что будет делать эта машина стоимостью 20 млн. руб. в армейских подразделениях? Начальство возить? Или бригады нового облика действительно будут заняты в основном патрулированием, например, городских улиц в дни всенародных торжеств и выступлений?
На выставке были представлены аналогичные машины российского производства – «Тигр», «Скорпион». Тоже с противоминной защитой, бронированием и всякими ухищрениями для сбережения экипажа. Стоят они дешевле, вмещают солдат больше, но, видимо, не хватает им чего-то европейского и американской автоматической коробки скоростей.

За все надо платить
Анатолий Ситнов: «Вот теперь говорят: «Нам не нужна наша танковая пушка. Она плохая». Наша танковая пушка дает начальную скорость 1800 м/с. Танковая пушка «рейнметалл» дает 1430 м/с, но у них на 2 килограмма тяжелее снаряд. Наш снаряд пробивает танк. И они пробивают танк. Наши говорят: «Мы поставим их пушку «рейнметалл» весом 5,6 тонны на наш танк». Я говорю: «Ребята, у вас крыша поехала или вы ничего не соображаете? Импульс отката при этой пушке будет 130 тонн. Соответственно нужен танк массой 65–70 тонн. У нас же импульс отката 70 тонн. И мы танки делаем до 50 тонн. Потому что инфраструктура нашего пространства западнее Волги предполагает наличие мостов грузоподъемностью 50 тонн». И все это происходит от безграмотности, которая сегодня присутствует в руководстве Минобороны и некоторых других кругах. Да вот взяли, «слизали», допустим, Iveco, везде проверили, откатали. Генерал докладывает: «Не подходит». Министр ему говорит: «Молодец! Уволен!» И вот так оно все идет.
Прекращаем делать гражданскую авиацию, не будет военной. Не будет своего двигателестроения, не будет ничего. Прекращаем выпуск танкового газотурбинного двигателя в Калуге, прекращаем производство такой машины, как «Урал». Вот стоит «Урал»-двадцатитонник. Я был в Эфиопии – племенные вожди ездят на «Уралах». В кузове холодильник, шторкой прикрыто, жена там у него, телевизор. Говорит: «Царь-машина». Взрывается на мине – отрывается одно колесо, она едет без одного колеса. Даже переднее? Даже переднее. Более высокой проходимости, чем у этой машины, ни у кого нет. «Урал» специально сделали с тяжелой крепкой рамой, которая не скручивается. Это сделано под монтаж вооружения и тяжелых комплексов. Теперь мы его закроем и никогда не восстановим. Потому что для создания и развития такой культуры, как автомобиль «Урал», требуется минимум 6–7 миллиардов долларов. Или сейчас говорят: «Мы будем делать многоосные машины, как «БелАЗ», которые сейчас покупаем в Белоруссии. Я, конечно, понимаю, что в инженерном деле вы ничего не понимаете, так хотя бы соображали: для создания и производства такой машины минимум 12 миллиардов долларов надо.
Появилось Iveco под видом «Рыси», другие иностранные образцы ВВТ. И мы, огромная страна, унаследовавшая Советский Союз, мы были вторыми в мире, а теперь закупаем на стороне неизвестно что, старье закупаем.
Поэтому можно сказать, рассматривая все это, что нужна маленькая реорганизация. Первое: создание министерства оборонных отраслей. Выделение денег на развитие технологий. Если на эти технологии нельзя давать деньги напрямую, надо создать государственную лизинговую компанию, которая приобретала бы и отдавала. Ликвидировать, как говорит Сергей Иванов, все «живопырки», которые присосались к оборонке, и идти на прямые заказы от заводов-изготовителей, а не через сервисные и управляющие компании. Это даст возможность на 20–30% снизить стоимость изделий. Возродить военную приемку, потому что без нее ничего не будет. И создать технологические институты, которые занимались бы внедрением современных технологий. Надо понять, что произошел разрыв в стратегии развития общества. Сейчас главный вопрос безопасности государства – технологическая зависимость или технологическая независимость».
Форум «Технологии в машиностроении – 2012» в Жуковском показал не только отдельные образцы и системы вооружения, военной техники и промышленных технологий. Опытному взгляду специалиста он открыл весь комплекс проблем российской оборонки, отсутствие концепции развития Вооруженных сил РФ, связанное с потерей военной науки, отсутствие перспективных разработок, ведущих к 6-му поколению вооружения, где в основе робототехника, глубокая автоматизация, саморегулируемые и самонастраивающиеся системы. А это уже свидетельство потери институтов прикладной математики и механики. И при этом упование на частный бизнес и иностранных инвесторов. Но в развитие науки и техники деньги вкладывает только государство. Так во всем мире.
Вот почему форум в Жуковском оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, есть на что посмотреть. С другой – радости при этом не испытываешь.

Виктор Мясников
Независимое военное обозрение.

понедельник, 9 июля 2012 г.

К пятилетию расформирования Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища



К пятилетию расформирования Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища фоторепортаж К.Ю. Колесниченко

Пять лет назад в июне 2007 года был расформирован единственный на Дальнем Востоке военный ВУЗ, готовивший кадры офицеров-автомобилистов – Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище.
История УВВАКУ началась с формирования 3-го военного автомобильного училища, созданного на базе 5-го отдельного учебного автомобильного полка, дислоцированного в городе Ромны Сумской области. В годы Великой Отечественной войны полк осуществлял подготовку водителей автомобилей и мотоциклов для частей фронта. В послевоенный период, когда в войска начало поступать большое количество автотракторной техники, возникла потребность в значительном числе квалифицированных офицеров-автомобилистов для всех родов войск и видов Вооруженных Сил. В связи с этим 24 октября 1947 года было сформировано 3-е военное автомобильное училище. С 5 февраля 1948 года в училище началось обучение двух батальонов по программе подготовки офицеров – специалистов автотракторной службы.
В декабре 1949 года в училище состоялся первый выпуск офицеров-автомобилистов, окончивших училище по двухгодичной программе обучения, с присвоением квалификации техника-механика по эксплуатации и ремонту автомобилей и гусеничных машин. Уже в октябре следующего года состоялся второй выпуск курсантов по трехгодичной программе обучения.
В июне-августе 1958 года училище было переведено в город Уссурийск Приморского края, и переименовано в Дальневосточное военное автомобильное училище. В апреле 1969 года на основании директивы Генерального штаба училище было преобразовано в высшее учебное заведение, получив новое название — Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Главной его задачей стала подготовка офицеров автомобильной службы.
В связи с переходом на высший профиль обучения и возросшей потребностью войск в выпускниках автомобильных училищ в апреле 1970 года был произведен специальный набор курсантов, имевших законченное среднее техническое образование, на третий курс со сроком обучения 14 месяцев.
В начале 1990-х годов в училище было сделано немало для совершенствования учебно-воспитательного процесса, но результаты работ не в полной мере отвечали новым, более высоким требованиям высшей школы и уровню подготовки ее выпускников. Согласно концепции развития военного образования командование училища с сентября 1993 года осуществило планомерный перевод с 4-летнего командного на 5-летний командно-инженерный профиль обучения. В канун 50-летия в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программе командного автомобильного училища.
В августе 1998 года в свете реализации постановления Правительства РФ «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» на базе училища создается военный автомобильный факультет при Рязанском военном автомобильном институте, а с 8 июня 2000 года – филиал Военного автомобильного института. С 2004 года филиал вновь приобретает самостоятельность и становится Дальневосточным автомобильным командно-инженерным училищем.
В 2007 году, несмотря на обращения администрации Приморского края и некоторых общественных организаций было принято решение об окончательном расформировании УВВАКУ. В канун 60-летия со дня образования, 12 июня 2007 года, в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программам командно-инженерного автомобильного училища. За 60 лет из стен училища вышло более 16 тысяч курсантов.

Смотреть полностью на сайте "ОТВАГА"

Танк Т-34-76 «Тамбовский колхозник»


Танк Т-34-76 «Тамбовский колхозник» 

в Музее В.Задорожного (Московскя область) фотодетализация

Фоторепортаж Игоря Зиннатуллина

Ракетный танк «объект 757»


Ракетный танк «объект 757» 

в Музее В.Задорожного (Московскя область) фотодетализация

Фоторепортаж Игоря Зиннатуллина

воскресенье, 8 июля 2012 г.

Проблемы с Украино-Польским бронетранспортером БТР-80УП

Проблемы с Украино-Польским бронетранспортером БТР-80УП возникли почти сразу после заключения контракта на поставку  бронетранспортеров. В июне 2005 г. министерство обороны Ирака оформило заказ на поставку 115 новых и модернизированных бронетранспортеров. Сумма контракта составила 30 млн. долларов США. Однако по процедурным соображениям, не связанным с Польшей, произошла задержка поставок.
В настоящее время объем поставок снижен до 98 машин. Вместо недостающих машин предусматривается организовать процесс обучения и поставку ремонтных комплектов.
В сентябре 2006 г. Польша поставила три новых бронетранспортера БТР-80УП в Ирак из базы технического обслуживания и ремонта БТР в г. Николаев (Украина). Поставка проводилась в сотрудничестве с украинской экспортной фирмой Спецтехноэкспорт.
БТР-80УП ВС Ирака
База технического обслуживания и ремонта в г. Николаев, в кооперации с другими украинскими организациями-партнерами, занимается разработкой возможностей изготовления машин БТР-80 для заказчиков внутреннего и внешнего рынков.
В ноябре 2006 г. 66 машин БТР-80, полученные со складов венгерского министерства внутренних дел, была доставлены в г. Николаев для модернизации. Эти машины будут восстановлены и модифицированы на предмет соответствия стандарту на бронетранспортер БТР-80УП. Затем все эти бронетранспортеры, за исключением 4 изделий, будут поставлены в иракскую армию в базовой конфигурации.
Кроме того, иракская армия получит командно-штабные машины для командира батальона (БТР-80УП-KB), командно-штабные машины для командира роты (БТР-80УП-КР), штабные машины (БТР-80УП-С), бронированные санитарные автомобили (БТР-80УП-A), разведывательные машины (БТР-80УП-Р),транспортные машины (БТР-80УП-T) и бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БТР-80УП-БРЭМ).
Кроме того, будут поставлены дополнительные комплекты документации для обучения и ремонта.
Для всех машин БТР-80УП предусмотрена дополнительная баллистическая броневая защита, размещенная по бортам и спереди корпуса.
Остается неизменным комплект основного вооружения (стандартная башня БПУ-1с 14,5-мм пулеметом KPTV, 7,62-мм спаренным пулеметом PKT, шестью 81-мм дымовыми гранатометными установками) и системы связи, однако, при этом машины теряют плавающие свойства.
Снята водометная установка и освободившееся пространство используется для перевозки дополнительных аккумуляторов и оборудования.
Помимо этого, в некоторых машинах (командных и санитарных) устанавливаются кондиционеры.
Усовершенствованный МТО D-80 с мощностью двигателя 300 л.с. пришел на смену стандартному дизельному двигателю V-80 Камаз с турбонаддувом, применяемому в бронетранспортере БТР-80.
В модернизированных машинах применены новые шины и новые электрические и пневматические системы.
На данный момент в Ирак отправлено только 14 бронетранспортеров БТР-80УП. Такео опоздание с поставками связанно с заморозкой контракта по причине срыва сроков поставки ГП "Николаевский ремонтно-механический заводом" (НРМЗ). На данный момент производство бронетранспортеров возобновлено и готовятся к отгрузки очередной партии БТР-ов.

суббота, 7 июля 2012 г.

MBT-3000 — китайская попытка побороть Т-90С

Китайская газета «Шицзе бао» опубликовала статью, посвященную новому китайскому танку MBT-3000, который, по мнению издания, обречен стать звездой мирового танкового рынка, потеснив российские Т-90С.
Как отмечается в статье, хотя внешние отличия MBT-3000 от его предшественника MBT-2000 невелики, изменения коснулись многих систем машины. Танк использует новый 12-цилиндровый дизельный двигатель «150». Масса танка составляет менее 51 т при мощности двигателя 1200 л.с., что позволяет достигать скорости 71 км/ч на пересеченной местности. В результате по подвижности танк превосходит более тяжелые иностранные аналоги, оснащенные двигателями мощностью 1500 л.с. В статье высказывается мнение, что будущие экспортные модификации танка будут использовать дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1300 л.с. с турбонаддувом. Танк может быть оснащен цифровой навигационной системой с модулем GPS. По желанию заказчика возможно форсировать этот двигатель до 1500 л.с. Все компоненты этого двигателя производятся в Китае. Танк имеет запас хода 500 км при скорости 42 км/ч, может преодолевать водные преграды глубиной до 4-5 м, траншеи шириной 2,7 м, наклоны до 60 град.
Танк вооружен 125-мм пушкой китайского производства, 7,62 мм спаренным и 12,7 мм зенитными пулеметами, 8 76-мм дымовыми гранатометами. Боекомплект к пушке составляет 38 выстрелов, в том числе в автомате заряжания — 22 выстрела. Наибольшим изменениям подверглась система управления огнем, построенная по принципу hunter-killer. Танк оснащен новым типом танковых управляемых ракет, обеспечивающих поражение целей на дальности до 5000 м. Усовершенствован автомат заряжания. Прицел выполнен в одном блоке с прибором наведения танковых управляемых ракет.
Защита танка существенным образом усилена и состоит из «базовой брони, комбинированной брони и дополнительной реактивной брони, при этом лобовая броня по толщине сопоставима с Leopard-2» (модификация Leo 2 не указана).
Что касается Т-90С, то его китайская машина превосходит по всем характеристикам, отмечает издание. При этом российский танк рассматривается в качестве основного конкурента на экспортных рынках. Что касается западных машин, то они, обладая высокими боевыми возможностями, отличаются высокими ценами и большими расходами в ходе всего жизненного цикла, что не позволяет многим развивающимся странам их приобретать. На удовлетворения спроса со стороны таких развивающихся стран и нацелен MBT-3000.
Подготовил Василий Кашин
Источник

КАЗ "Арена-Э": новая компоновка

Давно известна истина, что в извечном споре брони и снаряда, победа, как правило, остается за последним. Развитие средств поражения бронетанковой техники, достигло уровня, при котором даже танки с тяжелой броней подвержены поражению, причем относительно дешевыми средствами уничтожения. Возможности пассивной защиты сейчас практически исчерпаны, если конечно не развивать путь экстенсивного наращивания габаритов и массы танка, что во многих случаях является неприемлемым решением. Возможности динамической защиты так же близки к пику возможностей. В сложившейся ситуации единственным путем снижения вероятности поражения бронетанковой техники является создание еще одного защитного барьера - реализации идей по перехвату и ликвидации атакующих боеприпасов еще на подлете к объекту защиты. Идеи этого способа - способа активной защиты - далеко не новы. 
Серийный танк Т-55АД с КАЗ "Дрозд"
Наибольшее развитие они получили именно в нашей стране, в результате чего на вооружение Советской армии был принят первый в мире комплекс активной защиты (КАЗ) "Дрозд", серийно устанавливаемый на танки Т-55 проходящие модернизацию в 80-х годах ХХ века. Идеология и технические решения, примененные в КАЗ "Дрозд" не потеряли актуальность и в наши дни. Подтверждением того является относительно недавнее приобретение Соединенными Штатами двух танков Т-55АД с КАЗ "Дрозд", совершенное на Украине с целью изучения потенциала комплекса. 
Украинские танки Т-84 "Оплот" с КАЗ "Дрозд" от Т-55АД в США
В США, этот комплекс был демонтирован с Т-55 и поставлен на украинские танки Т-84"Оплот", проданные под видом устаревших Т-80УД. Работы проводились на полигоне в Абердине. Вместе с "Дроздом" в США ушла и документация по украинскому КАЗ "Заслон" - развитию КАЗ "Дождь", разработка которого велась в СССР в 1970-х годах питерским "ВНИИТрансмашем". 
Опытный танк Т-55АМ с КАЗ "Дождь"

Это лишь маленький пример,  в данном конкретном случае весьма успешной, охоты за технологиями. Необходимость создания КАЗ сейчас осознана во всех странах, производящих бронетанковые вооружения и технику. В настоящее время израильские танки Merkava Mk.IV в массовом порядке оснащаются КАЗ Trophy. Эта система так же прошла испытания и оценку в США. В России несмотря на то, что НИОКР по КАЗ шли практически без остановки, нового серийного воплощения наработок в области активной защиты не происходило. 
Главной причиной такого положения является концептуальная неопределенность, происходящая оттого, что помимо несомненных достоинств, существующие и перспективные российские КАЗ, как в прочем и любые иные, имеют ряд недостатков. Важнейшим из которых является возможное воздействие сработавшими элементами системы, по своей же пехоте и легкобронной технике, сопровождающей танки. Немало споров возникает и при решении компоновочных задач при размещении КАЗ на бронеобъекте. В настоящее время, самым совершенным российским КАЗ является система "Арена", разработки КБ машиностроения из г.Коломна (по вполне понятным причинам, тут мы не будем касаться  российских КАЗ "Штандарт" и "Афганит", которые должны устанавливаться на перспективные танки Т-95 и "Армата"). КАЗ "Арена" прошла долгий цикл отработки и испытаний. Эта система была отработана для применения на танках типа Т-80, Т-72 и Т-90, боевой машине пехоты БМП-3. Однако, заказов на ее серийное производство не поступало ни от МО РФ, ни от иностранных заказчиков, хотя некоторые зарубежные разработчики и производители присматривались к ней. В частности, велись разговоры о возможном применении "Арены-Э" ("Э"-экспортный вариант) на новейшем южнокорейском танке К2 "Black panther". Применению комплекса препятствовала его компоновка. На объекте требовалось разместить габаритную антенну микроволновой РЛС, обеспечивающей непрерывный обзор в секторе защиты, а так же установить батарею пусковых устройств, для отстрела суббоеприпасов в том же заданном секторе. При этом существенно увеличивался вертикальный габарит объекта на котором требовалось установить систему, появлялся целый ряд характерных, демаскирующих объект признаков, антенна была уязвима для поражения осколками и даже легким стрелковым оружием. 
Установка КАЗ "Арена-Э" на модернизированном танке Т-72М1М
Все так и было до недавнего времени. Дело в том, что КАЗ "Арена-Э" с целью устранения вышеназванных недостатков была серьезно модернизирована и перекомпонована. Данному решению способствовало использование современной, более миниатюрной и более быстродействующей элементной базы. Без особых комментариев на выставке "Технологии в машиностроении-2012" был представлен крупноразмерный макет танка Т-90С, на котором наглядно было показано новая компоновка размещения модернизированного КАЗ на объекте. Теперь вместо одного центрального антенного блока батареи ПУ, применяются несколько отдельных РЛС, рассредоточенных по наружной поверхности бронеобъекта, но по прежнему обеспечивающих обзор почти в круговом секторе. Пусковые установки суббоеприпасов сгруппированы в контейнеры по несколько штук  итак же рассредоточены по периметру объекта защиты. Примененное решение сохраняет все ранее имевшиеся возможности и характеристики комплекса, но при этом обеспечивает неизменность габаритных размеров танка, снижает вероятность выхода из строя как всего комплекса, так и отдельных его элементов, при интенсивном огневом противодействии противника. Стала обеспечиваться многократность применения комплекса в отдельных секторах, улучшилось его быстродействие. Несомненно, модернизация КАЗ "Арена-Э" усилит его привлекательность для потенциальных заказчиков, сделает его применение более удобным.
Макет танка Т-90 с модернизированным КАЗ "Арена-Э" на выставке ТВМ-2012.
Фото Игоря Зиннатуллина.