Накануне,
в одном из федеральных Интернет-СМИ была опубликована статья с критикой в адрес
«Уралвагонзавода», как создателя перспективного танка «Армата». Со ссылкой на некоего «высокопоставленного
источника из МО», утверждалось, что создаваемый танк слишком дорог и не
соответствует заданным характеристикам. Этот материал подхватили и
процитировали целый ряд региональных изданий и независимых блоггеров. В чем
причина такого интереса?
«На самом деле, все очень просто – рассказал
ИА «Новый город» замгендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Алексей Жарич – в
настоящее время идет определение параметров и детализация государственной
программы вооружений 2016-2015 годов, в связи с чем, Министерство обороны
пытается оказывать давление с целью
сбить стоимость нашего изделия. Однако мы и сами не против этого. Вот только
сделать это будет возможно при условии получения гарантий на крупную серию. Цена,
которая не устраивает военных – это цена за машины, при их единичном выпуске. Разумеется,
штучная работа стоит одних денег, а массовая серия совершенно других. Наш
Президент, Владимир Владимирович Путин в свое время четко определил цифру
потребности – 2300 танков. Вот если придерживаться ее и ежегодно выпускать
около 200 танков, то в этом случае Министерство обороны сможет получить
«Армату» по гораздо более привлекательной цене. Однако, нам пока не могут
гарантировать такой заказ».
Примечательно, что обвинение в завышении
цен произошло практически сразу после
того как Президентом в послании Федеральному Собранию было озвучено требование
о необходимости контроля за ростом цен в ОПК, как на финальную продукцию, так и
на комплектующие. Однако, как пояснил Олег Бочкарев, заместитель председателя
коллегии Военно-промышленной комиссии РФ: «Ценообразование, уровень цен у нас
всегда находится на контроле. Данный вопрос является предметом тяжелых, под час
острых дискуссий между заказчиком и предприятиями промышленности, кто выполняет
данный заказ. Не всегда это выплескивается во «внешнюю среду», в средства
массовой информации, не всегда об этом говорят наши руководители, но поверьте, это
работа каждого дня и каждого часа. С 2013
года, мы работаем в рамках нового закона «О Гособоронзаказе», и к этому
нормативному акту было выпущено восемь постановлений Правительства, которые
регулируют сейчас порядок ценообразования». Таким образом, вынеся проблему в
СМИ, кто-то банально, пытается оказать давление на предприятие с целью добиться
снижения цены, а заодно скомпрометировать тагильскую машиностроительную
корпорацию.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества»,
полковник – танкист в отставке Виктор Мураховский, в интервью ИА «Новый
город» прямо и откровенно заявил, что
«происшедшее есть дело лиц в Министерстве обороны, которые ни за что не
отвечают, но пытаются «дуть в уши» и начальнику Генштаба Герасимову и Министру
Шойгу, не имея ни малейшего понятия о реальном состоянии дел, преследуя, какие-то свои интересы».
Точно такого же мнения придерживается
независимый военный эксперт и известный блоггер Алексей Хлопотов: «Люди, опубликовавшие
это, просто не имеют понятия, что в случае не принятия «Арматы» на вооружение,
в скором времени, Россия может оказаться без танков. События на Украине
наглядно показывают, насколько устарело советское танковое наследие. За
короткое время, армия Украины, в условиях всего лишь, так называемой
«антитеррористической операции», воюя с иррегулярной армией повстанцев, лишилась
большей части своих танков, включая
современные модернизированные танки «Булат», которые еще недавно усиленно
рекламировались. Да, у «Арматы» есть
определенные технические проблемы. Говорить о готовности этого танка к
серийному производству пока рано. Но и останавливать работы недопустимо. В
последнем случае мы рискуем повторить историю с предыдущим танком, считавшимся
перспективным. Речь об «Объекте 195» или как его еще называют – Т-95. На его
разработку было потрачено больше 15 лет, и огромные деньги. В результате мы остались и без денег и без
танка. Точно так же, если верить той же публикации, на «Армату» уже потрачено 15
миллиардов. Что же касается цены и количества заказываемых танков, то нужно
исходить из необходимости окупить расходы на разработку и организацию
производства. И тут зависимость прямая – снизить цену и одновременно окупить
вложения можно только за счет
гарантированного заказа большого количества. Опять же, судя по нашумевшей
публикации, как то странно получается – чиновники МО бьются за цену единичного
серийного танка и ради этого, они готовы пожертвовать уже понесенными
многомиллиардными затратами».
Виктор ОПАХНИН