понедельник, 2 марта 2015 г.

Заметки с выставки



   Поскольку в отличие от некоторых никогда и ни от кого не прятался, мне пишут очень много писем. Самые разные люди. От школьников, до вполне серьезных дядек . По возможности стараюсь отвечать всем и иногда завязывается очень интересная переписка. Так произошло и в этот раз. Ко мне обратился человек, только что вернувшийся из Абу-Даби с выставки IDEX-2015. Совершенно бескорыстно предложил поделиться со мной фотами оттуда. А заодно откомментировал их.  Держать эти мысли под спудом считаю преступлением. Похоже что накипело не только у меня,  но и у многих других – тех, кому не безразлична судьба нашей «оборонки», судьба России как Государства, наконец.

  Автор является конструктором и в настоящее время трудится в отрасли на весьма серьезном посту, называть его имя не буду, а так же делаю «цензурные» купюры –  как говориться, чтоб не навредить.
  Все фото кликабельны.


1. Выставка за 2 года увеличилась по территории где-то в полтора раза.

2. Я бываю на многих - организация поражает! Начиная от приёма подъезжающих такси до отправки посетителей в конце дня - посадка с 4 рядов! Всё регулируется и управляется! Про обеспечение безопасности я уже не говорю.... Вот, где нашим учиться и учиться!  
3. Организация работы наших стендов, на мой взгляд, отвратительная! По этому поводу уже много писали, может быть повторюсь:
- всё скучено - к экспонатам не подойти.
- работать на стендах не умеют - читать журналы и спать можно дома (фотографии уже в сети были - я их не посылал). Языка практически никто не знает,  переводчик один на весь стенд! С учётом того, что на наших стендах было представлено по нескольку компаний , вопросы могли быть разными, а в очереди стоять многие (тем более арабы) не хотят.
- выставка огромная и интересная - ходи и смотри, что у других, идеи в воздухе летают - всё самое современное... нет! спят!
- единственный натурный экспонат - Т-90МС, поставили так, что не сразу найдёшь! Многим знакомым иностранцам приходилось объяснять или приводить на стенд. Подойти к танку можно только с одной стороны - всё перекрыто (на фото хорошо видно). Для сравнения слева стоял Леопард - подходи со всех сторон! Леклерк вообще на улице! У нас проход узкий - многие обходят вообще вокруг.
- отношение к соотечественникам , как всегда «на высоте»! Иду мимо - толпа! Хочу подойти ближе (проход узкий!!!), перекинулся парой слов с собеседником  – «товарищи» услышали родную речь и хватают за рукав! Уйдите! Не мешайте! Там Мантуров ! Кто такой Мантуров? Вот я снимал Наследных Принцев на презентации их БМП - никто никого не толкает... Я мог с ним поздороваться за руку!
- Организация наших стендов отвратительная! Все, кто предлагает стрелковку, организуют свободный доступ - можно взять, прицелиться, отсоединить магазин, пощёлкать ...Тем более арабы! Пока руками не потрогает не поймёт! Дальше… все , кто предлагает ПТУРы или РПГ (даже белорусы) поставили на стенды электронные тренажёры. Суть проста - арабы, как дети! 
Взял в руки Панцерфауст или Джевелин , прицелился и попал (сделано так, что все попадают) - значит хороший гранатомёт (или ПТРК). Сел в кабину ЗРК и сбил самолёт - хороший ЗРК - надо планировать покупку (если я смог - бойцы и подавно). 
4. Тренд этого сезона на выставке - боевые лазеры. Живьём представлены у Рейнмералла и Эрликона. У французов - макет. Я побеседовал с товарищами, ибо тема горячо любимая. Товарищи на вопросы отвечают уклончиво. На вопрос про назначение, следует ответ - всё режет на 2 км !!!  Какое питание - аккумуляторы!!! Боевая машина или демонстратор - БОЕВАЯ! (тогда,  какие блин аккумуляторы ? на 1-2 выстрела?). Как наводитесь? - Видим - стреляем! Как себя защищаете от отражёнки? - нет проблем! 
Про размер пятна в плоскости цели и про преодолении атмосферы в приземной трассе, я уже не стал  спрашивать... Позже подходит еще один их товарищ, который уже знает, кто я, вопрос перешёл в другое русло! Враньё прекратилось....

5. Отснял Леклерк. Особенно посмотрите крепление решеток! Крепятся к корпусным деталям и с дополнительными раскосами.  У нас на башне (Т-90МС) крепятся к алюминиевой корзине - при ударе боеприпаса вместо того, что бы его разрезать, решетка просто согнётся и деформируется вместе с корзиной .... Или в этом какой-то сакральный смысл?  Может Вам это как-то объясняли?
Короб автомата  заряжания Леклерка непонятно из чего изготовлен - Ощущение, что из стеклопластика(!).  
Замки под ключик на коробах башни....  А если песочек или водичка?
Хорошая идея - "липучка" по периметру корпуса, на деталях башни и даже командирской панорамы - крепление маскировочной сети.  Вся оптика закрыта бронекрышками. Гранатомёты закрыты кожухами. Есть даже назад. "Телефонный ящик" - я его открыл и снял, что там.
Мощная защита борта! Это в отличии от "жиденькой" нашей, выглядит по надёжней.
6. Отснял ЛЕО. Новые приборы наблюдения командира. Посмотрите переднюю призму! (боковые стандартные). Защита бортов башни! Она навесная. Гранатомёты в промежутке. Новый  модуль с пулемётом. Наведение автономной системой со своими прицелами, включая дальномер. Все системы круглосуточные. Дополнительно стоят камеры - обзор на 360 градусов.
7. Арабский военпром вызывает уважение - за 2 года такие достижения!
8. Был Порошенко! 3 раза мимо стенда прошёл. У меня нет слов! Где наши ? Что, разведка не доложила?! Не просчитали?! Двоечники! Во всех газетах!!! Понятно, что за 2 часа 90 контактов не заключают на миллионы! У него денег нет, а без денег никто не поставит... Это операция прикрытия! Но, как проведена!
9. Украинский стенд почти в самом конце , в закутке и хуже наших... Соседи - африканцы лучше представлены! Но тут равняться не на что! Был у них один придурок с чубом, который хвалился, что "Маяк" перекрыл кислород москалям в части поставок головок к 73-й ракете, так на мой вопрос , что они с ней будут делать дальше, с учётом того , что на рынке полно аналогов, а китайцы её уже скопировали и производят сами, ответ был один - "Слава Украине"!

По Т-90  у меня фото не много. Во-первых их и так много на просторах..., а во вторых – крайне неудачное расположение стенда и персонал, который не давал зайти с боков (там везде ленточки) не позволили нормально что-то снимать!

Модуль Буревестника я снимал, но, как мне показалось, это выставочный макет.
Прицельные комплексы “не настоящие”, да и посмотрите на дульный тормоз... Системы подачи боеприпасов нет. Интересен сам подход. Арабы представили БМП, на которую можно ставить различные боевые модули. Сейчас она с головой от БМП-3. Кстати она им очень нравится (я разговаривал с военными).  Этот образец ездит и стреляет! Средняя часть базы между 2-й и 3- осью раздвинута, это, по-моему они сделали специально, что бы можно было “запихнуть” различные системы вооружения. Но! С проходимостью будет не очень!
Хотя их дороги не в пример нашим! А воевать где-то в других точках глобуса , они не планируют. Вообще, она очень дорогая...
Ещё мысли по 90МС:
1. Бортовые экраны. Конечно, хорошо, что они есть, но у ЛЕО они более серьёзные, а у Леклерка вообще ни в какое сравнение! Выступающая за габарит решётка не понятна – снесут о первую стенку.
2. Уже писал про крепление решёток. Особенно на башне.
 3.  Пулемёт над люком командира. В походном положении он точно смотрит ему в затылок. Последствия понятны – затвор в заряженном состоянии стоит на шептале – а если сорвётся?! В своё время на 72 –ке меняли расположение “Луны” и поворот башни в походном положении по сравнению с 64-ой. Там было аналогично – в затылок механику. В ГСВГ  случаи были.
4. Кондиционер. Безусловно нужен! У нас на ГИ, дама, проводившая замеры микроклимата, сама упала в обморок (еле вытащили – она килограмм 95 была или по более), а это средняя полоса, ххххх область и конец мая. Я знаю, что твориться внутри изделия в районе Ашхабада (слава Богу не летом). Но я как-то залез в 72-ку в Чирчике в августе!!!! После этого я очень зауважал ребят...... Так вот, понятно – кондиционер хорошо! Но! Как его поставили?
Я ничего не говорю, что он “до первого осколка” (а штука дорогая)! Я не уверен , что при таком раскладе он обеспечит обдув мехвода. Как они из башни потащат воздуховод? Через вращающееся сочленение? Ему место должно быть в корпусе. Новый кондей (тот, что сейчас показали) имеет на боку 2 огромных вентилятора, не закрытых нормальной решёткой - все ветки там (или в пустыне нет веток?).
5. Фары нормально не защищены – было с чем сравнивать (кожухами закрывают даже сигналы).
6. По поверхности корпуса и башни (в том числе и в лобовых проекциях) идёт огромное число каких-то кабелей, которые посекутся осколками и из стрелковки! Пример Сирия! Всё известно! Конкуренты всё прикрывают бронещитками (кожухами ).
7. Защита бортов башни. Пример и Леклерк и ЛЕО. Там конкретно!

8. Идиотский ящик с БК. Кто его заряжать будет? И на это надо , как минимум 2-х человек?!!! Одни вопросы! ….. С таким же успехом можно возить БК в упаковке (ящиках) на броне!
9. Защита прицелов. У панорамы нет бронешторки. Как вытаскивать (через верх) этот жестяной щиток... И есть ли у него вообще какая-то защита? У конкурентов есть!


Просмотрел блог Варламова. Он , конечно не профи, но многое заметил правильно и я с ним согласен! Он ходил рядом с нами … вот если- бы он взял от них чуть правее- моя морда попала бы в кадр. История, как известно не имеет сослагательного наклонения... Варламова почему-то не любят в проф. среде, но! Он хороший фотограф и, как не профессионал, возможно, подмечает то, на что глаз уже замылен! Кроме того , его многие знают- его в танк пустили, а меня, к примеру нет! Почему пишу- прочитал Ваш пост и комментарии некоторых товарищей.
 
   Да! Еще одна заметочка про арабский ВПК! Конечно, у них абсолютная монархия! Но, кадры подбираются не по принципу личной преданности или родственных связей (я не говорю о самых верхах- там, понятно-семья). Как пример- 2 года назад с нами работал парень (по званию лейтенант) руководитель ххххххх группы королевской охраны. Парень толковый - поехали в поле, он 5 часов не отрывал задницы от хххххх. Все с пол оборота! Кинул пару хороших мыслей, которые мы для них реализовали. Сейчас возглавил Каракал! Он есть на одной из фотографий.

Сирийцы... странные они!

   Сегодня на форуме "Отваги" увидел вот такие фотографии сирийского танка Т-72, с самопальным апгрейдом. 
   Сразу вспомнилась история почти трехлетней давности. Где-то в начале 2012 года "в прениях" на одном из рапортов в УКБТМ прозвучало, что в связи с ситуацией в Сирии, нужно быть готовым к тому, что бы выкатить предложения по защите командира. Спустя несколько месяцев, получаю в Фейсбуке сообщение от "наших" ребят, только что вернувшихся из командировки в Сирию: мол сирийские танкисты просят помощи. Им нужно срочно выйти на руководство завода с тем что бы был разработан вариант установки на их Т-72М ЗПУ или просто какой-нибудь защиты командира. В это время ANNA NEWS транслирует жуткие кадры того что там творится. Ну как не помочь? Тут же ответил, что для этого есть вполне официальные каналы через Рособоронэкспорт или МИД. Пускай пишут официальное обращение и будет им счастье. Вот только не факт, что все это будет дешево и, главное, быстро. 
-  Зачем Вам ЗПУ? Это же очень дорого и времени займет уйму - бюрократическая машина российской оборонки быстро работать не умеет! У Вас же там люди гибнут, вам быстрее надо...
- Да
- Ну тогда Вам УКБТМ нафиг не нужен! А нужно Вам вот это:
и засылаю подобную фоту. 
- Очень хороший иракский опыт! 
Тут же на обычном листке в клеточку из блокнота рисую схемку раскроя листов и сборки, проставляю ориентировочные размеры. Сканю и высылаю.
- Держите! Точнее подгоните по месту. Можете начинать выпуск уже хоть завтра!
- Спасибо!
- Да, собственно незачто! Если какие проблемы возникнут или что-то непонятно - обращайтесь. А если принимающая сторона командировку оплатит - то готов тут же сорваться и на месте показать как чего делается. Заодно и другие идеи по защите можно реализовать.
- Ок!
Знаю что заинтересованным в Сирии людям все это мое "творчество" было передано. Но в ответ тишина... А в сентябре 2013 года на выставке RAE-2013 УКБТМ выкатил вот это чудо с не то курятником, не то голубятней над командирским люком:
Делалось ли это под официальный сирийский заказ, или это какая-то инициатива - выяснить мне так и не удалось. Только вот защиту командира на сирийских танках впервые увидал лишь сегодня и то в таком допотопном виде. Чем они там все это время занимались, почему не шевелились - один Аллах, видимо, ведает! Вот только командир танка - это у них по прежнему самая "расходная" специальность.



БМП-3 vs Бредли

Эксперт провел гипотетическую дуэль между российской БМП-3 и американской «Брэдли»

 

Военный эксперт, полковник запаса Владимир Мураховский сопоставил потенциалы двух боевых машин пехоты – российской БМП-3 и американской «Брэдли» – и пришел к выводу, что российская лучше.

 

Эксперт напомнил, что обе машины принадлежат примерно к одному поколению. Американская БМП была принята на вооружение в 1981 году, отечественная чуть позже – в 1987-м. Та и другая машина призваны решать похожие задачи – участвовать в общевойсковом бою вместе с танками на переднем крае, отмечает канал «Звезда».

 Несмотря на общие цели и задачи БМП значительно отличаются. В первую очередь, убежден Мураховский, это касается подвижности.

«В ходе эволюции «Брэдли» акцент был сделан на усилении защищенности, и боевая масса машины выросла (с использованием динамической брони) до 30 тонн. Такой вес исключает самостоятельное преодоление водных преград с ходу, а это важный критерий для механизированных соединений», – объяснил эксперт.
Мураховский убежден, что отечественным разработчикам удалось сделать так, что БМП-3 имеет, казалось бы, несовместимые качества.
«Базовая модификация весит 19 тонн. Машина с высокой подвижностью, способна преодолевать водные преграды вплавь, в то же время имеет малые габариты и высокую защищенность», – рассказал специалист.
При этом уровень защищенности обеих БМП примерно равен.
«В своих последних модификациях машины обеспечивают защиту от бронебойных снарядов 25–30 мм в лобовой проекции, защиту бортов от выстрелов ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7, при использовании динамической защиты», – объяснил эксперт.
По его мнению, огневая мощь отечественной БМП существенно превосходит западную.

«Вооружение «Брэдли» – это 25-мм автоматическая пушка для борьбы с легкобронированными целями, имеется и внешняя пусковая установка для противотанковых ракет. Оснащение российской БМП более внушительное – целый комплекс, куда входит 100-мм орудие, 30-мм пушка и пулемет калибра 7,62 мм. Комплекс позволяет уничтожать более широкий спектр целей – от танков до пехоты в укрытиях», – рассказал Мураховский.
В целом, убежден эксперт, в случае гипотетической дуэли двух боевых машин победа останется за отечественной БМП-3. Главную роль здесь сыграет более серьезный комплекс вооружения, уверен Мураховский.

воскресенье, 1 марта 2015 г.

Это не "Армата"!

  Добрые люди сегодня поделились со мной ссылкой на программу "Полигон. Спецбоеприпасы", в которой в очередной раз взрывом разрушается очень интересный образец. 

Вот собственно это видео:
  Поскольку уже чуть ли не весь мир лихорадит в предвкушении "Арматы", то этот танк многим мерещится в каждом малознакомом образце. Вот и в этот раз, за "Армату" приняли корпус дистанционно-управляемойя машины разграждения "Комплект-2"  - "Объект 232". 

  Эта машина явилась продуктом комплекса НИР "Роботизация-ВГМ", которые проводились с 1989 по 1991 год питерским "Спецмашем", и ОКР "Комплект". Машина была выполнена на единой платформе (унифицированном шасси) с перспективным танком "Объект 299". К сожалению, вся эта работа была похерена. Последняя попытка реанимации была предпринята в 2009-10гг в рамках НИР "Бурлан". Тогда ГАБТУ определяло будущий облик "Арматы". Это шасси питерцы выкатили на конкурс практически неизменным - даже картинки умудрились старые в отчет включить - не смогли или не захотели обновить их в современной 3D графике. Может от того что результат был почти предопределен, а может еще из-за чего... А машинка очень интересная была! 
  Таким образом, на видео мы наблюдаем то, что могло быть "питерской Арматой", но не более того.
Большое спасибо за скриншоты камраду Павлу Желткевичу!

P.S. Подробнее про эти работы можно почитать в статьях А.С. Ефремова в журнале "Техника и вооружение", которые публиковались 2-3 года назад.