В Сети задается много вопросов по поводу того, какую трансмиссию имеет тяжелая платформа "Армата". Вопросов много, а ответа, внятного и четкого, попросту нет. Между тем, этот вопрос уже давно не является секретом для специалистов. Ответ на него был опубликован в совершенно открытом сборнике докладов конференции Российской Академии ракетно-артиллерийских наук "Актуальные проблемы защиты и безопасности" за 2009 год. Напомню - именно в период 2009-10гг формировались основные техпредложения, которые потом будут реализованы в платформе "Армата", или, как тогда ее называли "Универсального базового шасси".
К ВОПРОСУ ВЫБОРА ТРАНСМИССИИ ДЛЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО
БАЗОВОГО ШАССИ
М.А. Бадртдинов
ОАО «УКБТМ»
РАРАН.
Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение.
Труды Одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции.Том 3. НПО
Специальных материалов.СПб, 2009г. С.231-233.
Подвижность является одним из
главных свойств основных боевых танков (ОБТ) и других боевых бронированных
машин (ББМ). Она способствует решению боевых задач и оказывает существенное
влияние на живучесть боевых машин на поле боя. Одной из важнейших составляющих
повышения подвижности является совершенствование их трансмиссий. С этой целью
на машины, новых разработок, устанавливаются усовершенствованные
гидромеханические трансмиссии совместно с двигателями повышенной мощности. Однако
такие танки имеют боевую массу около 63 т (некоторые источники говорят о ее
росте до 70 т и практически не соответствуют требованиям по
авиатранспортабельности, несущей способности мостов и дорог, возможности
ведения боевых действий на любой местности. Для выполнения полного спектра
задач, стоящих перед современными ОБТ, их масса должна находиться в пределах
40-50 т.
При существующей военно-технической
политике в области танкостроения и при сохранении ограничений по финансированию
разработок, производства, закупок, модернизации, эксплуатации и капитальных
ремонтов актуальным направлением является создаю семейства боевых и
обеспечивающих машин, имеющих единое универсальное базовое шасси (УБШ).
В настоящее время для машин: БРЭМ,
ИМР, БМР, БМПТ, мостоукладчик и других бронированных машин средней категории по
массе базовым является шасси танка Т-90.
Учитывая, что наступил период, когда
требования к подвижности боевых машин значительно повышаются, а также ведутся
работы по созданию гусеничных машин с передним расположением МТО, возникает
вопрос совершенствования моторно-трансмиссионной установки, являющейся основой
универсального базового шасси.
В настоящее время специалистами ОАО
«УКБТМ» рассматриваются возможные варианты совершенствования трансмиссии
танка Т-90. В результате их анализа особое внимание заслуживает трансмиссия,
наиболее соответствующая современным требованиям. Ее создание предусматривает
выполнение следующих работ:
1. внедрение четырехтактного дизельного
двигателя повышенной мощности;
2. разработку новой трансмиссии, в
состав которой войдут:
-планетарная центральная коробка
передач с автоматическим переключением передач;
-демультипликатор;
-встроенный планетарный реверс с
управляемыми фрикционами;
-двухступенчатый управляемый привод
двух вентиляторов охлаждения;
-дифференциальный механизм поворота с ГОП;
-планетарные бортовые редукторы с
остановочными дисковыми тормозами.
Трансмиссию для УБШ целесообразно разработать
механическую (без гидротрансформатора), что позволит избежать известных
недостатков гидромеханической трансмиссии: сравнительно низкий КПД
гидротрансформатора, обусловливающий дополнительное тепловыделение и меньший
запас хода по сравнению с механической трансмиссией, повышенный объем
МТО (для рассеивания дополнительного тепла необходимо увеличивать радиатор
рабочей жидкости трансмиссии), сложность конструкции, большая стоимость, увеличенные
габариты и вес.
До настоящего времени, несмотря на
перечисленные недостатки, применение гидротрансформаторов дает возможность
существенно облегчить управление танком, то есть снизить напряженность работы
водителя, оставить ему больше времени для наблюдение за полем боя, упростить
обучение и сократить время, необходимое для его подготовки. При этом особое
внимание уделяется системам управления движением.
Используя последние достижения в
создании систем управления, особенно с использованием пропорциональных
электромагнитов, можно успешно решить вопросы динамики за счет оптимизации
законов управления без использования гидротрансформатора. Учитывая также тот
факт, что в гидромеханических трансмиссиях для повышения КПД гидротрансформатор
принято использовать только для трогания с места, движения в тяжелых условиях и
переключения передач, а на остальных режимах гидротрансформатор блокируется
(выключается), использование механической трансмиссии, имеющей центральную КП,
с диапазоном в 8 передач, при автоматической системе переключения с
пропорциональными электромагнитами по эффективности не будет уступать
гидромеханической трансмиссии. Схема предлагаемой трансмиссии показана на рис.
1.
Внедрение МТУ с двигателем
повышенной мощности совместно с предлагаемой трансмиссией приведет к
значительному повышению подвижности машин, созданных на базе танка Т-90.
Установка дифференциального механизма поворота с ГОП
повысит маневренность, улучшит способность ведения боя на пересеченной
местности и точность стрельбы с хода, позволит совершать разворот танка вокруг
оси, уменьшит усилие на органы управления. При этом в конструкции механизма
поворота и его управлении учитывается известный опыт решения проблем,
возникающих на режимах входа в поворот и выхода из него, запаздывания реакции
гусеничной машины на управляющее воздействие и др.
Демультипликатор расширит диапазон
скоростей, обеспечиваемых коробкой передач, что позволит обеспечить движение
машин на «ползучих» скоростях с повышением тяговых характеристик.
Встроенный в КП реверс позволит
обеспечить равное количество передач переднего и заднего хода, что является
важным конструктивным показателем при унификации шасси с задним и передним
расположением МТО.
Двухступенчатый управляемый редуктор
в приводе вентиляторов охлаждения позволит:
-отключать вентиляторы при
разогреве, преодолении водных преград, в момент интенсивного разгона;
-изменять передаточное отношение в зависимости от
выполняемых танком задач, скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.
Данное направление совершенствования МТО
предусматривает значительную унификацию деталей и сборочных единиц. Это
позволит сократить сроки изготовления усовершенствованных трансмиссий и
снизить затраты.
Выводы
1. В результате реализации этих
предложений основные показатели, влияющие на подвижность: удельная мощность,
тип механизма поворота, конструкция системы управления, эргономика и др. -
могут соответствовать современным требованиям, предъявляемым к военным
гусеничным машинам.
2. Создание универсальной трансмиссии
позволит повысить эффективность боевого использования танковых подразделений,
снизить расходы на производство, эксплуатацию и содержание танкового парка,
упростить материально-техническое обеспечение и ремонт.
1.Возможности
электронного и электрогидравлического управления переключением передач на
тракторе. Г.Б. Шипилевский. Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2004, № 12.
2.Выбор
оптимальных законов управления фрикционными узлами трансмиссий. Г.С. Белоутов,
А.А. Беляев, М.Н. Гусев, Р.Н. Корольков. Автомобильная промышленность, 2000, №
12.
3.Электрогидравлическая
система управлением переключения передач. А.Н. Вознесенский, А.А.
Тимофеевский, О.В. Евтушик. Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2006, № 8.
4.Повышение
подвижности танков. С. Бурцев. Зарубежное военное обозрение, 1984, № 1.