суббота, 28 апреля 2012 г.

ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ


ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
(в порядке обсуждения)
Канд. техн. наук С. В. ДОРОГИН, Г. М. ЖАРАБИН, канд. техн. наук В. А. СОРОКИН
журнал "Вестник бронетанковой техники" №3 / 1979г
   Обсуждение работы [1] дает право высказать некоторые соображения о гарантийных испытаниях на основе более чем 35-летнего опыта их проведения. Они были начаты по инициативе ГКО в 1943 г. для проверки качества и надежности образцов бронетанковой техники. Общее представление об объеме, условиях и основных результатах их проведения показывает:
  1) Число машин, испытанных за 1943-1976 гг., насчитывает 642*, а номенклатура их - 70.

*За 1943—1944 гг. учтены данные только по танкам Т-34 всех модификаций и самоходным установкам на их базе. По остальным испытанным маркам образцов БТТ (тяжелые танки и самоходные установки на их базе, легкие танки и самоходные установки, бронеавтомобили) точные данные за 1943— 1944 гг. отсутствуют. Поэтому общее количество испытанных машин может превосходить указанное число примерно на 30—35 единиц.

  2) В период 1946-1976 гг. ежегодно испытывалось 8-29 образцов от одного до 12 типов. При незначительном колебании среднегодового числа испытанных машин (15-19) среднегодовая номенклатура по пятилеткам имеет тенденцию к заметному возрастанию (от 3 до 8-9) (табл. 1).
  3) Гарантийные испытания проводились в различных климатических зонах. Наибольшее число машин - 417 (64,9%) было испытано во II (умеренной) зоне, 127 (19,8%) машин было испытано в I (холодной) зоне, 68 (10,6%) в IV (жаркой) зоне и 30 (4,7%) в горных условиях (классификация зон по ГОСТ 16350-70).
  4) Из 642 испытанных машин выдержали гарантийные испытания 199 (30,9%). Доля выдержавших гарантийные испытания машин (табл.2) по их типам изменялось в весьма широких пределах (5-55%).
  5) Представляют интерес данные о числе машин, выдержавших гарантийные испытания, в зависимости от климатических зон и условий проведения испытаний. Так, например, при испытаниях: в научно-исследовательских учреждениях (НИУ) МО их выдержали 27,3% машин, в войсках - 33,4%, на заводах - 36,9%. При этом следует иметь в виду, что испытаниям в НИУ МО были подвергнуты 50% всех машин и они проводились в течение всего года, а в войсках - только в летнее и в зимнее время; на заводах было испытано всего 17,3%. Во II климатической зоне в разное время года испытания выдержали 28,5% машин, в IV зоне - 30,8%, в I зоне (зимой) -37,0%, в горных условиях (летом) - 40,0% машин.
Таблица 1

Среднегодовые значения числа и номенклатуры испытанных машин
Годы
Среднегодовое число испытанных образцов
Среднегодовое число испытанных типов

1946 - 1950
17
3
1951 - 1955
15
4
1956 - 1960
15
7
1961 - 1965
19
8
1966 - 1970
18
9
1971 - 1975
19
8

   Из приведенных данных следует, что по мере совершенствования машин с увеличением их гарантийной наработки число выдержавших испытания машин возрастает. Так, если относительное число танков Т-34, выдержавших испытания, принять за единицу, то для танков Т-54 этот показатель равен 1,39, для танков Т-62 -1,71; для танков Т-64А -1,04; для танков Т-72 -1,30.
   Для рассматриваемого периода характерно заметное увеличение гарантийной наработки (в 5 - 6 раз) при незначительном увеличении (в 1,3 - 1,5 раза) наработки до капитального ремонта. Это , обстоятельство отражает специфику военных машин, имеющих высокую потенциальную вероятность боевых повреждений в течение одной-двух фронтовых (армейских) операций. Увеличение наработки до капитального ремонта более 11 - 12 тыс. км для них не оправдано экономически, а увеличение гарантийной наработки является необходимостью.
   Следует отметить, что гарантийные испытания по своему существу являются ускоренными испытаниями, так как обеспечивают проверку качества техники в объеме гарантийной наработки в среднем в 6 - 10 раз быстрее, чем в условиях нормальной войсковой эксплуатации машин учебно-боевой группы. Их проведение в различных климатических зонах по единым методикам дает возможность оценить характеристики машин в наиболее распространенных условиях войсковой эксплуатации.
   Существуют гарантии по наработке и времени эксплуатации или хранения бронетанковой техники [2]. При этом под гарантией понимается срок эксплуатации, в течение которого изготовитель гарантирует доброкачественность изделия согласно утвержденным ТТХ, ГОСТ и ТУ. В этом смысле гарантия является показателем качества и ответственности изготовителя за выполнение своих обязательств перед заказчиком [3].
Таблица 2

Число испытанных и выдержавших гарантийные испытания машин
Марки машин
Число испытанных машин
Процент машин, выдержавших испытания
ИС-2, ИС-85, ИС-122, ИСУ-122, ИСУ-152           
19
5,3
ИС-3
9
0
ИС-4
6
0
Т-10, Т-10А, Т-10М
20
5,0
Т-34, Т-34-85, СУ-85, СУ-100
94
39,4
Т-44
22
9,1
Т-54, ЗСУ-57-2
97
53,6
Т-55
55
16,4
БТС-2
2
50,0
Т-62
53
66,0
ИТ-1
3
33,3
Т-64
3
33,3
Т-64А
9
44,4
Т-72
6
50,0
СУ-76
17
29,4
АСУ-76, АСУ-57
8
12,5
ПТ-76Б, БТР-50П
47
38,3
СУ-85
4
0
БМД-1, БТР-Д
10
10,0
БМП-1, БМП-1К, БРМ-1К
69
10,1
ЗСУ-23-4
14
0
Шасси «123»
10
20,0
БТР-40
4
25,0
БТР-152
11
54,5
БРДМ-1, Б РДМ-2
24
20,8
БТР-60ПБ
26
23,1

  К сожалению, с понятием «гарантия» часто связывают не обязанность изготовителя выпускать доброкачественную продукцию, а обязательства безвозмездного устранения недостатков (в том числе за счет проведения ремонтов своими силами и поставки сборочных единиц в войска, сверх установленных норм комплектации или снабжения). Таким образом, гарантия качества подменяется гарантией ремонта. Вполне очевидно, что и это понятие и соответствующие критерии оценки должны быть едиными как для заказчика, так и для изготовителя.
  Объем гарантийных испытаний последних образцов бронетанковой техники достигает 46 - 57% ресурса [1]. Такой объем проверки позволяет выяснить эксплуатационные свойства и надежность машины в пределах, значительно превосходящих период начальной приработки и находящихся примерно в середине зоны нормальной эксплуатации.
   При разработке типовой программы гарантийных испытаний важное значение приобретает вопрос о числе испытуемых машин n [4]. В работе [1] рассмотрен один из вариантов расчета n, можно предложить второй. Пусть:

Sг — гарантийная наработка на отказ;
Sн — средняя наработка на отказ (Sн > Sг);
n — число одновременно испытываемых машин на надежность;
r — число неустранимых отказов за Sн или Sг;
α = β = 0,1 — риск заказчика и изготовителя;
A = (1- β) / α — отношение вероятности браковки машин, удовлетворяющих и не удовлетворяющих ТУ. По предыдущему условию А = 9;
В = β /(1 - α) —отношение вероятностей приемки машин, удовлетворяющих и не удовлетворяющих ТУ (по условию В = 0,111);
Pг(r) = (Sн n/Sг)r e(-Sнn/Sг): r!,
Pн(r) = (Sн n/Sн)r e(-Sнn/Sн): r!— вероятности возникновения заданного числа отказов (при экспоненциальном законе распределения и средней наработке на отказ соответственно Sг и Sн) за суммарную наработку Sн n;

P(r) = Pг(r) / Pн(r) = (Sн/ Sг) r e-(1/Sг – 1/Sн) Sн n
— отношение вероятностей, которое необходимо сравнивать с А или В.
Задаваясь различными отношениями Sн/ Sг, при указанной выше величине риска, можно определить необходимое число машин n, удовлетворяющее условию P(r) ≤ B в предположении, что r = 0. Так, например:
а) При Sн/ Sг = 2 P(r) =0,111 =2°·2,72-1·n , откуда n = 2,2. Следовательно, число машин должно быть равно 3.
б) При Sн/ Sг = 1,5 P(r) =0,111 = 1,5·2,72-0,50·n, откуда n = 4,4. Следовательно, число машин должно быть равно 5.         
в) При Sн/ Sг= 1,25 P(r) =0,111 = 1,25°·2,72-0,25·n, откуда n = 8,8. Следовательно, число машин должно быть равно 9.
  Чем меньше будет разница между наработками Sн и Sг, тем больше необходимо иметь машин для обеспечения условия В≤0,111.
  Многолетняя практика показала эффективность гарантийных испытаний с целью контроля качества серийной БТТ, поэтому они могут и должны являться обязательным элементом общей системы испытаний бронетанковой техники. Для дальнейшего совершенствования системы гарантийных испытаний целесообразна разработка положения о гарантийных испытаниях и их типовой программы. Для разработки типовой программы гарантийных испытаний можно рекомендовать следующие исходные положения:
1)      Целью испытаний является:
а) оценка качества изготовления, работоспособности и соответствия образца утвержденным ТУ по проверяемым параметрам в пределах гарантийной наработки образца в целом;
б) определение причин выявленных недостатков и разработка предложений по их устранению.
     2)    Гарантийным испытаниям должны подвергаться серийные образцы из числа принятых военным представительством для поставки в войска, по выбору приемщика. Установка опытных сборочных единиц на машинах, подвергающихся гарантийным испытаниям, не допускается, так как этим будет нарушаться случайность выборки, необходимая для оценки качества серийной продукции.
    3)     Гарантийным испытаниям - в зависимости от годового объема выпуска продукции предприятием - должны подвергаться 1-2 образца в год.
    4)     Гарантийные испытания могут проводиться в войсках или на заводах промышленности. Один раз в год в одном из военных округов (поочередно в каждой климатической зоне) должны проводиться одновременные испытания всех или большинства типов серийных машин. Материально-техническое обеспечение и обеспечение личным составом экипажей и контролеров в этом случае возлагаются на войсковые части. Испытания на заводах промышленности проводит комиссия из состава военных представительств. В этих случаях ответственность за материально-техническое обеспечение испытаний и за обеспечение экипажами возлагается на завод-изготовитель, а за организацию испытаний — на военное представительство.
     5)    Независимо от места проведения испытаний завод обеспечивает восстановление образцов, вышедших из строя во время испытаний, а также разборку и дефектацию по окончании испытаний.
Выводы:
    1.     Гарантийные испытания бронетанковой техники, проводимые заказчиком с 1943 г., являются действенным и оперативным средством контроля качества серийно выпускаемой продукции в объеме гарантийной наработки образца.
     2.    Для дальнейшего повышения эффективности гарантийных испытаний целесообразна разработка положения о гарантийных испытаниях и их типовой программы.

ЛИТЕРАТУРА
1.Платонова Л. Г., Развалов А. С. О гарантийных обязательствах и гарантийных испытаниях бронетанковой техники.— Вестник бронетанковой техники, 1977, № 2.
2.Халфин С. А. О гарантийных обязательствах на бронетанковую технику и комплектующие изделия. — Вестник бронетанковой техники, 1970, № 3.
3.Дорогин С. В., Молотков В. И. О гарантийном сроке службы танка. — Вестник бронетанковой техники, 1964, № 4.
4.ГОСТ 16504—70. Качество продукции. Контроль и испытания. — М.: Изд-во стандартов, 1972.

Поступила в редакцию 15.11.78.

На параде в Екатеринбурге впервые покажут лучшую в России бортовую защиту бронетехники

Самым интересным в екатеринбургской презентации БМО-Т будет то, что впервые данная машина будет показываться с полным комплектом бортовых экранов со встроенной динамической защитой. Ранее на всевозможных показах эта боевая машина демонстрировалась без них.
Бортовые экраны БМО-Т
Военные эксперты уже высоко оценили данные элементы защиты. Есть мнение, что они превосходят по своей эффективности даже те, что установлены на модернизированном Т-90С, не говоря уже о более ранних вариантах, которые мы почти четверть века привыкли видеть на состоящих на вооружении российской армии модификациях Т-72 и Т-90.
В конструкции бортовых экранах БМО-Т учтен опыт эксплуатации бортовых экранов танков Т-72Б(М) и Т-80У. И в результате появилась конструкция, которая соединяет в себе достоинства обоих вариантов и имеет повышенную защиту от противотанковых средств.
Бортовые экраны танка Т-90А
 
К сожалению, кроме БМО-Т данная конструкция больше нигде не применяется, не любят у нас брать "чужое", пусть даже превосходящее по своим характеристикам разработанное ранее.  
 
Блоки бортовой динамической защиты Т-90А
 

Ленинградские "восьмидесятки" - самые "летающие" и скоростные танки в мире

Т-80- танк легенда, долгое время он был под грифом "совершенно секретно", и впервые о нем стали открыто говорить лишь в самом начале 80-х. Танк всегда восхищал совершенством системы управления огнем, огневой мощью, могучей броневой защитой. Но больше всего вызывали изумления скоростные характеристики, великолепная маневренность. Не зря же во время конкурсных испытаний в Греции экспортная модификация Т-80У удивила всех, достигнув во время выполнения марша скорости 80 км/ч. Развить такую скорость не по силам даже большинству легких танков.
 
Еще Т-80 известен, как "летающий танк". Во время проведения выставки в Абу-Даби в 1993 году "восьмидесятка" вызвала восхищение, совершая прыжки более чем на 12 метров. После этого к ней прочно прикрепилось такое прозвище.
 
Однако у создателей машины Т-80 стал "летающим" задолго до дебюта в Объединенных Арабских Эмиратах.  
 
Дело в том, что злейший враг газовой турбины (да и не только ее, дизели тоже нуждаются в хорошей очистке воздуха) установленной на этом танке, это пыль. И чтобы понять, как пылевые потоки обтекают машину, как защитить воздухозаборники, танки стали продувать в аэродинамических трубах.
 
Вспоминает один из непосредственных участников создания Т-80, Александр Сергеевич Ефремов, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент ИА СПб, автор книги "Уроки танкостроения".
 
- Ранее у себя в Ленинграде, в малой аэродинамической трубе мы продували только макеты танка, но оказалось, что макетное моделирование не полностью отображает реальную картину. Нужно было проверить, как это происходит на реальной машине, а такие задачи были по силам только центральному гидродинамическому институту ЦАГИ, который находится в Подмосковье. Мы добились разрешения работать там. Надо отметить, что тогда у них все было расписано по часам. Добрым словом хочется упомянуть ведущего инженера-испытателя Всеволода Никитича Мокина, который сыграл большую роль в организации этих работ.
 
Чтобы эксперименты были успешными, необходимо было изготовить своеобразный постамент под танк, на открытой части торца трубы. Туда послали бригаду со сварщиками. Они начали мастерить этот постамент. Все работы осуществлялись под завесой обычной в те годы секретности. Мы привезли машину, поставили в бокс под брезентом и с охраной. Но как говорится, шила в мешке не утаишь, и по ЦАГИ поползли слухи, что ленинградцы будут испытывать что-то необычное, какой-то "летающий танк". Иначе, мол, зачем еще его испытывать в аэродинамической трубе?
 
Ко мне даже напрямую обратились: "Вы что из Питера?" Отвечаю: "Да".  Спрашивают: "На танке газотурбинный двигатель? И он у Вас, в самом деле, летает?" Как спросили, так и отвечаю: "Летает, но низенько-низенько". 

Т-90 на параде

Т-90 на параде: танки из Нижнего Тагила все-таки пройдут по улицам Екатеринбурга

Предстоящий военный парад в Екатеринбурге войдет в историю демонстрацией различных образцов техники, которая ни разу нигде не показывалась. Мы уже писали о САО "Хоста", бронеавтомобилях "Водник", боевых машинах огнеметчиков БМО-Т, на которых впервые будут представлены бортовые экраны со встроенной динамической защитой нового поколения.
 
Кроме указанной выше техники по улицам Екатеринбурга впервые пройдут тяжелые огнеметные системы ТОС, известные также как "Буратино", самоходки "Нона-СВК", комплексы ПВО "Тор-М1".
 
Еще одной сенсацией предстоящего парада будет участие в нем танков Т-90. До этого жители уральской столицы видели только Т-80БВ, в последние годы непременными участниками праздничных мероприятий были только танки Т-72БА с навесной и встроенной динамической защитой. И вот дошла очередь до Т-90.
 
Вспоминается нервная реакция "креативного класса", когда в период предвыборной компании рабочие Нижнетагильского "Уралвагонзавода" хотели пригнать на митинг в поддержку Владимира Путина свой новейший боевой танк. Потом от этой идеи было решено отказаться. И, тем не менее, нижнетагильские Т-90 пройдут парадным маршем по Екатеринбургу. 

четверг, 26 апреля 2012 г.

Новый облик белорусского танка

И все же вот вопрос, который сегодня остается актуальным: насколько существующий парк бронетанковых техники и вооружения Вооруженных Сил отвечает современным требованиям? Об этом и о многом другом — беседа нашего корреспондента с начальником бронетанкового управления Министерства обороны полковником Сергеем Симоненко.

— Несмотря на многолетний срок эксплуатации, танк Т-72 остается основной боевой единицей Сухопутных войск Вооруженных Сил Республики Беларусь. Какие, на ваш взгляд, концептуальные конструкторские решения обеспечили ему такое долголетие?


— Разработка этого танка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка. В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».
  Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985-м — танк Т-72Б.
  Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя.
 Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
 На танках Т-72Б установлен новый комплекс управляемого вооружения 9К120, который обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4.000 метров. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка).
  Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута благодаря установке навесной динамической защиты.
  На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л. с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе и автомобильном бензине.
    Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1.000 метров. На нем используется комплекс средств связи «Абзац», обеспечивающий дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.
     Танк Т-72, созданный более четырех десятилетий назад, до сих пор остается основой танкового парка многих стран мира. Их конструкторы разработали свои программы модернизации Т-72, которые могут поставить его на один уровень с наиболее современными танками.

     В настоящее время концептуальные направления развития этого танка нашли свое отражение в Государственной программе вооружения на 2011–2015 годы.

— Интересно, сколько же еще времени эта модель танка по своим параметрам может отвечать решению современных задач?

— Конечно, сегодня состоящий на вооружении Вооруженных Сил Беларуси основной танк Т-72Б уступает по основным параметрам танкам ведущих зарубежных стран. Но вместе с тем он — при проведении комплекса мероприятий по его модернизации и правильной эксплуатации — может быть боеготовым и решать задачи по предназначению еще как минимум ближайшие десятилетия. Эти мероприятия и предусмотрены в Государственной программе вооружения на 2011–2015 годы и Государственном оборонном заказе на 2011 год.

— Сергей Дмитриевич, можем ли мы сегодня говорить о новом облике белорусского танка?


— Можем. В настоящее время в Министерстве обороны Республики Беларусь проанализированы мировые тенденции развития танков и бронетанковых техники и вооружения в целом, рассмотрен и утвержден новый облик белорусского танка.
  Предполагается, что в ходе модернизации находящегося на вооружении танка Т-72Б будут улучшены и выведены на более высокий уровень огневая мощь, защищенность и командная управляемость. Это позволит иметь на вооружении белорусской армии танк, не уступающий, а по ряду показателей тактико-технических характеристик превосходящий зарубежные образцы за счет применения отечественных разработок.

— А какие конкретно разработки и элементы модернизации в активе отечественных конструкторских бюро?

— Предприятиями ГВПК Республики Беларусь ведутся работы по оснащению бронетанковых вооружения и техники современными комплексами систем управления вооружения, средствами связи и навигации. Полученные разработки успешно используются при модернизации вооружения и военной техники. Так, разработанный ОАО «Пеленг» прицельный комплекс «Сосна-У» успешно используется при модернизации российских танков Т-72Б и Т-90.

— Как показывает боевой опыт последних десятилетий, использование танков позволяет в разы снизить потери среди личного состава мотострелковых частей и оказывает сильное деморализующее действие на противника. Однако в нынешних условиях не менее сильное воздействие — и моральное, и техническое — оказывает высокоточное оружие. Вопрос: кто кого?

— Установленные на танках в ходе модернизации современные многоканальные прицелы, оборудованные телевизионными мониторами, позволят обнаружить цель и вести огонь по ней как наводчику-оператору, так и командиру танка из основного оружия всеми типами боеприпасов. В том числе и управляемой ракетой с места и с ходу, днем и ночью, на дальность до пяти километров.
  Автоматическая система сопровождения цели значительно повысит вероятность попадания при стрельбе по движущимся целям.
  Комплекс активной защиты, включающий в себя автономные эксплуатационные модули, а также усовершенствованная пассивная защита позволят защитить танк от противотанковых средств поражения с настильной и пикирующей траекторией полета снаряда независимо от применяемых в них систем наведения и типа боевой части.
   Автоматическая система постановки аэрозольных завес создаст помехи ПТУРам, имеющим полуактивную лазерную головку самонаведения, работающую по отраженному от цели лазерному лучу, а также ракетам и артиллерийским корректируемым снарядам, которые используются с лазерными целеуказателями и дальномерами. Также она маскирует танк.
Вот и ответ: кто кого.

— В конструкторских бюро частных компаний и государственных предприятий ведутся разработки боевых машин совершенно нового поколения. Какой же, на ваш взгляд, будет бронетанковая техника через 10–15 лет?


— Мировая практика показывает, что в последние десятилетия развитие обычных средств вооруженной борьбы вышло на качественно новый уровень. В этих условиях перспективы не только решения боевых задач, но и выживания личного состава на современном поле боя без прогрессивных вооружения и техники практически сводятся к нулю. Это обстоятельство, а также высокоманевренный характер современных боевых действий обусловливают увеличение доли бронированных машин в сухопутных войсках, повышение их боевых и технических характеристик.
    Тенденции направлений развития и совершенствования вооружения и военной техники позволяют сделать вывод, что на перспективном танке через 10–15 лет будут установлены танковое орудие повышенной мощности, что позволит увеличить дальность и точность стрельбы, усовершенствованное программное обеспечение системы управления огнем, усовершенствованные бортовые средства связи. Нас ожидает интеграция каждой боевой машины в единую информационную систему управления войсками. Будут применены улучшенные цветовые схемы отображения дисплеев и ИК-прицелов, сокращено время на подготовку первого и последующих выстрелов.
    И самое главное: повысятся, с одной стороны, эффективность и степень поражающего действия боеприпасов, а с другой — защищенность и неуязвимость боевой машины за счет сочетания пассивной и активной защиты, использования перспективных материалов в сочетании с новыми компоновочными и конструктивными решениями корпуса и башни, установки систем опознавания «свой — чужой» и совершенствования систем противодействия наведению противотанковых средств.
Беседовал подполковник Игорь Кандраль, kandral@vayar.sml.by © Фото автора

Армия США потеряла интерес к танкам Abrams

Знакомый заголовок, не правда ли? Вот уже на протяжении полутора лет российские "женерали": Поповкин, Постников, Макаров шумели в прессе по поводу отказа от танка Т-90. Оказывается, это не исключительно российское веяние - американские генералы так же выступают за свертывание программ по производству и модернизации своего танка - М1 "Абрамс". Но, поглядите как цивилизованно это делается у них - четко и аргументированно доложено Конгрессу. Что-то ни один из вышеозначенных наших доморощенных "женералей" не пошел в Думу и не аргументировал свои заявления, а выплеснули все в свободную прессу, немало нагадив нашему ВТС.

    Армии США не нужны новые танки M1 Abrams, а модернизировать стоящие на вооружении страны в ближайшие несколько лет не потребуется. С таким заявлением, как сообщает Army Times, в среду, 7 марта, перед Конгрессом США выступил начальник штаба сухопутных войск генерал Рэй Одьерно (Ray Odierno).
     По словам секретаря Армии США Джона Макхью (John McHugh), которого цитирует издание, средний возраст основных боевых танков Abrams на вооружении США составляет около двух с половиной лет. Поставки купленных ранее танков завершатся в 2014 году, таким образом модернизация имеющегося парка M1 не потребуется по меньшей мере до 2017 года.
В невостребованности танков Abrams американские военные пытались убедить конгрессменов и в прошлом году, однако законодатели настояли на своем и выделили из бюджета 255 миллионов долларов на закупку около 42 единиц М1. Свое решение Конгресс объяснил необходимостью поддерживать производство на заводе компании General Dynamics Land Systems в штате Огайо.
     По оценкам Армии США, для поддержания производства на заводе General Dynamics Land Systems с конвейера ежегодно должно сходить не менее 70 танков. Временная остановка производства обойдется примерно в 600-800 миллионов долларов. При этом затраты на функционирование предприятия за такой же период могут составить до трех миллиардов долларов.
      Как пояснил генерал Одьерно, Армия США не заинтересована в наращивании парка тяжелой бронетехники еще и потому, что в дальнейшем количество соединений в сухопутных войсках планируется сократить.
       Конвейеры General Dynamics Land Systems американские военные предлагают загрузить экспортными заказами на танки М1. Так, в июле 2011 года стало известно о возможной продаже Египту 1200 танков на 1,3 миллиарда долларов.
       В Египте с 1988 года работает линия по сборке танков М1А1 Abrams. Часть компонентов завозится из США, а часть производится на местных предприятиях. В ноябре 2011 года сообщалось о покупке Египтом 125 комплектов для сборки американских танков.
Помимо Египта основной боевой танк Abrams стоит на вооружении Австралии, Саудовской Аравии, Кувейта и Ирака. В декабре 2011 года сообщалось о намерении США безвозмездно поставить 400 М1А1 для сухопутных войск Греции.
       Основной боевой танк Abrams был принят на вооружение США в 1980 году и сменил устаревший танк М60. Abrams имеет массу 54,4 тонны, оснащен гладкоствольной пушкой калибра 120 миллиметров, крупнокалиберным пулеметом 12,7 миллиметра и двумя пулеметами калибра 7,62 миллиметра.
 Источник
Однако точно так же как и у нас, против желания военных резко восстала промышленность, но опять же - цивилизованно - через все тот же Конгресс:

Американские конгрессмены попросили поддержать производство танков Abrams

     В США 173 члена Палаты представителей Конгресса обратились к министру обороны страны Леону Панетте с просьбой продолжить производство танков Abrams на заводе в Огайо в 2013 финансовом году. Об этом сообщает Defense News.

     По данным издания, письмо Панетте от 20 апреля, среди прочих, подписали все члены нижней палаты Конгресса от Огайо. Конгрессмены подчеркивают, что в первую очередь их беспокоит возможный рост безработицы в случае остановки производства на заводе General Dynamics Land Systems в Лиме, штата Огайо.
      Для поддержания работоспособности в течение 2013 финансового года заводу в Лиме необходимо изготовить по меньшей мере 33 танка M1A2. На эти цели необходимо выделить 181 миллион долларов.
       В начале марте сообщалось, что начальник штаба Армии США генерал Рэй Одьерно (Ray Odierno) заявил Конгрессу, что новые танки Abrams не потребуются США по меньшей мере до 2017 года. По словам генерала, Армия в достаточной мере укомплектована новыми и модернизированными танками М1, а поставка заказанных ранее танков завершится только в 2014 году.
       Американские военные выступали против закупки Abrams и в прошлом году, однако конгрессмены все же добились выделения 255 миллионов долларов на производство еще 42 танков для США.
       Для поддержания завода в Огайо на плаву с конвейера, по оценкам Армии США, ежегодно должно сходить около 70 танков. Временная остановка производства обойдется в 600-800 миллионов долларов. При этом затраты на поддержание завода могут достигать трех миллиардов долларов.
       Помимо завода General Dynamics Land Systems в Лиме от остановки производства пострадают и другие предприятия. В их число входит компания Barron Industries, поставляющая металлические заготовки для Abrams.
       По мнению американских военных, завод в Огайо можно спасти за счет экспортных контрактов на танки Abrams. Так, в покупке танков заинтересованы Саудовская Аравия и Египет. Около 100 танков М1А1 готовы купить марокканские военные.
В настоящее время танки Abrams различных модификация стоят также на вооружении Кувейта, Греции, Австралии и Ирака. 

Спрашивается, когда мы перестанем смешить весь мир, и перейдем к цивилизованным методам лоббирования, чтоб не давать нашим конкурентам лишних поводов для ведения пропаганды против нашего ВПК?