четверг, 26 июля 2012 г.

Т-90 - подводное вождение

Военнослужащие 4-й отдельной танковой бригады учатся преодолевать водные преграды.

 Военнослужащие 4-й отдельной танковой бригады в Наро-Фоминске учатся преодолевать водные преграды. Многотонные Т-90 ныряют на глубину более пяти метров. Для того чтобы танки могли передвигаться по дну, их оборудовали специальными воздухозаборниками выше уровня воды, а сами машины тщательно загерметизировали. Подводные препятствия приходится преодолевать практически вслепую. От бойцов в таких ситуациях требуется железная выдержка — нештатная ситуация может случиться в любой момент.

ТВ "Звезда" 



Раздел: Новости

Знаменитые Т-90 пустились в плавание

26.07.2012
Наши рубежи на земле всегда готовы прикрыть знаменитые танки Т-90. Во всём мире их называют летающими за то, что могут точно стрелять, находясь в... Подробнее »

В украинских люкс-БТРах установили двигатели "Мерседес" и кондиционеры


Украина отправит в Таиланд 233 машины за $270 млн.

 В украинских люкс-БТРах установили  двигатели "Мерседес" и кондиционеры | Украина | СЕГОДНЯ

«Сделано в Украине». Монстру на колесах не страшны водные преграды, которых немало в Таиланде . Автор фото: А. Яремчук, Сегодня

  Украинские БТРы осваивают азиатские просторы. В ближайшее время королевские вооруженные силы Таиланда получат 48 современных бронетранспортеров класса «люкс» БТР-3Е1 — эта одна из самых крупных поставок в истории Украины. Сейчас группа тайских специалистов завершает приемку этой партии техники в Киеве. Во вторник на одном из военных полигонов наши экспортные БТРы, которые разработали в Харьковском КБ им. Морозова при инвестподдержке «Укрспецэкспорта», демонстрировали огневую мощь, а на территории завода — умение преодолевать водные преграды и держаться на плаву. «Сегодня» побывала на испытаниях.
МИНИ-КРЕПОСТЬ. На военном полигоне «Десна» экипажи бронетранспортеров не подкачали. Благо, машины оснащены как крепость в миниатюре — боевым модулем «Штурм» с 30-миллиметровой пушкой, 7,62-мм пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом, системой «Туча», противотанковыми управляемыми ракетами «Барьер». Корпус имеет дифференцированную противопульную броню и противоосколочную кевларовую защиту. Тайцы называют изящных монстров «танками на колесах», уважительно показывая вверх большой палец: «Перфект!» В том, что техника действительно превосходна в техническом плане, убедились и у заводского испытательного бассейна, где БТР сдавал экзамен на живучесть. Чувствовал он себя, словно рыба в воде. Причем влаги, благодаря герметичности конструкции, после «купания» внутри не обнаружили. «Машина отличная, управлять ею одно удовольствие, — не скрывает эмоций испытатель Николай Моисеенко. — Послушная. Ну, это как после «Жигулей» на «Мерседес» пересесть».
НА $270 МЛН. По просьбе тайских товарищей люкс-БТРы оснащены мощными двигателями «Мерседес», автоматической коробкой передач. А внутри, где число мест увеличено с 10 до 13, установлены кондиционеры. Для жаркого климата Юго-Восточной Азии «кондер» — большой плюс. До конца года в Таиланд отправится еще около 30 таких бронетранспортеров. К 2016-му их количество достигнет 233 единиц. Общая сумма контракта — примерно $270 млн.
Танки в Эфиопию. Готовы выдерживать жару до +55. Фото: А. Яремчук

«Идем навстречу пожеланиям заказчиков — по совершенствованию управления огнем, дополнительной кевларовой защите, качеству швов, покраске, — отмечает директор предприятия Вадим Шкавро. — Тайцам все нравится, и у нашего сотрудничества есть перспективы».
ТАНКИ С КОМПЬЮТЕРОМ ВЫДЕРЖАТ И +55. Сегодня из николаевского порта «Октябрьский» морским судном должны отправиться в Эфиопию два танка Т-72УА1, закупленных этой страной у Украины. Боевые машины, прошедшие на Киевском реммехзаводе так называемую глубокую модернизацию, от серийных отличаются более совершенной системой управления огнем (стреляют из пушек и ракетами), серьезной бронезащитой корпуса и башни, эффективной силовой установкой. Главный конструктор по двигателям Харьковского КБД Владимир Салтовский сказал нам, что его детище специально предназначено для стран с жарким климатом и выдерживает температуру до +55 градусов без снижения мощности — 1050 лошадиных сил. Кроме системы кондиционирования, танки оборудованы компьютерами.
Кстати, после недавней заминки с поставками харьковских бронетранспортеров БТР-4Е в Ирак (поначалу были вопросы к машинам, которые затем решили), в «Укроборонпроме» говорят, что усилили контроль за качеством и соблюдением спецэкспортерами сроков работ.


Источник
Источник

Нарушения правил эксплуатации танков и их последствия


НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАНКОВ ПРИ СТРЕЛЬБЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
С.М. Логаткин, В.И. Варенща
(в/ч 33491)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2008г., C.318-320
Современные танки представляют собой достаточно сложные объекты вооружения. Их правильная эксплуатация в значительной степени определяет безопасность, как окружающих, так и самих членов экипажа.
В данной работе представляется целесообразным рассмотреть некоторые типовые ошибки, связанные с неправильной эксплуатацией технических средств снижения загазо­ванности пороховыми газами, возникающие при подготовке и проведении стрельб. Такие случаи наблюдались нами при проведении стрельб на артиллерийском полигоне, а также в войсковых условиях.
Возгорание неисправного заряда в танке Т-72Б  из состава 5-й танковой бригады г. Кяхты  на полигоне "Бордуны" (Бурятия) 10.06.2010г. В результате взрывного горения погибли три члена экипажа.
 На некоторых из них представляется целесообразным остановиться отдельно. Рас­смотрим и проанализируем их последовательно.
НАБЛЮДЕНИЕ I. Инженер-испытатель при проведении стрельбы из пушки танка, находясь на рабочем месте командира, не подал команду на включение фильтровентиляци­онной установки (ФВУ). После 15 выстрелов из пушки за время около 30 минут и остановки танка, наводчик, покинув своё рабочее место, потерял сознание и был госпитализирован с диагнозом - отравление окисью углерода. Инженер-испытатель жаловался на головокруже­ние, сильную головную боль, тошноту, но от госпитализации отказался. Механик-водитель предъявил жалобы только на сильную головную боль. В данном случае инженер-испыта­тель не придал должного значения необходимости включения системы вентиляции при стрельбе.
НАБЛЮДЕНИЕ 2. Проводились исследования, имеющие целью установить причину гибели экипажа танка Т-72 А при проведении учебных стрельб. Обстоятельства были следу­ющими.
Экипаж танка - три сержанта срочной службы после выполнения учебно-боевой за­дачи, на выполнение которой потребовалось 7 выстрелов из пушки и 150 выстрелов (очере­дями) из спаренного пулемёта, вернулись на исходную позицию. Команду «заглушить дви­гатель» экипаж не выполнил, однако это не было своевременно замечено руководителем стрельб. В последующем из танка извлекли три трупа военнослужащих, погибших от отрав­ления пороховыми газами. По результатам ранее проведенных исследований средняя концентрация пороховых газов (по окиси углерода - CO) в наиболее загрязненных зонах дыха­ния членов экипажа танка при выполнении 7 выстрелов из пушки за время около одной минуты может находиться в пределах от 210 до 1030 мг/м3. Примерно такие же концентра­ции пороховых газов (около 1000 мг/м3) создаются после 150 выстрелов из пулемета. При этом практически полное проветривание обитаемого отделения происходит за время 5-10 минут.
Согласно полученных нами данным (Логаткин CM., 1986) при выполнении легкой физической работы начальные признаки ухудшения самочувствия наблюдаются при концен­трации CO 1000 мг/м3 только через 15 минут, а потеря сознания, как правило, не наступает даже при экспозиции 60-120минут. То есть за реальное время пребывания экипажа в обита­емом отделении (около 40 минут), при нормальном функционировании технических средств обеспечения обитаемости, отравления со смертельным исходом не должно было произой­ти. Поэтому, было высказано предположение, что при проведении стрельб не была включе­на ФВУ. Однако почему не произошло её включение с первым выстрелом (нажатием элект­роспуска), как это предусмотрено конструкцией (на случай если ФВУ не была включена пе­ред началом стрельбы), предстояло выяснить. Оказалось, что запуск ФВУ не произошёл из-за того, что один из тумблеров АЗР (автомат защиты разрывной) при проведении стрельбы оказался выключенным, вследствие чего стрельба проводилась из герметизированного объек­та при отсутствии вентиляции.
Воспроизведение указанного режима и условий стрельбы позволило установить, что в зонах дыхания членов экипажа концентрация пороховых газов (по окиси углерода) составила 3800-4100 мг/м3 и практически не снижалась во времени, что и привело к отравлению экипажа.
НАБЛЮДЕНИЕ 3. При проведении стрельбы из пушки танка экипажем, состоящим из военнослужащих срочной службы, отмечено образование обратного пламени больших размеров. По свидетельству очевидцев обратное пламя распространялось практически на всё боевое отделение. Экипаж не пострадал. Опрос механика-водителя показал, что перед стрель­бой он совершил правильное действие по включению ФВУ, но одновременно, в нарушение руководства по эксплуатации, включил вытяжной вентилятор, предназначенный для пода­чи воздуха в двигатель через трубу (установленную на башне) и боевое отделение при фор­сировании водных преград под водой.
Одновременная работа ФВУ и вытяжного вентилятора привела к созданию разреже­ния воздуха в обитаемом отделении и поступлению большого количества пороховых газов из ствола в боевое отделение после экстракции поддона. При смешивании их с кислородом воздуха и достижении верхнего концентрационного предела воспламенения создались благоприятные условия для образования обратного пламени.
На заданный вопрос механик-водитель ответил, что так включать вентиляцию перед стрельбой его научил командир взвода.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Проводилось определение концентрации пороховых газов в зонах дыхания членов экипажа танка Т-62 при стрельбе из пушки. Содержание окиси углерода при этом получено значительно более высоким, чем наблюдалось в ранее проведенных исследо­ваниях в идентичных условиях.
Известно, что танковая пушка указанного объекта вооружения снабжена эжектором, содержащим клапаны в виде отверстий с шариками и сопла, расположенные под углом в направлении дульного среза. При перемещении снаряда по каналу ствола происходит запол­нение ресивера эжектора пороховыми газами через отверстия клапанов. Далее, при падении давления в канале ствола шарики перекрывают отверстия клапанов, и идёт направленное истечение пороховых газов через сопловые отверстия в сторону дульного среза ствола. Тем самым происходит продувка канала ствола, снижая поступление пороховых газов в боевое отделение.
При изучении причин повышенной загазованности обитаемого отделения танка было установлено, что один из шариков клапана эжектора отсутствовал. В результате этого имело место преждевременное опорожнение ресивера через открытое клапанное отверстие. По­этому к моменту экстракции гильзы давление в ресивере было равно атмосферному, то есть в нужный момент времени эжектор просто не выполнял свою функцию продувки канала ствола.
Повторное определение концентрации пороховых газов при стрельбе из пушки того же танка показало, что восстановление нормального функционирования эжектора привело к снижению средней концентрации пороховых газов в зонах дыхания членов экипажа на 35 %. Дополнительный ремонт системы вентиляции позволил снизить концентрацию пороховых газов почти в 2 раза. Состояние воздушной среды при стрельбе стало более приемлемым.
Таким образом, во всех случаях имело место нарушение правил эксплуатации танков и отсутствие необходимого контроля со стороны должностных лиц за соблюдением техники безопасности. Однако это формальная сторона вопроса. Ho в данной работе задача состоит не в том, чтобы дать правовую оценку тому или иному случаю. Необходимо создать условия для их предотвращения.
Решению данной проблемы, очевидно, будет способствовать должное обучение, гигиеническое воспитание и тренировка. He менее важной задачей является совершенствова­ние конструкции перспективных танков. Их технические системы должны быть выполнены таким образом, чтобы члены экипажа своевременно получали информацию о своих оши­бочных действиях, неисправностях изделия и возможных последствиях.
По нашему глубокому убеждению, при современном уровне науки и техники военнослужащие не должны пострадать из-за банальных ошибок, дефицита знаний или технических неисправностей. В системе «человек-машина» военнослужащий одновременно является и важной составной частью и слабым её звеном. Экстремальные условия деятельности, физи­ческая усталость, недостаточное питание, нарушение режима труда и отдыха, даже при на­личии должных знаний и опыта, создают предпосылки для ошибочных действий военнос­лужащих. Помочь исправить ошибки должны информационные системы объекта вооруже­ния.

среда, 25 июля 2012 г.

Обоснование требований к системе подрессоривания танка и БМПТ


ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ПОДРЕССОРИВАНИЯ ТАНКОВ И БМПТ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Б.П.Лаврищев, Ю.Д. Перевозчиков, С.В. Рождественский
(ОАО «ВНИИтрансмаш», ФГУП «УКБТМ»)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г., C.190-197

В статье рассмотрены: условия работы экипажей объектов БТВТ, оценка времен­ных характеристик поиска цели и подготовки выстрелов, точности стрельбы с ходу и част­ных показателей огневой мощи, оценка показателей эргономичности и, в этой связи, требо­вания к системе подрессоривания танка и БМПТ.
Условия работы экипажа при ведении боевых действий
В процессе ведения боевых действий объекты БТВТ передвигаются в различных до­рожных условиях. Около 70% всего времени боевых действий составляют марши, при этом танки, БМПТ, как правило, двигаются по бездорожью. Экипажи объектов БТВТ в этих усло­виях подвергаются воздействию виброударных длительных перегрузок. На организм и бое­вую деятельность экипажей наибольшее влияние оказывают линейные вертикальные знакопеременные ускорения. Многолетними исследованиями установлено, что виброударные тан­ковые нагрузки, сочетающиеся с действием акустического шума и загазованностью боевого отде­ления при ведении стрельбы, вызывают существенное ухудшение большинства физиологичес­ких функций организма членов экипажа, снижают их умственную, физическую и профессиональную работоспособность. Так, при воздействии суточных виброударных танковых нагрузок ошибки воспроизведения интервалов времени (координация во времени при движении и стрель­бе) достигают 20%, снижение сенсомоторных реакций по управлению системами танка за счет только моторного компонента достигает 70%, продуктивности работы мозга - на 15...20%. [1] Средние значения наиболее часто встречающихся ускорений на рабочих местах чле­нов экипажа объектов БТВТ колеблются в пределах 0,2-1,5 g для танков типа Т-80Б(У), Т-72 и Т-90 (рис. 1) и могут достигать 3,0-7,0 g при единичных возмущениях преодолении препятствий типа валов, эскарпов, контрэскарпов, рвов, воронок. В случае «пробоя» передних и задних подвесок при преодолении препятствий импульсные ускорения в вертикальной плоскости длительностью до 200-300 мс могут достигать значений 13-14 g у механика-водителя и 8—10 g — у членов экипажа боевого отделения [1,2].
 Из членов экипажа наибольшим воздействиям ускорений подвержены механики-водители. Так при движении по среднеухабистой грунтовой дороге протяженностью 100 км со скоростью 25...30 км/ч для танков типа Т-72 и со скоростью 18...20 км/ч для танков Т-62 ускорение в 3 g возникают на месте механика-водителя в 20...25%, на месте командира - в 10-15% случаев. Продолжительные воздействия приводят не только к ухудшению общего состояния членов экипажа и снижению их работоспособности, но и ухудшают условия на­блюдения, управления вооружением и движением танка, в том числе из-за достаточно боль­шой вероятности утыкания пушки в грунт. Значительное влияние оказывает частота механи­ческих колебаний, особенно резонансная, под влиянием которых тела членов экипажей ко­леблются в тех же пределах. На рис.2 представлены значения вертикальных ускорений (сред­неквадратическое значение s и дисперсия D = σ2), действующих на наводчика танка типа T-64А при стрельбе на различных скоростях движения по грунтовой дороге [3] .
При резонансных колебаниях головы амплитуда ее смещения может превышать амп­литуду колебаний приделов и приборов наблюдения, что приводит к перерывам в наблюде­нии и подготовке стрельбы, а в некоторых случаях такое наблюдение и ведение стрельбы становится невозможным из-за опасности удара головы о приборы.
С повышением скорости движения танка и дальности до цели увеличение времени поиска цели происходит в основном под воздействием вибраций поля зрения прицелов, ухудшающих разрешающую способность системы «глаз-прицел», и нарушения процесса на­блюдения вследствие возникающих перерывов в наблюдении из-за колебаний головы опе­ратора, смещения глаза с линии прицеливания и постановки пушки на гидростопор.
Разрешающая способность системы «глаз-прицел» зависит от типа стабилизации поля зрения (зависимая или независимая) и ее точности [1,3]. Для танков типа Т-55 и Т-62 разре­шающая способность системы при движении со скоростью -15 км/час снижается в 1,5-3,0 раза соответственно снижается и предельная дальность обнаружения цели. Для тан­ков типа Т-72 с приборами ТПДК-1 у наводчика и ТКН-3 - у командира разрешающая спо­собность системы снижается в 1,5...2,0 раза при скорости ~ 15 км/ч и в 2,5...3,0 раза при скорости движения -25 км/ч. Для танков типа Т-80 У и Т-90 с приборами 1Г46 у наводчика и ТКН-4С-у командира снижение составляет 1,5...2,0 раза при скорости движения 15...25 км/ч соответственно.
Перерывы в наблюдении появляются вследствие перемещения глаз наблюдателя, выхода изображения за пределы границ поля зрения при асинхронном колебании танка, оку­ляра прицела и глаз оператора. При перерывах в наблюдении больше минимального време­ни решения зрительной задачи (~2 с) наблюдатель (командир, наводчик) каждый раз после перерыва снова начинает поиск цели. Влияние перерывов в наблюдении на время, затрачиваемое на обнаружение целей, может быть оценено коэффициентом
Kt = t0 / t0+n i=1  tnepi   ,
где t0- время на обнаружение цели из неподвижного танка,
tnepi - продолжительность перерывов в наблюдении,
i - количество перерывов в наблюдении за время разведки цели,
п - число циклов наблюдения.
Значение коэффициента Кt составляет в зависимости от скорости движения танков 0,40-0,25 для танков типа Т-55 и Т-62 при скоростях 15-20 км/ч, 0,50-0,35 - для танков типа Т-72 при скоростях 20-25 км/ч и 0,60-0,45 - для танков типа Т-80У и Т-90 при скоростях движения 25-30 км/ч)
Частота вибраций в движущемся объекте БТВТ находится в пределах 10-90 Гц, имен­но эта частота неблагоприятно отражается на функциях зрительного и вестибулярного ана­лизаторов организма членов экипажа. В результате этого и с учетом снижения разрешающей способности системы «глаз-прибор» и наличия перерывов в наблюдении время наблюде­ния, поиска и опознавание целей на дальностях 1500-2000 м при движении танков типа Т-55 и Т-62 со скоростью 15 км/ч увеличиваются в 5~7 раз, танков типа Т-72, Т-80 Б(У) и Т-90 при движении со скоростью -15 км/ч - в 2-3 раза, при движении со скоростью -25 км/ч - в 3-4 раза по сравнению с условиями работы с места. Время подготовки выстре­лов для этих сопоставимых условий возрастает на 30...50 % для танков типа Т-55 и Т-62 и на 20-30 % - для танков типа
Т-72, Т-80 Б(У) и Т-90.
Оценка точности стрельбы с ходу
Колебания корпуса танка при стрельбе с ходу, ударные и вибрационные перегрузки, действующие на стреляющего члена экипажа и на прицелы и узлы комплекса вооружения, приводят к снижению точности стрельбы с ходу по сравнению с режимом стрельбы с места. Важнейшим требованием, предъявляемым к комплексу вооружения современных танков типа Т-80У и Т-90, является обеспечение эффективной прицельной стрельбы с ходу на скоростях движения до 30-35 км/ч по пересеченной местности. Для реализации этого требования в системе управления огнем танка имеется стабилизатор вооружения, позволяющий сохра­нить заданное положение танковой пушки в пространстве, и баллистический вычислитель с датчиком входной информации для выработки углов прицеливания и упреждения с учетом поправок на отклонения условий стрельбы от нормальных - баллистических, метеорологических и топографических.
Угловые колебания корпуса танка в горизонтальной и продольной вертикальной плос­костях учитываются с заданной точностью стабилизатором вооружения. Баллистический вычислитель вырабатывает поправку на крен оси цапф пушки, учитывающую угловые коле­бания корпуса танка в поперечной плоскости, и упреждение на относительную угловую ско­рость цели, учитывающее линейные перемещения в этой плоскости.
Исследованиями [4,5,6] доказана необходимость учета или снижения за счет подвес­ки влияния линейных и угловых перемещений корпуса танка в продольной и вертикальной плоскостях, вызывающих дополнительные погрешности стрельбы с ходу.
Отраслевой методикой оценки точности стрельбы, являющейся составной частью межотраслевой методики [7] оценки военно-технического уровня танков, предусмотрена классификация и номенклатура составляющих погрешностей стрельбы из танка при стрель­бе с места и с ходу [6].
В табл. 1 представлены номенклатура и диапазон возможных значений основных групп составляющих погрешностей стрельбы бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) современных танков. Как следует из таблицы, при стрельбе с ходу существенно возрастает составляющая погрешности наведения пушки в момент выстрела, зависящая от типа и точности стабилизации пушки и полей зрения прицелов, точности прицеливания и наведения прицельной марки и точности отработки привода. Все эти частные составляющие могут быть существенно уменьшены при минимизации колебаний корпуса танка, например, за счет активной подвески [8, 9].
Если погрешность вибрационного рассеивания снарядов из-за изгибной жесткости ствола при движении по нему снаряда практически не зависит от типа подвески, а опреде­ляется жесткостью, длиной ствола и весом снаряда, то составляющая дополнительного рас­сеивания снарядов из-за переносной скорости по вертикали при колебаниях корпуса танка может быть уменьшена за счет подвески танка.
Дополнительное рассеивание снарядов в вертикальной плоскости при стрельбе с ходу зависит от скорости движения танка и для танка типа Т-80У со штатной подвеской может достигать значений 0,06-0,21 мрад для БПС и 0,15-0,50 мрад для КС и ОФС при скоростях движения танка 10...40 км/ч соответственно. Для оценки дополнительного рассеивания БПС в вертикальной плоскости при стрельбе с ходу из-за колебаний корпуса танка может быть принята эмпирическая зависимость [5]:
δд.р.х. =0,005 VT +0,01,
где VT - скорость танка, км/час
По мере модернизации и совершенствования комплекса вооружения дополнительное рассеивание снарядов при стрельбе с ходу из-за колебаний корпуса ганка и линейных перемещений корпуса в вертикальной плоскости σд.р.х.  может достигать значений, сопоставимых с остальными составляющими погрешностями. Так при скоростях движения ~30 км/час до­полнительное рассеивание БПС на дальностях 2,0-2,5 км может составлять 50-60 % от тех­нического рассеивания δт.р, быть на уровне погрешностей технической подготовки пушки δт.р и превосходить значения погрешностей подготовки исходных установок δн.у.
Таблица 1
Номенклатура и значения основных составляющих погрешностей стрельбы БПС современных танков, мрад,
Составляющие
погрешностей
стрельбы
Диапазон значений (среднеквадратическое), мрад
стрельба с места
стрельба с ходу
Техническое рассеивание снарядов (круговое)
0,27...0,23
0,27...0,23
Техническая подготовка пушки (круговое)
0,22...0,18
0,22...0,18
Подготовка исходных установок при стрельбе под курсовым углом (круговое)
0,15...0,12
0,15...0,12
Наведение пушки в момент выстрела: - по BH
0,15...0,12
0,35...0,25
- по TH
0,15...0,12
0,40...0,30
Вибрационное рассеивание снарядов из-за изгибной жесткости ствола (круговое)
-
0,22...0,15
Дополнительное рассеивание снарядов по BH из-за переносной скорости при колебании корпуса танка
-
0,17...0,15

Для КС и ОФС дополнительные рассеивание δΔр.х.  может даже превосходить все из перечисленных основных составляющих погрешностей.
В качестве показателей оценки точности стрельбы в методике приняты:
-дальность действительной стрельбы (ДДС) - дальность в пределах которой обеспе­чивается с вероятностью 0,9 не менее одного попадания из трех выстрелов, что соответству­ет вероятности попадания одним выстрелом 0,55;
-вероятность попадания одним выстрелом на фиксированной дальности.
В табл. 2 приведены значения вероятности попадания одним выстрелом на дально­стях 1,5; 2,0; 2,5 и 3,0 км для различных ДДС, которые оцениваются для современных отече­ственных и зарубежных танков значениями 2,8-3,0 км при стрельбе с места и 2,2-2,5 км при стрельбе с ходу.
В целом, с учетом представленных данных, снижение точности стрельбы с ходу по сравнению со стрельбой с места может составить:
1.                  для танков типа Т-55 и Т-62 при скоростях движения 15-18 км/час - 1,5-2,0 раза,
2.                  для танков типа Т-72 -1,3-1,4 раза при скоростях движения танка 15-18 км/час и
1,5-1,6 раза -при скоростях 20-25 км/час,
3.                  для танков типа Т-80У и Т-90 при скоростях движения 25-30 км/час - 1,2-1,3 раза.
Приведенные значения частных показателей снижения эффективности стрельбы с ходу
по сравнению с режимом поиска и стрельбы с места подтвержден многочисленными экспериментальными данными 38 НИИИ MO, ОАО «ВНИИТРАНСМАШ» и других организаций [3,4,6,10,12].
Многолетний опыт проведения войсковых испытаний танков типаТ-55, Т-62, Т-64А, Т-64Б, Т-80Б, Т-80У, Т-72, Т-72А, Т-72Б в 1976,1978-1984гг. также подтверждает факт суще­ственного отличия эффективности ведения боевых действий и стрельбы с ходу [10].
Оценка частных показателей огневой мощи
Расчетно-теоретический аппарат оценки показателей огневой мощи (поисковых воз­можностей, быстродействия, точности стрельбы), входящий в межотраслевую методику оцен­ки военно-технического уровня (ВТУ) танков, разработанную в 1980 г. и доработанную в 1985 и 1994 гг.[7], не учитывает непосредственным образом влияние воздействия ударных и вибрационных перегрузок на работоспособность экипажа, но при оценке поисковых воз­можностей, точности стрельбы и быстродействия по установленным расчетно-эксперимен­тальным зависимостям влияния скорости движения на точность стабилизации пушки и прицелов и, как следствие, на точность и время прицеливания и наведения, позволяет провести оценку как и для штатных, так и для модернизируемых серийных и разрабатываемых объек­тов БТВТ.

Таблица 2
Значения вероятности попадания одним выстрелом для различных дальностей
действительной стрельбы

Значение ДДС,
Вероятности попадания на дальностях, км
KM
1,5
2,0
2,5
3,0
1,0
0,30
0,18
0,10
0 05
1,5
0,55
0,36
0,24
0,17
2,0
0,76
0,55
0,40
0,30
2,2
0,81
0,63
0,45
0,35
2,5
0,88
0,72
0,55
0,41
2,7
0,92
0,77
0,61
0,45
3,0
0,96
0,86
0,70
0,55
3,5
1,0
0,96
0,84
0,67

Так даже для модернизируемых танков типа Т-80У и Т-90 на дальностях стрельбы, предусмотренных ТТХ, отличия в частных характеристиках эффективности стрельбы сходу по сравнению со стрельбой с места составят:
 - по поиску целей типа танк на дальности 2500 м;
- по командиру и наводчику ~3,1 раза для оптических прицелов-приборов наблюде­ния и 1,7 раза для тепловизионных прицелов;
- по механику-водителю -3,0 раза для оптических приборов наблюдения;
- в целом по экипажу (по совокупности типов приборов- оптических, тепловизион­ных, телевизионных, электронно-оптических) ~ 2,2 раза;
- по точности стрельбы (вероятности попадания на предусмотренных TTT дально­стях) -1,2 раза;
- по времени на поражение (попадание) цели типа танк (с учетом снижения точности стрельбы и увеличения времени подготовки выстрелов) ~ 1,45раза.
Оценка показателей эргономичности
Ухудшение боевой деятельности экипажа вследствие влияния виброударных перегру­зок можно оценить по автономной методике оценки эргономических показателей объектов Б'ГВТ [7]. Комплексный показатель эргономичности Корг. рассчитывается по отдельной самостоятельной методике и не входит в комплексный показатель военно-технического уров­ня (ВТУ) танков. Показатель Корг.  рассчитывается для двух условий: в боевых условиях (коэффициент весомости 0,6) и для условий марша (коэффициент весомости 0,4) и учитывает :
1.Условия обитаемости (весомость показателя 0,3 - для боевых условий и 0,4 - для марша), показатели которой, такие как:
- механические колебания и перегрузки при движении танка,
- ударные ускорения при стрельбе существенно зависят от типа подвески и в значительной мере определяют условия обитаемости экипажа, а показатели:
- акустический шум на рабочих местах,
- комфортность микроклимата обитаемых отделений,
- загазованность обитаемых отделений не зависят от подвески и условий работы экипажа.
2.Уровень функциональной организации системы «машина-экипаж» (весомость по­казателя 0,3 - для боевых условий и 0,2 - для марша), показатели которой ( рациональность распределения функций между членами экипажа, уровень автоматизации разведки, управ­ление огнем и движением, дублированность управления) не зависят, в первом приближе­нии, от условий работы экипажа и качества подрессоривания танка.
3.Адекватность информационных и моторных полей членов экипажа (весомость показателя 0,2 для боевых условий и марша), показатели которой (рациональность построе­ния средств управления, логическая сложность и темповая напряженность деятельности членов экипажа, наличие пороговой и аварийной сигнализации и встроенной диагностики) можно также, в первом приближении, считать независимыми от условий работы экипажа и качества подрессоривания танка.
4.Рациональность пространственной организации обитаемых отделений (весомость показателя 0,2 для боевых условий и для марша), показатели которой также не зависят от рассматриваемых условий работы экипажа и типа подвески.
  Анализ методики оценки эргономичности объектов БТВТ с учетом изложенного по­казывает, что в зависимости от качества подрессоривания показатель эргономичности мо­жет изменяться на 19-20 % в худшую или лучшую сторону.
Требования к системе подрессоривания танка и БМПТ
Основное назначение подвески танка в бою - обеспечение нормальной боевой дея­тельности членов экипажа по управлению системами и агрегатами танка и ведению эффек­тивного поиска целей и стрельбы с ходу на скоростях движения по пересеченной местности до 35 км/ч за счет снижения уровня угловых колебаний и линейных знакопеременных виб­роударных перегрузок.
С точки зрения сохранения сенсомоторных реакций членов экипажа по управлению системами и агрегатами танка значения знакопеременных перегрузок на рабочих местах не должны превышать 0,l-0,2g, максимальные перегрузки при единичных возмущениях при преодолении препятствий -1g. Амплитуда продольно-угловых, поперечно-угловых и ли­нейных вертикальных колебаний должна быть уменьшена в 3-5 раз в диапазоне частот 0,3-3 Гц по сравнению с серийной подвеской. Необходимо исключить резонансные колеба­ния корпуса танка и на рабочих местах экипажа на частотах 0,5-5 Гц при скоростях движения по пересеченной местности до 35 км/ч.
Это обеспечит снижение вероятности утыкания пушки в грунт в 2-3 раза, уменьше­ние времени нестабилизированного состояния пушки вследствие ударов об упоры и поста­новки пушки на гидростопор в 3-4 раза (с 25 до 5-10%), сокращение перерывов в наблюде­нии за полем боя и поиска целей и подготовки выстрелов за счет уменьшения амплитуды и устранения резонансных частот колебаний системы «глаз-прибор», повышение точности стрельбы с ходу.
При обеспечении подвеской указанных требований также существенно улучшаются точностные характеристики стабилизаторов вооружения и контуров управления и слежения наводчиков. Так для серийного стабилизатора типа 2Э42 погрешности стабилизации пушки могут быть уменьшены в 1,5 раза (с 0,25/0,45 мрад до 0,16/0,30 мрад по ВН/ГН соответственно). В этом случае погрешность наведения пушки в момент выстрела smb, являющаяся одной из основных составляющих суммарной погрешности стрельбы, может быть уменьшена в 1,5 - 2,0 раза (с 0,20/0,30 мрад до 0,10-0,15/0,10-0,15 мрад по ВН/ГН соответственно), т.е, доведена до значений, меньших погрешностей технического рассеивания снарядов и сопо­ставимых с погрешностями технической подготовки пушки. Практическое устранение по­грешности дополнительного рассеивания снарядов по вертикали из-за переносной скорос­ти при вертикальных колебаниях корпуса танка (σдр<0,05 мрад) обеспечит дополнительное повышение точности стрельбы на 20-25% по показателю дальности действительной стрель­бы, а для изд. 195 - на 15-20%, по сравнению с заданными значениями по ТТТ.
В настоящее время требования по обеспечению эффективной прицельной стрельбы с ходу на скоростях движения на 30,0-35,0 км/час предъявляются и к современным зарубеж­ным танкам. По имеющейся информации выполнение этих требований будет обеспечивать­ся за счет совершенствования подвески и системы подрессоривания танков типа М1А2 и «Леклерк».
Суммарное повышение точности стрельбы с ходу за счет реализации мероприятий по системе подрессоривания танков типа Т-90 и Т-80У может составить по ДДС на 400-500 м (-20%), по вероятности попадания на ≈1416% на дальностях 2,0-2,5 км соответственно. Поисковые возможности экипажа танка при стрельбе с ходу будут практически на уровне поисковых возможностей при стрельбе с места.
Литература
1.Виброударные воздействия на экипажи танков и БМП - М, ЦНИИинформации, 1981г.
2. Александров А.О., Шпак Ф.П. Оценка погрешностей воспроизведения параметров колебаний корпуса ВГМ на аналоговом моделирующем комплексе. ВБТ, №4, 1988г.
3.Лайтхман И.Е. Исследования влияния возмущающих воздействий при движении ганка и структуры системы управления огнем на точность наведения танкового артиллерий­ского вооружения. ВНИИТМ, 1978г.
4.Андрусов А.В., Блинов В.П., Лаврищев Б.П. и др. Экспериментальное исследова­ние влияния топографических факторов на точность стрельбы из танка. - ВБТ, 1982г., №1.
5. Александров А.А., Блинов В.П., Лаврищев Б.П., Потемкин Э.К. Влияние колеба­ний корпуса танка на рассеивание снарядов при стрельбе с ходу.-ВБТ, 1988 г., №1.
6.Иванов И.К., Лаврищев Б.П., Потемкин Э.К., Соколов В.Я. и др. Основные факторы, влияющие на точность стрельбы из танка. - ВБТ, 1980г., №2.
7. Методика оценки военно-технического уровня основных танков. 1994 г.
8. Гендугов В.М., Озеров Б.H., Ругаль Н.М. Критерий эффективности подвески танков. - ВБТ, 1980, №6.
9. Абрамов Б.А., Бродский Л.Е., Кутузов В.К., Милов B.C. - Повышение точности стабилизации пушки за счет активной подвески ВГМ. - ВБТ, 1986, №2.
10.Лаврищев Б.П., Потемкин Э.К., Соколов В.Я. - Точность комплексов танкового вооружения по данным войсковых испытаний. - ВБТ, 1985, №4.
11.Павловский Р.И., Чубаренко А.И., Сафонов Б.С. Основы теории боевой эффектив­ности танков. - М., ЦНИИиформации, 1981.
12.Военные гусеничные машины. В 4-х т. Под редакцией Потемкина Э.К. - М., МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1992.