вторник, 1 ноября 2011 г.

Страшное, незабываемое зрелище!

Как бы логически продолжая предыдущие два сообщения, представляем на ваш читательский суд воспоминания участника натурных испытаний танков на воздействие ударной волны, эквивалентной ударной волне ядерного взрыва.


Тумасов В.Д.
начальник отдела бронекорпусов УКБТМ, 
лауреат Государственной премии СССР

Страшное, незабываемое зрелище! 

Cемидесятые годы прошлого столетия. Место нашей командировки – казахстанкские степи, верховье Иртыша, курчатовские места под Семипалатинском. Десять километров от ближайшего населенного пункта. Насколько хватает глаз, всюду голая равнина под палящим солнцем. На горизонте высокие овальные холмы – результат испытаний мощнейшего оружия. По рассказам старожил тех мест, за полный световой день езды на автомобиле в каком-либо направлении не встретишь ни одного человека, не найдешь ни одного ручейка с водой. Средство сообщения этого “оазиса” с “большой землей” – один поезд в сутки на паровозной тяге до Семипалатинска.
В эти места была собрана передовая, на тот период времени, боевая техника всех родов войск Вооруженных сил СССР для проведения испытаний этой техники на воздействие ударной волны от взрыва модели ядерного боеприпаса определенной мощности. Влияние светового излучения и проникающей радиации, естественно, не оценивалась. Эпицентр взрыва – гора взрывчатых веществ высотой с пятиэтажный дом. Вокруг эпицентра расставлена по секторам техника на определенных расстояниях. Подвешены аэростаты. При этом присутствует огромная масса обслуживающего персонала и участников испытаний. До сих пор, физически ощущая кипящую мощь подготовки и проведения этих испытаний, с глубокой горечью приходится констатировать, что испытания подобного размаха в сегодняшней России не проводятся.
Наконец, назначено время удара. Техника запущена, обслуживающий персонал и участники испытаний заняли свои позиции. Удар…!!!  Страшное, но незабываемое зрелище! Море бушующего, взбешенного огня, глыбы разбрасываемой земли и образование зловещего черного “гриба”. Он потянул за облака столб земли, который вскоре возвратился в виде грязного дождя. Через некоторое время нас толкнула взрывная волна. Аэростаты вспыхнули и довольно быстро сгорели, сбрасывая на нас остатки несгоревших частей оболочки. Поражали результаты содеянного. На месте взрыва оказалась воронка в несколько десятков метров глубиной. Боевая техника частично разрушена, положена набок или перевернута, посажена на хвост…
Танки, как ударная сила, были размещены на самом близком расстоянии от эпицентра и, конечно, получили очень сильное воздействие ударной волны. Те, которые были установлены на эпицентр носовой частью, сдвинуты ударной волной до полуметра, а те, которые поставлены бортом – протащены волоком до 0,8 метров. Стекла входных окон прицелов и смотровых приборов выглядели так, как будто их долго терли песком. Пушки с башнями развернуты “по ветру”, топливные баки и ящики ЗИП на надгусеничных полках разорваны, сами надгусеничные полки задраны вверх, передние грязевые щитки сорваны и отброшены от танка до 200 метров, зенитная установка – до 30 метров. На танке Т-62 глыбой земли проломлена крыша над МТО. Но, несмотря на сильное воздействие ударной волны и нанесённые при этом значительные повреждения, танк Т-72 с честью выдержал это испытание. Он своим ходом прибыл в парк, притащив при этом на буксире танк Т-80.
Анализируя результаты испытаний, приходишь к выводу о страшной разрушительной силе ядерного оружия. С чувством глубокого уважения вспоминается демократ ХХ века, академик Сахаров А.А., который, несмотря на притеснения, до последних дней своих боролся за запрещение использования энергии расщеплённого атома в военных целях.

1 комментарий:

  1. Ну, к материалу явно напрашиваются фото Т-72 с испытаний из архива УВЗ.

    ОтветитьУдалить