Пасхальное заявление министра Мантурова об испытаниях танка
Т-14 «Армата» в Сирии немало удивило не только тех, кто работает в этом проекте,
но, вероятно, и министра Шойгу. Просто потому, что «Армата» никогда не покидал пределы
Российской Федерации и, соответственно, ни в какой Сирии не был, да и быть не
мог. Так отчего и для чего такие заявления делает министр Мантуров?
Ответ на этот вопрос находится достаточно быстро, если
вспомнить заголовки публикаций в СМИ на прошлой неделе.
В минувший понедельник, 13 апреля 2020 года, пресс-служба
Западного военного округа, цитируя слова командующего танковым объединением ЗВО
генерал-лейтенанта Сергея Киселя, сообщила о пополнении 1-й гвардейской танковой
армии, первыми модернизированными танками Т-90М «Прорыв».
Т-90М – это действительно современный
российский танк, в отличие от модернизированных Т-72Б3, отвечающий практически
всем требованиям как дня сегодняшнего, так и отчасти завтрашнего. Не побоюсь утверждать,
что «эМка» порвет любой танк любого противника, сама при этом останется
неуязвимой. Впрочем, дифирамбов этой машине со дня ее первого показа на маневрах
«Запад-2018» было пропето уже немало. И вот, эта грозная боевая машина появилась
в войсках в более-менее товарных количествах. Да, это повод для нашей
российской гордости.
Все бы ничего, да вот только в ответ на этот инфоповод,
стрельнуло агентство «Defense Express» из уже не совсем братской Украины. В среду,
15 апреля в статье «Т-90М "Прорыв" у нікуди: чому Росія не змоглазробити навіть "недоАрмату"» на российские танки Т-90М и Т-14 был
вылит ушат протухших помоев. Т-90М назвали "недоАрматой" и
"прорывом в никуда".
В качестве аргументов приводились обращения к древней
истории. Мол Т-90М – это никакой не новый танк, а перепиленный Т-90, принятый
на вооружение в России еще в 1992 году. Что тот в свою очередь является лишь
модернизацией Т-72 и когда-то в «девичестве» именовался Т-72БУ. Авторы наброса
почему-то не расшифровывают аббревиатуру «БУ»: «Б усовершенствованный». Вероятно
потому, что в голове у обывателя данное сочетание букв имеет не слишком хорошие
ассоциации с сокращением выражения «бывший в употреблении», что как бы должно
добавлять негатива. Однако, о чем это говорит? Лишь об отсутствии более
серьезной аргументации, да о проблемах с неймингом в российском военном
ведомстве и ОПК.
Еще одна старая песня – о главном – о двигателе. Defense
Express напомнило, что на Т-90М стоит дизель В-92С2Ф – перефорсированный вариант
В-2, стоявшего еще на Т-34. Ну так и что с того? Машина с ним успешно ездит,
полностью удовлетворяет всем требованиям по подвижности, более того,
превосходит по удельной мощности большинство НАТОвских образцов. Украинские инфоборцуны,
вспоминают выход из строя двигателя В-92С2 на танке Т-90С на испытаниях в
индийской пустыне Тар в 1999 году, утверждая на основании этого, что такие
дизеля не могут применяться на танках в жарком климате. Дескать сильно
перегреваются и танки встают. Не буду тут расписывать, что и как на самом деле происходило
двадцать лет назад в индийской пустыне – кому интересно без труда найдут и
прочтут историю об этом, скажу лишь, что Индия – страна где обострены отношения
между армией и промышленностью и соответственно, качеству продукции идущей в
войска уделяется огромное внимание, стала закупать Т-90С с «плохим» и «устаревшим»
двигателем сотнями. Так же сотнями эти танки с этими двигателями в России
закупает северо-африканский Алжир и при этом не возмущается. Не стоит забывать,
что Алжир, это хоть и северная, но таки Африка! И проблем с перегревом тамошние
военные на Т-90С не замечают. Наверное, из Киева вид лучше… Тут я замечу, что украинская армия
комплектуется танками с дизельными двигателями так же еще советской разработки:
5ТДФ, 6ТД, 6ТД-1, поставляют на экспорт в Китай и Пакистан 6ТД-2. Точнее
поставляли – об этом факте ныне нужно говорить в прошедшем времени, ибо тот же
Китай отказался от приобретения этого украинского чуда техники в пользу
лицензионных европейских образцов. Да и ставили в Китае украинские движки
только на экспортные танки, идущие в бедные лимитрофии. И да, украинские
танковые двигатели – это перепиленные авиационные двигатели «Юнкерса» Jumo 205,
которые немцы сделали еще в начале 30 годов прошлого века – почти сто лет тому
назад, но и у немцев они особого успеха не имели.
А еще наши украинские эксперты демонстрируют, как ловко
могут манипулировать цифрами. При отсутствии точной информации о массе танка
Т-90М, они оперируют заявлениями о том, что его вес не превышает 50 тонн. Делят
его на мощность двигателя 1130 л.с. и получают удельную мощность – один из
важных параметров подвижности в 22,6 л.с./т. А потом сравнивают почему-то с аналогичным
параметром танка Leopard-2A5 (24 л.с./т) – машиной начала все тех же 90-годов с
картонной броней, которая еще тогда пробивалась любой российской пушкой чуть ли
не на вылет. С тех пор прошло 20 лет, за которые немецкая «кошка» несколько
подросла. Добавляя защиты немецкий танк неуклонно рос в своей массе и в современном
Т-90М виде, на образцах Leopard-2A7+ и Leopard-2A7V весит уже под 70 тонн, что дает
удельную мощность 21,4 л.с./т. При этом «Леопарды» по-прежнему даже в лобовой
проекции уязвимы для снаряда, выпущенного из пушки Т-90М. И кстати, свою
историю немецкий танк ведет с 70-х…
Еще один танк, с которым сравнивают по удельной мощности Т-90М
– это российский же Т-80У, принятый на вооружение еще в 1985 году. Этот танк
легче, а его газотурбинный двигатель, в отличие от дизеля мощнее – 1250 л.с. (а
на форсаже так вообще 1400 л.с.). Но, во-первых, Т-90М с Т-80У не воевать, а
во-вторых, почему-то украинские коллеги молчат, о том, что Т-80У жрет топлива в
три (!) раза больше, чем любая «семдесятдвойка» или «девяностый». Может быть по
этому их даже в СССР выпустили всего-ничего – соляры с керосином на такого не
на пасёшься!
Но смешнее читать о том, что Т-90М имеет «обрезанную»
систему управления огнем от «Арматы» Т-14. Типа это плохо. Но на самом деле,
СУО Т-90М и Т-14 отличаются куда серьезнее, чем представляют украинские
эксперты. На данный момент СУО Т-14 – это одно из самых совершенных, самых
продвинутых и передовых СУО в мире. Так что, если его для Т-90М немного «подрезали»,
оперируя логикой Defense Express, то скорей всего это не так уж и плохо. Но в
том то и дело, что Defense Express, не имеют понятия о реальных возможностях данных
систем на российских танках. Упоминаемая в их тексте СУО «Калина», описанна в
ряде статей, по состоянию на 2005 год, т.е. на момент первых предложений по
созданию экспортного варианта модернизации Т-90С (ОКР «Прорыв-2»). С тех пор,
эта СУО не единожды подверглась трансформации и в финальной версии для танка
Т-90М (ОКР «Прорыв-3») стала существенно более совершенной. В общем, тут над «экспертной»
оценкой можно только посмеяться.
К чему такие пространные сравнения? Да все очень просто – в свое
время, Украина, получившая независимость, очень активно торговала на мировом
рынке оружия. Имея мощную машиностроительную промышленность, она в начале
1990-х получила и исполнила крупный контракт на поставку танков своего
собственного производства в Пакистан. С тех пор на Украине не оставляют попыток
вернуться на этот рынок, повторить успех. С конца первого десятилетия нашего 21
века Украина ведет активную информационную компанию по продвижению своих танков
и очернению конкурентов – в первую очередь России. В 2011 году им удалось
подписать контракт на поставку в Таиланд 49 танков «БМ Оплот-T». Но одно дело
подписать, а совсем другое исполнить. За десятилетия простоя, харьковский завод
им.Малышева утратил квалификацию в танкостроении. В результате контракт
несколько раз был на гране срыва. Сроки сдачи постоянно продлевались. Изготовление
растянулось на долгие 7 лет – в среднем по 7 танков в год. Попользовав
украинские танки, армия Таиланда отказалась от дальнейших их закупок,
обратившись к Китаю за танками VT-4.
Тем не менее, исполнение Украиной данного контракта, а так же модернизация на
заводе им.Малышева крупных партий танков Т-64, Т-72 и Т-80 для Вооруженных сил Украины,
несколько укрепили производственные возможности предприятия. Осознание этого
факта, разбудило реваншистские амбиции. В общем, Defense Express, как рупор украинского
ОПК, взялся за старое – расхваливаем свое собственное и мочим конкурентов. Очернение российского танкостроения – вот цель
статьи, опубликованной им в среду.
Ну а что у нас, в России, на фронте инфоборьбы? А у нас долго
думали – аж до воскресенья – и не придумали ничего лучше, чем ответить
откровенной ложью. Дело в том, что «Армата» даже в России еще госиспытания не
проходила, чего уж о Сирии говорить?! Один из деятелей российского танкпрома
любит повторять фразу: «Наши изделия сам говорят за себя», - мол, в
дополнительной рекламе они не нуждаются. Увы такая позиция, в купе с
отсутствием правдивой объективной информации о состоянии отрасли (а нам есть
чем гордиться), системной работы в части маркетинга, вынуждает вмешиваться
лично министра. Цель заявления Мантурова – перебить негативную повестку. Да,
заявление, сделанное на таком высоком уровне, своей цели добилось. Вчера только
ленивый об «Армате» в Сирии не писал. Но на самом деле, произошедшее - позор.
Позор в том, что лично министр вынужден заниматься ответом частному консалтинговому
агентству. Позор в том, что министр транслирует откровенную ложь. А кто
проверит?
Наше танкостроение покрыто завесой секретности плотнее чем
РВСН и ядерное оружие. Это удобно. Секретность обеспечивает приятные бонусы в
виде доплат к окладам, но что важнее, она позволяет скрывать ошибки и недочёты,
уходить из-под критики, прятать некомпетентность от общественности и
налогоплательщиков. И не сколько в плане техническом, сколько в управленческом.
Однако времена давно изменились – информатизация общества способствует срыванию
покровов – утаить сейчас что-либо в принципе невозможно. Так вот «Армата»
Россию не покидала. Да и зачем?
Что такого есть в Сирии, что нельзя воспроизвести в России в
целях испытаний? Там нет противостоящих танковых армад. Самый совершенный танк,
в который можно выстрелить – турецкий Leopard-2A4 – танк 80-х годов прошлого
века, который при желании легко расстреливается из Т-55 и Т-62. Городская
застройка так же легко имитируется на наших полигонах. Жара… так у нас есть
районы с не менее жарким климатом. Возможно, тут ключевое слово «война»,
означающее, что можно не только пострелять во врага, но и посмотреть, как
машина и экипаж будут себя ощущать под вражеским обстрелом. Но я не верю в
крепость нервов наших руководителей, в их решимость подвергнуть свой персонал
такому риску. В противном случае, это уже где-то за гранью человечности.
Посадить же в «Армату» сирийцев – ну не смешите… у нас даже на параде экипажи
этих танков находятся под плотным патронажем заводских специалистов с одной
стороны (в силу технической сложности) и ФСБэшников – с другой (в силу особой
секретности).
Мне могут возразить и привести пример «испытаний» в Сирии
другой «новинки» российского танкпрома – БМПТ. Увы… эти так называемые
испытания преследовали только одну цель – пропагандистскую. Для этого все что
требовалось – «засветить» машину на территории САР. Что и было с успехом исполнено.
Но в случае с «Арматой» такого нет. Все что мы видим в Сети – это старые фейковые
фото, типа того, что вынесено в заглавие этого материала. Фейковые фото,
выдающие желаемое за действительное.
Подведем итоги: заявление Мантурова – это всего лишь выстрел
в информационной войне. К сожалению, выстрел себе же в ногу. Он достиг цели в
части смены информационной повестки, но обнажил системный кризис – провал работы
в части маркетинга российского танкпрома, отсутствия возможности оперативного и
качественного ответа на инфоугрозы. Отчего и почему такое произошло – это уже
отдельная тема.
Источник
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий