суббота, 6 апреля 2019 г.

Король гантраков для спецопераций

Подмосковный «Самум» — бронетачанка XXI века


«Самум». Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

13 января достоянием общественности стала информация о том, что Подольский электромеханический завод (ПЭМЗ) продолжает работу над проектом своей мобильной многоцелевой артиллерийской установки, известной как «Самум». Сообщается, что завод готов к созданию «арктического» варианта своего изделия, устанавливаемого уже не на колесном, а на гусеничном шасси. Помимо этого, прорабатывается возможность превращения «Самума» в автономное роботизированное изделие. 

Что же представляет собой «Самум» и какие этот проект имеет перспективы? В вопросе разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.
«Самум». Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

Мода на «автотачанки»

Вооруженные конфликты конца XX — начала XXI века изрядно способствовали росту популярности разнообразных «гантраков» и «техничек», то есть кустарно вооруженных гражданских автомобилей повышенной проходимости. Сочетание высокой огневой мощи и большей, чем у бронетехники, скорости, сделало гантраки эффективным решением для сопровождения колонн, патрулирования местности, а также внезапных атак с применением тактики «бей и беги». 

Легкие, маневренные и, что немаловажно, дешевые, эти машины превратились на просторах Ирака, Ливии и Ирана в подлинные «автотачанки» современности. Поскольку часто в этот самопальный вид боевой техники переделывались автомобили марки Toyota, военный словарь даже обогатился новым специальным термином — Toyota War…

Вышеописанная тенденция привлекла внимание представителей отечественного ОПК. В конце концов, если в горячих точках столь востребованы гантраки кустарного производства, то почему бы не противопоставить им аналогичную по назначению технику, но созданную уже на военных предприятиях? 

Конструирование в духе Toyota War полноприводников, вооруженных разнокалиберными пулеметами, легкими минометами и зенитными «спарками», многим производителям показалось делом несложным, но достаточно выгодным. Теоретически такие гантраки можно было бы поставлять не только в регулярные войска, но и в разного рода иррегулярные формирования, количество которых в зоне современных вооруженных конфликтов, как правило, достаточно велико.

В том, что мода на «автотачанки» у российских производителей непрерывно растет, можно было убедиться, регулярно посещая международные военно-технические форумы «Армия». С каждым годом разнообразных гантраков, выставляемых в экспозиции данных форумов, становилось все больше и больше.

В какой-то момент ПЭМЗ тоже решил «быть в тренде» и выкатил на «Армию» свою бронетачанку XXI века под грозным названием «Самум». Неплохо забронированный внедорожник, позади кабины которого красовалась дистанционно управляемая 23-мм зенитная «спарка», выглядел достаточно эффектно и неизменно привлекал к себе внимание посетителей «Армии».

Начальник транспортного отдела Подольского электромеханического завода Владилен Бичинев рассказал корреспонденту ФАН о «Самуме». 


«По сути, наша машина — это вооруженный багги. Название «Самум» можно понимать по-разному. Это и сильный шквал, сопровождающий песчаную бурю, и аббревиатура, расшифровывающаяся как «Сверхмобильная артиллерийская многоцелевая установка модернизированная». «Самум» — это наша инициативная разработка. Впервые она была показана на «Армии-2017»…»
«Самум». Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

Убойная штучка

Расскажем о «Самуме» поподробнее.

Масса этой машины в снаряженном состоянии составляет 6500 кг, ее грузоподъемность — 1500 кг, а экипаж — три человека. «Самум» имеет колесную формулу 4x4, пневмогидравлическую подвеску с возможностью жесткой фиксации для предотвращения раскачивания при стрельбе, композитную броню, 3/5 класс баллистической защиты, двигатель в 200 л.с., скорость до 160 км/ч, запас хода 1000 км, возимый боекомплект в 1000 23-мм бронебойно-зажигательно-трассирующих и/или осколочно-фугасных снарядов. Установленная на машине зенитная пушечная установка ЗУ-23/30М способна поражать наземные цели на расстоянии до 2,5 км, а воздушные — на высоте до 1,5 км. 

Убойная штучка, чего уж там.

Оптико-электронная аппаратура, установленная на «Самуме», позволяет обнаруживать цели на удалении порядка 8 км — как в дневных, так и в ночных условиях. 

По информации производителя, «Самум» может вести обстрел воздушных и наземных целей в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах работы. При этом оператору совершенно необязательно находиться непосредственно рядом с зенитной «спаркой» — управлять ее можно и из защищенной композитной броней кабины «Самума». 

Кстати, о целях, по которым может работать «Самум». Согласно данным разработчиков, их установка предназначена для защиты объектов от ударов тактических истребителей, штурмовой авиации, вертолетов, а также некоторых типов беспилотных летательных аппаратов, действующих на малых и предельно малых высотах. «Самум» способен эффективно поражать цели, сбрасываемые на парашютах. Наземные, а также надводные легкобронированные цели, скопления живой силы противника — это тоже «профиль» «Самума». И все это он умеет уничтожать в любое время суток и в условиях ограниченной видимости.

Проще говоря, изделие ПЭМЗ способно в зоне прямой видимости вполне уверенно сбивать беспилотники, «шить» вертолеты, бронеавтомобили и бронекатера, а также бороться с пулеметчиками и снайперами.

На начало осени 2018 года «Самум» находился еще в стадии доработки. По словам Владилена Бичинева, разработчики планировали усилить вооружение «Самума» за счет установки ПЗРК «Игла» или «Верба». К концу же года появилась информация, что пушечно-ракетный вариант «Самума» уже готов. 

Впрочем, не только вооружение установки можно улучшить. 


«Главное — «научить» нашу разработку вести эффективный огонь на ходу. Возможно, усилим бронирование, благо шасси и двигатель более чем позволяют это сделать, — сообщил в беседе с корреспондентом ФАН начальник транспортного отдела ПЭМЗ. — Еще я, наверное, «поиграл» бы с длиной шасси. Сейчас пушка находится прямо над осью, а это не самое оптимальное решение. На больших скоростях оно может негативно сказаться на точности ведения огня».

Впрочем, и без указанных доработок ТТХ установки обеспечивают «Самуму» качественное превосходство над гантраками кустарного изготовления. Вряд ли мы погрешим против истины, если скажем, что «Самум» также переигрывает по своим ТТХ и большую часть отечественных «автотачанок» промышленного производства.
«Самум». Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

«Самум» ждет покупателя

Остается один, но важнейший вопрос — кто станет счастливым покупателем «Самума»? Ответить на него не так просто, как может показаться. 

Нестандартное шасси, собранное с использованием элементов вседорожника «Тигр», автомобиля повышенной проходимости «Урал» и бронетранспортера. Кабина, защищенная композитным бронированием. Серьезно доработанная зенитная «спарка» с системой дистанционного наведения и оптико-электронной системой наведения. Все это превращает «Самум» в весьма дорогое удовольствие. 

Неудивительно, что реальные перспективы продаж такой техники вызывают у специалистов определенный скепсис. Дело в том, что большинство потенциальных иностранных пользователей подобных машин банально не имеет средств на приобретение серийной боевой «колесницы». А значит, предпочтет, как показывает пример Ливии, Сирии и Ирака, «эконом-вариант» в виде монтажа своими силами того же ДШК на доморощенный пикап. 

Те же, у кого средства есть, явно предпочтут любому хорошему вооруженному гантраку пусть плохой, но бронетранспортер, а то и танк. Российская армия, по имеющейся у ФАН информации, по крайней мере, до лета минувшего года особой заинтересованности в приобретении «Самума» тоже не демонстрировала.

Тем не менее, на «Армии-2018» Бичинев заявил, что машина вызвала интерес у ФСО и «Росгвардии». Полагаем, что «Самум» показался бы вполне симпатичным и российским ССО. Думается, появись гантрак производства ПЭМЗ чуть пораньше, он отлично проявил бы себя в той же Сирии. Впрочем, не исключено, что еще проявит.
«Самум». Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

Модули и роботизация

Под занавес 2018 года, когда ПЭМЗ отмечал свой столетний юбилей, генконструктор «Самума» Умахан Умаханов внезапно сообщил, что завод ведет переговоры о поставках машины с 12 государствами. 


«Насколько я знаю от специалистов «Рособоронэкспорта», именно столько стран хотят приехать к нам и ознакомиться с нашей техникой с целью ее дальнейшего приобретения», — добавил Умаханов. 

Тогда же он заявил, что на 2019 год у ПЭМЗ есть контракт на производство 20 «Самумов» в интересах «одной из зарубежных стран».

От себя добавим — не исключено, что этой зарубежной страной окажется как раз Сирия.

Понятно, что 20 «Самумов» — это мелкосерийное производство, не лучшим образом сказывающееся на стоимости изделия. При этом, одновременно с доработкой колесной версии «Самума», ПЭМЗ задумался и о других вариантах своей установки — возможно, более привлекательных для потенциальных покупателей. Умахан Умаханов объявил о готовности разработчиков «Самума» переработать вооружение колесного варианта установки таким образом, чтобы его можно было монтировать на разных носителях. 


«Мы разрабатываем беспилотный дистанционно-управляемый модуль, который можно будет устанавливать на любые самодвижущиеся платформы — бронетехнику или корабли. Это будет развитие темы «Самума». Сроки создания зависят от получения заказов, пока это исключительно инициативная разработка», — уточнил генеральный конструктор.

Умаханов добавил, что в случае получения заказа от Минобороны России или из-за границы работы по беспилотной артустановке ускорятся — весь цикл от разработки до начала серийного производства займет около 2—3 лет.

Надо полагать, что вчерашняя новость о готовности ПЭМЗ установить вооружение «Самума» на гусеничное «арктическое» шасси (ДТ-30ПМ, МТЛБ, боевая машина огневой поддержки и сопровождения «Торос»?) и заняться созданием роботизированного боевого модуля является производной от ранее озвученной Умахановым идеи «беспилотного дистанционно-управляемого модуля».
«Самум». Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

При всей логичности этих предложений, само их озвучивание представителями ПЭМЗ говорит о том, что пока желающих купить «Самум» не так уж много. Словом, будущее российского «короля гантраков» — по-прежнему под вопросом, по крайней мере пока. 

Не исключено, что в будущем ситуация может измениться. Например — после успешных испытаний «Самума» в Сирии.


Автор: Андрей Союстов

Комментариев нет:

Отправить комментарий