Продолжаю сериал про тягачи и БРЭМы на базе танка Т-34. Краткое содержание предыдущих серий: как ни странно, но первыми придумали переделывать линейные танки Т-34 в тягачи наши противники – немцы. В силу крайнего дефицита этого танка на фронте, переделка неисправных «тридцатьчетверок» в тягачи была разрешена только в очень ограниченных количествах и непосредственно накануне величайшей танковой битвы. После Курской дуги, опыт использования Т-34 в качестве тягача сочли успешным и весной 1944 года, после того как на фронт массово пошла новая модификация танка, было решено начать производство тягачей из Т-34/76 силами уже танкоремонтных заводов.
Производство тягача Т-34-Т обр.1944 года продолжалось примерно год, до окончания Великой Отечественной войны. Но вот кончилась война. И что? С одной стороны, танковая мощь Страны Советов росла как на дрожжах. С другой – наблюдался серьезный некомплект штатной численности средних танков в войсках, при том, что имелось большое количество танков устаревших типов, в том числе Т-34-76. Эти танки, еще далеко не выработали свой ресурс, но характеристики вооружения не соответствовали реалиям времени. Еще хуже дела обстояли с тракторами и тягачами. Так, согласно справки-докладу командующего БТ и МВ генерал-лейтенанта Ермолина, поданной на имя замминистра ВС СССР генерала армии Н.А. Булганина 25 декабря 1946 года, для обеспечения бронетанковых и механизированных войск по штатам мирного времени требуется 2573 трактора. При этом в наличии имелось всего 943 тягача и трактора. Из них только 500 исправных. 157 машин требовали среднего ремонта, а 286 – капитального. Таким образом некомплект, без учета машин капитального ремонта составлял 1916 тракторов.
«Доукомплектовать бронетанковые войска тракторами не представляется возможным, так как промышленность тяжелых тракторов не изготовляет, а имеющиеся в войсках тракторы (ЧТЗ, СТЗ и другие) маломощные и сильно изношены», - пишет Ермолин (ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94670. Д. 23. Л. 7-8). Выход командующему виделся один: «Для обеспечения бронетанковых войск средствами эвакуации, учитывая опыт применения во время войны в качестве тягачей танков Т-34, негодных для боевого использования, полагал бы целесообразным разрешить командующему БТ и МВ ВС использовать 705 танков Т-34 с 76-мм пушкой, требующих капитального ремонта, для переделки в тягачи. Эти танки являются устаревшими танками, прошли уже по нескольку ремонтов и в боевом составе бронетанковых войск использованы быть не могут». В связи с этим интересен еще один документ – Справка доклад начальника ГБТУ ВС командующему ВТ и МВ ВС маршалу бронетанковых войск Богданову о дальнейшем использовании танков Т-34-76.
Здесь леща серьезно урезали, сократив число потребных тягачей на базе Т-34-76 практически в два раза: с 705 до 357 единиц.
Стоит отметить, что еще в начале 1946 года Постановлением Военного совета БТ и МВ Красной Армии по перспективам строительства БТТ на период 1946-50гг было запланировано возбудить ходатайство перед Народным комиссаром обороны о выдаче задания на трактор для эвакуации тяжелых и средних танков с силой тяги на крюке до 20 тонн и лебедкой с силой тяги до 100 тонн.
В частности, в ходе мероприятия, генерал-лейтенант Сосенков заявлял следующее: «Нам необходимо создать свой танк-тягач наподобие американского ремонтного танка Т-2, но с подъемным устройством для подъема башни и выемки агрегатов. Такой танк-тягач необходимо ввести в штаты танковых полков и организовать планируемый правительством выпуск их на танковых заводах промышленности». (ЦАМО Ф.38.Оп.100828.Д.6.Л.1-22)
Однако эти благие пожелания так и остались в мечтах. Реалии были более прозаичными. Максимум на что была способна промышленность СССР в те годы – это возобновление выпуска тягачей Т-34-Т.
Ученики ФЗУ на практике на БТРЗ №17 заняты на работах по выпуску Т-34-т обр.1944г. г.Львов. Октябрь, 1947г
Работы по их выпуску были развернуты и по состоянию на 1 января 1948 года велись на следующих предприятиях:
Ремонтный завод №17 г.Львов – 2 ед в месяц
Ремонтный завод №65 г.Брянск – 2 ед. месяц
Ремонтный завод №12 г.Саратов – 2 ед. месяц
Ремонтный завод №115 г.Харьков – 2 ед.месяц
Послевоенный ремонт тягачей Т-34-Т обр.1944г. обоих типов на БТРЗ №115 в Харькове
Все эти предприятия принадлежали УРиС ГБТУ ВС (ЦАМО Ф.38.Оп.118887.Д.19.Л.51-53)
Продолжение следует...
Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!
Автору на кофе и приобретение новых архивных документов:
Карта Сбербанка: 5469160012600552
Карта Альфа-банка: 4154812036015711
Карта Tinkoff Bank: 5213243772608277
Кошелек Яндекс-Деньги: 41001844511329
Pay Pal : alexeykhlopotov@gmail.com
Ваша помощь и материальная поддержка - лучший стимул к моей дальнейшей работе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий