вторник, 27 марта 2012 г.

«Рособоронэкспорт» на выставке «ФИДАЕ-2012»

«Рособоронэкспорт» на выставке «ФИДАЕ-2012»

На международной выставке военной и авиационно-космической техники «ФИДАЕ-2012» (27 марта – 1 апреля 2012 г., Чили, г.Сантьяго) ОАО «Рособоронэкспорт» представляет более сотни современных образцов российской продукции военного назначения.
Россия является традиционным участником салона с 1994 года, поэтому для нашей страны «ФИДАЕ-2012» – юбилейный, десятый по счету. В небе над Сантьяго не раз демонстрировались лучшие российские разработки, в том числе истребители семейств «Су» и «МиГ». В 2002 году группа чилийских парламентариев прямо на выставке совершила ознакомительный полет на борту вертолета Ми-17. В 2008 году прошли полеты вертолета Ка-32, а в 2010 – уникального самолета-амфибии Бе-200.
«ФИДАЕ» – идеальная площадка для продвижения российской продукции военного назначения в Латинской Америке. По итогам 2011 года на этот регион пришлось более 14% от общего объема поставок по линии ОАО «Рособоронэкспорт».
«Мы оцениваем латиноамериканский рынок как очень перспективный. С момента своего создания «Рособоронэкспорт» проводит целенаправленную политику по укреплению позиций России в регионе. За прошедшие годы нам удалось выйти на обсуждение конкретных проектов фактически со всеми странами континента. Это не значит, что все они воплотятся, но для нас главное, что идет интенсивный диалог, мы видим растущую заинтересованность в наших предложениях», - отметил начальник департамента анализа и перспективного планирования ОАО «Рособоронэкспорт» и глава делегации на выставке Сергей Свечников.
Экспозиция ОАО «Рособоронэкспорт» формируется с учетом актуальных потребностей на том или ином рынке. В этом году особое внимание уделено новейшему истребителю Су-35, учебно-боевому самолету Як-130, по вертолетной тематике – известным военно-транспортным вертолетам типа Ми-17, транспортно-боевому Ми-35М. Другой акцент – эффективные средства ПВО, в частности ПЗРК «Игла-С», а также ЗРК «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э». По сухопутной тематике представлены некоторые новейшие разработки российского ОПК – противотанковый комплекс «Корнет-ЭМ» и модернизированный танк Т-90С.
«Необходимо подчеркнуть, что «Рособоронэкспорт» предлагает не просто готовые образцы. Мы рассчитываем, что нам удастся реализовать со странами региона программы по организации лицензионных и совместных производств, провести перспективные НИОКР. Некоторым странам уже переданы предложения по работе в этих направлениях. Мы стремимся к максимальному расширению и углублению военно-технического сотрудничества с нашими партнерами», – отметил Сергей Свечников.
В ходе выставки делегация ОАО «Рособоронэкспорт» намерена обсудить с партнерами вопросы по совершенствованию послепродажного обслуживания, созданию сервисных центров, а также обеспечению эффективной подготовки специалистов. В частности, на стенде компании специалисты смогут получить информацию по современным тренажерным системам для различных видов вооруженных сил.
ОАО «Росборонэкспорт» представляет:
Техника военно-воздушных сил: многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК2, фронтовые истребители МиГ-29М/М2, учебно-боевой самолет Як-130, военно-транспортные вертолеты типа Ми-17, транспортно-боевой Ми-35М, боевой Ми-28НЭ, разведывательно-ударный Ка-52, легкий многоцелевой Ка-226Т, поисково-спасательный Ка-27ПС, противолодочный Ка-28, вертолет радиолокационного дозора Ка-31, а также широкий спектр воздушных средств поражения.
Средства ПВО: ЗРК «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», ЗРС «Антей-2500» и ЗРПК «Панцирь-С1», ПЗРК «Игла-С» и комплект аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» для ракет этого типа, большая номенклатура РЛС.
Техника и вооружение сухопутных войск: модернизированный танк Т-90С, боевая машина огневой поддержки БМПТ, боевая машина пехоты БМП-3М, бронетранспортер БТР-80А, самоходный противотанковый комплекс «Хризантема-С», РСЗО «Смерч», модернизированная САУ «Мста-С» под калибр 155 мм, самоходное артиллерийское орудие «Нона-СВК», ПТРК «Корнет-ЭМ», различная инженерная техника, широкий спектр оружия ближнего боя и боеприпасов.
Военно-морская техника: дизель-электрические подводные лодки «Амур-1650» и пр. 636, фрегаты «Гепард 3.9» и пр. 22356, сторожевые корабли «Тигр» и пр.11356, катера «Мираж», «Мангуст», «Соболь», различные комплексы корабельного вооружения, средства контроля за морской обстановкой.
В центре внимания:
Многоцелевой истребитель Су-35. На этом сверхманевренном истребителе применены технологии пятого поколения. Кроме того, к особенностям Су-35 следует отнести его оснащение новейшими двигателями 117С с повышенной тягой и увеличенным ресурсом, комплекс бортового оборудования на основе цифровой информационно-управляющей системы, а также РЛС «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой, которая способна обнаруживать цели на расстоянии до 400 км. Все это обеспечивает его превосходство над самолетами 4-го поколения.
Учебно-боевой самолет Як-130. Может успешно использоваться не только для эффективного обучения пилотов, но и в качестве легкого боевого самолета. Он экономичен и отличается высоким уровнем безопасности, его система управления способна в учебных целях имитировать полет на различных типах истребителей. Кабина Як-130, оборудованная большими (6х8 дюймов) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции «стеклянной кабины», а органы управления – концепции HOTAS. Масса боевой нагрузки Як-130 составляет 3 тонны. Самолет оснащен различными видами управляемого и неуправляемого оружия.
ЗРК «Бук-М2Э». Один дивизион «Бук-М2Э» способен одновременно обстреливать до 24 целей, летящих с любых направлений на дальностях от 3 до 45 км на высотах от 15 м до 25 км, в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника. Принципиальное отличие от предыдущей модификации – «Бук-М1» – применение в РЛС сопровождения целей фазированной антенной решетки, увеличившей огневую производительность комплекса в 4 раза. Комплекс эффективен даже для поражения надводных объектов и обстрела наземных радиоконтрастных целей.
ЗРК «Тор-М2Э».      Батарея нового четырехканального «Тор-М2Э» в составе четырех боевых машин способна одновременно поразить 16 целей, летящих с любых направлений на дальности до 15 км и высоте до 10 км в любых погодных условиях, днем и ночью. Высокий уровень автоматизации и уникальные алгоритмы боевой работы позволяют до минимума сократить участие боевого расчета. Если речь идет об отражении массированного воздушного удара – конкурентов у «Тор-М2Э» попросту нет.
ПТРК «Корнет-ЭМ»: За счет введения автомата сопровождения цели в «Корнет-ЭМ» фактически реализован принцип «выстрел и забыл», а также повышена точность сопровождения цели и вероятность попадания во всем диапазоне дальностей. Максимальная дальность стрельбы «Корнет-ЭМ», в зависимости от типа боеприпаса, составляет 8 км или 10 км. Бронепробиваемость ракеты с кумулятивной боевой частью достигает 1100-1300 мм. Новый комплекс может поражать воздушные цели (БПЛА, вертолеты, атакующие самолеты штурмовой авиации), что качественно повышает возможности подразделений в бою.

понедельник, 26 марта 2012 г.

Окончание холодной войны поставило крест на тяжелой супер-БМП

В истории мирового танкостроения время от времени самые передовые, казалось бы, разработки не доходили до конвейера по разным причинам: из-за своей сложности, из-за того, что цена намного превысила ту, что первоначально планировалась. Или из-за смены военно-политической ситуация в мире. Из недавних можно вспомнить российский танк, известный как Т-95. А в начале 90-х такая же незавидная судьба постигла тяжелую БМП "Мардер-2".

В середине 80-х годов министерство обороны ФРГ объявило среди приоритетных программ разработку новой БМП "Мардер-2", потребность в которой оценивалась в 2500 машин. В 1988 г. работы над ней были поручены фирме "Краусс-Маффей".
 В 1991 г. новая БМП вышла на полигонные испытания. По сравнению со своей предшественницей, она являлась совершенно новой машиной, их объединяло лишь общие название и компоновочные решения.
 
Вместимость машины – 9 человек, в том числе три члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) находятся в башне, а механик-водитель впереди корпуса справа. Все члены экипажа имеют собственный люк в крыше корпуса. Боевое отделение с башней кругового вращения находится в средней части корпуса. В задней части боевого отделения оборудованы места для шести десантников. Вход и выход десантников осуществляется через кормовую двустворчатую дверь; амбразуры для ведения стрельбы из машины в боевом отделении отсутствуют. Корпус и башня сварные.
 
Особенностью конструкции корпуса БМП являлось использование в нем элементов брони, именуемой иногда как "чобхэм второго поколения". Благодаря этому лобовая броня корпуса, по утверждению разработчиков, выдерживает попадание кумулятивных снарядов танковых пушек калибра 120- 125 мм, а в целом броневая защита "Мардер-2" равна защите многих современных основных танков.
 
Для двухместной башни фирма "Рейнметалл" разработала стабилизированную в двух плоскостях автоматическую бикалиберную пушку Mk-35/50 Rh-503. Ее особенностью является наличие двух быстросъемных взаимозаменяемых стволов калибра 35 и 50 мм.
 Пушка имеет электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее беззвеньевое питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм – для боевых целей. Для пушки разработаны перспективные подкалиберные и осколочно-фугасные снаряды. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, по бортам башни установлены гранатометы для постановки дымовых завес. В цифровую систему управления огнем типа "EFLA" входит новый дневной/ночной прицел командира со встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель, а также навигационная аппаратура. 

В казанском командном танковом училище осваивают Т-90

Курсанты высшего военного танкового училища Казани на неделе выехали на военный полигон в Тоцк, что в 200 км от Оренбурга. Уже много лет именно туда наши танкисты отправляются, чтобы произвести штатные стрельбы. Сами говорят - только так ощутили всю мощь танка и российской армии.
Впрочем, интересно и место проведения этих стрельб. Долгое время наименование Тоцк звучало весьма угрожающе, ведь именно на этом полигоне в 1954 году прошли учения с испытанием ядерного оружия. Корреспондентам нашей телекомпании довелось вместе с казанскими танкистами увидеть сегодняшний Тоцк, внимательно отследить и ход их учений, и быт, и почувствовать, какого оно быть на настоящем военном полигоне в танке. Эксклюзивный репортаж об этом корреспондента KZN.TV Алены Деминой.

Полигон "Тоцкий". 200 км от Оренбурга. Уже больше века этот полигон остается одним из самых крупных в стране учебных центров. Здесь студенты военных учебных заведений и солдаты срочной службы впервые стреляют настоящими боевыми орудиями. Мечтать об этом они начинают сразу как только наденут военную форму!
Валерий Миронченко, начальник Казанского высшего военного училища: "Сегодня мы выполняем контрольные стрельбы штатным выстрелом из танков Т-90, Т-72 и Т-80. Что такое штатные выстрелы? Это, если сравнить с работниками сельского хозяйства, когда люди целый год готовились к этому мероприятию, сеяли, пахали, а сегодня пожинают свой труд. Сегодня молодые солдаты, которых мы набрали два-три месяца назад, выполняют стрельбу штатным выстрелом. Настоящий боевой снаряд, осколочно-фугасный".
Казанское танковое училище с 2007 года является единственным в России военным училищем, готовящим офицеров-танкистов командного профиля. И стреляет на тоцком полигоне с незапамятных времен. Это раньше выезжали с палатками и кухней, а сегодня восхищенной барышне впору воскликнуть - ах, какой у вас танк, ах какая у вас пушка! Сегодня здесь есть почти всё, только свои танки перегнали за 8 суток.
Рамиль Закиров: "Моя мечта с детства - стать танкистом. Командир танка Т-80 в будущем. Я сам хотел танкистом стать. Четвертый месяц служу. Хочу в дальнейшем стать командиром".
Александр Зарубин, ефрейтор: "Посчастливилось попасть в танковое училище. Чувство гордости переполняло меня, так как в танковых войсках служил и мой дед".
Сначала ребята прилежно учатся и сдают экзамены старшим по званию. Потом ещё проходят обучение на тренажёрах, они полностью повторяют военную технику, ожидающую свой экипаж на полигоне.
Альфред Яруллин, капитан: "Мы находимся в учебном корпусе, в классе, где находится тренажер. На нем солдаты обучаются проведению стрельб. Сначала на тренажере отрабатывают, потом на танке в реальных условиях... Они находятся на тренажере, а я наблюдаю за их действиями на компьютере. Вижу их ошибки".
Танки грязи не боятся, их не моют, а перекрашивают - любят шутить сами танкисты. Но на полигоне об этом и думать некогда. Главное - все сделать правильно. И справляются! Из полсотни стрелявших трое получили "отлично", остальные - "хорошо"!
Алексей Мекка, рядовой: "Мои ощущения? После выстрела штатным снарядом я ощутил, что такое мощь танка и мощь нашей российской армии".
Азат Нигматуллин, рядовой: "Никогда не думал, что стану танкистом. Когда исполнил третье упражнение... Незабываемые впечатления... Мне очень нравится та мощь, которую он несет".
Что броня крепка и танки наши быстры - подтверждает каждый из этих ребят. Они еще учатся, но многие готовы превратить это в свою будущую профессию, потому пришли сюда не только по повестке, но и по зову сердца.
В сентябре все эти ребята смогут заслуженно отпраздновать день танкиста. И специально для тех, кто в танке не был - они расскажут и о своем первом выстреле, который запомнили на всю жизнь. И о школе мужества, которую прошли. И о том, как горячо на сердце от мыслей от родном доме.
"Хочу, чтобы все служили в армии, почувствовали мощь и гордость. Это великая честь - служить Отечеству. Я хочу пожелать родным здоровья, счастья и, конечно, благополучия".
"Всем молодым людям советую идти в армию. Ничего такого тут нет. Здесь увлекательно и интересно. Потрогать оружие должен каждый мужчина. Привет всем, кто меня узнал, всем кто служит и служил и домашним родным близким всем привет".
"Никакой дедовщины. В армии стало служить лучше, чем два года назад. Проведенная реформа коснулась многого, как продовольствия, так и денег и быта. Жить стало гораздо приятнее. Передаю привет девушке маме и сестренке".
"Привет маме, отцу, что родили меня таким, какой я есть и стал танкистом. Друзьям, моим товарищам, что меня поддерживали. Привет всем".
Gur Khan: от себя добавлю, для пущей ясности - в училище используются танки Т-90 и Т-90С(!) самых первых выпусков (1992-94гг), доставшиеся ему частично по наследству от ликвидированного ныне Челябинского танкового института.

суббота, 24 марта 2012 г.

ППШ для танкистов

Пистолет-пулемет ковровского конструктора-оружейника Г.С.Шпагина, известный так же как автомат ППШ, давно и прочно причислен к легендарным образцам отечественного оружия времен Великой Отечественной войны. Однако много ли мы знаем о нем?
Совсем недавно на интернет-форуме WW2 была выложена на опознание фотография, на которой изображен советский боец с автоматом весьма необычной конструкции.
Определение образца вызвало немалые дискуссии. А между тем на фото мы видим уникальный экземпляр - модификация автомата ППШ для вооружения экипажей танков Т-34. Назывался он ППШ-2, ППШ-42 или ППШ-42У. Опытная партия таких автоматов была выпущена в конце 1942 (отсюда и "42" в маркировке) - начале 1943 года. Сколько всего было выпущено точно не известно, называется количество более 100, но менее 1000. ППШ-42/-42У был снят с производства в виду недоработок и освоения ППС-43Т. Впрочем ППС-43Т тоже в серию не пошел.
Из воспоминаний инженера Олега Залесского:
 "Уже в августе 1941 года подразделения Красной Армии, формировавшиеся в Москве, стали получать новенькие ППШ непосредственно на заводе. Первое время красноармейцам вручали автоматы с комплектом из трех дисков, "индивидуально" подогнанных к конкретным пистолетам-пулеметам, но вскоре автоматы и магазины стали взаимозаменяемыми.
Осенью линия фронта приблизилась к столице, и оба завода эвакуировали в Предуралье, разместив на территории только что построенного предприятия, предназначенного для выпуска текстильного оборудования. Оттуда уже в декабре 1941 года ППШ пошли в действующую армию.
   В 1942 году автомат модернизировали, заменив прицельную планку простым поворотным устройством для стрельбы на две дистанции, и разработали рожковый магазин на 35 патронов. Он быстрее и удобнее заряжался, да и носить запасные "рожки" было легче. Для танкистов создали укороченный автомат со складным металлическим прикладом, которым охотно пользовались и десантники.
   Тогда же в Москве было развернуто кооперированное производство ППШ: узлы и детали делали на разных заводах, а собирали оружие на одном. Подобным образом выпускали ППШ еще и в Красноярске, на вывезенном из Ленинграда радиозаводе. А на Горьковском автомобильном заводе шпагинские пистолеты-пулеметы делали полностью. И во всех случаях организация производства проходила сравнительно быстро и без особых затруднений."

РГАСПИ, фонд 644, опись 2, дело №114, стр.104

По материалам форумов WW2, talks.guns.ru, ВИФ2NE (сообщение уч-ка Taranov), блог
yuripasholok.livejournal.com.

9К37 "Бук" и его модификации


   9К37 «Бук» и его модификации «Бук-М1» (9К37М и 9К37М1) — самоходный зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах (от 30 м до 14-18 км), в условиях интенсивного радиопротиводействия.
   Работы над новым зенитным ракетным комплексом 9К37 «Бук» на замену комплексу 2К12 «Куб» были начаты в январе 1972 года. Совместные испытания комплекса были начаты в 1977 году на полигоне Эмба в ноябре и продолжались до марта 1979-го, затем комплекс в полном составе был принят на вооружение.
   Сразу после принятия ЗРК 9К37 были начаты работы по дальнейшей его модернизации. Испытания модернизированного комплекса были проведены в 1982 году. По их результатам ЗРК «Бук-М1» был принят на вооружение.
    Анализ результатов испытаний показал, что по сравнению с базовым вариантом зона поражения была значительно увеличена, вероятность поражения крылатых ракет не менее 40%, вертолёты сбиваются с вероятностью от 60 до 70%, зависшие вертолёты на дальностях от 3,5 до 10 км могут быть поражены с вероятностью от 30 до 40%. Введена возможность распознавания трёх классов целей: самолёта, вертолёта, баллистической ракеты.
Внедрены технические и организационные мероприятия для эффективного противодействия противорадиолокационным ракетам. Все средства ЗРК «Бук-М1» имеют полную взаимозаменяемость с элементами комплекса базовой модификации.
ЗРК БУК М2Э на выставке "Russian Expo Arms - 2009" в Нижнем Тагиле. Фото Р.Сорокина.
   С началом малой модернизации комплекса 9К37 развернулись работы над созданием и глубоко модифицированного варианта, способного вести огонь по 24 целям. По сравнению с предыдущими модификациями зона поражения самолётов была увеличена до 50 км, вероятность поражения крылатых ракет на дальностях до 26 км — от 70 до 80%, вертолёты могли быть поражены с вероятностью от 70 до 80%. Максимальная скорость обстреливаемых целей 1100 м/с навстречу и 300—400 м/с вдогон. Комплекс может быть развёрнут за 5 минут, темп стрельбы составляет 4 секунды, а время реакции — 10 секунд. В 1988 году комплекс был принят на вооружение ПВО СВ.
  Из-за развала Советского Союза и тяжёлой экономической ситуации России серийное производство комплекса развёрнуто не было. Спустя 15 лет, документация на комплекс была доработана под современную элементную базу серийного производства.  С 2008 года комплекс поступил в войска Российской Федерации.
   В декабре 1992 года распоряжением Президента Российской Федерации были начаты работы над комплексом 9К37М1-2 «Бук-М1-2». Основной задачей модернизации было внедрение ЗУР 9М317 в уже существующие средства ЗРК 9К37М1 «Бук-М1». Доработка комплекса проводилась в период с 1993 по 1996 годы. В 1998 году ЗРК 9К37М1-2 «Бук-М1-2» был принят на вооружение Российской Федерации.
   В 1990-е годы был разработан и прошёл совместные испытания вариант комплекса «Бук-М2Э». Все средства комплекса размещены на колёсных тягачах повышенной проходимости типа КрАЗ и полуприцепах «ЧМЗАП».
   Активно ведётся работа по созданию новых комплексов войсковой П ВО, в том числе перспективного ЗРК «Бук-МЗ». Ожидается, что он будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

Газета ОАО «Уралтрансмаш» «За победу!» №7 (5274) март 2012г.

Новая перспектива "Уралтрансмаша"

Перспективное направление!
2 марта на ОАО «Уралтрансмаш» произошло знаковое событие — выпущен первый образец новой для предприятия продукции — гусеничное шасси ГМ-569 для самоходной огневой установки 9А310 зенитно-ракетного комплекса «Бук».
    К моменту выезда машины из ПТК-880 на улице в ожидании собралось много желающих не упустить этот важный момент в истории завода. Директорат предприятия во главе с генеральным директором Ю. С. Комратовым, военпреды 5584 ВП, председатель профкома, начальники и работники производственно-технических комплексов, задействованных в производстве.
Первый экземпляр шасси ГМ-569 выпущенный "Уралтрансмашем"
   Машину рассматривали, заглядывали внутрь, обходили со всех сторон, обсуждали её параметры и возможности. Свежевыкрашенная, поблёскивающая на появляющемся время от времени солнышке, мощная и красивая боевая машина ждала старта. Наконец, заурчав, завёлся мотор, машина вздрогнула и резко двинулась с места, затем неожиданно легко, словно и не было в ней многотонного веса, быстро побежала по дороге, развернулась и плавно встала на прежнее место.
ЗРК БУК М2Э на выставке "Russian Expo Arms - 2009" в Нижнем Тагиле. Фото Р.Сорокина.
    Не знаю, как все, а я испытывала возрастающее чувство гордости за свой завод, на котором стало возможным производство такой серьёзной боевой машины, за людей, создавших и собравших этот уралтрансмашевский «первенец», за тот потенциал, который имеет и постоянно наращивает наше предприятие.
   Надо отдать должное, машина на испытаниях не подвела. Она действительно пробежала свой первый прогон по территории предприятия быстро, легко и красиво, вызвав у присутствующих массу положительных эмоций.
   — Гусеничное шасси для боевых средств ЗРК «Бук» — первая машина, собранная на уральской земле, и к ней, естественно, предъявляются повышенные требования, — отметил генеральный директор Ю. С. Комратов. — Это новое для нас направление, но направление перспективное. Далее машина должна пройти квалификационные и «полевые» испытания и затем уже пойти в серийное производство. Думаю, жизнь покажет, что на этом не надо останавливаться, а дальше развиваться, заниматься новыми моделями шасси для средств ПВО.
Посмотреть на пробег новой для Уралтрансмаша техники, поздравить заводчан с этим событием приехал генеральный директор завода им. Калинина Н. В. Клейн.
  — Я эту машину знаю, сидел за рычагами не один раз. Прогон она прошла хорошо, двигается свободно, — делится он своими впечатлениями. — ЗРК «Бук» — машина скоростная, но требующая отработанного плавного хода. На ней много чего ещё сверху будет установлено, но она должна всё это возить походкой балерины, чтоб, не дай Бог, ничего не повредить. Коллективу завода желаю дальнейших успехов, удачи и перспектив в освоении, совершенствовании и запуске в серию шасси для ЗРК «Бук».
Т. ШАМАГИНА.
Газета ОАО «Уралтрансмаш» «За победу!» №7 (5274) март 2012г.

Второе рождение «Бука»


 В 2010 году Департаментом промышленности вооружений, боеприпасов и спецтехники было принято решение «организовать дублирующее производство гусеничных шасси ГМ-569 и их модификаций с внедрением современных технологий, материалов и комплектующих в конструкции узлов и деталей, для чего определить ОАО «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) в качестве предприятия-дублёра».
ЗРК БУК М2Э на выставке "Russian Expo Arms - 2009" в Нижнем Тагиле. Фото В.Вовнова.
    Без малого два года напряжённого труда потребовалось на реализацию этого решения. В начале марта 2012 года приёмной комиссии был представлен первый образец шасси, сработанный руками заводчан. Его появление потребовало реконструкции производства, решения многих организационных и структурных задач, налаживания устойчивой кооперации с предприятиями - поставщиками комплектующих и покупных изделий, адаптации к условиям производства конструкторской документации с переводом её в электронный вид.
   Невольно возникает вопрос — ради чего так «пахали»? Приоритетов два. Первый — вернуть заводу утраченные в 90-х годах лидирующие позиции по выпуску современного носителя вооружений. Есть носитель — есть практически неограниченный портфель заказов.
   Если вспомнить 60-70 - е годы прошлого столетия, на которые пришёлся расцвет предприятия, его «лебединая песня», то они прямо были связаны с наличием освоенного в серийном производстве носителя вооружений — шасси от САУ СУ-100П. На нём создано семейство военных гусеничных машин от гусеничных минных противотанковых заградителей ГМЗ до зенитно-ракетного комплекса 2К11 «Круг», от «букета» самоходно-артиллерийских установок «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт» —до систем спецвооружений. Производство было загружено по максимуму — работали в две-три смены, а нередко и в выходные.
  С запуском в производство в 1989 году САУ 2С19 «Мста-С» на танковых базовых узлах, завод утратил собственный носитель, лишился базы для создания перспективных систем вооружений и военной техники, а без базы шился и заказов. Сейчас представился уникальный шанс вернуть лидирующие позиции.
   Шасси ГМ-569, используемое в армейском самоходном зенитно-ракетном комплексе 9К37«Бук» и его модификациях — универсальное. Это, пожалуй, единственный оставшийся в российской армии носитель вооружений, обладающий современными эксплуатационными и техническими параметрами, не уступающий лучшим зарубежным образцам в своём классе. Энергоёмкая подвеска, гидромеханическая трансмиссия с гидрообъёмным механизмом поворота, высокая грузоподъёмность — прекрасная база для создания перспективного семейства вооружений и спецмашин в интересах любого вида вооружённых сил. Кроме нас, такие шасси выпускает только Мытищинский машиностроительный завод (ОАО «ММЗ»), он же головной разработчик этого шасси. Однако в свете объявленной программы перевооружения российской армии до 2020 года мощностей этого предприятия оказалось недостаточно. Встал вопрос об организации параллельного производства шасси на заводе-дублёре. Но для производства столь сложного в конструкторском и технологическом отношении изделия требовалось не просто машиностроительное предприятие, а современный завод с высоким производственно-технологическим потенциалом и опытом разработки и производства подобной продукции.
    В конкурентную борьбу вступили несколько заводов оборонно-промышленного комплекса. Победили мы благодаря настойчивости, активной и твёрдой позиции генерального директора предприятия Ю.С. Комратова.
   Серийное производство шасси — серьёзная загрузка на годы вперёд, но, главное, как и в 60-70-е годы прошлого столетия, открывается перспектива создания на нём новых образцов военной техники уже собственной разработки. Данное направление станет прорывным. Это и есть второй приоритет. Второе рождение обновлённого предприятия накануне своего 200-летнего юбилея. Успехов, заводчане!

А. ВОЛКОВИЧ.
Газета ОАО «Уралтрансмаш» «За победу!» №7 (5274) март 2012г.