четверг, 6 октября 2011 г.

"Хризантема-С" в Ливии

Маленькая сенсация!
У ливийских "повстанцев" обнаружились  ПТРК "Хризантема-С":
"...Премьер остановился возле еще одной установки. Ее разработчик доложил, что "Хризантему-С" разработали как противотанковый комплекс. На них был заказ и для ливийской армии.
— Поставили три штуки,— доложил разработчик.
— И где они сейчас? — негромко переспросил премьер.
— Пропали во время последних боевых действий в Ливии. Судьба их неизвестна,— признался разработчик.
— Да, ливийская заявка...— повторил премьер.— Больше не надо...".

Целиком было тут:
http://www.kommersant.ru/doc/1770599

среда, 5 октября 2011 г.

T-90MS «TAGIL»: FIRE POWER

The version in English:

Т-90МС «Тагил»: Огневая мощь



УБМ «Прорыв» унифицирован под установку пушек 2А46М-5 или 2А82 с размещением транспортера с боекомплектом автомата заряжания в районе днища корпуса.

       2А46М-5. Гладкоствольная пушка 2А46М-5, представляет  хорошо известное модернизированное орудие 2А46М (Д-81ТМ). Конструкция модернизированной пушки обеспечивает взаимозаменяемость с пушкой 2А46М (2А46М-1) с заменой бронезащиты и узлов крепления цапфенных устройств с установкой дополнительных уравновешивающих грузов на танковых заводах. Кроме новых выстрелов, конструкция пушки обеспечивает применимость выстрелов всех типов и индексов из боекомплекта пушки 2А46М, включая ТУР. Модернизированная пушка 2А46М-5 имеет следую¬щие конструктивные отличия от серийных пушек 2А46М:
• ствол имеет дифференцированный допуск по разностенностенности, в дульной части   
   разностенность не более 0,6мм,
• жесткость ствола повышена до 420 кгс/см,
• стволы  пушек  2А46М-5 взаимозаменяемы   со стволами пушек 2А46М;
• направляющие ствола в люльке призменного типа,
• уменьшена консольность ствола в люльке и с чем удлинения горловины люльки на 160  
    мм;
• задняя направляющая с короба люльки перенесена на более жесткую обойменную часть, выполнена наплавкой бронзы,  такая конструкция исключила быстросъемного соединения трубы с казенником;
• введены дополнительные люфтовыбирающие устройства в горловине люльки (2шт.), в люфтовыбирающих устройствах вместо упоров  применены ролики, чем исключено влияние износа упоров на поджатие ствола к направляющим люльки и снижено усилие трения в этом соединении заменой трения скольжения на трение качения;
• применены безлюфтовые цапфенные узлы с упругими роликами и обратным клином, за счёт чего влияние люфта в цапфах на точность стрельбы уменьшено;
• для автоматического учёта изгиба ствола при стрельбе на дульной части трубы предусмотрено крепление отражателя устройства учёта изгиба ствола (УУИ).
По сравнению с пушкой 2А46М точность 2А46М-5 повышена на 15-20%, суммарное рассеивание при стрельбе сходу понизилось в 1,7 раз. Пушка в 2003 году закончила государственные испытания, в 2005 году была принята на вооружение Российской Армией и серийно производится на Екатеринбургском артиллерийском заводе №9. В настоящее время 2А46М-5 устанавливается на все танки Т-90А, сходящие с конвейера «Уралвагонзавода».
          2А82. Гладкоствольная пушка повышенного могущества с автоскрепленным и частично хромированным стволом 2А82 является абсолютно новой разработкой, лишь внешне схожей со 125мм танковыми пушками предыдущего поколения.
Достигнутый уровень энергетических характеристик пушки 2А82 позволяет обеспечить значительное превосходство над серийными и разрабатываемыми отечественными и зарубежными аналогами. Дульная энергия пушки 2А82 существенно больше дульной энергией широко известной пушки Rheinmetall Rh 120/L55. По техническому уровню превосходство новой пушки оценивается в 1,2-1,25 раза. Особенно впечатляющие значения имеют коэффициент использования металла и удельная нагруженность ствола – важнейшие параметры характеризующие совершенство конструкции.
         УДП Т05БВ-1. В качестве дополнительного вооружения на модернизированном танке имеется традиционная спаренная с пушкой установка пулемета 6П7К ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 выстрелов, а также новая дистанционно-управляемая пулеметная установка УДП Т05БВ-1 модульной конструкции. 
 УДП предназначена для ближней самообороны, подавления и уничтожения танкоопасной живой силы (пехоты) противника на дальностях до 1500 м. Для обеспечения этих задач вполне достаточно пулемета винтовочного калибра. Поэтому в качестве основного варианта оснащения ДУ предусмотрен 7,62-мм пулемет 6П7К ПКТМ с боезапасом 800 патронов в двух магазинах  УДП смонтирована в кормовой части башни чуть позади панорамного прицела командира, чтобы обеспечивать круговой обстрел (сектор ведения огня УДП составляет 316°). УДП скомплексирована с панорамным прицелом командира. Имеет двухплоскостную стабилизацию. Углы вертикальной прокачки от -10° до +45°.  имеет собственный низкоуровневый телевизионный прицел, интегрированный в СУО «Калина». Управление УДП дублировано и может осуществляться как командиром, так и наводчиком. Сигнал с прицела УДП выводится на основные панели командира и наводчика, при этом ведение огня может осуществляться и по данным основного прицельного комплекса с использованием соответствующих тепловизионных каналов.
Разумеется, установка УДП удорожает стоимость модернизации, однако разработчиками модернизированного танка предусмотрен альтернативный, «бюджетный» вариант дополнительного вооружения: у люка командира предусмотрена установка пулемета на вертлюге (две точки установки). На ней могут быть установлены пулеметы калибра 7,62 мм 6П6 ПКМ, 6П41 «Печенег», FN MAG, либо калибра 12,7 мм 6П50«Корд» и FN Browning M2. При этом обеспечиваются следующие углы обстрела: по горизонтали - на правый борт 102°, на левый борт 88°( с дополнительной точкой установки - 168°) и от +30° до -10° по вертикали.
Реализация в УБМ «Прорыв» новейших отечественных наработок в области артиллерийских систем и боеприпасов обеспечивает модернизированному Т-90 огневое превосходство над всеми существующими танками, включая новейшие «Leopard 2А7+» (Германия), XK-2 (Южная Корея), «Altay» (Турция), Type 10 (Япония).

Подробнее смотри в журналах "Арсенал.Военно-промышленное обозрение" №5/2011 и "Техника и Вооружение: вчера, сегодня, завтра" №11/2011.

«Уралвагонзавод» взял курс на США

Новым партнером госкомпании может стать Caterpillar

Иностранным стратегическим партнером государственного «Уралвагонзавода» может стать американская Caterpillar. Компании хотят вместе выпускать двигатели большой мощности, дорожно-строительную технику и развивать вагоноремонтный бизнес. Производство будет запущено на мощностях челябинского завода «ЧТЗ-Уралтрак», в который «Уралвагонзавод» планирует вложить 13 млрд руб. От Caterpillar российские партнеры ждут в первую очередь технологий и новых разработок.

Гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко рассказал „Ъ”, что компания выбрала ключевого партнера по развитию производства двигателей, дорожно-строительной техники и ремонта вагонов — это американская Caterpillar. По словам топ-менеджера, «как один из вариантов» рассматривается создание СП. Подробнее схемы сотрудничества разрабатывает специально созданная рабочая группа. В частности, «сейчас обсуждается то, как именно юридически будет оформлено партнерство, пока нет однозначного ответа, будет ли это именно СП или производство продукции по лицензии». Объем вложений в совместные проекты пока окончательно не определен. В Caterpillar в выходные на запрос „Ъ” не ответили.
Caterpillar выпускает широкую линейку дорожно-строительной техники от тракторов до карьерных самосвалов, а также дизельные двигатели и энергетическое оборудование. Чистая прибыль компании в 2010 году составила $2,7 млрд, выручка — $42,6 млрд. Компания открыла завод в России (в Тосно Ленинградской области) еще в 2000 году, но он в основном выпускал комплектующие для сборочных предприятий в Восточной Европе. Лишь в 2010-м на заводе началось производство большегрузных экскаваторов, объем производства на первом этапе планировался на уровне 1,5 тыс. машин в год.
Двигатели и дорожно-строительную технику компании будут выпускать на мощностях челябинского «ЧТЗ-Уралтрак», 80% акций которого принадлежат «Уралвагонзаводу». «Партнерство с Caterpillar будет развиваться в первую очередь в области выпуска дизельных двигателей мощностью до 4 тыс. лошадиных сил, которые устанавливаются на суда, локомотивы, карьерные самосвалы и другую тяжелую дорожно-строительную технику,— пояснил гендиректор «ЧТЗ-Уралтрака» Семен Млодик. — Мы надеемся, что производство начнется уже в 2012 году, в дальнейшем рассчитываем достигнуть уровня локализации в 70%-80%». По словам топ-менеджера, объемы производства не превысят 1 тыс. двигателей в год, поскольку стоимость этой продукции высока — цена одного двигателя большой мощности может достигать $100 тыс. При этом «ЧТЗ-Уралтрак» продолжит самостоятельно разрабатывать и производить собственные двигатели мощность от 100 до 2,5 тыс. лошадиных сил, подчеркивает Семен Млодик.
«Еще один сегмент, где мы смотрим на сотрудничество с Caterpillar как с мировым лидером, — это производство трубоукладчиков», — добавляет Олег Сиенко. По словам Семена Млодика, производство может быть запущено тоже с 2012 года и «в дальнейшем расшириться на другую дорожно-строительную технику». Сейчас «ЧТЗ-Уралтрак» выпускает две модели трубоукладчиков средней мощности (максимальная грузоподъемность составляет 27-41 т), но рассчитывает расширить модельный ряд за счет разработок американской компании. Caterpillar предлагает на российском рынке четыре модели трубоукладчиков большой и средней мощности максимальной грузоподъемностью 18-91 т.
Кроме того, по словам господина Сиенко, «Уралвагонзавод», который является крупнейшим в России производителем вагонов, планирует партнерство в вагоноремонтном бизнесе с дочерней компанией Caterpillar Progress Rail Services Corporation. Progress Rail осуществляет техобслуживание вагонов в основном в США, а также в Канаде, Мексике, Бразилии, Италии, Германии и Великобритании. «У них хорошая традиция и технологии по сопровождению всего жизненного цикла вагона и его ремонту, это нас привлекает», — заявил Олег Сиенко. По словам топ-менеджера, завод хочет сосредоточиться на вагоноремонте и производстве запчастей для вагонов, поскольку в ближайшие годы из-за перенасыщения рынка продажи новых вагонов стабилизируются и даже сократятся. «Progress Rail располагает большими компетенциями в вагоноремонтной отрасли и может предоставить свои технологии»,— добавляет Семен Млодик.
Руководство «Уралвагонзавода» рассчитывает, что партнерство с американской компанией позволит модернизировать «ЧТЗ-Уралтрак». Весной завод обнародовал программу технического перевооружения завода на 13 млрд руб. Инвестпрограмма будет финансироваться из средств, «выделяемых в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы», а также за счет средств корпорации и привлеченных средств». Теперь Олег Сиенко сообщил „Ъ”: «Если у нас будет возможность не полностью вкладывать в модернизацию деньги, а привлечь часть этих средств за счет наших партнеров, которые дадут нам технологии и новые разработки, то мы пойдем этим путем или совместно вложимся в разработку новой продукции».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что сейчас «в России компетенции в области производства двигателей большой мощности невелики, это нишевый и высоко востребованный продукт», поэтому «Уралвагонзавод» и Caterpillar могут рассчитывать «на стабильные заказы и закупки». «Спрос на трубоукладчики сейчас тоже должен быть, поскольку активно развиваются проекты по строительству газопроводов», — полагает эксперт. Он считает, что под брендом Caterpillar «Уралвагонзавод» может рассчитывать на крупные заказы. Но, добавляет аналитик, американская компания «вряд ли будет инвестировать деньги в модернизацию „ЧТЗ-Уралтрака”». Как и в случае АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan, поясняет Владимир Беспалов, скорее всего, это будет вклад технологиями и оборудованием.
Егор Попов
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1787324

Рубцовск


Блог «Gur Khan attacks!», военно-патриотический сайт «ОТВАГА» и фирма «КомпьютерЛэнд» представляют:
Корпорация «Уралвагонзавод» - крупнейший оборонный машиностроительный холдинг России.

Рубцовский филиал ОАО «НПК «Уралвагонзавод»
г.Рубцовск


Основными направлениями деятельности Рубцовского филиала научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» являются:
-проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, выполняемых в оборонно-промышленном комплексе России;
-проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ с целью создания и производства образцов новой военной техники и технологий;
-разработка и производство специальных военных гусеничных машин;
-проведение НИОКР по гусеничным машинам народно-хозяйственного назначения, сельскохозяйственной технике, а также их производство и сбыт.
Рубцовский филиал является единственным предприятием корпорации, производящим боевые разведывательные машины для сухопутных войск. Одним из таких изделий является боевая разведывательная машина БРМ-3К, которая предназначена для ведения войсковой разведки в любое время года и суток в условиях ограниченной оптической видимости в составе разведывательных подразделений. 
Оборудована радиолокационной станцией, тепловизионным прибором наблюдения, лазерным дальномером, ночным активно-импульсным и перископическими дневными приборами наблюдения, аппаратурой навигации и ориентирования, электронным вычислителем обработки информации, средствами связи и передачи данных. 
В машине предусмотрены места для размещения аппаратуры для организации выносного наблюдательного пункта.
Специальный комплекс приборов разведки позволяет не только производить поиск, обнаружение и опознавание целей в любое время суток в условиях ограниченной оптической видимости, но и производить обработку и передачу полученной развединформации пунктам приема на удалении до 100 км (при необходимости до 350 км).

БРМ-3К сохраняет высокие характеристики базовой машины – боевой машины пехоты БМП-3: отличную маневренность, большую скорость передвижения, хорошую проходимость и возможность преодоления водных преград на плаву с помощью водометных движителей, достаточную броневую защиту. Машина вооружена автоматической пушкой 2А72 калибра 30 мм и спаренным пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм.
 Тепловизионный прибор разведки 1ПН71 предназначен для наблюдения и разведки открытых и замаскированных наземных целей в ночное время при условиях плохой видимости или при дымовых и световых помехах.
дальность опознавания цели типа танк: не менее 3 км
Активно-импульсный прибор разведки 1ПН61 предназначен для разведки и определения расстояния до цели в условиях естественного ночного освещения.
Максимальная дальность опознавания цели типа танк:
в пассивном режиме – 1,3 – 1,5 км
в активном режиме – 2,5 – 3 км
Лазерный дальномер 1Д14 предназначен для разведки в условиях оптической видимости, определения координат цели и подготовки данных для артиллерийского огня.
Максимальная дальность опознавания цели: 10 км
Радиолокационная станция 1РЛ-133-3
Дальность обнаружения радиолокатором целей типа танк: 10-12 км
Вооружение: 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм
Максимальная скорость машины: 70 км/ч
Максимальная скорость машины на плаву: 10 км/ч,
   Запас хода: 600 км.
Еще одна уникальная разработка предприятия -  подвижной разведывательный пункт ПРП-4МУ, предназначенный для ведения разведки неподвижных и движущихся наземных целей, днем и ночью, в любых метеорологических условиях при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 градусов на высоте до 3000 метров над уровнем моря.
ПРП-4МУ оборудован радиолокационной станцией, тепловизионным прибором наблюдения, лазерным дальномером, ночным активно-импульсным и перископическим дневным прибором наблюдения, аппаратурой навигации и ориентирования, коммутационной аппаратурой, средствами связи и передачи данных, аппаратурой для организации выносного наблюдательного пункта.
ПРП-4МУ сохраняет высокие характеристики базовой машины –боевой машины пехоты БМП-1.
Дальность обнаружения целей радиолокатором: 12 км
Дальность опознавания цели дальномером: 10 км
Дальность опознавания цели активно-импульсным прибором ночного видения: 3 км
Дальность опознавания цели тепловизионным прибором: 3 км
Скорость движения машины: 65 км/ч;
 Вооружение: пулемет ПКТМ
Ремонтная машина гусеничная РМ-Г предназначена для технической разведки и текущего ремонта танков и БМП, оказания помощи экипажам в проведении технического обслуживания техники в боевых условиях.
Оснащенность машины позволяет выполнять:
-буксирование неисправных и поврежденных управляемых и неуправляемых боевых машин пехоты из-под огня противника;
-ведение технической разведки на поле боя днем и ночью;
-проведение грузоподъемных работ при ремонте и техническом обслуживании танков и БМП;
-проведение текущего ремонта, включая электросварочные работы;
-транспортирование запасных частей, материалов и инструмента общей массой до 1000 кг;
-ускоренную подзарядку АКБ в обеспечиваемых машинах;
-электропуск двигателей танков и БМП от системы электроснабжения РМ-Г.
Скорость движения: 65 км/ч
Вооружение: пулемет ПКТ
Грузоподъемность грузовой платформы: 1000 кг
Грузоподъемность крановой установки: 3000 кг
Максимальный ток сварочного оборудования: 300 А
Наряду с разработкой и изготовлением военной техники предприятием освоен выпуск гусеничных машин повышенной проходимости народнохозяйственного назначения.
Снегоболотоходный гусеничный транспортёр-тягач ГТ-ТМ.
Представляет собой машину высокой проходимости с низким удельным давлением на грунт. Машина может преодолевать песчаное и болотистое бездорожье, снежные заносы и водные преграды в любое время года.
Разработанная на базе ГТ-Т машина имеет более высокую плавность хода, скорость и грузоподъёмность.
В передней части машины расположена 3-х местная кабина, для водителя и 2-х пассажиров, в задней части - пассажирский салон на 12 посадочных мест.
Конструкция машины позволяет осуществить буксировку колёсно - лыжных прицепов и специального оборудования обшей массой до 5 тонн.
Максимальная  скорость:
-по суше –до 60 км/ч
-на  плаву- до 6 км/ч
грузоподъёмность-2500 кг
Запас хода  по  топливу-600  км
Число мест:
- в кабине (с водителем) 3
- в кузове-салоне 12
На транспортёре установлены:
- массовый двигатель ЯМЗ-238БВ мощностью 310 л.с.,
- гидрообъёмный механизм поворота,
- автомобильный калориферный отопительный прибор.
Многоцелевое гусеничное шасси МГШ-521 является базой для целого ряда вездеходов различного назначения.
Предназначено для установки различного технологического оборудования массой до 6 тонн и перевозки рабочих бригад в кабине шасси в районах с тяжелыми почвенно-климатическими условиями.
На шасси установлен двигатель ЯМЗ-238БВ
Масса буксируемого прицепа: до 4000 кг
Максимальная скорость: 50 км/час
Запас хода по сухой грунтовой дороге: 400 км
Число мест в кабине (с водителем): 6
На базе данного шасси созданы следующие модификации машин:
- Лесопожарный агрегат ЛПА-521, предназначенный для доставки сил и средств к месту ведения лесопожарных работ, тушения низовых пожаров, ведения профилактических мероприятий;
- Машина гусеничная пассаажирская МГП-522, предназначена для перевозки и отдыха ремонтных вахтовых бригад;
- Машина гусеничная грузовая МГГ-529, предназначена для перевозки различных грузов и оборудования.
Предприятие имеет испытательный полигон, оснащенный специальным оборудованием для проверки вооружения и приборных комплексов машин. Специальное оборудование полигона может использоваться для испытаний вооружения, средств связи и передачи данных, навигационного оборудования, а также проверки подвижных объектов в условиях высоких и низких температур и высокой запыленности.
Предприятие имеет замкнутый цикл производства: от разработки до производства выпускаемой продукции.
Производственный и технический персонал компании имеет богатый опыт в разработке и внедрении в производство различных видов изделий для военно-промышленного комплекса и народного хозяйства.

Интервью с Платоновым В.М.



© Виктор Мураховский

Встречался с Валерием Михайловичем летом этого года в Москве. Тогда он был гендиректором "ЧТЗ-Уралтрак", сейчас назначен замом гендиректора корпорации "Уралвагонзавод". Мощный человек: по фактуре, по взглядам на производство и на жизнь в целом.
Каково сейчас финансово-экономическое состояние предприятия?
Мы пережили очень трудный 2009 год и не менее трудный 2010-й. В 2009 году производство на ЧТЗ снизилось на 65% к уровню 2008 г. Это падение было адекватным падению на многих заводах, выпускающих дорожно-строительную технику в России, Украине, Европе и даже США. В разных фирмах динамика выглядела по-разному. Но, базируясь на информации СМИ и личном общении с главами компаний, мы делаем вывод, что ситуация везде примерно одинаковая.
В 2009 г. мы ставили задачу сохранить производство, кадры, не потерять потенциал. Эту задачу мы выполнили, но 2009 г. закончили с убытками. За 2010 год мы увеличили объем реализации на 42%, сохранив производство на уровне 2009 г. То есть рост выручки в 2010 г. произошел за счет реализации продукции со склада, накопленной в 2009 г. В этом году по итогам пяти месяцев ситуация пока благоприятная: объемы производства увеличились на 55%, реализация возросла на 30%. Здесь видно отставание в цифрах (объемы производства растут темпами, опережающими темпы роста объемов реализации), потому что есть проблемы со сбытом продукции. Хотя спрос на рынке сегодня растет. Но рынок очень не простой. Например, потребность в лесных машинах, которыми укомплектовываются пожарно-химические станции в борьбе с лесными пожарами, предполагает закупку нашей техники. У нас ряд машин изготовлен под конкретного заказчика, но финансирования нет и реализация в этом плане отстает.
На текущий год мы имеем оптимистичный и пессимистичный план. Пессимистичный предполагает рост 25% к прошлому году, оптимистичный — 50%. И тот , и другой варианты возможны, по производству мы укладываемся в оптимистичный, по реализации пока не дотягиваем. Но мы работаем над сбытом. Каковы реальные перспективы? Восстановление производства идет, но идет медленно и я прогнозирую, что на докризисный уровень 2008 г. выйдем к середине или концу следующего года.
Самое неприятное, с чем мы вынуждены были столкнуться в эти годы, это сжатие программы модернизации и технического переоснащения производства. Хотя именно в 2009 году у нас были самые большие капиталовложения в модернизацию производства. Но это связано с тем, что все контракты были заключены ранее и их исполнение пришлось на более поздний период, который совпал с кризисом. Тем не менее, учитывая, что сегодня развитие производства без модернизации не мыслимо, мы серьезно работаем с научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» по бюджетному финансированию нашего перевооружения. На научно-техническом совете корпорации была рассмотрена и одобрена наша программа перевооружения в размере 13 млрд руб. С этого года контрольный пакет нашего предприятия сосредоточился в НПК «Уралвагонзавод», и поэтому НПК имеет серьезные планы инвестирования в наше предприятие, причем не только по нашей традиционной кооперации, которая строилась на танковых моторах. Наша совместная программа предполагает развитие танкового моторостроения, гражданского моторостроения.
Какие имеются перспективы у челябинских дизелей семейства «Т»?
Мы на выставке не случайно поставили машины Д-180-М2 и 4Т-371. Они оснащены двигателями семейства «Т». Д-180 имеет мощность 180 л.с. И весит почти 2,4 тонн. 4Т-370 имеет вес 900 кг, и мощность двигателя у него 190-250 л.с. в зависимости от регулировки. Когда мы в подкапотное пространство, которое было спроектировано под старый двигатель, установили новый, то там теперь «ветер гуляет». Это большой плюс, потому что у трактора есть необходимость ставить дополнительные агрегаты , скажем, нейтрализатор, если требования по экологии будут нарастать, компрессоры и другие устройства. У нас такой резерв по объему есть. Это один момент.
Как я уже говорил, семейство у нас включает двигатели мощностью от 90 до 750 л.с. Мы имеем план очередности доработки моторов, потому что отработка мотора — это не только конструирование, изготовление. Это еще и большой цикл испытаний, корректировки документации, доводки двигателя. 800 часов работы двигателя на испытательном стенде эквивалентно 12000 моточасов в составе машины. У нас моторы наработали на стендах по 800 и более часов. Но когда поставили в трактор, выявилось слабое место в сопряжении стартера и маховика и мы потратили немало времени, для того, чтобы решить эту проблему.
Учитывая, что доводка мотора — это очень трудоемкий процесс, мы ставим задачу: сделать сегодня опытную партию четырехцилиндровых двигателей, на следующий год запустить их в серийное производство, очередной мотор — шестерка, затем восьмерка, потом 12-цилиндровый.
Мы прозондировали рынок, опросив более 50 предприятий, наиболее востребованными оказываются 4-цилиндровые моторы, поскольку они перекрывают ряд мощностей от 160 до 250 л.с. Второй очень интересный двигатель - 8-цилиндровый. 12-цилиндровый двигатель мы тоже собираем, уже третий экземпляр, но это пока будущее. В планах на этот и будущий год выдать готовый 12-цилиндровый двигатель пока не стоит. Также мы сегодня работаем над новыми танковыми моторами, которые заметно превосходят нынешний уровень.
Двигатели семейства «В» сейчас имеют почти тот же возраст, что и ЧТЗ. Какие вы видите перспективы по его модернизации?
По двигателю В-2. Его можно отнести к уникальной конструкции. Двигатель В-2, который первоначально, в танке Т-34, имел мощность 500 л.с., сегодня нами «раскручен» до 1200 л.с. и наши специалисты говорят, что на нем реально получить 1400 л.с. Мы несколько раз пытались завершить судьбу этого двигателя , но сама жизнь выказывает потребность в его использовании.
В чем его достоинства? На Т-34 он имел мощность 500 л.с., а сейчас на Т-90 стоит двигатель 1130 л.с. При этом по габаритам, по массе, эти модификации ничем не отличаются. Его модернизация устраивает и военных, потому что новые модели очень дороги. Поэтому весь мир идет путем модернизации. Эту линию ведут и американцы. Допустим, танк «Абрамс» решено оставить на вооружении до 2050 г. Бомбардировщик В-52 летает уже несколько десятков лет и пока его списывать не планируют. То же самое можно сказать про двигатель В-2 — пока он востребован, мы его будем выпускать. Спрос на него есть.
Но надо сказать, что кроме принципиальной компоновки, от прежнего В-2 в сегодняшнем двигателе уже ничего не осталось. И процесс модернизации развивался постоянно. В конце 70-х годов потребовалось поднять мощность двигателя на танке Т-72, на котором был установлен двигатель В-46 мощностью 780 л.с. И его мощность подняли до 840 л.с. Однако повсеместно возникали отказы двигателя. Завод лихорадило несколько лет. Для решения проблем были разработаны новые конструкторские решения и дальнейшее повышение мощности уже происходило бесконфликтно. Например, был двигатель 840 л.с., а затем мы поставили на производство двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с., то есть прибавили 160 л.с. И эту прибавку с точки зрения проблем по эксплуатации (отказов, дефектов) ни военные, ни наши потребители в Индии не заметили. У нас почти нет рекламаций по мотору в Индии, где сложные условия эксплуатации, температурный режим 50 градусов летом, и танки все время на ходу. Конечно, мелкие огрехи есть, но отказов, серьезных рекламаций, не было, ни в Алжире, ни в Индии, ни в других странах. Это говорит о том, что конструкторские и технологические службы нашли такие решения, которые открыли второе дыхание у двигателя.
На смену этому двигателю у нас есть современные наработки, они значительно более прогрессивны, но пока есть спрос на двигатель В-2, его производство сворачивать не будем по одной простой причине — все попытки модернизации танков Т-72 за рубежом, которыми занималась Франция, Германия по заказу Финляндии , Израиль, заканчиваются неудачей. Например, во Франции по заказу Финляндии поставили на Т-72 двигатели Wärtsilä мощностью 1000 л.с. Во-первый, этот двигатель имеет вес 2,1 тонны, а наш — 1 тонну 20 кг. И все габариты у него другие, моторное отделение в танке приходится переделывать. В нашем варианте снимается старый мотор, ставится новый более сильный мотор, привода, выхлопные трассы немного меняются и больше ничего, остаются те же посадочные места, крепления , сочленения с трансмиссией.
Приведу о многом говорящий пример. Модернизацией танков Т-72 решила заняться немецко-французская фирма. Французы предложили свою разработку: автоматическая трансмиссия в комплекте с французским двигателем. А немцы им пишут, что танк надо модернизировать с русским дизелем. Поэтому фирма обращается к нам с предложением сделать силовую установку на базе нашего двигателя. Он ничуть не уступает французскому, к тому же в два раза легче и в два раза дешевле. Мы имеем колоссальный опыт производства своих двигателей, который нужно сохранить. Так что мотор семейства «В» пока востребован и мы его продаем за немалые деньги.

БРЭМ-80У


В продолжение темы о войсковых средствах ремонта и эвакуации поднятой в статье "Развитие средств ремонта и эвакуации на шасси ОБТ" часть 1 и часть 2 публикуем материал о газотурбинной БРЭМ-80У, разработки омского КБТМ.

     В январе 1997 года омское КБТМ приступило к созданию бронированной ремонтно-эвакуационной машины на базе танка Т-80. Тактико-техническое задание (ТТЗ) было сформулировано предельно просто:
  • максимальное использование узлов и агрегатов базового шасси;
  • превосходство по основным техническим параметрам над всеми известными в данном классе машинами российского и зарубежного производства.