пятница, 20 июля 2012 г.

Модернизация СУО российских танков

В предлагаемой ниже статье специалисты ВНИИТрансмаш - ведущего института промышленности в области разработок бронетанковой техники, ведут речь о концепции модернизации СУО российских танков, реализованной в дальнейшем при выполнении ОКР "Бурлак" и "Прорыв-2", а так же, отчасти, и в ОКР "Армата".
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАНКОВ
И.А. Крюков, В.Н. Лукьянов, Н.А. Лукьянов, В.Я. Соколов
(ВНИИтрансмаш)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г., C.218-221

  В настоящее время основу танкового парка РФ составляют образцы, закупленные еще во время существования СССР. Если при разработке они по своему потенциалу не уступали ни одному из аналогов передовых танкопроизводящих стран, то сейчас образовалось их су­щественное отставание.
Проведенная в последние годы модернизация отечественных танков позволила дос­тичь относительного паритета с зарубежными машинами, однако ряд недостатков все равно остаются. Одним из них является разунифицированность боевых отделений танков типа Т-72, Т-90 и Т-80. Понимая это, Минобороны РФ рассматривает в качестве приоритетного направления дальнейшей модернизации танкового парка России создание унифицирован­ного для всех типов танков боевого отделения (УБО) с оснащением его современными ком­плексами управления огнем, защиты и управлением взаимодействия в составе АСУ танко­вого батальона. Это, по расчетам специалистов, позволит выйти нашим танкам на техни­ческий уровень, соответствующий глубокой модернизации зарубежных образцов, например, танка США MlA2SEP При разработке УБО наиболее принципиальным вопросом, по нашему мнению, яв­ляется выбор комплекса управления огнем (КУО).
  В составе современных российских танков находятся три основных комплекса - 1А40, 1А38,1А45 и их различные модификации.
  Комплекс 1А45, считавшийся до настоящего времени самым современным, разработан в начале 80-х годов, т.е. более 20 лет назад, и представляется значительно устаревшим. Выполненная силами предприятий бронетанковой отрасли модернизация комплекса 1А45 для танков Т-80У и Т-90 (индекс 1А45-1) за счет усовершенствования его составных частей - прицелов наводчика и командира, баллистического вычислителя, стабилизатора вооруже­ния, и ввода в его состав устройства учета изгиба ствола и датчиков, позволяющих в автома­тическом режиме учитывать износ канала ствола, продольную и поперечную составляющие скорости ветра, давление и температуру воздуха, повысила точностные и эксплуатацион­ные характеристики КУО и увеличила дальность действительной стрельбы из танков с ходу.
Однако и комплекс 1А45-1, принятый на вооружение в 2005г., уступает современным зарубежным КУО. Основными причинами отставания являются:
- исчерпанный запас по модернизации базового КУО 1А45, что связано с устаревши­ми принципами его построения;
- отсутствие в составе комплекса тепловизионных прицелов наводчика и командира, что исключает возможность всесуточного применения вооружения с высокой эффективнос­тью;
-  недостаточный уровень характеристик точности стрельбы с места и с ходу; особен­но при стрельбе в ночных условиях.
  В настоящее время возобновлены работы по созданию КУО на базе танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), разработка которого была приостановлена в 1996 году по экономическим мотивам. При бесспорно прогрессивных технических решениях, вне­дряемых в КУО с ТИУС, такой комплекс также не лишен недостатков, в частности устарев­шая элементная база и полная зависимость боевого функционирования КУО в целом и его составных частей от безотказности работы ТИУС.
  Модернизация КУО танка Т-72 идет по пути использования в качестве основного прицела наводчика многоканального прибора, объединяющего оптический, тепловизион ный и дальномерный каналы, а также канал управления ракетой. В комплексе используются видеосмотровые устройства командира и наводчика, автомат сопровождения цели, обеспе­чивается возможность полномасштабного ведения огня командиром. При этом в танке со­храняется прицел комплекса 1А40-1 в качестве дублера. К недостаткам такого КУО можно отнести значительный размер выходного окна комбинированного прицела, снижающего живучесть танка, а также вызывает сомнение сохранение работоспособности и стойкости прицела при снарядном обстреле танка.
   Анализ созданных КУО, ведущихся разработок и научно-технического задела пред­ приятий оборонного комплекса, работающих в этой области, позволяет выработать прин­ципы построения перспективного комплекса управления огнем для УБО.
   Комплекс должен разрабатываться как компьютеризированная система, интегрирующая все ее функциональные части в целях автоматизации и оптимизации процессов управ­ления ими. Он должен быть выполнен, с одной стороны, с учетом самых передовых дости­жений науки и техники, в частности по элементной базе, но в то же время отвечать жестким требованиям отечественных стандартов по живучести и стойкости к внешним воздействи­ям, в том числе к снарядному обстрелу. Немаловажным фактором снижения уязвимости танков является минимизация габаритов выходных окон прицелов.
  Основой комплекса должна быть информационно-управляющая система, обеспечивающая работоспособность, взаимодействие и диагностику всех составных частей КУО. Для взаимодействия с КУО ТИУС должна сопрягаться с системами защиты танка - активной, противоминной, оптико-электронного подавления. ТИУС должна сопрягаться также с ап­паратурой системы автоматизированного управления тактическим звеном взвод - рота - батальон - дивизия. Для повышения надежности танка в бою ТИУС должен иметь частично децентрализованную структуру.
  Составные части КУО - системы, приборы и устройства, интегрированные в комплексе с помощью информационно-управляющей системы, строятся по принципу разумной автономности и самодостаточности в части обеспечения своей полной или частичной ра­ботоспособности независимо от работоспособности других частей.
   В прицелах, стабилизаторе вооружения, датчиковой аппаратуре используются новые физические принципы с широким применением микропроцессорных систем, однокристаль­ных микроЭВМ, микромеханических устройств.
Архитектура комплекса должна быть открытой и обеспечивать проведение его поэтапной модернизации.
  Для обеспечения широких поисковых возможностей и эффективной стрельбы прицелы как наводчика, так и командира танка должны иметь двухстепенную независимую стаби­лизацию полей зрения, оптический, телевизионный и тепловизионный каналы, лазерные дальномеры.
  Для повышения качества изображения, получаемого через комбинированные прице­лы командира и наводчика необходимо предусмотреть формирование на их видеосмотровых устройствах синтезированного телетепловизионного изображения.
  Для улучшения условий работы наводчика и уменьшения ошибки прицеливания, осо­бенно при стрельбе по целям, движущимся с большими скоростями, требуется включение в состав КУО автомата сопровождения целей, обеспечивающий захват изображения цели и ее автоматическое сопровождение.
При компоновке прицельного комплекса командира должен обеспечиваться достаточный сектор обстрела из закрытой зенитной пулеметной установки.
Основываясь на изложенных выше принципах построения, авторам представляется следующий состав перспективного КУО для УБО:
-          танковая информационно-управляющая система частично децентрализованной структуры с современным программным обеспечением;
-    основной прицел наводчика - многоканальный с двухстепенной независимой ста­билизацией поля зрения с оптическим и телевизионным каналами, информационным кана­лом управления ракетой, лазерным дальномером, построенный на новых физических прин­ципах, таких как индикаторный принцип стабилизации, вибрационные, твердотельные или лазерные гироскопы, цифровые датчики углового положения пушки, встроенная система автоматического измерения изгиба ствола;
- дополнительный прицел наводчика - тепловизионный с автономной двухстепенной независимой стабилизацией поля зрения;
- многоканальный панорамический прицел командира с двухстепенной независимой стабилизацией поля зрения с оптическим, телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером; в целях уменьшения габаритов тепловизионный канал может быть вынесен в отдельную головку;
-    прицел закрытой зенитной пулеметной установки для стрельбы по воздушным це­лям;
-    датчики автоматического учета топометеобаллистических условий стрельбы;
-    автомат сопровождения цели;
-   цветные видео смотровые устройства наводчика и командира, позволяющие воспроизводить как изображение полей зрения прицела, так и данных, получаемых по каналам АСУ танкового батальона;
-  двухплоскостной стабилизатор вооружения с электрическими приводами горизон­тального и вертикального наведения, с повышенной скоростью отработки в горизонтальной и вертикальной плоскостях наведения;
-     аппаратура комплекса управляемого вооружения;
-      система дистанционною подрыва осколочно-фугасных и шрапнельных снарядов.
  Приведенные принцип построения и состав комплекса управления огнем унифицированного боевого отделения в сочетании с усовершенствованием других систем и узлов танка по нашему мнению позволит достичь победы в дуэльном бою с лучшими зарубежны­ми танками.
  Авторы приглашают заинтересованных специалистов к выработке конкретных технических решений при создании перспективного комплекса управления огнем танка.
Структурная схема СУО "Калина" - один из ранних вариантов СУО разрабатывавшегося в рамках ОКР "Прорыв-2"

четверг, 19 июля 2012 г.

Омский плавающий транспортер пятого поколения ПТС-4 лучший в мире

 Новейший российский плавающий транспортер пятого поколения ПТС-4 за свою относительно короткую жизнь успел уже несколько раз засветиться во время показов военной техники  высокопоставленным чиновникам, а так же на выставках вооружений. К сожалению, падкая на внешние эффекты публика больше обращала внимание на летающие Т-80У и Т-90А, чем на эту по своему красивую, похожую на гигантского аллигатора, машину.
Транспортер К-61
 На одной из выставок устроители шоу рядом с современной техникой выставили для показа старенький транспортер К-61, который был своеобразным родоначальником отечественной техники такого типа. И если сравнить характеристики машин, то можно понять, как они эволюционировали. Запущенный в серию в 1950 году К-61 весил чуть больше 9,5 тонн, но новейший омский "плавун" уже 33 тонны.
 При этом  "шестьдесятпервый" мог перевозить по воде всего 5 тонн груза, а ПТС-4 уже 18.
ПТС-4 
 Двухтактный дизельный движок К-61 ЯАЗ-204В в 130 л.с разгонял транспортер по суши всего лишь до 35-36 км./ч и до 10 км./ч по воде, а многотопливный мотор в 840 л.с. "четверки" позволяет перемещаться со скоростью до 60 км./ч по земле и 15 км./ч по водной поверхности.
 Машина пятого поколения имеет бронирование отделения управления и вооружена дистанционно управляемым пулеметом калибра 12,7-мм с боекомплектом 400 патронов.
 
Запас хода у К-61 не более 260 км, ПТС-4 на одной заправке способен проехать около 600 км или непрерывно двигаться по воде в течении 10,6 часов.
Конечно, ПТС-4 создавался не для побития рекордов. Дело в том, что имеющиеся в войсках транспортеры ПТС и ПТС-2 устарели. Разрабатывавшийся на Украине для их замены ПТС-3 стал "иномаркой". К тому же в конструкции "трешки" использованы элементы ходовой части танка Т-64, который снимается с вооружения российской армии. По этому неудивительно, что омичи взяли узлы ходовой части "родного" для них Т-80.

вторник, 17 июля 2012 г.

Представляем танк "БМ "Оплот"

Для моделистов и всех кто интересуется современной бронетанковой техникой, представляем некоторые чертежи украинского супер-танка БМ "Оплот" он же "Оплот-М" или если быть совсем точным "Объект 478ДУ9".
Публикация этого материала стала возможной благодаря известному одесскому блоггеру Андрею Тарасенко aka Andrei_bt aka Harkonnen и т.д. и т.п. Все благодарности в его адрес!

Представляем МРУ-О


МОДУЛЬ РАЗВЕДКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКИЙ МРУ-О
ОАО "НПП "Рубин" г. Пенза
 Модуль разведки и управления,характеризующийся:
- наличием основных композиционных элементов: кузов, содержащий водительский отсек и оперативный отсек;
- расположением водительского отсека в передней части, а оперативного отсека в задней части кузова;
 - наличием двери в задней стенке кузова и люков на крыше в передней части кузова;
- наличием автоматизированных рабочих мест;
- наличием кресел водителя, командира расчета и двух операторов;
- наличием в водительском отсеке двух рабочих зон: водителя - слева и командира расчета - справа;
- наличием в водительском отсеке панели управления, расположенной перед креслом водителя, и электронно-вычислительной машины на столешнице, расположенной перед креслом командира расчета;
 - наличием в водительском отсеке аппаратуры навигации с координатором на столешнице перед креслом командира расчета и курсокреноуказателя, расположенного над координатором;
- размещением в водительском отсеке на стеллаже позади водительского кресла спецаппаратуры, измерителя мощности доз, радиостанции метрового диапазона, коробки управления радиостанциями;
- размещением в водительском отсеке вдоль правого борта на полке блока управления и блока питания радиостанции, на стене - пульта управления радиостанции, на стеллаже - блока антенных фильтров и двух радиостанций метрового диапазона, на полке - электронного блока;
- наличием в водительском отсеке вентиляторов, один из которых расположен рядом с панелью управления, а второй - справа от кресла командира расчета;

- наличием блока дистанционного контроля и управления, расположенного в водительском отсеке на боковой стене слева от кресла водителя;
- наличием вдоль передней стены оперативного отсека каркасов со столешницами с размещенными на них левым и правым автоматизированными рабочими местами операторов;
- наличием в оперативном отсеке в зоне левого автоматизированного рабочего места коммутатора аппаратуры передачи данных, расположенного на каркасе слева, видеомонитора, клавиатуры и манипулятора графической информации, расположенных на столешнице перед креслом оператора;
 - наличием в оперативном отсеке в зоне правого автоматизированного рабочего места видеомонитора, манипулятора графической информации и клавиатуры на столешнице перед креслом оператора;
- наличием вдоль передней стены оперативного отсека стеллажа, на верхней полке которого размещены два пульта управления, два блока управления, цифровой многоканальный магнитофон;
- размещением на столешнице между левым и правым автоматизированными рабочими местами многофункционального индикатора оптико-электронной системы кругового обзора и его пульта управления;
 - размещением на стеллаже под левым автоматизированным рабочим местом блока распределения питания и блока обработки канала кругового обзора, а на стеллаже под рабочим местом - блока визуализации и управления и блока обработки информации канала секторного обзора;
- размещением на стеллаже под столешницей правого автоматизированного рабочего места блока обработки цифровой информации и передачи данных подключенным абонентам и многоканальной аппаратуры передачи данных;
- размещением в оперативном отсеке на стеллаже над автоматизированными рабочими местами на верхней полке блока управления кондиционером, пульта управления кондиционером, часов, блока сопряжения, блока громкоговорителя, светильника;
- размещением в оперативном отсеке на передней стене над автоматизированными рабочими местами блока управления и индикации радиста, блока управления шифровальной аппаратурой связи, коробки включения питания вычислительного блока, коробки оповещения о переводе в режим боевой работы, магнитофона цифрового многоканального, блока DVD-RW-USB, блока управления и индикации должностного лица;
 - размещением в оперативном отсеке по правому борту на первом стеллаже автоматизированного согласующего устройства коротковолновой радиостанции, устройства документирования, станции управления подъемно-мачтовым устройством, аптечки на боковой стене стеллажа;
- размещением в оперативном отсеке по правому борту на втором стеллаже радиостанции коротковолнового диапазона, блока сопряжения из состава аппаратуры внутренней связи, контроля и управления, пульта управления аккумуляторных батарей, счетчика времени наработки, коробки зарядки аккумуляторных батарей, коробки включения питания, коробки распределения питания;
 - размещением в оперативном отсеке по левому борту на первом стеллаже блока фильтров радиостанции, спецаппаратуры коротковолнового диапазона, изделия многофункционального терминала, аппаратуры обмена закрытой информацией, блока коммутации шифровальной аппаратуры связи;
- размещением в оперативном отсеке по левому борту на втором стеллаже блоков аппаратуры внутренней связи, коммутации и управления, радиостанции метрового диапазона, радиостанции ультракоротковолнового диапазона, усилителя мощности, на боковой стенке стеллажа - переключателя светомаскировки;
- размещением в оперативном отсеке на задней стене слева от входа сверху вниз пульта управления электропитанием, панели электроагрегата, батареи аккумуляторной и переходной панели слева от нее;
 - наличием на крыше четырех антенн радиостанций, глушителя, кондиционера, комплекта мачтового устройства, трех кабельных вводов;
- наличием размещенного на крыше оптико-механического блока оптико-электронной станции кругового обзора на выдвижной телескопической мачте подъемно-мачтового устройства;
- наличием комплекса средств снижения заметности.

Разработка защищена патентом РФ на промышленный образец  RU 82323 S заявка от 29.07.2011г

понедельник, 16 июля 2012 г.

Минобороны отказалось от гусениц в пользу колес

Российскую военную технику, за исключением танков, переведут с гусениц на колесное шасси. Об этом сообщил журналистам главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Владимир Чиркин."Руководством министерства обороны РФ принято решение о переводе большей части бронетанковой техники на колесное шасси. Мы открываем опытно-конструкторские работы на разработку вооружения на колесной базе", - сказал он.
По словам главкома, это позволит в разы увеличить запас хода данной техники, межремонтный пробег (что уменьшит расход горюче-смазочных материалов), экономить значительные средства на ее обслуживании. "Запас хода гусеничной техники до капитального ремонта - максимум 30 тысяч километров, а у колесной техники может достигать 1 миллиона километров", - добавил Чиркин.
Также переход на шасси позволит уйти от широкого использования железнодорожной перевозки техники, так как на колесах она сама сможет идти со скоростью 100-120 км/ч.
"Таким образом, на переброску армии на восток потребуются шесть-семь суток. Сейчас повторить опыт 1945г. по переброске войск на Восточный фронт вряд ли получится, в том числе потому что железная дорога - в коммерческих руках, и неизвестно кому она перейдет", - сказал В.Чиркин. Таким образом,по его словам, колесная база позволит военной технике использовать собственный ходовой ресурс без привлечения железнодорожного транспорта для переброски в другие регионы России, в том числе на Дальний Восток.
В первую очередь гусениц лишатся артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы, такие как "Бук" и "Тор".
В.Чиркин сообщил и о другом нововведении Минобороны: ведомство планирует создать несколько арктических бригад для защиты интересов РФ на континентальном шельфе. По словам главкома, в настоящее время прорабатывается вопрос о том, где дислоцировать эти подразделения. В частности, рассматривается вопрос использования военных городков в Печенге, Кандалакше, а также в Ямало-Ненецком автономном округе и на Чукотке.
"Я думаю, что необходимость защищать наши северные территории рано или поздно возникнет", - отметил В.Чиркин. Он напомнил, что арктический регион интересен многим странам как сырьевая база углеводородного сырья, поэтому обеспечивать военную безопасность российских интересов в этом регионе необходимо.
Gur Khan: собственно ничего не имею против колесной базы и тех же "колесных танков", но при одном условии - дайте ясность: где, как, кем и при каких условиях все это будет использовано. А то можно подумать, что использование всех этих новых бригад, всей этой новой создаваемой колесной техники прописано хоть в каких-то учебниках по тактике или проработано стратегически - ведь даже уставов нет! То есть создаем машины, тратим на это деньги, и все по единственной  прихоти одного конкретного высокого начальника, не понимая как кем и где все это будет использоваться на практике. Более того, военные забыли, что еще в 70-80-е годы XX века Министерство обороны СССР уже рассматривало подобные концептуальные вопросы. Создавались и колесный танк (ОКР "Жало-С") и несколько вариантов САО (ОКР "Мста-К"). Был использован даже зарубежный опыт - в Чехословакии для опытной эксплуатации были приобретены 152мм САО "Дана" на колесном шасси "Татры". Однако выводы были неутешительными - колесная техника не способна в ряде случаев оказывать поддержку гусеничным танкам по условиям проходимости. Именно по этой причине, в СССР параллельно велась работа над тактическими ЗРК "Стрела" как в колесном, так и в гусеничном исполнении на шасси тягача МТ-ЛБ. Что касается установки крупнокалиберного артиллерийского вооружения на колесную базу - то тут было однозначное решение в пользу гусениц. Колесные шасси, по мимо проблем с проходимостью, имели несколько еще более критических недостатков. А именно - проблемы с точностью и кучностью стрельбы, низкую скорострельность. Эти явления проистекали из невозможности предотвратить сильную раскачку платформы в ходе стрельбы. А использование сошников, домкратов, упоров - существенно увеличивало время на развертывание и снятие с позиции. Эти недостатки сочли критичными еще тогда, в годы, в которые средства разведки артиллерийских позиций и средства контрбатарейной борьбы были еще далеко не так совершенны как сейчас. Про идеи стратегических перебросок больших масс бронетехники своим ходом я уж совсем молчу - большей глупости придумать невозможно! Профанация, тупое следование моде и элементарная безграмотность современных российских военных чинов оборачивается на практике разгромом наших российских бронетанковых сил. Лишенные поддержки артиллерии, пехоты, без ПВО - танки гибнут на поле боя в независимости от совершенства собственной конструкции - создать в принципе непоражаемый танк невозможно! В итоге, то что не удалось Гитлеру, то, чего так боялось НАТО, - русские танки - уничтожаются собственными генералами. 

Российские военные "приземляют" летающий танк Т-90

Со времен Первой мировой войны боевые гусеничные машины из медленных, неповоротливых, плохо вооруженных уродцев превратились в грозное современное оружие. Сегодня танки имеют не меньший вес, чем ядерная дубина, и являются не только средством агрессии, но и военного сдерживания. Этот тяжелый аргумент способен в одночасье определить исход политических, социальных и экономических разногласий в пользу того, кто им обладает. По словам экспертов, танки, несмотря на развитие новейших видов вооружений в начале XXI века, еще долго будут оружием №1 сухопутных войск всех ведущих армий мира.
РБК выяснил, чьи рубежи сегодня защищает российский "летающий" танк Т-90С и почему Минобороны России питает слабость к зарубежной бронетехнике.
Хвостатые танки "Рено" - победители Первой мировой
Различные проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу предлагали военные инженеры в России и за рубежом еще в конце XIX века. Однако практически все они остались на бумаге вплоть до Первой мировой войны. К созданию гусеничных машин с мощным вооружением подвигла наряду с явными техническими предпосылками и военная необходимость. Для активных наступательных действий в затяжной окопной войне 1914-1918гг. на вражеской территории, опутанной километрами колючей проволоки с бетонными укреплениями и выглядывающими из них смертоносными для пехоты пушками и пулеметами, требовалось принципиально новое оружие. Таким оружием, позволяющим взламывать самую серьезную оборону, вселять в души врага смятение и страх и обращать его в бегство, и стали танки. Несмотря на изначальную тихоходность (всего 7-8 км/ч) и преимущественно пулеметное вооружение, военные быстро оценили боевые качества этой уникальной машины.
Первый танковый корпус, укомплектованный английскими сухопутными броненосцами Mark I вступил в бой 15 сентября 1916г. на реке Сомме. Привычное нам слово tank (бак, резервуар) было написано на деревянных ящиках, в которых боевые машины англичане скрытно доставили к месту сражения с немецкими войсками. Впоследствии это название прижилось, так стали называть все боевые машины данного типа.
Шедевром танкостроения в этот период оказался французский легкий танк поддержки пехоты Renault FT-17, сошедший с конвейера завода Луи Рено. Такие танки начали поступать во французскую армию в марте 1918г., а всего до конца Первой мировой войны военные получили 3177 таких машин. В танках "Рено" впервые была применена башня, поворачивающаяся на 360 градусов, и компоновка, ставшая впоследствии классической: отделение управления - впереди, боевое - в центре танка, а моторное - сзади. Танк вооружали либо пушкой, либо пулеметом, который устанавливали в башне. Французские легкие танки по тем временам были необычайно быстрыми, они развивали максимальную скорость до 9,6 км/ч. Специфическим элементом конструкции танков "Рено" стал съемный "хвост", позволявший преодолевать рвы и окопы, а также перевозить в нем грузы или нескольких пехотинцев.
Хвостатый танк "Рено" оказался настолько удачным, что позднее выпускался по лицензии в США, где именовался Ford Two Man, и в Италии под названием Fiat 3000. Таким образом, для танков "Рено" Первая мировая война стала по истине победоносной. В это же время танки появились и в Германия. Правда, немцы на этом поприще сильно отставали от англичан и французов - в Германии из 8 танковых рот лишь три были оснащены немецкими боевыми машинами A7V. Эту оплошность немцы оперативно ликвидировали до начала Второй мировой войны. Тогда же танки появились и в армиях других ведущих мировых держав – США, Италии, Японии и др.
Слепили из того, что было… у французов, американцев, англичан
Первые иностранные танки в России сражались против Советской власти – вооружение белым поставляли Англия и Франция, а боевые машины на гусеничном ходу отечественного производства появились уже в Советской России в 1920-х гг. На тот момент собственных танков в СССР не было - единственный танковый полк был укомплектован исключительно трофейными экземплярами, в том числе английскими танками Мk.V ("Большой Вилли") и Мk.А ("Уиппет") и французскими "Рено".
С последних российские инженеры "списали" танк Т-16, или как его еще называли "Рено Русский", который позднее довели до ума и переименовали в Т-18 (МС-1, малый танк сопровождения). Гусеничная машина весила около 5,5 т, была защищена 16-мм броней и развивала скорость до 16 км/ч. Танк вооружили 37-мм пушкой Гочкиса и двумя 6,5-мм пулеметами. Т-18 стал первым серийным российским танком и производился на заводе "Большевик" с 1928г. по 1931г.
С тех пор советская инженерная мысль, подгоняемая потребностями Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и накаляющейся обстановкой в Европе, совершенствовала боевые качества танков. В начале 1930-х гг. на основе разработки американского конструктора Уолтеру Кристи в Советском Союзе создают легкий 18-тонный танк БТ (быстроходный танк). Танк на подвеске, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом, неплохо зарекомендовал себя во время Гражданской войны в Испании. Однако его 10-мм бронирование не могло эффективно защитить экипаж, поскольку армии крупнейших мировых держав стали насыщаться малокалиберной противотанковой артиллерией. Другой советский трехбашенный танк Т-28, созданный советскими конструкторами на основе английского А6 "Виккерс", при мощном вооружении (имел 76,2-мм пушку и три 7,62-мм пулемета) и 17-20 мм бронировании значительно уступал БТ в маневренности и проходимости.
РККА нуждалась в новой машине, которая бы совмещала в себе огневую мощь Т-28 со скоростью и проходимостью БТ. Таким танком стал А-32, разработанный в конструкторском бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Михаила Кошкина. Боевая машина получила усиленное бронирование до 45 мм и мощное вооружение: пушку Ф-32 калибра 76,2 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм, второй пулемет был у радиста и третий, зенитный, – на башне. Максимальная скорость танка по шоссе достигла 70 км/ч, а запас хода 300 км. По итогам испытаний в сентябре 1939г. на полигоне в Кубинке двух танков А-20 (колесно-гусеничный танк) и А-32 (чисто гусеничный) военные одобрили последний, присвоив ему "имя" Т-34. В марте 1940г. был подписан протокол госкомитета обороны о серийном производстве Т-34 на заводе №183 (ХПЗ).
Легендарный танк Второй мировой войны
Во время Великой Отечественной войны (ВОВ) испытание огнем наглядно продемонстрировало высочайшие боевые качества танка Т-34, ставшего "прадедушкой" современных российских боевых машин, таких как основной боевой танк (ОБТ) Т-90. "Тридцатьчетверка" стала самым известным и самым массовым танком Второй мировой войны, совместив уникальные боевые качества с надежностью и простотой в производстве. На "Уралвагонзавод" в конце 1941г. из западной части страны были эвакуированы одиннадцать предприятий. До конца ВОВ "Уралвагонзавод" выпустил 25 тыс. 266 "тридцатьчетверок", то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях.
Появление русских Т-34 в октябре 1941г. в боях под Мценском повергло в шок немецких танкистов и военачальников. "Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери", - писал об этом сражении немецкий генерал Гейнц Гудериан, командующий 2-й танковой группой армий "Центр". Неоспоримость превосходства бронетанковых войск вермахта была поставлена под сомнение.
Адольф Гитлер потребовал срочно создать машину, способную противостоять русскому Т-34. Конструкторы Dimler-Benz AG и МАN принялись за работу. Тем временем офицеры-фронтовики немецкой армии стали ратовать за создание аналога советского танка, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать преимущество русских. Но, даже захватив и разобрав до винтика трофейные "тридцатьчетверки", немцы не смогли скопировать это оружие. В частности, из-за дефицита цветных металлов Германия не могла запустить массовое производство дизельного двигателя, установленного на Т-34. В итоге немецкие конструкторы пошли по пути совершенствования немецкого танка Т-IV. В 1942-1943гг. с конвейеров танкостроительных заводов Германии стали сходить средние танки Т-V "Пантера" (весом 35 т) и тяжелые Т-VI "Тигр" (до 60 т), а позднее и "Королевский Тигр" (Т-VI "Тигр В").
Советским танкистам на Т-34 нелегко было противостоять немецким "Пантерам" и "Тиграм". Германский Т-VI был вооружен 88-мм пушкой и имел 80-100 мм бронирование, пробить которое Т-34 мог лишь с 500-600 м, в то время как "Тигр" легко доставал "тридцатьчетверку" с 1500 м. Однако немецкие машины были более прихотливыми в обслуживании и ремонте и гораздо более дорогими. Производство тех же "Тигров" обошлось немцам в 1 млн рейхсмарок за машину, почти в два раза дороже любого танка Второй мировой. Во тоже время Т-34 за годы войны "подешевел" почти вдвое.
"Тиграм" и "Пантерам" на полях сражений ВОВ также противостояли советские тяжелые танки КВ (создан еще до начала войны) и ИС. Последний был мощнейшим танком Второй мировой войны. На 46-тонном ИС-2 (выпускался в 1943-1953гг.) устанавливалось 122-мм орудие, а 90-100 мм броня не уступала немецкому "Тигру". Как известно, в крупнейшем в военной истории танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943г. на южном фасе Курской дуги 800 советских танков (в том числе 500 Т-34) разгромили 700 "Тигров" и "Пантер" из отборных германских танковых дивизий.
Показавшие свою мощь во время Первой и Второй мировых войн танки стали основой - железным кулаком сухопутных войск сильнейших армий мира. Танкостроители не перестали совершенствовать боевые качества этих машин и после Великой Победы 9 мая 1945г., создав во второй половине XX века превосходные образцы техники: танки "Леопард" (Германия), "Абрамс" (США), Т-90 (Россия), "Леклерк" (Франция), "Меркева" (Израиль).
Кого защищает "железный кулак" России
Россия сегодня является крупнейшим экспортером танков. Основной боевой танк Т-90С (экспортный вариант) стоит на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы, Кипра, Сирии, Уганды, а также Туркменистана, Азербайджана. Высокую оценку российскому Т-90С дали индийские военные: эта боевая машина является основным танком Вооруженных сил Индии. К 2020г. индийская армия должна получить 1,7 тыс. Т-90С по заключенным контрактам с Россией. Помимо этого, в 2006г. было подписано российско-индийское соглашение на лицензионное производство этого танка, согласно которому к 2019г. в Индии будет произведена еще 1 тыс. танков Т-90С. Первые десять основных боевых танков Т-90С уже индийского производства (индийское обозначение "Бишма") поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных войск Индии летом 2009г. Стоимость всей российско-индийской программы оценивается в 2,5 млрд долл.
В рейтинге Центра анализа мировой торговли оружием по количеству планируемых к поставке новых ОБТ в 2011-2014гг. Россия занимает первое место. В этот период РФ намерена экспортировать 688 основных боевых танков на сумму 1,979 млрд долл. Общий объем российского экспорта ОБТ в период 2007-2014гг. оценивается в 1291 новую машину на сумму 3,858 млрд долл. Основными конкурентами России на этом поприще являются США и Германия. С 2011 по 2014гг. США экспортируют 457 танков "Абрамс" на сумму 4,97 млрд долл., Германия в тот же период поставит на экспорт 348 "Леопардов" в различных модификациях на сумму 3,487 млрд долл.
В пятерку лидеров в 2000-х гг. вошел и Китай. На текущий момент Поднебесная в рейтинге ЦАМТО по периоду 2007-2014гг. занимает 4 место (298 танков на сумму около 662,5 млн долл.). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с Пакистаном проект танка MBT-2000, который также поставлялся в Марокко и Мьянму.
За одного Т-90 трех "Леопардов" дают?
Весной 2010г. стало известно о прекращении финансирования проекта Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по созданию новейшего российского танка Т-95 (он же "объект 195"). Ранее та же участь постигла разработку Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения – танк "Черный орел" ("объект 640", модификация танка Т-80У). Минобороны РФ свернуло поддержку проектов, посчитав их бесперспективными.
По словам доктора военных наук Константина Сивкова, действительной причиной прекращения финансирования проекта танка Т-95 стала его дороговизна. "Вопрос уперся в цену. Т-95, в отличие от "Арматы", которая будет более универсальной и более упрощенной, оказался слишком дорогим", - говорит К.Сивков. На Т-95 рассчитывали значительно усилить бронирование, кардинально улучшить СУО и установить 152-мм пушку. "Появление такой пушки на российском танке означало бы автоматическое превосходство по огневой мощи над всеми другими современными зарубежными танками. С появлением такого оружия они все автоматически устарели бы", - считает он.
В 2011г. Министерство обороны, несмотря на высокие оценки за рубежом российского "летающего" танка Т-90, объявило о прекращении закупок этой боевой машины для российской армии. Сегодня в ВС РФ порядка 10 тыс. танков Т-72 и их модернизация до уровня Т-90, по словам российских военных, обходится в несколько раз дешевле, чем закупка новых танков. Отказ от закупок Т-90 сопровождался изрядной порцией критики в адрес отечественной бронетехники. "Те образцы оружия, которые производит российская промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая", - заявил в марте прошлого года главнокомандующий Сухопутными войсками (ныне замначальника генштаба ВС РФ) Александр Постников, добавив, что за 118 млн руб. вместо одного Т-90 "проще купить три немецких "Леопарда". И если в первом случае, возможно, генерал где-то прав, то во втором – явно погорячился, поскольку новый "Леопард" 2 А7 стоит не менее 6 млн долл. (около 180 млн руб.).
"Леопард 2 A7, действительно, превосходит российский Т-90 в части средств управления огнем и наблюдения, а также более мощных боеприпасов, в которых применяется обедненный уран", - говорит К.Сивков. Однако, по словам эксперта, у российского танка более мощное вооружение, поскольку против 125-мм пушки Т-90 на немецком "Леопарде" установлено орудие калибра 120-мм. Помимо этого российский танк вооружен четырьмя ракетами, позволяющими поражать цели на расстоянии до 5,5 км. "Надежная дальность поражения "Леопарда" стандартными боеприпасами - а других у него не имеется - составляет всего 4 км. Примерно такая же у израильского танка "Меркава", у Т-90 - только 3 км", - поясняет эксперт.
Что индийским ВС хорошо, то русским - "Армата"
После прекращения финансирования проекта танка Т-95 и отказа от закупок Т-90 (в том числе последней модификации Т-90А), для российских танкостроителей вдруг забрезжил свет в конце тоннеля - Министерство обороны объявило о создании принципиально нового танка на базе универсальной гусеничной платформы "Армата". Проект был официально утвержден в марте 2012г. Его разработкой занимается УКБТМ "Уралвагонзавода". Принципиальным отличием новой машины от Т-90 должна стать так называемая лафетная компоновка - необитаемая башня, в которой, вероятно, разместят боезапас. При этом экипаж будет располагаться в корпусе в бронекапсуле, которая теоретически должна выдерживать попадание из всех видов оружия современных танков. Информацию об обстановке на поле боя танкисты будут получать с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков на экране монитора. На базе гусеничной платформы "Армата" также планируется создать БМП, защищенную машину для аварийно-спасательных работ и другую бронетехнику.
С одной стороны, потребность в новых вооружениях бесспорна: танк Т-90, разработанный нижнетагильским КБ под руководством Владимира Поткина почти 20 лет назад (по сути являющийся глубокой модернизацией Т-72) неизбежно устаревает. Российское военное ведомство резонно отмечает, что пора предложить принципиально новое конкурентоспособное оружие. С другой, станет ли танк на базе "Арматы" именно таким оружием или всего лишь "облегченной" и удешевленной версией Т-95, пока неясно. При этом не нужно забывать, что большинство современных танков ведущих мировых держав (в том числе немецкие "Леопарды" и американские "Абрамсы") также разработаны в 1970-1980гг., а их последние модификации – тоже результат глубокой модернизации. Однако все эти машины, также как и последняя модель танка Т-90А, на порядок превосходят образцы 30-летней давности.
В апреле 2012г. начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров озвучил еще одну печальную новость для российского ВПК: закупки бронетехники приостанавливаются на пять лет. Совсем нелогично на этом фоне выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о возможной покупке лицензии на производство в РФ итальянских колесных танков Centauro (Кентавр), которые уже испытывают на одном из полигонов в Подмосковье.
Похоже, что генералы МО делают ставку на иностранные образцы вооружений, причем не только для Сухопутных войск, но и для ВВС и ВМФ. Означает ли это, что именно израильские беспилотники, французские "Мистрали" и итальянские бронеавтомобили Iveco LMV M65 ("Рысь") и танки "Кентавр" и составят ударную силу российской армии будущего? По словам замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, закупки иностранной техники МО носят "воспитательный" характер. "Россия, действительно, отстает в танкостроении от ведущих держав. Это и мощность двигателя, и СУО, и наблюдения в наших танках, - поясняет А.Храмчихин. – Во-первых, мы потеряли очень многие технологии в постсоветский период, а во-вторых, полностью уничтожили конкуренцию на этом рынке в России. Поэтому теперь военные таким образом и пытаются ее создать. С этой точки зрения вполне логична и закупка итальянских колесных танков Centauro, у нас машин такого класса нет".
Чем воевать будем?
Есть и еще один нюанс, объясняющий действия российского военного ведомства: якобы в войнах будущего нет места крупным танковым подразделениям. Эволюция современного оружия: массовое использование беспилотников, роботизированных боевых комплексов, "умных" ракет, - ставит вопрос о целесообразности применения танков.
Дискуссия о месте и роли основных боевых танков в современных армиях продолжается, прежде всего, в США. "Ранее Соединенные Штаты планировали к 2030г. вообще отказаться от использования бронетанковых подразделений, перейдя сначала на боевые бригадные группы "Страйкер", а затем – к новой концепции "Боевые системы будущего", - говорит директор ЦАМТО Игорь Коротченко. По его словам, исходя из того, что будущая армия США будет преимущественно иметь характер "экспедиционной", ряд американских конгрессменов и военных полагают, что отпадет необходимость в большом количестве тяжелой бронетехники. Несмотря на то, что танк M1A2 "Абрамс" является одним из самых современных типов оружия, сохранение их минимального производства экономически нецелесообразно, утверждают американские политики.
Впрочем, есть и противоположное мнение. Так, большинство военных экспертов закрытие линий по изготовлению ОБТ "Абрамс" считают невыгодным, ведь на возобновление производства (в случае необходимости) потребуется в 4 раза больше средств, чем на его продолжение. "Вероятнее всего, в данном споре одержит верх именно последняя точка зрения и модернизация "Абрамсов" будет продолжена. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом 2011г. армия США вновь запросила 31 млн долл. на модернизацию очередной партии ОБТ "Абрамс", - считает И.Коротченко.
Российские эксперты заявления о том, что в скором будущем войны станут "бесконтактными", воспринимают скептически. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подчеркивает, что сегодня танки – основной вид сухопутных вооружений и в странах НАТО, и в Китае. В свою очередь К.Сивков отмечает, что необходимость присутствия танков наглядно демонстрируют военные конфликты в Афганистане и Ираке. "В Ираке, например, основную группировку войск США составляли именно танковые подразделения. В Ливии американская авиация также не смогла подавить средства ПВО, и наземная операция была неизбежна", - говорит он.
Пока Минобороны ждет появления нового танка, российская армия продолжает модернизировать Т-72 и воевать на этих изрядно "потрепанных" машинах. Так, во время Грузино-югоосетинского конфликта 2008г. именно Т-72, а не модернизированные Т-90А, защищали интересы России на огневых рубежах. Новый танк на базе "Арматы" поступит в российскую армию не ранее 2015г. Очевидно, потребуется время и для того, чтобы освоить новую боевую машину. При этом Минобороны планирует закупить всего 2 тыс. таких танков, считая, что этого вполне достаточно для защиты огромных просторов нашей Родины. В итоге вопрос о том, дождутся ли российские солдаты новой современной бронетехники до очередного военного конфликта с участием РФ, остается открытым.
По словам А.Цыганка, участие России в крупной войне в ближайшие пять лет маловероятно, но локальные военные конфликты вполне возможны. Это, например, так называемые водные войны в Средней Азии и возможное противостояние в Нагорном Карабахе. "Пока не понятно, будут ли со стороны Баку новые притязания на Нагорный Карабах. Однако если ситуация вновь перерастет в горячую фазу, то Россия, вероятно, не останется в стороне", - заключает эксперт.
Александр Волобуев, РБК

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/22/05/2012/651435.shtml

воскресенье, 15 июля 2012 г.

Министр обороны РФ П. Грачев на танковом полигоне в Кубинке (видео)


Интересное видео: демонстрация Министру обороны П.Грачеву живучести российской бронетехники по итогам январских боев 1995 года в г.Грозном. Показ состоялся по "горячим следам" 21 февраля 1995 года.