Сегодня мой вечный оппонент, Андрей Тарасенко, в своем ЖЖ
выложил цитаты из отчета курганского СКБМ и опять запел свои мантры про мнимое «отставание
России» в области создания перспективных сухопутных боевых систем. Там же у
него была упомянута и перспективная курганская БМП «Рыцарь» - БМП с ГТД и
электротрансмиссией. Причем с не очень понятной оценкой сего факта. По
Тарасенко выходит, что Россия отстает в области создания современных боевых
машин и от Европы (видимо сюда же он причисляет Украину, ибо его коллега по
перу и мысли kotobog в
своем блоге, не постеснялся «нарисовать» украинский «Оплот» на вершине топ-10 мирового
рейтинга ОБТ), но и от Китая, намекая
что разрабатываемый сейчас «Курганец-25» есть суть повторение китайского WZ502G. Не стану спорить – сам не вижу в «Курганце»
особого "креатива" и желательного отрыва. Но, в этом случае, начало работ по «Рыцарю»
нужно только приветствовать! Однако, Тарасенко физически не имеет права хвалить
и «приветствовать» что либо из российских разработок, потому он и
вынужден ограничился оценкой: «видимо, с БМП «Курганец» уже все идиально, больше заняться
нечем». Оставим ее на его совести – работа такая у человека. А вот что до выводов
относительно перспектив ГТД, то тут он совершенно прав, как прав и в отношении
с ситуацией на российских БТРЗ (но об этом
поговорим позже - в другой раз). Единственно
в чем он заблуждается, так это в необходимости скорейшего возобновления работ
по танкам с ГТД. В обозримые 20-30 лет у танков с ГТД в России нет перспектив. Чем нам стоит серьезно заниматься, так это сбережением и
модернизацией имеющегося парка танков Т-80 для их последующей реализации на
экспорт. А так же поддержанием и
дальнейшим накоплением научно-технического задела по ГТД на будущее. Необходимо вести НИР и ОКР по
созданию транспортных ГТД большой мощности – от 2000 – 2500л.с. и выше. Зачем
такая мощность? Все дело в том, что наши военные, а вместе с ними и некоторые
конструкторы «старой закалки» по сути своей весьма консервативны и находятся в
плену иллюзии относительно перспектив роста массы боевых машин. Не знаю как на
этот счет мыслят действующие конструкторы, но вот в беседах с ветеранами Танкопрома
не раз пытался высказывать мысль по поводу перспектив увеличения массы и
габаритов бронетехники, абсолютно не находя никакой поддержки. Сейчас в России,
как в прочем и ранее в СССР, наблюдается тенденция всячески сдерживать рост этого параметра. Приводятся множество аргументов в пользу удержания
массы ОБТ в пределах 50 тонн. Но большинство из них можно так или иначе оспорить.
Вообще мой прогноз заключается в том,
что рано или поздно мы придём к созданию тяжелых или даже сверх тяжелых
боевых машин (язык не поворачивается называть их танками в обычном понимании) с
массой в 100, 200 и более тонн.
Вот тогда ГТД и станет тем единственным и не
заменимым источником энергии для них.
Естественно, как опять же правильно пишет Тарасенко, единственно
возможным приводом для таких монстров
будет электротрансмиссия. Кроме того, на увеличение энергопотребления
будет влиять и система вооружения – «жидкий порох» скорей всего просуществует
не долго и останется в истории лишь как проходной этап – будущее за
электромагнитными ускорителями (рельсотронами), плазменным и лучевым оружием.
Вот тогда и наступит время ГТД. Ибо в устойчивом
режиме «ГТД-генератор», можно добиться минимального расхода топлива и, в то же
время, ГТД даст ощутимый выигрыш в массо-габаритных характеристиках по сравнению
с дизель-генераторной установкой. Более того, если говорить о такой большой мощности, то ГТД в данном случае реально может оказаться более экономичным двигателем, нежели дизель по удельным параметрам расхода топлива. Вопрос
заключается в том, насколько фантастичен прогноз по столь значительному росту
массы. Конечно, возможно Gur Khan начитался фантастических творений Федора Березина (романы "Огромный черный корабль", "Экипаж черного корабля"), но... Тут стоит взглянуть и трезво
оценить реалии – танки «Меркава» и «Абрамс» давно перевалили за 60 тонн и
приближаются к 70 тоннам по своей массе. До сотни осталось совсем чуть-чуть. В качестве
перспективного направления в развитии БМП для армии США по программе GCV выбрана
БМП с расчетной массой 63,5 тонны. В случае успеха программы, не стоит
сомневаться, что машина так же будет постепенно набирать массу. Несомненно будет набирать массу и наше "все" - "Армата" - так некоторые эксперты предрекают ей в будущем массу около 60-65 тонн. Так что 100
тонн – это объективная реальность уже не такого далекого будущего. И совершенно
правильно, что у нас уже во всю ведут работы по машинам с электротрансмиссиям и «Уралтрансмаш»
и, как сейчас выясняется, «Курганмаш». Ну а ГТД на БМП у нас пытались «прописать» еще в советские времена... В данный конкретный момент времени необходимо
только определиться со степенью приоритетности такой работы и соответственно
с объемами финансирования. Спешить и гнать
тут абсолютно не стоит – нужно постепенно, методично накапливать задел на
будущее. В этом смысле параллельные работы СКБМ и над модернизацией БМП-3 и по «Курганцу»
и по «Рыцарю» считаю совершенно оправданными.
Если же Украина не может позволить себе подобной роскоши – вести перспективные
разработки с прицелом на длительную перспективу, то это ее проблемы – пускай изобретает
модули вооружения для модернизации бэушных БМП-1, тут Тарасенко стоило бы вообще заткнуться и молчать «в тряпочку».
Сегодня мой вечный оппонент, Андрей Тарасенко....
ОтветитьУдалитьАлексей Хлопотов! Вы слишком высокого мнения о себе.
Да, я сам по себе высокий и мнения о себе такого же. Кого то этот факт беспокоит? Если кто-то считает себя чмом лопоухим - это его личные проблемы...
Удалить100-тонные танки в ж/д габарит не влезут же.
ОтветитьУдалитьЗато врага будут уничтожать одной своей крутизной, без расхода боеприпасов :)
ЖД-габарит это одна из условностей за которую у нас принято цепляться. На самом деле это весьма надуманная проблема.
УдалитьС вашим то ростом и мнением о себе пора подумать и о 100000-тонном танке.
Удалить1000000-тонном? Мелко мыслите! Нужно быть масштабнее: "«Свиноматка», кошмарное порождение милитаризма, выползла на берег в двухстах километрах от имперских парашютистов. Выключив воздушную подушку, этот сверхтанк весом более миллиона тонн, имеющий четыреста метров в длину и двести в ширину, врылся в грунт почти на двадцать метров, его локаторы оплели электромагнитной сеткой всю Голубую Долину, вплоть до Скалистой Гряды, орудия главной боевой башни тридцатиметровой длины и калибром два с половиной метра развернулись в сторону моря. Опасности с берега браши не чувствовали. Да и что могло им угрожать под толстенной многослойной броней с электронным распределением нагрузки. Похожую на приплюснутое куриное яйцо «Свиноматку» могло поразить только прямое попадание атомной бомбы. Но на случай воздушного нападения она тут же выплюнула в небо два дежурных истребителя. В недрах «Свиноматки» мирно дремали восемьсот «Поросят» — танков марки «Циклоп» и столько же «Кабанчиков» — броневиков для пехоты, их не выпустили «прогуляться», они были нужны для других целей и в другом месте: на Берегу Лунного Ожерелья ждали подкрепления. Здесь «Свиноматка» оказалась случайно: громадный грузовоз, транспортировавший ее по океану, повредила подводная лодка эйрарбаков. Он был вынужден срочно освободиться от гигантского веса, достигнув ближайшего берега. По казусу судьбы это оказалась Голубая Долина. Отсеченная от материка труднопроходимой Скалистой Грядой, покинутая войсками Империи, она была идеальным местом, в котором можно отсидеться. Если бы браши знали о спецгруппе эйч капитана Чистюли, и особенно ее снаряжении, они бы нашли ее в течение пары часов, подняв в небо все патрульные дирижабли. Одного снаряда главного калибра, начиненного напалмом было бы достаточно, чтобы сжечь группу вместе с квадратным километром земной поверхности." Федор Березин "Огромный черный корабль"
УдалитьМожно конечно относиться к этому с юмором, но и не стоит забывать о том, что "пророчества" фантастов имеют свойство со временем сбываться...
Совершенно согласен с тем, что весьма вероятно в будущем увеличение массы бронетехники. Это даст возможность резко повысить защищенность, огневую мощь, вместимость (для ТБМП). За счет нетрадиционных компоновочных решений возможно создавать сверхтяжелые бронемашины, пригодные для эксплуатации с нынешней транспортной инфраструктурой. Вот например мой проект 130-тонного сочлененного танка (сообщение 771 в теме): http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=509&p=26#p220913
ОтветитьУдалитьПри такой компоновке можно обеспечить низкое удельное давление на грунт, большие габариты бронирования со всех ракурсов и очень мощное вооружение.
Правда в качестве двигателя я предлагаю там дизель, но возможно ГТД позволит обеспечить меньший суммарный объем МТО (включая двигатель, системы воздухоочистки, охлаждения, запас топлива).
Я довольно скептически отношусь к перспективам танковых электромагнитных пушек. Запредельные скорости снарядов (порядка 4-5 км/c) танкам не нужны. А 2-3 км/c можно получить за счет ЖМВ, смесевых порохов, снарядов с ракетными ускорителями, электротермической пушки. Если для 120-125 мм пушки с энергией выстрела порядка 10 МДж можно говорить о замене электромагнитной системой с достаточной скоростерльностью, то при энергии выстрела шестидюймовки 25-30 МДж даже танк с двигателем в 2-3 МВт будет либо слишком долго перезаряжаться, либо останавливаться для стрельбы (вся энергия уйдет на перезарядку). К тому же размеры накопителей энергии в этом случае будут очень солидные.
Бронетехника массой более 60-ти тонн на постсоветском пространстве - утопия. Ибо всегда была линия на создание танков плотной компоновки и уменьшения забронированного объема. Вес Т-64А - 38 тонн, вес М60 - 46-48 тонн, при значительно худших боевых параметрах. И это о многом говорит.
ОтветитьУдалитьВес Т-84 последней модификации - 51 тонна, это можно объяснить существующими ныне недостатками "классической" компоновки - увеличение бронирования как это было достигнуть на "Оплот-М" неизбежно ведет за собой увеличение веса. Тоже можно сказать про любой другой танк этого поколенеия - Т-90 и т.д.
Решить эту проблему можно только созданием нового танка с другой, новой компоновкой.