суббота, 17 ноября 2012 г.

Корабельная пожарная машина на базе БМП-1


А. В. ГУСЕВ, В. А. КЕМУРДЖИАН, А. И. МАЗУР, А. С. ТОЛСТЫХ, И. Г. ШАЯКИН 
РАЗРАБОТКА НА БАЗЕ БМП-1 КОРАБЕЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ МАШИНЫ

«Вестник транспортного машиностроения» Сборник 2. 1992г.С.15-19

Описано состояние палубной пожарной техники отечественных военных кораблей. Предложена разработка принципиально новой корабельной пожарной машины, которая может найти применение также на других объектах с повышенной опасностью аварий.

  При выполнении полетов палубных самолетов и вертолетов авианесущего корабля очень важно обеспечить его пожаробезопасность. Пожары могут возникать из-за аварий при посадке или взлете воздушных боевых машин. Они часто сопровождаются взрывами авиационных боеприпасов. В результате разрушения топливных баков авиационное топливо разливается по полетной палубе и за 1-2 мин площадь горения достигает 400-500 м2. В зарубежной литературе описаны такие пожары на авианосцах «Форрестол» и «Энтерпрайз», случившиеся в 60-70 гг. При их ликвидации вначале вводились в действие палубные подвижные средства пожаротушения, а затем стационарные противопожарные системы [1-3].
   До 1969 г. американские авианосцы для тушения пожаров на полетной палубе оснащались тележками с комбинированными установками пожаротушения. Затем их заменили колесными пожарными машинами МВ-5, которые обеспечивали эффективное тушение с дистанции до 30 м. На пожарной машине применен огнегасящий порошок и пенообразователь «легкая вода». Расход раствора через пенный ствол составляет 950-1000 л/мин, а порошка, подаваемого порошковым распылителем, 1,6—2,25 кг/с.
   Известны два случая успешного применения пожарной машины МВ-5. В одном из них пожар, возникший вследствие возгорания 1900 л разлитого топлива, был потушен за 48 с, в другом, когда пожарная машина была введена в действие через 70 с после возгорания самолета с авиабомбами, за 2 мин.
    Появление в составе отечественного ВМФ авианосных кораблей привело к необходимости оснащения их палубными пожарными машинами. Ввиду отсутствия отечественных машин, подобных американской МВ-5, были закуплены пожарные установки итальянской фирмы «Сильвани». Затем была разработана отечественная пожарная установка, смонтированная на шасси автомобиля ГАЗ-66. На нее было установлено пожарное оборудование фирмы «Сильвани». Два сферических сосуда заполнялись огнегасящими веществами: один - 410 кг порошка «Моннекс» (фирма Великобритании), другой - 760л 6% - го водного раствора пенообразователя «легкая вода» (фирма США). Для их вытеснения использовался сжатый азот, находившийся в четырех 50-литровых баллонах под начальным давлением 20МПа. На автомобиль устанавливались порошковые и пенные лафетные стволы и ручные стволы-пистолеты. Стволы могли поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 120°, в вертикальной - в диапазоне  -20...45°. Ручные стволы-пистолеты были выполнены сдвоенными, что позволяло оператору работать обеими руками. Щит управления установкой размещался в кабине машины. Время подготовки установки к работе не превышало 20с, время работы лафетными и ручными стволами - 70 и 200с соответственно. Натурные огневые испытания пожарной машины на узлах фирмы «Сильвани» показали, что разрабатываемая машина способна потушить горящее авиационное топливо, разлитое на площади не более 120 м2.
   С 1977 г. была начата разработка отечественной самоходной пожарной установки (шифр «Исход» [4]), предназначенной для тушения в начальной стадии пожаров на полетных палубах отечественных авианосных кораблей. Одновременно начались работы по созданию огнегасящих веществ, аналогичных по эффективности порошку «Моннекс» и пенообразователю «легкая вода». 
    В результате созданная установка «Исход» (рис. 1) прошла государственные испытания лишь в 1986 г., а в 1987 г. была принята на снабжение ВМФ. В качестве огнегасящих веществ в ней использован порошок П-2АП и пенообразователь ПОФ-9М. Количество порошка, расходуемого на тушение пожара площадью 1м2, составляет 1,5-2,0 кг. Пенообразователь ПОФ-9М идентичен «легкой воде» и дает возможность получения воздушномеханической пены низкой кратности (10:1) на морской и пресной воде с образованием защитной пленки на поверхности горящих топлив, предотвращающей повторное их возгорание. Время защитного действия пленки составляет 600 с, расход 6%-го водного раствора, необходимый для туше­ния пожара авиационного керосина ТС-1 на пло­щади 1 м2, - 1...4 л/мин. Системы порошкового и пенного пожаротушения смонтированы на общей раме, которая размещается на электрокаре типа ЭТ-550М. В отличие от установки «Сильвани» на «Исходе» имеются два ручных ствола: воздушно­пенный и порошковый, которые могут использова­ться независимо двумя операторами (ствольщи­ками). Пожарный расчет установки (два стволь­щика и один водитель электрокара) защищены теплоотражательными костюмами ТОК-79. Туше­ние пожара начинается с подачи порошка на бли­жайший к установке край очага с наветренной стороны. Одновременно создается экранирующее порошковое облако, снижающее тепловое облуче­ние экипажа. Через 2—3 с вслед за порошком по­дается пена, которая охлаждает горящую поверх­ность и препятствует распространению огня на ближайшие пожароопасные объекты (главным образом на стоящие рядом самолеты и вертолеты).
  К недостаткам установок «Сильвани» и «Ис­ход» следует отнести то, что они не приспособлены для ведения борьбы с пожарами, сопровождающи­мися взрывами: экипаж не защищен от действия высокой температуры, дыма, осколков. Кроме того, установка «Сильвани» сама является объектом повышенной пожарной опасности, т. к. размещена на шасси автомобиля с бензиновым двигателем. Пневматические колеса, отсутствие противоосколочной защиты снижают ее живучесть и маневрен­ность. В отличие от нее на установке «Исход» при­менены цельнорезиновые колеса и электропривод, но также отсутствует защита экипажа. Государст­венные испытания установки «Исход» на тяжелом авианосном крейсере «Адмирал Кузнецов» выявили ряд недостатков ее шасси (электрокара). Установ­ка не способна преодолевать препятствия на палу­бе и в ангаре, не может подняться на носовую часть полетной палубы («трамплин»), имеет низ­кую скорость передвижения. В ней отсутствует система подогрева пенообразователя, что в усло­виях низких температур приводит к замерзанию раствора.
   При пожаре аварийного самолета на полетной палубе возникает необходимость спасения экипа­жа, сбрасывания горящего самолета за борт, рас­чистки завалов и удаления обломков для обес­печения посадки самолетов, находящихся в возду­хе. Технические средства для выполнения подоб­ных операций на авианосных кораблях в настоя­щее время отсутствуют.
  Для разрешения выявленных проблем военно- морские специалисты предложили специалистам по наземной военной технике сотрудничать в со­здании корабельной палубной пожарной машины на базе одного из образцов серийной бронетанко­вой техники. Анализ требований к такой машине в сопоставлении с ТТХ существующих боевых ма­шин показал, что среди колесных и гусеничных машин с дизельной силовой установкой с учетом их мощностных, массогабаритиых и защитных по­казателей предпочтение следует отдать боевой машине пехоты БМП-1. При анализе исследовались возможности:
-снижения габаритов базовой машины по длине, высоте и размерам опорной поверхности (для обеспечения маневренности при движении на по­летной палубе и в ангарах корабля);
достижения высоких показателей габаритной проходимости (для преодоления локальных пре­пятствий);
-использования пожарного оборудования от ус­тановки «Исход» с технически обоснованными пе­ределками, позволяющими повысить площадь по­жаротушения до 400 м2;
-обеспечения безопасности боевого расчета при работе в экстремальных условиях (по температу­ре, метеоусловиям, загазованности, потоку оскол­ков из-за возможного взрыва горящего самолета и т. д.);
-предохранения палубного покрытия, выполнен­ного на основе эпоксидно-корундовых смол, от по­вреждения гусеницами путем использования рези­новых башмаков подобно тому, как это обеспечи­вается при передвижении гусеничных машин но асфальтовым дорогам;
-создания в перспективе безэкипажной роботизированной пожарной машины.
   Анализ велся с ориентацией на существующую технологическую базу отрасли отечественной промышленности, выпускающей бронетанковую тех­нику.
    Рассмотрим компоновку корабельной палубной пожарной машины (рис. 2). В правой части кор­пуса машины 1 размещена силовая установка 2 с системами обеспечения ее работы. Перед ней находится блок трансмиссии с приводами на веду­щие колеса 3 к пятиопорной гусеничной ходовой части. Башня 4 размещена в центральной части корпуса, на ней установлены пенный 5 и порошковый 6 стволы. Башня обеспечивает их поворот в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Внутри башни размещено рабочее место командира 7 с органами управления поворотом стволов, перископическими приборами наблюдения и люком для его посадки. Здесь же размещена радиостанция 8 для связи с командованием, а по оси -  поворотное магистральное устройство для пенообразователя (внутри внизу) и подачи порошка (сверху снаружи). В отсеке водителя 9 размещены органы управления движением и подъемом бампера 10, установленного на плоской вертикальной передней части корпуса. Нерабочее положение бампера - внизу под лобовой частью машины, рабочее - в любой точке его подъемной траектории. Последнее может быть обеспечено, например, червячным механизмом поворота с электроприводом. Перегородка 11 теплоизолирует отсек водителя от силовой установки и возможного проникнове­ния отработавших газов, а кормовая перегород­ка 12 отделяет обитаемый герметичный отсек ко­мандира и водителя от открытой кормовой части, на которой установлены емкости для порошка 13 и сосуды со сжатым газом 14. Внутри обитаемого отсека размещены бортовые баки 15 с пенообразо­вателем, дренажными трубопроводами и заправоч­ными горловинами, а также фильтро-вентиляционная установка 16 для создания избыточного дав­ления и очистки поступающего воздуха от вредных газообразных веществ. Наружные части машины, броневая преграда, внутренняя теплоизоляция, термостойкая окраска и баки с жидкостью защи­щают экипаж от теплового излучения и механиче­ского воздействия в очаге пожара.
  Принцип работы пожарного оснащения осно­ван на подаче через стволы 5 и 6 в очаг пожара огнегасящего порошка из емкостей 13 и из емко­сти 15 пенообразователя, который охлаждает очаг и изолирует его от окружающего воздуха. Порошковая система пожаротушения состоит из двух емкостей 13 и двух сосудов 14 со сжатым газом, расположенных в кормовой части машины и соеди­ненных трубопроводами с поворотным магистра­льным устройством и стволами. Две емкости 15 и два сосуда со сжатым газом, расположенные в передней части машины, вместе с системами высокого и низкого давления, трубопроводами и соответствующим стволом составляют пеножидкостную систему пожаротушения.
  В кормовой части машины находится короб с раскатывающимся ру­кавом, наружная часть которого соединяется со штатным рукавом корабельной системы пожа­ротушения, а внутренняя через трубопровод и за­порный клапан - с внутренними емкостями маши­ны, после опорожнения которых машина исполь­зуется как ретранслятор корабельных пожарных систем.
   Сравним основные технические характеристики пожарной машины «Сильвани», самоходной пожар­ной установки «Исход» и предлагаемой разработки палубной пожарной машины на базе БМП-1 (таблица).
Технические характеристики существующей и предлагаемой палубной пожарной техники
Характеристика
«Сильвани»
«Исход»
Пожарная машина на базе БМП-1
Назначение:
тушение очагов пожара
выполнение бульдозерных работ, сталкивание аварийных
самолетов за борт
уборка снега на полетной палубе
транспортировка самолетов
Площадь гасимого пожара, м2
Масса огнегасящего порошка, кг
Объем раствора пенообразователя, л
Расход через лафетные стволы:
порошка, кг/с
пены, л/с
Длина струи, м:
Порошковой
Пенной
Время приведения установки в действие, с
Угол поворота лафетных стволов,
в горизонтальной плоскости
в вертикальной
Привод наводки лафетных стволов:

скорость наводки,°/с:
в горизонтальной плоскости
в вертикальной плоскости
Боевой расчет, чел.
Полная масса, т
Габаритные размеры, мм:
Длина
Ширина
Высота
Длина опорной поверхности, мм
Дорожный просвет, мм
Скорость передвижения, км/ч
Минимальный радиус поворота, м
Максимально преодолеваемый подъем, °
Мощность двигателя, кВт
Тип двигателя



Базовое шасси
Броневая защита
Системы жизнеобеспечения экипажа
Средства связи


Температурный диапазон применения без ограничения ТТХ, °С


Выполняется

Нет
Нет
Нет
120
410
760

6,7
11,3

27
24
20

120
-20…45
Ручной


-
-
2
6,5

5655
2340
2640
3300
-
10
9,5
30
87
Карбюраторный бензиновый


ГАЗ-66
Нет
Нет
Нет


-35…35

Выполняется

Нет
Нет
Нет
250
600
1000

10
20

20
20
30

90
-10…45
Ручной


-
-
3
6,4

4150
2000
2530
1850
300
7
7,5
5
-
Электродвигатели с аккумуляторными батареями

Электрокар
Нет
Нет
Нет


-2…45

Выполняется

Возможно
Возможно
Возможно
400
1200
2100

10
20

20
20
20

360
-4…30
Ручной или электромеханический

0,1—20,0
0,07—6,0
2
12,7

5 000
2940
2550
2700
300
40
1,5
30
240
Дизель УТД-20



БМП-1
От осколков
Обитаемый отсек
Радиостанция. Переговорное устройство
-50…50

    Анализ показывает, что по совокупно­сти используемых технических решений предлагаемая конструкция корабельной палубной пожар­ной машины сориентирована на существующую технологическую базу и является принципиально новой разработкой, не имеющей аналога в отече­ственной и зарубежной практике. Этот вывод под­тверждается тем, что, по данным ВНИИ ПО, со­временной автомобильной промышленностью специальных шасси для пожарных машин не выпус­кается.
   Перечислим наиболее важные пункты требова­ний, предъявляемых к пожарным машинам, кото­рым способна удовлетворить предложенная раз­работка:
-использование дизельной силовой установки повышенной мощности;
-защита пожарного расчета от огня, газов, ос­колков, образующихся при взрыве;
-наличие высоких скоростных и маневренных свойств и автоматизации пожаротушения;
-создание в перспективе роботизированной по­жарной машины с применением бортовых компью­теров.
   Опишем для примера, как выполняются ава­рийно-спасательные работы на палубе и ликвиди­руются последствия аварии. На подготовительном этапе проводятся регламентные работы по пуску, прогреву силовой установки, проверке связи с главным командным пунктом и работы других функциональных систем шасси. Система пожаротушения приводится в состояние готовности путем открытия клапанов для создания рабочего давле­ния в пенных и порошковых емкостях. Система низкого давления проверяется путем открытия ра­бочих клапанов, расположенных у командира ма­шины.
По команде, поступившей с командного пункта, расчет занимает рабочие места и выдвигается к заданной позиции на палубе корабля. Командир оценивает текущую ситуацию при посадке само­летов на палубу при открытых или закрытых лю­ках (в зависимости от обстановки). Водитель го­товит машину к действию по указанию командира. При аварии командир принимает решение об устранении очага пожара в районе кабины летчи­ка и помогает его эвакуации, например, доставкой на броне группы спасателей, страхуемых экипажем машины. После этого, маневрируя в границах оча­га пожара, расчет собственными пожарными сред­ствами ведет «прицельное тушение» наиболее опасных участков кратковременной очередью, а затем «площадное тушение», например, разлитого горящего топлива. Одновременно разматывается рукав и машина подключается к корабельной си­стеме пожаротушения. При опорожнении емкостей с жидкостью машина используется как ретрансля­тор корабельной пожарной системы. Одна из мер ликвидации очага пожара - расчистка полетной палубы от обломков самолета путем их сталкива­ния за борт. Для этого используется подъемный бампер и плоская лобовая часть корпуса.
   Таким образом, создание корабельной палуб­ной пожарной машины на базе БМП-1, по мнению авторов, является наиболее перспективным на­правлением развития пожарных установок для ВМФ. Можно отметить, что данная разработка включена в план развития отечественных противо­пожарных средств ВМФ на 1992—2000 гг. Она мо­жет найти применение также в эксплуатации объ­ектов с повышенной опасностью аварий, таких, как наземные аэродромы, склады взрывоопасных из­делий, объекты, на которых возможны химические и радиационные поражения.
Вывод. Предлагаемая разработка на базе боевой машины пехоты БМП-1 принципиально но­вой корабельной палубной пожарной машины сориентирована на существующую технологиче­скую базу. Она может найти также применение на других объектах с повышенной опасностью аварий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.                    Короткин И. М Аварии и катастрофы кораблей. Л.: Судостроение, 1977. 296 с.
2.                    Радзиевский С. И., Хничкин В. М. Пожаробезопасность и противопожарная защита кораблей. Л : Судостроение, 1987. 200 с.
3.                    Алексеев А. С., Панчайкин В Д. Совершенствование противопожарной защиты авианосцев ВМС США // Судо­строение за рубежом. 1975. №5.
4.                    Установка пожарная самоходная «Исход-14В»: Техни­ческое описание и инструкция по эксплуатации ИВ.ОО.ООО.ТО.
Статья поступила в редколлегию 20.12 91.

ЦКБ «Титан» - «отец» современных орудий


Газета «Военный вестник юга России» №44 /2012
Ракетные войска и артиллерия ВС РФ - надёжный щит страны. Но создаётся он
усилиями не только военнослужащих РВиА, но и представителей оборонно-промышленного комплекса. В том числе Федерального научно-производственного центра ОАО «ЦКБ «Титан».
   О крепости оборонного щита современной России человек непосвящённый может судить по парадам на Красной площади, во время которых демонстрируются основные образцы вооружения нашей армии.
  На параде нынешнего года волгоградское ЦКБ «Титан» поставило беспрецедентный рекорд: по главной площади страны прошли четыре боевые машины, созданные на предприятии. И что немаловажно, созданные с чистого листа. Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины ракетного комплекса «Искандер», пусковые комплексы «Тополь-М» и «Ярс», артиллерийское вооружение САУ «Мста-С» сегодня являются элементами системы национальной безопасности страны. Словом, Волгоград сегодня занимает лидирующие позиции в области производства вооружений.
  В своём сегменте  - а это полный цикл создания пусковых установок и другого наземного оборудования для Сухопутных войск и Ракетных войск стратегического назначения - ЦКБ «Титан» - один из лидеров. Сегодня предприятие как разработчик наукоёмкой продукции является федеральным научно-производственным центром. Это своего рода подтверждение эксклюзивности характера работы ЦКБ «Титан» - участника государственной программы вооружений. Показательно, что достигнутые результаты - это работа, проделанная «Титаном» в проблемные 90-е годы.
  Но не стоит забывать и былых заслуг Волгограда и волгоградцев в области укрепления обороноспособности страны. Сталинградские конструкторы под руководством Героя Социалистического Труда И. Иванова ещё до Великой Отечественной войны прославились созданием комплекса орудий, превосходивших все зарубежные аналоги. Пушка БР-17, например, стала самой дальнобойной. А срочная организация крупносерийного производства 76-миллиметровых пушек и их выпуск для фронта, выпуск 120-миллиметрового миномёта, работы над установкой качающейся части 152-миллиметровых морских пушек - вся эта работа, конечно, связана уже с началом войны. Укрощать «тигров» тоже довелось сталинградцам.
Ведь 85-миллиметровая пушка для танка Т-34 пробивала мощную немецкую броню и стала знаковым элементом победы. Она имеет прямое отношение к конструкторскому коллективу ЦКБ «Титан». Её главным исполнителем стал Г. Сергеев, которого считают учителем и нынешний руководитель предприятия В. Шурыгин, и его коллеги.
  Вкратце история такова: после августовской 1942 года бомбардировки Сталинграда война разбросала специалистов предприятия по разным КБ страны. Большая их группа стала работать в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под Москвой. Но ещё в начале 1942 года советской Ставкой была получена информация о вероятном применении фашистскими войсками сверхтяжёлых танков. В битве на Курском выступе летом сорок третьего наши тридцатьчетвёрки встретились лицом к лицу с грозной троицей: «тигром», «пантерой» и «элефантом». Неприятельские танки могли вести огонь с расстояния 1500 метров, наши же 76,2-миллиметровые танковые пушки поражали «тигров» и «пантер» на дистанции не более 500-600 метров только в борт. И задача создания пушки калибром 85 миллиметров была поставлена одновременно перед тремя конструкторскими коллективами, при этом два из них разрабатывали в ЦАКБ. Пушку С-53 вели Г. Сергеев и конструктор Г. Шабаров. Весь цикл работ, начиная от проектирования и кончая переоборудованием тысяч имеющихся и выпускаемых танков, необходимо было выполнить за год.
Задача казалась нереальной. Но её решили! Из трёх представленных на испытания вариантов предпочтение было отдано пушке С-53. Дорабатывали орудие уже с привлечением других КБ. В результате и был создан образец ЗИС-С-53, принятый на вооружение Красной армии в 1944 году. Благодаря ему Т-34 фактически стал главным танком Великой Отечественной войны. 
Г. Сергеев был удостоен Сталинской премии. Уже после окончания войны коллектив Волгоградского опытно-конструкторского бюро под руководством Г. Сергеева создаст целый арсенал артиллерийских орудий. Достаточно назвать знаменитый «Пион», равных которому в мире так и не нашлось.
  В ходе выполнения гигантского объёма работы в Волгограде сформировалась конструкторская школа, признанная сегодня в среде специалистов-оборонщиков. И, несмотря на разговоры, которые всё чаще ведутся о снижении роли артиллерии как главной огневой силы, её пока рано отправлять в запас. Даже в наше время более 70 процентов боевых задач в тактической полосе обороны по огневому поражению противника возлагается именно на артиллерийские подразделения.
   На сегодняшний день основным вооружением артиллерийских бригад Российской армии является 152-миллиметровая самоходная гаубица «Мста-С» с артвооружением, разработанным волгоградцами. Уже заканчиваются опытно-конструкторские работы по модернизации этой САУ, что позволит повысить боевые характеристики самоходной гаубицы по скорострельности и эффективности огня. В августе были успешно завершены государственные испытания изделия и начато серийное производство гаубиц 2А64М2 по документации «Титана». Специалисты ЦКБ участвуют в решении технических вопросов, возникающих при серийном производстве орудий. В общем, первую партию  модернизированных 152-миллиметровых гаубиц с повышенными тактико-техническими характеристиками Российская армия вскоре получит.
   В своё время артиллерия стала прародительницей ракетного оружия. И хотя РВСН - это отдельный род войск, здесь представителями «Титана» тоже немало сделано. Пусковые установки самых совершенных ракетных комплексов «Точка-У» и «Искандер», которые
находятся на вооружении армии в данный момент, тоже рождены на волгоградском предприятии. Это оружие, которое обеспечивает стране стопроцентную гарантию безопасности.
В. ДЁМИН.