Blog about tanks and tankmen. Блог о танках и танкистах. Вся публикуемая информация является либо копипастом, либо полнейшей выдумкой и бредовой фантазией автора. Все совпадения с реалиями исключительно случайны.
Средства массовой информации в
который раз радостно сообщили о перевооружении бригад в Чеченской
республике на модернизированную версию Т-72Б. Что говорить, появление
модернизированной техники - факт отрадный. Обновленные танки сменили уже
давно устаревшие версии Т-72Б, которые, в свою очередь, пришли в
танковые батальоны этих соединений вместо еще более старых Т-62, прозванных за их возраст "музейными".
Модернизированный Т-72Б с двигателем В-84 мощностью 840 л.с
Модернизированные Т-72Б оборудованы
прицелами "Сосна-У", которые считаются одними из самых лучших. Как мы
уже ранее писали, этот прицел успешно прошел испытания и показал высокие
результаты на испытаниях не только в России, но и за рубежом, в
частности, в Индии. Он установлен на модернизированном Т-72М1М, боевой
машине поддержки танков "Терминатор", новейшем Т-90МС.
По сравнению с установленными на
Т-72Б давно устаревшим прицелом-дальномером ТПД-К1 и прицелом - прибором
наведения 1К13-49 "Неман", "Сосна-У" обладает несравненно более
высокими характеристиками обнаружения и поражения цели.
Вот пример правильной установки динамической защиты
Для оборудованной тепловизором
"Сосны-У" не страшны не только самая темная ночь, но и дымовые завесы с
туманами. Если прежде танк мог наводить управляемые ракеты только с
коротких установок, то с новым прицелом можно бить ТУРами с ходу.
По некоторым данным, на танках установлены обновленные средства связи и навигации с помощью ГЛОНАСС.
И, как уже отмечали, вызывает
удивление, что место, где ранее стоял осветитель не прикрыто
динамической защитой. Несколько дополнительных блоков не сильно бы
обременили военный бюджет, а характеристики защиты бы возросли. Тем
более, есть варианты и Т-72, и Т-90, у которых таких вот "дыр" в
динамической защите нет (смотрите фото). Хотелось бы, конечно, видеть на
этих танках решетчатые противокумулятивные экраны, которые достаточно
эффективно защищают от легких противотанковых средств. Кстати, их же
ранее устанавливали на находящихся здесь Т-62, можно было бы просто переставить с этих старых танков.
И здесь не бюджетный вариант установки "реактивной брони"
Есть еще одно, на чем решили
сэкономить военные. На более ранней модернизированной версии Т-72БА,
которая в предыдущие годы поставлялась российской армии, стоял
тысячесильный В-92В2, который также устанавливается на Т-90А. Ранее считалось, что и на этих, отправленных в Чечню танках, стоят двигатели в 1000 л.с., но как оказалось, на них оставлен старый В-84 мощностью в 840 л.с.
Как отмечают представители
военно-промышленного комплекса, российское министерство обороны "хочет
чудо за умеренные деньги", но, как известно, чудес не бывает, и данный
танк по характеристикам подвижности уступает Т-72БА и Т-90А. И соответствует уровню середины 80-х, когда на "семьдесятдвойки стали ставить В-84.
Самый лучший вариант установки ДЗ
И, тем не менее, даже в такой вот
усеченной версии модернизированные Т-72 на голову превосходят грузинские
танки, доработанные с помощью иностранных специалистов.
Во время посещения сборочного подразделения КБ приборостроения ОАО
"Щегловский вал" заместителем председателя российского правительства
Дмитрия Рогозина засветился новый вариант ЗРПК "Панцирь-С1" с новой РЛС обнаружения (две панели антенны с ФАР). Данный вариант боевой машины будет поставляться в Алжир.
ЗРПК "Панцирь-С1" с РЛМ СОЦ
S-диапазона, проходящий приёмо-сдаточные испытания. Испытания
проводились с мая по июль месяц 2011 года на 4 ГЦМП.
Радиолокационный модуль станции
обнаружения целей S-диапазона, предназначена для обнаружения,
сопровождения воздшных целей, в том числе в условиях активных и
пассивных помех.
Тактико-технические характеристики: Дальность обнаружения/сопровождения цели с ЭПР 1м.кв: >40 км; Количество одновременно сопровождаемых целей: >40; Высота полёта обнаруживаемых целей: от 5 м до 20 км; Радиальные скорости: 30-1200 м/c; Перегрузка во время манёвра: 10g;
Зона обзора: по азимуту(за счет электромеханического сканирования): 0-360°; по азимуту(за счёт электронного сканирования, в секторном режиме): 90°;
по углу места (за счет электронного сканирования): 0-60°;
Времямя обзора: 4 сек; Масса РЛМ СОЦ: 950 кг.
Делегация
из Малайзии, посетившая Щегловский вал. По фотографии можно увидеть
2xЗРПК "Панцирь-С1" с новой РЛМ СОЦ на шасси КАМАЗ-6560 из партии
осуществляемая по контракту с ВС Алжира.
Сравним
с другой СОЦ - 1РС1, представляющая собой импульсно-допплеровскую
станцию кгругового обзора, обеспечивающую обнаружение целей, обработку
траекторий обнаруженных целей и определение их координат.
Сравнительные характеристики станций обнаружения целей
Наименование характеристики
РЛМ СОЦ S-диапазона (ЦКБА)
1РС1 (ВНИИРТ)
Зона обзора по азимуту(электромеханическое сканирование, поворот):
0-360°
0-360°
Зона обзора по угулу места (электронное сканирование):
0-60°
0-60°; 40-80°
Количество обрабатываемых целей:
более 40
8-10; 20
Дальность обнаружения целей (с ЭПР 2 кв.м):
более 40 км
36
Диапазон радиальных скоростей обнаруженных целей:
30-1200 м/с
0-1000 м/с
Там же в цехах ОАО "Щегловский вал" был "подставлен" под объектив и гусеничный вариант "Панциря" с текущим боевым модулем (что и на автомобильном шасси)
В кабине "Панциря"
Зенитная ракета "Панциря" и ракета "Гермес" - вертолетный вариант ракеты "Панциря"
Есть на свете одна очень очень могучая Держава под названием Украина. Некогда была она захудалой окраинной провинцией не то Польши, не то Руси. С развалом СССР выпало ей счастие стать, в кои-то веки независимой, или "незалежней" как им по мове ботать больше нравиться. И вот тут то и поперло...
Есть там у них на Украине, оказывается, городишко, под названием Харькiв. Некогда он даже был столицей всего украинского царства-государства. Однако, позже этот титул у него самым безобразным образом отняли и отдали Киеву - древней "матери городов русских" - уже смешно, не правда ли? Но гордый харькiвский народ не мог смериться с таким унижением и решил биться за звание.... ну хотя бы "танковой столицы мира", благо имелось там сразу несколько танковых кузниц, где не малое число харьковчан танковым молотом долбило по танковой наковальне. Правда потом танчики ихней выделки всем честным советским народом приходилось напильником дорабатывать, да так что искры летели, ну да это ничего... главное что они типа не лыком шиты и не лаптем щи хлебают, а цельные танки собирают. Понт то, он ведь завсегда, как говориться, дороже денег! Только вот как встал вопрос "за деньги", то вдруг и оказалось, что иханские все такие кованные-перекованные танчеги и не нужны никому. Потому как за морями, за полями, за дремучими лесами, в Русской стороне, да на Урал-горе, оказывается, живет да поживает, службу несет - не тужит, государю верно служит, злой бабай, звать которого "Начальник сборочного цеха". И по своей злобливой натуре печет он свои танчики, да не за просто так, а как блины. Да такие они все у него выходят ладные да приладные, что как пирожки в добрый ярмарочный день с лотка - конвейера по всему свету белому разлетаются. А "Начальник сборочного цеха" посмеивается, да из-за гор "хохлам-наставничкам" фигушки кажет.
Дело то тут вона как обернулось - пока семьей народов братцких жили, приютили уральцы на время харьковчан-погорельцев, да позаимствовали у них науку танковую. Да и не только позаимствовали, но и превзошли учителей своих по доброй своей традиции и исконному трудолюбию. А нефиг на лаврах в райских кущах покачиваться! Вот и оказалось, что к моменту как Одна Большая Страна на много маленьких делиться стала, то харьковские "учителя" ужо и сами позабывали как работать. Но привычка поучать у них осталася... Сидят вот сейчас у разбитого корыта, но вся и всех учить пытаются: и эти у них не то, да не так делают; и те у них это не так... То что немцы танк "Леопард" "не правильно" сделали - ужо притчей во языцах стало, взялись тяперича русских поучать. А русские, ну это те что с Урал-горы, возьми да как раз и выкати из свого сборочного цеха новенький, с иголочки, супер-мупер-пупер-танчик. Себе на загляденье - всему миру на удивленье! Ну что ты с ними, упертымида поперешными, сделаешь? Долго думали харьковчане как быть, чаво в пику говорить - только ничего придумать так и не смогли - ну не к чему у "иванов" докапаться. Однако тут в подмогу нашелся им хлопец гарный - одесского разлива - уркаганского пошиба. Славна солнечная Одесса своим жульем да мошенством.
-Ща,- говорит,- шо нибудь придумаем.
И ведь, стервец, придумал!
-Башня у этого русского танка, - говорит, - какая-то "горбатая". Не порядок это!
Переглянулись харьковчане, поглядели друг на друга - рожы у них забавно так по вытягивались...
- "Горбатая" говоришь? И хера?
- Ну дык ведь "горбатая"!
- Ну, может быть где и "горбатая", а где и не очень...
- Ну ведь не порядок это - "горбатая башня".
- Блин, ну и силен же ты, брат- хлопец гарный! Коль больше доковыряться не к чему, то пущай тогда действительно у "иванов" башня "горбатой" будет.
Так и понеслось по свету, по белому: " у русских башня горбатая"... "горбатая" ... "горбатая"... "горбатая"... Что поделать, ну с покон веков водилось на украине - делать не хрена не умеют, свое, лучшее сделать не могут, а обзываться, и ближнему в карман какашек подложить- так завсегда первые горазды! На том сказочке, как говориться, конец.
Тепереча, давайте малость и по серьезному.
Вот она эта "новая" тагильская и, как некоторые больные на голову говорят,"горбатая" башня
и вот давайте сравним ее со "старой" - как бы "не горбатой"
вот поглядите внимательно и скажите, люди добрые: "Лучше оно на "новой" башне супротив "старой" стало, или как?" И до кучи сравните эти конструкции с тем убожеством, что стоит на украинском "Оплоте", и называется "Башня с модульной бронезащитой"...
В ходе локальных конфликтов, войн "малой интенсивности", ведении контр террористических операций и антипартизанских боевых действий,особое значение имеет защита от минного оружия. Мы уже неоднократно обращались к этой теме и сегодня хотелось бы продолжить ее следующей публикацией:
ПРОТИВОМИННАЯ СТОЙКОСТЬ ОПОРНЫХ КАТКОВ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Канд. техн. наук П. П. КОЧЕГАРОВ
Журнал «Вестник бронетанковой техники» №3/1977г
Особенностью
нагружения опорных катков при подрыве на минах является то, что поражающие
факторы взрыва (ударная волна, продукты детонации и др.) действуют на каток как
непосредственно, так и через гусеницу, которая выполняет роль своеобразного
экрана. В свою очередь, каток, воспринимая на себя часть энергии взрыва,
облегчает условия работы гусеницы, благодаря чему для ее перебивания при
подрыве мины под катком требуется значительно больший заряд, чем при подрыве
между катками. Отсюда следует, что нельзя рассматривать противоминную стойкость
катков без гусеницы, также как оценка противоминной стойкости гусеницы без
учета особенностей конструкции опорных катков является неточной.
При подрыве на
мине на опорный каток действуют значительные силы, о чем свидетельствуют
большие вертикальные ускорения катка (табл. 1).
Таблица 1
Вертикальные ускорения опорного катка при подрыве на минах
Масса тротилового заряда, кг
Место подрыва заряда
Величина
вертикальных ускорений опорного катка, q
1,6
Под первым левым опорным катком при перекрытии по всему диаметру заряда
наружным краем гусеницы
830
2,5
То же
2 650
2,1
Под первым левым катком и центром трака (трак цельноштампованный)
4 050
Под действием
этих сил в отдельных элементах катка возникают напряжения, превышающие предел
прочности, что может вывести каток из строя (рис. 1).
Наиболее слабыми
элементами опорных катков с наружной амортизацией являются ободы и диски,
которые деформируются и разрываются, при подрывах даже на небольших по массе
минах (табл.2).
Таблица 2
Характерные
повреждения опорных катков при подрывах танков на минах
Тип и масса взрывчатого
вещества, m
Место подрыва мины
Чертежный номер катка
Характер повреждений
Тротиловый заряд цилиндрической формы,
m = 1,6-1,7 кг
Деформация ободов, в обоих дисках
возникло по трещине длиной 70 мм. Каток сохранил ограниченную
работоспособность
Тротиловый заряд цилиндрической формы,
m = 2,1 кг
То же
434.50сб
Деформация ободов, трещины в обоих
дисках, круговая трещина в ступице; каток к эксплуатации не пригоден
219-33-сб179
Разрушены ободы и диски, погнут один
болт крепления дисков к ступице и одно ушко ступицы. Каток к эксплуатации не
пригоден
Каток танка «Центурион»
Деформация ободов, сорвана резина с
внутреннего обода на 1/3 длины окружности. Каток не
пригоден к длительной эксплуатации
Тротиловый заряд цилиндрической формы,
m = 5,1-5,3 кг
Под первым опорным катком с
перекрытием половины диаметра заряда внешним краем гусеницы
175.50.00 1сб - А
Деформация ободов, наружный обод
разрушен. Срыв реборды. Каток не пригоден к эксплуатации
434.50сб
Деформация наружного обода на дуге 450
мм (величина деформации 40 мм), срезаны два болта крепления крышки. Каток не пригоден
к эксплуатации
219-33-сб179
Каток разбит и не пригоден к
эксплуатации
Тротиловый заряд цилиндрической формы,
m = 7,2 кг
Под первым опорным катком и серединой
трака (для катков 175.50.001сб-А расстояние центра мины от продольной оси
гусеницы 130 мм, для танка «Центурион» расстояние от центра мины до
продольной оси гусеницы 145 мм)
175.50.00 1сб - А
Каток разбит и не пригоден к
эксплуатации
434.50сб
Каток разбит и не пригоден к
эксплуатации
219-33-сб179
Каток разбит, соскочил с оси; не
пригоден к эксплуатации
Каток танка «Центурион»
Первый каток полностью разбит. Срезаны
болты крепления дисков к ступице у второго катка. Оба катка к эксплуатации не
пригодны
Тротиловый заряд цилиндрической формы,
m = 10,6 кг
Под четвертым и третьими опорными
катками и серединой трака
175.50.00 1сб - А
Разбит четвертый каток, к эксплуатации
не пригоден
434.50сб
Разбит третий каток, к эксплуатации не
пригоден
219-33-сб179
Разрушен третий каток. Разрушен
наружный диск и деформирован внутренний диск второго катка. Второй и третий
катки не пригодны к эксплуатации
Под первым опорным катком и серединой
трака
434.50сб
Опорный каток разрушен и не пригоден к
эксплуатации
219-33-сб179
Первый и второй опорные катки
разрушены и не пригодны к эксплуатации
175.50.001сб-А
Деформация наружного обода, разрыв
резинового массива; каток для длительной эксплуатации не пригоден
Удлиненный заряд, m= 1,1 кг
Под первым катком поперек гусеницы.
Расстояние от центра заряда до продольной оси гусеницы 100 мм, на поверхности
грунта (для танка «Центурион» расстояние 150 мм)
434.50сб
Разрушен наружный обод, каток не
пригоден для длительной эксплуатации
219-33-сб179
Разрушены диски, сдеформирова-ны болты
крепления дисков к ступице, каток не пригоден к эксплуатации
Каток танка «Центурион»
Значительная деформация наружного
обода, сорвана резина на дуге 180 мм. Каток не пригоден к эксплуатации
Резиновый массив,
как правило, разрушается и частично срывается. Наибольшей деформации
подвергаются ободы, расположенные консольно относительно дисков.
Наибольшая масса
тротилового заряда, при взрыве которой под серединой трака катки основных
танков сохраняют работоспособность, находится в пределах 1,5-1,8 кг. При
подрывах на минах с большей массой заряда катки получают опасные повреждения и
требуют замены. Указанная масса заряда
значительно меньше массы заряда наиболее распространенных фугасных
противотанковых мин (5-10 кг). Следовательно, при каждом подрыве фугасной мины
под катком последний будет требовать замены.
Вполне очевидно, что при одном и том же давлении ударной волны взрыва
нагрузка на каток будет тем больше, чем больше его размеры. В этом отношении в
более выгодном положении оказываются катки малых диаметров и ширины, особенно
при подрыве мин с края гусеницы. Это наглядно видно из сравнения повреждений
катков 434.50сб. и 175.50.001сб-А, полученных при подрыве на минах с массой
заряда 5,1 кг при перекрытии половины диаметра мины наружным краем гусеницы.
Тяжесть повреждений катка 434.50сб заметно меньше, чем катка 175.50.001 сб-А
(рис. 2).
Однако при уменьшении
габаритных размеров катков утяжеляются условия работы гусеницы при подрыве на
минах и вероятность ее перебивания повышается. А так как при перебивании
гусеницы теряется подвижность, а при разрушении катка она сохраняется, то
уменьшение размеров катка не может рассматриваться как рациональное направление
по повышению живучести ходовой части.
Опорные катки 219-33-сб179 с алюминиевыми дисками несколько уступают по
противоминной стойкости другим испытанным каткам. При подрыве на минах с массой
заряда 7—10 кг часто разрушаются одновременно два таких катка. Однако катки
219-33-сб 179 имеют и некоторые преимущества, заключающиеся в 1"Ьм, что
при подрывах на малых зарядах (например, на минах удлиненной формы) отпадает
необходимость в замене всего катка. Достаточно заменить только диски (диск),
так как ступица во многих случаях .сохраняет работоспособность. Таким образом,
изготовление катков разборными направлено на повышение живучести при подрывах
на минах без снижения других эксплуатационно-технических показателей. Что
касается материала, то отмеченное снижение противоминной стойкости алюминиевых
катков по сравнению со стальными не может являться ограничивающим фактором при
применении легких сплавов для изготовления катков разборной их конструкции.
При изготовлении катков из легких сплавов необходимо обеспечить
достаточную прочность крышек (колпаков), закрывающих ступицы. Как показали
опыты, крышки опорного катка 765-33-сб101 пробиваются насквозь осколками
противопехотных осколочных мин, подорванных в 5 м от машины. Через
образовавшиеся отверстия вытекает смазка, что может привести к выходу катка из
строя. Такое явление недопустимо. Катки ВГМ, в том числе и легкой категории по
массе, не должны выходить из строя при преодолении противопехотных минных
полей. Испытаниями установлено, что подшипники катков разрушаются редко и
поэтому при повреждениях дисков и ободов катки сохраняют возможность вращения
на оси. Если же балансир заходит за кромку опорного катка, как это сделано,
например, на танке Т-55, то при деформации обода каток может задевать за балансир
и потерять подвижность. В результате этого при движении танка резиновые шины
катка трутся о траки гусеницы и нагреваются вплоть до возгорания, что приводит
к необходимости остановки машины.
Выводы
1.Опорные катки основных танков сохраняют
работоспособность при подрывах на фугасных минах с массой заряда до 1,5—1,8 кг,
при этом работоспособность катков, изготовленных с применением легких сплавов,
несколько уменьшается. Поскольку масса заряда современных фугасных
противотанковых мин значительно превышает 1,5-1,8 кг, то при каждом подрыве
мины под катком последний будет требовать замены. В ряде случаев могут выходить
из строя одновременнно два катка.
2.Для повышения противоминной стойкости и
живучести опорных катков без снижения других их эксплуатационно-технических
показателей может быть рекомендовано:
— уменьшение консольности
расположения ободов относительно дисков;
— применение разборных
конструкций катков,, обеспечивающих замену отдельных
элементов, вышедших из
строя;
— повышение прочности крышек
(колпаков) до уровня, исключающего их пробитие
Основные боевые танки Т-90С по-прежнему пользуются спросом на международных рынках вооружений. Как сообщает блог bmpd,
по имеющейся информации, в 2011 году ОАО "Рособоронэкспорт" были
заключены контракты на поставку партий танков Т-90С производства ОАО
"НПК "Уралвагонзавод" Азербайджану и Туркмении.
В 2009 году стало известно о приобретении Туркменией, по разным данным, от 4 до 10 танковТ-90С. Сделка была реализована в
кратчайшие сроки, и, вскоре после освоения экипажами, данные танки стали
активно использоваться в ходе учений различного масштаба.
Судя по всему, Туркмения осталась
довольна качеством приобретенных танков, поэтому решилась на новую
сделку. Сколько в настоящее время будет закуплено новых ОБТ и в какой
модификации пока неизвестно.
Нет и подробностей о контракте с
Азербайджаном. Эта динамично развивающаяся страна в настоящее время
эксплуатирует бронетанковую технику, которая досталась ей после развала
СССР, а также около сотни Т-72 были приобретены в Белоруссии и Украине.
Танки морально устарели и по своим
тактико-техническим характеристикам соответствуют уровню 80-х годов.
Поэтому не удивительно, что руководство Азербайджана приняло решение о
модернизации бронетанкового парка страны. Часть имеющихся Т-72 была
модернизирована при помощи иностранных специалистов, на них была
доработана система управления огнем, установлены новые средства связи
навигации. Это позволило, в некоторой степени, повысить характеристики
танков, однако по огневой мощи, защите и подвижности эти
модернизированные "семьдесятдвойки" остались на прежнем уровне.
И, оценив все за и против, по всей видимости, был сделан выбор в пользу нижнетагильских машин.
Неизвестно, в какой версии
приобретаются танки. Дело в том, что индийские и алжирские варианты
Т-90С внешне похожи, но алжирские танки имеют кондиционеры, а в системе
управления огнем появился автомат сопровождения цели. Его наличие
существенно повысил возможности по ведению огня из пушки, а также
применения управляемого ракетного вооружения.
Не исключено, что речь идет о
последней модификации нижнетагильского танка – Т-90МС. Так или иначе, мы
скоро это узнаем, ведь кроме военных маневров, еще существуют парады, в
которых государства демонстрируют то, что ими было сделано для
укрепления своей обороноспособности.
Gur Khan: Пока никак не могу прокомментировать это сообщение. Скажу лишь что на данный момент ведутся активные переговоры на поставку танков Т-90С сразу в несколько стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Есть и подписанные контракты. Так что пресловутый "начальник сборочного цеха" не остается у нас без работы и по своему основному функционалу - в цехе на сборке полно танков!
Под Новосибирском пехота и танковые экипажи учатся взаимодействовать в составе подразделения
Военнослужащие полтора месяца проходили одиночную
подготовку. Теперь на Шиловском полигоне под Новосибирском они учатся
слаженно действовать в составе подразделения. По интенсивности стрельбы и
взрывов слышно, что патронов никто не жалеет. На всех практических
занятиях по боевой подготовке сейчас используют как можно больше
имитационных и холостых боеприпасов, чтобы у солдат было ощущение
максимальной реалистичности происходящего.
Так называемая обкатка танками — упражнение, в полной
мере позволяющее солдату почувствовать себя в реальном бою. Здесь
главное — не только знать порядкок действий, но и заставить себя их
выполнить. Лечь под лязгающую гусеницами многотонную машину непросто,
даже понимая, что ты не на войне, а на уроке. Еще одно новшество в
современной боевой подготовке — танковый бой. Экипаж не просто стреляет
по мишеням, он ведет сражение с точно таким же танком на другом участке
полигона. Задача — вычислить и уничтожить противника, не обнаружив себя,
а если уж попался в прицел, то нужно суметь скрыться и снова затаиться в
засаде.
По итогам такого «спарринга» оцениваются действия
обоих экипажей. Ни в боеприпасах, ни в топливе для техники сегодня
недостатка нет. Конечно, такие тактические занятия — дорогое
удовольствие, но оно того стоит. С учетом нынешнего срока службы боевая
подготовка должна быть максимально эффективной, и новый подход к ней
направлен как раз на это.
Т-80: на улицах южнокорейских городов, полигонах острова Афродиты и в йеменской пустыне Южная Корея
продолжает эксплуатировать российские боевые танки Т-80У. Об этом
свидетельствует относительно недавно размещенный на ролик.
Судя по видео, танки в прекрасном состоянии и даже прошли
некоторую доработку, в частности, за башней появились корзины для
имущества, которые также могут служить, как экраны против легких
противотанковых боеприпасов, установлены стоп-сигналы и указатели
поворотов.
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
Поставка танков в Южную Корею
началась в 1996 году в счет погашения советского государственного долга.
Всего было передано около трех десятков боевых машин. Южнокорейским
военным танк понравился, они отмечали его прекрасную маневренность и
надежность.
Машины интенсивно
эксплуатировались, и в свое время были сообщения, что южнокорейская
сторона даже испытывает некоторые трудности с запасными частями, в
результате часть поставленных танков, якобы, просто стояли в парках. Но
потом эти проблемы были решены, и эксплуатация Т-80У продолжена.
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
Время от времени появлялись
сообщения, что Южная Корея намерена докупить Т-80. И вот в 2005 году
были приобретены 2 командирских танка Т-80УК, с тепловизорами "Агава-2" и
комплексами оптикоэлектронного противодействия "Штора". Называлась даже
сумма контракта - 6 млн. долларов.
Вернемся к видео: сообщалось, что
данные машины используются южнокорейской армией в ходе боевой подготовки
для обозначения техники противника (интересно, какого, у КНДР и КНР
Т-80 нет), на видео танки в характерном для южнокорейской бронетехники
камуфляже.
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
Что еще любопытно, Россия поставила
корейцам 70 БМП-3 и 33 БТР-80А, однако колонну сопровождает
южнокорейская бронемашина KIFV, а также БРЭМ на шасси южнокорейского
танка К1.
Следует отметить, что именно с
танком Т-80У в начале 90-х годов связывались экспортные надежды
российских оборонщиков. Предполагалось, что именно он станет основой
танкового экспорта молодого российского государства. И поэтому поначалу
все выпущенные Т-80У, кроме нескольких десятков, успевших попасть в
войска до распада Союза, ориентировались на экспорт. В начале 1993 года
недавно рассекреченный российский танк блеснул на выставке в ОАЭ. Успех
был большим, танком заинтересовались Индия, Швеция и Китай.
И вот в 1993 году Т-80У наряду с
более "простым" нижнетагильским Т-72С проходил испытания в Индии. Там
обнаружились некоторые проблемы с эксплуатацией газотурбинного
двигателя. По некоторым данным, во время одного из этапов испытаний не
был включен режим "пустыня", и произошло расплавление лессовой пыли на
элементах проточной части двигателя. Кроме этого, индийцев не устроил
повышенный аппетит газовой турбины.
К тому же, в режиме "пустыня"
происходило падение мощности двигателя и "восьмидесятка" теряла
преимущество в подвижности по сравнению с тем же Т-72С. В результате
индусы потеряли интерес к омскому танку.
И вскоре все надежды с модернизацией танковых войск они стали связывать исключительно с Нижним Тагилом, с его Т-90С.
В холодных шведских условиях
восьмидесятка показала себя гораздо лучше, чем в 50-градусной жаре
пустыни Тар. Но для рослых шведских танкистов не подошел, по их мнению,
ограниченный внутренний объем танка, и они выбрали "Леопард-2".
Успокаивало, что вместе с Т-80У скандинавы "прокатили" новейшую версию
"Абрамса" и самый совершенный на то время французский "Леклерк".
В 1995 году Т-80У демонстрировался в
КНР. Но, как сообщали, здесь произошла не совсем красивая история. Дело
в том, что российская боевая техника, привезенная в Поднебесную, ночью
охранялась…китайской стороной. И когда утром российские специалисты
пришли, то обнаружили, что китайцы заводили бронемашины, в том числе
Т-80У, и проверяли их на ходу.
Китайцы очень хорошо отозвались о
танке, но закупать не стали. Мало того, изучение Т-80У подтолкнуло их к
ускоренной разработке своей боевой машины нового поколения, которая, в
конце концов, превратилась в танк Тип 99.
Неудачи Т-80У на международных
рынках оружия танка стали связывать с тем, что в 1992 году один танк
через либерийскую фирму был продан Великобритании. Сделка была очень
сомнительной, хотя бы тем, что продажа танков данной модели на то время
вообще была запрещена.
"И кто в здравом уме станет толкать
за рубеж новейшую боевую машину своим потенциальным конкурентам для
изучения. Заработали несколько миллионов долларов, а потом потеряли
сотни миллионов", - писали возмущенные специалисты в области экспорта
вооружений.
И вот провалы Т-80У стали объяснять не особенностями "восьмидесятки", а тем, что "англичанка гадит".
В 1995 году ориентированные на
экспорт Т-80У( как и экспортные Т-72С) приняли участие в юбилейном
военном параде в Москве. Танки поступили на вооружение Кантемировской
дивизии, где потеснили своих дизельных собратьев харьковского
производства Т-80УД.
Но 1996 год стал настоящим прорывом для омичей. Сразу две страну заинтересовались газотурбинными танками - Южная Корея и Кипр.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
Небольшое островное государство в
апреле 1996 года подписало контракт в 172 млн. долларов на поставку 41
танка. Танки стали прибывать на остров уже летом 1996 года. Поставка
завершилась в июне 1997 года тремя партиями: по 27, 14 и 18 машин. Всего
Кипр получил 27 Т-80У и 14 командирских танков Т-80УК.
Наверное, получив хорошую оценку
российских танков от киприотов, греки пригласили Т-80У поучаствовать в
тендере на приобретение танков для национальной армии.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
Представлять России в стране Эллады
стала специально доработанная версия танка Т-80УЕ (экспортная), на
которой установили гидрообъемную передачу, были изменены органы
управления, вместо рычагов - штурвал, установили тепловизор "Агава-2".
На данных конкурсных испытаниях
танк превзошел некоторые заявленные параметры. Так, машиной была
достигнута максимальная скорость в 80 км/ч, хотя по тактико-техническим
характеристикам (ТТХ) -70 км/ч. Расход топлива по асфальту составил 4
литра на километр, а по ТТХ-5-7 литров. Тендерный комитет отметил
надежную работу двигателя, трансмиссии и механизма заряжания. Кроме
того, "восьмидесятка" оказалась самой легкой в освоении экипажами.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
Но выявились и недостатки, это,
прежде всего, отставание в системе управления огнем, недостаточная
мощность стабилизатора вооружения, а также то, что отечественный
тепловизор значительно уступал западным разработкам в этой области.
Возникли также проблемы с надежностью гидрообъемной передачи, выход из
строя которой не позволил полностью выполнить программу испытаний.
Несмотря на то, что греки не
закупили Т-80УЕ, участие в данном тендере следует оценивать
положительно. В результате следующие варианты Т-80У уже избавились от
выявленных недостатков.
С началом нового века, в связи с
тем, что Россия стала ориентироваться, в основном, на экспорт Т-90С,
интерес к Т-80У несколько упал. Но, тем не менее, машиной продолжали
интересоваться. Например, омские танки возжелал купить Иран. Однако завод уже был в состоянии банкротства, и сделка развития не получила.
В середине 2000-х Кипр
модернизировал свои Т-80У установкой тепловизионных прицелов
"Плиса".Сделка была заключена в 2004 году на 12,1 млн. долларов.
В 2009 году на выставке вооружений в
Омске было объявлено, что Кипр намерен приобрести новую партию в 41
танк Т-80У, общей стоимостью в 115 млн. евро. Танки были подержанными,
их ремонтом и модернизацией занимались в Омске.
Завершение поставок ожидалось в
середине прошлого года. Как и во время первого контракта, 14 танков
должны были быть в командирской версии. В настоящее время сделка
выполнена, и эти танки заменили собой 52 устаревших французских AMX-30,
состоявших на вооружении 20-й танковой бригады Национальной гвардии.Т-80БВ вооруженных сил Йемена
А относительно недавно стало
известно еще об одной, почти невероятной сделке. Но обо всем по порядку.
Вооруженным силам Белоруссии после вывода советских войск из Германии
достались 92 Т-80БВ. В войсках союзной республики они почти не
эксплуатировались, а были выведены на базы хранения.
Т-80БВ вооруженных сил Йемена
Танки записали в так называемую
"экспортную группу" и надеялись продать куда-нибудь за рубеж. Несколько
доработанных в Белоруссии Т-80БВ даже демонстрировали на выставках
оружия в Минске, но долгое время желающих приобрести турбо-танк не
находилось. И вот в прошлом году стало известно, что 66 Т-80БВ нашли
нового хозяина.
Т-80У вооруженных сил Йемена
Ими оказались йеменские военные.
Танки ремонтировались на 140-м танкоремонтном заводе, а газовые турбины
восстанавливали в Харькове, на тамошнем танкоремонтном предприятии,
которое в советское время как раз и специализировалось, в том числе, на
газотурбинных танках.
Т-80У вооруженных сил Йемена
Фото и видеоматериалов из Йемена, к
сожалению, до сих пор не поступило, и как там "поживают" танки,
предназначавшиеся для ответного марш-броска к Ла-Маншу, пока неизвестно.
Но в век Интернета, надо полагать, такие информационный пробелы
устраняются быстро, и мы еще увидим йеменские турбо-танки.
В продолжение темы музеев, позвольте представить фото чрезвычайно интересной боевой машины - прототипа четырехосного БТРа от фирмы Рено. Не смотря на то, что машина экспонируется в музее в Самюре, ее фото редки в Интернете. Кроме того, так же практически отсутствует какая-либо информация о ней. Так что если кому-то что-то доподлинно известно об этом аппарате - пишите в комменты. За фото большое спасибо нашему немецкому другу Уве Харнаку aka Panzeruwe.