ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
СОЗДАНИЯ ТАНКА С ВЫНЕСЕННОЙ ОРУДИЙНОЙ УСТАНОВКОЙ
Канд. техн. наук Н. Я. ВИЛЬХОВЧЕНКО, Н. Г. ИЗОСИМОВ, С. А. КУЛЕМИН, канд.
техн. наук Л. Е. СЫЧЕВ
Журнал «Вестник бронетанковой
техники» №2/1979г. С.9-11
Наряду с совершенствованием
обычной компоновочной схемы танка внимание конструкторов у нас и за рубежом
привлекает схема безбашенного танка с вынесенным из обитаемого отделения
вооружением. Кроме очевидной экономии массы, такой танк может обладать лучшей
защитой экипажа от обычного оружия и средств массового поражения и лучшими
условиями стрельбы из-за укрытий, что может повысить его живучесть.
В настоящей статье приводятся
некоторые результаты расчетных и конструкторско-компоновочных исследований
танка с вынесенным вооружением.
При анализе эффективности
рассматриваемой компоновочной схемы, по сравнению с обычной, необходима
количественная оценка снижения массы танка. Такие исследования были проведены с
использованием математической модели на ЭВМ [1]. В математической модели танка
корпус представлен параллелепипедом с наклонными верхним и нижним лобовыми
листами, а башня — двумя блоками: нижним — цилиндрическим и верхним— в виде
усеченного конуса.
Были вычислены
объемно-массовые показатели машин с постепенным переходом от обычной схемы к
безбашенной, аналогичной схеме шведского танка Strv 103. Переход осуществлялся
последовательным снижением высоты башни и перенесением сэкономленного объема в
корпус танка. Характеристики машины при этом сохранялись неизменными. Принятый
в расчетах уровень лобовой защиты танка соответствовал защите от кумулятивного
снаряда, пробивающего 550-мм броню под углом 30° — башни и 20° — корпуса.
Толщина бортов корпуса в моторно-трансмиссионном отделении принята равной 70
мм. Мощность двигателя задавалась в двух вариантах: постоянная удельная
мощность 21,5 л. с./т и постоянная мощность 1 000 л. с.; неизменными
сохранялись: запас хода по шоссе 500 км, среднее удельное давление на грунт 0,8
кгс/см2.
В результате вычислений с
нахождением минимальной массы танка mт получен ряд зависимостей mт
от объема башни Ѵб (рис. 1). Анализ полученных зависимостей показывает, что
величина и распределение внутреннего объема оказывают большое влияние на массу
танка: уменьшение объема башни приводит к снижению массы машины. Наибольшее
снижение массы 5,5 и 7 т достигается при отсутствии башни. Масса и объем башни
в некоторых вариантах танка принимались соответственно 7,75 т и 1,75 м3.
Оценивались также
объемно-массовые показатели, получаемые в результате перехода от безбашенного
танка, выполненного по типу танка Strv 103, к безбашенному танку с вынесенным
орудием. Переход осуществлялся тремя способами: в первом из них в результате
выноса пушки внутренний объем машины не изменялся, в двух других— уменьшался
соответственно на 0,5 и 1,0 м3. Предполагалось, что в первом случае
освобождаемый объем корпуса будет использован для улучшения условий обитаемости
экипажа, доступа к узлам и агрегатам и т. п. Для того чтобы иметь возможность
анализировать случаи, когда при выносе пушки изменение бронируемого объема
влечет за собой изменение массы узлов вооружения, все варианты перехода от
одного танка к другому рассчитывались при различных, лежащих в диапазоне от
—1,5 и до + 1,5 т, изменениях массы вооружения (рис. 2).
Вынос пушки из корпуса
и размещение ее вне бронируемого объема ведет к уменьшению последнего примерно
на 0,5 м3, что соответствует уменьшению массы машины на 0,8—1,0 т. Для
изучения возможностей реализации безбашенного танка с вынесенной орудийной
установкой выполнены конструкторско-компоновочные проработки трех вариантов
такого танка.
В одном из них (рис. 3)
125-мм гладкоствольная пушка установлена над крышей боевого отделения между
специальными броневыми щеками и имеет углы наведения от —8 до +12° по вертикали
и 360° по горизонтали. Танк имеет линейное расположение отделений и обычную
схему размещения экипажа. Емкость автомата заряжания 45 унитарных выстрелов; он
обеспечивает заряжание на всех углах поворота пушки в горизонтальной плоскости.
Боекомплект танка 50 выстрелов.
Таблица. Основные
объемно-массовые показатели башенных и безбашенных танков
Наименование
|
По ТТТ на существующие танки
|
По повышенным ТТТ
|
||
башенный
|
безбашенный *
|
башенный
|
безбашенный*
|
|
Масса, т:
|
|
|
|
|
танка
|
42
|
37
|
47
|
40
|
башни
|
7,0
|
2,2
|
7,5
|
2,2
|
корпуса
|
13,2
|
13,8
|
14,5
|
14,8
|
прочих групп
|
21,8
|
21,0
|
25,0
|
23,0
|
Объем, м3:
|
|
|
|
|
забронированный
|
10,7
|
9,7
|
12,0
|
10,3
|
корпуса
|
9
|
9,4
|
10,3
|
10,0
|
башни
|
1,7
|
0,3
|
1,7
|
0,3
|
забронированного топлива с учетом установки баков
|
1,32
|
1,18
|
1,92
|
1,6
|
пушки с учетом обметания
|
0,83
|
-
|
0,83
|
-
|
* Танк с вынесенным вооружением.
В моторно-трансмиссионном
отделении размещена силовая установка с двигателем мощностью 1000 л. с. и
соответствующими системами, а также гидромеханическая трансмиссия и топливные
баки емкостью 300 л. Всего в танке размещено 1 800 л топлива. Танк оснащен
различным специальным оборудованием в соответствии с современными
тактико-техническими требованиями.
Второй вариант отличается от
первого тем, что командир размещен рядом с водителем в носовой части корпуса, а
количество выстрелов в автомате заряжания увеличено до 51. Особенностью
третьего варианта является размещение автомата заряжания неподвижно в корпусе.
В таблице приведены основные
сравнительные характеристики по объему и массе башенных и безбашенных танков.
Объемы и массы силовой
установки, автомата заряжания, рабочих постов экипажа, электрооборудования,
системы управления огнем для всех приведенных в таблице вариантов были приняты
примерно одинаковыми.
Компоновочно-конструкторские
проработки показали, что несмотря на ощутимый выигрыш в массе и улучшение защиты
экипажа, существует ряд проблем, решение которых, в свою очередь, повлечет за
собой изменение объемно-массовых характеристик танка с вынесенным вооружением. Эти
проблемы связаны с безотказностью и надежностью комплекса вооружения, с
круговым обзором экипажа, с герметизацией танка в процессе заряжания и защитой
всего комплекса вооружения от поражающих средств.
Вывод
Проведенные расчетно-конструкторские проработки показали принципиальную
возможность создания танка с вынесенным вооружением при лучших характеристиках
по защите экипажа и подвижности по сравнению с обычным танком. Однако
реализация такой схемы связана с решением ряда весьма серьезных технических
проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вильховченко Н. Н., Изосимов Н. Г., Сычев Л. Е. Закономерности
формирования оптимальных конструкций танков. — Вестник бронетанковой техники,
1976, № 2.
Поступила в редакцию 26.01.78.
Gur Khan:
Очень интересная статья! Мы привыкли натыкаться в просторах Интернета на
высказывания украинских пропагандистов о «приоритетах» КБ А.А.Морозова в
создании перспективных машин с вынесенным вооружением, с высказываниями о том,
что «Тагил скопировал идеи Харькова» при создании российского перспективного
танка «Объект 195». Однако что мы видим из этой публикации ведущих специалистов
ВНИИТМ из славного города на Неве? Мы видим, что за отправную точку в
исследованиях взята конструкция шведского танка Strv 103. Но никак не «морозовского»
об.450. Мы видим, что идеи А.А.Морозова, заложенные в аванпроекте «перспективного»
танка «Объект 450» были не состоятельны не только в 1972-73гг, но и на конец
этого десятилетия (1978-79гг.). Мы видим, что проработкой данной концепции
занимались прежде всего в отраслевом НИИ Транспортного машиностроения, и только
после их конструкторских проработок у Харькова появилась возможность вести ОКР по темам «Боксер» и «Молот».
Более того, мы видим, что предложенная
авторами статьи компоновка, реализованная впоследствии с небольшими изменениями
на опытных образцах танка «Объект 477» не соответствует таковой у танка «Объект
195», где как всем известно, экипаж в полном составе находится в бронекапсуле.
Подобной конструкции не было предусмотрено ни в об.450 ни в более современном
об.477. Реализация этой идеи принадлежит исключительно русским конструкторам из
Санкт-Петербурга (об.299) и Нижнего Тагила (об.195). Претензии на приоритет
Харькова на капсульную компоновку и вынесенное вооружение – беспочвенны!