четверг, 1 декабря 2011 г.

О танках с вынесенной пушкой.


ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ТАНКА С ВЫНЕСЕННОЙ ОРУДИЙНОЙ УСТАНОВКОЙ
Канд. техн. наук Н. Я. ВИЛЬХОВЧЕНКО, Н. Г. ИЗОСИМОВ, С. А. КУЛЕМИН, канд. техн. наук Л. Е. СЫЧЕВ
Журнал «Вестник бронетанковой техники» №2/1979г.  С.9-11
     Наряду с совершенствованием обычной компоновочной схемы танка внимание конструкторов у нас и за рубежом привлекает схема безбашенного танка с вынесенным из обитаемого отделения вооружением. Кроме очевидной экономии массы, такой танк может обладать лучшей защитой экипажа от обычного оружия и средств массового поражения и лучшими условиями стрельбы из-за укрытий, что может повысить его живучесть.
    В настоящей статье приводятся некоторые результаты расчетных и конструкторско-компоновочных исследований танка с вынесенным вооружением.
    При анализе эффективности рассматриваемой компоновочной схемы, по сравнению с обычной, необходима количественная оценка снижения массы танка. Такие исследования были проведены с использованием математической модели на ЭВМ [1]. В математической модели танка корпус представлен параллелепипедом с наклонными верхним и нижним лобовыми листами, а башня — двумя блоками: нижним — цилиндрическим и верхним— в виде усеченного конуса.
    Были вычислены объемно-массовые показатели машин с постепенным переходом от обычной схемы к безбашенной, аналогичной схеме шведского танка Strv 103. Переход осуществлялся последовательным снижением высоты башни и перенесением сэкономленного объема в корпус танка. Характеристики машины при этом сохранялись неизменными. Принятый в расчетах уровень лобовой защиты танка соответствовал защите от кумулятивного снаряда, пробивающего 550-мм броню под углом 30° — башни и 20° — корпуса. Толщина бортов корпуса в моторно-трансмиссионном отделении принята равной 70 мм. Мощность двигателя задавалась в двух вариантах: постоянная удельная мощность 21,5 л. с./т и постоянная мощность 1 000 л. с.; неизменными сохранялись: запас хода по шоссе 500 км, среднее удельное давление на грунт 0,8 кгс/см2.

    В результате вычислений с нахождением минимальной массы танка mт получен ряд зависимостей mт от объема башни Ѵб (рис. 1). Анализ полученных зависимостей показывает, что величина и распределение внутреннего объема оказывают большое влияние на массу танка: уменьшение объема башни приводит к снижению массы машины. Наибольшее снижение массы 5,5 и 7 т достигается при отсутствии башни. Масса и объем башни в некоторых вариантах танка принимались соответственно 7,75 т и 1,75 м3.
    Оценивались также объемно-массовые показатели, получаемые в результате перехода от безбашенного танка, выполненного по типу танка Strv 103, к безбашенному танку с вынесенным орудием. Переход осуществлялся тремя способами: в первом из них в результате выноса пушки внутренний объем машины не изменялся, в двух других— уменьшался соответственно на 0,5 и 1,0 м3. Предполагалось, что в первом случае освобождаемый объем корпуса будет использован для улучшения условий обитаемости экипажа, доступа к узлам и агрегатам и т. п. Для того чтобы иметь возможность анализировать случаи, когда при выносе пушки изменение бронируемого объема влечет за собой изменение массы узлов вооружения, все варианты перехода от одного танка к другому рассчитывались при различных, лежащих в диапазоне от —1,5 и до + 1,5 т, изменениях массы вооружения (рис. 2). 
Вынос пушки из корпуса и размещение ее вне бронируемого объема ведет к уменьшению последнего примерно на 0,5 м3, что соответствует уменьшению массы машины на 0,8—1,0 т. Для изучения возможностей реализации безбашенного танка с вынесенной орудийной установкой выполнены конструкторско-компоновочные проработки трех вариантов такого танка.
    В одном из них (рис. 3) 125-мм гладкоствольная пушка установлена над крышей боевого отделения между специальными броневыми щеками и имеет углы наведения от —8 до +12° по вертикали и 360° по горизонтали. Танк имеет линейное расположение отделений и обычную схему размещения экипажа. Емкость автомата заряжания 45 унитарных выстрелов; он обеспечивает заряжание на всех углах поворота пушки в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка 50 выстрелов.

Таблица. Основные объемно-массовые показатели башенных и безбашенных танков
Наименование
По ТТТ на существующие танки
По повышенным ТТТ
башенный
безбашенный *
башенный
безбашенный*
Масса, т:




танка
42
37
47
40
башни
7,0
2,2
7,5
2,2
корпуса
13,2
13,8
14,5
14,8
прочих групп
21,8
21,0
25,0
23,0
Объем, м3:




забронированный
10,7
9,7
12,0
10,3
корпуса
9
9,4
10,3
10,0
башни
1,7
0,3
1,7
0,3
забронированного топлива с учетом установки баков
1,32
1,18
1,92
1,6
пушки с учетом обметания
0,83
-
0,83
-
* Танк с вынесенным вооружением.
    В моторно-трансмиссионном отделении размещена силовая установка с двигателем мощностью 1000 л. с. и соответствующими системами, а также гидромеханическая трансмиссия и топливные баки емкостью 300 л. Всего в танке размещено 1 800 л топлива. Танк оснащен различным специальным оборудованием в соответствии с современными тактико-техническими требованиями.
   Второй вариант отличается от первого тем, что командир размещен рядом с водителем в носовой части корпуса, а количество выстрелов в автомате заряжания увеличено до 51. Особенностью третьего варианта является размещение автомата заряжания неподвижно в корпусе.
    В таблице приведены основные сравнительные характеристики по объему и массе башенных и безбашенных танков.
    Объемы и массы силовой установки, автомата заряжания, рабочих постов экипажа, электрооборудования, системы управления огнем для всех приведенных в таблице вариантов были приняты примерно одинаковыми.
   Компоновочно-конструкторские проработки показали, что несмотря на ощутимый выигрыш в массе и улучшение защиты экипажа, существует ряд проблем, решение которых, в свою очередь, повлечет за собой изменение объемно-массовых характеристик танка с вынесенным вооружением. Эти проблемы связаны с безотказностью и надежностью комплекса вооружения, с круговым обзором экипажа, с герметизацией танка в процессе заряжания и защитой всего комплекса вооружения от поражающих средств.
   Вывод
Проведенные расчетно-конструкторские проработки показали принципиальную возможность создания танка с вынесенным вооружением при лучших характеристиках по защите экипажа и подвижности по сравнению с обычным танком. Однако реализация такой схемы связана с решением ряда весьма серьезных технических проблем.
  ЛИТЕРАТУРА
1. Вильховченко Н. Н., Изосимов Н. Г., Сычев Л. Е. Закономерности формирования оптимальных конструкций танков. — Вестник бронетанковой техники, 1976, № 2.
Поступила в редакцию 26.01.78.
Gur Khan: Очень интересная статья! Мы привыкли натыкаться в просторах Интернета на высказывания украинских пропагандистов о «приоритетах» КБ А.А.Морозова в создании перспективных машин с вынесенным вооружением, с высказываниями о том, что «Тагил скопировал идеи Харькова» при создании российского перспективного танка «Объект 195». Однако что мы видим из этой публикации ведущих специалистов ВНИИТМ из славного города на Неве? Мы видим, что за отправную точку в исследованиях взята конструкция шведского танка Strv 103. Но никак не «морозовского» об.450. Мы видим, что идеи А.А.Морозова, заложенные в аванпроекте «перспективного» танка «Объект 450» были не состоятельны не только в 1972-73гг, но и на конец этого десятилетия (1978-79гг.). Мы видим, что проработкой данной концепции занимались прежде всего в отраслевом НИИ Транспортного машиностроения, и только после их конструкторских проработок у Харькова появилась возможность  вести ОКР по темам «Боксер» и «Молот». Более  того, мы видим, что предложенная авторами статьи компоновка, реализованная впоследствии с небольшими изменениями на опытных образцах танка «Объект 477» не соответствует таковой у танка «Объект 195», где как всем известно, экипаж в полном составе находится в бронекапсуле. Подобной конструкции не было предусмотрено ни в об.450 ни в более современном об.477. Реализация этой идеи принадлежит исключительно русским конструкторам из Санкт-Петербурга (об.299) и Нижнего Тагила (об.195). Претензии на приоритет Харькова на капсульную компоновку и вынесенное вооружение – беспочвенны!

среда, 30 ноября 2011 г.

Брак башен танка Т-64А


О ХАРАКТЕРЕ ТРЕЩИН В БАШНЯХ ТАНКА Т-64А

Л. Т. ИЛЬИНКОВА, М. Г. КОВРИГА, Ю. Н. МАСЛОВА, Н. Д. САВЕНКО
Журнал «Вестник бронетанковой техники» №5 / 1976г.  С.37-38

   На окончательно готовых литых башнях танка Т-64А, в районе передних ниш, были обнаружены волосовидные трещины глубиной до 5 и длиной до 50 мм. Для выяснения их происхождения и влияния на противоснарядную стойкость был проведен визуальный осмотр поверхности 21 башни на всех технологических операциях изготовления, а также произведено металлографическое исследование и снарядный обстрел одной башни с трещинами в нишах.
Поверхности ниш осматривались после зачистки наждачным камнем до чистоты поверхностей Ѵб. После термообработки на 62% осмотренных башен были выявлены грубые извилистые трещины глубиной до 20 и длиной до 300 мм, располагавшиеся в углах сопряжений плоскостей и на плоскостях ниш. Эти трещины были литейным браком и удалялись вырубкой, заточкой или выплавкой. Затем трещины были обнаружены после исправления геометрических размеров выплавкой. Эти трещины по внешнему виду и глубине соответствовали трещинам, обнаруженным на готовых башнях.
Таблица 1. Результаты внешнего осмотра башен после исправления геометрических размеров ниш выплавкой
Наименование
Количество трещин
шт.
%
По способу подгонки геометрических размеров:


— выплавка
144
97,0
— наплавка
4
3,0
По виду расположения:


— угловые
99
67,0
— плоскостные
49
33,0
ГІо месту расположения:


— в левой нише
46
31,0
— в правой нише
102
69,0
Они располагались по участкам выплавки, в единичных случаях — на границе «наплавка — основной металл». На участках ниш, где не было выплавочных работ, трещины не обнаружены. В углах сопряжений трещин вдвое больше, чем по плоскости ниш. Несколько больше трещин в правой нише, что можно объяснить большим объемом выплавочно-наплавочных работ (табл. 1).
    Влияние времени вылеживания на возникновение трещин проверялось на одной башне через 3, 6 и 8 ч. С увеличением времени вылеживания количество трещин увеличивалось. Обнаруженные после 6 суток вылеживания трещины на поверхности ниш удалялись абразивной заточкой на глубину 5 мм. Осмотром через двое суток после заточки обнаружено 10 новых трещин. Таким образом, установлено, что на башнях в местах подгонки геометрических размеров выплавкой образуются трещины, количество которых с течением времени увеличивается.
Таблица 2. Значения поверхностных напряжений (кгс/мм2) на различных этапах изготовления
Номер башни
После термической обработки
После подгонки геометрических размеров выплавкой
1
66,5
41,4
44,0
25,6
2
54,0
15,6
22,0
19,2
3
54,2
12,6
85,0
4,5
   Металлографическим исследованием установлено, что по месту выплавки имеется зона термического влияния, распространяющаяся на глубину 3—5,5 мм; наблюдаемые на поверхности ниш трещины не выходят за пределы этой зоны. Микроструктура зоны термического влияния мартенситобейнитная, твердость HRC — 46 ед. Микроструктура основного металла — сорбит высокого отпуска, HRC — 18—20 ед. В изломе, полученном после поломки пробы на прессе, стенки трещин имеют мелкокристаллическое строение, характерное для подкаленной зоны, их поверхность незначительно окислена.
    Одна башня с трещинами в нишах после трехмесячного вылеживания со времени подгонки размеров выплавкой была испытана снарядным обстрелом при температуре воздуха +18° С. Полигонные испытания башня выдержала, хрупких отколов не было.
Для определения причины образования трещин после различных технологических операций были измерены прибором ИОН поверхностные напряжения в металле башен*.
Уровень поверхностных напряжений на башнях после предварительной и окончательной термообработки колебался в довольно широких пределах (от 39 до 87 кгс/мм2) и в отдельных точках превышал предел текучести для данной марки стали. Разрядка высокого уровня напряжений в районе ниш сопровождалась появлением трещин.
   Данные изменения уровня напряжений на различных этапах технологического процесса изготовления башен приведены в табл. 2. 
    На одной башне было проверено влияние подогрева до температуры 250° С перед выплавочными работами на уровень поверхностных напряжений. Подогрев привел к снижению общего уровня напряжений примерно в четыре раза (с 85 до 22 кгс/мм2) и уменьшил количество трещин.
    Выводы
1. Трещины, выявляемые после предварительной и окончательной термообработки башен, литейного происхождения, а трещины, выявляемые на последующих технологических операциях — подкалочные, появление которых связано с высоким напряжением, возникающим в результате выплавочно-наплавочных работ при исправлении геометрических размеров ниш.
2. Волосовидные подкалочные трещины в районе ниш не снижают противоснарядную стойкость и живучесть башен.
3. Подогрев башен до 250° С перед выплавочными работами уменьшает количество подкалочных трещин, однако не исключает их появление.
4. Во избежание трещинообразования и с целью устранения выплавочных работ рекомендуется скорректировать модель.
* Замер напряжений производили Н. Г. Василевский и В. Яцунов.
Gur Khan: Статья скопирована без купюр и каких либо исправлений. Танк Т-64А к этому времени находился в серии более 8 лет.  Уровень брака по трещинам был столь высок, что потребовалось проводить специальное исследование и испытания. И хотя проведенные испытания не выявили снижения противоснарядной стойкости и живучести башен, тем не менее ситуация на производстве потребовала изменений в конструкции башни - пример изначально низкого качества конструкторских работ, игнорирование особенностей технологии и пренебрежения к требованиям производства,  царившие в ХКБМ. При изготовлении башен для танков Т-72 таких проблем не возникало...

Wallpaper. T-90MS TAGIL -3

                                                   T-90MS TAGIL THE BEST OF THE BEST
                                                                      1920х1330 0,6Mb

                                                    T-90MS TAGIL THE BEST OF THE BEST
                                                                       1920х1289 0,7Mb

Wallpaper. T-90MS TAGIL -2

                                                T-90MS TAGIL THE BEST IN THE WORLD
                                                                    1920х1358 1,56Mb

Новая ТОС-бригада


29 ноября 2011 г.  ИТАР-ТАСС. В Южном военном округе /ЮВО/ сформирована новая бригада войск радиационной, химической и биологической защиты /РХБЗ/ с пунктом постоянной дислокации в Волгоградской области. С 1 декабря бригада приступит к выполнению задач по штатному предназначению, сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе округа.
     Бригада РХБЗ оснащена самыми современными образцами гусеничной техники. Среди них тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Буратино" с новым ракетным боеприпасом с повышенной дальностью стрельбы до 12 км, тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т на базе танка Т-72. Также в распоряжении специалистов находятся машины химической разведки РХМ-6, специальные машины тепловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У, машины постановки дымовых завес ТДА-2К.
      "Существенному перевооружению подверглись огнеметные подразделения. В дополнение к уже стоящему на вооружении реактивному огнемету РПО-А "Шмель" добавились новый реактивный пехотный огнемет повышенной дальности и мощности РПО ПДМ-А "Приз" и легкий бесшумный пехотный огнемёт ЛПО-97 "Варна", - рассказали в штабе ЮВО.
      Там уточнили, что обучение военнослужащих проходит на новых компьютерных тренажерах "Янычар", имитирующих стрельбу из огнеметных систем. Это позволяет повысить качество обучения без расхода дорогостоящих боеприпасов.
     Всего в 2011 году в войска РХБЗ Южного военного округа поступило более 10 тыс единиц нового вооружения и военной техники.

Перегрузка НУРС с грузовика на ТЗМ-Т
Выдвижение бригады РХБЗ
В Армии Российской Федерации оказывается есть прекрасный тяжелый бронетранспортер, только его "прячут" в войсках РХБЗ под маркой БМО-Т (боевая машина огнеметчика-тяжелая)
На огневых позициях
Экипировка бойца-огнеметчика
Фоторепортаж 
www.otvaga2004.narod.ru 
2003год Шиханы.

На родине русских стальных пушек

Вчера состоялся выезд рабочей группы по развитию туризма при правительстве Свердловской области в славный город Кушва. Достопримечательностей в нем не мало. Некогда он был центром Гороблагодатского горного округа, объединявшего целый ряд казенных металлургических заводов.
Современный город Кушва. Вид с отвалов горы Благодать.
Именно сюда, на уральские казенные горные заводы в 1843 году, в возрасте 23 лет, по окончании Института корпуса горных инженеров, был командирован поручик Павел Матвеевич Обухов.
Павел Матвеевич Обухов, 1820-69гг.
В 1845 году он был назначен на штатное место смотрителя при Серебрянском заводе. Должность эта, ничтожная по своему значению, сильно тяготила Обухова, и он скоро оставил ее, успев выхлопотать себе заграничную командировку. В 1846 г. Обухов был командирован за границу на два года, в Германию и Бельгию, для усовершенствования в горнозаводском деле и в особенности для изучения железного, медного и механического производства, с обязательством прослужить за эту командировку шесть лет в Горном ведомстве. Проведя два года за границей, Обухов в начале 1848 года приехал в Петербург, где прожил 4 месяца, составляя отчет о своей поездке. Вернувшись в сентябре в Серебрянский завод, он в конце того же 1848 года был произведен в штабс-капитаны и назначен управителем Кувшинского завода, на котором прослужил три года. Около этого времени у него стала зарождаться идея изобретения литой стали.
Ул.Первомайская, 36 - дом в котором жил управитель Кушвинского завода П.М.Обухов
А дальше были переезды и служба при других заводах, многочисленные опыты и заслуженная победа. Кому сейчас не известен знаменитый Обуховский артиллерийский завод, но мало кто знает, что зарождалась эта идея на далеком Среднем Урале...
Ныне в качестве памятника деятельности Павлу Матвеевичу в Кушве у входа музей Краеведения установлена пушка. Она конечно не стальная, но тем не менее по своему интересная. Это корабельное 68-фунтовое (214мм) бомбическое орудие. Именно такие пушки (правда чуть более раннего выпуска) с кораблей эскадры адмирала П.С.Нахимова громили турков при Синопе, а будучи свезенными и установленными на берегу - громили англо-французских интервентов в Крымкую войну, защищая осажденный Севастополь.
 

Клеймо на правой цапфе пушки говорит о дате и месте выпуска: 1852год, соседний с Кушвинским - Верхне-Туринский завод.

А вот клеймо на левой цапфе из числа загадок. На нем четко видны литеры "ВЕ" (инициалы мастера?), перевернутая и отзеркаленная римская цифра "XII" (месяц выпуска?) и так же зеркальные и перевернутые цифры "68" (указание калибра орудия)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Установка 68-фунтового орудия на станке на палубе линейного корабля "Двенадцать апостолов"

вторник, 29 ноября 2011 г.

T-90MS: mobility / Т-90МС: подвижность

Некоторые, так называемые "эксперты", которые на самом деле нихрена в танках не понимают, и имеют IP-адреса, разумеется с украинской пропиской, выполняя установки своих кураторов начали утверждать, что на танке Т-90МС отсутствует АПП (автоматический переключатель передач). К сожалению, фотографий, доказывающих обратное у меня нет. Но есть страницы из вполне официального буклета по этому танку, где вся комплектация разложена что называется "по полочкам". Вот они:

Буклет создан в точном соответствии с "Паспортом рекламного облика" на данное конкретное изделие. Так что не извольте сомневаться в реальности всего того, что в нем пишут и показывают. Украинская ложь - не пройдет!
Ну а дополнительно, так сказать для иллюстрации возможностей по установке АПП, для того что бы доказать что "девайс" реально существует не только на бумаге, вот несколько моих фото АПП, смонтированного в отделении управления унифицированного шасси Э300, разработки КБ Уралтрансмаша. Макет этого шасси, оснащенный рулевым управлением и АПП был с успехом продемонстрирован как в статике, так и в движении на выставке REA-2009. Напомним тот факт, что Уралтрансмаш уже тогда входил в холдинг "Уралвагонзавода"...