Люди, создающие военную технику для защиты России, не мелькают на
страницах газет, их редко можно увидеть и на телеэкранах. Они, как и
много лет назад, делают работу под грифом «секретно». Эксклюзивной
информацией специально для читателей «Машиностроителя» накануне дня
Великой Победы поделился начальник механосборочного производства
Уралвагонзавода Павел Слободяник.
– Павел Владимирович, отечественное
танкостроение фактически ведет свое начало с легендарной
«тридцатьчетверки». Расскажите о послевоенных достижениях тагильских
танкостроителей.
– Танк Т-34, бесспорно, признан лучшей боевой техникой
времен Второй мировой войны. Неудивительно, что его характеристики
послужили основой для создания следующего поколения специзделий – от
Т-44 до Т-62. Конструкторская мысль не прекращала работу, и лучшие
качества «тридцатьчетверки», такие, как огонь, броня, маневренность,
приумноженные на тридцатилетний опыт, воплотились в самом массовом танке
современности – Т-72, составляющем основу сухопутных войск не только
РФ, но и многих стран мира. Новая регенерация российских танков –
создание ракетно-пушечного Т-90С с реактивной броней и
оптико-электронной системой подавления. Он по совокупности боевых и
технических характеристик не только не уступает технике других стран, но
и по многим параметрам ее превосходит. В настоящее время успешно прошла
испытания и вышла на мировой рынок боевая машина поддержки танков БМПТ
«Терминатор» – уникальная разработка корпорации «Уралвагонзавод».
Продолжением конструкторской мысли танкостроителей стали машины
технического обеспечения и инженерного вооружения, которые используются
не только в военных, но и мирных целях: помогают в ликвидации
последствий аварий, катастроф, землетрясений. Модернизированный танк
Т-90С является следующим шагом в развитии отечественного танкостроения.
Усовершенствование коснулось всего комплекса характеристик и позволило
значительно повысить его боевые и эксплуатационные возможности. Танк
последнего поколения из серии Т-90С отличают высокая защищенность от
большинства противотанковых средств поражения, надежная система
жизнеобеспечения и улучшенная подвижность. Можно смело говорить, что
более 100 тысяч единиц бронетехники, выпущенной Уралвагонзаводом начиная
с 1941 года, – мировой рекорд в танкостроении.
– Два года назад механосборочное
производство Уралвагонзавода, впрочем, как и вся корпорация в целом,
переживало не лучшие времена. Насколько возрос спрос на специзделия
марки «УВЗ», в том числе на внутреннем рынке?
– Какие бы не ходили слухи, что наши танки медленно
ездят или плохо стреляют, мы их все опровергли. Гособоронзаказ в 2011
году был сделан, его мы выполнили полностью и в срок. Объем работ
механосборщиков в этом году на 80% больше, чем в прошлом. Это позволило
не только загрузить собственные мощности (по объемам производства темпы
роста товарной продукции за первую декаду составили 131%), но и вести
работу по кооперации с ГУП «Омский завод транспортного машиностроения»,
на площадке которого будет производиться часть объема капитального
ремонта специзделий в 2012 году.
– Речь идет о ремонте и модернизации танка Т-72 для нужд Российской армии?
– Не только. В войска мы поставляем новую и
модернизированную бронетанковую технику. Так, к примеру, в один из
военных округов мы отправили шесть единиц бронированных
ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1М. Кроме того, механосборочным
производством корпорации «Уралвагонзавод» была отгружена первая партия
продукции в интересах инозаказчика в рамках полуторогодового контракта.
Также специалисты УКБТМ и УВЗ отрабатывают конструкторскую документацию
абсолютно новых видов изделий, которые, бесспорно, станут следующим
шагом развития российского танкостроения. В 2013 году общественности
будет представлен первый опытный образец универсальной платформы,
которая может служить основой как для современного танка или боевой
машины поддержки, так и спасательной машины на поле боя. В 2015-м мы
планируем уже серийно поставлять эту технику в войска Российской армии.
– Впервые в праздничном Параде 9 Мая в Екатеринбурге будет принимать участие танк Т-90С. А какие подарки ждать тагильчанам?
– Корпорация «Уралвагонзавод» уже подготовила и
доставила в Екатеринбург два Т-90С. Они уже прошли там тренировочные
испытания. Традиционно специалисты УВЗ в День Победы радуют тагильчан
проездом по улицам города на легендарной «тридцатьчетверке». Работников
механосборочного производства ждут перемены в области улучшения условий
труда, модернизации оборудования, ремонта помещений. К 9 Мая будет
полностью завершен ремонт главного танкового конвейера. Уже произведено
фонарное остекление, на 80% облицовка стен, потолков, полов, заменены
въездные ворота. Кроме того, разрабатывается проект модернизации
участка, где осуществляют пайку кабельных узлов, что позволит в разы
повысить производительность труда. Не останутся в стороне и другие
подразделения производства. В цехе 120 запустят современный
зубошлифовальный станок немецкой фирмы «WELTER SW WZ». В 765-м ведется
монтаж двухстоечного обрабатывающего центра с ЧПУ фирмы «SHW». В 111-м
введены в эксплуатацию стенд заневоливания торсионов до пусконаладочной
работы и установка ТВЧ-ОЛ-44 для новых видов изделий.
– Павел Владимирович, что лично для вас как человека и строителя бронетехники значит день окончания Великой Отечественной войны?
– В каждой семье, в том числе и моей, есть свои герои.
Мой дед по материнской линии Федор Федин сначала принимал участие в боях
Финской войны, а затем был направлен на границу Советского Союза и
Японии, где занимался ремонтом авиатехники во время Великой
Отечественной. Его супруга Надежда Ильинична в военные годы была
медсестрой и дошла до Будапешта. Второй дед Моисей Слободяник трудился в
тылу на УВЗ, а его жена Федора Ивановна в начале лета 1941 года с
детьми поехала отдыхать на Украину, там ее и застала война. Вдали от
семьи, с двумя детьми на руках она провела все пять лет в оккупации. Мы
никогда не должны забывать праздник Великой Победы, который был завоеван
тяжелейшим трудом наших ветеранов. Честь им и хвала. Вечная память тем,
кого уже нет рядом с нами!
Екатерина Евлашина
05.05.2012г