вторник, 15 мая 2012 г.

Т-72 в Дамаске

Видео уничтоженного боевиками Аль-Каеды 14 мая с.г. танка Т-72М1 и БМП-1 сирийской армии. Как утверждается в исходном сообщении, дело происходит на улице Дамаска - столицы Сирии.


Россия может купить на Западе оружие, но не промышленность

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Российские военные опять трясут мошной на Западе, вызывая приступы праведного негодования у ревнителей отечественной "оборонки". То вертолетоносцы-"Мистрали", то броневики IVECO, то конкурс на снайперские винтовки, выигранный австрийской Steyr-Mannlicher SSG 04. Теперь новая напасть. На российских полигонах гоняют образцы итальянской колесной БМТВ (боевой машины с тяжелым вооружением) Centauro. И, как сообщил РИА Новости источник в "Рособоронэкспорте", по итогам испытаний возможна закупка лицензии на производство этих машин.



Впрочем, первый зампред Военно-промышленной комиссии Юрий Борисов тут же поправил товарищей из оборонной монополии, заявив, что если что и будет закупаться, так малые разовые партии образцов для ознакомления с характеристиками и освоения технологий.
Что перед нами – хитрый ход, действительно призванный ознакомить российских военных с новинками натовской "оборонки"? Или новое свидетельство развала отечественного ВПК и пренебрежения интересами национального промышленника – традиционного поставщик "уникальной, не имеющей аналогов" продукции, "не уступающей, а в чем-то даже превосходящей" лучше зарубежные образцы?
Линия фронта в головах
Размораживание сюжета с закупками оружия за границей происходит по большей части в мозгах. Взращенные на том факте, что советские слоны – самые большие слоны в мире, российские обыватели с большим трудом отходят от этой системы отсчета.
Одни по-прежнему полагают страну мировым лидером, а оборонку – кладезем золотых рук, которым только надо дать заказ и вот тогда-то… Другие, накормленные досыта казенной пропагандой позднего Союза, отказывают отечественному ВПК (да и промышленности вообще) в какой бы то ни было технологической и производственной самостоятельности и перспективах.
Налицо типичнейшая битва двух психологических травм. Практика же несколько более многогранна. Советский Союз на пике своей мощи в 70-е – 80-е годы по целому ряду направлений был признанным мировым лидером, а в чем-то едва-едва успевал консервировать свое технологическое отставание от уходящего вперед Запада.
Прорывов было много, но в целом уровень был ниже "вражьего", а как только от "вылизанных" лабораторных стендов начинали переходить к заводским линиям, пропасть расширялась. Словно на глазах сбывался клеветнический анекдот: "можем сделать один уникальный спутник, но не можем сделать две одинаковые табуретки".
С 1991 года ситуация поменялась кардинально, но отнюдь не в лучшую сторону: местами утрачены даже те недостаточные технологии и компетенции, которые имелись. По некоторым направлениям это стало предельно очевидно после начала массированной накачки гособоронзаказа в самом конце 2000-х годов: целый ряд "головных разработчиков по направлению" продемонстрировали категорическую неспособность выкатить на полигон более-менее работоспособный образец того, что в тех же Штатах уже давно и устойчиво признано вчерашним днем.
Как быть в этих условиях политическому руководству страны, которая привыкла считать себя державой первого эшелона, но все меньше может поддерживать материальную и научно-техническую базу такого лидерства?
Вариантов ровно три
Можно закрыть весь оборонный сектор от контакта с иностранцами, огосударствить его обратно, восстановить "девятку" (систему оборонных министерств Союза), и загрузить промышленность контрактами, а оборонные НИИ – заказами на НИОКР. Потому что кругом враги, и мы сами все должны делать, своими руками. Иначе сожрут, а потом поработят.
В текущих условиях такой выбор еще сильнее перекосит отечественное машиностроение и сектор НИОКР, и без того живущие в каком-то откровенно припадочном режиме. А, кроме того, изоляция не только не сократит разрыв, но и усугубит его: отставание уже носит системный характер, и "с опорой на собственные силы" его не ликвидировать.
Можно поступать по принципу: есть деньги – покупаем необходимое. У своих (если могут произвести) или за рубежом (во всех остальных случаях). Что получится в качестве идеального конечного результата такой политики, можно понять, внимательно изучив, например, опыт Саудовской Аравии, в которой закупка современного вооружения на нефтедоллары стала чем-то вроде спорта и источника персонального обогащения для правящих кругов.
И есть третий вариант, который, в отличие от первых двух, требует качественного менеджмента, еще более высококачественной научной и инженерной экспертизы, а заодно (так, в качестве побочной задачи, не более) формулировки десятков эдак трех-четырех стратегий, посвященных вопросам развития инновационного сектора и обрабатывающей промышленности на горизонте в 15-20 лет.
Ну и до кучи – выстроенной линии внешнеэкономической политики глобальной интеграции (именно так), позволяющей играть на противоречиях иностранных государств, чтобы получать от них максимум возможного. Всего-то лишь.
Мичуринская прививка технологий на пустыре
Лучшим примером зачаточного применения этого третьего варианта будет, пожалуй, сотрудничество отечественных оптоэлектронщиков с французскими оборонными холдингами. Советский ВПК регулярно и системно отставал в целом ряде оптико-электронных технологий. Например, настоящей бедой были и остаются отечественные тепловизоры и инфракрасные камеры, чуть лучше ситуация с оптико-локационными станциями.
Работа с французами развивается по уже знакомому пути: сначала попытка воспроизведения конструкции, для производства которой нужна отсутствующая технология. И, после освоения, – старт с новой позиции. Так, в Вологде по лицензии компании Thales собирают французские тепловизоры для танков Т-90, идущих на экспорт. А Уральский оптико-механический завод в сотрудничестве с другой компанией – Sagem – также занимается выпуском тепловизионных камер.
Этот метод очень любили в раннем Советском Союзе. Собственно, именно он лежал в основе форсированной модернизации вооруженных сил и технологического перевооружения промышленности, осуществленных Иосифом Сталиным. Тогда по целому ряду направлений пропасть между СССР и индустриально развитыми западными странами была едва ли не больше.
Закупая опытные партии интересующих образцов вооружения и оборудования, копируя их, ставя на конвейер (а следующим тактом – совершенствуя своими научно-инженерными силами на базе уже отработанной "чужой" технологии), советскому правительству почти удавалось поддерживать уровень высшей лиги.
Притом практика неплохо существовала как до Второй мировой войны (параллельно с созданием собственно тяжелой промышленности), так и сразу после, когда копировались ключевые, по-настоящему критические решения (например, крылатые и баллистические ракеты, авиационные реактивные двигатели, а также можно вспомнить бомбардировщик Ту-4 – "нелицензионную" копию американского Б-29).
Это тяжелая, многолетняя, кропотливая работа, требующая въедливой отраслевой экспертизы, уверенного владения технологической "картой" промышленности (с пониманием узких мест и потенциальных точек роста) и максимальной очистки итоговых рекомендаций от местечкового и ведомственного лоббизма, а также коррупционных интересов.
Результатами этой работы не получится бравурно отчитаться к концу финансового года перед первыми лицами государства, чтобы на следующий день забыть о запущенном процессе и произведенных тратах, как это нередко бывает сейчас с бюджетоемкими инфраструктурными проектами.
Однако если речь идет о долгосрочной промышленной и технологической политике правительства, альтернативы такому подходу не просматривается. Осталось понять, о чем на самом деле идет речь, – и что взойдет на пустыре через 10-15 лет, кроме бурьяна, который уж точно никуда не денется?

понедельник, 14 мая 2012 г.

Семипалатинский машиностроительный завод будет выпускать бронированные автомобили «Тигр»

Семипалатинский машиностроительный завод будет модернизирован
Его модернизация стала частью Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. В рамках Таможенного союза предприятие планирует реализовать ряд серьезных проектов со специалистами РФ.

Семипалатинский машиностроительный завод существует уже более 40 лет. Производственные мощности завода ориентированы на выпуск гусеничной техники высокой проходимости, продукции общего машиностроения, металлоконструкций любой категории сложности, а также товаров народного потребления. В прежние годы предприятие выпускало продукции на 200 млн. тенге, сейчас на 2 млрд. В этом году, в связи с увеличением объема производства, работу на заводе получили более 30 человек. Здесь трудится много молодежи, в их числе Бауыржан Сайлаубеков. После окончания геологоразведочного колледжа он полгода не мог найти работу. Сегодня осваивает новую специальность.
Бауыржан САЙЛАУБЕКОВ, РАБОЧИЙ ЗАВОДА:
- В цехах завода молодые специалисты могут пройти практику и многому научиться. Я очень рад, что могу внести свой вклад в производство техники высочайшей проходимости, которая является гордостью всех международных выставок.

Нурлан ОМАРОВ, ДИРЕКТОР СЕМЕЙСКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА:
- В целом вот эта машина собрана из казахстанских запчастей, 75% казахстанского содержания. Двигатель из Ярославля и стекла из России, а остальное все казахстанское.
Гусеничный транспортер-тягач дорог не выбирает, грязи не боится, в воде не тонет, в болоте не вязнет. В основном эти машины увозят на Дальний Восток российские нефтяники. В этом году их заказала и казахстанская служба по ЧС.


Нурлан ОМАРОВ, ДИРЕКТОР СЕМЕЙСКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА:
- Производительность труда в среднем с 1,5 миллионов, когда я пришел, сегодня поднялась до 5,5 миллионов тенге на одного рабочего. Везде идет рост, везде идет подъем, я это связываю с кризисом, благодаря кризису Глава государства поручил Правительству смотреть на казахстанские предприятия, на казахстанское содержание, за счет этого у нас идет такой большой подъем.


В ходе реализации программы ФИИР на завод доставлена современная техника от ведущих производителей. В рамках Таможенного союза на базе завода вместе с российскими специалистами планируется приступить к монтажу бронированных автомобилей «Тигр» для службы в силовых структурах страны.


Т-62 на площади Памяти Героев

В Норильске появится новый мемориал

В Норильске на площади Памяти Героев появится новый мемориал — танк Т-62. Об этом сообщили сегодня, 14 мая, в пресс-службе городской администрации.
Танк для норильского мемориала
Бронемашина разработана Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения в городе Нижний Тагил под руководством главного конструктора Леонида Карцева. «Корпус сварен из гомогенных броневых плит, башня полностью литая. Т-62 выполнен по классической схеме: слева в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части установлена трёхместная башня с пушкой. Слева от пушки впереди размещается наводчик, за ним командир танка, справа рабочее место заряжающего», — рассказали в пресс-службе городской администрации.
Этот 40-тонный танк, рассчитанный на четырёх человек экипажа, отличается от своего предшественника Т-55 большей длиной корпуса, что позволило установить на него более мощную 115-мм пушку. Длина машины с пушкой — 9330 мм.
Памятник доставят в Норильск в период речной навигации и откроют в июле ко Дню города.

Источник

Новый Главком СВ

Начальник Генштаба Н. Макаров представил личному составу нового главнокомандующего Сухопутными войсками В. Чиркина


 Начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров официально представил личному составу нового главнокомандующего Сухопутными войсками Владимира Чиркина. На эту должность он был назначен 26 апреля указом президента. Николай Макаров вручил главнокомандующему штандарт и отметил, что новый участок работы, порученный Чиркину, требует повышенной ответственности. На данном посту Владимир Чиркин сменил Александра Постникова, который стал заместителем начальника Генерального штаба.
Gur Khan: отличная связочка получается "Макаров-Постников" - как мне жаль российские вооруженные силы!

Т-72, Т-90, Армата - интервью с О.В.Сиенко

Gur Khan: внимательно смотрим и слушаем - после, сравниваем с тем, как и что говорил в недавней беседе А.Баков.

"Черный орел": несостоявшийся прорыв

Забытый танк "Черный орел": несостоявшийся прорыв из Омска
  Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения в советские годы традиционно занималось созданием инженерной техники и разработкой модификаций состоящих на вооружении средних и основных боевых танков, таких как Т-55, Т-64 и Т-80. Хотя были и исключения, так в 50-е годы в Омске была создана зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 и "Объект-600" - противотанковое САУ СУ-122 на базе танка Т-54.
 
   В 60-е годы омичи разрабатывали танк 70-х годов "Объект 627", но, к сожалению, об этой боевой машине, кроме краткого упоминания в сети Интернет, больше ничего не известно.
   В 90-е годы гигантский и современнейший по тем временам омский танковый завод, рассчитанный на массовое производство одного из лучших в мире танков Т-80У, оказался на мели хронического недофинансирования. Чтобы исправить положение, заинтересовать новым танком российскую армию, зарубежных заказчиков тамошние конструкторы решили создать новую боевую машину, используя в качестве основы ленинградскую "восьмидесятку".
 
   Первая информация о новом танке появилась 13 лет назад. В сентябре 1996 года в Кубинке масштабно отмечали День танкиста. После неудач в Чечне, когда поднялась волна очернительства нашей бронетехники, военные решили реабилитировать ее в глазах налогоплательщиков, да и зарубежных покупателей.
  Чтобы показать надежность брони, танки обстреливали противотанковыми ракетами из различных  РПГ.  Били по ним из других танков. Также показали в действии комплекс активной защиты "Дрозд".
    Но главные роли в этом шоу исполняли давно уже известные Т-72, Т-80 и Т-90. И поэтому на пресс-конференции тогдашний начальник Главного автобронетанкового управления Министерства Обороны Александр Галкин пообещал, что через год общественности будет представлен новейший танк.
  Свое обещание он сдержал: на выставке в Омске такой танк появился. Его угловатая башня была прикрыта маскировочной сеткой. Таинственная машина появилась меньше чем на две минуты на расстоянии в 150 метров от трибун и тут же исчезла. Тогда и прозвучало впервые это название - "Черный Орел". Это вызвало восторженные отклики и массу публикаций в отечественных и зарубежных СМИ.
 
   Через два года на следующей выставке присутствующим была представлена уже усовершенствованная машина. Если вначале башню взгромоздили на обычное шасси танка Т-80У, то теперь ходовая стала уже семикатковой. ( СМОТРИМ ВИДЕО)
     Более полное представление о том, как будет выглядеть новейший танк, давал выставленный в павильоне макет. Как сообщалось тогда в периодической печати, танк должен был получить усиленную бронезащиту совершенно новой конструкции в лобовой части. Лоб корпуса и переднюю часть крыши, кроме того, планировали оборудовать встроенной динамической защитой. Механик-водитель располагался не под люком, как на всех серийных российских танках, а за ним.
 
     Когда специалисты осматривали макет, они пришли к выводу, что башня "Черного орла" совершенно новой конструкции, видимо, сварная. Блоки динамической защиты установлены и в передней части крыши. На последней установлены датчики лазерного облучения, а по бокам — пусковые установки, предназначенные для отстрела элементов комплекса активной защиты "Дрозд-М".
    Боекомплект танка, судя по всему, уложен в кормовой нише больших размеров и отделен от боевого отделения броневой перегородкой. При попадании снаряда в отсек боекомплекта и его возможной детонации энергия взрыва должна уходить вверх через вышибные панели, при этом экипаж остается невредим.
 
    Экипаж "Черного орла" состоит из трех человек, размещенных так же, как и на всех советских танках последних лет. У наводчика имеется комбинированный прицел с лазерным дальномером. У командира — панорамный прицел с тепловизором.
    Видимо, информация с любой из этих прицельных систем может выводиться на экран как наводчику, так и командиру. Вооружение 48-тонного танка состоит из 125-мм пушки, спаренного 7,62-мм пулемета и дистанционно управляемой зенитной установки с 12,7-мм пулеметом "Корд".
 
     Двигатель танка — ГТД мощностью не менее 1500 л.с. Танк должен был управляться не рычагами, а штурвалом. Писалось, что по совокупности таких характеристик, как подвижность, огневая мощь и защищенность, этот танк на 70% будет превосходить такие западные танки, как М1А2 "Абрамс", "Леклерк" и "Леопард 2А5".
   На выставке еще раз повторили, что танк на вооружение приниматься не будет, и его выпуск начнется в случае, если на него обратит внимание какой-либо иностранный заказчик. Но зарубежные партнеры не захотели вкладывать деньги в новинку, а предпочли покупать серийные российские танки.
 
   Через некоторое время о "Черном орле" стали забывать. Этому способствовали два обстоятельства. В начале 2000 года было заявлено, что в России создан перспективный танк Т-95. К тому же омский завод, лишившийся заказов от родного оборонного ведомства, стал банкротом.
  Некоторый интерес к "Черному орлу" появился после того, как был обнародован патент на него. В нем достаточно подробно описывались все особенности конструкции. Инженеры из Омска разработали действительно танк нового поколения. По ряду характеристик, в том числе подвижности и защищенности он должен был превосходить даже новейший Т-90МС.
 Правда, тагильская машина, что называется "в металле", успешно проходит испытания, а омский "Черный орел" в настоящее время стал еще одной страницей истории отечественного танкостроения.
Фото: http://t80leningrad.narod.ru
"Вестник Мордовии"