понедельник, 18 июня 2012 г.

ГОП для Т-90


ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫХ УСТАНОВОК ТАНКОВ
О.А. Усов, А.П. Кондратьев, Г.В. Долинин
(ВНИИтрансмаш)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г. С.221-226
   Отечественное танкостроение в настоящее время находится в сложном положении. С одной стороны, происходит процесс концептуальной переоценки роли и места танков в системе Вооруженных Сил и, соответственно, выработки новых подходов при их создании. С другой стороны, наличие в войсках определенного количества танков предыдущего пос­леднего поколения типа Т-72 и Т-90, экономические трудности и недостаточное финансиро­вание новых разработок привели к серьезному замедлению их развития.
  В сложившихся условиях единственным и наиболее эффективным для России стано­вится направление повышения военно-технического уровня наших танков, в том числе параметра подвижности за счет их модернизации.
Основной танк Т-72 был принят на вооружение в 1973 году и в настоящее время является самым распространенным в мире. Он стоит на вооружении не только в России, но и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако до последнего времени моторно­трансмиссионная установка (МТУ) оставалась без принципиальных изменений за исключе­нием применения более мощных двигателей.
   Предлагаемый в статье вариант совершенствования МТУ предназначен для серийно выпускаемых танков и модернизации танков, находящихся на вооружении России и зарубежных стран. В результате реализации предложений основные показатели, влияющие на подвижность - удельная мощность на звездочке, тип механизма поворота, конструкция сис­темы управления, тормозные характеристики, легкость управления, эргономика, наличие дублирующей системы управления и т.д., могут быть выведены на уровень танков стран НАТО. Предложение базируется на уже выполненных работах и не требует больших капита­ловложений для проведения опытно-конструкторских работ и освоения производства но­вых систем и узлов. Модернизация МТУ существующего парка танков возможна в условиях танкоремонтных заводов или специализированных ремонтных мастерских, так как работы, в основном, сводятся к замене узлов, что наиболее приемлемо при проведении модерниза­ции за рубежом.
   В связи с тем, что подвижность танков во многом зависит от типа механизма поворо­та и системы управления в статье основное внимание уделено этим вопросам. Почти во всех современных зарубежных и новых отечественных танках используется механизм пово­рота с гидрообъемной передачей, который обеспечивает:
- плавный, но быстрый вход в поворот с возможностью бесступенчатого регулирования радиуса, что уменьшает вероятность заноса и позволяет точно отслеживать траекто­рию движения;
-  повышает точность стрельбы «с хода» и уменьшает вероятность потери цели при маневрировании;
-  уменьшает усилие на органах управления и даже допускает управление одной рукой;
-  повышает быстродействие системы управления;
- повышает долговечность деталей и узлов бортовых коробок передач (БКП), особенно фрикционных элементов (в 2 - 3 раза).
   Для модернизации военно-гусеничных машин (ВГМ) с бортовыми коробками пере­дач и в первую очередь танков типа Т-72, Т-90 в ОАО «ВНИИтранспортного машинострое­ния» (ОАО «ВНИИтрансмаш») разработана оригинальная кинематическая схема механизма поворота с гидрообъемной передачей (ГОП). Её особенность заключается в том, что при прямолинейном движении передаточное отношение механизма поворота (МП) равно 1, что позволяет сохранить БКП и входной редуктор.
   Вторым важным решением является замена механогидравлической системы управле­ния на электрогидравличеекую с программным управлением от электронного блока.
В ОАО «ВНИИтрансмаш» для танков типа Т-72, Т-90 созданы гидравлическая схема и основные узлы управления - распределители, коробка плавности, клапанная коробка, элек­трический избиратель и т.д.
Предлагаемая разработка обеспечивает:
-   синхронность и плавность переключения передач в левой и правой БКП;
- возможность трогания с места и переключения передач без выжима сцепления. Для маневрирования в стесненных условиях сохранена возможность традиционного управле­ния с выжимом сцепления;
-   блокировку переключения передач при прохождении поворотов;
-  включение понижающей передачи на отстающем борту при крайнем положении штурвала (для 1,2,3 передач и передачи заднего хода - ЗХ), что позволяет выйти на минимальные расчетные радиусы и существенно снизить установочную мощность ГОПа. В этом режиме при включении 1-ой передачи или передачи ЗХ производится разворот танка вок­руг вертикальной оси.
   Для сохранения подвижности танка при выходе из строя электронного блока или системы электрооборудования электрический избиратель дополнен механическим, который обеспечивает связь со специальным гидравлическим устройством. В результате танк сохра­няет возможность движения и маневрирования на 1-ой передаче и передаче ЗХ.
   С целью проверки работоспособности узлов, функционирования схем и эффективно­сти новых решений в ОАО «ВНИИтрансмаш» разработан и изготовлен ходовый макет танка Т-90. Ограниченные финансовые возможности и сжатые сроки выполнения работ потребовали максимального сохранения штатных узлов танка Т-90 (двигателя, гитары, БКП, крыши над трансмиссией, пакета радиаторов, систем воздухоочистки и выхлопа), а также принято­го в танке расположения маслобаков.
   Компоновка моторно-трансмиссионного отделения (МТО) выполнялась с сохране­нием штатной схемы размещения узлов и размеров корпуса. Для размещения дополнитель­ных новых узлов (МП с ГОП) принят вариант с увеличением высоты крыши МТО на 120 мм. При рабочем проектировании с отступлением от существующей компоновочной схемы вы­соту подъема крыши можно уменьшить на 50-70 мм.
   Из обслуживающих систем существенной переделке подверглась вентиляторная установка:
- по компоновочным соображениям использованы два вентилятора диаметром 420 мм производства ОАО «Курганмашзавод»;
- в привод вентилятора введена управляемая гидромуфта оригинальной конструк­ции. При достижении двигателем частоты вращения ~ 1800-1900 об/мин и выше увеличи­вается коэффициент проскальзывания, что приводит к снижению частоты вращения вентиляторов. В результате появляется возможность на эксплуатационных оборотах (1500-1900 об/мин) повысить на ~ 15 % частоту вращения вентиляторов без опасения разрушения колес при забросе оборотов двигателя до 2350 об/мин.
      Кроме того, в МП введен дистанционно управляемый с места водителя механизм отключения трансмиссии от двигателя, что позволяет снизить сопротивление прокрутки при запуске холодного двигателя ~ в два раза.
Остальные системы сохранены практически без изменений.
Оригинальным компоновочным решением является объединение в один блок:
- непосредственно МП с ГОП, механизмом отключения трансмиссии и устройства­ми соединения с БКП;
-  вентиляторной установки, состоящей из двух вентиляторов и приводного редуктора с гидромуфтой;
-   маслобака ГОПа.
  Описанный блок МП устанавливается в корпусе танка в двух бугелях с использовани­ем штатного крепления гитары и дополнительного бугеля у левого борта. Реактивный мо­мент воспринимается специальным рычагом, который жестко соединяет корпус блока с ле­вым бугелем. На рис. 1 представлена компоновочная схема МТО, а на рис. 2 и 3 - фотогра­фии модернизированной МТУ.
    Испытания макетного образца подтвердили его функциональные особенности, в том числе, возможность:
-                     осуществления поворотов как с бесступенчатым регулированием радиуса поворота на всех передачах, так и с минимальным расчетными радиусами на низших передачах
(1...3) при переводе штурвала в крайние положения;
-                     плавного, но быстрого с меньшей вероятностью заноса входа в поворот с дальнейшим отслеживанием траектории движения в соответствии с положением штурвала. В ре­зультате во время испытаний зафиксировано повышение средней скорости движения. Так опытный водитель на макетном образце проходит «змейку» по узкой бетонной трассе со скоростью на 19 % выше, чем при движении серийного танка. Очень важно, что плавное изменение траектории движения способствует повышению точности стрельбы «с хода» и уменьшает вероятность потери цели;
-                     разворота танка вокруг оси на 1-ой передаче и передаче ЗХ при крайних положениях штурвала, что повышает маневренность танка;
-                     плавного троганья с места и переключения передач без выжима сцепления. Этот способ вождения упрощает процесс управления, уменьшает утомляемость водителя и способствует повышению средней скорости движения. При испытаниях макетного образца во­дители, как правило, педалью сцепления не пользовались;
-                     движения и маневрирования танка на 1-ой передаче и передаче ЗХ при выходе из строя электронного блока управления за счет перехода на механогидравлическую систему, что снижает уязвимость и повышает живучесть машины;
-                     дистанционного отключения трансмиссии от двигателя для увеличения надежнос­ти его пуска благодаря снижению сопротивления прокрутки;
-                     поддержания температурного режима МТУ за счет отключения вентиляторов.
Серийные танки типа Т-90 и Т-80 с ГОП в МП перечисленными преимуществами не
обладают.
    Разработанная и внедренная на макетном образце электрогидравлическая система управления БПК и штурвальное управление поворотом позволили существенно снизить уси­лия на органах управления, улучшить эргономику и реализовать первый этап автоматизации управления.
Итак, в ходе выполнения конструкторских проработок и испытаний макетного образ­ца:
1.      Показана возможность размещения механизма поворота с ГОП, узлов электрогидравлической системы управления и новой вентиляторной установки в МТО танка Т-90 без принципиальных изменений его корпуса.
2.      Подтверждены ожидаемые функциональные преимущества танка с новыми  
системами: легкость и точность управления, хорошая обратная информативность, возможность автоматизации и, как следствие, повышение средней скорости движения.
3.      Установлено, что новые решения, заложенные в ходовый макетный образец, могут  
быть приняты за основу для совершенствования МТО серийно выпускаемых танков Т-90 и модернизации танков, находящихся в эксплуатации.
При дальнейшем совершенствования МТУ предлагается:
1.                 Ввести автоматизированную систему управления движением путем доработки существующей на макетном образце, для чего:
- установить на штурвале дополнительные клавиши переключения передач;
- ввести необходимые изменения в программу электронного блока.
Это мероприятие позволит упростить процесс управления, повысить четкость и сни­зить утомляемость.
2.                 Ввести дублированную систему управления движением с места командира. Это может быть достигнуто в первую очередь путем внедрения электрической системы управле­ния ГОПом и подачей топлива.
Внедрение этого усовершенствования повысит боевые качества танка и его живучесть.
3.                 Выполнить конструктивное объединение в один агрегат блока МП с вентилятор­ной установкой и гитары. В новой гитаре целесообразно установить нагнетающий насос необходимой производительности с одновременной «ликвидацией» дополнительного насоса. Кроме перечисленных узлов в состав блока целесообразно ввести маслобаки двигате­ля и трансмиссии с одновременным изменением их положения в МТО - переносом баков двигателя к левому борту, а трансмиссии к правому.
4.                 Разработать и ввести усовершенствованный вариант вентиляторной установки, для чего:
   4.1. Ввести в привод вентиляторов многоступенчатый (или бесступенчатый)
          управляемый редуктор, позволяющий быстро отключать вентиляторы при
          увеличении их часто­ты вращения, близкой к максимально допустимой по
          прочности колес и в момент интенсив­ного разгона, а также изменять передаточное  
          отношение в зависимости от выполняемых танком задач, скоростного и  
          нагрузочного режима работы двигателя.
Это позволит:
- увеличить частоту вращения вентиляторов на ~ 15 % на режиме Nemax и на 30-35 % на режиме Мкmax ;
- снизить частоту вращения вентиляторов при малых загрузках, умеренных и низких температурах окружающего воздуха;
- отключать вентиляторы при разогреве, преодолении водных преград, интенсивном разгоне.
4.2. Ввести необходимые изменения в программное электронное управление с возможностью изменения температурного режима системы охлаждения и режимов работы вен­тиляторов в зависимости от выполняемых танком задач.
4.3.Увеличить диаметр колес вентиляторов с 420 мм до ~ 450 мм.
4.4.Изменить конструкцию вентиляторов - перейти на высокопрочные литые колеса вентиляторов.
     Внедрение перечисленных мероприятий позволит повысить эффективность системы охлаждения, эксплуатационные характеристики МТУ и, в частности, ее экономичность и улучшить разгонные характеристики танка.
    Реализация предлагаемых технических решений позволит не только повысить уровень автоматизации управления и улучшить эргономику, но и поднять основные показатели харак­теристик подвижности модернизованного танка (или танка Т-90 с модернизованной МТУ) практически до уровня лучших зарубежных танков без изменений корпуса танка и серийных дорогостоящих узлов (БКП, двигателя, пакета радиаторов, воздухоочистителей и т.д.).

Gur Khan: интересующиеся темой, наверняка помнят, что первая информация о работах по ГОПу в рамках одного из этапов ОКР "Мотобол", стараниями одного из непосредственных участников работ, прошла в Сети практически сразу после первого выезда танка с установленной на нем новой трансмиссией (за что ему большое спасибо). В Сети она продержалась не долго, ибо учитывая секретность проводимых работ, человеку посоветовали ее убрать от греха. Пользуясь случаем, выкладываю снова часть тех фото, что бы те кто не был в курсе, могли их оценить.

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Новейший китайский танк МВТ-3000 готовится составить конкуренцию российским и украинским машинам

На проходящей во Франции выставке EUROSATORY-2012 китайская корпорация NORINCO представила новый экспортный танк, который является дальнейшим развитием уже поступившего на вооружение ряда стран VT-1A. Данная модификация получила обозначение МВТ-3000. Основное отличие от более старой модели - установка нового двигателя мощностью в 1300 л.с.
 Ранее на поставлявшихся машинах был украинский двигатель мощностью в 1200 л.с. Однако после того, как сделка китайцев с Перу была сорвана из-за нежелания Харькова поставлять двигатели, было принято решение создать собственную модель силовой установки. Это позволит NORINCO не зависеть от иностранных партнеров. Хотя ранее отмечалось, что по ресурсу данный двигатель еще отстает от украинского.  
 Вес танка - около 50 тонн. Максимальная скорость - 70-75 км/ч. Запас хода - до 500 км. Танк способен преодолевать водные преграды при помощи оборудования для подводного вождения глубиной до 4 метров.
 В данной версии 125-мм гладкоствольная пушка, созданная на основе советских орудий, способна применять танковые управляемые ракеты с максимальной дальностью стрельбы до 5000 метров. Данное вооружение также является клоном российской разработки.
 

Германия может продать Саудовской Аравии до 800 танков

Саудовская Аравия намерена закупить у Германии до 800 танков – почти в три раза больше, чем предполагалось сначала, пишет Bild am Sonntag.
Соглашение о приобретении порядка 300 танков должно было быть подписано в ближайшее время, однако в итоге Эр-Рияд решил закупить куда более значительную партию.
Издание сообщает, что сделка может вызвать сопротивление внутри немецкого правительства, в частности в канцелярии Ангелы Меркель, МИДе и министерстве обороны. В поддержку соглашения с Саудовской Аравией выступают в министерстве экономики ФРГ.
Саудовская Аравия, которая участвует в борьбе с Ираном за влияние в регионе, участвовала в подавлении волнений в соседнем Бахрейне в прошлом году. В течение последних недель в СМИ появлялись сообщения о том, что Эр-Рияд поставляет вооружение оппонентам сирийского президента Башара Асада.
Предполагаемая цена вопроса - 10 млрд евро, подписание первого транша на 300 машин планируется ориентировочно на 20 июля. Любопытно, что делать "Леопарды" для Саудовской Аравии будут не немцы, а испанцы на заводе в Санта-Барбаре.
Gur Khan: как не вспомнить тут супер успешную операцию спецслужб США и Саудовской Аравии, проведенную несколько лет назад. Если еще кто не знает: в начале 2000-х Иран, не смотря на то что, согласно договоренностям 90-х гг "Черномырдин - Гор", мы его уже единожды "кинули" с поставкой танков, вновь обратился к российскому руководству с предложением о приобретении крупной партии танков Т-90С (так же около 800 шт.), в надежде, что внешне жесткий Президент Путин, не пойдет на закулисные сделки с США. Однако иранцы ошиблись! Ибо вскоре, Саудовской Аравией и стоящими за ее спиной Соединенными Штатами, было сделано России столь "сладкое" предложение, от которого наши чиновники (и особенно военные), просто по определению, "не смогли отказаться". Суть его,  вкратце, заключалось в сделке - Россия должна отказаться от продажи танков и лицензии Ирану, а в ответ Саудовская Аравия заявляла о готовности приобрести в России полноценную танковую дивизию (танки, артиллерия, управление, связь, обеспечение и проч. в комплекте), причем, предлагался вариант, по которому обслуживание всей этой техники будут проводить российские специалисты из числа военно-служащих. Местные военные должны заниматься только непосредственно эксплуатацией. Таким образом, в умах российского генералитета замаячила приятная перспектива заиметь "Красноморский военный округ" со всеми возможными бонусами в виде "служебных командировок" за казенный счет и т.д. и т.п. Кое что об этом деле прорвалось в прессу в 2009 году - тогда же озвучивалась и сумма сделки - что-то около 2 млрд. долларов.  Однако была со стороны саудитов небольшая оговорочка - прежде должен был состояться "тендер" и соответствующие оценочные испытания техники, передача информации о ней. Замануха, как видим, была первосортная и мы на нее "клюнули", наплевав на собственные стратегические интересы, наплевав (в очередной раз) на интересы соседского Ирана. Итог: мы слили массу информации о своей технике и перспективных разработках, провели испытания танка Т-90С, причем неожиданно как для нас самих, так и для саудитов, он показал превосходнейшие результаты, - вся эта инфа осталась у саудитов и вдобавок тут же ушла в США. Казалось бы надо ужо и "бумажки" подписывать, но вот этого не случилось. Нашлась масса причин итоги "тендера" "завернуть". Как говаривал директор по "особым поручениям" "Рособоронэкспорта" Николай Димидюк, на "Айдексе" 2011года: "...а дальше началась политика." Саудиты не только не закупили нашу "дивизию" целиком,  но и отказались от закупки Т-90С вообще. А потом начала появляться информация о том, что Саудовская Аравия закупает немецкий "Леопард", который к упомянутому "тендеру" даже никаким боком не был.  Называлась цифра в 200, потом в 300 машин. Сейчас вот выросла до 800. Ну что ж... немцев стоит поздравить, а нашим так и надо - будет наука на будущее! А то забыли принцип: "Не рой яму другому - сам в нее упадешь" - так и вышло  - мы "кинули" Иран, Саудиты "кинули" нас. Есть и еще один хороший принцип. Принцип, которым руководствуются в большинстве стран: "Нет друзей, но есть интересы" - Россия же, подобно закомплексованному подростку, постоянно пытается искать на мировом политическом Олимпе "друзей", "отдаваясь" этой дружбе без остатка, забыв о собственных национальных интересах, предавая истинных друзей и союзников. Господину Путину давно пора бы снять маску "супермена" и честно признать, что за власть и американские дензнаки, он готов сделать что угодно...

пятница, 15 июня 2012 г.

MBT-3000- китайский путь от Т-72 к "Леопарду"

На выставке EUROSATORY-2012, среди множества интересных натурных экспонатов, была представлена модель нового китайского танка, предназначенного на экспорт. Глядя на нее и вспоминая путь развития китайского танка, наглядно представляешь дрейф от копирования советских конструкций к чему-то "более возвышенному" - к западному. 
В частности, в дизайне  MBT-3000 органично переплетается конструктивная наследственность русского Т-72 и некоторые черты последних версий немецкого "Leopard 2". Таким образом китайские боевые машины вбирают в себя весь самый наилучший мировой опыт, что при низких издержках на производство и, соответственно, более низких ценах, позволит не только успешно конкурировать на рынке боевых танков, но и с большой долей вероятности, они смогут скоро подмять его под себя. 

Пентагон решил раздать таджикам и киргизам военную технику из Афганистана

Средняя Азия возьмет оружие во вторые руки
Союзники Москвы могут получить американскую военную технику из Афганистана.
База ISAF в Мазари-Шарифе
  После вывода в 2014 году войск США и НАТО из Афганистана американская военная техника может остаться в государствах Средней Азии. Как стало известно "Ъ", Пентагон ведет на этот счет закрытые переговоры с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. Реализация этого плана позволит США усилить военное сотрудничество с членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за спиной Москвы. Источник "Ъ" в российских дипломатических кругах заявил, что "для России такой сценарий абсолютно неприемлем".
 По словам информированных источников "Ъ", близких к военным ведомствам центральноазиатских республик, Пентагон прорабатывает вопрос о передаче после 2014 года Киргизии, Таджикистану и Узбекистану военной техники и оборудования, используемых Международными силами содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) в Афганистане. Часть предполагается передать безвозмездно, а часть — на ответственное хранение. Как сообщили собеседники "Ъ", речь идет о бронемашинах, а также о трейлерах для перевозки танков, тягачах, заправщиках, специализированных грейдерах, бульдозерах и водовозах. Кроме того, в Пентагоне готовы передать соседям Афганистана медицинское оборудование, средства связи, пожаротушения и даже передвижные тренажерные залы и прочие устройства для обеспечения быта военных.
В Минобороны Киргизии "Ъ" подтвердили факт переговоров с Пентагоном. По словам собеседника "Ъ", впервые эта тема была поднята во время визита министра обороны США Леона Панетты 13 марта в Бишкек: тогда на встрече с министром обороны Талайбеком Омуралиевым представители Пентагона предложили рассмотреть вопрос об оснащении киргизской армии боевой техникой после вывода американских подразделений из Афганистана.
   В настоящее время силы ISAF в Афганистане используют 6900 колесных бронетранспортеров M-ATV, 8000 бронемашин с противоминной защитой MRAP, более 10 тыс. джипов HMMWV Hamvee и вспомогательную технику. В Пентагоне пришли к выводу: возвращать домой большую часть техники, как, впрочем, и оставлять ее в Афганистане, нецелесообразно. Во-первых, США опасаются, что в случае прихода к власти в Афганистане движения "Талибан" оружие окажется в руках непримиримых врагов Америки. Во-вторых, часть техники не стоит транспортных расходов, особенно с учетом до сих пор неурегулированного вопроса о пакистанском транзите: Исламабад взвинтил расценки в 20 раз, с $250 до $5000 за контейнер. В-третьих, США исходят из того, что используемое в Афганистане военное имущество не следует выводить слишком далеко из региона: оно может снова понадобиться в Афганистане, Центральной Азии или Пакистане.
  По словам собеседника "Ъ" в администрации президента Афганистана, Кабул стремится убедить американское командование оставить для нужд национальной армии и полиции максимальное количество техники и военного имущества. Впрочем, американской техники в Афганистане в любом случае гораздо больше, чем может понадобиться национальным силам безопасности. На этом и могут сыграть довольствующиеся скромными бюджетами военные центральноазиатских республик. Со своей стороны, в ходе торга с соседями Афганистана США могут получить преференции при согласовании условий транзита грузов и пребывания своих сил на военных базах в регионе.
 Именно поэтому США предпочитают обсуждать эти вопросы в рамках двусторонних отношений, без вовлечения региональных организаций — таких как ОДКБ. Ведь 20 декабря 2011 года на саммите ОДКБ президенты стран-участниц договорились, что размещение на их территории объектов военной инфраструктуры иностранных государств должно проходить обязательное согласование со всеми союзниками.
 Источник "Ъ" в российских дипломатических кругах воспринял информацию о планах США передать свою технику центральноазиатским республикам "с крайним недоумением". "Для России такой сценарий абсолютно неприемлем, так как он противоречит договоренностям с нашими партнерами в Центральной Азии и явно вступает в противоречие с соглашениями в рамках ОДКБ",— заявил собеседник "Ъ".
 Для Москвы реализация такого сценария будет означать, что на центральноазиатском рынке вооружений, ориентированном на советскую и российскую технику, возникнет заметный американский сегмент. Это повлечет за собой потребность в обучении специалистов, поставке запчастей, модернизации, а в итоге может привести к привыканию партнеров Москвы по ОДКБ к военной технике из-за океана. Неизбежно встанет вопрос и о развертывании ремонтных мощностей в цехах, где ранее обслуживались российские танки и бронетранспортеры.
 Впрочем, как считают эксперты, члены ОДКБ вполне могут возразить, что они имеют полное право договариваться о получении американской военной техники без оглядки на Россию. И при этом сослаться на принятое недавно Москвой без согласования с ОДКБ решение сделать Ульяновск перевалочным пунктом для грузов НАТО, вывозимых из Афганистана.
Вадим Козюлин, Сергей Строкань, Елена Черненко; Кабай Карабеков, Бишкек
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1958563
Gur Khan: вот здорово американцы придумали - после вывода войск из Ирака и в предверии вывода контингента из Афганистана, они крепко задумались: а куда собственно девать огромное количество техники, причем техники хоть и вспомогательной, но адаптированной для работы в условиях партизанской войны. И вот придумали - сдают ее на ответхранение в наши среднеазиатские республики, а в качестве платы за него часть передают в постоянное пользование. Убиваются сразу несколько "зайцев":
1. резко падают расходы на вывод войск
2. отпадает проблема хранения техники на территории США и связанные с ней расходы
3. решается вопрос "ликвидации" "излишков" и при этом не тратятся "живые" деньги
4. создается резерв вспомогательной техники непосредственно у границ с Россией, что при случае ускорит и облегчит их развертывание (как известно обозы и тылы сильно уменьшают мобильность, а тут уже все будет готово).  
Так что нечего сказать, американцы молодцы!  Не сомневаюсь что русский "медведь" по-бурчит - по-ворчит для виду, но таки проглотит эту "горькую пилюлю". И еще, не менее замечательно, - если в России массовых закупок высокозащищенной транспортной техники (тех же MRAPов) как не было, так и нет - не смотря на массу разработок, то США и НАТО уже не знают куда ее девать... показательно, однако!

ЗСУ "Шилка" М5 в Алжире


В СМИ проходила информация о модернизации ЗСУ-23-4 "Шилка" по варианту М5 с установкой ЗРК для инозаказчика. Но куда были поставлены эти машины - оставалось неизвестным. И вот такая машина "засветилась " Алжире - таким образом направление поставки установлено.

Модернизированная БМП-2 "Бережок" в Алжире

Несколько фото с французских форумов вопреки утверждениям некоторых товарищей о том, что таких поставок, якобы, не было.