понедельник, 16 июля 2012 г.

Российские военные "приземляют" летающий танк Т-90

Со времен Первой мировой войны боевые гусеничные машины из медленных, неповоротливых, плохо вооруженных уродцев превратились в грозное современное оружие. Сегодня танки имеют не меньший вес, чем ядерная дубина, и являются не только средством агрессии, но и военного сдерживания. Этот тяжелый аргумент способен в одночасье определить исход политических, социальных и экономических разногласий в пользу того, кто им обладает. По словам экспертов, танки, несмотря на развитие новейших видов вооружений в начале XXI века, еще долго будут оружием №1 сухопутных войск всех ведущих армий мира.
РБК выяснил, чьи рубежи сегодня защищает российский "летающий" танк Т-90С и почему Минобороны России питает слабость к зарубежной бронетехнике.
Хвостатые танки "Рено" - победители Первой мировой
Различные проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу предлагали военные инженеры в России и за рубежом еще в конце XIX века. Однако практически все они остались на бумаге вплоть до Первой мировой войны. К созданию гусеничных машин с мощным вооружением подвигла наряду с явными техническими предпосылками и военная необходимость. Для активных наступательных действий в затяжной окопной войне 1914-1918гг. на вражеской территории, опутанной километрами колючей проволоки с бетонными укреплениями и выглядывающими из них смертоносными для пехоты пушками и пулеметами, требовалось принципиально новое оружие. Таким оружием, позволяющим взламывать самую серьезную оборону, вселять в души врага смятение и страх и обращать его в бегство, и стали танки. Несмотря на изначальную тихоходность (всего 7-8 км/ч) и преимущественно пулеметное вооружение, военные быстро оценили боевые качества этой уникальной машины.
Первый танковый корпус, укомплектованный английскими сухопутными броненосцами Mark I вступил в бой 15 сентября 1916г. на реке Сомме. Привычное нам слово tank (бак, резервуар) было написано на деревянных ящиках, в которых боевые машины англичане скрытно доставили к месту сражения с немецкими войсками. Впоследствии это название прижилось, так стали называть все боевые машины данного типа.
Шедевром танкостроения в этот период оказался французский легкий танк поддержки пехоты Renault FT-17, сошедший с конвейера завода Луи Рено. Такие танки начали поступать во французскую армию в марте 1918г., а всего до конца Первой мировой войны военные получили 3177 таких машин. В танках "Рено" впервые была применена башня, поворачивающаяся на 360 градусов, и компоновка, ставшая впоследствии классической: отделение управления - впереди, боевое - в центре танка, а моторное - сзади. Танк вооружали либо пушкой, либо пулеметом, который устанавливали в башне. Французские легкие танки по тем временам были необычайно быстрыми, они развивали максимальную скорость до 9,6 км/ч. Специфическим элементом конструкции танков "Рено" стал съемный "хвост", позволявший преодолевать рвы и окопы, а также перевозить в нем грузы или нескольких пехотинцев.
Хвостатый танк "Рено" оказался настолько удачным, что позднее выпускался по лицензии в США, где именовался Ford Two Man, и в Италии под названием Fiat 3000. Таким образом, для танков "Рено" Первая мировая война стала по истине победоносной. В это же время танки появились и в Германия. Правда, немцы на этом поприще сильно отставали от англичан и французов - в Германии из 8 танковых рот лишь три были оснащены немецкими боевыми машинами A7V. Эту оплошность немцы оперативно ликвидировали до начала Второй мировой войны. Тогда же танки появились и в армиях других ведущих мировых держав – США, Италии, Японии и др.
Слепили из того, что было… у французов, американцев, англичан
Первые иностранные танки в России сражались против Советской власти – вооружение белым поставляли Англия и Франция, а боевые машины на гусеничном ходу отечественного производства появились уже в Советской России в 1920-х гг. На тот момент собственных танков в СССР не было - единственный танковый полк был укомплектован исключительно трофейными экземплярами, в том числе английскими танками Мk.V ("Большой Вилли") и Мk.А ("Уиппет") и французскими "Рено".
С последних российские инженеры "списали" танк Т-16, или как его еще называли "Рено Русский", который позднее довели до ума и переименовали в Т-18 (МС-1, малый танк сопровождения). Гусеничная машина весила около 5,5 т, была защищена 16-мм броней и развивала скорость до 16 км/ч. Танк вооружили 37-мм пушкой Гочкиса и двумя 6,5-мм пулеметами. Т-18 стал первым серийным российским танком и производился на заводе "Большевик" с 1928г. по 1931г.
С тех пор советская инженерная мысль, подгоняемая потребностями Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и накаляющейся обстановкой в Европе, совершенствовала боевые качества танков. В начале 1930-х гг. на основе разработки американского конструктора Уолтеру Кристи в Советском Союзе создают легкий 18-тонный танк БТ (быстроходный танк). Танк на подвеске, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом, неплохо зарекомендовал себя во время Гражданской войны в Испании. Однако его 10-мм бронирование не могло эффективно защитить экипаж, поскольку армии крупнейших мировых держав стали насыщаться малокалиберной противотанковой артиллерией. Другой советский трехбашенный танк Т-28, созданный советскими конструкторами на основе английского А6 "Виккерс", при мощном вооружении (имел 76,2-мм пушку и три 7,62-мм пулемета) и 17-20 мм бронировании значительно уступал БТ в маневренности и проходимости.
РККА нуждалась в новой машине, которая бы совмещала в себе огневую мощь Т-28 со скоростью и проходимостью БТ. Таким танком стал А-32, разработанный в конструкторском бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Михаила Кошкина. Боевая машина получила усиленное бронирование до 45 мм и мощное вооружение: пушку Ф-32 калибра 76,2 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм, второй пулемет был у радиста и третий, зенитный, – на башне. Максимальная скорость танка по шоссе достигла 70 км/ч, а запас хода 300 км. По итогам испытаний в сентябре 1939г. на полигоне в Кубинке двух танков А-20 (колесно-гусеничный танк) и А-32 (чисто гусеничный) военные одобрили последний, присвоив ему "имя" Т-34. В марте 1940г. был подписан протокол госкомитета обороны о серийном производстве Т-34 на заводе №183 (ХПЗ).
Легендарный танк Второй мировой войны
Во время Великой Отечественной войны (ВОВ) испытание огнем наглядно продемонстрировало высочайшие боевые качества танка Т-34, ставшего "прадедушкой" современных российских боевых машин, таких как основной боевой танк (ОБТ) Т-90. "Тридцатьчетверка" стала самым известным и самым массовым танком Второй мировой войны, совместив уникальные боевые качества с надежностью и простотой в производстве. На "Уралвагонзавод" в конце 1941г. из западной части страны были эвакуированы одиннадцать предприятий. До конца ВОВ "Уралвагонзавод" выпустил 25 тыс. 266 "тридцатьчетверок", то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях.
Появление русских Т-34 в октябре 1941г. в боях под Мценском повергло в шок немецких танкистов и военачальников. "Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери", - писал об этом сражении немецкий генерал Гейнц Гудериан, командующий 2-й танковой группой армий "Центр". Неоспоримость превосходства бронетанковых войск вермахта была поставлена под сомнение.
Адольф Гитлер потребовал срочно создать машину, способную противостоять русскому Т-34. Конструкторы Dimler-Benz AG и МАN принялись за работу. Тем временем офицеры-фронтовики немецкой армии стали ратовать за создание аналога советского танка, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать преимущество русских. Но, даже захватив и разобрав до винтика трофейные "тридцатьчетверки", немцы не смогли скопировать это оружие. В частности, из-за дефицита цветных металлов Германия не могла запустить массовое производство дизельного двигателя, установленного на Т-34. В итоге немецкие конструкторы пошли по пути совершенствования немецкого танка Т-IV. В 1942-1943гг. с конвейеров танкостроительных заводов Германии стали сходить средние танки Т-V "Пантера" (весом 35 т) и тяжелые Т-VI "Тигр" (до 60 т), а позднее и "Королевский Тигр" (Т-VI "Тигр В").
Советским танкистам на Т-34 нелегко было противостоять немецким "Пантерам" и "Тиграм". Германский Т-VI был вооружен 88-мм пушкой и имел 80-100 мм бронирование, пробить которое Т-34 мог лишь с 500-600 м, в то время как "Тигр" легко доставал "тридцатьчетверку" с 1500 м. Однако немецкие машины были более прихотливыми в обслуживании и ремонте и гораздо более дорогими. Производство тех же "Тигров" обошлось немцам в 1 млн рейхсмарок за машину, почти в два раза дороже любого танка Второй мировой. Во тоже время Т-34 за годы войны "подешевел" почти вдвое.
"Тиграм" и "Пантерам" на полях сражений ВОВ также противостояли советские тяжелые танки КВ (создан еще до начала войны) и ИС. Последний был мощнейшим танком Второй мировой войны. На 46-тонном ИС-2 (выпускался в 1943-1953гг.) устанавливалось 122-мм орудие, а 90-100 мм броня не уступала немецкому "Тигру". Как известно, в крупнейшем в военной истории танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943г. на южном фасе Курской дуги 800 советских танков (в том числе 500 Т-34) разгромили 700 "Тигров" и "Пантер" из отборных германских танковых дивизий.
Показавшие свою мощь во время Первой и Второй мировых войн танки стали основой - железным кулаком сухопутных войск сильнейших армий мира. Танкостроители не перестали совершенствовать боевые качества этих машин и после Великой Победы 9 мая 1945г., создав во второй половине XX века превосходные образцы техники: танки "Леопард" (Германия), "Абрамс" (США), Т-90 (Россия), "Леклерк" (Франция), "Меркева" (Израиль).
Кого защищает "железный кулак" России
Россия сегодня является крупнейшим экспортером танков. Основной боевой танк Т-90С (экспортный вариант) стоит на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы, Кипра, Сирии, Уганды, а также Туркменистана, Азербайджана. Высокую оценку российскому Т-90С дали индийские военные: эта боевая машина является основным танком Вооруженных сил Индии. К 2020г. индийская армия должна получить 1,7 тыс. Т-90С по заключенным контрактам с Россией. Помимо этого, в 2006г. было подписано российско-индийское соглашение на лицензионное производство этого танка, согласно которому к 2019г. в Индии будет произведена еще 1 тыс. танков Т-90С. Первые десять основных боевых танков Т-90С уже индийского производства (индийское обозначение "Бишма") поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных войск Индии летом 2009г. Стоимость всей российско-индийской программы оценивается в 2,5 млрд долл.
В рейтинге Центра анализа мировой торговли оружием по количеству планируемых к поставке новых ОБТ в 2011-2014гг. Россия занимает первое место. В этот период РФ намерена экспортировать 688 основных боевых танков на сумму 1,979 млрд долл. Общий объем российского экспорта ОБТ в период 2007-2014гг. оценивается в 1291 новую машину на сумму 3,858 млрд долл. Основными конкурентами России на этом поприще являются США и Германия. С 2011 по 2014гг. США экспортируют 457 танков "Абрамс" на сумму 4,97 млрд долл., Германия в тот же период поставит на экспорт 348 "Леопардов" в различных модификациях на сумму 3,487 млрд долл.
В пятерку лидеров в 2000-х гг. вошел и Китай. На текущий момент Поднебесная в рейтинге ЦАМТО по периоду 2007-2014гг. занимает 4 место (298 танков на сумму около 662,5 млн долл.). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с Пакистаном проект танка MBT-2000, который также поставлялся в Марокко и Мьянму.
За одного Т-90 трех "Леопардов" дают?
Весной 2010г. стало известно о прекращении финансирования проекта Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по созданию новейшего российского танка Т-95 (он же "объект 195"). Ранее та же участь постигла разработку Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения – танк "Черный орел" ("объект 640", модификация танка Т-80У). Минобороны РФ свернуло поддержку проектов, посчитав их бесперспективными.
По словам доктора военных наук Константина Сивкова, действительной причиной прекращения финансирования проекта танка Т-95 стала его дороговизна. "Вопрос уперся в цену. Т-95, в отличие от "Арматы", которая будет более универсальной и более упрощенной, оказался слишком дорогим", - говорит К.Сивков. На Т-95 рассчитывали значительно усилить бронирование, кардинально улучшить СУО и установить 152-мм пушку. "Появление такой пушки на российском танке означало бы автоматическое превосходство по огневой мощи над всеми другими современными зарубежными танками. С появлением такого оружия они все автоматически устарели бы", - считает он.
В 2011г. Министерство обороны, несмотря на высокие оценки за рубежом российского "летающего" танка Т-90, объявило о прекращении закупок этой боевой машины для российской армии. Сегодня в ВС РФ порядка 10 тыс. танков Т-72 и их модернизация до уровня Т-90, по словам российских военных, обходится в несколько раз дешевле, чем закупка новых танков. Отказ от закупок Т-90 сопровождался изрядной порцией критики в адрес отечественной бронетехники. "Те образцы оружия, которые производит российская промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая", - заявил в марте прошлого года главнокомандующий Сухопутными войсками (ныне замначальника генштаба ВС РФ) Александр Постников, добавив, что за 118 млн руб. вместо одного Т-90 "проще купить три немецких "Леопарда". И если в первом случае, возможно, генерал где-то прав, то во втором – явно погорячился, поскольку новый "Леопард" 2 А7 стоит не менее 6 млн долл. (около 180 млн руб.).
"Леопард 2 A7, действительно, превосходит российский Т-90 в части средств управления огнем и наблюдения, а также более мощных боеприпасов, в которых применяется обедненный уран", - говорит К.Сивков. Однако, по словам эксперта, у российского танка более мощное вооружение, поскольку против 125-мм пушки Т-90 на немецком "Леопарде" установлено орудие калибра 120-мм. Помимо этого российский танк вооружен четырьмя ракетами, позволяющими поражать цели на расстоянии до 5,5 км. "Надежная дальность поражения "Леопарда" стандартными боеприпасами - а других у него не имеется - составляет всего 4 км. Примерно такая же у израильского танка "Меркава", у Т-90 - только 3 км", - поясняет эксперт.
Что индийским ВС хорошо, то русским - "Армата"
После прекращения финансирования проекта танка Т-95 и отказа от закупок Т-90 (в том числе последней модификации Т-90А), для российских танкостроителей вдруг забрезжил свет в конце тоннеля - Министерство обороны объявило о создании принципиально нового танка на базе универсальной гусеничной платформы "Армата". Проект был официально утвержден в марте 2012г. Его разработкой занимается УКБТМ "Уралвагонзавода". Принципиальным отличием новой машины от Т-90 должна стать так называемая лафетная компоновка - необитаемая башня, в которой, вероятно, разместят боезапас. При этом экипаж будет располагаться в корпусе в бронекапсуле, которая теоретически должна выдерживать попадание из всех видов оружия современных танков. Информацию об обстановке на поле боя танкисты будут получать с тепловизионных, телевизионных и лазерных датчиков на экране монитора. На базе гусеничной платформы "Армата" также планируется создать БМП, защищенную машину для аварийно-спасательных работ и другую бронетехнику.
С одной стороны, потребность в новых вооружениях бесспорна: танк Т-90, разработанный нижнетагильским КБ под руководством Владимира Поткина почти 20 лет назад (по сути являющийся глубокой модернизацией Т-72) неизбежно устаревает. Российское военное ведомство резонно отмечает, что пора предложить принципиально новое конкурентоспособное оружие. С другой, станет ли танк на базе "Арматы" именно таким оружием или всего лишь "облегченной" и удешевленной версией Т-95, пока неясно. При этом не нужно забывать, что большинство современных танков ведущих мировых держав (в том числе немецкие "Леопарды" и американские "Абрамсы") также разработаны в 1970-1980гг., а их последние модификации – тоже результат глубокой модернизации. Однако все эти машины, также как и последняя модель танка Т-90А, на порядок превосходят образцы 30-летней давности.
В апреле 2012г. начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров озвучил еще одну печальную новость для российского ВПК: закупки бронетехники приостанавливаются на пять лет. Совсем нелогично на этом фоне выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о возможной покупке лицензии на производство в РФ итальянских колесных танков Centauro (Кентавр), которые уже испытывают на одном из полигонов в Подмосковье.
Похоже, что генералы МО делают ставку на иностранные образцы вооружений, причем не только для Сухопутных войск, но и для ВВС и ВМФ. Означает ли это, что именно израильские беспилотники, французские "Мистрали" и итальянские бронеавтомобили Iveco LMV M65 ("Рысь") и танки "Кентавр" и составят ударную силу российской армии будущего? По словам замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, закупки иностранной техники МО носят "воспитательный" характер. "Россия, действительно, отстает в танкостроении от ведущих держав. Это и мощность двигателя, и СУО, и наблюдения в наших танках, - поясняет А.Храмчихин. – Во-первых, мы потеряли очень многие технологии в постсоветский период, а во-вторых, полностью уничтожили конкуренцию на этом рынке в России. Поэтому теперь военные таким образом и пытаются ее создать. С этой точки зрения вполне логична и закупка итальянских колесных танков Centauro, у нас машин такого класса нет".
Чем воевать будем?
Есть и еще один нюанс, объясняющий действия российского военного ведомства: якобы в войнах будущего нет места крупным танковым подразделениям. Эволюция современного оружия: массовое использование беспилотников, роботизированных боевых комплексов, "умных" ракет, - ставит вопрос о целесообразности применения танков.
Дискуссия о месте и роли основных боевых танков в современных армиях продолжается, прежде всего, в США. "Ранее Соединенные Штаты планировали к 2030г. вообще отказаться от использования бронетанковых подразделений, перейдя сначала на боевые бригадные группы "Страйкер", а затем – к новой концепции "Боевые системы будущего", - говорит директор ЦАМТО Игорь Коротченко. По его словам, исходя из того, что будущая армия США будет преимущественно иметь характер "экспедиционной", ряд американских конгрессменов и военных полагают, что отпадет необходимость в большом количестве тяжелой бронетехники. Несмотря на то, что танк M1A2 "Абрамс" является одним из самых современных типов оружия, сохранение их минимального производства экономически нецелесообразно, утверждают американские политики.
Впрочем, есть и противоположное мнение. Так, большинство военных экспертов закрытие линий по изготовлению ОБТ "Абрамс" считают невыгодным, ведь на возобновление производства (в случае необходимости) потребуется в 4 раза больше средств, чем на его продолжение. "Вероятнее всего, в данном споре одержит верх именно последняя точка зрения и модернизация "Абрамсов" будет продолжена. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом 2011г. армия США вновь запросила 31 млн долл. на модернизацию очередной партии ОБТ "Абрамс", - считает И.Коротченко.
Российские эксперты заявления о том, что в скором будущем войны станут "бесконтактными", воспринимают скептически. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок подчеркивает, что сегодня танки – основной вид сухопутных вооружений и в странах НАТО, и в Китае. В свою очередь К.Сивков отмечает, что необходимость присутствия танков наглядно демонстрируют военные конфликты в Афганистане и Ираке. "В Ираке, например, основную группировку войск США составляли именно танковые подразделения. В Ливии американская авиация также не смогла подавить средства ПВО, и наземная операция была неизбежна", - говорит он.
Пока Минобороны ждет появления нового танка, российская армия продолжает модернизировать Т-72 и воевать на этих изрядно "потрепанных" машинах. Так, во время Грузино-югоосетинского конфликта 2008г. именно Т-72, а не модернизированные Т-90А, защищали интересы России на огневых рубежах. Новый танк на базе "Арматы" поступит в российскую армию не ранее 2015г. Очевидно, потребуется время и для того, чтобы освоить новую боевую машину. При этом Минобороны планирует закупить всего 2 тыс. таких танков, считая, что этого вполне достаточно для защиты огромных просторов нашей Родины. В итоге вопрос о том, дождутся ли российские солдаты новой современной бронетехники до очередного военного конфликта с участием РФ, остается открытым.
По словам А.Цыганка, участие России в крупной войне в ближайшие пять лет маловероятно, но локальные военные конфликты вполне возможны. Это, например, так называемые водные войны в Средней Азии и возможное противостояние в Нагорном Карабахе. "Пока не понятно, будут ли со стороны Баку новые притязания на Нагорный Карабах. Однако если ситуация вновь перерастет в горячую фазу, то Россия, вероятно, не останется в стороне", - заключает эксперт.
Александр Волобуев, РБК

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/22/05/2012/651435.shtml

воскресенье, 15 июля 2012 г.

Министр обороны РФ П. Грачев на танковом полигоне в Кубинке (видео)


Интересное видео: демонстрация Министру обороны П.Грачеву живучести российской бронетехники по итогам январских боев 1995 года в г.Грозном. Показ состоялся по "горячим следам" 21 февраля 1995 года.

пятница, 13 июля 2012 г.

Чехия подготовилась к распродаже танков Т-72

Министерство обороны Чехии намерено в ближайшее время начать распродажу 134 основных боевых танков Т-72 из резерва сухопутных войск, сообщает Jane's. Стоимость устаревших танков, по которой военное ведомство будет продавать их, пока неизвестна. В настоящее время министерство обороны Чехии завершает подготовку необходимых для продажи документов.
Министерство обороны Чехии не имеет право самостоятельно продавать военную технику иностранным покупателям. Согласно местному законодательству, военное ведомство может лишь продать излишние танки чешским частным аккредитованным компаниям, которые после сделки обязаны в течение двух лет либо перепродать технику, либо провести ее утилизацию.
Т-72М1 Вооруженных сил Чехии
"В большинстве случаев чешские компании вывозят танки из страны и продают их иностранным покупателям. После продажи танки проходят модернизацию и поступают на вооружение армии страны-покупателя. Насколько мне известно, прежде многие наши танки отправлялись в Алжир", - рассказал Jane's источник в чешском оборонном ведомстве. При этом не исключил, что Т-72 могут перепроданы одной из стран Африки.
После продажи резервных Т-72 на вооружении сухопутных войск Чехии останутся только 30 модернизированных танков Т-72М4-CZ. Ранее некоторые эксперты предполагали, что Чехия проведет модернизацию резервных Т-72, однако эти планы были отменены еще в 2011 году, когда чешское министерство обороны объявило о нехватке средств военного бюджета.
Все танки Т-72 Чехия унаследовала от СССР. В 1990 году после распада Организации Варшавского договора Чехословакия получила более трех тысяч различных танков советского производства. После распада Чехословакии в 1993 году Чехии отошли около 1600 танков.

Чешский танк T-72M4CZ - одна из самых успешных, хотя и очень дорогих модернизаций советского Т-72
Модернизированный Т-72М4 способен развивать скорость до 61 километра в час. Машина оснащена пушкой калибра 120 миллиметров и пулеметом калибра 7,62 миллиметра. Т-72М4 также вооружен зенитным пулеметом калибра 12,7 миллиметра и оснащен универсальным станком для монтирования единого пулемета.

четверг, 12 июля 2012 г.

Бронеавтомобиль "Волк-Конвой": сделать за 10 дней!

В закрытой части салона "Технологии в машиностроении", прошедшего недавно в подмосковном Жуковском, весьма ограниченному кругу лиц была представлена новая разработка компании "ВПК" - бронеавтомобиль "Волк-Конвой" или, иначе, "Волк-К".
Один из вариантов бронеавтомобиля ВПК-3927 «Волк» на "ТВМ-2012"
 Этот броневик предназначается для перевозки  особоохраняемых лиц из числа высшего руководства государства. Идея создания машины подобного класса, была озвучена вице-премьером Дмитрием Рогозиным на выставке сухопутных вооружений EUROSATORY-2012 в контексте общего недовольства "сдачей позиций" в разработке и производстве броневиков зарубежным компаниям и разного рода совместным предприятиям  - намек на деятельность концерна "Оборонсервис" и противостояние группировок промышленности и Минобороны. В ходе беседы Рогозина с представителями "Компании "ВПК" был оглашен совсем недавний случай счастливого спасения не названных VIP-персон находящихся в броневике "Тигр" и угодивших под огонь из засады, которая была устроена бандой чеченских террористов. В последствии, эта история стала так же известна общественности со слов руководителя "Компании "ВПК" Дмитрия Галкина, сказанных в интервью программе "Генеральный план" ("Эксперт-ТВ") и затем из блога Дениса Мокрушина, продемонстрировавшего фотографии броневика после  его расстрела  бандитами. 
Командно-штабной бронеавтомобиль "Тигр", попавший в засаду террористов.
Вот на этом фоне, господином Рогозиным и было высказано весьма туманное пожелание, о желательности создания на базе "Тигра" спецмашины для поездок и сопровождения в опасных регионах политического руководства, а так же руководства военных и силовых структур. Так сказать, для замены бронированных "геленденвагенов" и "сабурбанов". Чуть позже, идея Рогозина была оформлена в виде устного поручения. При этом, руководство "Компании "ВПК" пошло на беспрецедентный маркетинговый шаг - было решено провести работы выполнить поручение вице-премьера за срок в менее 10 дней! Прямо как когда-то в войну... Так делали танки и самоходки по поручению Сталина. По первоначальным планам, машина должна была быть выполнена на шасси все того же "Тигра", однако расчеты показали, что обеспечить требуемый уровень защиты, разместить все оборудование и обеспечить комфортные места для пассажиров в "Тигре" не удастся. По этому, за основу была взята более тяжелая платформа от "ВПК" - шасси автомобиля с повышенным уровнем баллистической и противоминной защиты "Волк". Тому же способствовало и то обстоятельство, что "Волк" изначально задумывался не как БТР ( а "Тигр" это все же БТР, хоть и маленький), а как полноценный автомобиль класса MRAP. Оборудование "Волка-К" впечатляет: тут и новейшие системы защищенной связи, системы постановки помех радиовзрывателям, атиснайпер по звуку, антиснайпер по оптике и еще многое другое. Все это соседствует с уровнем комфорта представительского лимузина. Выставка в Париже вела свою работу с 11 по 15 июня. Выставка в Жуковском открывалась 27 июня. За это короткое время был выполнен гигантский объем работы. Не все удалось выполнить в штатном варианте - часть оборудования было просто смакетировано. Однако и то что было проделано - впечатляло. Гендиректор "Компании "ВПК" Дмитрий Галкин был доволен - машина произвела должный эффект на заказчика, представители   ФСО, ФСБ, ВВ МВД, ФГУП Охрана, ГУВО, режимные территории (в смысле бывшее 8 ГУ МВД) покорно притопывали, спешили посмотреть, пощупать новую чудо-машину. Однако первым лицам ведомств "Волк-К" еще не "светили" - да их и не было просто  на "танковом МАКСе". Насколько такой "директивный метод" раздачи проектов полезен Отечеству сказать сложно, однако вот что можно сказать наверняка, так это то, что наша российская "оборонка" может работать не только хорошо, но и, если потребуется, то и очень быстро.
По сообщению нашего собственного корреспондента на "ТВМ-2012" Сергея Т.

Израиль создаcт танк с лазерной пушкой

 Руководство ЦАХАЛа планирует к 2020 году разработать для израильских военнослужащих новый основной боевой танк, который придет на замену танкам Merkava. Как сообщает The Jerusalem Post со ссылкой на бригадного генерала Йигаля Словика, новый танк может получить электромагнитную или лазерную пушку.
По словам Словика, современное лазерное и электромагнитное оружие обладает слишком большими размерами для танков. В будущем габариты таких пушек могут существенно уменьшиться.
Помимо электромагнитной или лазерной пушки новый танк может получить гибридную силовую установку. Благодаря мощным аккумуляторным батареям запас хода перспективного танка будет существенно выше, чем у существующих образцов.
По информации издания, броня на новых танках, по всей вероятности, будет сравнительно легкой. Основную защитную функцию планируется возложить на системы активной танковой защиты, которые Израиль с недавних пор принял на вооружение. В 2011 году система активной защиты Trophy успешно отразила гранатометный снаряд, выпущенный по танку Merkava в районе Сектора Газа.
В настоящее время наиболее современным танком на вооружении ЦАХАЛа является Merkava Mk4, принятый на вооружение в 2003 году. В общей сложности на вооружении Израиля стоят свыше 1500 танков Merkava различных поколений.
Разработкой электромагнитного оружия также занимаются в США. В феврале 2012 года американские военные приступили к испытаниям промышленного прототипа рельсотрона разработки BAE Systems. Такими пушками, в частности, планируется оснащать эсминцы типа "Зумвалт" ВМС США.
Источник

Комплексные аппаратные связи КАС-ТМ

Видеопрезентация систем комплексных аппаратных связей от омского радиозавода им. А.С.Попова.
Были представлены на выставке "Технологии в машиностроении-2012" в Жуковском.

Т-64, Т-72 или Т-80? Что лучше?

Григорий Малышев
Специально для сайта «Отвага»

От редакции сайта "ОТВАГА": материал дается в порядке дисскусии. Мы с удовольствием разместим взвешенные работы, опровергающие или подтверждающие точку зрения автора данной публикации.
 
На военных форумах и тематических статьях в последнее время стало очень модным осуждать Советскую армию и в частности одновременное нахождение в серийном производстве сразу трех основных боевых танков, обладающих почти одинаковыми боевыми и техническими свойствами, но имеющих при этом различную конструкцию и разную номенклатуру З/Ч, что затрудняло их освоение, обслуживание и ремонт. Результатом развития всей этой троицы как известно стали основные боевые танки семейства Т-90 «Владимир» основной платформой для создания которых стала база танка Т-72БМ, производство и модернизация которого ведется и по сей день. Однако сама мысль о том, какой танк из этих «трех богатырей» является самым лучшим, интригует. В интернет сообществе сегодня отношение к этим трем танкам примерно следующее: основная часть это фанаты газотурбинного танка Т-80, особенно самой «крутой» его модификации Т-80УМ1. Имеет свою небольшую долю поклонников и Харьковский Т-64. К Нижне-Тагильскому Т-72 отношение обычно сдержанно-презрительное как к грубой и примитивной железной «танчюге» второй линии. Этому отношению очень поспособствовало и неудачное применение Иракских Т-72М против сил коалиции во время операции «Буря в пустыни» в 1991-м году. Что ж, попробуем разобраться, для чего возьмем и подробно сравним конструкцию, сильные и слабые стороны трех близких по временному периоду и достаточно распространенных модификаций этих танков: Т-64БВ, Т-72Б и Т-80БВ. 
Танк Т-64БВ


Огневая мощь:

Основное вооружение всех трех танков представлено в лице модификаций 125мм гладкоствольной пушки – пусковой установки семейства Д-81. 2А46М-1 у Т-64БВ, 2А46М у Т-72Б и 2А46-2 у Т-80БВ. Все три пушки обладают почти одинаковыми БТХ и считаются одними из самых мощных танковых пушек в мире. Так что отдать пальму первенства пушке какого то конкретного танка нельзя.

Основные типы снарядов этих орудий: БОПСы или бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. Самые мощные из них: ЗБМ-44 «Манго» с сердечником из вольфрама и ЗБМ-33 с сердечником из обедненного урана способны с дистанции 2000 м пробить вертикально стоящую броневую плиту толщиной соответственно 500 мм и 560 мм. Кумулятивные снаряды ЗБК-18М пробивают 550-мм бронеплиту. Еще есть осколочно-фугасные снаряды типа ЗОФ-19, разрушительное действие которых хорошо известно тем, кто видел кадры обстрела Белого дома.

Если орудия у этих танков почти одинаковые, то система управления огнем и комплекс управляемого вооружения (КУВ) отличаются весьма существенно. Самый точный танк по артиллерии – Т-80БВ. Мягкая подвеска, обеспечивающая плавных ход и наличие автоматизированной СУО 1А33 «Объ» позволяет этому танку вести эффективный огонь с хода по движущийся цели с самых сложных условиях. Наводчику необходимо лишь измерить расстояние до цели и удерживать на ней перекрестие прицела. Цифровой баллистический вычислитель с помощью датчиков входной информации рассчитывает поправки и через стабилизатор 2Э26М удерживает пушку в нужном положении для производства прицельного выстрела. Т-64БВ имеет такую же СУО 1А33 «Объ» как и танк Т-80БВ, такой же стабилизатор 2Э26М, но точность его стрельбы из за более жесткой и примитивной ходовой заметно хуже чем у восьмидесятки. Т-72Б вообще не имеет автоматизированной СУО. Его прицельный комплекс 1А40-1 имеет только баллистический поправочник, а потому по точности стрельбы по движущимся целям и на большие расстояния он уступает и Т-64БВ, и Т-80БВ. Однако у Т-72Б есть и преимущество: намного более совершенный двухплосткостной стабилизатор вооружения 2Э42-1 «Жасмин», показатель точности слежения за целью которого значительно превосходит возможности стабилизаторов 2Э26М танков Т-64БВ и Т-80БВ. Потому Т-72Б может прицельно стрелять на большей скорости, чем его оппоненты. Этому же способствует и мягкая, современная ходовая часть.

Теперь перейдем к комплексу управляемого вооружения. Т-64БВ и Т-80БВ оснащены управляемыми ракетами КУВ 9К112 «Кобра». Этот комплекс позволяет производить прицельный пуск ракет с хода на дальность до 4000м. Максимально возможен пуск и на 5000м. Ракета пробивает 700мм бронеплиту. Минус комплекса в не очень точной радиолокационной системы наведения в следствии большого рассеивания радиолуча. Т-72Б имеет более совершенный ракетный комплекс 9К120 «Свирь» Комплекс так же позволяет производить прицельный пуск ракет на дистанции 100-4000м и 5000м максимально, но при этом имеет высокоточную лазерную полуавтоматическую систему наведения. Ракета пробивает до 750мм брони. Минус в невозможности прицельного пуска ракет с хода, но в целом ракетный комплекс Т-72Б более совершенный, чем у его оппонентов и позволяет покрошить врага еще до его подхода на дальность действительного артиллерийского огня.
Еще одна важная составляющая огневой мощи танка – его техническое зрение. Существует распространенное мнение о том, что одна из основных причин неудач Иракских Т-72М в боях с коалиционными «Абрамсами» и «Челенджерами» это отсутствие автоматизированной СУО. Дескать, были бы там Т-64БВ или Т-80БВ, то они бы все эти «Абрамсы» там пожгли. Весьма наивное суждение. Иракским Т-72М в условиях открытого пространства пустыни и полного господства в воздухе авиации противника с том числе и «НАП» — непосредственной авиационной поддержки, ловить там было просто нечего. Большинство из них было уничтожено авиацией или просто брошено экипажами и потом добито войсками коалиции. Тем Т-72М, которым удалось выжить и вступить в дуэль с «Абрамсами» одержать победу в первую очередь мешало очень плохое ночное зрение и устаревшие снаряды. С сожалением стоит признать, что комплект инфракрасных приборов ночного виденья танка Т-72Б довольно таки плох. ТКН-3 и 1К13-49 обеспечивают предельную дальность обнаружения/опознавания цели типа «танк» ночью не более 600-1300м в пассивном или активном режимах. Это раза в 2-3 меньше, чем имели современные ему западные танки, оснащенные тепловизорами. Спешу разочаровать любителей Т-80БВ и Т-64БВ. Их приборы командира: ТКН-3В и наводчика: ТПН149-23 видят примерно так же как и приборы Т-72Б – 600-1300м. Исключение небольшое количество последних Т-80БВ. Так что надо полагать, что окажись Т-80БВ в той специфичной ситуации, в которой оказались Иракские Т-72М в 1991 году – результаты ночных боев были бы не сильно лучше. Вообще все три танка по возможностям ночного зрения примерно соответствуют старым танкам 50-х: Т-55/62, которые задавали жару Израильским «Центурионам» и М48 в ночных боях в войне 1967 года и Т-10М. Видимо почивание на лаврах привело к тому, что такому важному параметру на протяжении многих лет не уделяли должного внимания.
Танк Т-72БА
 Еще один важный аспект – система заряжания и боекомплект. Все три танка имеют автоматы заряжания. Наиболее совершенный АЗ танка Т-72Б. Он вмещает 22 выстрелов, имеет компактные размеры и более высокую живучесть. Скорострельность 6-8 выст/мин. Его минус в том, что заряжание происходит в два приема т.е. пробойник ходит два раза: сперва снаряд, потом заряд, но это не более чем эксплуатационная характеристика не оказывающая на боевые свойства танка никакого влияния. Т-64БВ и Т-80БВ оснащенные менее совершенными МЗ корабельного типа с вертикально стоящими зарядами, плохо приспособленными к компоновке в обитаемом боевом отделении танка. Вместимость 28 выстрела. Скорострельность та же: 6-8 выст/мин. Плюс в том, что заряжание происходит в один прием – снаряд и заряд одновременно подаются в зарядную камору. Общий боекомплект 45 выстрелов у Т-72Б, 38 у Т-80БВ и 36 у Т-64БВ. Тут очевидный лидер Т-72Б.
Последний абзац в данном разделе – вспомогательное вооружение. Оно у всех трех танков состоит из спаренного с пушкой 7,62мм пулемета ПКТ и зенитной установки с 12,7мм крупнокалиберным пулеметом НСВТ. Эта установка смонтирована на наблюдательном комплексе командира. По спаренному с пушкой пулемету все три танка абсолютно равны. В тоже время зенитная установка ПЗУ-5 танка Т-64БВ с 12,7мм пулеметом НСВТ намного совершеннее, чем зенитная установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ. ПЗУ-5 имеет дистанционное управление с рабочего места командира танка и не требует его высовывания из люка для стрельбы. Установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ открытого типа с ручным приводом.

Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
+ Автоматизированная СУО
+ Мощное орудие.
+ Совершенная зенитная   установка.
+ Возможность пуска управляемых ракет с хода.

- Плохое ночное зрение.
- Неэффективный стабилизатор 2Э26М.
- Малая вместимость МЗ.
- Не вполне эффективный КУВ.
- Малый боекомплект.

+ Мощное орудие.
+ Эффективный стабилизатор 2Э42-1 «Жасмин».
+ Высокоточный и пробивной КУВ.
+ Удачный АЗ

- Плохое ночное зрение.
- Примитивная СУО.
- Малая вместимость АЗ
- Примитивная зенитная установка.
- Нет возможности пуска управляемых ракет с хода.

+ Автоматизированная СУО
+ Мощное орудие.
+ Возможность пуска управляемых ракет с хода.

- Плохое ночное зрение.
- Неэффективный стабилизатор 2Э26М.
- Малая вместимость МЗ.
- Не вполне эффективный КУВ.
- Примитивная зенитная установка.


Защищенность:
Разделим ее на несколько абзацев: Защита лба, защита борта, защита кормы, защита верхней полусферы, живучесть при пробитии брони, тепловая сигнатура танка и уровень шума производимый танком при работе.
Защита лобовой проекции лучше всего у танка Т-72Б. Она обеспечивается многослойной броней корпуса и башни, элементами полуактивного бронирования и комплексом навесной динамической защиты «Контакт-1». Что и говорить, а по защищенности Т-72Б в момент своего появления был одним из самых мощных танков в мире, да и сегодня его бронирование все еще вполне на уровне. Его минус в расположении элементов ДЗ на лобовой части башни: просто на самой броне, прилегая к ней. Несколько хуже в этом плане Т-80БВ, который тоже имеет многослойное бронирование, но не имеет полуактивного бронирования. В тоже время элементы комплекса ДЗ на башне танка Т-80БВ расположены намного лучше: клином. И последним в списке идет Т-64БВ. Имеет многослойное бронирование и ДЗ, расположенную по типу танка Т-80БВ, т.е. клином, но уступает Т-80БВ и Т-72Б по толщине брони. Полуактивной защитой так же не располагает.
Защита борта башни всех трех танков обеспечивается за счет неимоверной толщины ее брони и комплекса динамической защиты «Контакт-1». Тут в лидерах Т-72Б и Т-80БВ. Защита же борта корпуса наиболее мощная у Т-72Б. Она обеспечивается собственно броней борта, бортовыми противокумулятивными резинотканевыми экранами, элементами ДЗ «Контакт-1» размещенными на этих экранах и закрывающими почти весь борт до самой кормы (за исключением небольшого сектора в районе МТО) и опорными катками оптимального диаметра, которые экранируют нижнюю часть борта напротив боеукладки в АЗ не закрытую экраном. Все это позволяет танку Т-72Б вполне уверенно чувствовать себя в бою в городе при высокой насыщенности его средствами борьбы с танками: РПГ и ПТРК. При наличии исправных экранов и исправных элементов ДЗ этот танк почти неуязвим от огня большинства таких средств в лобовую и бортовую часть корпуса и башни. Минус в том, что элементы ДЗ Т-72Б крепятся непосредственно на бортовой экран, что приводит к некоторому его загибанию вовнутрь, но это опять же не оказывает никакого влияния на боевые свойства танка. Однако выглядит такая конструкция как минимум не эстетично. Вторым идет Т-64БВ. У него тоже есть противокумулятивные экраны, на которых закреплены специальные силовые экраны, на которых в свою очередь уже закреплены элементы ДЗ «Контакт-1». Плюс такого технического решения в том, что борт Т-64БВ в отличие от Т-72Б выглядит ровным и опрятным — «бронированным». Минус у этого танка в том, что его очень небольшие по диаметру тарелочки опорных катков плохо экранируют борт ниже экрана напротив боеукладки МЗ. Сам же борт толщиной 70-80мм (на уровне тяжелых танков 2-й мировой войны) не способен противостоять удару ПТУР или реактивной гранате современного РПГ. Хуже всего с защитой борта у танка Т-80БВ. Его бортовые экраны вообще не имеют элементов ДЗ! Только на надгусеничных полках. Броня самого борта такая же как у Т-72Б и Т-64БВ. Опорные катки меньшего диаметра, чем у Т-72Б и оставляют приличные открытые зоны ниже противокумулятивного экрана.
Защита кормы башни очень плохая у всех трех танков и является их самым уязвимым местом. Защита кормы корпуса хуже всего у Т-80БВ которая из за его газотурбинного двигателя имеет большие каналы воздуховодов. Через них в двигатель теоретически может залететь осколок или пуля. Бронирование кормы Т-72Б и Т-64БВ сплошное, оно лучше, но все равно оставляет желать много лучшего.
 Сверху все три танка защищенные хорошо где то до половины их длины. Дальше все становится очень плохо. Плюс плохая защита у люков мехвода.
По живучести в лидерах уже в который раз Т-72Б. Его АЗ карусельного типа очень компактный, расположен у днища, где он спереди защищен мощнейшей лобовой броней, с боков броней борта, экранами с ДЗ и опорными катками, сзади МТО и двигателем. МЗ танков Т-64БВ и Т-80БВ с вертикально стоящими зарядами имеют намного большую площадь проекции и куда более уязвимы. Пробитие борта корпуса напротив МЗ сразу приведет к удару по боекомплекту со всеми вытекающими последствиями. Сделать это легче чем с Т-72Б: у Т-80БВ нет элементов ДЗ на бортовом экране, у Т-64БВ они есть, но ниже экрана худосочные тарелочки почти не закрывают борт. В тоже время необходимо отметить, что в случае детонации боекомплекта экипаж всех трех танков гибнет мгновенно. Не является исключением и Т-72Б. Эта ахиллесова пята отечественных танков к сожалению не преодолена и по сей день.
По тепловой сигнатуре «проблемы» у Т-72Б – его выхлоп идет на левый борт, а не назад.
По уровню шума в лидерах с большим отрывом Т-80БВ. Спереди шума его двигателя почти не слышно. «Шепчущий смертью» в этом плане выгодно отличается от своих дизельных собратьев Т-72Б и Т-64БВ.
В целом по общему уровню защищенности и живучести лучший танк — Т-72Б. Второе и третье место делят Т-80БВ и Т-64БВ. Расположение боеукладки в боевом отделении вместе с людьми, без какой либо ее защиты на сегодняшний день считается анахронизмом.
   
Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
+ Мощное лобовое бронирование.
+ Хорошее размещение элементов ДЗ на башне.
+ Полное прикрытие лба и борта корпуса и башни элементами ДЗ.

- Уязвимый МЗ.
- Отсутствие полуактивной брони.
- Слабая защита кормы башни и корпуса.
- Плохая защита борта корпуса нижепротивокумулятивного экрана.
+ Мощное лобовое бронирование.
+ Полуактивная броня лобовой части.
+ Полное прикрытие лба и борта корпуса и башни элементами ДЗ.
+ Хорошо продуманная защита борта корпуса и башни.

- Слабая защита кормы корпуса и башни.
- Выхлоп на левый борт.
- Не очень удачное размещение элементов ДЗна лобовой части башни.
+ Мощное лобовое бронирование.
+ Низкий уровень шума.
+ Хорошее размещение элементов ДЗ на башне.

- Уязвимый МЗ.
- Отсутствие полуактивной брони.
- Слабая защита кормы башни и корпуса.
- Отсутствие ДЗ на бортовых экранах корпуса и как следствие слабая его защита.
- Большие каналы воздуховодов в кормовой части корпуса.
  
Подвижность, эксплуатабельность, комфорт:
Самый просторный и комфортабельный: Т-72Б. Плоский АЗ этого танка обеспечивает вполне приемлемое пространство внутри. При желании в башне даже можно лечь спать, предварительно сняв ограждение пушки. Есть проход в отделение управления. Однако органы управления Т-72Б в башне размещены менее удобно чем в Т-80БВ или Т-64БВ. У всех трех танков одна болезнь – при положении пушки прямо и нулевом угле ее возвышения механик-водитель не может через свой люк покинуть танк. Если в мирных условиях еще можно постоянно держать башню чуть повернутой, то в бою это не всегда возможно. При невозможности выхода через свой люк, механик-водитель Т-72Б может спокойно вылезти через один из двух башенных люков. В танках Т-80БВ и Т-64БВ неудачный МЗ полностью перекрывает проход из отделения управления в боевое отделение. Что бы образовать проход необходимо вынуть кассеты из МЗ. Сделать это со своего места механик-водитель не может. Такая конструкция и компоновка БО танков Т-64БВ и Т-80БВ стоили жизни не одному механику-водителю. В боевом отделении Т-80БВ и Т-64БВ так же намного теснее, чем в Т-72Б. Справедливости ради стоит отметить, что по внутреннему пространству даже Т-72Б сильно уступает западным танкам с их брутальными башнями.
По максимальной скорости лидер Т-80БВ. Мощный газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100л.с. обеспечивает этому танку скорость в 70-80км/ч по шоссе. Возможности Т-72Б с двигателем В-84-1 в 840л.с. и Т-64БВ с двигателем 5-ТДФ в 700л.с. тут куда скромнее: 60км/ч и 60,5км/ч соответственно. В тоже время по динамике разгона с места самый лучший Т-72Б. «Паровозного» крутящего момента почти 40-литрового V12 хватает, что бы уже с низких оборотов рвануть 44,5-тонную махину с места с неплохим ускорением и поддерживать приличную среднюю скорость на пересеченной местности. Т-80БВ имеет лучшую управляемость и тоже может быстро ехать по «пересеченке», но по динамике с низких скоростей уступает Т-72Б из за того, что его турбина не имеет жесткой связи с выходным валом. С одной стороны это преимущество – танк не заглохнет, даже если упрется в стену. С другой стороны динамика разгона несколько «резиновая». В аутсайдерах Т-64БВ. Турбопоршневой двигатель пусть и в 700л.с. очень малого объема явно страдает дефицитом крутящего момента, особенно на малых оборотах и плохо приспособлен к тому, что бы тягать 42,4-тонный танк. Даже установка 1000-сильного двигателя 6-ТД на Т-64БМ не дало ему преимущества в динамике и средней скорости перед Т-72Б. Управление у всех трех танков устарелое – БКП давно вышли из моды. В тоже время модифицирование их с применением «робота» для переключения передач вполне может дать множество преимуществ перед обычным, съедающим мощность, сложным и дорогим «автоматом-гидротрансформатором» западных танков.
Двигатели. Пальму первенства делят ГТД-1000ТФ Т-80БВ и В-84-1 Т-72Б. За первым высокая мощность, плавность, низкий уровень шума и отличные пусковые характеристики. За вторым надежность и отличная тяга. Из недостатков: дороговизна и боязнь пыли газотурбинного двигателя Т-80БВ и сложность в монтаже/демонтаже дизеля Т-72Б. Хуже всех – турбопоршневой 5-ТДФ танка Т-64БВ. Имеет хорошую габаритную мощность, но крайне капризный, нетяговитый, любящий «жрать» масло, ненадежный и склонный к перегреву двигатель. Его еще один плюс – относительно быстрая замена.
Ходовые. Лучшая у Т-80БВ и Т-72Б. Отдать первое место кому то конкретно затруднительно. У Т-80БВ чуть по плавней ход, у Т-72Б лучшая защита борта за счет больших катков и лучше держит подрывы на минах. Обе отлично держат гусеницу. В обслуживании не напрягают. На этом фоне ходовая Т-64БВ – жесть. Чем то напоминает ходовую танка КВ-1 «Призрак», но в отличии от последнего сделана гораздо хуже. Очень тонкие тарелочки опорных катков, которых даже не удосужились одеть в резину плохо распределяют давление на гусеницу. Маневрирование на тяжелых грунтах, а так же наезд краем гусеницы на высокое препятствие легко приводит к сбрасыванию гусеницы. При этом выворачивает надгусеничные полки со всем их содержимым и, если гусеница слетела вовнутрь, то может повредить элементы ходовой части. Буксировать танк со слетевшей гусеницой проблематично. Опорные катки вязнут в земле. По жесткости ходовая примерно на уровне Т-72Б, но скрипит и лязгает при движении куда сильнее последнего.
   
Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
+ Хорошая габаритная мощность двигателя.
+ Быстрота замены двигателя.

- Низкая динамика разгона.
- Невысокая средняя скорость движения.
- Неудачная ходовая часть.
- Капризный и ненадежный двигатель.
- Теснота внутри.
- МЗ отделяет боевое отделение от отделения управления.
- Склонность к перегреву.
- Трансмиссия устаревшая.
+ Хороший, мощный и тяговитый двигатель.
+ Отличная ходовая часть.
+ Относительно просторно внутри.
+ Приличная динамика разгона.
+ Общая надежность танка.

- Трудоемкость замены двигателя.
- Трансмиссия устаревшая.

+ Мощный и тихий двигатель.
+ Отличная ходовая часть.
+ Высокая скорость.
+ Отличная управляемость.

- Очень дорогой двигатель.
- Боязнь пыли и песка.
- Трансмиссия устаревшая.
- Теснота внутри.
- МЗ отделяет боевое отделение от отделения управления.
  
Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале. При этом высший 10-й бал присваивается в том случае, если какой-либо параметр соответствует наивысшему показателю в мировом танкостроении (например броня лба Т-90М «Тагил» соответствует баллу «10», а броня лба Т-26 баллу «0»). Сразу оговорюсь, что танков даже самого последнего поколения, способных набрать более 200 балов еще не существует.
  

Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
Пушка
8
8
8
Эффективность СУО
7
4
7
Эффективность КУВ
7
8
7
Дневное техническое зрение
8
8
8
Ночное техническое зрение
3
3
3
Командная управляемость
3
3
3
Защита лба башни
7
8
7
Защита борта башни
8
8
8
Защита кормы башни
2
2
2
Защита лба корпуса
7
8
7
Защита борта корпуса
7
8
6
Защита кормы корпуса
3
3
2
Максимальная скорость
8
8
10
Разгонная динамика
7
9
9
Средняя скорость на местности
7
8
10
Плавность хода
7
8
9
Проходимость
8
10
10
Условия работа экипажа
5
6
5
Живучесть танка при пробитии брони
4
6
4
Выживаемость экипажа при воспламенении БК
3
3
3
Экплуатационная надежность
5
8
7
Итого:
124
137
135
Из 220 возможных
   
В итоге с небольшим отрывом от Т-80БВ лидирует Т-72Б. Он же является самым дешевым танком из троицы. Видимо не зря именно его базу выбрали для развития.


Сайт "ОТВАГА"