Со времен Первой мировой войны боевые гусеничные машины из медленных,
неповоротливых, плохо вооруженных уродцев превратились в грозное
современное оружие. Сегодня танки имеют не меньший вес, чем ядерная
дубина, и являются не только средством агрессии, но и военного
сдерживания. Этот тяжелый аргумент способен в одночасье определить исход
политических, социальных и экономических разногласий в пользу того, кто
им обладает. По словам экспертов, танки, несмотря на развитие новейших
видов вооружений в начале XXI века, еще долго будут оружием №1
сухопутных войск всех ведущих армий мира.
РБК выяснил, чьи рубежи
сегодня защищает российский "летающий" танк Т-90С и почему Минобороны
России питает слабость к зарубежной бронетехнике.
Хвостатые танки "Рено" - победители Первой мировой
Различные
проекты бронированных боевых машин на гусеничном ходу предлагали
военные инженеры в России и за рубежом еще в конце XIX века. Однако
практически все они остались на бумаге вплоть до Первой мировой войны. К
созданию гусеничных машин с мощным вооружением подвигла наряду с явными
техническими предпосылками и военная необходимость. Для активных
наступательных действий в затяжной окопной войне 1914-1918гг. на
вражеской территории, опутанной километрами колючей проволоки с
бетонными укреплениями и выглядывающими из них смертоносными для пехоты
пушками и пулеметами, требовалось принципиально новое оружие. Таким
оружием, позволяющим взламывать самую серьезную оборону, вселять в души
врага смятение и страх и обращать его в бегство, и стали танки. Несмотря
на изначальную тихоходность (всего 7-8 км/ч) и преимущественно
пулеметное вооружение, военные быстро оценили боевые качества этой
уникальной машины.
Первый танковый корпус, укомплектованный
английскими сухопутными броненосцами Mark I вступил в бой 15 сентября
1916г. на реке Сомме. Привычное нам слово tank (бак, резервуар) было
написано на деревянных ящиках, в которых боевые машины англичане скрытно
доставили к месту сражения с немецкими войсками. Впоследствии это
название прижилось, так стали называть все боевые машины данного типа.
Шедевром
танкостроения в этот период оказался французский легкий танк поддержки
пехоты Renault FT-17, сошедший с конвейера завода Луи Рено. Такие танки
начали поступать во французскую армию в марте 1918г., а всего до конца
Первой мировой войны военные получили 3177 таких машин. В танках "Рено"
впервые была применена башня, поворачивающаяся на 360 градусов, и
компоновка, ставшая впоследствии классической: отделение управления -
впереди, боевое - в центре танка, а моторное - сзади. Танк вооружали
либо пушкой, либо пулеметом, который устанавливали в башне. Французские
легкие танки по тем временам были необычайно быстрыми, они развивали
максимальную скорость до 9,6 км/ч. Специфическим элементом конструкции
танков "Рено" стал съемный "хвост", позволявший преодолевать рвы и
окопы, а также перевозить в нем грузы или нескольких пехотинцев.
Хвостатый
танк "Рено" оказался настолько удачным, что позднее выпускался по
лицензии в США, где именовался Ford Two Man, и в Италии под названием
Fiat 3000. Таким образом, для танков "Рено" Первая мировая война стала
по истине победоносной. В это же время танки появились и в Германия.
Правда, немцы на этом поприще сильно отставали от англичан и французов -
в Германии из 8 танковых рот лишь три были оснащены немецкими боевыми
машинами A7V. Эту оплошность немцы оперативно ликвидировали до начала
Второй мировой войны. Тогда же танки появились и в армиях других ведущих
мировых держав – США, Италии, Японии и др.
Слепили из того, что было… у французов, американцев, англичан
Первые
иностранные танки в России сражались против Советской власти –
вооружение белым поставляли Англия и Франция, а боевые машины на
гусеничном ходу отечественного производства появились уже в Советской
России в 1920-х гг. На тот момент собственных танков в СССР не было -
единственный танковый полк был укомплектован исключительно трофейными
экземплярами, в том числе английскими танками Мk.V ("Большой Вилли") и
Мk.А ("Уиппет") и французскими "Рено".
С последних российские
инженеры "списали" танк Т-16, или как его еще называли "Рено Русский",
который позднее довели до ума и переименовали в Т-18 (МС-1, малый танк
сопровождения). Гусеничная машина весила около 5,5 т, была защищена
16-мм броней и развивала скорость до 16 км/ч. Танк вооружили 37-мм
пушкой Гочкиса и двумя 6,5-мм пулеметами. Т-18 стал первым серийным
российским танком и производился на заводе "Большевик" с 1928г. по
1931г.
С тех пор советская инженерная мысль, подгоняемая
потребностями Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и накаляющейся
обстановкой в Европе, совершенствовала боевые качества танков. В начале
1930-х гг. на основе разработки американского конструктора Уолтеру
Кристи в Советском Союзе создают легкий 18-тонный танк БТ (быстроходный
танк). Танк на подвеске, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом, неплохо
зарекомендовал себя во время Гражданской войны в Испании. Однако его
10-мм бронирование не могло эффективно защитить экипаж, поскольку армии
крупнейших мировых держав стали насыщаться малокалиберной
противотанковой артиллерией. Другой советский трехбашенный танк Т-28,
созданный советскими конструкторами на основе английского А6 "Виккерс",
при мощном вооружении (имел 76,2-мм пушку и три 7,62-мм пулемета) и
17-20 мм бронировании значительно уступал БТ в маневренности и
проходимости.
РККА нуждалась в новой машине, которая бы совмещала
в себе огневую мощь Т-28 со скоростью и проходимостью БТ. Таким танком
стал А-32, разработанный в конструкторском бюро танкостроения
Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Михаила
Кошкина. Боевая машина получила усиленное бронирование до 45 мм и
мощное вооружение: пушку Ф-32 калибра 76,2 мм, спаренную с пулеметом
калибра 7,62 мм, второй пулемет был у радиста и третий, зенитный, – на
башне. Максимальная скорость танка по шоссе достигла 70 км/ч, а запас
хода 300 км. По итогам испытаний в сентябре 1939г. на полигоне в
Кубинке двух танков А-20 (колесно-гусеничный танк) и А-32 (чисто
гусеничный) военные одобрили последний, присвоив ему "имя" Т-34. В марте
1940г. был подписан протокол госкомитета обороны о серийном
производстве Т-34 на заводе №183 (ХПЗ).
Легендарный танк Второй мировой войны
Во
время Великой Отечественной войны (ВОВ) испытание огнем наглядно
продемонстрировало высочайшие боевые качества танка Т-34, ставшего
"прадедушкой" современных российских боевых машин, таких как основной
боевой танк (ОБТ) Т-90. "Тридцатьчетверка" стала самым известным и самым
массовым танком Второй мировой войны, совместив уникальные боевые
качества с надежностью и простотой в производстве. На "Уралвагонзавод" в
конце 1941г. из западной части страны были эвакуированы одиннадцать
предприятий. До конца ВОВ "Уралвагонзавод" выпустил 25 тыс. 266
"тридцатьчетверок", то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в
боевых действиях.
Появление русских Т-34 в октябре 1941г. в боях
под Мценском повергло в шок немецких танкистов и военачальников. "Южнее
Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей
пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме
превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери",
- писал об этом сражении немецкий генерал Гейнц Гудериан, командующий
2-й танковой группой армий "Центр". Неоспоримость превосходства
бронетанковых войск вермахта была поставлена под сомнение.
Адольф
Гитлер потребовал срочно создать машину, способную противостоять
русскому Т-34. Конструкторы Dimler-Benz AG и МАN принялись за работу.
Тем временем офицеры-фронтовики немецкой армии стали ратовать за
создание аналога советского танка, чтобы в кратчайшие сроки
ликвидировать преимущество русских. Но, даже захватив и разобрав до
винтика трофейные "тридцатьчетверки", немцы не смогли скопировать это
оружие. В частности, из-за дефицита цветных металлов Германия не могла
запустить массовое производство дизельного двигателя, установленного на
Т-34. В итоге немецкие конструкторы пошли по пути совершенствования
немецкого танка Т-IV. В 1942-1943гг. с конвейеров танкостроительных
заводов Германии стали сходить средние танки Т-V "Пантера" (весом 35 т)
и тяжелые Т-VI "Тигр" (до 60 т), а позднее и "Королевский Тигр" (Т-VI
"Тигр В").
Советским танкистам на Т-34 нелегко было противостоять
немецким "Пантерам" и "Тиграм". Германский Т-VI был вооружен 88-мм
пушкой и имел 80-100 мм бронирование, пробить которое Т-34 мог лишь с
500-600 м, в то время как "Тигр" легко доставал "тридцатьчетверку" с
1500 м. Однако немецкие машины были более прихотливыми в обслуживании и
ремонте и гораздо более дорогими. Производство тех же "Тигров" обошлось
немцам в 1 млн рейхсмарок за машину, почти в два раза дороже любого
танка Второй мировой. Во тоже время Т-34 за годы войны "подешевел" почти
вдвое.
"Тиграм" и "Пантерам" на полях сражений ВОВ также
противостояли советские тяжелые танки КВ (создан еще до начала войны) и
ИС. Последний был мощнейшим танком Второй мировой войны. На 46-тонном
ИС-2 (выпускался в 1943-1953гг.) устанавливалось 122-мм орудие, а 90-100
мм броня не уступала немецкому "Тигру". Как известно, в крупнейшем в
военной истории танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943г. на
южном фасе Курской дуги 800 советских танков (в том числе 500 Т-34)
разгромили 700 "Тигров" и "Пантер" из отборных германских танковых
дивизий.
Показавшие свою мощь во время Первой и Второй мировых
войн танки стали основой - железным кулаком сухопутных войск сильнейших
армий мира. Танкостроители не перестали совершенствовать боевые качества
этих машин и после Великой Победы 9 мая 1945г., создав во второй
половине XX века превосходные образцы техники: танки "Леопард"
(Германия), "Абрамс" (США), Т-90 (Россия), "Леклерк" (Франция),
"Меркева" (Израиль).
Кого защищает "железный кулак" России
Россия
сегодня является крупнейшим экспортером танков. Основной боевой танк
Т-90С (экспортный вариант) стоит на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы,
Кипра, Сирии, Уганды, а также Туркменистана, Азербайджана.
Высокую оценку российскому Т-90С дали индийские военные: эта боевая
машина является основным танком Вооруженных сил Индии. К 2020г.
индийская армия должна получить 1,7 тыс. Т-90С по заключенным контрактам
с Россией. Помимо этого, в 2006г. было подписано российско-индийское
соглашение на лицензионное производство этого танка, согласно которому к
2019г. в Индии будет произведена еще 1 тыс. танков Т-90С. Первые десять
основных боевых танков Т-90С уже индийского производства (индийское
обозначение "Бишма") поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных
войск Индии летом 2009г. Стоимость всей российско-индийской программы
оценивается в 2,5 млрд долл.
В рейтинге Центра анализа мировой
торговли оружием по количеству планируемых к поставке новых ОБТ в
2011-2014гг. Россия занимает первое место. В этот период РФ намерена
экспортировать 688 основных боевых танков на сумму 1,979 млрд долл.
Общий объем российского экспорта ОБТ в период 2007-2014гг. оценивается в
1291 новую машину на сумму 3,858 млрд долл. Основными конкурентами
России на этом поприще являются США и Германия. С 2011 по 2014гг. США
экспортируют 457 танков "Абрамс" на сумму 4,97 млрд долл., Германия в
тот же период поставит на экспорт 348 "Леопардов" в различных
модификациях на сумму 3,487 млрд долл.
В пятерку лидеров в 2000-х
гг. вошел и Китай. На текущий момент Поднебесная в рейтинге ЦАМТО по
периоду 2007-2014гг. занимает 4 место (298 танков на сумму около 662,5
млн долл.). Выход Китая на мировой рынок ОБТ обеспечил совместный с
Пакистаном проект танка MBT-2000, который также поставлялся в Марокко и
Мьянму.
За одного Т-90 трех "Леопардов" дают?
Весной
2010г. стало известно о прекращении финансирования проекта Уральского
конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по созданию
новейшего российского танка Т-95 (он же "объект 195"). Ранее та же
участь постигла разработку Омского конструкторского бюро транспортного
машиностроения – танк "Черный орел" ("объект 640", модификация танка
Т-80У). Минобороны РФ свернуло поддержку проектов, посчитав их
бесперспективными.
По словам доктора военных наук Константина
Сивкова, действительной причиной прекращения финансирования проекта
танка Т-95 стала его дороговизна. "Вопрос уперся в цену. Т-95, в отличие
от "Арматы", которая будет более универсальной и более упрощенной,
оказался слишком дорогим", - говорит К.Сивков. На Т-95 рассчитывали
значительно усилить бронирование, кардинально улучшить СУО и установить
152-мм пушку. "Появление такой пушки на российском танке означало бы
автоматическое превосходство по огневой мощи над всеми другими
современными зарубежными танками. С появлением такого оружия они все
автоматически устарели бы", - считает он.
В 2011г. Министерство
обороны, несмотря на высокие оценки за рубежом российского "летающего"
танка Т-90, объявило о прекращении закупок этой боевой машины для
российской армии. Сегодня в ВС РФ порядка 10 тыс. танков Т-72 и их
модернизация до уровня Т-90, по словам российских военных, обходится в
несколько раз дешевле, чем закупка новых танков. Отказ от закупок Т-90
сопровождался изрядной порцией критики в адрес отечественной
бронетехники. "Те образцы оружия, которые производит российская
промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и
стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже
Китая", - заявил в марте прошлого года главнокомандующий Сухопутными
войсками (ныне замначальника генштаба ВС РФ) Александр Постников,
добавив, что за 118 млн руб. вместо одного Т-90 "проще купить три
немецких "Леопарда". И если в первом случае, возможно, генерал где-то
прав, то во втором – явно погорячился, поскольку новый "Леопард" 2 А7
стоит не менее 6 млн долл. (около 180 млн руб.).
"Леопард 2 A7,
действительно, превосходит российский Т-90 в части средств управления
огнем и наблюдения, а также более мощных боеприпасов, в которых
применяется обедненный уран", - говорит К.Сивков. Однако, по словам
эксперта, у российского танка более мощное вооружение, поскольку против
125-мм пушки Т-90 на немецком "Леопарде" установлено орудие калибра
120-мм. Помимо этого российский танк вооружен четырьмя ракетами,
позволяющими поражать цели на расстоянии до 5,5 км. "Надежная дальность
поражения "Леопарда" стандартными боеприпасами - а других у него не
имеется - составляет всего 4 км. Примерно такая же у израильского танка
"Меркава", у Т-90 - только 3 км", - поясняет эксперт.
Что индийским ВС хорошо, то русским - "Армата"
После
прекращения финансирования проекта танка Т-95 и отказа от закупок Т-90
(в том числе последней модификации Т-90А), для российских
танкостроителей вдруг забрезжил свет в конце тоннеля - Министерство
обороны объявило о создании принципиально нового танка на базе
универсальной гусеничной платформы "Армата". Проект был официально
утвержден в марте 2012г. Его разработкой занимается УКБТМ
"Уралвагонзавода". Принципиальным отличием новой машины от Т-90 должна
стать так называемая лафетная компоновка - необитаемая башня, в которой,
вероятно, разместят боезапас. При этом экипаж будет располагаться в
корпусе в бронекапсуле, которая теоретически должна выдерживать
попадание из всех видов оружия современных танков. Информацию об
обстановке на поле боя танкисты будут получать с тепловизионных,
телевизионных и лазерных датчиков на экране монитора. На базе гусеничной
платформы "Армата" также планируется создать БМП, защищенную машину для
аварийно-спасательных работ и другую бронетехнику.
С одной
стороны, потребность в новых вооружениях бесспорна: танк Т-90,
разработанный нижнетагильским КБ под руководством Владимира Поткина
почти 20 лет назад (по сути являющийся глубокой модернизацией Т-72)
неизбежно устаревает. Российское военное ведомство резонно отмечает, что
пора предложить принципиально новое конкурентоспособное оружие. С
другой, станет ли танк на базе "Арматы" именно таким оружием или всего
лишь "облегченной" и удешевленной версией Т-95, пока неясно. При этом не
нужно забывать, что большинство современных танков ведущих мировых
держав (в том числе немецкие "Леопарды" и американские "Абрамсы") также
разработаны в 1970-1980гг., а их последние модификации – тоже результат
глубокой модернизации. Однако все эти машины, также как и последняя
модель танка Т-90А, на порядок превосходят образцы 30-летней давности.
В
апреле 2012г. начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров
озвучил еще одну печальную новость для российского ВПК: закупки
бронетехники приостанавливаются на пять лет. Совсем нелогично на этом
фоне выглядит недавно появившаяся в СМИ информация о возможной покупке
лицензии на производство в РФ итальянских колесных танков Centauro
(Кентавр), которые уже испытывают на одном из полигонов в Подмосковье.
Похоже,
что генералы МО делают ставку на иностранные образцы вооружений, причем
не только для Сухопутных войск, но и для ВВС и ВМФ. Означает ли это,
что именно израильские беспилотники, французские "Мистрали" и
итальянские бронеавтомобили Iveco LMV M65 ("Рысь") и танки "Кентавр" и
составят ударную силу российской армии будущего? По словам замдиректора
Института политического и военного анализа Александра Храмчихина,
закупки иностранной техники МО носят "воспитательный" характер. "Россия,
действительно, отстает в танкостроении от ведущих держав. Это и
мощность двигателя, и СУО, и наблюдения в наших танках, - поясняет
А.Храмчихин. – Во-первых, мы потеряли очень многие технологии в
постсоветский период, а во-вторых, полностью уничтожили конкуренцию на
этом рынке в России. Поэтому теперь военные таким образом и пытаются ее
создать. С этой точки зрения вполне логична и закупка итальянских
колесных танков Centauro, у нас машин такого класса нет".
Чем воевать будем?
Есть
и еще один нюанс, объясняющий действия российского военного ведомства:
якобы в войнах будущего нет места крупным танковым подразделениям.
Эволюция современного оружия: массовое использование беспилотников,
роботизированных боевых комплексов, "умных" ракет, - ставит вопрос о
целесообразности применения танков.
Дискуссия о месте и роли
основных боевых танков в современных армиях продолжается, прежде всего, в
США. "Ранее Соединенные Штаты планировали к 2030г. вообще отказаться от
использования бронетанковых подразделений, перейдя сначала на боевые
бригадные группы "Страйкер", а затем – к новой концепции "Боевые системы
будущего", - говорит директор ЦАМТО Игорь Коротченко. По его словам,
исходя из того, что будущая армия США будет преимущественно иметь
характер "экспедиционной", ряд американских конгрессменов и военных
полагают, что отпадет необходимость в большом количестве тяжелой
бронетехники. Несмотря на то, что танк M1A2 "Абрамс" является одним из
самых современных типов оружия, сохранение их минимального производства
экономически нецелесообразно, утверждают американские политики.
Впрочем,
есть и противоположное мнение. Так, большинство военных экспертов
закрытие линий по изготовлению ОБТ "Абрамс" считают невыгодным, ведь на
возобновление производства (в случае необходимости) потребуется в 4 раза
больше средств, чем на его продолжение. "Вероятнее всего, в данном
споре одержит верх именно последняя точка зрения и модернизация
"Абрамсов" будет продолжена. Об этом говорит хотя бы тот факт, что летом
2011г. армия США вновь запросила 31 млн долл. на модернизацию очередной
партии ОБТ "Абрамс", - считает И.Коротченко.
Российские эксперты
заявления о том, что в скором будущем войны станут "бесконтактными",
воспринимают скептически. Руководитель Центра военного прогнозирования
Анатолий Цыганок подчеркивает, что сегодня танки – основной вид
сухопутных вооружений и в странах НАТО, и в Китае. В свою очередь
К.Сивков отмечает, что необходимость присутствия танков наглядно
демонстрируют военные конфликты в Афганистане и Ираке. "В Ираке,
например, основную группировку войск США составляли именно танковые
подразделения. В Ливии американская авиация также не смогла подавить
средства ПВО, и наземная операция была неизбежна", - говорит он.
Пока
Минобороны ждет появления нового танка, российская армия продолжает
модернизировать Т-72 и воевать на этих изрядно "потрепанных" машинах.
Так, во время Грузино-югоосетинского конфликта 2008г. именно Т-72, а не
модернизированные Т-90А, защищали интересы России на огневых рубежах.
Новый танк на базе "Арматы" поступит в российскую армию не ранее 2015г.
Очевидно, потребуется время и для того, чтобы освоить новую боевую
машину. При этом Минобороны планирует закупить всего 2 тыс. таких
танков, считая, что этого вполне достаточно для защиты огромных
просторов нашей Родины. В итоге вопрос о том, дождутся ли российские
солдаты новой современной бронетехники до очередного военного конфликта с
участием РФ, остается открытым.
По словам А.Цыганка, участие
России в крупной войне в ближайшие пять лет маловероятно, но локальные
военные конфликты вполне возможны. Это, например, так называемые водные
войны в Средней Азии и возможное противостояние в Нагорном Карабахе.
"Пока не понятно, будут ли со стороны Баку новые притязания на Нагорный
Карабах. Однако если ситуация вновь перерастет в горячую фазу, то
Россия, вероятно, не останется в стороне", - заключает эксперт.
Александр Волобуев, РБК
Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/22/05/2012/651435.shtml