среда, 12 сентября 2012 г.

103-й Бронетанковый ремонтный завод

Забайкальский край в Сибири и на Дальнем Востоке долгое время был одним из опорных регионов Вооружённых Сил Советского Союза, позже России. В последние годы в связи с реформированием военной сферы он во многом утратил свои позиции: большая часть подразделений в связи с переносом центра военного округа из Читы в Хабаровск сменила место дислокации, покинув забайкальские степи. Бесследным для региона присутствие военных не стало, так как инфраструктура сменить место прописки по приказу не может.

Рос в холодную войну

103-й Бронетанковый ремонтный завод — одно из крупнейших оборонных предприятий Сибири и Дальнего Востока — по воле высшего военного руководства СССР в 1942 году начал строиться именно в Забайкалье. Несмотря на то, что возводиться новый объект начал во время Второй мировой войны, к своим обязанностям приступить он смог только после неё. 1946 год для БТРЗ стал историческим — с конвейера сошла первая отремонтированная бронетехника.
И СССР сразу вступил в эпоху другой войны — холодной. Гонка вооружений, устроенная двумя супердержавами, естественно, в первую очередь, коснулась оборонных предприятий, мощь которых наращивалась в геометрической прогрессии.

БТРЗ, начав с ремонта танка Т-34, от года к году осваивал всё новые технологии, следуя в ногу с военными достижениями советской военной промышленности. Как только на вооружение армии поступала новая бронетехника, завод реконструировался и оснащался оборудованием для её ремонта. С начала работы БТРЗ с его конвейеров сошло более тысячи машин, среди которых были не только танки разных модификаций, но и боевые машины пехоты, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, минные тральщики, универсальные тягачи и другие.
Даже в тяжёлые для страны 80-е и 90-е 103-й БТРЗ чувствовал себя достаточно неплохо. В 1992 году был полностью прекращён выпуск старой техники, а с 1993 года завод перешёл на ремонт современных образцов танков: Т-72А, Т-72Б1, БМП-2. Тогда же были изготовлены опытные образцы универсального тягача БТС-5 на базе танка Т-72, освоен выпуск минного тральщика ИМТ «Корт-Б».
 К началу 2000-х на заводе освоили ремонт всех образцов бронетанковых машин, состоящих на вооружении российской армии. Учитывая количество ремонтируемой военной техники и географическое расположение предприятия, 103-й БТРЗ в одиночку способен обслуживать два самых крупных военных округа нашей страны — Центральный и Восточный.
 11 июня 2009 года 103-й БТРЗ официально стал открытым акционерным обществом, в котором основным владельцем всё же осталось государство. Смена формы собственности особо не отразилось на работе предприятия. Оно по-прежнему выполняет заказы Министерства обороны РФ, в том числе и для иностранных государств. К примеру, в 2009—2010 годах на заводе ремонтировались танки Т-55М для Республики Куба, сейчас здесь выполняется большой заказ для Венесуэлы. На данный момент в страну Латинской Америки уже отправлено 98 танков Т-72Б-1, за ремонт которого Минобороны платит почти по 15 миллионов.

Ремонт — дело тонкое!

Процесс ремонта военной техники чрезвычайно сложен. Танк, заезжающий на завод, разбирается буквально до последней детали, которых насчитывается около тысячи. Каждая из них уходит в специализированный цех. Уже там она моется, дефектуется, при необходимости ремонтируется и проверяется.

Интересным может показаться участок чистки корпуса бронетехники, которая производится в специальной камере с помощью чугунной дроби. Части танка буквально обстреливаются, благодаря чему удаётся избавиться от старой краски.
Значительно более тонкий процесс происходит при ремонте башен и пушек. Ошибок на этом участке быть не может, та как точность орудия зависит напрямую от настройки, регулировки и проверки прицела и автомата заряжания. Эти операции происходят не только в цеху, но и на полигоне во время стрельб.
 Удивляют и некоторые другие подробности конструкции военных машин. К примеру, в танке находится около двух километров проводов разного диаметра. Этим и обусловлено существование на БТРЗ специального участка по восстановлению и производству проводов.
 В огромных механических цехах, расположенных здесь же, ремонтируют всё, начиная от катков и заканчивая трансмиссиями. Кстати, весьма любопытные механизмы существуют здесь практически на каждом участке. К примеру, двигатель после ремонта устанавливается на специальное оборудование, с помощью которого происходит его проверка в заведённом состоянии при разных нагрузках с помощью воды.

Примечательно и то, что детали, снятые с конкретного танка, маркируются индивидуальным номером, благодаря чему по окончанию ремонта они устанавливаются на него же. За исключением тех, что заменяются в связи с поломкой.
На последнем этапе ремонта машина после сборки отправляется на полигон, расположенный недалеко от завода, где проходит её приёмка. 100-километрового пробега достаточно не только чтобы оценить качество ремонта, но и чтобы изрядно испачкать свежевыкрашенный танк, поэтому его приходится повторно мыть.
 Бывает, на завод приходят танки, которые уже не подлежат восстановлению. Они отправляются на местное «кладбище» — ремонтный парк. Ранее части от старых машин использовались при ремонте, теперь же все они уходят на утилизацию, путём распиливания их до состояния, из которого невозможно восстановление. Территория ремпарка и всё его содержимое принадлежит Министерству обороны РФ.

Обороноспособность зависит от них

Сегодня на заводе в одну смену работает более 700 человек разных специальностей. При увеличении заказов со стороны Минобороны предприятие может перейти на работу в две смены, увеличив количество работников. Разумеется, для людей, от которых зависит обороноспособность страны, необходимо обеспечить все необходимые условиями для работы и отдыха: медицинский пункт, столовая, дворец культуры, музей, база отдыха и детский лагерь на озере Арахлей.

2012 год для 103-го БТРЗ станет исторически значимым, так как в этом году ему исполняется 70 лет. Судя по количеству заказов и по размерам финансовых вливаний в завод, беспокоиться за его судьбу не приходится. В связи с этим работников БТРЗ остаётся лишь поздравить с юбилеем и недавно прошедшем Днём танкиста, а также пожелать дальнейшего процветания их предприятию!
Алексей Абраменко, Андрей Затирко
11 сентября 2012
Источник

 

Как убивать русские танки

Американский учебный фильм времен "Холодной войны" о том что представляют из себя русские танки Т-62, Т-64, Т-72 и как с ними бороться. Местами весьма познавательный! Жаль качество картинки не очень...

вторник, 11 сентября 2012 г.

На полигоне Прудбой начались учения подразделений материально-технического обеспечения ЮВО


На полигоне Прудбой под Волгоградом начались масштабные учения подразделений материально-технического обеспечения Южного военного округа. Перед военнослужащими стоит непростая задача — восстановить мост и обеспечить проход основных сил. Тем временем офицерам показывают технические новинки, которые в этом году поступят в войска. 
ТВ "Звезда"

Из контракта на поставку БТРов в Ирак $120 млн осели в карманах посредников


  Посредники и участники сделки по поставкам в Ирак украинских БТРов получили почти 120 млн долларов, - пишет автор статьи в Зеркале недели.
Изготовление БТР-4 для Ирака в цехе Завода им.Малышева. Фото coast70.
   Комиссионные платежи для украинских, иракских и американских посредников и участников сделки по поставкам в Ирак украинских БТРов составили почти 120 млн долларов при общей сумме сделки 560 млн долларов.
  Об этом сообщается в статье «Геометрия иракской сделки», опубликованной в еженедельнике «Зеркало недели. Украина» (№31 от 7-14 сентября 2012 г.).
  По данным издания, в США в ходе судебного процесса была полностью раскрыта схема совершения посреднических сделок при поставках БТРов в Ирак с применением большого количества офшорных компаний.
  Как стало известно изданию, судом Сан-Антонио (Западный Техас, США) вынесен приговор по выплате техасскому бизнесмену 61 млн 750 тыс. долларов от украинско-американских брокеров, которые решили не выплачивать ему комиссионные за участие в сделке с Ираком по поставкам вооружений.
  «В ходе слушаний было отмечено, что во время переговоров с компанией „Прогресс“ иракские власти потребовали откат в виде восьми процентов от общей суммы сделки, и при посредничестве американских участников такая договоренность с компанией была достигнута. При этом и украинская сторона о своих интересах не забыла. Уже после первого авансового платежа со стороны Ирака — 112 млн долларов — на офшорные счета украинских участников сделки отправилось около 12 млн долларов комиссионных», — пишет автор статьи.
  Анализ стенограммы и решения американского суда свидетельствует о том, что в ходе процесса была полностью раскрыта схема совершения посреднических сделок с применением большого количества офшорных компаний.
  Адвокат американского истца на суде прямо заявил, что офшоры использовались для передачи взяток украинским чиновникам. Вероятно, именно поэтому в ходе суда личности настоящих владельцев этих структур не назывались. В зале заседаний было отмечено, что эта информация «крайне чувствительна» для украинской стороны.
  Справка УНИАН. «Зеркало недели. Украина» (№30) в статье «Интернациональный долг Саламатина» писало, что в конце сентября 2009 года Украине удалось «практически вырвать из рук конкурентов первый оружейный контракт с Ираком».
  По данным издания, «люди, причастные к заключению контракта, не особо скрывали тот факт, что адресное выделение Министерству обороны Ирака средств на закупку в Украине самолетов Ан-32 и бронетранспортеров БТР-4Е удалось организовать при помощи неких высоких посредников из США. Именно этими посредниками и военными чинами Ирака была согласована программа сотрудничества с Украиной на пять лет со стартовым бюджетом в 2,5 миллиарда долларов США».
  Кроме того, газета писала, что «поставка наших самолетов и БТР станет своего рода «обкаткой» отношений заказчика, поставщика и посредника. В случае успеха — с перспективой наращивания поставок военной техники на многие годы вперед, общим объемом до 14 млрд. долл».
  «Зеркало недели. Украина», ссылаясь на источники в «Укроборонпроме», писала, что украинские чиновники устранили американского посредника.
  Также, по данным издания, действие контракта закончилось в этом году, а Одесском порту с июня стоят 62 БТР, предназначенные к оправке в Ирак.
  2 сентября 2012 г. Министерство обороны Украины распространило информацию «в ответ на грязную кампанию, которая развернулась в средствах массовой информации по дискредитации министра обороны Украины Дмитрия Саламатина».
  Согласно сообщению, 9 августа 2012 года состоялась встреча министра обороны Украины Д.Саламатина с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Ирак в Украине Шоршем Халидом Саидом.
  Как информировал директор Департамента международного оборонного сотрудничества Министерства обороны Украины Виктор Смирнов, который присутствовал на этой встрече, Ш.Х.Саид проинформировал министра обороны о том, что “тучи над контрактом между Ираком и Украиной на поставку БТР развеялись”.
  По словам В.Смирнова, во время встречи украинская сторона была проинформирована о том, что премьер-министр Ирака Нури аль Малики издал соответствующий правительственный документ о выполнении иракской стороной контракта.
  “Во время встречи Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Ирак в Украине Шорш Халид Саид выразил также обеспокоенность тем, что очередная партия БТР в количестве 62 штук, которые являются неотъемлемой частью работающего на сегодняшний день контракта и которые уже приняты иракской стороной, находится в порту Одессы и по неизвестным причинам не отправляется иракской стороне”, – заявил В.Смирнов.
  По его словам, в целом встреча состоялась в теплой и дружеской атмосфере, и стороны нашли взаимопонимание по всем обсуждавшимся вопросам.

Осенняя боевая учеба

Учения танкового батальона 200-й мотострелковой бригады на полигоне "Шары", Мурманская область.
 

Учения артиллеристов 8-й отдельной мотострелковой бригады. Чечня, Шали


Учения на полигоне "Раевский", Краснодарский край.