четверг, 29 ноября 2012 г.

УВЗ приглашает изучить историю Танкпрома


Корпорация «УВЗ» стала инициатором проведения всероссийской научно-практической конференции «Танкпром, век ХХ-й: история, историография, источники, музейное воплощение». Конференция пройдет в Нижнем Тагиле  2–5 апреля 2013 года. Помимо корпорации, организаторами этого мероприятия также являются Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской Академии Наук и Политехнический музей Министерства культуры РФ.
Конференция станет важнейшим событием не только для отечественной танковой отрасли, но и для всего российского машиностроения. Выбор места проведения – не случаен. В Нижнем Тагиле располагается головное предприятие корпорации «УВЗ». В военные годы оно стало главной ударной силой по обеспечению фронта легендарными «тридцатьчетвёрками». И сегодня здесь производятся самые лучшие танки в мире. На сегодняшний день Уралвагонзавод –  единственный  в России производитель боевых машин тяжёлого класса. Под именем «УВЗ» в масштабную корпорацию сейчас объединены известные разработчики самого инновационного и перспективного вооружения. И сегодня корпорация приступает к реализации проекта создания в Нижнем Тагиле крупного историко-исследовательского и просветительского центра общероссийского масштаба – «Музей Танкпрома».
Но это – в перспективе на 2020 год, к 100-летию отрасли. Пока же, научное сообщество встретило с большим пониманием и интересом планы Уралвагонзавода по проведению научно-практической конференции по истории отечественного Танкпрома. Уже подано около 40 заявок на участие в конференции от крупных учёных, военных историков, известных журналистов, давно работающих в отрасли.
История российской танковой промышленности, или Танкпрома, до конца не изучена. Хотя впервые мысль о необходимости её написания высказал в приказе №254С от 25 мая 1945 года нарком танковой промышленности В.А. Малышев, решив «написать и издать книгу «Танкостроение в Советском Союзе». Этот приказ был выполнен лишь частично, и обобщающий труд так и не появился. О музейном же воплощении истории Танкпрома ни В.А. Малышев, ни его преемники советской эпохи даже не думали в силу абсолютной секретности темы. Что касается отрасли в целом, то она являлась предметом изучения лишь применительно к периоду Великой Отечественной войны или по отдельным группам заводов.
Между тем, советский и затем российский Танкпром имел и имеет огромное значение не только в обеспечении обороноспособности страны, но и в развитии народного хозяйства, в функционировании экономики в целом. В начале XX века именно Танкпром являлся самой высокотехнологичной отраслью  промышленности, а во второй половине столетия входил в пятёрку таких отраслей. В создании и развитии многих других областей науки и промышленности есть вклад  специалистов Танкпрома.
Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» приглашает принять участие в конференции по истории Танкпрома учёных, военных специалистов, специалистов по истории отечественной промышленности, сотрудников музеев, архивов, журналистов, ветеранов и действующих работников системы Танкпрома.

Gur Khan: был приятно удивлен полученным приглашением и подал заявку на два доклада.

вторник, 27 ноября 2012 г.

Индусы хотят купить Т-90МС

Т-90МС против Китая, «Арджуны» против Пакистана – дискуссия в индийской армии

 

«Военный Паритет». Высшие армейские генералы Индии пытаются отложить испытания танков Arjun в угоду приобретения новых российских танков Т-90МС (на фото), сообщают газете Business Standard ее источники. Предстоящие испытания танков «Арджун» перенесены на другой срок, чтобы в СМИ не было репортажей о превосходстве этих танков над Т-90, пишет в своем блоге известный военный журналист Аджай Шукла (Ajai Shukla).
Испытания были задвинуты на второй план по решению Директората военных операций МО Индии, которое тесно связано с начальником штаба сухопутных войск.
На кону возможное приобретение 354 новых танков Т-90МС для оснащения шести танковых полков на границе с Китаем. Эти танки правительство желает направить на оснащение двух танковых бригад и ударного горного корпуса.
Т-90МС будут дополнять парк из 1657 Т-90С и 2414 Т-72М1, уже развернутых на границе с Пакистаном. В настоящее время на вооружении сухопутных войск насчитывается всего 124 танка «Арджун» с возможным приобретением еще 118 машин. Но командование сухопутных войск отрицает, что Департамент «торпедирует» испытания «Арджунов».
Танк «Арджун», разработанный Индийской организацией оборонных исследований и разработок DRDO, уже доказывал свое превосходство над Т-90 в сравнительных испытаниях. Но армия утверждает, что этот 60-тонный танк слишком тяжелый для эксплуатации в песках Пенджаба и Джамму и Кашмира, и потому их развертывание в пустынях Раджастана должно быть ограничено. Это значит, что «Арджунами» могут быть укомплектованы только 4-6 танковых полков из 65.
DRDO опровергает эту логику военных, заявляя, что «тяжелый вес танка «Арджун» распределяется на большее количество опорных катков, вследствие чего удельный вес на грунт у него ниже, чем у Т-90». Эти доводы подтверждаются историей, когда во время индо-пакистанских конфликтов пакистанские 42-тонные М48 застревали в мягкой почве Пенджаба, в то время как 51-тонные «Центурионы» индийской армии легко перемещались на поле боя.
Т-90МС является модернизированной версией танков Т-90С, которых Индия закупает с 2001 года. Считается, что эти танки хорошо подходят для эксплуатации в экстремально низких температурах Ладакха, Сиккима и Аруначала-Прадеша. «Арджун», напротив, прекрасно чувствует себя при высоких температурах индийских равнин, где Т-90С неоднократно выходили из строя. В настоящее время Т-90С серийно выпускаются на заводе тяжелого машиностроения в Авади (Ченнаи). Танки индийской сборки оказались менее надежными, чем машины, поставленные из России. 
 «Развертывание Т-90МС на границе с Китаем оправдано, но в зонах с высокой температурой (на границе с Пакистаном) «Арджуну» должен быть дан шанс для замены российских танков», говорит один из действующих командиров танкового корпуса в чине генерала армии.
Шесть танковых полков на границе с Китаем будут включены в состав двух танковых бригад, развертываемых в Ладакхе и северо-восточнее этого штата. Оба сектора включают в себя долины и плато, по которым Китай может задействовать свои танки. Новые полки будут защищать эти районы, а также обеспечат потенциал ответного удара в случае нападения Китая.     

понедельник, 26 ноября 2012 г.

"Живой журнал" Andrei_bt - рупор украинских нацистов.

Мы уже предупреждали, что блог Андрея Тарасенко кроме фальсификации истории и фактов связанных с танкостроением в СССР и России является откровенно нацистским Интернет-изданием. Так, предуведомление в заглавии его блога, гласит: 
"В данном журнале запрещено применять уничижительные национальные прозвища (хохол, кацап и т.д.)
Применять уничижительные названия стран (пендостан, рашка и т.д.), коверкать имена политических лидеров.
Запрещено провоцировать межнациональную рознь.
Замеченные будут после нескольких предупреждений заблокированы.
"
 Однако, это не более чем "красивый фасад", учитывая, что автором блога в комментариях к размещаемым сообщениям допускаются без какого либо порицания и наказания вот такие высказывания:
Собственно, немного более тоньше, но все в том же ключе работает и сам автор блога - регулярно так или иначе старается очернить труд и репутацию российских производителей оружия как в прошлом, так и в настоящем. Любое упоминание Нижнего Тагила (с его танками) или Челябинска (с его дизелями) действует на оного субъекта похлеще "красной тряпки на быка", более того, этот "бык" на поверку оказывается бешеным хряком, ибо бросается уже на все подряд, точнее все российское: на ДЗ, на БМП, на БТР, на боеприпасы и пушки... В крайний раз абсолютно ни за что от него досталось Питеру с его весьма красивым, но безвременно почившим проектом танка "Объект 299". Или, к примеру, чем попахивают его открыто публикуемые измышлизмы на тему якобы поставок Российской Федерацией ПЗРК сирийским боевикам-террористам - не иначе как они сами о том ему поведали, ибо в своем ЖЖ он самым активным образом  занимается освещением их "боевых успехов" и пропагандой их "достижений".
Все это я к тому, что посещение данного сетевого ресурса, а тем более чтение размещаемых там материалов может разрушительно сказываться на неокрепшие умы. Посему "минздрав" предупреждает! ;-)

суббота, 24 ноября 2012 г.

Уралвагонзавод подводит итоги года


Гостями очередного профсоюзного вторника стали первый заместитель генерального директора Владимир Шмаков и заместитель генерального директора по персоналу Светлана Иванилова. В рамках традиционной встречи руководители предприятия рассказали об итогах работы завода за десять месяцев этого года и перспективах на 2013-й.
– 2011-й и 2012-й стали для предприятия знаменательными в плане достижения высоких производственных и финансово-экономических результатов, – отметил Владимир Иванович. – Чистая прибыль  в прошлом году составила 8 млрд 700 млн рублей, а ожидаемая в 2012-м – 11 млрд рублей. В результате такой работы были полностью погашены убытки прошлых лет, а также Общество рассчиталось по кредиту, выданному под государственные гарантии.
В 2011 году с конвейера сошел миллионный вагон и было изготовлено 25 500 единиц подвижного состава, что является максимальным за всю историю существования предприятия и свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции, выпускаемой под брендом «УВЗ». В 2012 году на предприятии будет произведено рекордное количество подвижного состава – 28 100 единиц! Темпы роста к уровню 2011 года составили 110%, а в целом по объему производства – 120,4%.
Первый заместитель ген.директора Шмаков В.И.
По словам Владимира Шмакова, все контракты по производству спецпродукции выполняются. В прошлом году УВЗ получил благодарность за выполнение гособоронзаказа. Если в 2011-м по объему реализации УВЗ вошел в сотню крупных промышленных предприятий России, то в 2012 году нам удалось подняться на 20 пунктов вверх и занять уже восьмидесятую позицию.
– Инвестиционный бюджет предприятия превышает 10 млрд рублей, – сказал Владимир Иванович. – Это самый большой объем средств, которые за последние десять лет УВЗ вкладывал в свое развитие – освоение новых технологий, увеличение объемов производства, улучшение условий труда. В декабре 2012 года мы должны запустить в эксплуатацию полный комплекс оборудования в цехе 385. В апреле 2013-го завершится реконструкция цеха 565 с установкой стрежневого и формовочного оборудования. К концу 2013 года закончим реконструкцию цеха 390 с комплексом оборудования для изготовления 200 тысяч черновых осей в год. Продолжается реконструкция специального производства в рамках федеральной целевой программы.
Каким будет 2013 год для Уралвагонзавода?
– Сегодня мы пытаемся сохранить наши достигнутые показатели и ведем заключение договоров по гражданской продукции, – сказал Владимир Шмаков. – Пока операторы железнодорожного состава с осторожностью подходят к объемам закупаемых вагонов и их цене. Уверен, что мы загрузимся более полно, чем остальные вагоностроители, потому что заработали хорошую репутацию на рынке сбыта. В целом объемы производства будут ниже того рекордного уровня, который мы показывали в этом году. Основное снижение произойдет по выпуску полувагонов.
Что касается производства цистерн, то в 2013 году планируется их выпустить более 6000 единиц. Пре-дусмотрено расширение модельного ряда за счет освоения серийного производства перспективных моделей – цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов. Кроме того, инициирован проект на производство вагона-цистерны для перевозки и хранения жидкого кислорода, аргона и азота. Объемы изготовления лесовозов тоже будут увеличены. По спецпродукции предусматривается рост к уровню 2012 года не менее чем на 23-25%.
– 2013 год будет сложным, – сказал в завершение встречи Владимир Иванович. – Тем не менее у нас есть все для того, чтобы успешно работать. Главное – создать взвешенную, сбалансированную программу снижения затрат и четко ее выполнять.
Светлана Иванилова рассказала об итогах социально-экономического развития корпорации.

Зам. ген.директора  
по персоналу
Иванилова С.И.
 – Прирост численности персонала составил 769 человек, из них – 444 человека были трудоустроены в механосборочное производство, – отметила Светлана Ивановна. – За 10 месяцев 2012 года среднесписочная численность, без Рубцовского филиала, составила 30 106 человек.
В очередной раз Светланой Ивановной были затронуты такие проблемы, как потеря рабочего времени и дисциплина труда.
– Количество нарушителей трудовой дисциплины за 10 месяцев составило 442 человека, – сказала Светлана Ивановна.
Благодаря программе временных переводов внутри подразделений за 10 месяцев более трех тысяч заводчан перемещались с одного участка на другой. Тем самым мы сохранили кадровый потенциал предприятия.
Обучение и подготовка кадров – одна из важнейших задач руководства корпорации. За отчетный период было обучено более 8000 человек. Затраты на эти цели составили более 30 млн рублей.
В рамках областного проекта «Славим человека труда!» в Обществе за 10 месяцев 2012 года было проведено 106 цеховых и 17 общезаводских конкурсов профессионального мастерства, в которых приняло участие более тысячи человек.
Средняя заработная плата за отчетный период на предприятии, без Рубцовского филиала, составила 32 329 рублей, она в 4,3 раза превышает прожиточный минимум, установленный в Свердловской области для трудоспособного населения. Социальный пакет на одного работающего – 3800 рублей.
Продолжается реализация национальных проектов. Особое внимание сегодня уделяется программе добровольного медицинского страхования работников «Высокие медицинские технологии». Ее реализация позволит застрахованным лицам не только своевременно получить дорогостоящую медицинскую помощь, но и осуществлять контроль за ее качеством.
– За 10 месяцев текущего года затраты на социальное развитие составили 1,6 млрд рублей, – отметила Светлана Ивановна, – из них – более 650 млн рублей ушли на содержание объектов соцсферы. В этом году было вложено более 90 млн рублей в реконструкцию Дворца ледового спорта. На социальную защиту работников израсходовано 355 мнл рублей. Это питание в столовых, негосударственное пенсионное обеспечение, субсидии для молодых семей, улучшающих жилищные условия, социальная поддержка и защита неработающих пенсионеров, оказание материальной помощи к отпуску, на зубопротезирование, молодым работникам, вступающим в брак впервые, и другие программы.
За 10 месяцев 2012 года в санатории-профилактории «Пихтовые горы» оздоровились более 1600 человек, а в здравницах России и Урала – 1390 человек. В летнее время дети работников предприятия оздоравливались как в «Пихтовых горах», так и городских лагерях. По желанию уралвагонзаводцев были организованы заезды «Мать и дитя». В спортивных мероприятиях приняло участие более 17 тысяч человек.
– 2013 год будет сложным, – отметила в ходе встречи с профсоюзными лидерами Светлана Иванилова. – Руководство предприятия берет на себя обязательства сохранить заработную плату на уровне 2012 года. Замещение вакансий на УВЗ будет решаться через внутренние перемещения, так как в механосборочном производстве не хватает токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ, слесарей-инструментальщиков. В связи с этим у каждого человека есть возможность найти себе работу внутри завода. На это будут выделены специальные средства, дополнительную профессию можно будет получить без отрыва от производства.
На что мы будем тратить средства в 2013 году?
– Вопросы оздоровления, здравоохранения и питания будем решать в первую очередь, – сказала Светлана Ивановна. – С 1 января 2013 года дотация на питание увеличивается до 30 рублей для каждого работника предприятия. На прежнем уровне остается бюджет поддержки наших пенсионеров.
В следующем году будут вестись работы по строительству новой поликлиники, детского оздоровительного центра на горе Белой, благоустройству парка Дворца культуры имени И.В. Окунева.
Оксана Красильникова
корпоративная газета "Машиностроитель"

Gur Khan: вот интересно, какое еще машиностроительное предприятие может похвастать такими результатами? Браво, УВЗ!

УВЗ досрочно выполнил годовой план по выпуску подвижного состава

На головном предприятии ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» досрочно выполнен годовой план по выпуску подвижного состава. Объем производства с начала года составил 24 830 единиц.
Таким образом, план выпуска железнодорожной техники, утвержденный советом директоров предприятия, выполнен. На сегодняшний день изготовлено 19 347 полувагонов различных модификаций и 5 315 цистерн. Увеличился и объем производства лесовозов - 168 единиц. Темп роста относительно 2011 года составил 107,2 %. До конца 2012 года планируется произвести ещё 3 000 единиц подвижного состава и достичь рекордного показателя в 28 000 штук.
Достичь столь высоких результатов позволили эффективное управление, высокопроизводительный труд коллективов вагоносборочного и металлургического производств и полномасштабная модернизация, реализуемая на Уралвагонзаводе на протяжении последних лет. Она касается практически всех цехов вагоносборочного и металлургического производств, занимающихся подвижным составом. Особое внимание при производстве подвижного состава уделяется вопросам надёжности и безопасности выпускаемых литых деталей, для чего регулярно проводятся мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
Пресс-служба УВЗ

четверг, 22 ноября 2012 г.

Супертанк Т-95 поменяли на броневички от ИВЕКО

В апреле 2010 года в СМИ появилось сенсационное сообщение. Оказывается, военные отказываются от танка объект 195, известного еще как Т-95, от опытно-конструкторских работ по модернизации существующих танков "Бурлак", двуствольной самоходно-артиллерийской установки "Коалиция", а также от десантных БМД-4 и "Спрут". Кроме того, в черный список попали БТР-90, БМП-3 и БМПТ.
 
Армия и ВПК: бей своих, чтобы чужие…
 
Отношения вооруженных сил и военной промышленности никогда не были безоблачными, даже в советские годы часто были конфликты из-за того, что некоторые предприятия порой годами не могли обеспечить необходимые тактико-технические характеристики выпускаемых образцов. Но, как правило, такие "разборки" не афишировались, и вопросы решались в тени кабинетов. Однако в последние три года конфликты военных и промышленников стали достоянием общественности. К сожалению, все это стало напоминать травлю отечественных оружейников. Появились публикации, где непрофессионалы стали сравнивать ту же бронетехнику с продукцией отечественного автопрома, хотя это несопоставимые вещи.
 
Для иностранцев новейшие прицелы и кондиционеры, а своим…
 
Некоторые военоначальники стали шантажировать оружейников репликами, вроде того, что "выгоднее покупать поддержанные германские "Леопарды". Сколько грязи было вылито на отечественный танк Т-90, хотя армия закупала вариант машины, который по своим характеристикам уступал, например, модификации для Алжира. Для этой страны танк шел с интегрированным с прицелами автоматом сопровождения цели, что существенно повышало возможности наводчика-оператора и командира. Плюс алжирские танкисты узнали, что такое кондиционер. Их российские коллеги о такой "роскоши" могли только мечтать, а ведь Т-90А шли, в основном, в Южный военный округ.  
 
Самое интересное: если высокопоставленные чиновники всячески умаляли достоинства отечественной техники, то люди, которые ее эксплуатировали, традиционно хорошо отзывались о тех же танках Т-90.
 
Вместо Т-90А было решено модернизировать старенькие "семьдесятдвойки". Поначалу военные закупали машины, известные, как Т-72БА, по сути, это был старый танк, у которого лишь повысили мощность двигателя и заменили гусеничные ленты. Полноценная система управления огнем и современные тепловизионные прицелы так и не появились. Динамическая защита также осталась устаревшей. В прошлом году было торжественно объявлено, что бригады, расположенные на Северном Кавказе, получили еще одну модификацию Т-72. Здесь, наоборот, двигатель оставили старым, мощностью в 840 л.с., но установили белорусский прицел с тепловизионным каналом. Установка динамической защиты выглядела вообще безобразно - в лобовой части башни были большие неприкрытые участки.
 
Супер-танк Т-95 оказался дорогим и избыточным по характеристикам…
 
Официальных причин отказа от дальнейшей разработки Т-95 мы так и не узнали. Правда, СМИ стали писать, что он безумно дорог, сложен для освоения, его характеристики избыточны, кто-то вообще назвал эту боевую машину "отголоском холодной войны". Кому-то, наверное, не нравилось, что мощная пушка танка не оставляет шансов американским "Абрамсам", последним версиям "Леопардов" и всяким "Леклеркам" с "Челленджерам". 
 
Танк имеет ни кем в мире не превзойденные характеристики защиты экипажа. То, о чем так много говорилось хулителями отечественной техники, дескать, Т-90, БМП-3 и БТР-80 не спасают жизни солдат. И в тоже время сверзащищенный Т-95 оказался избыточным по своим характеристикам. Закупка бюджетных подлатанных стареньких Т-72, наверное, сильно продвинет армию в деле спасения солдатских жизней…
 
ИВЕКО - это наше все
 
Если денег на Т-95 не нашлось, то на закупку итальянских броневичков ИВЕКО LMV, получивших у нас обозначение "Рысь", решили не скупиться. Правильно говорят, что генералы готовятся к прошедшим войнам. В период минно-взрывной активности боевиков на Северном Кавказе ничего минно-защищенного для войск приобретено не было, а тут сразу решено закупать "Рыси" тысячами. Декларировалось, что будет передача технологий, а на самом деле все вылилось в банальную отверточную сборку.
 
Наблюдатели задавались вопросом: к чему такая спешка? Наша промышленность способна делать технику не хуже. Она будет к тому же дешевле. Тем более в ближайшие несколько лет воевать мы не с кем не собираемся. Даже если что-то и будет, то уж "Рыси" все равно не спасут. А вот остаться без запасных частей можно запросто.
 
Кроме "Рыси" была также попытка впихнуть куда-нибудь в войска устаревший плохозащищенный ИВЕКО VM 90. Можно вспомнить еще закупку, якобы, на пробу, "колесного танка" "Кентавр". Вот уж где действительно машина холодной войны с тонкой броней и низкими характеристиками защищенности. Зачем они нам?
 
"Армата", "Бумеранг и "Курганец"
 
Вместо Т-95 промышленности поручили делать "Армату", которая, по сведениям, появившимся в тех же вездесущих СМИ, является лайт-вариантом Объекта 195. Вновь проектируемые БМП и БТРы должны быть на уровне лучших мировых образцов. Вместо двуствольной "Коалиции" сейчас создается более простой одноствольный вариант. Что в принципе тоже неплохо. Но пока все перечисленные машины существуют в виде моделек, которые, время от времени, случайно засвечиваются на каких-то показах. Они должны быть изготовлены в металле, пройти испытания. Не охладеют ли за эти годы военные к этим изделиям отечественного ВПК, не назовут их снова устаревшими и дорогими? Вот в чем вопрос.
 

Мнение зампотеха


Интервью-воспоминания генерал-лейтенанта А. Я. Головкина
                                                         Беседу вел Семен Федосеев
Журнал «Техника и вооружение». 

Генерал-лейтенант Головкин Александр Яковлевич родился 31 августа 1934 г. на станции Илеть Звениговского района Марийской АССР в семье железнодорожника. В 1952 г. после окончания средней школы поступил на инженерно-танковый факультет Военной академии бронетанковых войск имени И.В. Сталина. После окончания академии был назначен заместителем командира 1-й танковой роты по технической части в 242-й танковый полк 41-й гвардейской танковой дивизии Прикарпатского военного округа. В 19601961 гг. служил заместителем командира ракетного дивизиона по технической части армейской ракетной бригады. С 1962 по 1968 г. служил в Группе советских войск в Германии заместителем командира танкового батальона по техчасти в 51-м полку 27-й гвардейской танковой дивизии и начальником бронетанковой службы 57-й гвардейской мотострелковой дивизии 8-й гвардейской армии. С 1969 г. проходил службу в Прикарпатском военном округе в должностях: заместителя по технической части командира 274-го мотострелкового полка 24-й Самаро-Ульяновской, Бердичевской, Железной дивизии, заместителя командира по техчасти 23-й танковой дивизии 8-й танковой армии, начальника бронетанковой службы 13-й армии, заместителя командующего 13-й армии по вооружению. В марте 1982 г. назначен заместителем командующего войсками ТуркВО по вооружению, в марте 1988 г. заместителем Главнокомандующего Группой советских войск в Германии (Западной группы войск, ЗГВ). Уволен в запас в мае 1992 г. Живет в Минске.
Награжден орденами: Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, За службу Родине в ВС СССР 2-й и 3-й степеней, орденом Боевого знамени Демократической Республики Афганистан, многими медалям, нагрудным знаком Министерства обороны РФ «За службу в танковых войсках».
Мы задали Александру Яковлевичу несколько вопросов об освоении и эксплуатации в войсках различных объектов бронетанкового вооружения и техники, организации их технического обеспечения. Полагаем, что развернутые ответы профессионала, имеющего столь богатый практический опыт в данной области, его рассказ о малоизвестных подробностях и важных технических «мелочах», казалось бы, хорошо известных машин, о редко упоминаемых проблемах эксплуатации и техобеспечения будут интересны читателям.
— Александр Яковлевич, могли бы Вы поподробнее рассказать об освоении войсками и эксплуатации танков Т-64А, Т-72, Т-80?
— С освоением в эксплуатации танка Т-64А я столкнулся в 1973 г. в должности заместителя по техчасти командира 23-й тд 8-й танковой армии (г. Овруч). Перед вступлением в должность со мной провел инструктаж начальник бронетанковой службы ПрикВО генерал-майор Пендак Александр Савельевич. Он напутствовал: «Товарищ Головкин, Вы назначены на высокую и ответственную должность зампотеха 23-й тд, вооруженной новейшими танками Т-64А. Эксплуатация танка и его освоение находятся под контролем правительства. Вы должны лично изучить эту машину, в совершенстве знать особенности ее эксплуатации, грамотно и ответственно организовать изучение и освоение танка личным составом, наладить рабочее сотрудничество с заводом».
Компоновка Т-64А была новой и перспективной. Отказ от главного фрикциона, гитары, механизмов поворота, вентилятора для охлаждения, установка мощной пушки со сгораемыми гильзами и механизма заряжания — это было настоящей революцией в танкостроении. Но танк к тому времени был еще «сырой», требовал много конструктивных доработок. Самым ненадежным элементом оказался двигатель, он был очень капризным, требовал пунктуального соблюдения требований инструкции по эксплуатации. Особенно губительным для двигателя был обратный запуск, сопла и «циклоны» воздухоочистителя обволакивались продуктами сгорания, и с этого начинался пылевой износ двигателя, а это авария! Выходили из строя привод нагнетателя и лопатки нагнетателя. Имели место отказы бортовых коробок передач. Часто подводил механизм заряжания. Выявились дефекты ходовой части: не выдерживали и изнашивались до срока гарантии реборды двух последних опорных катков, внутренние резиновые амортизаторы катков, много хлопот доставляла гусеничная лента. Завод обвинял нас, войсковиков, в некачественной сборке после рассоединения ленты (расклепке фланца стопорного болта клина серьги траков).
Приведу только один из характерных эпизодов. Во время суточного перехода (240 км) совершенно новых танков, полученных с завода, на марше по мерзлой булыжной дороге из 28 танков на 19 произошло рассоединение гусеничных лент. Это стало известно в округе. Учением танкового батальона с боевой стрельбой с марша, без подготовки, поднятого внезапно по тревоге, руководил 1-й заместитель командующего войсками ПрикВО генерал-полковник Н.Б. Абашин. Он вызвал меня на КП и в резкой форме обвинил в бесконтрольности постановки техники на хранение и низкой требовательности. Я проглотил пилюлю.
По возвращении в полк мы с начальником бронетанковой службы дивизии подполковником О.Б. Разумовым разобрались в причине и установили: некачественная сборка гусеничной ленты на заводе. Официально вызвали представителя для рекламирования с завода (не доверили представителю МОП в округе). Пока по почте шло извещение, мы проверили изготовленным по чертежу шаблоном качество расклепки фланца на всех боевых танках дивизии. Все головки болтов с некачественной вмятиной фланца (шаблон не проходит) мы окрасили в красный цвет. Получилась неприглядная картина: из 360 болтов крепления элементов гусеничной ленты (две серьги и гребень) не отвечали чертежу (шаблону) от 40 до 90 на каждой гусенице.
С завода прибыла солидная комиссия в составе зам. главного конструктора, конструктора гусеничной ленты, начальника конвейера сборки гусеничной ленты, зам. начальника военной приемки и еще двух военпредов, представителя МОП в округе.
В кабинете заслушали меня, радиусомером проверили наш шаблон, отметили, что он изготовлен по чертежу, но не в заводских условиях. Тогда мы попросили показать заводской шаблон, я осмотрел его и прямо в лоб заявил им: «Ваши сборщики гусеничной ленты преступно халатно не выполняют технические условия на сборку и требования чертежа, а вы все, в том числе и военпреды, способствуете этому. Я вам докажу в парках боевых машин на танках». И доказал! После посещения одного полка (39-й тп в Овруче) они хотели закончить работу, но я настоял на проверке во всех полках, чтобы обратить внимание на всю серьезность положения на месте.
Вечером после первого дня работы старший комиссии позвонил на завод и приказал остановить конвейер по сборке гусениц до их возвращения (конвейер простоял трое суток). Для завода это был шок.
Акт-рекламацию подписали «с особым мнением», ссылаясь на то, что шаблон изготовлен кустарным способом и не является основанием для предъявления претензий. В объяснении по особому мнению я доказал с чертежами и фотографиями свою правоту. Мой замысел заключался в том, чтобы подтвердить правоту войсковиков, которые точно выполняют инструкцию по эксплуатации, не хуже заводчиков разбираются в технике и борются за ее надежность. А суть состояла в том, что на конвейере «давильник» работяги затачивали как зубило, а не по радиусу, как положено по чертежу и ТУ, и при надавливании фланца болта острым «давильником» не происходило вдавливания (затекания) металла фланца болта в стопорный фрезерованный паз серьги. После этого «шума» в дивизию приезжали офицеры из ГБТУ и Кубинки, а завод в срочном порядке приступил к усовершенствованию гусеничной ленты.
Много стрессов пережили танкисты от разрыва стволов пушек. Раньше за каждый разорванный ствол офицеры платили из своего кармана, с «шапкой по кругу». На одном полковом учении с боевой стрельбой разорвало сразу четыре орудия! Это стало настоящим шоком. Командующий 8-й танковой армии генерал-лейтенант Иванов Владимир Иванович, прекрасный командир, танкист-фронтовик, на разборе топал ногами, обвиняя всех офицеров в неграмотном обучении экипажей. Дошло дело и до меня, зампотеха. « Ты, Головкин, плохо учишь механиков-водителей, не занимаешься конкретно вождением танков». Я ответил: «Товарищ командующий, это конструктивный недостаток, я зарекламирую». А он мне: « Танк принят на вооружение госкомиссией, а ты, нашелся умник, «зарекламирую». Садись». Я все-таки зарекламировал пушки, и рекламацию утвердили, подал идею о разработке технологии замены ствола пушки без подъема и снятия башни. В дивизии по штату не было крана, который бы мог поднять башню с пушкой. И потом, это слишком трудоемкая работа. За время службы зампотехом дивизии я таким образом оформил техническим актом 17 пушек. Методика замены пушки внедрялась впоследствии на всех марках новых танков.
Харьковский завод очень заботливо оберегал свою репутацию. Под предлогом оперативного рассмотрения претензий кроме постоянного представителя Министерства оборонной промышленности в округе в дивизии постоянно жили два-три представителя завода. В ЗГВ завод своих представителей держал в каждой армии (а их было пять), а при бронетанковой службе группы находились еще трое во главе со старшим. Некоторые следили за эксплуатацией танков, собирали все крамолы (по номерам танков!) и в случае претензий предлагали пойти на сделку (а иногда запугивали), чтобы не составлять акт. С такими случаями я безжалостно расправлялся и внушал своим подчиненным: если виноваты мы, нам и отвечать, если завод — пусть восстанавливает. После нескольких серьезных стычек с представителем МОП в округе (В.А. Головнин) я доложил письменно зам. министра оборонной промышленности Нежлукто. В конце доклада я написал: «Дальнейшее пребывание Вашего представителя тов. В.А. Головнина в округе считаю не только нецелесообразным, но и опасным в деле совершенствования и повышения надежности боевой техники». Вскоре его телеграммой вызвали в Москву и отстранили от должности. Осенью 1974 г. в дивизию прибыли зам. Генерального конструктора генерал-майор Шомин, секретарь ЦК Украины по оборонной промышленности (фамилию забыл) и еще один цековский работник. Заслушали командира дивизии полковника С.Г. Яцука, заместителя комдива, начальника политотдела и меня. Я доложил о техническом состоянии вооружения и техники (основной упор сделал на танки), об обучении личного состава, о рекламационной работе. После моего доклада секретарь ЦК сделал заключение: «Ваша дивизия боевая, имеет славные военные традиции, имеет хорошие результаты по боевой подготовке, это правильно и хорошо. Вас, подполковник, за ревизию качества производства боевой техники мы из партии выгоним, с должности снимем». Я ему ответил: « Товарищ секретарь ЦК, Вы меня в партию не принимали, на должность не ставили. Я руководствуюсь и буду руководствоваться Инструкцией по рекламированию бронетанковой техники». Они отказались от приготовленного ужина, на ночь в Овруче не остались и уехали в обком в Житомир. Комдив расстроился, но его успокоил начальник политотдела: «Мы все сделали правильно, а ужин оприходуем и без них». В результате по итогам освоения в эксплуатации танка Т-64А в октябре 1975 г. я был удостоен самой дорогой для меня награды — ордена Трудового Красного Знамени. Осенью 1977 г. на западном ТВД министр обороны СССР проводил оперативно-стратегическое командно-штабное учение (КШУ). Старшим группы по техническому обеспечению был Маршал танковых войск А.Х. Бабаджанян. Я был тогда начальником бронетанковой службы 13-й армии. Маршал прибыл на ТПУ армии, я встретил его и сопроводил в палатку для заслушивания. Перед заслушиванием он сказал: «Товарищ полковник, доложите коротенько о себе». Я доложил. Он спрашивает: « Это Вы настойчиво воевали с заводом по Т-64А?» Я ответил, что не воевал, а ответственно выполнял свои обязанности. Он подытожил — правильно, хорошо делали.
О танке Т-72 особо говорить не буду, о нем уже много написано. Он создавался с учетом недостатков Т-64А. Главный конструктор завода и его КБ вместе с руководством завода показали себя одаренными и волевыми людьми, высоко ответственными и беспредельно преданными Родине.
По танку Т-80 в июне 1988 г. в Группе войск на базе 9-й тд (г. Риза) в течение двух дней проводилась техническая конференция. Инициатором являлось ГБТУ. На конференцию были приглашены начальник ГБТУ генерал-полковник А.А. Галкин с начальниками управлений, Генеральный конструктор Н.С. Попов, директора Ленинградского и Омского заводов. Доклад делал Главком Группы генерал армии Б.В. Снетков. Выступали и офицеры, в основном звено до батальона, и, самое главное, конструкторы. Директора заводов выслушали мнение членов экипажей — командиров танков, механиков-водителей, наводчиков; они на макете башни танка показывали, что надо сделать для удобства работы с орудием и повышения надежности. Все до мельчайших подробностей. На конференции были широко представлены кино-, фото- и видеоматериалы. А.А. Галкин и Н.С. Попов дали высокую оценку Группе войск в освоении Т-80, его эксплуатации, повышении надежности и дальнейшем совершенствовании. В целом конференция дала положительную оценку танку. Особенно отмечались его уникальные маневренность и скорость. На германских дорогах, двигаясь в колонне (до 10 машин), их скорость порой превышала 80 км/ч (на западных соседей «летающий танк», обгонявший на шоссе автомобили, производил неизгладимое впечатление). Турбина танка легко запускалась в условиях зимы Западной Европы. Положительно оценивалась его ремонтоспособность, как и танка Т-64А (замена единого силового блока с трансмиссией и других элементов). Но были отмечены и существенные недостатки. При движении в колонне, особенно вместе с другой бронетанковой и автомобильной техникой, как это бывает в реальной обстановке, средняя скорость движения танка заметно падает. Сильно влияет на скорость движения и запыленность воздуха при нахождении в колонне даже в условиях Европы: скорость становится даже ниже, чем у Т-72. Т-80 отличался большим расходом топлива (примерно в 1,5 раза больше, чем у Т-72), недостаточными мощностью вспомогательной силовой установки (работа на стоянках), ресурсом силовой установки, уровнем очистки воздуха (введение специальных заслонок усложняет управление танком, а дросселирование силовой установки приводит к ее перегреву). Вентиляция боевого отделения при стрельбе (как и у Т-64А) значительно хуже, чем у Т-72, где отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка. Дополнительные наружные топливные баки Т-80 не подключены к общей топливной магистрали, как у Т-72, что требует дополнительного времени на остановку для перекачки топлива из наружных баков в топливную систему танка (а такого времени может и не оказаться в боевых условиях). Больше времени и трудозатрат необходимо для подготовки танка к подводному вождению. Обслуживание и ремонт «восьмидесятки» требовали «авиационного» подхода и наличия высококвалифицированного, профессионально подготовленного личного состава, а такого, к сожалению, в ЗГВ было в то время явно недостаточно. В Группу войск офицеров всех категорий и специальностей отбирали — направляли самых достойных. Но Группа была вооружена Т-64А, Т-80, а во внутренних округах такие танки поступили в считанное количество дивизий. В основном прибывали танкисты с Т-62, Т-72, Т-55, им было очень непросто изучить Т-64А или Т-80, и они вынуждены были «кувыркаться» в танкистах по полгода и более. А ведь это вопрос боеготовности. В былые времена (1950-е — начало 1960-х гг.) танкистов из полков тяжелых танков, как правило, не переводили и на средние танки, и наоборот. Приведу еще один эпизод. В конце февраля 1987 г. Маршал В.Г. Куликов проводил на Западном ТВД (он был еще Главкомом Варшавского Договора) большое стратегическое КШУ. Заслушав меня, он задал вопрос: «Товарищ Головкин, Вы танкист?» Я отвечаю: « Так точно!» Он мне: «Вот Маршал бронетанковых войск Лосик и Главный Маршал артиллерии Толубко написали в ЦК письмо и докладывают, что советское танкостроение идет не так, как надо. Как Вы думаете?» Я отвечаю: «Товарищ Маршал, разрешите высказать свое мнение». «Я и спрашиваю Ваше». «Товарищ Маршал Советского Союза, пока Лосик, будучи начальником Бронетанковой академии, по должности отвечал за проектирование танкостроения, он не писал. А сейчас сидит на даче, играет в карты и решил напомнить о себе в ЦК. Наше танкостроение избрало правильную перспективу, и каждый новый танк ни в чем не уступает современным танкам НАТО. Есть недостаток, у наших танков малый просвет люков, особенно командирского, танки делают для мальчишек».Во время польских событий 1980-х гг. мы призывали из запаса танкистов для развертывания двух мсд в ПрикВО. Так вот, до 30% призванных членов экипажа не могли залезть в танк, не пролезали в люки. А прибыли крепкие мужчины I категории призыва (до 35 лет), рабочие и крестьяне, и мы вынуждены были заменять их на «худосочных». Это был основной конструктивный недостаток всех трех танков: Т-64, Т-72 и Т-80. Куликов спросил также: «Как Вы оцениваете Т-80? Многие обвиняют меня в принятии на вооружение этого танка». «Товарищ Маршал, танк по своим боевым и техническим характеристикам превосходит танки НАТО. Большой расход топлива это закономерно. Первое, как на Руси раньше говорили, как кормишь, так и едешь. Крестьянин хорошо кормил свою лошадь она хорошо и бежала. Второе кадры командиров на Т-80 надо готовить с училища. Газотурбинный двигатель имеет свои особенности, у него нет «холостого хода», он почти одинаково расходует топливо в движении и на месте. Наши танкисты на марше привыкли колонна остановилась, и все стоят, молотят на месте, а командиру танка (командиру взвода) надо скомандовать: «Глуши!» Затем я доложил: «Товарищ Маршал, прежде чем Вам утвердить государственный акт о принятии танка Т-80 на вооружение, его подписали сотни ответственных, грамотных руководителей, в том числе и военных. Что Вам оставалось делать только подписать».

— Александр Яковлевич, а каково Ваше личное мнение о так называемой ситуации «трех основных танков»?
— Советское танкостроение практически с самого его начала ставило перед собой задачу создать надежный и простой в эксплуатации и ремонте танк, оснащенный самым эффективным вооружением. Это подтвердил опыт Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Танки Т-44, Т-54, Т-55 стали наилучшей базой для создания прекрасного танка Т-62.
После окончания Великой Отечественной войны мир не остался спокойным, то в одной точке планеты, то в другой возникали локальные войны с широким использованием обычных вооружений. Наши конструкторы-танкостроители глубоко изучали, анализировали результаты боевых действий и решали задачи по формированию облика танка с боевыми характеристиками, отвечающими самым современным требованиям. Первым появился танк Т-64 (Т-64А), затем Т-72 и почти одновременно Т-80.
Все они обладают почти одинаковыми ТТХ, но имеют существенные отличия по конструкции и компоновке. На вооружении Советской Армии в 1970—1990-х гг. они состояли практически одновременно. И беда была не только в непозволительной роскоши держать на вооружении три одинаковых танка, не имеющих (разумеется, кроме «начинки» и пушки) ни одного общего болта или гайки, что сильно затрудняло их эксплуатацию в войсках. Проблема заключалась в том, что вокруг этих танков — я имею в виду прежде всего Т-64 и Т-80 — развернулась настоящая битва, в ходе которой несогласных просто убирали с пути (увольняли, снимали с работы). Государственные интересы уходили на второй план, а на первый выходили клановые интересы, получение орденов, золотых звезд, званий лауреатов Ленинских и Государственных премий.