четверг, 31 января 2013 г.

ТМЗ+Renk=моноблок для Т-72


 Вчера газета "Известия" выдала статью под заголовком "Танкисты избавились от дизеля с французской трансмиссией".  Мне бы очень хотелось снова пройтись по профессиональному уровню современной российской журналистики, но не буду. Сегодня остановимся на другом. Собственно, из газетной статьи совершенно не ясно, о каком проекте идет речь и что из себя представляет тутаевский дизель ТМЗ-866.10, да еще в моноблоке с трансмиссией от "Ренк". По этому опираясь на рекламные материалы немного расскажем о них.
    ОАО «Тутаевский моторный  завод» представляет двигатель мод. 866.10 мощностью 1000 л.с. для работы в моноблоке с трансмиссией ESM-350 фирмы «RENK France».
  Открытое акционерное общество «Тутаевский моторный завод» входит в группу «РТ-Авто» Госкорпорации  «Ростехнологии» и расположен в г.Тутаеве Ярославской области в 43км от Ярославля.  Завод производит тяжелые дизельные двигатели, трансмиссии, чугунные отливки. Продукция предприятия предназначена для производителей тяжелой автомобильной и сельскохозяйственной техники, предприятий машиностроения и судостроения. Дизельные двигатели занимают в объеме производства 27%. 
Динамика выпуска по годам
Генерации двигателей ТМЗ в зависимости от уровня форсировки.
 Прототипом двигателя 866.10 служит двигатель для спортивных грузовиков (КАМАЗ, МАЗ), производимый сегодня на ТМЗ. Этот двигатель относится к промежуточному уровню между II и III генерациями (V-8-II и V-8-III), так как вдвигателеТМЗ-866.10 реализованы еще не все решения, предусмотренные для двигателей III генерации (760-1140л.с.).  К этой же генерации относятся двигатели спортивных грузовиков команды «КАМАЗ-Мастер», неоднократной победительницы престижных ралли «Париж-Дакар». Полномасштабные двигатели III генерации, планируемые к серийному производству с 2014 года, предназначаются как для коммерческих целей, так и для применения в изделиях ВАТ и БТВТ.
Характеристики двигателя ТМЗ, предназначенного для установки на перспективную БМП "Курганец-25"
Характеристики двигателя, предназначенного для модернизации МТО танков Т-72 / Т-90
 
 
 

3D- модель двигателя 866.10. 
Концепция силовой установки, разработанная совместно с фирмой “RENK France”.

Кооперация в производстве двигателя:
Основные детали и узлы двигателя, такие как блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока, цилиндропоршневая группа, коллекторы, маховик и некоторые другие, изготавливаются непосредственно на ТМЗ. Ряд деталей изготавливаются или дорабатываются ОАО «61 БТРЗ», г.Санкт-Петербург. Это касается воздушного фильтра, компрессора, влагомаслоотделителя, стартер-генератора. 
Двигатель 866.10 на различных этапах сборки.
Отчетливо видна система топливо подачи, изготовленная ярославским заводом ЯЗДА.
  Работы по сборке и испытаниям двигателя ведутся согласно оговоренным контрактным обязательствам. В настоящее время (по сост. на лето 2012г - прим. моё) двигатель находится во Франции на фирме “RENK France”, где осуществляется макетирование с трансмиссией ESM-350. 

Объемы производства двигателя 866.10 и его возможных модификаций будут определяться после всех этапов испытаний. Серийное производство двигателя может быть начато после 2014 года.
К вопросу о технологии производства двигателя:
Двигатель 866.10 будет производиться в общих технологических потоках производства двигателей. Следует особо отметить возможности предприятия по производству заготовок коленчатых валов, где имеется линия молотов с газовым нагревом заготовок и автоматической загрузкой, комплекс по производству блочного литья (формовочная линия ф.«Кюнкель-Вагнер» с размером опоки 1600х1100х750/550мм, плавильный комплекс ф.«Индактотерм», стержневые машины, предназначенные для технологии ХТС (холоднотвердеющих смесей), специальный комплекс для изготовления модельной оснастки отливок оригинальных деталей двигателя,современный механообрабатывающий комплекс. Сборка двигателей осуществляется на специальных сборочных постах, что позволяет обеспечить высокое качество сборки. Для испытаний двигателей предприятие оснащено системами испытаний, имеющими все необходимые для этих целей принадлежности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Автоматическая трансмиссия, переключаемая под нагрузкой ESM 350 для установки в тяжелую гусеничную технику конструктивного ряда Т
ESM-350 в 3D
ESM-350 в "металле"
 
Общие показатели оснащения:
Специальный дизайн для установки в боевые машины конструктивного семейства Т:
-Легкая интеграция и сохранение оригинального силуэта боевой
   машины.
-Конфигурация силового блока с возможностью дальнейшего
   использования существующего двигателя.
-Использование существующих периферийных устройств,
   например, компрессора высокого давления для пуска при
   экстремально низких температурах.

Показатели дизайна (конструкции):
-Современная полностью автоматическая высокомощная    трансмиссия
-Многодисковые муфты сцепления в поддоне картера
-Бесступенчатое гибкое гидростатическое управление
-Многодисковые тормоза с масляным охлаждением
-Муфты сцепления с масляным охлаждением для вентилятора
-Отбор мощности для оригинальных и дополнительных агрегатов     (до 200 квт)
-Полностью электронное  управление трансмиссией
T-72 – установочное пространство для двигателя и трансмиссии (оригинальное оснащение)
T-72 – установочное пространство для двигателя и трансмиссии (приводной блок с ESM 350)
Схематическая функция трансмиссии
Полностью автоматическая трансмиссия
ESM 350 достигаемые радиусы поворота
Многодисковые тормоза с масляным охлаждением
    Многодисковые тормоза с    масляным охлаждением смонтированы с каждой стороны отбора мощности. За счет пружинящего стояночного тормоза обеспечивается  аварийное торможение при полном падении давления.
Мощность тормозной системы:
     - Рабочий тормоз: торможение с 72 км/ч до 0 :  3.5 м/сек.²
     - Стояночный тормоз: удерживание боевой машины весом 50 т на уклоне 60%
Муфты вентилятора с масляным охлаждением
Дополнительный отбор мощности для оригинальных и дополнительных агрегатов

Интерфейсы к электронному контрольному блоку (ECU)

Рулевое управление
Силовой блок ESM350-M с 12-цилиндровым дизельным двигателем в 3D
Силовой блок ESM 350-X8/ дизельный двигатель Wärtsilä V8X1000
  
Монтаж и демонтаж силового блока
Время на замену: система охлаждения, двигатель, трансмиссия    - менее  1 часа

 Улучшение мобильности:
-Бесступенчатые радиусы управления
-Управление без потерь  (разность между сторонами, нулевой вал)
-Максимальная точность управления при любой скорости
-Поворот по вертикальной оси
-Высокомощная тормозная система

Облегчение эксплуатации:
-Полностью автоматическое переключение скоростей
-Управление при помощи «рулевого колеса»
-Водитель может полностью концентрироваться на выполнение своих задач!

Облегчение ремонтных работ:
-Технология силового блока
-Монтаж и демонтаж занимает менее 1 часа
-Электронная система диагностики

При публикации использовались официальные рекламно-презентационные материалы Тутаевского моторного завода и фирмы RENK France (SESM).

Подробнее о достоинствах и недостатках проекта, а так же его судьбе читайте в блоге "Gur Khan attacks!" в ближайшие дни.

среда, 30 января 2013 г.

Танкисты избавились от дизеля с французской трансмиссией

«Уралвагонзавод» разработает собственный двигатель за 25 млрд рублей


Российские военные отказались от танкового двигателя ТМЗ-866.10 совместного с Францией производства. По данным «Известий», Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Минобороны предложило Сергею Шойгу прекратить реализацию международного проекта.
— В этом двигателе на основе изделия Тутаевского моторного завода мы не видим смысла. Он предназначен для Т-72, которому нет места в планах по модернизации бронетанковых войск. Основными танками Вооруженных сил России будет семейство Т-90А и перспективные «Армата», для которых разрабатываются собственные двигатели, — сообщил источник в ГАБТУ.
Для Т-90А и Т-90АМ уже есть двигатель В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с., а вскоре его заменит перспективный двигатель 1,13–1,2 тыс. л.с. разработки Челябинского завода на базе дизеля В-2, продолжил он. 
Особенность ТМЗ-866.10 в том, что он оснащен автоматической трансмиссией ESM-350 французской фирмы RENK. Мощность — 1–1,1 тыс. л.с. Военное ведомство заказало и открыло финансирование проекта еще в мае 2010 года. В тот момент это объяснялось большими проблемами с мощными двигателями. 
Российские танковые дизели В-46 для Т-72, а также В-84 и В-92 для Т-90 имеют механическую трансмиссию с отдельным от блока машины расположением. В случае повреждения или неполадки необходимо снимать сначала двигатель, потом отдельно трансмиссию. В ТМЗ-866.10 трансмиссия и двигатель составляют единый блок, и его можно поменять за 30 минут.
Собеседник в ГАБТУ считает, что движок выглядит замечательным на бумаге, а на практике есть вопросы. 
— Тутаевцы заявили большие технические показатели, но не объяснили, как это будет реализовано, — сомневается он. 
В Тутаеве позицию ГАБТУ восприняли с недоумением и обидой. Высокопоставленный представитель завода заявил «Известиям», что работа над изделием завершена, есть готовые экземпляры и в прошлом году их испытали во Франции на заводе RENK. Правда, выявились некоторые недостатки, так как в Тутаеве всегда производили капотные автомобильные двигатели, а танковый движок находится в моторном отсеке и имеет малые габариты. 
— Поэтому возникли проблемы с тепловым режимом и охлаждением, но это всё поправимо. К марту этого года мы готовы отправить дизель на повторное изучение во Францию. На доработку и запуск в серию хватит 2–3 млрд, и нам удивительно, что ГАБТУ отказывает. В Челябинске делают мотор аналогичной мощности, им выделили 25 млрд, — сетует он.
Права на Т-72, для которого предназначен ТМЗ, принадлежат нижнетагильскому «Уралвагонзаводу». Уральцы тоже имеют претензии. Представитель завода сообщил «Известиям», что тутаевские инженеры не согласовывали с ними тактико-технические характеристики. 
— Есть определенный регламент. Техзадание на двигатель нужно сначала согласовать с главным конструктором изделия — в данном случае с нашим КБ, затем провести испытание, которое должно показать прирост мощности и улучшение других показателей, и только после этого можно вести речь о закупках или установках на серийные машины. Здесь ничего такого не было, это чистой воды самодеятельность, — пояснил представитель завода. 
Он добавил, что УВЗ не закрывает двери для новых разработок, готов рассматривать предложения от двигателестроителей, но в «утвержденном порядке».
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский говорит, что двигатель типа ТМЗ нужен только для экспортных машин, и то если решить вопросы с гарантией производителя.
— Т-72 в ближайшие годы постепенно сойдут в утиль, и новый двигатель им не нужен. А вот для проданных ранее за рубеж машин эти двигатели вполне можно поставлять, — заявил эксперт «Известиям».
Впрочем, представители Тутаевского двигательного завода не слишком расстроены отказом военных. Там говорят, что их дизели востребованы в гражданском хозяйстве, так как у предприятия «очень хорошая репутация». Собеседник «Известий» напомнил, что постоянные победители ралли «Дакар» — «КамАЗы» — оснащены именно тутаевскими моторами.

Источник: газета "Известия"

Gur Khan: ну что сказать... не статья, а сплошная феерия. "Известия" жгут огнем похлеще огнемета :))) Один перл громоздится на другой. А в целом вообще непонятно о чем речь. Ясно только одно - МО РФ на этот раз поступило весьма грамотно и обоснованно, зарубив очередной прожект по перекачке бюджетных средств. Помнится кое кто из блоггеров, относительно двигуна с французской трансмиссией еще недавно пытался обличить меня в "некомпетентности" в ходе дисскуссии на военно-историческом форуме ВИФ2NE - мол, "ничего ты не знаешь, но скоро вы все удивитесь!" - лично я не удивился. Писал и буду писать, что трансмиссии SESM в России не будет. Но обо всем по порядку. Поскольку "Известия" разродились, держать в тайне то что у меня имеется по данной теме не имеет смысла. Завтра выложу информацию об этом уже несостоявшемся прожекте. А еще чуть позже прокомментирую, почему он был мертворожденным изначально, а заодно и газетные перлы разберем...

вторник, 29 января 2013 г.

Совершенствование автоматизированной системы управления огнем боевых машин типа БМП/БМД, БТР и танков

ООО “НПО “ПРОГРЕСС”
Как отмечают специалисты [1], бронетанковая техника (БТТ) долгое время имела низкое качество системы управления огнем (СУО), что отрицательно сказывалось на живучести боевых машин (БМ). Для легкобронированной техники, вооруженной малокалиберными автоматическими пушками с дальностью эффективной стрельбы 1500-2000 м, не было необходимости в ее оснащении развитой автоматизированной СУО. Боевые машины, например БМП-2, не имели вообще как такового баллистического вычислителя. В то же время танки, вооруженные пушками калибра 100-125 мм, вели стрельбу на дальностях до 2,5-3,0 км с места и с ходу. Этому способствовало оснащение их стабилизаторами вооружения, лазерными дальномерами, баллистическими вычислителями (БВ) с датчиками условий стрельбы. В области СУО для легкобронированной техники качественный скачок связан с принятием на вооружение БМП-3, оснащенной 100-миллиметровым орудием, 30-миллиметровой пушкой и управляемым вооружением с ракетой, выстреливаемой из ствола орудия [2].
  Рисунок 1 - Вариант использования изделия “ГАЛС-Д3М” в БТТ
 С целью повышения точности стрельбы боевые машины были оснащены СУО с параметрами не хуже танковых [3]. Необходимо отметить тот факт, что расширение состава вооружения боевых машин типа БМП/БМД, БТР и типов боеприпасов позволяет сегодня существенно расширить функции комплекса вооружения БМ и условия его боевого применения. В технических заданиях появляются новые боевые задачи, в том числе стрельба с закрытых позиций, а в перспективе - сетевое управление огнем группы БТТ. Это приводит к необходимости создания единой автоматизированной системы управления огнем для всей номенклатуры бронетанковой техники. Необходимо отметить, что в состав вычислительной системы средств БТТ типа БМП-3 входят принятые на вооружение в 80-х годах аналоговые баллистические вычислители с упрощенным стрельбовым алгоритмом. В связи с этим состав датчиков внешних условий стрельбы неполный, ввод данных с них - ручной, с пульта наводчика (давление, температура воздуха и заряда), точностные и динамические характеристики их требуют совершенствования. Стрельба с закрытых позиций по ненаблюдаемой цели при составе СУО существовавших до сих пор боевых машин не могла быть обеспечена [2 ]. Одним из недостатков БТТ является тот факт, что в настоящее время исходное положение продольной оси БМ определяют относительно предварительно выбранного основного направления по горизонту, определенного с учетом предварительно введенных в БУ координат ориентира или относительно направления север-юг по горизонту с помощью датчика азимута имеющего низкие точностные характеристики. Используемые в БТТ автоматизированные системы управления огнем боевых машин и таков не могут работать в едином информационно-навигационном пространстве ни средств разведки (в т.ч. БЛА), ни c единой системой управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) “Созвездие М2“. Боевая информационно-управляющая система ГАЛС-Д3М “ГАЛС-Д3М” представляет собой комплексное решение по созданию боевых информационно-управляющих систем (БИУС) широкого применения в бронетанковой технике в качестве базового оборудования для формирования единой среды стабилизации, ориентации и навигации боевых средств БТТ. Вариант возможного использования изделия “ГАЛС-Д3М” в системах и комплексах БТТ показан на рисунке 1. В основу построения БИУС “ГАЛС-Д3М”, заложен одометрический принцип с одновременным комплексированием с приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Особенностью системы является интеграция бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) как с одометрами (механическими), так и (или) доплеровскими датчиками скорости. В системе сохранена возможность получения и отображения навигационной информации, добавлена возможность раздачи информации для стабилизации различных боевых средств, обновлено программное обеспечение.
 Рисунок 2 - Вариант комплексирования изделия “ГАЛС-Д3М” с автоматизированной системой управления огнем БТТ
На рисунке 2 показана функциональная схема ООО “НПО “ПРОГРЕСС” системы управления огнем комплекса вооружения БМ с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) ГАЛС-Д3М. Условные обозначения для рисунка 2: - цифровой канал связи RS-485; - аналоговые каналы связи; - поправка к углу прицеливания; - поправка к углу упреждения вооружения; баллистический вычислитель (БВ); стабилизатор вооружения; блок управления (БУ); автомат сопровождения объектов телетепловизионный (АСОТТ); прицел наводчика (ПН); пульт командира (ПК); пульт оператора (ПО); датчики СУО; пульт управления командира (ПУ); видеосмотровое устройство командира (ВСУ-К); система измерения координат (СИК); блок управления стабилизатора (БУС); пульт управления наводчика (ПУН); пульт управления командира (ПУК); усилитель вертикального наведения (УВН); усилитель горизонтального наведения (УГН); двигатель вертикального наведения (ДВН); двигатель горизонтального наведения (ДВН); датчик положения пушки (ДПП); центральный блок навигации и управления (ЦБУН); бесплатформенная инерциально - навигационная система (БИНС); устройство отображения (УО-1); курсоуказатель водителя (КВ-1); блок цифрового модема (БЦМ-1).
 Использование БИУС ГАЛС-Д3М позволит исключить датчик азимута в АСУО и позволит вводить данные азимута автоматически благодаря наличию в системе БИНС в изделии с режимом гирокомпасирования. Отличительной частью предлагаемой НПО ПРОГРЕСС АСУО является включение в состав системы БИУС со всеми элементами, входящими в комплект поставки изделия. Изделие “ГАЛС-Д3М” сохранило преемственность предыдущих поколений ГАЛС по работе с единой системой управления тактического звена «Созвездие М2». Радарный блок дистанции позволяет сохранять дистанцию БТТ как на марше, так и в бою, в том числе, при ведении боя в городских условиях и горных районах. Встроенный спутниковый навигационный приемник (СНП) ГЛОНАСС/GPS (частоты L1/L2 с кодом ВТ) в изделии “ГАЛС-Д3М” позволяет получать навигационные данные для навигации БТТ на марше и отображения на электронной навигационной карте устройства отображения командира. Кроме того, СНП передает навигационные данные для автономной инерциальной системы, которая позволяет работать БТТ в условиях радиоэлектронных помех от средств РЭБ противника.
  Рисунок 3 – Боевое применение АСУО/БИУС при совместной работе с БЛА разведки и ЕСУ ТЗ Созвездие М2. Согласно [4] баллистический вычислитель 1В539М предназначен для сбора информации от датчиков, обработки ее и вычисления углов прицеливания и деривации, кинематических и других угловых поправок (углов упреждения) при стрельбе из автоматической пушки и орудия - пусковой установки, а также настройки и контроля СУО при эксплуатации. При стрельбе УР также решает задачи выработки постоянных углов прицеливания (при стрельбе с превышением и без него) и упреждения или обеспечения встреливания УР в поле управления. В отличие от баллистического вычислителя 1В539, входящего в состав СУО БМП-3, 1 В539М [ 2 ] имеет большой схемотехнический потенциал и благодаря этому реализует полный стрельбовый алгоритм, позволивший учесть все необходимые факторы стрельбы.
 Для резервирования баллистического вычислителя 1В539М возможно использование центрального блока управления и навигации изделия ГАЛС-Д3М, который имеет еще больший, по сравнению с существующим, как схемотехнический, так и программный потенциал. Вычислительное ядро ЦБУН содержит несколько одноплатных компьютеров с различными операционными системами. БИУС ГАЛС-Д3М без проблем может быть интегрирована в единый цифровой канал обмена (RS-485) не только автоматизированной системы управления огнем БТТ, но в автоматизированную систему связи (по RS-232C), включая стабилизацию антенной системы перспективных спутниковых систем на борту БТТ. Кроме того, БИУС имеет возможность работы по CAN шине с электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя – тем самым проводить автоматическую диагностику режимов работы двигателя БТТ. В настоящее время на танки, БМП и БМД продолжается установка морально устаревшей танковой аппаратуры ТНА-4 и «Гамма», которая не имеет возможности работы ни в едином информационно-навигационном пространстве ЕСУ ТЗ «Созвездие М2», ни в едином цифровом канале обмена АСУО. Анализ технических характеристик и функциональных возможностей навигационных систем ТНА 4-3 и «Гамма» показывает, что на 2012 год они не отвечают современным требованиям ни по времени готовности к работе, ни по точности и времени непрерывной работы. В то же время, БИУС ГАЛС-Д3М в своем составе имеет высокоточную спутниковую автономную инерциально - навигационную систему, которая по точностым характеристикам в разы превышает используемые в БТТ навигационные системы ТНА-4 и «Гамма». Изделие “ГАЛС-Д3М” было разработано НПО ПРОГРЕСС в инициативном порядке, что обеспечивает сокращение сроков принятия на вооружение и реальную экономию бюджетных средств на проведение НИР и ОКР Министерством обороны Российской Федерации и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время боевая информационно-управляющая система “ГАЛС-Д3М” является первой в России системой для БТТ на основе технических решений, не уступающих мировым аналогам в области инерциально-навигационных, информационно-компьютерных, телекоммуникационных и спутниковых технологий. 
Источники:
1. Патент РФ № 2366886 от 26.06.2007
2. Патент РФ № 2444693 от 20.07.2011
3. Комплекс вооружения 2К23 боевой машины пехоты БМП-3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Тула, КБП, 1991, стр.1-10. 4. Боевая машина пехоты БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ч. 1.
5. Боевая информационно - управляющая система (изделие ГАЛС-Д3М) - http://www.mriprogress.ru/_files/G100.pdf