Две опытные бронемашины, созданные в 60-80-х годах ХХ века в КБ
Челябинского тракторного завода, переданы на Уралвагонзавод.
Планируется, что уникальные челябинские БМП-1 («объект 765») и БМПТ
(«объект 781») займут свое место в экспозиции музея Танкпрома, который в
2020 году откроется в Нижнем Тагиле.
Боевая машина пехоты БМП-1, или «объект 765», создана в 1966 году
специалистами ГСКБ-2 (главное специальное конструкторское бюро 2) на
Челябинском тракторном заводе, выпускалась серийно. Благодаря новым
огневым возможностям БМП-1 пехота превратилась в мотострелковые войска,
которые вместе с танковыми войсками составили основу Сухопутных войск
Советского Союза. Опытный образец «объекта 765» имеет корпус характерной
лодочной формы, сваренный из катанных броневых листов. Расположенные
под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1
выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии,
бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов. На
машине была предусмотрена система защиты от ядерного оружия и
автоматическая система противопожарного оборудования.
Особую ценность представляет опытная боевая машина поддержки танков
«объект 781», созданная инженерами конструкторами ГСКБ-2 в 1988 году на
базе танка Т-72. Данный образец конструкторсой мысли существует всего в
двух экземплярах, один из которых находится в музее БТТ на Кубинке, а
второй сейчас – на Уралвагонзаводе. Челябинский прототип БМПТ по своей
задаче - противостоять пехоте, вертолётам и легкобронированной технике,
представляющей угрозу для танков на поле боя – схож с тем, что сейчас
производят на Уралвагонзаводе, однако по компоновке и комплектации
составных частей – принципиально с ним расходится. Отличия касаются в
том числе и системы вооружения: на «объекте 781» два независимых боевых
модуля. Экипаж – 7 человек.
Обе машины – и «объект 765», и«объект 781» - имеют значительные
повреждения и частично разукомплектованы. На протяжение десятилетий, как
на опытных изделиях, на них челябинские специалисты проводили различные
испытания, в том числе и инженерные. Тем не менее Уралвагонзавод берет
на себя обязательство отреставрировать БМП-1 и БМПТ. Как подчеркивает
директор Выставочного комплекса УВЗ Алла Пислегина, после восстановления
эти машины займут достойное место в экспозиции, представляя важный этап
эволюции российской инженерной мысли.
Музей бронетанковой техники
Пресс-служба "Уралвагонзавода"