ПОЛЕВАЯ ТРЕХМЕРНАЯ
ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ СВЯЗИ В СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ
НОВОГО ОБЛИКА
Александр СТАРЧЕНКОВ
Журнал "Национальная оборона" №6/2012г
|
Александр
Викторович СТАРЧЕНКОВ
- заместитель
генерального директора
по науке ОмПО
«Радиозавод им. А.С. Попова»
|
В связи с переходом на двухуровневую систему
управления войсками возникла необходимость в принципиально новом подходе к
вопросу развертывания сети связи в тыловой тактической зоне за счет сил и
средств оперативностратегического уровня. В настоящее время для решения этой
задачи используется комплекс технических средств с многосвязными узлами
доступа, создающими двухмерную сеть связи решетчатой или сотовой структуры.
Работа подобных структур основана на каналах связи с пропускной способностью
155 Мбит/с и выше, что приводит к резкому сокращению пролетов связи между
узлами (до 15-20 км), так как расстояние между узлами доступа в сети
определяется боевым составом войск, построением боевых порядков и пропускной
способностью каналов связи. Это, в свою очередь, приводит к росту числа
аппаратных и, следовательно, снижению мобильности, а также низкой управляемости
сетями.
Отечественный и зарубежный опыт применения
полевых средств связи в локальных конфликтах с высокой динамикой боевых
действий показал низкую оперативную готовность такой структуры полевой связи.
Ведь она основана на применении многомашинных комплексов средств связи и
управления. У нее низкая пропускная способность прямых каналов связи и, как
следствие, низкая информативность. В зоне глубиной до 60 км эта структура
высоко уязвима от воздействия средств огневого поражения.
Возможным выходом из сложившейся ситуации
может быть переход к трехмерной решетке связи для тактического звена с
использованием сетецентрических технологий, которые позволят создать прямые
каналы связи с повышенной пропускной способностью. Наиболее перспективным
направлением является включение в систему связи беспилотных аппаратов (БАА)
вертолетного типа, оснащенных активными ретрансляторами сигналов DSAR+.
На рисунке представлена схема организации
полевой трехмерной транспортной сети связи с использованием комплексных
многофункциональных аппаратных связи производства ОмПО «Радиозавод имени А.С.
Попова» с применением активных ретрансляторов DSAR+ на базе БПЛА. Она сочетает
новейшие сетецентрические технологии организации связи в тактическом звене
управления «бригада - батальон - рота» с достоинствами прямых каналов связи
«бригада - оперативное командование». Скоростная транспортная сеть бригады
построена на основе технологии, известной как «Тактический Интернет» военного
применения, и базируется на двух типах многофункциональных комплексных
аппаратных связи: ПУС (полевой узел связи) и ППУ (подвижный пункт управления).
Полевой узел связи предоставляет услуги связи
должностным лицам бригады на развертываемых пунктах управления, а подвижный
пункт управления предоставляет услуги связи должностным лицам бригады при их
перемещениях в ходе выполнения боевых задач.
Обе аппаратные ПУС и ППУ имеют близкий по
составу набор оборудования для организации связи и управления, включая места
для установки автоматизированных рабочих мест командира, аппаратуры
засекречивания, накопления и документирования информации.
Транспортная сеть строится на основе
унифицированного радиорелейного оборудования с повышенной пропускной
способностью на одну аппаратную. Оно работает в дециметровых диапазонах волн с
целью обеспечения максимальной дальности и устойчивости связи. Для организации
каналов связи с полевыми подвижными пунктами управления используются активные
ретрансляторы сигналов, работающие в двух диапазонах. Скорость передачи
информации в движении составляет 2 Мбит/с и может увеличиваться до 8 Мбит/с в
зависимости от условий связи и поставленной задачи. На стоянке скорость
передачи составляет 34 Мбит/с.
Новые аппаратные связи ОмПО «Радиозавод имени
А.С. Попова» оснащены универсальным мультиплексным оборудованием для работы в
сетях SDH, PDH, IP, что создает дополнительные эксплуатационные преимущества на
переходном этапе перевооружения подразделений связи и управления. В ПУС
предусматривается возможность выноса мультиплексного оборудования с передачей
информации по волоконно-оптическому кабелю, что также повышает оперативность
развертывания командных пунктов и снижает их заметность.
Предлагаемая модель транспортной сети
строится по сетецентрической технологии с использованием унифицированного
радиооборудования дециметрового диапазона волн, работающего в режиме
«точка-точка» и «точка-многоточка» с распределением пропускной способности в
зависимости от решаемой задачи. Суммарная пропускная способность ПУС составляет
2x6 Мбит/с или 12x256 кбит/с на расстояниях до 5 км при работе в движении, до
30 км при работе на стоянке и до 50 км при работе в движении через активный
ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА.
Кроме указанного оборудования, ПУС и ППУ
оснащены средствами КВ-и УКВ-связи, навигации, служебной связи,
жизнеобеспечения в соответствии с требованиями на полевые объекты связи и
управления тактического звена на колесном шасси защищенного исполнения (по
группе 1.1.2 НТД ОТТ 2.1.211-2004).
В ПУС и ППУ предусмотрено одно рабочее место
оператора, а в ППУ, кроме того, - два рабочих места для работы должностных лиц.
Компоновка ПУС и ППУ предусматривает размещение и возможность применения
табельного оружия экипажа, защищенного бронекузовом автомобиля, а также
возможность применения ручного скорострельного оружия, устанавливаемого на
турелях вне бронекузова.
Дальнейшие перспективы развития трехмерной
структуры транспортной сети связи связаны с совершенствованием
ретрансляционного оборудования, использованием различных платформ и увеличением
пропускной способности оборудования.
В марте 2012 г. ОмПО «Радиозавод им. А.С.
Попова» провело успешные эксплуатационные испытания новейших разработок:
комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ) и
комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР). Испытания
прошли на полигоне в Черлакском районе Омской области по специальным методикам,
разработанным ведущими научными институтами Российской Федерации.
Во время эксплуатационных испытаний были
протестированы принципиально новые тактические приемы организации полевой
связи, в том числе загоризонтной, с использованием беспилотных летательных
аппаратов (БЛА). Испытания показали, что активный ретранслятор сигналов DSAR+,
установленный на БЛА, позволяет реализовать режим загоризонтной радиорелейной
связи с гарантированной устойчивостью вне зависимости от состояния тропосферы.
Комплексные аппаратные связи типа КАС-ТМ и КАС-ТР способны заменить собой до
пяти единиц техники связи, предлагаемой в настоящее время различными
производителями для организации полевой системы связи. Эксплуатационные
испытания показали, что новая разработка ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»
совместима и обеспечивает встречную работу со всем оборудованием, применяемым в
сетях связи общего пользования и сетях связи специального назначения.
Отличительными характеристиками КАС-ТМ и
КАС-ТР являются низкие эксплуатационные затраты, высокая помехозащищенность
каналов связи, быстрое развертывание вне зависимости от климатических условий.
|
Машина
комплексной транспортной
многофункциональной
аппаратной связи
КАС-ТМ
|
Так комплексная транспортная
многофункциональная аппаратная связи КАС-ТМ (на базе автомобиля повышенной
проходимости КАМАЗ 53501 с колесной формулой 6x6, полной массой не более 18 т.)
позволяет развернуть три направления скоростных радиолиний сантиметрового
диапазона и направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из трех
человек за время не более 15 мин.
|
Машина
комплексной транспортной
ретрансляционной
аппаратной связи
КАС-ТР
|
Комплексная транспортная ретрансляционная
аппаратная связи КАС-ТР (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 4350
с колесной формулой 4x4, полной массой не более 12 т.), позволяет развернуть
два направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и два
направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из четырех человек за
время не более 30 минут.
Предлагаемая структура организации трехмерной
транспортной сети связи в значительной мере повышает мобильность и устойчивость
связи и снижает материальные затраты при подготовке и ведении боевой операции,
а также обеспечивает быструю реакцию подразделений связи на изменение боевой
обстановки.