среда, 30 ноября 2011 г.

Брак башен танка Т-64А


О ХАРАКТЕРЕ ТРЕЩИН В БАШНЯХ ТАНКА Т-64А

Л. Т. ИЛЬИНКОВА, М. Г. КОВРИГА, Ю. Н. МАСЛОВА, Н. Д. САВЕНКО
Журнал «Вестник бронетанковой техники» №5 / 1976г.  С.37-38

   На окончательно готовых литых башнях танка Т-64А, в районе передних ниш, были обнаружены волосовидные трещины глубиной до 5 и длиной до 50 мм. Для выяснения их происхождения и влияния на противоснарядную стойкость был проведен визуальный осмотр поверхности 21 башни на всех технологических операциях изготовления, а также произведено металлографическое исследование и снарядный обстрел одной башни с трещинами в нишах.
Поверхности ниш осматривались после зачистки наждачным камнем до чистоты поверхностей Ѵб. После термообработки на 62% осмотренных башен были выявлены грубые извилистые трещины глубиной до 20 и длиной до 300 мм, располагавшиеся в углах сопряжений плоскостей и на плоскостях ниш. Эти трещины были литейным браком и удалялись вырубкой, заточкой или выплавкой. Затем трещины были обнаружены после исправления геометрических размеров выплавкой. Эти трещины по внешнему виду и глубине соответствовали трещинам, обнаруженным на готовых башнях.
Таблица 1. Результаты внешнего осмотра башен после исправления геометрических размеров ниш выплавкой
Наименование
Количество трещин
шт.
%
По способу подгонки геометрических размеров:


— выплавка
144
97,0
— наплавка
4
3,0
По виду расположения:


— угловые
99
67,0
— плоскостные
49
33,0
ГІо месту расположения:


— в левой нише
46
31,0
— в правой нише
102
69,0
Они располагались по участкам выплавки, в единичных случаях — на границе «наплавка — основной металл». На участках ниш, где не было выплавочных работ, трещины не обнаружены. В углах сопряжений трещин вдвое больше, чем по плоскости ниш. Несколько больше трещин в правой нише, что можно объяснить большим объемом выплавочно-наплавочных работ (табл. 1).
    Влияние времени вылеживания на возникновение трещин проверялось на одной башне через 3, 6 и 8 ч. С увеличением времени вылеживания количество трещин увеличивалось. Обнаруженные после 6 суток вылеживания трещины на поверхности ниш удалялись абразивной заточкой на глубину 5 мм. Осмотром через двое суток после заточки обнаружено 10 новых трещин. Таким образом, установлено, что на башнях в местах подгонки геометрических размеров выплавкой образуются трещины, количество которых с течением времени увеличивается.
Таблица 2. Значения поверхностных напряжений (кгс/мм2) на различных этапах изготовления
Номер башни
После термической обработки
После подгонки геометрических размеров выплавкой
1
66,5
41,4
44,0
25,6
2
54,0
15,6
22,0
19,2
3
54,2
12,6
85,0
4,5
   Металлографическим исследованием установлено, что по месту выплавки имеется зона термического влияния, распространяющаяся на глубину 3—5,5 мм; наблюдаемые на поверхности ниш трещины не выходят за пределы этой зоны. Микроструктура зоны термического влияния мартенситобейнитная, твердость HRC — 46 ед. Микроструктура основного металла — сорбит высокого отпуска, HRC — 18—20 ед. В изломе, полученном после поломки пробы на прессе, стенки трещин имеют мелкокристаллическое строение, характерное для подкаленной зоны, их поверхность незначительно окислена.
    Одна башня с трещинами в нишах после трехмесячного вылеживания со времени подгонки размеров выплавкой была испытана снарядным обстрелом при температуре воздуха +18° С. Полигонные испытания башня выдержала, хрупких отколов не было.
Для определения причины образования трещин после различных технологических операций были измерены прибором ИОН поверхностные напряжения в металле башен*.
Уровень поверхностных напряжений на башнях после предварительной и окончательной термообработки колебался в довольно широких пределах (от 39 до 87 кгс/мм2) и в отдельных точках превышал предел текучести для данной марки стали. Разрядка высокого уровня напряжений в районе ниш сопровождалась появлением трещин.
   Данные изменения уровня напряжений на различных этапах технологического процесса изготовления башен приведены в табл. 2. 
    На одной башне было проверено влияние подогрева до температуры 250° С перед выплавочными работами на уровень поверхностных напряжений. Подогрев привел к снижению общего уровня напряжений примерно в четыре раза (с 85 до 22 кгс/мм2) и уменьшил количество трещин.
    Выводы
1. Трещины, выявляемые после предварительной и окончательной термообработки башен, литейного происхождения, а трещины, выявляемые на последующих технологических операциях — подкалочные, появление которых связано с высоким напряжением, возникающим в результате выплавочно-наплавочных работ при исправлении геометрических размеров ниш.
2. Волосовидные подкалочные трещины в районе ниш не снижают противоснарядную стойкость и живучесть башен.
3. Подогрев башен до 250° С перед выплавочными работами уменьшает количество подкалочных трещин, однако не исключает их появление.
4. Во избежание трещинообразования и с целью устранения выплавочных работ рекомендуется скорректировать модель.
* Замер напряжений производили Н. Г. Василевский и В. Яцунов.
Gur Khan: Статья скопирована без купюр и каких либо исправлений. Танк Т-64А к этому времени находился в серии более 8 лет.  Уровень брака по трещинам был столь высок, что потребовалось проводить специальное исследование и испытания. И хотя проведенные испытания не выявили снижения противоснарядной стойкости и живучести башен, тем не менее ситуация на производстве потребовала изменений в конструкции башни - пример изначально низкого качества конструкторских работ, игнорирование особенностей технологии и пренебрежения к требованиям производства,  царившие в ХКБМ. При изготовлении башен для танков Т-72 таких проблем не возникало...

Wallpaper. T-90MS TAGIL -3

                                                   T-90MS TAGIL THE BEST OF THE BEST
                                                                      1920х1330 0,6Mb

                                                    T-90MS TAGIL THE BEST OF THE BEST
                                                                       1920х1289 0,7Mb

Wallpaper. T-90MS TAGIL -2

                                                T-90MS TAGIL THE BEST IN THE WORLD
                                                                    1920х1358 1,56Mb

Новая ТОС-бригада


29 ноября 2011 г.  ИТАР-ТАСС. В Южном военном округе /ЮВО/ сформирована новая бригада войск радиационной, химической и биологической защиты /РХБЗ/ с пунктом постоянной дислокации в Волгоградской области. С 1 декабря бригада приступит к выполнению задач по штатному предназначению, сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе округа.
     Бригада РХБЗ оснащена самыми современными образцами гусеничной техники. Среди них тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Буратино" с новым ракетным боеприпасом с повышенной дальностью стрельбы до 12 км, тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т на базе танка Т-72. Также в распоряжении специалистов находятся машины химической разведки РХМ-6, специальные машины тепловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У, машины постановки дымовых завес ТДА-2К.
      "Существенному перевооружению подверглись огнеметные подразделения. В дополнение к уже стоящему на вооружении реактивному огнемету РПО-А "Шмель" добавились новый реактивный пехотный огнемет повышенной дальности и мощности РПО ПДМ-А "Приз" и легкий бесшумный пехотный огнемёт ЛПО-97 "Варна", - рассказали в штабе ЮВО.
      Там уточнили, что обучение военнослужащих проходит на новых компьютерных тренажерах "Янычар", имитирующих стрельбу из огнеметных систем. Это позволяет повысить качество обучения без расхода дорогостоящих боеприпасов.
     Всего в 2011 году в войска РХБЗ Южного военного округа поступило более 10 тыс единиц нового вооружения и военной техники.

Перегрузка НУРС с грузовика на ТЗМ-Т
Выдвижение бригады РХБЗ
В Армии Российской Федерации оказывается есть прекрасный тяжелый бронетранспортер, только его "прячут" в войсках РХБЗ под маркой БМО-Т (боевая машина огнеметчика-тяжелая)
На огневых позициях
Экипировка бойца-огнеметчика
Фоторепортаж 
www.otvaga2004.narod.ru 
2003год Шиханы.

На родине русских стальных пушек

Вчера состоялся выезд рабочей группы по развитию туризма при правительстве Свердловской области в славный город Кушва. Достопримечательностей в нем не мало. Некогда он был центром Гороблагодатского горного округа, объединявшего целый ряд казенных металлургических заводов.
Современный город Кушва. Вид с отвалов горы Благодать.
Именно сюда, на уральские казенные горные заводы в 1843 году, в возрасте 23 лет, по окончании Института корпуса горных инженеров, был командирован поручик Павел Матвеевич Обухов.
Павел Матвеевич Обухов, 1820-69гг.
В 1845 году он был назначен на штатное место смотрителя при Серебрянском заводе. Должность эта, ничтожная по своему значению, сильно тяготила Обухова, и он скоро оставил ее, успев выхлопотать себе заграничную командировку. В 1846 г. Обухов был командирован за границу на два года, в Германию и Бельгию, для усовершенствования в горнозаводском деле и в особенности для изучения железного, медного и механического производства, с обязательством прослужить за эту командировку шесть лет в Горном ведомстве. Проведя два года за границей, Обухов в начале 1848 года приехал в Петербург, где прожил 4 месяца, составляя отчет о своей поездке. Вернувшись в сентябре в Серебрянский завод, он в конце того же 1848 года был произведен в штабс-капитаны и назначен управителем Кувшинского завода, на котором прослужил три года. Около этого времени у него стала зарождаться идея изобретения литой стали.
Ул.Первомайская, 36 - дом в котором жил управитель Кушвинского завода П.М.Обухов
А дальше были переезды и служба при других заводах, многочисленные опыты и заслуженная победа. Кому сейчас не известен знаменитый Обуховский артиллерийский завод, но мало кто знает, что зарождалась эта идея на далеком Среднем Урале...
Ныне в качестве памятника деятельности Павлу Матвеевичу в Кушве у входа музей Краеведения установлена пушка. Она конечно не стальная, но тем не менее по своему интересная. Это корабельное 68-фунтовое (214мм) бомбическое орудие. Именно такие пушки (правда чуть более раннего выпуска) с кораблей эскадры адмирала П.С.Нахимова громили турков при Синопе, а будучи свезенными и установленными на берегу - громили англо-французских интервентов в Крымкую войну, защищая осажденный Севастополь.
 

Клеймо на правой цапфе пушки говорит о дате и месте выпуска: 1852год, соседний с Кушвинским - Верхне-Туринский завод.

А вот клеймо на левой цапфе из числа загадок. На нем четко видны литеры "ВЕ" (инициалы мастера?), перевернутая и отзеркаленная римская цифра "XII" (месяц выпуска?) и так же зеркальные и перевернутые цифры "68" (указание калибра орудия)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Установка 68-фунтового орудия на станке на палубе линейного корабля "Двенадцать апостолов"

вторник, 29 ноября 2011 г.

T-90MS: mobility / Т-90МС: подвижность

Некоторые, так называемые "эксперты", которые на самом деле нихрена в танках не понимают, и имеют IP-адреса, разумеется с украинской пропиской, выполняя установки своих кураторов начали утверждать, что на танке Т-90МС отсутствует АПП (автоматический переключатель передач). К сожалению, фотографий, доказывающих обратное у меня нет. Но есть страницы из вполне официального буклета по этому танку, где вся комплектация разложена что называется "по полочкам". Вот они:

Буклет создан в точном соответствии с "Паспортом рекламного облика" на данное конкретное изделие. Так что не извольте сомневаться в реальности всего того, что в нем пишут и показывают. Украинская ложь - не пройдет!
Ну а дополнительно, так сказать для иллюстрации возможностей по установке АПП, для того что бы доказать что "девайс" реально существует не только на бумаге, вот несколько моих фото АПП, смонтированного в отделении управления унифицированного шасси Э300, разработки КБ Уралтрансмаша. Макет этого шасси, оснащенный рулевым управлением и АПП был с успехом продемонстрирован как в статике, так и в движении на выставке REA-2009. Напомним тот факт, что Уралтрансмаш уже тогда входил в холдинг "Уралвагонзавода"...

Т-90МС: Сделано в России!


"Сделано в России" - программа канала "ВЕСТИ 24" от 29.11.2011г