четверг, 14 июня 2012 г.

Знаменитый Т-95 с газовой турбиной мог стать реальностью

 В начале 90-х годов над перспективной бронетанковой техникой работали в Ленинграде, Нижнем Тагиле и Харькове. В Нижнем Тагиле, например, создавали новый танк, получивший обозначение Объект 187. Кроме традиционного для Нижнего Тагила четырехтактного дизеля, на одном из опытных изделий была установлена газовая турбина мощностью в 1500 л.с. По мощности силовой установки советский танк, что называется, догнал западные машины. А если учесть, что 187-й по массе был меньше, чем зарубежные машины третьего поколения, то преимущество по удельной мощности (лошадиные силы на тонну веса) уже было за уральским танком.
 Если сравнивать с имевшимися тогда отечественными дизельмоторами, то самые лучшие были способны выдать лишь 1200 л.с. Разница в 300 "лошадок", естественно, не мелочь, просто так от нее не отмахнешься.
 ГТД в 1500 л.с. успешно испытывался и на ленинградских Т-80. Новая турбина разгоняла танк до таких скоростей, что если бы не секретность, то рекорды, поставленные этим танком, наверняка попали бы в книгу рекордов Гиннеса.
 И казалось, что эта перспективная силовая установка должна была прописаться на новых танках, но гибель Советского Союза и жесточайший экономический кризис обвалили большинство работ по оборонной тематике. Не минула чаша сия разработчиков и производителей бронетанковой техники. Оставшись без заказов своей армии, танкостроители старались элементарно выжить. Так продолжалось несколько лет.
 Но даже в самые нелегкие времена есть люди, которые глядели в будущее, и вот в самый разгар кризиса было решено делать совершенно новую машину, в которой было решено воплотить все самое лучшее, что имелось в отечественном танкостроении. И, наверное, поэтому наряду с дизельным вариантом планировалось создать вариант с газовой турбиной.
 Логика в этом, несомненно, была. Ведь даже в настоящее время соединения на Севере, вокруг Москвы и на Дальнем Востоке продолжают эксплуатировать модификации Т-80. Для условий с низкими температурами лучше танка с газовой турбиной не найти. Даже в самый суровый мороз ГТД идеально заводится, чего не скажешь о дизеле. Поэтому в бригадах бывшего Ленинградского военного округа так держатся за свои старенькие "восьмидесятки". В разговорах с танкистами те сетуют, в основном, на устаревшие приборы ночного видения и средства связи, остальное их, в целом, устраивает.
 А ведь кроме имевшегося уже в начале 90-х ГТД в 1500 л.с. планировалось создать силовую установку с совсем фантастическими характеристиками - до 2000 л.с. Да, новые турбины были бы дороги, но и у дизелей цены также стремительно растут, и разрыв с ценами на ГТД стремительно сокращается. Что касается экономичности, то новые турбины потребляли столько же топлива, сколько и дизельные моторы.
 К сожалению, работы по газотурбинному варианту перспективного танка были прекращены, в то время просто не было денег, чтобы "тащить" две параллельные программы по новым двигателям. Тем более, создание одного дизельного варианта требовало много усилий. Поначалу были серьезные проблемы, которые титаническими усилиями были преодолены. Если у страны было бы чуть больше денег, то и новая турбина продемонстрировала на реальной машине все свои лучшие качества. 

Еще раз о музее ОАО Завод №9 в Екатеринбурге


Фоторепортаж Ю.В.Зарубина специально для сайта "ОТВАГА"

На сайте «Отвага» уже публиковалась информация о недавно открытом музее Артиллерийского завода №9 (см. фоторепортаж Под индексом «Д»). Я посетил этот музей 30 мая с. г. Представляю вашему вниманию дополнительные фотографии с площадки серийных и экспериментальных образцов артиллерийских орудий.
Музей небольшой, но экспонаты там действительно уникальные, экспозиция очень интересная. В ходе небольшой экскурсии мы услышали увлекательный рассказ и получили исчерпывающую информацию о выставленных изделиях, а также услышали ответы на наши многочисленные вопросы. Особую благодарность в связи с этим хотелось бы высказать нашему экскурсоводу – сотруднику конструкторского бюро завода № 9 Михаилу Владимировичу.
Пользуясь случаем сообщаю, что музей соседнего Уралмашзавода (ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения») находится в стадии переезда в новое помещение (рядом с заводоуправлением). В связи с этим музей фактически закрыт. Однако директор музея, Сергей Степанович, не только принял нас, но и любезно согласился рассказать об истории завода, а также продемонстрировать те экспонаты, которые уже разместились в новых залах.
Я посетил немало подобных заводских музеев и у меня сложилось вполне определенное мнение об их сотрудниках. Это – энтузиасты своего дела, патриоты своих предприятий. Всяческих им успехов!

среда, 13 июня 2012 г.

Новейший бронированный "Урал" представлен на "Eurosatory-2012"

На выставке "Eurosatory-2012", которая проходит с 11 по 15 июня во Франции, представлен перспективный защищенный "Урал" с бронированным корпусом. Об этом сообщает официальный сайт автомобильного завода "Урал".
 Это перспективный бронированный автомобиль (колесная формула 6х6) с усиленной защитой пассажиров, перевозимого груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия и мин. Машина рассчитана на перевозку 12 человек или 5 т груза.
 Автомобиль предназначен для решения различных транспортных задач, перевозки специальных грузов и буксировки прицепов по всем видам местности: новый "Урал" может преодолевать перевалы высотой до 4650 м и работать при температуре воздуха от –50°С до +50°С.
 Автомобиль оснащен электронной системой управления, которая выводит на экран водителя информацию о состоянии агрегатов и может автоматически подключиться к внешним системам управления. 
 

Улучшенный вариант БТР-4 поступит на вооружение украинской армии

В настоящее время БТР-4 является одним из самых продаваемых бронетранспортеров в мире, счет заказанных машин идет на сотни. Конкуренты до сих пор не могут прийти в себя после ошеломительного успеха харьковской машины на рынке Казахстана.
 
Машина для украинской армии будет отличаться от тех, что идут на экспорт
 
В Сети уже появились восторженные отклики казахских военных, которые сравнивают БТР-4 с имеющимися у них моделями и отмечают, что украинская машина выигрывает по всем характеристикам, так как по настоящему "является техникой XXI века".
 
И не исключено, что в ближайшее время последуют новые заказы на данную машину. Отрадно, что  БТРом снова заинтересовалось руководство украинской армии.  По некоторым данным в войска пойдет модернизированный вариант данной машины. О том, что и как будет модернизировано, разумеется, пока не известно. Однако, по всей видимости,  будет переделана  носовая часть машины.
 
Вполне возможно будет произведена некоторая перекомпоновка внутренностей БТРа, повышена противоминная защита. Двигатель отечественного производства 3ТД вероятно будет заменен на импортный. У иностранных силовых установок значительно больший ресурс, а этот показатель в современных условиях считается одним из наиболее важных.
 
Машина огневой поддержки МОП-4
Вполне вероятно, что собственно кроме самих БТРов, на вооружение со временем поступят и другие, сделанные на его базе машины, в том числе колесные танки. По мнению многих военных экспертов такая техника сейчас все более актуально для современных армий. И если у России по разным причинам, у себя, практически не из чего выбирать, кроме импортной техники, то на под такой вид техники украинские конструкторы сделали прекрасную базу. Правда, не надо особенно увлекаться, горячие головы начали утверждать, что колесные танки способны заменить танки основные. Это ошибка. У тех и других своя ниша.

Читать полностью

Забытая легенда

Безалаберное и неуважительное отношение к собственной истории – это, увы, не редкость для России. Все мурманчане помнят, как несколько лет назад рубку подводной лодки «Курск» нашли на свалке. А сегодня гниет под открытым небом настоящая легенда первая атомная субмарина К-3. Гордость советских инженеров и объект зависти других держав.

Все обещания областных чиновников и представителей флота сделать из «Ленинского Комсомола» музей оказались пустым звуком. Журналисты ТВ-21 увидели то, что осталось от субмарины. И были поражены ее величием, несмотря на плачевное состояние.

Как не бывает бывших командиров, не бывает и бывших субмарин. К-3 сейчас в плачевном состоянии. Даже у легенды есть срок годности. Она стоит на судоремонтном заводе «Нерпа», открытая соленому ветру и дождю. Хлопьями отлетает ржавчина, но даже сейчас она поражает воображение.

К-3 заложили на заводе "Севмаш" в Северодвинске. Спустили на воду в 1957. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Ее историческая значимость не меньше, чем у "Авроры" или, например, у космического корабля "Восток".

Почему К-3 была объектом зависти всех морских держав? Это первая атомная субмарина. Такой современной боевой техники на тот момент кроме как у Советского Союза не было ни у кого. Ничего более совершенного мир не знал.

«Ленинский Комсомол» - первая подводная лодка, которая прошла точку Северного полюса Земли. А потом всплыла. Экипаж водружал флаг на снежных торосах. Попутно подводниками были сделаны и научные открытия.

В 2006 году уже нежизнеспособную лодку на понтонах из Гремихи доставили в Снежногорск. С тех пор К-3 стояла в крытом эллинге. На ней еще был экипаж из 18 человек. Каждый день они приходили на свою лодку. Три года назад мы виделись с командиром Андреем Тищенко, как раз перед тем как моряки должны были навсегда покинуть «Ленинский Комсомол».

А сегодня очень трудно говорить в эфире, что легендарная лодка никому не нужна. Ее будущее все также туманно. Есть официальный приказ Министерства обороны: К-3 под нож не пускать. Но бумажку подписать не сложно. Этим все и закончилось. Денег на то, чтобы сделать из лодки музей никто не дает. Не выделяют ни копейки даже для того, чтобы ее сохранить. За то, что она занимает место, расходы несет завод.

Сегодня лодку вывели на хранение под открытое небо, чтобы не занимала дефицитное место. Но и здесь она мешает ремонту судов. Чтобы спустить К-3 на воду, а это значит сварить все три ее части, нужно около 30 миллионов рублей. На переоборудование лодки в музей - около 500. Государство за это платить, видимо, не готово.

Лодка по-прежнему принадлежит Северному флоту. Уже сменились командующие, два губернатора, а слова сделать из «Ленинского комсомола» музей так и остались пустым звуком. Ее хотели поставить у ледокола «Ленин», говорили о морском фасаде Мурманска, были планы отправить в Санкт-Петербург на вечную стоянку у крейсера «Аврора». Но и эти обещания остались обещаниями.

Для кого-то К-3 - душа моря, нулевой километр, первая страница истории всего атомного флота. Но у них нет средств для того, чтобы ее сохранить. А для чинов гражданских и военных «Ленинский Комсомол» остается объектом саморекламы. О ней вспоминали и будут вспоминать по праздникам и к выборам, рассказывая о патриотизме и воспитании молодого поколения. А есть ли будущее у нации, которая забывает о собственной истории?
ТВ21

По итогам испытаний итальянских колесных танков в РФ могут создать СП


ПАРИЖ, 12 июн - РИА Новости. Испытания в России итальянских колесных танков Centauro и БМП Freccio могут привести к созданию СП для интеграции российских ракетных систем и итальянских бронемашин или к покупке Россией лицензии, никаких решений пока не принято, сообщил РИА Новости во вторник куратор программы по сотрудничеству с Россией оборонной компании Oto Melara Бруно Фарина.
Ранее представитель Oto Melara заявил РИА Новости, что Россия может приобрести в Италии лицензию на производство колесных танков Centauro, и сообщил, что две боевые машины уже проходят испытания в Подмосковье.
Фарина подтвердил, что покупка Россией лицензии - это один из вариантов сотрудничества, форма которого пока не установлена. При этом основной целью испытаний является знакомство и возможная интеграция военных технологий обеих стран.
  
Он сообщил, что испытания проходят в рамках соглашения, подписанного российским и итальянским Минобороны в сентябре 2011 года. По его условиям, Италия поставляет России четыре боевых машины в два этапа для их оценки российской армией.
"У нас пока нет официальных докладов от Минобороны по результатам испытаний первых двух машин. В основном это была проверка ходовых качеств - известно, что стрельб еще не было. Думаю, они ждут для этого прибытия еще двух машин, поскольку корпус и ходовая часть у них одинаковые, различаются только башни и комплекс вооружений", - сказал собеседник агентства.
В данный момент в России находятся колесный танк Centauro с пушкой калибра 105 миллиметров и созданный на его базе БМП Freccio с пушкой калибра 25 миллиметров - обе машины в таких конфигурациях находятся на вооружении итальянских ВС.
"Россияне ждут те же платформы (Centauro и Freccio) с пушками 120 и 30 миллиметров. Они будут поставлены в июле", - сообщил Фарина.
По его словам, испытания могут продлиться и в 2013 году - их сроки зависят, в том числе, от опыта проводящих их российских экипажей.
"Мы не можем сказать, будет ли окончательное решение принято по результатам этих испытаний. Мы рассчитываем получить доклад, из которого мы сможем понять, в какую сторону нужно двигаться. Надеемся, что в конце концов наши страны придут к пониманию необходимого уровня сотрудничества по наземным системам вооружения", - сказал представитель Oto Melara.
Он отметил, что основной вопрос сегодня - это интеграция технологий.
"В области ракетного вооружения технологии российских компаний могут быть на высоком уровне. Возможно, в будущем российские ракеты можно будет установить на наши башни, объединить системы на уровне совместного предприятия или в другой форме, что позволит ответить на новый уровень угроз и повысит конкурентоспособность", - заявил Фарина.
Он считает, что обсуждать вопросы локализации производства пока рано.
Боевые машины Centauro и Freccio производятся СП CIO, созданным Oto Melara, входящей в один из крупнейших итальянских холдингов Finmeccanica, и Iveco. Причем Oto Melara производит башни и системы вооружения.
Экипаж Centauro составляет четыре человека, боевая масса - 24 тонны, максимальная скорость хода - 100 километров в час, запас хода - 800 километров. На вооружении находятся пушка, а также два пулемета калибра 7,62 миллиметра. Эти боевые машины стоят на вооружении четырех стран - Италии, Испании, Омана и Египта.

вторник, 12 июня 2012 г.

"Опять двадцать пять..."

Николай Макаров: Россия готова к закупке бронемашины Patria AMV

Российские вооруженные силы готовы рассмотреть вопрос о закупке финской бронемашины Patria AMV, но только после ее всесторонних испытаний - об этом на оружейном салоне Eurosatory-2012 заявил начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров.
Второй день работы Eurosatory-2012 отметился посещением его большой делегацией минобороны. Экспозиции осматривали, в том числе, начальник Генштаба Макаров и первый замминистра обороны Александр Сухоруков. Если Александр Петрович сосредоточился на знакомстве с изделиями российской оборонки, то Николай Егорович большую часть времени посвятил зарубежным экспонатам. На главу Генштаба произвела впечатление финская бронемашина Patria AMV. Смотрится она, действительно, грозно. Впечатление усиливает пушка, изготовленная в стиле технологий невидимости.
Николай Макаров заявил, что военное ведомство было бы не против испытать этот броневик на своих полигонах и, в случае получения хороших результатов, рассмотреть вопрос о закупках. Видно было, что финнов такое предложение удивило. Как в свое время французов, услышавших о намерении ВМФ России купить у них "Мистрали". Французы действительно не поверили в реальность сказанного тогдашним главкомом ВМФ. Сегодня Военно-морским флотом у нас командует другой человек, а первый "Мистраль" для России уже строится. Так что, глядишь, и наши мотострелки в качестве бронетранспортеров будут скоро использовать финские машины.

"Российская газета"