четверг, 31 января 2013 г.

ТМЗ+Renk=моноблок для Т-72


 Вчера газета "Известия" выдала статью под заголовком "Танкисты избавились от дизеля с французской трансмиссией".  Мне бы очень хотелось снова пройтись по профессиональному уровню современной российской журналистики, но не буду. Сегодня остановимся на другом. Собственно, из газетной статьи совершенно не ясно, о каком проекте идет речь и что из себя представляет тутаевский дизель ТМЗ-866.10, да еще в моноблоке с трансмиссией от "Ренк". По этому опираясь на рекламные материалы немного расскажем о них.
    ОАО «Тутаевский моторный  завод» представляет двигатель мод. 866.10 мощностью 1000 л.с. для работы в моноблоке с трансмиссией ESM-350 фирмы «RENK France».
  Открытое акционерное общество «Тутаевский моторный завод» входит в группу «РТ-Авто» Госкорпорации  «Ростехнологии» и расположен в г.Тутаеве Ярославской области в 43км от Ярославля.  Завод производит тяжелые дизельные двигатели, трансмиссии, чугунные отливки. Продукция предприятия предназначена для производителей тяжелой автомобильной и сельскохозяйственной техники, предприятий машиностроения и судостроения. Дизельные двигатели занимают в объеме производства 27%. 
Динамика выпуска по годам
Генерации двигателей ТМЗ в зависимости от уровня форсировки.
 Прототипом двигателя 866.10 служит двигатель для спортивных грузовиков (КАМАЗ, МАЗ), производимый сегодня на ТМЗ. Этот двигатель относится к промежуточному уровню между II и III генерациями (V-8-II и V-8-III), так как вдвигателеТМЗ-866.10 реализованы еще не все решения, предусмотренные для двигателей III генерации (760-1140л.с.).  К этой же генерации относятся двигатели спортивных грузовиков команды «КАМАЗ-Мастер», неоднократной победительницы престижных ралли «Париж-Дакар». Полномасштабные двигатели III генерации, планируемые к серийному производству с 2014 года, предназначаются как для коммерческих целей, так и для применения в изделиях ВАТ и БТВТ.
Характеристики двигателя ТМЗ, предназначенного для установки на перспективную БМП "Курганец-25"
Характеристики двигателя, предназначенного для модернизации МТО танков Т-72 / Т-90
 
 
 

3D- модель двигателя 866.10. 
Концепция силовой установки, разработанная совместно с фирмой “RENK France”.

Кооперация в производстве двигателя:
Основные детали и узлы двигателя, такие как блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока, цилиндропоршневая группа, коллекторы, маховик и некоторые другие, изготавливаются непосредственно на ТМЗ. Ряд деталей изготавливаются или дорабатываются ОАО «61 БТРЗ», г.Санкт-Петербург. Это касается воздушного фильтра, компрессора, влагомаслоотделителя, стартер-генератора. 
Двигатель 866.10 на различных этапах сборки.
Отчетливо видна система топливо подачи, изготовленная ярославским заводом ЯЗДА.
  Работы по сборке и испытаниям двигателя ведутся согласно оговоренным контрактным обязательствам. В настоящее время (по сост. на лето 2012г - прим. моё) двигатель находится во Франции на фирме “RENK France”, где осуществляется макетирование с трансмиссией ESM-350. 

Объемы производства двигателя 866.10 и его возможных модификаций будут определяться после всех этапов испытаний. Серийное производство двигателя может быть начато после 2014 года.
К вопросу о технологии производства двигателя:
Двигатель 866.10 будет производиться в общих технологических потоках производства двигателей. Следует особо отметить возможности предприятия по производству заготовок коленчатых валов, где имеется линия молотов с газовым нагревом заготовок и автоматической загрузкой, комплекс по производству блочного литья (формовочная линия ф.«Кюнкель-Вагнер» с размером опоки 1600х1100х750/550мм, плавильный комплекс ф.«Индактотерм», стержневые машины, предназначенные для технологии ХТС (холоднотвердеющих смесей), специальный комплекс для изготовления модельной оснастки отливок оригинальных деталей двигателя,современный механообрабатывающий комплекс. Сборка двигателей осуществляется на специальных сборочных постах, что позволяет обеспечить высокое качество сборки. Для испытаний двигателей предприятие оснащено системами испытаний, имеющими все необходимые для этих целей принадлежности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Автоматическая трансмиссия, переключаемая под нагрузкой ESM 350 для установки в тяжелую гусеничную технику конструктивного ряда Т
ESM-350 в 3D
ESM-350 в "металле"
 
Общие показатели оснащения:
Специальный дизайн для установки в боевые машины конструктивного семейства Т:
-Легкая интеграция и сохранение оригинального силуэта боевой
   машины.
-Конфигурация силового блока с возможностью дальнейшего
   использования существующего двигателя.
-Использование существующих периферийных устройств,
   например, компрессора высокого давления для пуска при
   экстремально низких температурах.

Показатели дизайна (конструкции):
-Современная полностью автоматическая высокомощная    трансмиссия
-Многодисковые муфты сцепления в поддоне картера
-Бесступенчатое гибкое гидростатическое управление
-Многодисковые тормоза с масляным охлаждением
-Муфты сцепления с масляным охлаждением для вентилятора
-Отбор мощности для оригинальных и дополнительных агрегатов     (до 200 квт)
-Полностью электронное  управление трансмиссией
T-72 – установочное пространство для двигателя и трансмиссии (оригинальное оснащение)
T-72 – установочное пространство для двигателя и трансмиссии (приводной блок с ESM 350)
Схематическая функция трансмиссии
Полностью автоматическая трансмиссия
ESM 350 достигаемые радиусы поворота
Многодисковые тормоза с масляным охлаждением
    Многодисковые тормоза с    масляным охлаждением смонтированы с каждой стороны отбора мощности. За счет пружинящего стояночного тормоза обеспечивается  аварийное торможение при полном падении давления.
Мощность тормозной системы:
     - Рабочий тормоз: торможение с 72 км/ч до 0 :  3.5 м/сек.²
     - Стояночный тормоз: удерживание боевой машины весом 50 т на уклоне 60%
Муфты вентилятора с масляным охлаждением
Дополнительный отбор мощности для оригинальных и дополнительных агрегатов

Интерфейсы к электронному контрольному блоку (ECU)

Рулевое управление
Силовой блок ESM350-M с 12-цилиндровым дизельным двигателем в 3D
Силовой блок ESM 350-X8/ дизельный двигатель Wärtsilä V8X1000
  
Монтаж и демонтаж силового блока
Время на замену: система охлаждения, двигатель, трансмиссия    - менее  1 часа

 Улучшение мобильности:
-Бесступенчатые радиусы управления
-Управление без потерь  (разность между сторонами, нулевой вал)
-Максимальная точность управления при любой скорости
-Поворот по вертикальной оси
-Высокомощная тормозная система

Облегчение эксплуатации:
-Полностью автоматическое переключение скоростей
-Управление при помощи «рулевого колеса»
-Водитель может полностью концентрироваться на выполнение своих задач!

Облегчение ремонтных работ:
-Технология силового блока
-Монтаж и демонтаж занимает менее 1 часа
-Электронная система диагностики

При публикации использовались официальные рекламно-презентационные материалы Тутаевского моторного завода и фирмы RENK France (SESM).

Подробнее о достоинствах и недостатках проекта, а так же его судьбе читайте в блоге "Gur Khan attacks!" в ближайшие дни.

среда, 30 января 2013 г.

Танкисты избавились от дизеля с французской трансмиссией

«Уралвагонзавод» разработает собственный двигатель за 25 млрд рублей


Российские военные отказались от танкового двигателя ТМЗ-866.10 совместного с Францией производства. По данным «Известий», Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Минобороны предложило Сергею Шойгу прекратить реализацию международного проекта.
— В этом двигателе на основе изделия Тутаевского моторного завода мы не видим смысла. Он предназначен для Т-72, которому нет места в планах по модернизации бронетанковых войск. Основными танками Вооруженных сил России будет семейство Т-90А и перспективные «Армата», для которых разрабатываются собственные двигатели, — сообщил источник в ГАБТУ.
Для Т-90А и Т-90АМ уже есть двигатель В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с., а вскоре его заменит перспективный двигатель 1,13–1,2 тыс. л.с. разработки Челябинского завода на базе дизеля В-2, продолжил он. 
Особенность ТМЗ-866.10 в том, что он оснащен автоматической трансмиссией ESM-350 французской фирмы RENK. Мощность — 1–1,1 тыс. л.с. Военное ведомство заказало и открыло финансирование проекта еще в мае 2010 года. В тот момент это объяснялось большими проблемами с мощными двигателями. 
Российские танковые дизели В-46 для Т-72, а также В-84 и В-92 для Т-90 имеют механическую трансмиссию с отдельным от блока машины расположением. В случае повреждения или неполадки необходимо снимать сначала двигатель, потом отдельно трансмиссию. В ТМЗ-866.10 трансмиссия и двигатель составляют единый блок, и его можно поменять за 30 минут.
Собеседник в ГАБТУ считает, что движок выглядит замечательным на бумаге, а на практике есть вопросы. 
— Тутаевцы заявили большие технические показатели, но не объяснили, как это будет реализовано, — сомневается он. 
В Тутаеве позицию ГАБТУ восприняли с недоумением и обидой. Высокопоставленный представитель завода заявил «Известиям», что работа над изделием завершена, есть готовые экземпляры и в прошлом году их испытали во Франции на заводе RENK. Правда, выявились некоторые недостатки, так как в Тутаеве всегда производили капотные автомобильные двигатели, а танковый движок находится в моторном отсеке и имеет малые габариты. 
— Поэтому возникли проблемы с тепловым режимом и охлаждением, но это всё поправимо. К марту этого года мы готовы отправить дизель на повторное изучение во Францию. На доработку и запуск в серию хватит 2–3 млрд, и нам удивительно, что ГАБТУ отказывает. В Челябинске делают мотор аналогичной мощности, им выделили 25 млрд, — сетует он.
Права на Т-72, для которого предназначен ТМЗ, принадлежат нижнетагильскому «Уралвагонзаводу». Уральцы тоже имеют претензии. Представитель завода сообщил «Известиям», что тутаевские инженеры не согласовывали с ними тактико-технические характеристики. 
— Есть определенный регламент. Техзадание на двигатель нужно сначала согласовать с главным конструктором изделия — в данном случае с нашим КБ, затем провести испытание, которое должно показать прирост мощности и улучшение других показателей, и только после этого можно вести речь о закупках или установках на серийные машины. Здесь ничего такого не было, это чистой воды самодеятельность, — пояснил представитель завода. 
Он добавил, что УВЗ не закрывает двери для новых разработок, готов рассматривать предложения от двигателестроителей, но в «утвержденном порядке».
Главный редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский говорит, что двигатель типа ТМЗ нужен только для экспортных машин, и то если решить вопросы с гарантией производителя.
— Т-72 в ближайшие годы постепенно сойдут в утиль, и новый двигатель им не нужен. А вот для проданных ранее за рубеж машин эти двигатели вполне можно поставлять, — заявил эксперт «Известиям».
Впрочем, представители Тутаевского двигательного завода не слишком расстроены отказом военных. Там говорят, что их дизели востребованы в гражданском хозяйстве, так как у предприятия «очень хорошая репутация». Собеседник «Известий» напомнил, что постоянные победители ралли «Дакар» — «КамАЗы» — оснащены именно тутаевскими моторами.

Источник: газета "Известия"

Gur Khan: ну что сказать... не статья, а сплошная феерия. "Известия" жгут огнем похлеще огнемета :))) Один перл громоздится на другой. А в целом вообще непонятно о чем речь. Ясно только одно - МО РФ на этот раз поступило весьма грамотно и обоснованно, зарубив очередной прожект по перекачке бюджетных средств. Помнится кое кто из блоггеров, относительно двигуна с французской трансмиссией еще недавно пытался обличить меня в "некомпетентности" в ходе дисскуссии на военно-историческом форуме ВИФ2NE - мол, "ничего ты не знаешь, но скоро вы все удивитесь!" - лично я не удивился. Писал и буду писать, что трансмиссии SESM в России не будет. Но обо всем по порядку. Поскольку "Известия" разродились, держать в тайне то что у меня имеется по данной теме не имеет смысла. Завтра выложу информацию об этом уже несостоявшемся прожекте. А еще чуть позже прокомментирую, почему он был мертворожденным изначально, а заодно и газетные перлы разберем...

вторник, 29 января 2013 г.

Совершенствование автоматизированной системы управления огнем боевых машин типа БМП/БМД, БТР и танков

ООО “НПО “ПРОГРЕСС”
Как отмечают специалисты [1], бронетанковая техника (БТТ) долгое время имела низкое качество системы управления огнем (СУО), что отрицательно сказывалось на живучести боевых машин (БМ). Для легкобронированной техники, вооруженной малокалиберными автоматическими пушками с дальностью эффективной стрельбы 1500-2000 м, не было необходимости в ее оснащении развитой автоматизированной СУО. Боевые машины, например БМП-2, не имели вообще как такового баллистического вычислителя. В то же время танки, вооруженные пушками калибра 100-125 мм, вели стрельбу на дальностях до 2,5-3,0 км с места и с ходу. Этому способствовало оснащение их стабилизаторами вооружения, лазерными дальномерами, баллистическими вычислителями (БВ) с датчиками условий стрельбы. В области СУО для легкобронированной техники качественный скачок связан с принятием на вооружение БМП-3, оснащенной 100-миллиметровым орудием, 30-миллиметровой пушкой и управляемым вооружением с ракетой, выстреливаемой из ствола орудия [2].
  Рисунок 1 - Вариант использования изделия “ГАЛС-Д3М” в БТТ
 С целью повышения точности стрельбы боевые машины были оснащены СУО с параметрами не хуже танковых [3]. Необходимо отметить тот факт, что расширение состава вооружения боевых машин типа БМП/БМД, БТР и типов боеприпасов позволяет сегодня существенно расширить функции комплекса вооружения БМ и условия его боевого применения. В технических заданиях появляются новые боевые задачи, в том числе стрельба с закрытых позиций, а в перспективе - сетевое управление огнем группы БТТ. Это приводит к необходимости создания единой автоматизированной системы управления огнем для всей номенклатуры бронетанковой техники. Необходимо отметить, что в состав вычислительной системы средств БТТ типа БМП-3 входят принятые на вооружение в 80-х годах аналоговые баллистические вычислители с упрощенным стрельбовым алгоритмом. В связи с этим состав датчиков внешних условий стрельбы неполный, ввод данных с них - ручной, с пульта наводчика (давление, температура воздуха и заряда), точностные и динамические характеристики их требуют совершенствования. Стрельба с закрытых позиций по ненаблюдаемой цели при составе СУО существовавших до сих пор боевых машин не могла быть обеспечена [2 ]. Одним из недостатков БТТ является тот факт, что в настоящее время исходное положение продольной оси БМ определяют относительно предварительно выбранного основного направления по горизонту, определенного с учетом предварительно введенных в БУ координат ориентира или относительно направления север-юг по горизонту с помощью датчика азимута имеющего низкие точностные характеристики. Используемые в БТТ автоматизированные системы управления огнем боевых машин и таков не могут работать в едином информационно-навигационном пространстве ни средств разведки (в т.ч. БЛА), ни c единой системой управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) “Созвездие М2“. Боевая информационно-управляющая система ГАЛС-Д3М “ГАЛС-Д3М” представляет собой комплексное решение по созданию боевых информационно-управляющих систем (БИУС) широкого применения в бронетанковой технике в качестве базового оборудования для формирования единой среды стабилизации, ориентации и навигации боевых средств БТТ. Вариант возможного использования изделия “ГАЛС-Д3М” в системах и комплексах БТТ показан на рисунке 1. В основу построения БИУС “ГАЛС-Д3М”, заложен одометрический принцип с одновременным комплексированием с приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Особенностью системы является интеграция бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) как с одометрами (механическими), так и (или) доплеровскими датчиками скорости. В системе сохранена возможность получения и отображения навигационной информации, добавлена возможность раздачи информации для стабилизации различных боевых средств, обновлено программное обеспечение.
 Рисунок 2 - Вариант комплексирования изделия “ГАЛС-Д3М” с автоматизированной системой управления огнем БТТ
На рисунке 2 показана функциональная схема ООО “НПО “ПРОГРЕСС” системы управления огнем комплекса вооружения БМ с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) ГАЛС-Д3М. Условные обозначения для рисунка 2: - цифровой канал связи RS-485; - аналоговые каналы связи; - поправка к углу прицеливания; - поправка к углу упреждения вооружения; баллистический вычислитель (БВ); стабилизатор вооружения; блок управления (БУ); автомат сопровождения объектов телетепловизионный (АСОТТ); прицел наводчика (ПН); пульт командира (ПК); пульт оператора (ПО); датчики СУО; пульт управления командира (ПУ); видеосмотровое устройство командира (ВСУ-К); система измерения координат (СИК); блок управления стабилизатора (БУС); пульт управления наводчика (ПУН); пульт управления командира (ПУК); усилитель вертикального наведения (УВН); усилитель горизонтального наведения (УГН); двигатель вертикального наведения (ДВН); двигатель горизонтального наведения (ДВН); датчик положения пушки (ДПП); центральный блок навигации и управления (ЦБУН); бесплатформенная инерциально - навигационная система (БИНС); устройство отображения (УО-1); курсоуказатель водителя (КВ-1); блок цифрового модема (БЦМ-1).
 Использование БИУС ГАЛС-Д3М позволит исключить датчик азимута в АСУО и позволит вводить данные азимута автоматически благодаря наличию в системе БИНС в изделии с режимом гирокомпасирования. Отличительной частью предлагаемой НПО ПРОГРЕСС АСУО является включение в состав системы БИУС со всеми элементами, входящими в комплект поставки изделия. Изделие “ГАЛС-Д3М” сохранило преемственность предыдущих поколений ГАЛС по работе с единой системой управления тактического звена «Созвездие М2». Радарный блок дистанции позволяет сохранять дистанцию БТТ как на марше, так и в бою, в том числе, при ведении боя в городских условиях и горных районах. Встроенный спутниковый навигационный приемник (СНП) ГЛОНАСС/GPS (частоты L1/L2 с кодом ВТ) в изделии “ГАЛС-Д3М” позволяет получать навигационные данные для навигации БТТ на марше и отображения на электронной навигационной карте устройства отображения командира. Кроме того, СНП передает навигационные данные для автономной инерциальной системы, которая позволяет работать БТТ в условиях радиоэлектронных помех от средств РЭБ противника.
  Рисунок 3 – Боевое применение АСУО/БИУС при совместной работе с БЛА разведки и ЕСУ ТЗ Созвездие М2. Согласно [4] баллистический вычислитель 1В539М предназначен для сбора информации от датчиков, обработки ее и вычисления углов прицеливания и деривации, кинематических и других угловых поправок (углов упреждения) при стрельбе из автоматической пушки и орудия - пусковой установки, а также настройки и контроля СУО при эксплуатации. При стрельбе УР также решает задачи выработки постоянных углов прицеливания (при стрельбе с превышением и без него) и упреждения или обеспечения встреливания УР в поле управления. В отличие от баллистического вычислителя 1В539, входящего в состав СУО БМП-3, 1 В539М [ 2 ] имеет большой схемотехнический потенциал и благодаря этому реализует полный стрельбовый алгоритм, позволивший учесть все необходимые факторы стрельбы.
 Для резервирования баллистического вычислителя 1В539М возможно использование центрального блока управления и навигации изделия ГАЛС-Д3М, который имеет еще больший, по сравнению с существующим, как схемотехнический, так и программный потенциал. Вычислительное ядро ЦБУН содержит несколько одноплатных компьютеров с различными операционными системами. БИУС ГАЛС-Д3М без проблем может быть интегрирована в единый цифровой канал обмена (RS-485) не только автоматизированной системы управления огнем БТТ, но в автоматизированную систему связи (по RS-232C), включая стабилизацию антенной системы перспективных спутниковых систем на борту БТТ. Кроме того, БИУС имеет возможность работы по CAN шине с электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя – тем самым проводить автоматическую диагностику режимов работы двигателя БТТ. В настоящее время на танки, БМП и БМД продолжается установка морально устаревшей танковой аппаратуры ТНА-4 и «Гамма», которая не имеет возможности работы ни в едином информационно-навигационном пространстве ЕСУ ТЗ «Созвездие М2», ни в едином цифровом канале обмена АСУО. Анализ технических характеристик и функциональных возможностей навигационных систем ТНА 4-3 и «Гамма» показывает, что на 2012 год они не отвечают современным требованиям ни по времени готовности к работе, ни по точности и времени непрерывной работы. В то же время, БИУС ГАЛС-Д3М в своем составе имеет высокоточную спутниковую автономную инерциально - навигационную систему, которая по точностым характеристикам в разы превышает используемые в БТТ навигационные системы ТНА-4 и «Гамма». Изделие “ГАЛС-Д3М” было разработано НПО ПРОГРЕСС в инициативном порядке, что обеспечивает сокращение сроков принятия на вооружение и реальную экономию бюджетных средств на проведение НИР и ОКР Министерством обороны Российской Федерации и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время боевая информационно-управляющая система “ГАЛС-Д3М” является первой в России системой для БТТ на основе технических решений, не уступающих мировым аналогам в области инерциально-навигационных, информационно-компьютерных, телекоммуникационных и спутниковых технологий. 
Источники:
1. Патент РФ № 2366886 от 26.06.2007
2. Патент РФ № 2444693 от 20.07.2011
3. Комплекс вооружения 2К23 боевой машины пехоты БМП-3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Тула, КБП, 1991, стр.1-10. 4. Боевая машина пехоты БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ч. 1.
5. Боевая информационно - управляющая система (изделие ГАЛС-Д3М) - http://www.mriprogress.ru/_files/G100.pdf


Боевая машина морской пехоты

В России, возможно, появится новый вид бронетехники.
  Отечественная морская пехота традиционно вооружалась бронетехникой, которая мало отличалась от той, что состояла на вооружении сухопутных войск и ВДВ. В советские годы это были модификации бронетранспортеров БТР-60, которые под занавес советской эпохи стали заменять на БТР-80. Легкие плавающие танки ПТ-76, замену которым так и не нашли. Средние танки Т-55 в своей крайней версии МВ также были на вооружении морпехов. И только в начале 90-х их заменили на Т-80 и Т-72.
 
БМП-2 состоит на вооружении морской пехоты
 
  В качестве артиллерийской поддержки использовались самоходки 2С1 и 2С9, последние были, кстати, из арсенала воздушно-десантных войск. Данные орудия до сих пор в частях "черных беретов". От воздушного нападения защищали зенитные установки "Шилка", опять же позже их в некоторых частях поменяли на "Тунгуски".
 В настоящее время основные боевые танки из морской пехоты были удалены в результате реформ и оптимизации. Планы по оснащению БМП-3Ф, БТР-90 и 2С25 так и не были реализованы, так как прошлое руководство МО признало их устаревшими.
В результате, в настоящее время у российских морпехов - надежные и неприхотливые, но устаревшие БТР-70М, БТР-80, плохо плавающие БМП-2 и те же старенькие самоходки.
 Поэтому не удивительно, что в прошлом году была обнародована информация о планах по созданию в России специальной боевой машины для морских пехотинцев. И вот недавно эта информация подтвердилась. На сайте Рособоронпоставки появилась информация, что в этом году начнутся научно-исследовательские работы по теме Платформа-БММП – исследования по созданию перспективной платформы БММП для подразделений морской пехоты ВМФ.
БМП-3Ф
  Строго говоря, в России уже есть боевая машина морской пехоты БМП-3Ф, которая была создана на базе БМП-3. Как сообщается на сайте kurganmash.ru, в ее конструкцию по сравнению с базовой машиной внесены изменения, увеличивающие запас плавучести и остойчивость машины. В частности, из состава машины исключено оборудование для самоокапывания, установлена телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, а также введены водоотражающие щитки на башне БМП-3Ф.
 В результате БМП-3Ф обладает высокой маневренностью на плаву и имеет возможность движения при уровне волнения в 3 балла. Она может вести стрельбу с необходимой точностью при уровне волнения до 2 баллов и непрерывно находится в воде 7 часов при работающем двигателе. Водометные движители развивают скорость движения на плаву до 10 км/ч. Конструкция машины позволяет БМП-3Ф выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие.
 
 Однако вряд ли перспективная платформа будет создана на базе БМП-3Ф. Скорей всего, за основу возьмут гусеничный "Курганец-25". Трудно в настоящее время говорить насколько будет учтен американский и китайский опыт в создании машин для так называемой "загоризонтной высадки". Это когда плавающие боевые машины морской пехоты должны выходить с десантных кораблей на воду на расстоянии 30-40 км от берега и двигаться к нему на очень больших скоростях, порядка 40–50 км/ч, что позволит уменьшить потери от огня противника как самих плавающих машин, так и десантных кораблей и кораблей поддержки.
 Судя по тому, что речь идет о создании платформы, то кроме машин, предназначенных для транспортировки морских пехотинцев, появится плавающий танк, различные самоходные установки, средства ПВО, другие боевые и вспомогательные машины. По самым грубым подсчетам, понадобится несколько сот единиц этой перспективной техники, которая должна закрыть потребности морпехов на ближайшие четверть века.
  В результате российская морская пехота станет современным и высокомобильным родом войск.  
Gur Khan: вот опять же "нафига козе баян"? Если наличие и разработка перспективных БМД (боевых машин десанта) хоть как-то оправдано относительно многочисленными по составу воздушно-десантными войсками, то зачем морпехам, коих у нас осталось по бригаде на каждом из четырех флотов + на Каспии, боевая машина персональной разработки? Сколько говорили про унификацию и на вот тебе...  "Вестник Мордовии" совершенно правильно упомянул о БМП-3. Созданная перед самым крахом СССР именно она должна была стать единой средней межвидовой платформой как для СВ, так и для морпехов и даже первоначально прорабатывался вариант для ВДВ (по первым планам, БМП-3 должна была быть авиадесантируемой и имела гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом, если память не изменяет). А относительно ее мощи ходила в войсках такая байка: офицеры-танкисты, расстроенные сокращением танкового парка и выводом танков типа Т-55, когда узнали про БМП-3 и ее возможности, говорили, что если БМП-3 действительно заменит в войсках Т-55 и БМП-1/-2, то мощь нашей армии возрастет в разы. Этим радужным планам так и не суждено было сбыться. Но почему мы сейчас с таким жаром говорим об унификации, а на практике тратим деньги на НИРы и ОКР, в результате которых парк боевых машин, во всяком случае средней весовой категории, катастрофическим образом разунифицируется. Совсем ведь недавно говорили о БМП "Рыцарь" и вот еще один примерчик с БММП...

Глубокая модернизация навигационной аппаратуры БМП/ БМД и танков Т-90/Т-72 на основе комплекса “ГАЛС - Д2М”

ООО “НПО “ПРОГРЕСС” (Россия, Москва)
Государственная программа вооружения и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 годы» нацелены на создание новых образцов вооружения. Кардинальное решение проблем в оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации современным бронетанковым вооружением (БТВТ) может быть достигнуто как за счет перевооружения перспективными образцами, так и за счет осуществления глубокой модернизации существующих образцов, доводя их параметры до требуемых значений тактико-технических характеристик (ТТХ).

Рисунок 1. Образцы бронетанкового вооружения Вооруженных Сил России
В современном бою для выполнения поставленных боевых задач БТВТ должна иметь новые информационно-навигационные системы, которые в ближайшей перспективе будут работать в одном информационно-навигационном поле Сухопутных войск, авиации и средств противовоздушной обороны, будут интегрированы в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ «Созвездие М2»). По анализу информации из зарубежных источников, концепция разработки специализированной танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) в интересах БТВТ была признана армией США в итоге ошибочной, что привело к принятию решения по созданию единой FBCB-2 EPLRS системы [ 5 ], примерная структура, которой показана на рисунке 2.
 Рисунок 2. Концепция построения системы FBCB2-ERLRS для БТВТ армии США 
Следует отметить, что разработчики БТВТ оборонно-промышленного комплекса России, в силу ряда причин, не могли за последние годы предложить ничего аналогичного ни ТИУС, ни, тем более, системе FBCB-2 EPLRS, кроме модернизации навигационной танковой аппаратуры ТНА-4. Для замены морально устаревшей танковой аппаратуры ТНА-4 предприятиями оборонно-промышленного комплекса разработано семейство навигационной аппаратуры - «Гамма», «Гамма-1» и «Гамма-2». Семейство навигационной аппаратуры «Гамма» представляет собой навигационную систему боевого управления танками, самоходной артиллерией и подвижными объектами ракетных войск и ПВО. Аппаратура «Гамма-1» - система средней точности для командирских машин в бронетанковых подразделениях. «Гамма-2» - массовая навигационная аппаратура для оснащения линейных подвижных объектов сухопутных войск (танков, БТР, БМП, автомобилей).
 Рисунок 3. Состав навигационной аппаратуры «Гамма» [ 3 ].
Анализ технических характеристик и функциональных возможностей семейства аппаратуры системы «Гамма» показывает, что на 2012 год они значительно отстают от передовых образцов и современных требований по времени готовности к работе, по точности местоопределения и навигации, времени наработки на отказ. Сравнительный анализ основных характеристик бортовой навигационной аппаратуры в сравнении с рассматриваемым в данном материале изделием ГАЛС-Д2М, разработанным в инициативном порядке НПО ПРОГРЕСС, приведен в таблице № 1.
Таблица № 1.
Сравнительный анализ основных характеристик применяемых инерциально - навигационных систем ведущих производителей в сравнении с ГАЛС-Д2М (БИНС-4, НПО ПРОГРЕСС) приведен в таблице № 2.
Таблица № 2.
Условные обозначения таблицы № 2: ВОГ - волоконно-оптический гироскоп; КЛГ – кольцевой лазерный гироскоп; ДНГ – динамически настраиваемый гироскоп; СКО – среднеквадратичная ошибка. 
Примечание: Навигационная система LN-270 используется в боевых танках армии США типа M1A1 “Abrams”. 
 Используемое в составе аппаратуры ТНА-4 и “Гамма” изделие “ССГККУ” (самоориентирующаяся гироскопическая система курсокреноуказания) представляет собой трехосный гиростабилизатор блочно-модульного исполнения на базе динамически настраиваемых гироскопов. Именно ССГККУ определяет точностные характеристики всей навигационной аппаратуры БТВТ и имеет характерные черты: наличие механических и подвижных деталей и, как следствие, сложность конструкции; большое время начального запуска и низкая чувствительность; высокая потребляемая мощность и низкая радиационная и удароустойчивось; небольшой срок службы; потенциально высокая стоимость. Отсюда следует, что для улучшения параметров, в том числе и функциональных возможностей навигационной аппаратуры, существующая линейка навигационных изделий различных модификаций БТВТ нуждается либо в дальнейшей глубокой модернизации, либо замене на более совершенные системы.
Бортовой вычислительно-навигационный комплекс ГАЛС-Д2М Для модернизации морально устаревшей навигационной системы БТВТ ООО “НПО “ПРОГРЕСС” (Россия, Москва) в инициативном порядке на протяжении ряда лет проводило работы по разработке и созданию бортового вычислительно-навигационного комплекса “ГАЛС-Д2М” [ 1 ]. Изделие “ГАЛС-Д2М” состоит из основных узлов (рисунок 4): Устройство отображения командира; Центральный блок управления и навигации; Бесплатформенная инерциальная навигационная система; Курсоуказатель водителя; Допплеровский датчик скорости и радарный блок дистанции (опционально); Антенна спутниковой навигационной системы.

Рисунок 4. Вариант состава изделия ГАЛС-Д2М для БТВТ
Центральный блок управления и навигации
Центральный блок управления и навигации обеспечивает:
- возможность работы с автоматизированным навигационно-телекоммуникационным комплексом для высокоточного позиционирования вооружения и военной техники (изделие “ГАЛС-ВТ”);
- возможность работы с единой системой управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие М2»;
- УКВ/КВ радиостанциями тактического звена управления;
- возможность работы со спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС по сигналам L1 и L2 с ВТ-кодом при использовании режимов затруднения «Штора» и исключения несанкционированного доступа;
- возможность совмещенной работы с спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС L1(СТ/ВТ-код) + L2(СТ/ВТ-код) и GPS L1(C/A-код);
- определение координат и дирекционного угла БТВТ;
- автоматическое отображение параметров движения БТВТ (координат, скорости и направления движения) на устройстве отображения и курсоуказателе водителя;
- автоматическое отображение трехмерного пространственного положения танка на устройстве отображения и курсоуказателе водителя: углов ориентации в трехмерном пространстве, скорости поворота относительно трех осей, скорости и ускорения перемещения по трем направлениям;
- автоматическое определение дирекционного угла на пункт назначения;
- автоматическое определение курсового угла на пункт назначения;
- отображение местоположения БТВТ на устройстве отображения с электронной навигационной картой;
- автоматическое определение дальности до пункта назначения;
- автоматическое отображение пунктов назначения, контрольных точек и целей на электронной навигационной карте после их введения в устройство отображения;
- работу с электронной навигационной картой при движении БТВТ;
- хранение электронных навигационных карт на встроенной защищенной электронной карте памяти;
- автоматическая запись и хранение маршрута движения БТВТ (до 5 лет);
- автоматический поиск контрольных точек и целей по адресу;
- автоматический поиск контрольных точек и целей по координатам;
- автоматическое определение максимальной и средней скорости движения БТВТ;
- автоматическое определение времени в пути до контрольных точек и целей;
- масштабирование электронной навигационной карты на устройстве отображения;
- автоматическое определение координат неизвестной точки по дальности и углу на точку;
- работу в режимах: автономном, спутниковом и интегрированном;
- возможность диагностики систем и узлов с отображением на устройстве отображения параметров и кодов неисправностей систем и узлов танка; Вариант структурно-функциональной схемы изделия “ГАЛС-Д2М” показан на рисунке 5.
  Рисунок 5. Вариант структурно-функциональной схемы изделия “ГАЛС-Д2М” (НПО ПРОГРЕСС) 
Условные наименования для структурно-функциональной схемы изделия “ГАЛС-Д2М” приведены в таблице № 3.
Таблица № 3
 Изделие “ГАЛС-Д2М” предназначено для повышения оперативных возможностей БТВТ по ориентации и навигации в движении, стабилизации и прицеливанию системы вооружения, в том числе по неплановым оперативным целеуказаниям. В “ГАЛС-Д2М” воплощены лучшие технические решения, не уступающие мировым аналогам в области инерциально-навигационных, информационно-компьютерных, телекоммуникационных и спутниковых технологий. В основу построения “ГАЛС-Д2М” заложен одометрический принцип. В тоже время, комплекс “ГАЛС-Д2М” комплексирован с приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, что позволяет исключить накапливающиеся систематические ошибки одометрического канала и случайные ошибки спутникового. Автономный режим работы “ГАЛС-Д2М” обеспечивается за счет комплексирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) с одометрами (механическими и/или доплеровскими датчиками скорости). Комплекс “ГАЛС-Д2М” позволяет работать в едином информационно-навигационном пространстве с системой вооружения и наведения при совершении марша или ведения боя. Механик-водитель имеет возможность не только видеть трехмерное пространственное положение и курс БТВТ, но наблюдать обзор заднего вида при маневрировании задним ходом на устройстве отображения при помощи аналоговых камер (возможно подключение до 4 аналоговых камер). Для механика-водителя радарным блоком обеспечивается автоматический расчет дистанции до впереди находящегося препятствия, что обеспечивает безопасность при движении и повышает возможности БТВТ.
  Рисунок 6. Вариант использования “ГАЛС-Д2М” в Т-90.
Командир БТВТ имеет возможность работы с электронными навигационными картами в движении, что обеспечивает повышение боевой эффективности на марше и в боевых условиях.
Устройство отображения
Управление режимами “ГАЛС-Д2М” и ввод-вывод информации осуществляется с устройства отображения, которое имеет жидкокристаллический дисплей с разрешением 800x480, диагональю 7’’ (178 мм) и функцией Touch Screen. Габариты устройства отображения не более 198 x 123,5 x 36 мм, масса до 2000 г, отвечает требованиям ГОСТ РВ 20.39.304-98 (диапазон рабочих температур: от -50°С до + 55°С). Устройство отображения обеспечивает работу командиру БТВТ в движении с электронными навигационными картами всех военных округов размещенных в защищенной от копирования электронной карте памяти. Устройство отображения совместно с центральным блоком навигации и управления образуют контур автоматизированного рабочего места командира БТВТ.

Рисунок 7. Устройство отображения изделия “ГАЛС-Д2М”
Бесплатформенная инерциальная навигационная система 
Бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) предназначена для определения и выдачи параметров ориентации и навигации с возможностью использования данных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и одометрического/доплеровского датчика скорости. Все используемые в ГАЛС-Д2М БИНС построены на российских легких кремниевых акселерометрах и российских волоконно-оптических гироскопах. Технология НПО ПРОГРЕСС позволила, сохранив присущий традиционным бесплатформенным инерциальным навигационным системам высочайший уровень помехозащищенности и надежности, создать систему с уникальными сочетаниями весовых, стоимостных и точностных характеристик. БИНС имеет возможность выдачи данных по стабилизации, ориентации и навигации через центральный блок управления и навигации (ЦБУН) в системы вооружения и управления оружием БТВТ. Обмен цифровой информацией между БИНС и ЦБУН комплекса “ГАЛС-Д2М” осуществляется по каналу информационного обмена с частотой не менее 100 Гц. Основные тактико-технические характеристики инерциально-навигационных систем различных вариантов исполнения ГАЛС-Д2М приведены в Таблице № 4.
Таблица № 4
На рисунке 8 представлено семейство БИНС, применяемых в различных вариантах исполнения изделия ГАЛС-Д2М. Как видно, размеры и конструкция отличаются друг от друга. Корпуса представляют собой сварные установочные комплекты - кронштейны с системой специальных амортизаторов и приспособлены для компенсации экстремальных ударных воздействий, неизбежных при применении в БТВТ. Например, изделия выдерживают максимальные перегрузки 189,8 g длительностью 0,5 мс и 100,5 g при длительности 1 мс. Применение таких кронштейнов неизбежно приводит к некоторому увеличению общих весовых характеристик изделия, но зато обеспечивает работоспособность изделия на протяжении длительного времени эксплуатации БТВТ. В БИНС использованы отечественные волокно - оптические гироскопы (ВОГ), так как получение аналогичных ТТХ на кольцевых лазерных гироскопах в настоящее время не представляется возможным, не говоря о механических. Для инерциально-навигационной аппаратуры не менее важны температурные характеристики. Обеспечение работоспособности изделия в диапазоне от -50 до +55, градусов Цельсия заведомо обеспечивает безотказность во всех климатических зонах.

 Рисунок 8. БИНС для различных вариантов исполнения изделия “ГАЛС-Д2М”
В режиме работы «Ходовой компас» БИНС выдаёт показания углов крена и тангажа, выполняет медленное приведение курсовой оси в плоскость текущего меридиана, производит счисление координат относительно запомненных перед предыдущим выключением питания прибора или при наличии сигнала от спутниковой навигационной системы (СНС) ГЛОНАСС относительно последних полученных координат. Для бронетанкового вооружения особенностью является то, что навигационная информация должна быть получена от инерциальной системы навигации, как основного канала, а спутниковый и одометрический каналы являются дополнительными. Навигационные данные - являются основой для принятия решения при движении и маневре на поле боя. Однако, для выполнения боевой задачи БТВТ требуется еще решение задач по стабилизации и ориентации оружия. Боевая стрельба, преодоление водных преград, движение в горной местности, лесных массивах и в условиях РЭБ противника, невозможны в принципе без использования инерциально-навигационных систем в БТВТ. Основной задачей системы стабилизации БТВТ является приведение орудия в нужное время в нужное положение при наведении и стрельбе по цели. Система стабилизации должна позволять наводчику сопровождать движущуюся цель без больших отклонений линии прицеливания. Основным требованием к системе стабилизации является точная стрельба по неподвижным и движущимся целям во время высокоскоростного движения танка. Лишь хорошая система стабилизации приводит к высокой вероятности попадания первым выстрелом [4]. Анализ ТТХ (таблица № 4) БИНС ГАЛС-Д2М показывает, что изделие может быть использовано не только для ориентации и навигации БТВТ, но и стабилизации оружия. Антенна СНС
Антенна спутниковых навигационных систем (СНС) предназначена для приема сигналов от спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.
Доплеровский датчик скорости Доплеровский датчик скорости (ДДС) предназначен для бесконтактного измерения скорости танка с высокой точностью (до 0,3%), определения направления движения. ДДС может выполнять функции радарного блока дистанции. Допплеровский датчик скорости осуществляет через последовательный интерфейс передачу информации в ЦБУН о пути, скорости, ускорении БТВТ, а также сигналов состояния. ЦБУН передает данные от допплеровского датчика скорости в БИНС. Для справки, габариты датчика около 700 мм и диаметр 120 мм (размеры приведены с антенной), вес не более 800 грамм, работа в К-диапазоне при мощности около 30 мВт. Курсоуказатель водителя Курсоуказатель водителя имеет жидкокристаллический дисплей с разрешением 800x480, диагональю 7’’ (178 мм), габариты не более 198x123,5x36 мм. Курсоуказатель водителя используется для индикации дирекционного угла БТВТ. Курсоуказатель водителя имеет возможность автоматического отображения трехмерного пространственного положения БТВТ на дисплее: углов ориентации в трехмерном пространстве, скорости поворота относительно трех осей, скорости и ускорения перемещения по трем направлениям, изображения с внешних камер, параметров дистанции. Боевое применение ГАЛС-Д2М Комплекс “ГАЛС-Д2М” имеет возможность работы в едином информационно-навигационном пространстве системы тактического звена управления “Созвездие М2“ и имеет встроенный УКВ модем и цифровой модем для работы с аналоговыми УКВ радиостанциями. По стыку С2 (RS232C) ГАЛС-Д2М имеет возможность подключения к любым цифровым УКВ/КВ радиостанциями тактического звена управления. Вариант использования изделия ГАЛС-Д2М в составе цифровой информационно-навигационной системы ГАЛС-Н1 [ 2 ] представлен на рисунке 9.

Рисунок 9. Вариант использования изделия ГАЛС-Д2М в составе цифровой информационно-навигационной системы ГАЛС-Н1.
Изделие ГАЛС-Д2М имеет возможность комплексирования с системой стабилизации комплекса вооружения БТВТ и представлет собой не только вычислительно-навигационый комплекс, по сути это комплесное решение для создания единого информационно-навигационного пространства в интересах БТВТ. “ГАЛС-Д2М” объединяет в себя контур автоматизированного рабочего места командира, комплексную систему стабилизации, ориентации и навигации, систему диагностики узлов и агрегатов БТВТ. Возможности использования изделия в едином информационно-навигационном пространстве БТВТ показаны на рисунке 10.

Рисунок 10. Вариант использования изделия ГАЛС-Д2М в едином информационно-навигационном пространстве БТВТ
Примечание: Блок диагностики изделия “ГАЛС-Д2М” работает с определенными марками дизельных двигателей имеющих электронный блок управления (для использования данной функции с существующими потребуется модернизация дизельных двигателей БТВТ электронными датчиками). 
Важной особенностью комплекса ГАЛС-Д2М является то, что в одном из вариантов исполнения, изделие имеет встроенный УКВ модем, который имеет возможность работы в TCP/IP сети образованной мобильным навигационным центром (МНМ-1М) цифровой информационно-навигационной системы тактического звена управления (индекс “ГАЛС-Н1”). По сути, это открывает новые возможности для БТВТ, такие как повышение скорости информационного обмена до 345 кбит/с с возможностью приемопередачи видеоданных, голоса и данных. Применение высокоскоросных УКВ модемов в ГАЛС-Д2М обеспечит возможность работы БТВТ в едином информационном поле разведки, в том числе и получение видеоданных от беспилотных летательных аппаратов. Использование в системе доплеровского датчика скорости (ДДС) и радарного датчика дистанции (опционально) позволяет механику-водителю поддерживать равномерную скорость при совершении марша в колонне БТВТ, повышает безопасность движения как в колонне, так и при самостоятельном маневрировании БТВТ, повышает боевые возможности машины. При использовании инерциально-навигационных систем ГАЛС-Д2М и средств связи с ППРЧ в линейных БТВТ, командиры подразделений и частей Сухопутных войск и ВДВ Вооруженных Сил России, при активном применении противником средств радиоэлектронного подавления, будут сохранять возможность непрерывного и устойчивого управления БТВТ, что обеспечит выполнение боевой задачи БМП, БМД и танков в бою. Заключение Анализ программ агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency), показал повышенный интерес агентства к инновационным разработкам в области спутниковых инерциально-навигационных систем для вооружения и военной техники США (Program: All Source Positioning and Navigation (ASPN), Solicitation Number: DARPA-BAA-11-14). Изделие “ГАЛС-Д2М-Т” НПО ПРОГРЕСС решает не только инновационные задачи, обозначенные в программе ASPN агентства DARPA в области бесшовных навигационных решений для военных пользователей, но и реализует инновационный подход к архитектуре единого информационно-навигационного пространства для вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации. Бортовой вычислительно-навигационный комплекс “ГАЛС-Д2М” имеет высокую надежность и тактико-технические характеристики не уступающих мировым аналогам в области спутниковых инерциально-навигационных систем для БТВТ, перспективен для дальнейшего наращивания функциональных возможностей. Заложенные в изделии “ГАЛС-Д2М” технические решения и программное обеспечение позволяют в перспективе развивать и расширить вычислительные и функциональные возможности системы для навигации и ориентации на марше БТВТ, повышения точности позиционирования и стабилизации систем вооружения в бою. Изделие “ГАЛС-Д2М” имеет сокращенный срок производства (до 7 месяцев) и конкурентную цену за изделие, что позволяет успешно провести модернизацию старой и оснащение новой бронетанковой техники. 
Источники:
1. Бортовой вычислительно-навигационный комплекс (изделие “ГАЛС-Д2М) http://www.mriprogress.ru/_files/G3.pdf 
2. Цифровая информационно-навигационная система тактического звена управления (индекс “ГАЛС-Н1”) - http://www.mriprogress.ru/_files/G1.pdf 
3. Системы навигации - http://www.vniisignal.ru/ru/activity/navigation 
4. Stabilization Systems in Modern Tanks. Military Technology, 2001, Special Issue No 3, p. 78-79 5. Force XXI Battle Command, Brigade-and-Below - http://www.fas.org/man/dod-101/sys/land/fbcb2.htm Контактная информация на сайте разработчика и производителя изделия “ГАЛС-Д2М” ООО “НПО “ПРОГРЕСС” - http://www.mriprogress.ru/