четверг, 31 января 2013 г.

Спасти ОМОН

 АВТОРЕВЮ
Федор ЛАПШИН
Фото автора, МВД РФ и компаний-производителей

Как называется новейший российский бронегрузовик на нашей фотографии? Если судить по бамперу и фарам, КАМАЗ? Но ведь там не выпускают капотные модели! Однако шасси здесь действительно камазовское, а сам броневик Горец-К создан фирмой Техника по заказу... Нет, не Министерства обороны РФ, а Министерства внутренних дел. Мы познакомились с этой машиной и с другими новинками, показанными на «полицейской» выставке Интерполитех-2012.

Я знаю: после публикации этой статьи нас опять обвинят в излишнем пристрастии к армейской технике и тому, что рубрика превращается в «военное обозрение». Но, во-первых, военные грузовики — тоже грузовики! А во-вторых, когда в новостях показывают очередной Урал, подорванный или расстрелянный боевиками на Кавказе, сжимается сердце. Сколько еще лет должно пройти, прежде чем наши бойцы перестанут гибнуть в обычных или недостаточно защищенных машинах?
Ведь еще в восьмидесятых, когда наши воевали в Афгане, было ясно, что одна из наибольших опасностей для машины с бойцами в горячих точках даже не обстрел, а придорожный фугас.
Вот выдержки из «журнала боевых действий» одного из подразделений в Афганистане за 31 мая 1984 года. «Метрах в 400 от нашего поста подорвался КАМАЗ на радиоуправляемом фугасе. В районе Саидабада на управляемом фугасе подорван БТР-70. Оторвано колесо, погнуло борт и днище, машина не подлежит восстановлению...»
С тех пор прошло почти тридцать лет. Афган сменился для нас Чечней, Ингушетией и Дагестаном. Американцы, наоборот, воюют в Афганистане. И что же?

MRAP против Тайфуна

Первого октября нынешнего года Пентагон объявил о прекращении производства MRAP — тяжелых бронеавтомобилей, «защищенных от подрыва и нападения из засады» (mine resistant ambush protected). Эту программу американцы развернули в кратчайшие сроки в 2007 году, поняв, что обычные бронеавтомобили не спасают от фугасов. С тех пор сделано ровно 27740 экземпляров MRAP, из которых около девяти тысяч — наиболее популярной модели Navistar MaxxPro. И они дейстительно спасли немало солдат.
Сейчас американцы заявили, что пришло время более легких и компактных MRAP, но одновременно Navistar получил заказ на 2300 комплектов дополнительной защиты общей стоимостью 282 млн долларов для «афганских» MaxxPro Dash. Притом что MaxxPro Dash изначально защищает, по данным отечественных источников, от восьми—десяти килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте! А в «антифугасном» отчете, изданном в нынешнем году в Англии, черным по белому написано: 76% заказчиков бронемашин ставят на первое место именно защиту от подрыва.

За время войн в Ираке и Афганистане американцы выпустили почти 28 тысяч тяжелых «взрывозащищенных» машин (MRAP) (www.defense.gov)
Интерьер наиболее распространенного MRAP Navistar MaxxPro: бойцы сидят на «антиминных» сидениях, отделенных от пола (www.defense.gov)
Российское Министерство обороны спохватилось, как всегда, внезапно и только в прошлом году: с одной стороны, началась сборка легких итальянских Iveco LMV, они же Рысь. И выбор модели, и защита машин вызывают массу вопросов, о чем неоднократно рассказывалось. Но мы не исключаем, что пос­ле громкой отставки министра обороны Сердюкова и начала расследований по делу фирмы Оборонсервис, которая занималась в том числе сборкой Рысей, следователи заинтересуются этим проектом...
А в тяжелом классе Минобороны делает ставку на «бронегрузовики будущего» Тайфун. Пока Урал построил два опытных капотных Тайфуна, КАМАЗ — два бескапотных. Они защищают даже от крупнокалиберного пулемета, не говоря о фугасах, но при этом у них независимая подвеска, импортная бронекерамика, автоматическая коробка передач Allison, электронный блок БИУС.

Серийную кабину, тем более бескапотную, крайне сложно защитить от подрыва. Единственный, кто смог это сделать, — Scania вместе с шведским «бронировщиком» Akers Krutbruk. Третий уровень антиминной защиты по евростандарту STANAG 4569 — это восемь килограммов взрывчатки!
А вот что произошло в Ингушетии с «покемоном» — бронированным Уралом Звезда после взрыва (причем не особо сильного) под правым передним колесом. Обычные «бронегрузовики» не гарантируют защиту от мин и фугасов... (www.o001oo.ru)
По неофициальной информации, стоимость камазовского Тайфуна — миллион евро! Притом что американский MRAP стоит в среднем 500—600 тысяч долларов и даже с учетом дополнительных защиты и электронного оборудования — чуть больше миллиона, опять же, долларов, а не евро.
Так будет ли армия брать такие Тайфуны — невероятно сложные и дорогие? Согласится ли Allison поставлять коробки передач «потенциальному противнику»? Наконец, смогут ли Урал и КАМАЗ обес­печить качественный выпуск столь высокотехнологичной продукции?

КАМАЗ Тайфун — «бронегрузовик будущего», созданный для Министерства обороны РФ. Но он очень сложен и дорог
Между тем другое силовое ведомство, МВД, традиционно делает ставку на бронеавтомобили отечественного производства и более простой конструкции — для ОМОНа и внутренних войск в горячих точках.
Правда, создание «российского MRAP» для внутренних войск (Медведь, он же БТР-ВВ), о котором мы неоднократно рассказывали, явно затянулось: первый, неудачный образец появился в 2008 году, сейчас проходит государственные испытания второй вариант 2010 года. Когда номер готовился к печати, БТР-ВВ наконец «отстреляли» — испытали обстрелом. Зато как следует: мы видели снимки Медведя после обстрела, и на нем места живого не осталось!

Горы, бронемашины и боец с «калашом» — типичный кавказский пейзаж... На переднем плане — Урал Звезда (над кабиной виден «гриб» аппаратуры подавления радиоуправляемых фугасов Пелена), за ним — опытный БТР-ВВ Медведь, который проходит испытания
Но два момента настораживают. Во-первых, Медведь будет весьма недешевым из-за оригинального шасси с подвеской от БТР-90. А во-вторых (и это весьма удивительно), в базовом исполнении у БТР-ВВ не предусмотрена защита ни от фугасов, ни даже от обычных пуль автомата Калашникова с ТУС (термо­упрочненным сердечником) — это опция! И есть подозрения, что в войска будут поступать в основном более дешевые и слабо защищенные исполнения, что уже случилось с Тигром для Министерства обороны.
А почему бы не делать мощно бронированные автомобили для перевозки солдат на базе серийных грузовиков? Ведь такие существуют за рубежом: это, скажем, популярный немецкий Krauss-Maffei Dingo на шасси мерседесовского Унимога или более крупный GFF4 (он же Grizzly) той же фирмы на базе самосвала Iveco Trakker. Конечно, «бронегрузовики» есть и у нас, вот только...

Горец, внук «покемона»

На Кавказе служит немало бронированных Уралов, прозванных «покемонами»: только Дмитровский опытно-экспериментальный завод МВД начиная с 2000 года оборудовал более 500 обычных грузовиков Урал-4320 бронекомплектами Звезда. Я хорошо помню, как по дороге на автополигон (завод МВД расположен через забор от него) встретил колонну «покемонов». Их кабина бронирована, на «носу» — стальной «намордник», в кузове, под тентом — «бронебудка» с лавками, окнами и бойницами.

Современный наследник Урала Звезда — Федерал-45291 для внутренних войск. Кабина бронирована по пятому классу ГОСТа (от пуль автомата Калашникова), бронемодуль под тентом — по шестому классу (от снайперской винтовки СВД)
Подрыв был не особо сильным: оторвало правое переднее колесо, искорежило бампер. А «бронебудка» развалилась напрочь. Знаете, почему? Потому что бронепанели установлены на трубчатом каркасе, а крыша сделана из фанеры!
Наследника Звезды под именем Федерал выпускают и сейчас — только уже не на Дмитровском заводе МВД (он обанкротился и законсервирован), а на московской фирме-«бронировщике» Техника.
Конструкция усовершенствована: крыша «бронебудки» бронированная, заслонки бойниц сдвижные («Всаживали в них по пять пуль из автомата, и задвижки не клинило», — комментируют разработчики). Петли дверей кабины усилены, на носу — не бронелисты (из-за них двигатель перегревался), а жалюзи, топливный бак укрыт броней поверх мягкого противоосколочного материала. За кабиной — крепление для аппаратуры Пелена, которая блокирует сигналы радиоуправляемых фугасов. Но все это полумеры...

В «бронемодуле» (внизу — вход в него) — окна, бойницы и простецкие лавки на 17 человек
Впрочем, та же Техника выпускает совсем другой Федерал — «антифугасный», созданный еще в 2008 году на тяжелом шасси Урала для автокрана. Он дороже «противопульного» исполнения и тяжелее, зато выдерживает взрыв шести килограммов тротила под кузовом (об этом подробно рассказывалось в АР №22, 2008). И бойцы останутся живы, причем получат «повреждения не выше средней степени тяжести»: это государственная комиссия из МВД проверяла на свиньях (устройство их организма схоже с человеческим), крысах и кролике, которых сажали в кузов, а потом отдавали медикам для исследований. Только так можно узнать, что произойдет с организмом при подрыве! Иначе будет, как в черном анекдоте, где пассажиры разбившегося авиалайнера «сидели, как живые»...
Но поскольку Федерал громоздок и тяжел (это проблема всех машин класса MRAP), в МВД попросили разработать более компактную модель для горных условий. Ее создали на шасси двухосного КАМАЗа-43501 и назвали Горец.
Горец почти в два раза легче Федерала, а потому его бронекапсула не столь мощная: она рассчитана только на два килограмма взрывчатки. Но в качестве эксперимента ее подрывали и семью килограммами, что показало возможность «добронирования» в будущем.
И на такие машины есть государственный оборонный заказ: в нынешнем году будет сделано 12 Горцев и 63 Федерала (правда, в основном бюджетных, только пулезащищенных). Цена — около 5 млн рублей за бюджетный Федерал, 5,6 млн за Горца и около 6 млн за «антиминный» Федерал. Согласитесь, это не миллион евро!

Одна из подопытных свинок, которых сажали в Федерал-45290 при испытаниях подрывом
Урал Федерал-45290 после подрыва шести килограммов взрывчатки под днищем. Свинки остались живы
Но у всех подобных бронегрузовиков даже со взрывостойкими кузовами есть одна очень серьезная проблема. Цитируем заявку Тверского УВД на ремонт «антифугасного» омоновского Урала Федерал, подорванного на Кавказе: «В результате взрыва деформированы заднее правое колесо, правый борт...» И далее (внимание!): «Деформирована кабина: обе двери и крыша, лобовое стекло разбито, разбита трубка тормозной системы под капотом».
Понятно, в чем дело? Серийную кабину крайне проблематично оснастить мощной защитой, в первую очередь от подрыва. (Это возможно, но очень дорого, что подтверждает опыт шведской Скании.) Бронирование «гражданской» кабины, будь то Урал и КАМАЗ, — сплошной компромисс: в одних местах броню приходится делать «закладной» (ее вкладывают в двери), в других — навесной, конструкция неизбежно перетяжеляется, «родные» дверные петли приходится менять на специальные, вваривая усилители. Отверстия для рулевой колонки и педалей не позволяют сделать пол герметичным, а значит, не предотвращают «затекание» ударной волны. Причем если мина взрывается под передним колесом бескапотного КАМАЗа, удар приходится не на двигатель, а на тех, кто сидит в кабине.
Значит, нужна... Правильно: новая кабина, капотная и выполненная как бронекапсула, то есть целиком сваренная из броневых листов. И такие машины уже существуют.

Взрывозащищенный Горец на базе КАМАЗа, как и Федерал, принят на вооружение: его выпускают по заказам МВД
Кузов Горца рассчитан на два килограмма взрывчатки, но его подрывали и семью килограммами — с установкой дополнительных противоминных экранов

Горец с индексом «К»


Горец-К сделан на базе обычного Горца, но вместо камазовской кабины стоит новая — капотная, целиком сваренная из бронестали
Когда в октябре фирма Техника вмес­те с НПО Спецтехника и связь МВД показала свою новинку Горец-К на выставке Интерполитех-2012, в интернете появились возмущенные комментарии: «Что за дизайн!» «Почему так грубо сделано?» Ну да, не красавец, и исполнение местами уж очень «армейское»... Тщательнее надо, товарищи!
Но, во-первых, это опытный образец, построенный прямо перед выставкой. А во-вторых, какая разница бойцам, криво стоят кнопки в кузове или нет, если машина спасет от нападения?

Бронестекло и бойницу уже «отстреливали» во время испытаний
На таких петлях двери кабины точно не провиснут
За основу для Горца-К («капотного») взяли уже серийный Горец: бронемодуль здесь точно такой же. Но вместо камазовской кабины — новая, цельносварная: она, как и капсула-кузов, защищает и от пуль, и от подрыва.
Антиминная защита снизу под кабиной и кузовом — это «сэндвич» из двух разнесенных слоев стали, но не броневой, а обычной. «Обычная, «сырая» сталь лучше «тянется» при взрыве», — комментируют создатели машины.
Поскольку кабина сдвинулась назад, органы управления пришлось перенести, а рулевой вал удлинить на метр. А как открывается бронекапот, укрытый «декоративным» металлом? Я живо представил, как два бойца, надрываясь, поднимают тяжеленную конструкцию вручную...

По бокам капота — «сервисные лючки»: снаружи — из обычной стали, внутри — из броневой
Под кузовом и кабиной — противовзрывной «сэндвич» из двух разнесенных слоев стали
Но все гораздо проще: справа, на «штатном» месте (только уже не за кабиной, а за капотом) стоит обычный камазовский гидроподъемник. Сначала надо разблокировать капот с обеих сторон, открыв два лючка: декоративный, а под ним «броневой». Затем 25 качков рычагом гидроподъемника — и капот поднят.
Аккумуляторы и топливные баки под кабиной закрыты «бронекоробами» с привинченными крышками, чтобы их не сорвало при взрыве или обстреле. («Не забудь гаечный ключ, когда поедем на заправку!») Благодаря ступеням в броне залезать в кабину удобно, разве что не хватает ручек в районе приборной панели.

Весь салон обтянут мягкой антиосколочной защитой, по бортам — складные антитравматические кресла
Изнутри на тяжеленных дверях есть засовы и «доводчики» для фиксации в двух положениях, могучие наружные петли не чета тем, что стоят на обычных Горцах. Двери по периметру окантованы дополнительным слоем брони: толщина «бутерброда» по краям — 11 миллиметров.
Благодаря скошенному капоту обзорность — это уже понятно по выставочному образцу — получилась на удивление хорошей, и внутри кабины просторно. Правда, фотографируя интерьер, я изрядно вспотел (стекла-то не опускаются!), но экипажу не будет душно, поскольку предусмотрен кондиционер.

По форме задних дверей видно, что пол бронемодуля имеет V-образную форму — для отражения ударной волны
«Главный вход» — сзади, с выдвижной лесенкой
А в кузове-бронекапсуле — вытяжная вентиляция, автономная «печка» Eberspaecher и восемь складных «антиминных» кресел с подножками. Они выглядят простецкими (ткань на трубчатом каркасе), но устроены грамотно: ткань дополнительно амортизирует удар при подрыве, окна с бойницами расположены между спинкой и подголовником. Удобно и смотреть, и стрелять!
Двери кузова есть не только в «корме», но и спереди по бортам, чтобы экипаж, покидая машину при нападении, не попал под прицельный огонь. Кстати, в одной из дверей — ма-аленькая дырочка: сюда уже стреляли в испытательных целях. Выходит, пуля пробила бронелист? Да, но так было изначально предусмотрено. В дверь стреляли более мощным патроном, нежели выдерживает данная броня, чтобы убедиться, что пуля не срикошетит внутри благодаря АОЗ (тканевой антиосколочной защите). Мягкая АОЗ, которой обтянут изнутри весь кузов, не только защищает от осколков и рикошета, но служит шумо- и теплоизоляцией. Очень грамотно!
А главное, недорого: заявленная цена Горца-К — те же шесть миллионов руб­лей, что сейчас стоит Федерал.

Бронекапот поднять легко — при помощи серийного камазовского гидроподъемника кабины
Спереди в модуле есть двери по обоим бортам, под кабиной — «бронеящики» для топливных баков и аккумуляторов
Все органы управления — такие же, как у обычных КАМАЗов

Секретный Звездочет

Но Горец-К — только первая модель из будущей унифицированной гаммы, которая будет базироваться и на КАМАЗах, и на Уралах с разными колесными формулами (4х4 и 6х6) и разными кузовами — либо отдельными, как здесь, либо «интегральными», объединенными с кабиной. И существует еще один — пока даже не прототип, а макетный образец.

Кузов опытного Федерала-М заимствован у серийного взрывозащищенного Урала Федерал
Мы вперые публикуем фотографии опытного образца тяжелобронированного «антивзрывного» Урала для МВД
В отличие от Горца-К, его до сих пор не видел никто, кроме разработчиков из компании Техника и сотрудников НПО Спецтехника и связь МВД. Огромный броне-Урал стоит в закрытом боксе рядом с другими опытными образцами — правда, не за семью замками, а за обычным амбарным...
Проект называется Звездочет, а будущее название машины — Федерал-М. Это будущий «старший брат» Горца-К, и кабина здесь аналогичная, только бронирована мощнее (по шестому классу ГОСТа­, от пуль снайперской винтовки СВД с термоупрочненным сердечником). Это видно по толщине брони («бутерброд» на срезе двери — уже больше полутора сантиметров), стекол и бойницам в них — не круглым, «точеным», а квадратным, сварным.

Из кабины в модуль можно пройти, не вылезая наружу, — через «тамбур» с бронедверями
Вход в кабину высоченный, но вполне удобный — благодаря «тепловозному» поручню за дверью

Прямоугольный бронекапот — уже без всякого «декоративного» покрытия. Правда, обзорность из кабины вперед — как у старых американских тягачей... Легковушкам лучше не соваться под бампер! А как поднимается этот капот? Оказалось, никак: доступ к двигателю — с боков через лючки и сверху через две бронестворки.
В кузов, позаимствованный у «взрывозащищенного» Федерала, можно пройти прямо из кабины — это прообраз будущего интегрального варианта, этакого бронеавтобуса, где кузов и кабина будут единым целым.

Двери кабины окантованы вторым слоем бронелиста
Доступ к двигателю — через распашные бронированные створки
И, похоже, проект «цельносварных» Горцев и Федералов действительно будет реализован, ведь их соавтором и заказчиком выступает МВД! Но, разумеется, у новых машин есть конкуренты: мы расскажем и о них.

Броня из Челнов

КАМАЗы, бронированные «придворной» фирмой Астейс из Набережных Челнов, появились раньше остальных: я фотографировал такие грузовики для перевозки гуманитарных грузов ООН еще в начале девяностых.
Новый проект Астейса — съемный бронированный модуль, который крепится в кузове КАМАЗа с бронекабиной, а при необходимости снимается и служит блокпостом. Впервые я видел такую машину в 2008 году — и весьма расстроился. Качество изготовления было ужасным, а грузовик аж присел на задние колеса. Зато сейчас — совсем другое дело! Машина стоит ровно, модуль качественный и аккуратный, причем обшит изнутри фанерой, а под всеми сиденьями проходит воздуховод отопителя.
Но, по словам специалистов, здесь немало недостатков. Первый — отсутствие других дверей, кроме задних. А если машина попала в засаду и сзади лупит пулемет? То, что сиденья развернуты спинами друг к другу, да еще с перегородкой посередине, тоже очень плохо в бою. Те, кто сидит с одной стороны, не могут стрелять в другую, раненых положить некуда... Фанерная обшивка плоха тем, что от нее может отлетать острая щепа, опасная для лица и глаз. И от взрыва КАМАЗ-Астейс не убережет, поскольку не рассчитан на это.

Бронированный модуль компании Астейс сделан очень аккуратно и может выниматься из кузова, превращаясь в блокпост, но...
Планировка с перегородкой из труб посредине неудачная, и фанера, которой обшит интерьер, трамвоопасна в бою
Тем временем сами камазовцы модернизировали многострадальный бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 Выстрел, который существует уже больше десяти лет и даже принят на вооружение, но получился крайне неудобным и не защищенным от подрыва.
Лобовое стекло теперь цельное, без перегородки, крыша приподнята, крохотная правая дверь перенесена ближе к водителю, а бронезащита дифференцирована: лоб и корма бронированы уже не по пятому, а по шестому классу ГОСТа, пол выдерживает подрыв 600 граммов взрывчатки. Правда, на выставке Интерполитех-2012 камазовцы раздавали рекламные листовки с изображением старой модели, чему весьма удивлялись представители МВД...

Инициатива Защиты

А почему такой же с виду, как Выстрел, бронеавтомобиль, только трехосный, стоял на стенде частной корпорации Защита? Представители Защиты на все расспросы пожимали плечами: сходство чисто случайное, это оригинальная разработка, хотя и тоже на шасси КАМАЗа.
Открываем сборник конференции Спецтранспорт, которая прошла в МВД, и читаем доклад генерального директора Защиты: «Булат разработан как модернизированный вариант бронеавтомобиля Выстрел...» Действительно, у КАМАЗа был нереализованный проект трехосного Выстрела!

КАМАЗ-43269 Выстрел модернизирован: лобовое стекло стало цельным, водительский люк смещен вперед, лоб и корма бронированы мощнее. Поможет ли это броневику-долгожителю?
Помимо третьей оси Булат получил более мощную броню (по шестому классу ГОСТа), «автомобильные» двери спереди, кондиционер, здоровенные распашные люки в крыше и антитравматические кресла.
Эти кресла с ремнями, разработанные при помощи аэрокосмического объединения Звезда, выглядят элегантно, но их высокие спинки закрывают экипажу не только обзор, но и бойницы. Правда, спинки откидываются, но вдруг надо отстреливаться, а спинку заклинило?
И почему внутри нет никакой обшивки, а лишь голая сталь, как у древних БТР? Я так приложился в низком кузове головой!
Между тем один такой броневик уже получили омоновцы Сахалина для службы в Северной Осетии, и в пресс-релизе местного управления МВД сообщается, что Булат способен выдержать подрыв фугаса весом аж 20 кг. Чудеса рекламы... Придется разочаровать омоновцев: Булат, равно как и Выстрел, вообще не рассчитан на серьезный подрыв.

Новая разработка компании Защита — «противовзрывной» внедорожник Скорпион ЛША-Б с двигателем Andoria
Трехосный Булат компании Защита создан «по мотивам» Выстрела
Салон Булата — низкий и «голый», без обивки
Впрочем, у Защиты есть КАМАЗ с мощным «антифугасным» модулем СБА-60, созданным явно с оглядкой на Урал Федерал (это видно по «аварийному» выходу спереди). Видимые недостатки те же, что у Булата: спинки кресел закрывают окна, внутри — ни обшивки, ни антиосколочной защиты. Зато есть стальные ребра-«шпангоуты» и вертикальные распорки: они, как уверяют разработчики, помогают выдержать подрыв невиданной доселе мощности — восемь килограммов взрывчатки под днищем. Правда, в сопроводительной табличке значился более скромный показатель — шесть килограммов.
Более того, официально заявлено, что маленький бронеавтомобиль Защиты — Скорпион ЛША-Б с независимой подвеской и дизелем Andoria (фирма уверяет, что наладила сборку этого мотора по лицензии) — «держит» аж четыре килограмма взрычатки.
Вот только на нашу просьбу показать подтверждающие документы представители фирмы ответили отказом: мол, они — только для потенциальных заказчиков. А комментарий самих «потенциальных заказчиков», представителей МВД РФ, таков: поскольку бронемашины Защиты построены и испытаны по инициативе самой компании, об истинной степени их защиты можно будет судить только в случае государственных испытаний, если до таковых дойдет дело.

Представители Защиты уверяют, что кузов СБА-60 на базе КАМАЗа выдерживает подрыв аж восьми килограммов взрывчатки
Интерьер СБА-60 за счет ребер-«шпангоутов» похож на подлодку, антитравматические кресла комфортабельны... А где внутренняя обивка?

«Французы» против Тигра

«Почему мы не привезли на выставку бронированный внедорожник Renault Sherpa? Так это же полицейская выставка!» — искренне удивился моему вопросу Жерар Амиель, президент оборонной компании Renault Trucks Defence, которая впервые прибыла в Москву. Ну да, в Европе полиции приходится бороться в основном с демонстрантами... А на вопрос, чем вызван интерес к России, месье Амиель ответил: мол, ваша армия уже покупает Iveco. Почему бы ей не покупать и французскую технику?

Renault Sherpa для полиции — в данном случае небронированная, с «железным» кузовом
В салоне Шерпы всего четыре места, а посередине — огромный тоннель для рамы
Интерьер очень уж примитивный
На стенде стояло сразу четыре машины: Renault Midlum для тушения лесных пожаров (его привезли явно с оглядкой на жаркое лето 2010 года), открытый внедорожник ACMAT (интересно, где его применять у нас?), полицейская Renault Sherpa (небронированная и всего лишь четырехместная: омоновцы дивились ее хлипким дверям и огромному тоннелю посередине салона). И, наконец, легкий броневик Panhard VBL — вообще трехместный, да еще, судя по табличке... 2003 года выпуска. Мол, русским и такая «новинка» сойдет?
— От какого оружия он защищен? — спрашиваю представителей компании. Те протягивают рекламную листовку: первый класс защиты евростандарта STANAG, от винтовки М16.
— Но его же можно прострелить из автомата Калашникова!
— Зато он плавает! — парируют собеседники.
— Так в нем всех уже убили...

Pahnard привез на выставку плавающую «бронелягушку» VBL...
...но — трехместную и слабо бронированную
Между тем в прошлом году зарубежные средства массовой информации, явно с подачи компаниии Pahnard, сообщили о намерении российских погранвойск закупить аж 500 броневиков VBL по 250 тысяч евро за штуку. Судя по всему, французы выдали желаемое за действительное, тем более что наш Тигр, который не плавает, зато защищает от «калаша», стоит меньше 150 тысяч евро!
Кстати, о Тиграх: на выставке дебютировал модернизированный вариант, который называется уже не CПМ-2 (специальная полицейская машина), а СБМ (специальная бронированная машина). Его отличия: российский двигатель ЯМЗ вместо прежнего Cummins, принудительные блокировки диффернциалов (раньше дифференциалы были самоблокирующимися), моторный тормоз, АБС, бронекапот, и, по заказу полиции, система пожаротушения колес.
Но дело портит бюрократия: поскольку такой Тигр считается новым, представителям МВД предстоит вновь провести его полноразмерные испытания и «узаконить» документы. А пока поставки Тигров полиции приостановлены.

Судя по табличке в кузове броневика VBL, выставочная машина выпущена в марте... 2003 года!
Модернизированный полицейский Тигр СБМ — с двигателем ЯМЗ и бронекапотом
***
Когда номер готовился к печати, в Дагестане произошло очередное — и, увы, очень характерное — нападение: при проезде трех «уазиков» с полицейскими боевики сначала взорвали фугас на обочине, а затем, подорвав одну машину, открыли огонь. Один сотрудник МВД погиб, семеро ранены.
И мы обращаемся к руководству МВД: пожалуйста, быстрее проводите испытания и начинайте массовые закупки отечественных «противовзрывных» машин!
Потому что ОМОН и внутренние войска на Кавказе надо защищать не завтра и не послезавтра. А сейчас.

Российскому спецназу предлагаются открытые «ударные автомобили». Это Охотник с «жигулевским» мотором 1.6, разработанный МВТУ им. Баумана и компанией Техника
А это французский ACMAT ALTV c турбодизелем 2.5

Оружейная комната

Показ новых бронеавтомобилей совпал с событием в мире оружия: в институте ЦНИИточмаш в подмосковном Климовске начались испытания новейшего «калаша» — автомата АК-12. Его будут жарить, морозить, сбрасывать с высоты полтора метра...
АК-12 разработало объединение Ижмаш в инициативном порядке год назад: компоновка автомата осталась «классической», но эргономика улучшена. Приклад стал телескопическим, раздвижным, перевести предохранитель можно, не снимая руки с пистолетной рукоятки, причем любой рукой — и правой, и левой. Наконец появился долгожданный режим коротких очередей «отсечкой» — правда, не по два патрона, как обычно стреляют солдаты, а по три.
На ствольной коробке и под цевьем — планки Пикатинни, позволяющие устанавливать различные прицелы, дальномеры и гранатометы, причем АК-12 сможет стрелять и импортными гранатами. А в дополнение к известному магазину будет «сдвоенный», 60-зарядный (теперь не придется сматывать магазины изолентой) и даже барабанный — примерно как у ППШ времен Великой Отечественной, но аж на 95 патронов!
Планируется создать два десятка модификаций автомата под разные патроны — от привычного 5,45х39 мм до натовского 7,62х51 мм. Уже известно, что у АК-12 меньше отдача и его меньше «уводит» при стрельбе очередью.
Кроме того, Ижмаш предлагает военным модернизировать привычные АК-74: это установка тех же планок Пикатинни, передней рукоятки, магазина, где виден расход патронов, и так далее. Доработка одного автомата будет стоить от двух до десяти тысяч рублей.

Перспективный «калаш» АК-12: вверху — базовое исполнение, внизу — армейское, с барабанным магазином на 95 патронов и подствольным гранатометом
Тем временем создатель «калашей», заслуженный оружейник и Герой России Михаил Тимофеевич Калашников (10 ноября ему исполнилось 93 года!) направил открытое — и отчаянное — письмо президенту Путину, подписанное многими ветеранами предприятия. Вот цитаты из него: «Уровень производства и объем упали ниже некуда», «Нынешнее управление предприятием осуществляют высокооплачиваемые непрофессионалы», «Зарплата рабочих основного производства не превышает 10 тысяч рублей, многие зарабатывают и того меньше», «В корпусах нет отопления, крыши не отремонтированы и протекают». И вывод: «В случае непринятия экстренных мер на предприятии могут произойти необратимые изменения, ведущие к его исчезновению, а также к исчезновению брендов Калашников, Драгунов и Никонов. Наши потомки и истинные патриоты России нам этого не простят».

Изделия тульских оружейников: малогабаритный автомат 5,56 А-91...
...и крупнокалиберная снайперская винтовка ВСК, стоящая на вооружении ФСБ
А это — бронежилет для собаки!
У Тульского КБ приборостроения — свои разработки для спецназа: это, например, крупнокалиберная снайперская винтовка ВСК. Она уже принята на вооружение ФСБ и используется «для антитеррористических целей». Винтовка стреляет, причем бесшумно, специальными патронами калибра 12,7х55 мм, в числе которых бронебойный: он пробивает даже стальной лист толщиной 16 мм с расстояния сто метров!
А в «малом классе» туляки продвигают очень необычный с виду автомат 5,56 А-91 — он выполнен по типу «булл-пап» — то есть с пистолетной рукояткой впереди магазина — и стреляет как «европатронами» калибра 5,56х45 мм, так и гранатами.

Полиция на гусеницах

«Водитель снегохода! Примите вправо в тундру и остановитесь...» Такого мы еще не видели — уазовскую «буханку» на гусеницах, да еще в полицейской раскраске. Ее создала компания Спецтех из Заволжья на базе гражданской модели Узола. Бензиновый двигатель, как и у обычных уазиков, носит марку ЗМЗ, скорость на ровной дороге — до 65 км/ч, на плаву (вездеход умеет и плавать) — до 5 км/ч. В задней части, как и полагается полицейской «буханке», есть отсек для задержанных, а вот водителю придется приобретать новые навыки: вместо руля — здоровенный рычаг. Но заинтересуется ли МВД этой разработкой — пока неизвестно.

«Вахтовка» для ОМОНа

Журналисты и правозащитники часто путают автомобили для перевозки нарядов полиции (АТН) к местам массовых мероприятий — митингам, матчам и т.п. — с «автозаками» для перевозки задержанных. Ведь и у тех, и у других грузовиков окна кузова зарешечены!
АТН, которые стоят на вооружении российской полиции, как правило, сделаны комбинатом автофургонов из Шумерли. А новый вариант на снимке создал Нефтекамский автозавод, известный своми «вахтовками». Основой послужил серийный вахтовый автобус НефАЗ-4208 на шасси КАМАЗа-43114. В салоне — 20 кресел, обтянутых кожзаменителем, у передней стенки — стеллаж для оружия. И, похоже, машина сделана акуратнее, чем аналоги из Шумерли. Смущают только решетки в очень мелкую «клеточку» на кабине: наверняка они будут мешать водителю.


Паспортные данные
Модель Горец-К Горец Федерал-45290 Федерал-45291 Модуль ММ-501 СБА-60 СБА-60 Булат КАМАЗ-43269
Производитель Техника Техника Техника Техника Астейс Защита Защита КАМАЗ
Шасси КАМАЗ-4326 Урал-55571 Урал-4320 КАМАЗ-5350 КАМАЗ-43114 КАМАЗ-5350 КАМАЗ-4326
Колесная формула 4х4 4х4 6х6 6х6 6х6 6х6 6х6 4х4
Число мест, кабина+бронемодуль 8+2 8+2 12+3 17+3 14+2 12 (или 14)+2 8+2 6+2
Снаряженная масса, кг 11600 10900 16100 13800 16000 14500 12800 10300
Полная масса, кг 12600 11900 21300 17175 17770 21700 15850 11900
Противопульная защита, класс*: кабины 5 5 5 5 5 5 6 5/6
бронемодуля 5 5 6 5 5 6 6 5/6
Защита от взрывчатых веществ, кг 2 2 (кузов) 6 (кузов) нет нет 6-8 (кузов) нет 600 г
* По ГОСТу Р50963-96:
Пятый класс — пули автомата Калашникова с термоупрочненным сердечником
Шестой класс — пули винтовки СВД с термоупрочненным сердечником
  

Перспективы украинского бронетранспортеростроения

Блогу bmpd из осведомленных источников, близких к министерству обороны Украины и украинской оборонной промышленности, стало известно, что министерство обороны Ирака рассматривает возможность аннулирования контракта 2009 года на закупку 420 украинских колесных бронетранспортеров БТР-4. По имеющейся информации, иракские военные проявляют недовольство некоторыми техническими и эксплуатационными характеристиками БТР-4, качеством их изготовления, а также хроническими срывами с украинской стороны сроков поставок. Кроме того, видимо, в данном деле имеется и политический аспект.

800xu

Бронетранспортеры БТР-4 первой поставки 2011 года иракской армии на военном параде в День армии в ознаменование 91-летия создания вооруженных сил Ирака. Багдад, 06.01.2012 (с) Reuters
 Не секрет, что контракты от сентября 2009 года на закупку на Украине 420 БТР-4 (стоимостью 457,5 млн долл) и шести военно-транспортных самолетов Ан-32Б (стоимостью 95 млн долл) были фактически навязаны правительству Ирака Соединенными Штатами и представляли собой своего рода "отступное" Украине со стороны американцев в качестве компенсации за поддержку Киевом кампании США в Ираке. Еще в сентябре 2007 года Пентагон опубликовал  извещение о предстоящей продаже Ираку 336 украинских бронетранспортеров БТР-3Е1 через механизм американских межправительственных поставок по линии FMS. Однако в итоге Ирак был вынужден заключить контракт на приобретение на Украине более новых БТР-4, став их стартовым заказчиком. По условиям контракта, все 420 машин БТР-4 должны были быть поставлены к марту 2012 года. Однако производство БТР-4 сталкивается на харьковском ГП «Завод имени В.А. Малышева» с серьезными трудностями, и до настоящего времени Ирак получил лишь 88 бронетранспортеров из 420 заказанных (26 были отгружены в апреле 2011 года и 62 - в октябре 2012 года), и имеется изобилие рекламаций на них.
 Следует отметить, что информации о получении очередного аккредитива от Ирака за полученную в октябре 2012 года технику пока не поступало. До конца 2012 года планировалась поставка Ираку третьей партии БТР-4 в составе 94 единиц. Однако этого так и не произошло и машины этой партии до сих пор находятся в стадии изготовления. Более того, согласно украинским источникам, осенью 2012 года министерство обороны Ирака, ссылаясь на истечение срока действия контракта 2009 года и меморандумов к нему, инициировало переговоры с Южной Корей и Россией о возможности поставок аналогичной техники.
 Неясными остаются перспективы БТР-4 и в вооруженных силах Украины (ВСУ). Принятое решение о закупке 10 бронетранспортеров в экспортной конфигурации БТР-4Е и о формальном принятии этой машины на вооружение ВСУ носило откровенно политический характер и должно было главным образом способствовать продвижению этой машины за рубеж как якобы эксплуатируемой и в стране-изготовителе. При этом, хотя поставка 10 указанных БТР-4Е в ВСУ должна была быть осуществлена уже в 2012 году, однако до настоящего времени не произведена.
 Министерство обороны Украины длительное время критиковало конструкцию "базового" БТР-4, требуя его значительной переработки. Это должно было быть осуществлено в рамках проекта БТР-4М. Лишь в январе 2013 года в Харькове был изготовлен опытный образец машины БТР-4МВ по данному проекту, причем с целью удешевления изготовления она была переделана из прототипа БТР-4В (вариант БТР-4 с двигателем Deutz, ранее безуспешно продвигавшийся в Македонию). Переделка заключалась по сути в замене на указанном прототипе носового узла бронекорпуса на новый "без окон" и установке кормовой рампы. При этом многие другие требования украинского военного ведомства удовлетворены не были (в том числе по противоминной защите). Позиция министерства обороны Украины по отношению к БТР-4М продолжает быть неопределенной. Показательно, что МОУ до сих пор не определилось с типом двигателя для БТР-4М, считая лишь, что он должен быть западным, а не устанавливаемым на поставляемых в Ирак БТР-4 харьковским дизелем 3ТД.
 Ввиду очевидных недостатков БТР-4, ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова" и «Завод имени В.А. Малышева» сейчас начали осуществление проектов создания двух новых типов колесных бронетранспортеров - БТР-5 и БТР-9. По известным данным, БТР-5 представляет собой откровенное подражание создаваемому в России ООО "Военно-промышленная компания" перспективному "среднему" БТР ("средней колесной платформе") по ОКР "Бумеранг", практически повторяя компоновку и облик последнего (и ряда современных западных БТР). БТР-5 будет усиленную противоминную защиту. Таким образом, украинское бронетранспортеростроение попытается наверстать время, упущенное при создании и попытках "совершенствования" малоудачного и архаичного по ряду конструкторских решений БТР-4.

Gur Khan:  "Заметьте: не я это предложил!"  х/ф "Покровские ворота" :)))

Минобороны заказывает бронетехнику для «Мистралей»

Новые боевые машины должны быть массивными, габаритными и хорошо плавающими

Минобороны заказывает бронетехнику для «Мистралей»
Фото: Seaman J.J. Hewitt./wikimedia.org
Несмотря на критику вице-премьера Дмитрия Рогозина французских вертолетоносцев «Мистраль», Минобороны сформировало спецификацию на новую боевую машину пехоты (БМП), которую будут десантировать с этих кораблей, — два их них все же поставят из Франции. По данным «Известий», главкомат Военно-морского флота требует, чтобы машина вмещала не менее 15 бойцов со штатным оружием и экипировкой, а также минометы, автоматические гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы, крупнокалиберные пулеметы. 
— Машина должна быть габаритная, гораздо больше нынешних БМП-2, БМП-3 и БТР-80. Следовательно, ее масса составит около 30 т, — говорит собеседник «Известий» в главкомате ВМФ.
Другие требования моряков — обязательный комплекс пассивной защиты (тротиловые шашки крепятся снаружи к броне, чтобы при попадании снаряда направленным встречным взрывом гасили его поражающую силу). Также желательно оснастить машину комплексом активной защиты типа «Арена» (бортовые установки выстреливают градом металлических шариков, которые на дистанции до 25 м перехватывают летящий снаряд). 
Наконец, новая машина морской пехоты должна полностью обеспечить десант огнем и бороться со всевозможными угрозами, включая танки и вертолеты. Поэтому ее вооружение не уступит БМП-2, которая имеет 30-миллиметровую пушку, 7,62-миллиметровый пулемет и установку противотанковых управляемых ракет.
— Столь массивная машина, конечно, уязвима перед современными противотанковыми средствами. Но пример американских десантных амфибий AAV7 морской пехоты показывает, что машины меньшего размера не имеют шансов при нынешних боевых условиях. Соответственно, мощность двигателя составит не менее 400 л.с., и мы рассчитываем на газовую турбину с электрической трансмиссией или перспективный дизель для «Курганца» в 750 л.с., — пояснил офицер.
По информации «Известий» из Минобороны, штаты батальонов морской пехоты для обоих «Мистралей», а также вооружение уже определены, поэтому было решено отказаться от перспективных плавающих бронемашин «Курганец-25» и БМП-3Ф.
— Морская пехота станет одним из самых мощных родов войск, и всё положенное оружие должно влезать в боевую машину. То есть сначала решили, кого и что грузить, а потом заказали машину. Обычно происходило наоборот: оборонка дает машину, а мы формируем под нее штаты. Из-за этого происходил разнобой в количестве личного состава и единиц оружия, — говорит собеседник. 
Разработчик новой габаритной бронемашины определится в 2013 году по итогам открытого конкурса. Весной следующего года победитель тендера должен защитить свой проект перед комиссией Минобороны, и после этого начнется производство. 
Россия подписала контракт на закупку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» стоимостью €1,2 млрд в июне 2011 года. Первый вертолетоносец для российского флота будет построен во Франции в 2014 году, второй — в 2015-м. Контракт на строительство еще двух «Мистралей» в России, который также обсуждался, планировалось заключить позднее. В конце января Дмитрий Рогозин заявил, что критически относится к закупке французской техники — по его мнению, французские вертолетоносцы нельзя использовать при низких температурах.
Планы флота по комплектованию «Мистралей» раскритиковал вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
— Налаживать серийное производство с нуля боевых машин под конкретный вертолетоносец — это абсолютная глупость. Вообще производство бронетанковой техники имеет смысл в том случае, если численность серии превышает 100–150 единиц. А для пары «Мистралей» потребуется в лучшем случае два десятка машин, — заявил эксперт «Известиям».
Столь же скептично настроен и контр-адмирал в отставке Владимир Захаров. Он напомнил «Известиям», что «Мистрали» предназначены для работы на большом удалении от берега.
— Как тяжеленные бронемашины доставить к месту высадки? Они должны иметь принципиально новые плавающие характеристики, значительно превышающие показатели имеющихся десантных БТР и танков. Пока я не вижу, за счет чего наша оборонка совершит технологический прорыв на конкретном участке, — сказал адмирал.
Однако в главкомате ВМФ считают, что создание тяжелой и массивной десантной машины — это следование мировым тенденциям. Современная морская пехота высаживается так называемым загоризонтным методом, то есть в 30–40 км от берега, посредством вертолетов и десантных катеров. Бронетехника преодолевает акваторию своим ходом.
Советская военная наука утверждала приоритет практически выползающих на берег кораблей. Поэтому морская пехоты вооружалась обычной бронетехникой, способной самостоятельно проплыть не более километра при штиле. Так что тяжелые амфибии с большой грузоподъемностью нужны флоту не только в связи с «Мистралями», но и на перспективу, говорят в главкомате.
Источник: газета "Известия"

Gur Khan: сон разума... без комментариев!