пятница, 26 июля 2013 г.

Проволока против троса

или 
Как мы возим БТТ?
  Широкомасштабные учения, проводившиеся на восточных окраинах нашей любимой и необъятной Родины, еще раз показали важность вопросов, связанных с обеспечением логистических операций. И в особенности операций, связанных с перебросками военной техники и грузов по железной дороге.
  Так, в самом начале учений по "внезапной проверке", МО генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «в перевозках задействовано 16 воинских железнодорожных эшелонов общей численность 562 вагона и платформы. Уже доставлено в пункты назначения 482 единицы техники, 320 тонн материальных средств». А Зам.МО генерал армии Дмитрий Булгаков, отвечающий за тыловое обеспечение ВС РФ, на одном из совещаний заявил, что все войска, привлекаемые к внезапной проверке боевой готовности, на 100% были обеспечены войсковыми запасами по всей номенклатуре: "Всего для перевозки войск, которые спланированы в соответствии с решениями командующих войсками военных округов, поданы 700 железнодорожных платформ и 50 вагонов. Темп перевозки войск составляет 1000 километров в сутки вместо 650 километров в сутки, предусмотренных плановыми показателями". Слова Булгакова о переброске техники по ЖД прокомментировала пресс-служба МО: "Расчетная среднесуточная скорость выдвижения войск по железной дороге составляет 650 километров в сутки, сообщает Управление пресс-службы и информации Минобороны. Однако, в рамках проводимой проверки боевой готовности железнодорожные составы следуют со среднесуточной скоростью 800-1000 километров в сутки. Значительное увеличение среднесуточной скорости стало возможным за счет использования специальных погрузо-выгрузочных платформ на железнодорожных станциях погрузки, позволивших более чем в 1,5 раза сократить время формирования и отправки воинских эшелонов". Всего, по словам С.Шойгу,  в ходе учений, были задействованы 160 тысяч человек, 130 авиационных судов, более 70 кораблей, более 13 тысяч наземной техники - более 5 тысяч танков и бронемашин", переброска осуществлялась на расстояниях до 3000-8000 км (источник). Из них по воздуху было переброшено перевезено более 10 тысяч военнослужащих, 482 единицы вооружения и военной техники, а также свыше 930 тонн материальных средств. Для этого потребовалось совершить более 200 самолето-рейсов, было задействовано более 50 экипажей военно-транспортной авиации, 28 военно-транспортных самолетов Ил-76 (источник).  
  Но на лицо явная лажа в сообщениях информагенств и пресс-служб с цифрами. Задуматься об этом дает основание одна и та же цифра - 482 единицы техники, которые были переброшены как авиацией, так и по ЖД. Еще большая  лажа с цифрами по тоннажу перевезенных грузов. Ну и вообще, оглашенная цифирь не вяжется с общим числом привлеченного личного состава и техники. Так получается, что бОльшая часть сил, либо вовсе уже находилась на месте проведения учений, либо совершала марши своим ходом. Но не об том сейчас речь. Речь о важности железнодорожных перевозок в военном деле и их скорости.
   Всем понятно, что учитывая географию России, важнейшей стратегической задачей, является быстрейшая переброска войск именно по железной дороге. Да, ВТА может обеспечить  скорость переброски войск и техники, но только ЖД может обеспечить массовость этих перебросок, поддерживать снабжение группировок на должном уровне. Вообще перевозка военной техники железнодорожным транспортом широко применялась в разных военных компаниях, и по сей день она крайне актуальна. Удобство заключается в том, что дает возможность экономии моторесурса и горючего, сохранять силы личного состава и техники от износа. Дает возможность обеспечить быстрое передвижение, вне зависимости от времени года. Но как она собственно осуществляется?
  Погрузка техники осуществляется на территории воинских подразделений, в других случаях в районе ожидания состава, на расстоянии 3-5 км от станции погрузки, подготавливаются укрытия для военной техники и тщательно маскируют. Железнодорожные перевозки военной техники проводят скрытно с соблюдением безопасности. Организуется охранение и наблюдение за радиационной, химической, биологической обстановкой, воздушным пространством. Организуется противопожарная безопасность. Военную технику располагают в полувагонах и на платформах.   Загружают военную технику своим ходом или с помощью кранов и, после размещения, надежно закрепляют (как правило, растяжками из отожженной проволоки). Машины ставятся на низшую передачу и тормоз, застопориваются поворотные устройства у башен, а сами стопоры пломбируются. В заключение поднимаются борта платформ и закрепляются запорами или, в случае невозможности поднятия, закрепляются в опущенном состоянии. Загружаемая техника по длине не должна выходить более чем на 400 мм от торцевого борта платформы. Всю военную технику в полувагонах и платформах тщательно маскируют. Погрузку и крепление военной техники осуществляют погрузочно-разгрузочными командами вместе с экипажами машин. Закончена погрузка должна быть за 10 минут до отправления железнодорожного состава. За погрузку/разгрузку отвечает начальник воинского эшелона, он же решает и все вопросы, которые связаны с перевозкой на путях сообщения с военным комендантом или начальником станции. Запрещается перевозить посторонних лиц, а так же технику, не имеющую отношение к воинской. При перевозке опасных грузов, осуществляется постоянный контроль ответственных лиц эшелона, органов военного сообщения и транспорта в строгом соответствии с нормативно-техническими требованиями, действующими на железной дороге. Охраной и наблюдением за эшелоном занимаются специальные наблюдательные посты расположенные в голове, хвосте и промежутке состава, а также дежурные расчеты. Промежуточные остановки в пути следования состава с военной техникой запрещены. Перевозка военной техники считается законченной с прибытием в назначенный пункт и выгрузкой из подвижного состава на территории получателя. Выгрузку и дальнейшую транспортировку осуществляют военные подразделения.
    Как мы увидели в ходе учений ВВО, МО уже озаботилось скоростью проведения погрузочно-разгрузочных операций, для чего использовали специальные погрузочно-разгрузочные платформы, хотя никакого "ноу-хау" на самом деле в этом нет.  Но можно ли еще более увеличить скорость погрузки? Можно!
  На многочисленных фотографиях российской бронетехники размещённой на железнодорожном подвижном составе видно, что, её до сих пор крепят «по-старинке» – растяжками из 6 мм отожженной стальной проволоки. У этого метода крепления есть существенные недостатки:
- проволоку для закрепления техники на ж/д подвижном составе можно использовать только один раз;
- формирование растяжек требует определённых навыков у экипажей и значительного запаса времени на их установку;
- проволочные растяжки в пути следования быстро ослабевают и их приходится периодически подкручивать.


Российская бронетехника по прежнему крепится на платформах самым "инновационным" способом - проволокой 6мм.
 Вот такой интересный эпизод "с проволокой" описан "партизаном", послужившим совсем недавно, правда в рядах белорусской армии (у нас, в принципе, все тоже самое):  
"Как бы то ни было, техника после стрельб шла ж/д транспортом. Перед этим мы получили проволоку. Сколько я доказывал, что она отожженная. Сколько я ни говорил, что 5 легковых колес проволоку не отожгут, не помогло. Полковник приказал отжечь. Ну, приказал и приказал – поджигай.



И занялось все это красным пламенем. Проволоку только закоптили."



Но что можно предложить взамен? 
1) Использовать троса с талрепами и зажимами вместо проволочных растяжек при перевозке техники по ж/д. Причём, для этого не потребуется дополнительных согласований с железной дорогой, т.к. порядок замены проволочных растяжек тросами оговорён в Главе 1 Приложения 14 к СМГС.
2) Отправлять новую бронетехнику закреплённую тросами с заводов в адрес МО, а в дальнейшем – МО будет использовать упомянутые троса в качестве штатных элементов её крепления при дальнейших перевозках этой техники по ж/д.
По стоимости крепления груза: оно будет не намного дороже проволоки, но обладает преимуществом – является многооборотным средством, которое можно использовать многократно. А главное преимущество, это – ВРЕМЯ.
Танк закрепить на платформе за несколько часов сможет даже плохо обученный (что нормально) для этих целей экипаж. Таким образом, в «угрожаемый период» воинский эшелон не будет простаивать под погрузкой на станции несколько суток (пока найдут необходимые для этого объёмы проволоки, пока закрепят технику.....), а будет готов к перевозке (максимум) за полдня. Полагаю что, несколько гаечных ключей и "фомка" у экипажа наверняка найдутся для натяжения тросов.
А вот так крепят наши же Т-72 в "отсталой" Индии. Правда, РЖД крепление цепями прямо запрещает...
 
А вот танк супостата закреплен тросами при перевозке из Вентспилса в Ропажи год назад
Предлагаемые к внедрению варианты тросовых креплений
Давайте представим - «час Х».

Внезапно поступил приказ: батальону выдвигаться своим ходом на станцию для погрузки на ж/д платформы с последующей отправкой к месту назначения (боевых действий). Будем считать, что, платформы в требуемом количестве к месту погрузки поданы.

Вариант 1 (крепим проволокой «по - старинке»).
Командир части вместе с зампотехом и зампотылом лихорадочно соображают: где можно раздобыть (любым способом) в требуемых количествах эту самую проволоку ?
Маловероятно, что проволока в «товарном» количестве будет в части. Поскольку, чтобы закрепить одну единицу техники необходимо порядка от 100 до 200 кг проволоки. Помножьте её на количество техники в батальоне и получите по весу и объёму почти полувагон с проволокой, то задача будет не из лёгких.....
Вариантов раздобыть проволоку несколько:
1) с армейских складов (если вдруг припасли заранее и в требуемых кол-вах);
2) у коммерсантов (не факт, что последние не захотят на этом еще и дополнительно заработать);
3) государство реквизирует у тех же коммерсантов нужные объёмы проволоки для чего задержит на сортировочной станции проходящие вагоны с этой самой проволокой;
 Далее: эту проволоку необходимо выгрузить из вагонов и отжечь (из неотожженной проволоки сформировать растяжки и обвязки будет крайне затруднительно) проволоку, далее – доставить эту проволоку к месту погрузки эшелона. Всё это займём довольно много времени.
   Только после этого – экипажи начнут устанавливать растяжки и обвязки. Учитывая что, опыт у них - отсутствует, то данный процесс будет продолжаться очень и очень долго....и трудно. Причём, потребует постоянного и полного контроля со стороны командиров.
 Как вариант: можно обратиться за помощью к сторонним гражданским организациям занимающихся такелажными работами, чтобы те выполнили работы по закреплению бронетехники на подвижном составе. Этот вариант будет немного меньшим по временным затратам, но очень сильно «ударит по карману» МО, т.к. подобные услуги весьма недёшевы.
 Затраты по времени для данного варианта получим: оптимально сутки – двое, реально – больше.

Вариант 2 (закрепление бронетехники на подвижном составе растяжками из тросов с талрепами).
 Командиром части распечатываются схемы крепления техники на подвижном составе и копии вручаются (для контроля) командирам подразделений. (Схемы крепления в формате PDF и распечатываются в формате А4 (лучше А3) на обычном принтере с обычного компьютера. Это всё - можно сделать заранее). Экипажи получают в парке со склада комплекты штатных элементов крепления (уже готовые троса с талрепами) и организованно убывают к месту погрузки (на станцию). Далее: погрузка на платформы и закрепление техники. Поскольку, элементы крепления подготовлены заранее, то установка растяжек много времени не займёт. Ключи и "фомки" у экипажей наверняка найдутся. Утрируя можно сказать, что, при погрузке эшелона из 50 платформ с торцевой рампы, можно сказать, что, пока последние танки будут заезжать на платформы, танки находящиеся в голове эшелона будут уже закреплены.
 Затраты по времени: 12- часов, но не более суток.  Вы как и все, наверняка, служили в армии и помните, как в «учебке» во время КМБ сержанты проводили занятия «подъём-отбой» с л/с, добиваясь того, что бойцы укладывались в требуемый норматив – 45 секунд. Так и в этом случае: можно тренировать танкистов в «учебке» погрузке на железнодорожные платформы (тем более, что, троса – не проволока, их можно использовать многократно). Разу к десятому – они будут выполнять эти операции осмысленно и в самые кратчайшие сроки.
 Чтобы посчитать разницу, давайте возьмем среднюю скорость движения воинского эшелона (50 км/ч) и умножим его на разницу времени погрузки эшелона (12-36 часов), то получим «сумашедшие цифры». На «Транссибе», эти цифры будут еще больше ;) Иначе – будет как в ТВ-сюжете (РТР) с одной в/ч грузившейся несколько дней под Волгоградом, но на войну в Южную Осетию так и не попавшую.
 Вот для этого  и предлагается: отгружать новую (или отремонтированную) технику с заводов для МО в обязательном порядке применяя в качестве элементов крепления троса с талрепами вместо проволочных растяжек и обвязок. После перевозки техники, элементы крепления хранить комплектами отдельно от остального ЗиП, выдавая его экипажу только перед погрузкой на железнодорожные платформы. Учитывая, что на всю имеющуюся в войсках технику имеются отдельно разработанные схемы крепления на железнодорожном подвижном составе, МО должно внести изменения согласно требований п. 9.17 Главы 1 Приложения 14 к СМГС в применении элементов крепления (заменив проволоку на троса) и согласовать эти изменения с РЖД. Постепенно (за несколько лет) обеспечить всю технику такими элементами крепления.
  Всё это позволит обеспечить переброску техники и войск в более короткие сроки и на большие расстояния, если рассматривать логистику как элемент повышения боеготовности.

Глубочайшая признательность и благодарность за инициативу в этом полезном деле участнику форума ВИФ2NE Александру. 

P.S.  «Скажите Государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся". Да, это тот самый случай, прямо по Лескову. Надеюсь, что нас УСЛЫШАТ.....и чтобы русские ребята "кровью не умывались", если не дай Бог, опять война...