понедельник, 12 ноября 2018 г.

Немного о новых «средних» танках


    Сегодня появилось сразу несколько публикаций с выставок военной техники, пошедших в азиатско-тихоокеанском регионе. «Российская газета» рассказала о китайском «легком» танке VT5, сравнив его с российской СПТП 2С25М «Спрут-СДМ1», а коллеги из блога BMPD о совместно турецко-индонезийской разработке – «среднем» танке Harimau. Как видим, наметилась четкая тенденция в разработке и предложении на рынок боевых бронированных машин в более легкой весовой категории, нежели так называемые «основные» танки.




   Диалектика развития танка, подсказывает нам, что основные танки, все без исключения – хоть западной генерации, хоть восточной растут по массе и этот рост достаточно существенен. Вместе с массой растёт и стоимость таких танков. При этом существенного приращения боевых характеристик не происходит. В связи с этим, очень многие производители пытаются сделать «ход конем» - создать более легкую и дешевую боевую машину, но с тяжелым танковым вооружением. Разумеется при этом приходится чем-то жертвовать. В данном случае – одним из важнейших качеств классического танка – защитой. Как ни парадоксально, но это может быть оправдано в современных условиях.  Дело в том, что сейчас так перестал быть «универсальным солдатом» - современный танк должен быть скорее узкоспециализированным инструментом, приспособленным к определенному характеру боевых действий, на вполне определенной местности со специфическими индивидуальными условиями. Под это должна подстраиваться и видоизменяться тактика применения. При этом, танк как был, так и остается главной ударной силой сухопутных войск. Последнее обуславливает наличие мощного вооружения. А вот защитой исходя из основного посыла можно пожертвовать. В самом деле, сейчас, с развитием легкий, компактных, и в то же время мощных и умных средств поражения, любой, даже самый защищенный танк, не может быть гарантирован в своей не поражаемости. А далее в ход идет статистика. Наиболее массовыми средствами поражения на поле боя сегодня чаще всего выступают пули обычного стрелкового оружия калибра от 5,45 до 14,5мм; снаряды малокалиберных автоматических пушек калибра 25-30мм в редких случаях 35-40мм; осколки снарядов и мин калибра от 50 до 120-122мм, реже 152-155мм; и конечно гранаты РПГ-7 как средство ближнего боя. Именно под это и затачивается защита новых «легко-средних» танков. Так что, как видим, определенная логика в развитии такого класса боевых машин все-таки есть. Не случайно работы по легким танкам в Советском Союзе шли чуть ли не до самого его развала. Правда в СССР, такие машины, получали еще и дополнительные свойства – как правило возможность плавания.  США так же не отставали и регулярно экспериментировали с легкими танками, которые чаще всего получали специализацию скаутов – разведчиков.
Модернизированный аргентинский танк ТАМ 2IP


    Прямым родоначальником современных «средних» танков достаточно уверенно можно назвать аргентинский ТАМ - Tanquo Argentino Mediano – «Аргентинский средний танк». Он был разработан что называется «от бедности» на базе германской БМП «Marder» в компании Thyssen-Henschel в середине 1970-х годов. Второе рождение он получил уже в наше время. На салоне Eurosatory-2012 компания Rheinmetall представила свой вариант аналогичной боевой машины. На той же платформе и практически с тем же вооружением. Marder Medium MBT в 2016 году был так же представлен в Индонезии на выставке Indo Defence 2016. Вероятно, именно это событие подтолкнуло индонезийцев заняться собственной разработкой машины подобного класса.

Турецко-индонезийский средний танк Harmau

   При этом Индонезия четко придерживается современным тенденциям. 

А именно:
1.       Локализация производства на собственной территории
2.       Платформенность
3.       Модульность конструкции


    Они позволяют развивать собственную экономику, создавать рабочие места, удешевлять как процесс разработки, так и производства, при этом существенно ускоряя их.
    Не стану останавливаться на описании конструкции их машины, получившей наименование Harmau – «Тигр», и достаточно хорошо изложенной у коллег, но отмечу ее видимые недостатки.  Собственно, их два. Первый – сравнительно высокий корпус, доставшийся, по всей видимости в наследство от базовой турецкой БМП FNSS Kaplan 30. На высоту корпуса так же повлияло требование по усиленной ПМЗ днища. При том, что стойкости к подрыву гусеницы традиционно внимания почти не уделено. Второй – машина практически беззащитна перед РПГ. И то и другое делают ее легкой мишенью в ближнем бою. Промахнуться практически невозможно, а при падании – невозможно уцелеть.
Тем не мене, машина вызвала значительный интерес. Как сообщается, индонезийская армия готова закупить порядка 400 таких танков. Большой интерес к Harmau проявляет Малайзия и Филиппины.
     Возвращаясь к высоте, да и вообще объемам корпуса у Harmau, складывается впечатление, что его хотели сделать плавающим. Но кроме как гусениц, иного движителя для плава у него не наблюдается. А их явно недостаточно для мореходности. Так же на возможность плаванья намекает вывод выхлопных труб от двигателя через крышу. Но  опять же, о такой возможности Harmau нигде не упоминается. 

CV90120-T

Marder Medium MBT


   Среди ее одноклассников Harmau, кроме упомянутых ТАМ и Marder Medium можно назвать танки на платформе шведской БМП CV-90 – CV-90-105 и СМ-90-120, польские LC-08 Anders и PL-01. Интересно, как и в случае с индонезийско-турецкой машиной, шведские и польские танки так же являются по сути продуктом британской компании BAE Systems. 


Макет легкого танка "Спрут-СДМ1"

   В России, как ни странно, ближайшим аналогом этих «легко-средних» танков, является СПТП «Спрут-СДМ1». При этом, российская машина превосходит все остальные по целому ряду параметров. Прежде всего – по мощности вооружения. На «Спруте» стоит практически та же 125мм пушка, что и на танках серии Т-72/-80/-90 с автоматом заряжания на 22 выстрела. Кроме этого, только русская машина имеет возможность плавать, и не просто плавать, но обладает реальной мореходностью, что особенно важно для островных государств Юго-Восточной Азии. Она авиатанспортабельна самолетами средней грузоподъемности, и вдобавок еще и авиадесантируема. Таких свойств нет вообще ни у кого. Это обусловлено ее наименьшей массой. В базовой комплектации «Спрут» имеет массу всего 18 тонн. Для сравнения: PL-01 – 30…35 тонн; CV90120-T – 28…35 тонн; Harmau – 32…35 тонн; Marder Medium – вообще 43 тонны. Однако защита «Спрута» рассчитана лишь на пули полудюймового калибра. Последнее обстоятельство было принято во внимание российскими конструкторами и уже на выставке «Армия-2018» была представлена модель «Спрута-СДМ» с усиленной бронезащитой, не только соответствующей по своему уровню иностранным конкурентам, но и превосходящий их в части защиты от РПГ. Конечно, при этом масса машины возросла, но тем не менее, она осталась ниже минимального весового порога конкурентов.
"Спрут" на плаву


 К сожалению, из-за просчетов в маркетинговой политике, долгое время «Спрут» не желали позиционировать и продвигать именно как танк.  А зря – было упущено время – подросли и окрепли конкуренты. Еще один важный момент – ценовая политика. В силу малосерийности производства «Спрута» (российским ВДВ их много не нужно), его стоимость на внутреннем рынке практически равна танку Т-90А. Для того что бы «Спрут» успешно конкурировал на внешних рынках, его цена должна быть ниже чем у конкурентов. Возможно, в целях продвижения имеет смысл снизить роялити. Еще одна проблема – внутренняя конкуренция. Поскольку единственная в России компания экспортер вооружения – Рособоронэкспорт и единственный производитель тяжелой бронетехники – «Урадвагонзавод» входят в единый холдинг «Ростех», то продвижению «Спрута», производимого частными «Тракторными заводами» со стороны Рособоронэкспорта уделяется очень мало внимания. Фактически, оно даже саботируется. «Ростеху» выгодно положить сейчас «тракторные заводы» на обе лопатки и отжать у владельцев его оборонный дивизион себе. Чем, собственно, сейчас «Ростех» не безуспешно занимается.

Тип-62 - китайский легкий танк первого поколения

  Что касается китайского VT5 – то можно сказать, что в поднебесной, развивая «легкий-средний» танк уверенно идут своим собственным путем. По сути VT5 представляет собой уменьшенный во всем, как бы с масштабированный, классический ОБТ. Ровно так же в свое время они «уменьшили» Т-54 – тип 59, получив WZ-131 – тип 62. Последний в свое время в силу дешевизны имел не малый успех в странах третьего мира. Вероятно, такая же участь ждет и VT5.

Китайский легкий танк VT5

   Мы же, сейчас, в части создания танков такого класса, не смотря на наличие «Спрута» серьезно отстали. Для сохранения своих позиций на рынке БТТ, руководству Российской Федерации стоит серьезно пересмотреть отношение к политике корпоративного строительства и приватизации, а также обратить серьезное внимание на работу РОЭ, выделив эту компанию их «Ростеха» в самостоятельное федеральное агентство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий